Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, Отчет
учебно-методический материал на тему
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса, а именно: создание условий для формирования жизнеспособного человека с учетом его индивидуальных, половозрастных и других особенностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_psih-ped._sopro_v_uvp.doc | 200.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое
сопровождение обучающихся
в учебно-воспитательном процессе.
Цель:
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса, а именно: создание условий для формирования жизнеспособного человека с учетом его индивидуальных, половозрастных и других особенностей.
Задачи:
- Отслеживание результатов психологического развития учащихся на различных этапах обучения.
- Консультативная и информационная психологическая поддержка процессов обучения, воспитания и развития детей в образовательной среде школы.
- Оказание комплексной психолого-педагогической помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении и развитии.
- Повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса.
- содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе.
- содействие формированию у детей способности к саморазвитию, самоопределению, самореализации;
- содействие в приобретении учащимися, воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, построения карьеры, достижения успеха в жизни.
В рамках основной деятельности ведется работа над такой проблемой, как
«Работа педагога-психолога в процессе саморазвития и самореализации личности учащихся и педагогов».
Работа педагога-психолога осуществляется в трех основных направлениях.
Первое направление - работа с учащимися.
Здесь реализуются следующие виды деятельности:
- психолого-педагогическая диагностика
- консультативная работа
- психологическое обучение и воспитание
- коррекционно-развивающая работа.
В рамках этих видов деятельности осуществляются следующие:
Определение готовности к обучению в школе.
Цель: изучение личностно – эмоциональной сферы (мотивации и степени эмоционального благополучия первоклассников).
В ходе исследования были получены следующие результаты: готовы к школьному обучению 57% первоклассников, условно готовы – 24% , не готовы 19%
Сравнительный анализ результатов исследования учащихся первых классов поступивших в школу в2009 и в 2010 году.
Как видно из рисунка, более половины детей, поступивших в школу в 2009 году – готовы к обучению в школе. Количество учащихся, готовых к обучению в школе, поступивших в 2010 году, снизилось.
Определение степени адаптации учащихся1-х классов
Сравнительный анализ результатов исследования учащихся первых классов поступивших в школу в2009 и в 2010 году.
Как видно из рисунка, количество учащихся адаптированных к обучению в школе также снизилось.
По результатам обследования формируется группа для организации коррекционно - развивающих занятий.
Вся деятельность по психологическому сопровождению на начальном этапе обучения осуществляется в несколько этапов:
Этапы работы:
- Определение уровня готовности к школьному обучению и степени адаптации к школе.
- Коррекционные и развивающие занятия.
- Повторная диагностика (определение наличного уровня; определение эффективности психокоррекционных мероприятий).
Выявление особенностей познавательной сферы учащихся 2-х классов.
Данный вид работы также проводится в несколько этапов:
- Диагностика:
внимание (устойчивость, концентрация, объем),
память (объем, типы памяти),
мышление (словесно-логическое, математическое)
- По результатам диагностики составлена психокоррекционная программа с целью развития познавательных способностей учащихся. (Психокоррекционная программа «Развивающие задания»).
- Вторичная диагностика с целью проверки эффективности психокоррекционных мероприятий.
Сопоставление результатов срезов показало, что, в течение года результаты улучшились, уровень развития познавательных процессов, в среднем по классу, повысился.
Определение уровня интеллектуальной и психологической готовности школьников к переходу из младшего звена в среднее
70% учащихся показали высокий уровень готовности, средний уровень - у 23%, низкий - у 7% учащихся.
По результатам диагностик с учащимися начального звена реализуются следующие программы коррекции и развития:
Коррекционно-развивающие
программы.
- Программа «Введение в школьную жизнь» (обеспечение успешности адаптации к школьному обучению).
- Программа развития учебно-познавательных мотивов младших школьников. Цель: формирование учебно-познавательных мотивов учащихся, формирование потребности в творческой деятельности, развитие интеллектуальных и творческих возможностей ребенка.
- Программа по коррекции эмоционально-волевой сферы «Жизненные навыки».
- Программа коррекции и развития познавательных процессов «Развивающие задания».
Определение степени адаптации школьников к обучению в среднем звене (5-6 классы).
Цель: определение уровня тревожности в конкретных сферах внутришкольных отношений.
Степень адаптации оценивается по следующим параметрам:
- общая тревожность в школе
- переживание социального стресса
- страх самовыражения
- страх ситуации проверки знаний
- страх несоответствия ожиданиям окружающих
- низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
- проблемы и страхи в отношении с учителями.
