Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, Отчет
учебно-методический материал на тему

Лукьянова Алена Владимировна

 

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса, а именно: создание условий для формирования жизнеспособного человека с учетом его индивидуальных, половозрастных и других особенностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_psih-ped._sopro_v_uvp.doc200.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое

сопровождение обучающихся

 в учебно-воспитательном процессе.

Цель:

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса, а именно: создание условий для формирования жизнеспособного человека с учетом его индивидуальных, половозрастных и других особенностей.

 Задачи:

  1. Отслеживание результатов психологического развития учащихся на различных этапах обучения.
  2. Консультативная и информационная психологическая поддержка процессов обучения, воспитания и развития детей в образовательной среде школы.
  3. Оказание комплексной психолого-педагогической помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении и развитии.
  4. Повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса.
  5. содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе.
  6. содействие формированию у детей способности к саморазвитию, самоопределению, самореализации;
  7. содействие в приобретении учащимися, воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, построения карьеры, достижения успеха в жизни.

В рамках основной деятельности ведется работа над такой проблемой, как

«Работа педагога-психолога в процессе саморазвития и самореализации личности учащихся и педагогов».

 

Работа педагога-психолога осуществляется в трех основных направлениях.

Первое направление -  работа с учащимися.

Здесь  реализуются следующие виды деятельности:

  • психолого-педагогическая диагностика
  • консультативная работа
  • психологическое обучение и воспитание
  • коррекционно-развивающая работа.

В рамках этих видов деятельности осуществляются следующие:

Определение готовности к обучению в школе.

Цель: изучение личностно – эмоциональной сферы (мотивации и степени эмоционального благополучия первоклассников).

В ходе исследования были получены следующие результаты: готовы к школьному обучению 57%  первоклассников, условно готовы – 24% , не готовы 19%

 Сравнительный анализ  результатов исследования учащихся первых классов поступивших в школу в2009 и в 2010 году.

Как видно из рисунка, более половины детей, поступивших в школу в 2009 году – готовы к обучению в школе. Количество учащихся, готовых к обучению в школе, поступивших в 2010 году, снизилось.

Определение степени адаптации учащихся1-х классов

Сравнительный анализ  результатов исследования учащихся первых классов поступивших в школу в2009 и в 2010 году.

Как видно из рисунка, количество учащихся адаптированных к обучению в школе также снизилось.

По результатам обследования формируется группа для организации    коррекционно - развивающих занятий.

Вся деятельность по психологическому сопровождению на  начальном этапе обучения осуществляется в несколько этапов:

Этапы работы:

  • Определение уровня готовности к школьному обучению и степени адаптации к школе.
  • Коррекционные и развивающие  занятия.
  • Повторная диагностика (определение наличного уровня; определение эффективности психокоррекционных мероприятий).

Выявление особенностей познавательной сферы учащихся 2-х классов.

Данный вид работы также проводится в несколько этапов:

  • Диагностика:

внимание (устойчивость, концентрация, объем),

память (объем, типы памяти),

мышление (словесно-логическое, математическое)

  • По результатам диагностики составлена психокоррекционная программа с  целью развития познавательных способностей учащихся.  (Психокоррекционная программа  «Развивающие задания»).
  • Вторичная диагностика с целью проверки эффективности  психокоррекционных мероприятий.

Сопоставление результатов срезов показало, что, в течение года результаты улучшились, уровень развития познавательных процессов, в среднем по классу, повысился.

Определение уровня интеллектуальной и психологической готовности школьников к переходу из младшего звена в среднее

70% учащихся показали высокий уровень готовности,  средний уровень -  у 23%,  низкий -  у 7% учащихся.

По результатам диагностик с учащимися начального звена реализуются следующие программы коррекции и развития:

Коррекционно-развивающие
программы.

  • Программа «Введение в школьную жизнь» (обеспечение успешности адаптации к школьному обучению).
  • Программа развития учебно-познавательных мотивов младших школьников. Цель: формирование учебно-познавательных мотивов учащихся, формирование потребности в творческой деятельности, развитие интеллектуальных и творческих возможностей ребенка.
  • Программа по коррекции эмоционально-волевой сферы «Жизненные навыки».
  •  Программа коррекции и развития познавательных процессов «Развивающие задания».

Определение степени адаптации школьников к обучению в среднем звене (5-6 классы).

Цель: определение уровня тревожности в конкретных сферах внутришкольных отношений.

Степень адаптации оценивается по следующим параметрам:

  • общая тревожность в школе
  • переживание социального стресса
  • страх самовыражения
  • страх ситуации проверки знаний
  • страх несоответствия ожиданиям окружающих
  • низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
  • проблемы и страхи в отношении с учителями.

Проанализировав результаты исследования были получены следующие данные:  общая тревожность в школе –  повышенная - 28%, высокая – 24%; переживание социального стресса: повышенное – 10%, высокое – 14%; страх самовыражения: повышенный – 20%, высокий – 24%; страх ситуации проверки знаний: повышенный – 14%, высокий – 48%; страх несоответствия ожиданиям окружающих: повышенный – 20%, высокий – 28%; низкая физиологическая сопротивляемость стрессу: повышенная – 10%, высокая – 28%; проблемы и страхи в отношении с учителями: повыш. – 9%, выс. – 20%; выводы: неустойчивое эмоциональное состояние – 52%; проблемы в развитии социальных контактов – 24%; неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижениях высокого результата – 14%; негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей – 48%; негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки, особенно – публичной, знаний, достижений, возможностей – 62%; ориентация на значимых других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок – 48%;  особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды – 38%; общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения – 29%. Исходя из полученных данных была составлена программа занятий «Эмоционально- волевая сфера» и «Познавательные процессы". Результаты диагностического исследования сообщены на родительском собрании.

Оценка уровня и характера мотивации учебной деятельности учащихся (мониторинг).

Оценка уровня и характера мотивации учебной деятельности учащихся (1а, 4а, 5а, 7а, 8а, 8б, 9в, 10а, 11а– 2008-2009уч.г.).

В 1А классе на начало года мотивация сформирована на высоком уровне у 20% учащихся, на конец года – у 40 %. На среднем уровне, в начале года у 60%, в конце года – у 42%, 6не сформирована в начале года у  20%, в конце года -  у 14%.

В 4А классе на высоком уровне мотивация сформирована у 70% учащихся, на среднем уровне у 23%, не сформирована у 7%.

В 5А классе на высоком уровне сформированы такие мотивы как: собственного благополучия, престижности, содержания учебной деятельности, отношения к процессу учения.

В 7А классе у 67% высокий уровень мотивации, у 20% - нормальный, у 13% - сниженный.

В 8А у 3% учащихся - очень высокий уровень мотивации (в 2002-2003 уч. г. он составлял 8 %); у 70 % - высокий уровень (составлял 73%); у 24%  - нормальный (средний) уровень (составлял 19%); у 3% - сниженный ( в прошлом году отсутствовал).

В 8Б классе у  63 % - высокий уровень (в 2002-2003 уч. г. он составлял 72 %); у 27%  - нормальный (средний) уровень (составлял 28%); у 10% - сниженный ( в прошлом году отсутствовал).

В 9А классе у 25 % учащихся высокий уровень мотивации. У 75% - нормальный (средний).

В 10А у  очень высокий уровень мотивации отсутствует (в 2002-2003 уч. г. он составлял 4 %); у 56 % - высокий уровень (составлял 46%); у 32%  - нормальный (средний) уровень (составлял 11%); у 12% - сниженный (составлял 2%).

В 11А классе у 1% учащихся очень высокий уровень мотивации, у 68% - высокий, у 27% - нормальный (средний), у 9 % - сниженный.