Проанализировав результаты исследования были получены следующие данные: общая тревожность в школе – повышенная - 28%, высокая – 24%; переживание социального стресса: повышенное – 10%, высокое – 14%; страх самовыражения: повышенный – 20%, высокий – 24%; страх ситуации проверки знаний: повышенный – 14%, высокий – 48%; страх несоответствия ожиданиям окружающих: повышенный – 20%, высокий – 28%; низкая физиологическая сопротивляемость стрессу: повышенная – 10%, высокая – 28%; проблемы и страхи в отношении с учителями: повыш. – 9%, выс. – 20%; выводы: неустойчивое эмоциональное состояние – 52%; проблемы в развитии социальных контактов – 24%; неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижениях высокого результата – 14%; негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей – 48%; негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки, особенно – публичной, знаний, достижений, возможностей – 62%; ориентация на значимых других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок – 48%; особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды – 38%; общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения – 29%. Исходя из полученных данных была составлена программа занятий «Эмоционально- волевая сфера» и «Познавательные процессы". Результаты диагностического исследования сообщены на родительском собрании.
Оценка уровня и характера мотивации учебной деятельности учащихся (мониторинг).
Оценка уровня и характера мотивации учебной деятельности учащихся (1а, 4а, 5а, 7а, 8а, 8б, 9в, 10а, 11а– 2008-2009уч.г.).
В 1А классе на начало года мотивация сформирована на высоком уровне у 20% учащихся, на конец года – у 40 %. На среднем уровне, в начале года у 60%, в конце года – у 42%, 6не сформирована в начале года у 20%, в конце года - у 14%.
В 4А классе на высоком уровне мотивация сформирована у 70% учащихся, на среднем уровне у 23%, не сформирована у 7%.
В 5А классе на высоком уровне сформированы такие мотивы как: собственного благополучия, престижности, содержания учебной деятельности, отношения к процессу учения.
В 7А классе у 67% высокий уровень мотивации, у 20% - нормальный, у 13% - сниженный.
В 8А у 3% учащихся - очень высокий уровень мотивации (в 2002-2003 уч. г. он составлял 8 %); у 70 % - высокий уровень (составлял 73%); у 24% - нормальный (средний) уровень (составлял 19%); у 3% - сниженный ( в прошлом году отсутствовал).
В 8Б классе у 63 % - высокий уровень (в 2002-2003 уч. г. он составлял 72 %); у 27% - нормальный (средний) уровень (составлял 28%); у 10% - сниженный ( в прошлом году отсутствовал).
В 9А классе у 25 % учащихся высокий уровень мотивации. У 75% - нормальный (средний).
В 10А у очень высокий уровень мотивации отсутствует (в 2002-2003 уч. г. он составлял 4 %); у 56 % - высокий уровень (составлял 46%); у 32% - нормальный (средний) уровень (составлял 11%); у 12% - сниженный (составлял 2%).
В 11А классе у 1% учащихся очень высокий уровень мотивации, у 68% - высокий, у 27% - нормальный (средний), у 9 % - сниженный.
В среднем по школе у 1% учащихся очень высокий уровень мотивации, у 58% - высокий уровень, у 33% - нормальный (средний), у 9% - сниженный.
Направленность мотивации.
В среднем по школе:
у 57% учащихся преобладают позиционные мотивы,
у 13% - игровые,
у 15% - учебные,
у 5% - социальные,
у 3% - внешние,
у 7% - оценочные.
Определение уровня творческого мышления и воображения
(мониторинг).
Определение уровня творческого мышления и воображения проводилось в 2008-2009 уч.г. в 1а, 6б, 7а, 8а, 8б, 9а, 10а классах. Анализ результатов показал, что учащиеся обладают недостаточно высоким уровнем развития творческого мышления и воображения.
Уровень (в %) | класс | ||||||||
В ср. по школе | 1а | 6а | 7а | 8а | 8б | 9а | 10а | ||
высокий | 15 | - | - | 32 | 12 | 12,5 | 13 | 30 | |
выше среднего | 14,5 | 10 | - | 48 | 19 | - | 8 | 10 | |
средний | 29 | 20 | 53 | 4 | 16 | 25 | 39 | 40 | |
ниже среднего | 31,5 | 50 | 43 | 16 | 19 | 37,5 | 27 | 20 | |
низкий | 10 | 20 | - | - | 6,5 | 25 | 13 | - |
Изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся
Проводится в нескольких аспектах:
- изучение профессиональных интересов и склонностей – «Я – хочу» (какая выбрана профессия, мотивы выбора, факторы оказавшие влияние на выбор и т.д.),
- изучение способностей: определение типа личности, типа мышления - «Я – могу» (какая профессия подходит),
- выбор профиля (удовлетворенность выбором, мотивы выбора и т.д.).
Также осуществляется такая деятельность как:
- Анализ классных коллективов в рамках внутришкольного контроля.
- Изучение детско-родительских отношений.
- Определение статусных характеристик подростков в группах, изучение характера межличностных отношений в школьном коллективе – социометрия.
- Исследование личностных особенностей учащихся.
- Индивидуальные и групповые беседы по вопросам профилактики наркомании вен.заболеваний.
- Клуб общения.
- Профориентационное консультирование.
- Консультирование по вопросам обучения, развития, жизненного самоопределения, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Следующим направлением в работе с учащимися является проведение уроков самосовершенствования:
Уроки самосовершенствования.
- Самопознание (5 класс)
- Самовоспитание (6 класс)
- Самообучение (7 класс)
- Самоутверждение (8 класс)
- Самоопределение (9 класс)
- Саморегуляция (10 класс)
- Самоактуализация (11 класс)
Помимо данного курса в ходе уроков самосовершенствования, а также в ходе тренинговых занятий реализуются следующие программы:
Реализуемые программы.
- Программа адаптационных встреч для 5-х классов «Новичок в средней школе». Цель: оказание психолого-педагогической поддержки к условиям обучения в среднем звене. Задачи: формирование представлений об умениях, навыках обучения в среднем звене, навыков взаимодействия с другими людьми на основе самоприятия, самораскрытия и принятия других, адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, развитие навыка уверенного поведения, сплочение коллектива.
- Программа развития адаптивных возможностей учащихся при переходе в среднее звено «Я и школа».
- Программа формирования основ толерантного поведения для учащихся 5-6 классов «Я в мире людей».
- Программа коррекции агрессивного поведения подростков «На тропе доверия».
- Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к ЕГЭ «Путь к успеху».
- Программа «Формирование жизненных ценностей и развития поведенческих навыков у учащихся средней школы (7-9 классы)».
- Программа формирования основ толерантного поведения для старшеклассников «Жить в мире с собой и другими».
- Программа подготовки к самостоятельной жизни и формирования психологической культуры «Трудно быть собой».
- Программа учебного курса для старшеклассников «Культура эмоций».
- Программа профориентационных курсов для 9-х классов.
Другим, не менее важным компонентом работы с учащимися, является руководство научно-исследовательскими работами
Руководство научно-исследовательскими работами учащихся
Второе направление - работа с педагогическим коллективом.
В рамках данного направления осуществляются следующие виды деятельности:
- Психоконсультирование
- Психопрсвещение
- психодиагностика
- Методическая поддержка
- Тематические выступления на педсоветах и семинарах
В рамках данных сфер деятельности были проведены следующие мероприятия:
Изучение уровня владения учителем методами мотивации и стимулирования деятельности.
В ходе исследования были выявлены методы используемые на достаточном уровне:
- поощрение,
- рецензирование,
- познавательный интерес,
- создание проблемных ситуаций,
- формирование ответственного отношения к учению,
- информирование об обязательных результатах обучения,
- предъявление учебных требований.
т. е., в основном, познавательные и волевые методы мотивации и стимулирования деятельности.
И, методы используемые на низком уровне:
- создание ситуации успеха,
- стимулирующее оценивание,
- поиск контактов и сотрудничества,
- удовлетворения желания быть значимой
- побуждение подражать сильной личности
- создание ситуации взаимопомощи
- самооценка деятельности и коррекция
- рефлексия поведения
- прогнозирование будущей деятельности.
- личностью развитие желания быть полезным отечеству,
Анализируя результаты исследования, можно сделать следующие выводы:
- ни один из методов мотивации и стимулирования деятельности не используется педагогами на оптимальном уровне.
- несмотря на владение педагогами различными группами методов мотивации и стимулирования деятельности, не все их многообразие используется в полном объеме, особенно методы, способствующие развитию личности учащихся.
Оценка творческого потенциала личности педагогов.
Анализ результатов показал, что 40% педагогов обладают высоким уровнем творческого потенциала, 40 % - уровнем выше среднего и 20% - чуть выше среднего.
Выявление резервных возможностей качества воспитательной работы классных руководителей.
Анализ полученных результатов показал, что в среднем классные руководители используют свои возможности воспитательной работы лишь на 67,6%. Это значит, что качество воспитательной работы педагогов не исчерпывает своих возможностей и требует повышения.
Оценка степени профессионального выгорания.
- Эмоциональное истощение - снижение эмоционального фона, равнодушие или эмоциональное перенасыщение.
33% - низкий уровень.
27% - средний уровень,
33% - высокий уровень.
- Деперсонализация — деформация отношений с другими людьми (повышение зависимости от других либо повышение негативизма, циничности установок и чувств по отношению к реципиентам: пациентам, клиентам, подчиненным).
47% - низкий уровень.
53% - средний уровень,
40% - высокий уровень.
- Редукция личных достижений — тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебных достоинств и возможностей, либо редуцирование собственного достоинства, ограничение своих возможностей, обязанностей; по отношению к другим.
20% - низкий уровень.
20% - средний уровень,
27% - высокий уровень.
Исследование личностных особенностей педагогов
Степень агрессивности педагогов.