В среднем по школе у 1% учащихся очень высокий уровень мотивации, у 58% - высокий уровень, у 33% - нормальный (средний), у 9% - сниженный.

Направленность мотивации.

В среднем по школе:

у 57% учащихся преобладают позиционные мотивы,

у 13% - игровые,

у 15% - учебные,

у 5% - социальные,

у 3% - внешние,

у 7% - оценочные.

Определение уровня творческого мышления и воображения

(мониторинг).

Определение уровня творческого мышления и воображения проводилось в 2008-2009 уч.г. в 1а, 6б, 7а,  8а, 8б, 9а, 10а классах. Анализ результатов показал, что учащиеся обладают недостаточно высоким уровнем развития творческого мышления и воображения.

Уровень (в %)

класс

В ср. по школе

10а

высокий

15

-

-

32

12

12,5

13

30

выше среднего

14,5

10

-

48

19

-

8

10

средний

29

20

53

4

16

25

39

40

ниже среднего

31,5

50

43

16

19

37,5

27

20

низкий

10

20

-

-

6,5

25

13

-

Изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся

Проводится в нескольких аспектах:

  • изучение профессиональных интересов и склонностей – «Я – хочу» (какая выбрана профессия, мотивы выбора, факторы оказавшие влияние на выбор и т.д.),
  • изучение способностей: определение типа личности, типа мышления - «Я – могу» (какая профессия подходит),
  • выбор профиля (удовлетворенность выбором, мотивы выбора и т.д.).

Также осуществляется такая деятельность как:

  • Анализ классных коллективов в рамках внутришкольного контроля.
  • Изучение детско-родительских отношений.
  • Определение статусных характеристик подростков в группах, изучение характера межличностных отношений в школьном коллективе – социометрия.
  • Исследование личностных особенностей учащихся.
  • Индивидуальные и групповые беседы по вопросам профилактики наркомании вен.заболеваний.
  • Клуб общения.
  • Профориентационное консультирование.
  • Консультирование по вопросам обучения, развития, жизненного самоопределения, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Следующим направлением в работе с учащимися является проведение уроков самосовершенствования:

Уроки самосовершенствования.

  • Самопознание (5 класс)
  • Самовоспитание (6 класс)
  • Самообучение (7 класс)
  • Самоутверждение (8 класс)
  • Самоопределение (9 класс)
  • Саморегуляция (10 класс)
  • Самоактуализация (11 класс)

Помимо данного курса в ходе уроков самосовершенствования, а также в ходе тренинговых занятий реализуются следующие программы:

Реализуемые программы.

  • Программа адаптационных встреч для 5-х классов «Новичок в средней школе». Цель: оказание психолого-педагогической поддержки к условиям обучения в среднем звене. Задачи: формирование представлений об умениях, навыках обучения в среднем звене, навыков взаимодействия  с другими людьми на основе самоприятия, самораскрытия и принятия других, адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, развитие навыка уверенного поведения, сплочение коллектива.
  • Программа развития адаптивных возможностей учащихся при переходе в среднее звено «Я и школа».
  • Программа формирования основ толерантного поведения для учащихся 5-6 классов «Я в мире людей».
  • Программа коррекции агрессивного поведения подростков «На тропе доверия».
  • Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к ЕГЭ «Путь к успеху».
  • Программа «Формирование жизненных ценностей и развития поведенческих навыков  у учащихся средней школы (7-9 классы)».
  • Программа формирования основ толерантного поведения для старшеклассников «Жить в мире с собой и  другими».
  • Программа подготовки к самостоятельной жизни и формирования психологической культуры «Трудно быть собой».
  • Программа учебного курса для старшеклассников «Культура эмоций».
  • Программа профориентационных курсов для 9-х классов.

Другим, не менее важным компонентом работы с учащимися, является руководство научно-исследовательскими работами

Руководство научно-исследовательскими работами учащихся

Второе направление - работа с педагогическим коллективом.