Исследование показало, что 11% педагогов обладают излишней агрессивностью, 84% - умеренной, и 5% - миролюбивы.
Оценка стрессоустойчивости педагогов.
Определяется соотношением двух факторов:
- Степенью тревожности.
- Состоянием нервной системы.
Были проведены психолого-педагогические семинары:
Психолого-педагогические семинары:
- О «синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности в работе педагога.
- Здоровьесберегающие технологии.
- «Этика педагогического общения как необходимое условие предупреждения эмоционального сгорания учителя».
Также были организованы выступления на педсоветах:
Выступления на педсоветах:
Выступления на методических объединениях учителей:
- «Творчество в образовательном процессе»
- Тренинг «Формирование личностно-ориентированной позиции по отношению к детям».
- «Роль диагностических методик в работе классного руководителя»
- «Психология творческого саморазвития личности».
Тематические выступления:
- «Мотивация деятельности учащихся на уроке и создание условий для ее развития».
- «Уровень творческого мышления и воображения учащихся».
- «Теория решения изобретательских задач».
Одним из направлений работы является методическая поддержка.
Методическая поддержка:
- Предоставление материалов для проведений родительских собраний.
- Предоставление диагностических методик для изучения классного коллектива.
- Консультирование педагогов по вопросам, связанным с обучением, взаимодействием, психологическим развитием, половозрастными особенностями школьников.
- Психолого-педагогическая диагностика учащихся
Третье направление - работа с родителями.
Здесь осуществляются следующие виды деятельности:
- Психологическое просвещение
- Психодиагностика
- Информирование по итогам диагностики
- Психологическое консультирование
В данном направлении была проделана следующая работа:
- Выступления на общешкольных родительских собраниях («Нервно-психические нарушения у детей», «Здоровье нации»).
- Выступления на родительских собраниях по итогам диагностики.
- Родительское собрание в 1-х классах на тему «Особенности возраста, готовность к школьному обучению и адаптация к школе» (итоги диагностического обследования).
- Родительское собрание в 5-х классе на тему «Особенности возраста, готовность к обучению в среднем звене».
- Родительское собрание во 2-х по итогам психокоррекционной работы по развитию познавательной сферы
- Родительское собрание в 4-х по итогам определения уровня психологической готовности школьников к переходу в среднее звено.
- Выступление на родительском собрании в 11А классе на тему «Особенности возраста; подготовка к экзаменам; роль родителей в профессиональном самоопределении учащихся».
- Родительское собрание в 9 классе на тему «Детско-родительские отношения» (теоретический аспект, диагностика детско-родительских отношений – тест «Подростки о родителях», анкетирование родителей).
- Индивидуальные консультации:
- по вопросам половозрастных и индивидуальных особенностей школьников;
- по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
- Психологическое просвещение и информирование родителей.
Полноценная работа любого специалиста невозможна без дополнительного образования.
Мною были посещены курсы повышения квалификации:
Курсы повышения квалификации:
«Сказкотерапия для дошкольников и школьников»
Мною ведется работа разработке новых программ и методик:
Работа по созданию авторских разработок:
- Психокоррекционная программа развития познавательных процессов младших школьников.
- Программа для социально-психологической адаптации детей к школе.
- «Психологическая азбука» - программа развивающих уроков для младших школьников
- Программа подготовки младших школьников к переходу в среднее звено.
- Программа профориентационных курсов для 9-х классов.
- Программа тренинга «Формирование психологической культуры»
- Программа компьютерной обработки данных.
- Анкеты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете.Понятие психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
Основным моментом модернизации современной системы образования по ФГОС, является создание условий для развития и самореализации каждого ребенка. Данная задача может быть успешно решена лишь посредство...
Преемственность психолого-педагогического сопровождения обучающихся в детском саду и школе. Психологическое сопровождение учащихся в адаптационный период в соответствии с ФГОС НОО
В данной статье описывается опыт работы по преемственности между детским садом и школой, а так же дальнейшее психологическое сопровождение обучающихся по адаптации к школе. Статья будет полезна для мо...
Психолого-педагогические аспекты сопровождения школы будущего первоклассника «АБВГДейка»
Презентация по организации работы с будущими первоклассниками....
Особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы в Центре психолого-педагогической реабилитации детей «Орион»
Дана краткая характеристика и особенности применения технологий психолого-педагогичекого сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно оздоровительной работы в Цен...
Статья: «Формы, организация и психолого-педагогические условия сопровождения в образовательных организациях».
В статье представлеы формы работы и психолого-педагогические условия сопровождения в школах....
Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации « Первый раз - в первый класс».
Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации ...
Психолого-педагогическая программа "Типовая схема психолого-педагогического сопровождения учащихся 1-х и 5-х в период адаптации"
Психолого-педагогическая программа "Типовая схема психолого-педагогического сопровождения учащихся 1-х и 5-х в период адаптации"...