В рамках данного направления осуществляются следующие виды деятельности:

  • Психоконсультирование
  • Психопрсвещение
  • психодиагностика
  • Методическая поддержка
  • Тематические выступления на педсоветах и семинарах

В рамках данных сфер деятельности были проведены следующие мероприятия:

Изучение уровня владения учителем методами мотивации и стимулирования деятельности.

В ходе исследования были выявлены методы используемые на достаточном уровне:

  • поощрение,
  • рецензирование,
  • познавательный интерес,
  • создание проблемных ситуаций,
  •  формирование ответственного отношения к учению,
  •  информирование об обязательных результатах обучения,
  • предъявление учебных требований.

т. е., в основном, познавательные и волевые методы мотивации и стимулирования деятельности.

 И, методы используемые на низком уровне:

  • создание ситуации успеха,
  • стимулирующее оценивание,
  •  поиск контактов и сотрудничества,
  • удовлетворения желания быть значимой
  • побуждение подражать сильной личности
  • создание ситуации взаимопомощи
  • самооценка деятельности и коррекция
  • рефлексия поведения
  • прогнозирование будущей деятельности.
  • личностью развитие желания быть полезным отечеству,

Анализируя результаты исследования, можно сделать следующие выводы:

  • ни один из методов мотивации и стимулирования деятельности не используется педагогами на оптимальном уровне.
  • несмотря на владение педагогами различными группами методов мотивации и стимулирования деятельности, не все их многообразие используется в полном объеме, особенно методы, способствующие развитию личности учащихся.

Оценка творческого потенциала личности  педагогов.

Анализ результатов показал, что 40% педагогов обладают высоким уровнем творческого потенциала, 40 % - уровнем выше среднего и 20% - чуть выше среднего.

Выявление резервных возможностей качества воспитательной работы классных руководителей.

Анализ полученных результатов показал, что в среднем классные руководители используют свои возможности воспитательной работы лишь на 67,6%. Это значит, что качество воспитательной работы педагогов не исчерпывает своих возможностей и требует повышения.

Оценка степени профессионального выгорания.

  • Эмоциональное истощение - снижение эмоционального фона, равнодушие или эмоциональное перенасыщение.

33% - низкий уровень.

27% - средний уровень,

33% - высокий уровень.

  • Деперсонализация — деформация отношений с другими людьми  (повышение зависимости от других либо повышение негативизма, циничности установок и чувств по отношению к реципиентам: пациентам, клиентам, подчиненным).

47% - низкий уровень.

53% - средний уровень,

40% - высокий уровень.

  • Редукция личных достижений — тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебных достоинств и возможностей, либо  редуцирование собственного достоинства, ограничение своих возможностей, обязанностей; по отношению к другим.

20% - низкий уровень.

20% - средний уровень,

27% - высокий уровень.

Исследование личностных особенностей педагогов

Степень агрессивности педагогов.

Исследование показало, что 11% педагогов обладают излишней агрессивностью, 84% - умеренной, и 5% - миролюбивы.

Оценка стрессоустойчивости педагогов.

Определяется соотношением двух факторов:

  1. Степенью тревожности.
  2. Состоянием нервной системы.

Были проведены  психолого-педагогические семинары:

Психолого-педагогические семинары:

  • О «синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности в работе педагога.
  • Здоровьесберегающие технологии.
  • «Этика педагогического общения как необходимое условие предупреждения эмоционального сгорания учителя».

Также были организованы выступления на педсоветах:

Выступления на педсоветах:

Выступления на методических объединениях учителей:

  • «Творчество в образовательном процессе»
  • Тренинг «Формирование личностно-ориентированной позиции по отношению к детям».
  • «Роль диагностических методик в работе классного руководителя»
  • «Психология творческого саморазвития личности».

Тематические выступления:

  • «Мотивация деятельности учащихся на уроке и создание условий для ее развития».
  • «Уровень творческого мышления и воображения учащихся».
  • «Теория решения изобретательских задач».

Одним из направлений работы является методическая поддержка.

Методическая поддержка:

  • Предоставление материалов для проведений родительских собраний.
  • Предоставление диагностических методик для изучения классного коллектива.
  • Консультирование педагогов по вопросам, связанным с обучением, взаимодействием, психологическим развитием, половозрастными особенностями школьников.
  • Психолого-педагогическая диагностика учащихся

Третье направление  -  работа с родителями.

Здесь осуществляются следующие виды деятельности:

  • Психологическое просвещение
  • Психодиагностика
  • Информирование по итогам диагностики
  • Психологическое консультирование

В данном направлении была проделана следующая работа:

  • Выступления на общешкольных родительских собраниях («Нервно-психические нарушения у детей», «Здоровье нации»).
  • Выступления на родительских собраниях по итогам диагностики.
  • Родительское собрание в 1-х классах на тему «Особенности возраста, готовность к школьному обучению и адаптация к школе» (итоги диагностического обследования).
  • Родительское собрание в 5-х классе на тему «Особенности возраста, готовность к обучению в среднем звене».
  • Родительское собрание во 2-х по итогам психокоррекционной работы по развитию познавательной сферы
  • Родительское собрание в 4-х по итогам определения уровня психологической готовности школьников к переходу в среднее звено.
  • Выступление на родительском собрании в 11А классе на тему «Особенности возраста; подготовка к экзаменам; роль родителей в профессиональном самоопределении учащихся».
  • Родительское собрание в 9 классе на тему «Детско-родительские отношения» (теоретический аспект, диагностика детско-родительских отношений – тест «Подростки о родителях», анкетирование родителей).
  • Индивидуальные консультации:
  • по вопросам половозрастных и индивидуальных особенностей школьников;
  • по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.  
  • Психологическое просвещение и информирование родителей.

Полноценная работа любого специалиста невозможна без дополнительного образования.

Мною были посещены  курсы повышения квалификации:

Курсы повышения квалификации:

«Сказкотерапия для дошкольников и школьников»

Мною ведется работа разработке новых программ и методик:

Работа по созданию авторских разработок:

  • Психокоррекционная программа развития познавательных процессов младших школьников.
  • Программа для социально-психологической адаптации детей к школе.
  • «Психологическая азбука» - программа развивающих уроков для младших школьников
  • Программа подготовки младших школьников к переходу в среднее звено.
  • Программа профориентационных курсов для 9-х классов.
  • Программа тренинга «Формирование психологической культуры»
  • Программа компьютерной обработки данных.
  • Анкеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете.Понятие психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Основным моментом модернизации современной системы образования по ФГОС, является создание условий для развития и самореализации каждого ребенка. Данная задача может быть успешно решена лишь посредство...

Преемственность психолого-педагогического сопровождения обучающихся в детском саду и школе. Психологическое сопровождение учащихся в адаптационный период в соответствии с ФГОС НОО

В данной статье описывается опыт работы по преемственности между детским садом и школой, а так же дальнейшее психологическое сопровождение обучающихся по адаптации к школе. Статья будет полезна для мо...

Психолого-педагогические аспекты сопровождения школы будущего первоклассника «АБВГДейка»

Презентация по организации работы с будущими первоклассниками....

Особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы в Центре психолого-педагогической реабилитации детей «Орион»

Дана краткая характеристика и особенности применения технологий психолого-педагогичекого сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно оздоровительной работы в Цен...

Статья: «Формы, организация и психолого-педагогические условия сопровождения в образовательных организациях».

В статье представлеы формы работы и психолого-педагогические условия сопровождения в школах....

Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации « Первый раз - в первый класс».

Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации ...

Психолого-педагогическая программа "Типовая схема психолого-педагогического сопровождения учащихся 1-х и 5-х в период адаптации"

Психолого-педагогическая программа "Типовая схема психолого-педагогического сопровождения учащихся 1-х и 5-х в период адаптации"...