Презентация по психологии. Мотивация.
презентация к уроку (3 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация по психологии. Мотивация | 1.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Биологическая роль мотиваций
Потребности и соответствующие им мотивации неразрывно связаны с инстинктами . Выделяют три типа потребностей и соответствующих им мотиваций: биологические, социальные (ролевые) и идеальные (саморазвития) , соответствующие важнейшим типам инстинктов (безусловных рефлексов).
Витальные ● Пищевые ● Питьевые ● Оборонительные ● Регуляция сна — бодрствования ● Экономии сил Ролевые (зоосоциальные) ● Половые ● Родительские ● Эмоциональные ● Резонанса, “ сопереживания” ● Территориальные ● Иерархические Саморазвития ● Исследовательские ● Имитационные ● Игровые ● Преодоления сопротивления, свободы Важнейшие безусловные рефлексы животных (по П. В. Симонову, 1986, с изм.) Примечание: в силу особенностей терминологии того времени, инстинкты названы безусловными рефлексами (эти понятия близки, но не идентичны).
Мотивации представляют собой древнейший механизм, направляющий поведение для обеспечения выживания особи. Мотивации могут базироваться на древних врожденных безусловнорефлекторных механизмах , не связанных с когнитивными процессами, хотя у высших животных и человека мотивации тесно переплетаются с когнитивным уровнем.
Виды мотиваций: 1. Низшие ( первичные ) – инстинктивные, врожденные («основные влечения» по И.П.Павлову: голод, жажда, страх, половое чувство и др.) 2. Высшие ( вторичные ) – приобретаются в течение индивидуальной жизни Все рассмотренные выше потребности и мотивации являются низшими (первичными) Психологи обычно имеют дело с высшими (вторичными) мотивациями, связанными с человеческой деятельностью, а низшим (первичным) мотивациям в психологии, как правило, уделяется недостаточно внимания.
Большинство форм обучения , в особенности условнорефлекторное , основаны на какой-либо мотивации и, как правило, реализуются лишь при наличии соответствующей мотивации (пищевой, питьевой, оборонительной и т.п.). Безусловные стимулы (подкрепление) всегда связаны с какой-либо потребностью : получить пищу, получить воду, избежать болевого раздражения и т.п. При этом удовлетворение или неудовлетворение потребности вызывает эмоции (удовольствие, неудовольствие), которые сами по себе являются важным фактором подкрепления .
Основные методы физиологического изучения мотиваций: 1. Наблюдение целенаправленного поведения в условиях свободного выбора 2. Условнорефлекторная методика (реализация мотивации достижима для животного лишь через выполнение условнорефлекторного действия – например, нажатия на рычаг) 3. Разрушение нервных центров 4. Электрическая или химическая стимуляция (раздражение) нервных центров 5. Самораздражение
Некоторые методы оценки силы мотиваций : 1. Измерение количества съеденной пищи, выпитой воды и т.п. 2. Подсчет частоты нажатия на рычаг ради получения данного подкрепления 3. Определение предельной концентрации хинина, при которой животное продолжает пить или есть 4. Определение предельной силы удара током, который животное готово преодолеть ради получения желаемого подкрепления
Крыса с электродом в участке гипоталамуса , получившем название « центра удовольствия », нажимает на рычаг, подвергая собственный мозг электростимуляции. Примечание: «центр удовольствия» - метафорическое, а не анатомическое и не физиологическое название. В качестве «центра удовольствия» могут выступать разные области, в т.ч. центр голода.
Хосе Дельгадо останавливает атаку разъяренного быка, посылая ток в электрод, вживленный в гипоталамус животного.
Агрессивное поведение кошки, вызванное стимуляцией гипоталамуса : А - кошка, воспитанная в "дружбе" с крысой; Б - кошка с яростью набрасывается на крысу при электрической стимуляции гипоталамуса
Кошка с электродом, вживленным в определенный участок гипоталамуса , при электрической стимуляции принимает агрессивную позу (Hess, 1954).
Кот с экспериментально вызванным синдромом Клювера-Бюси (поражение височной доли, включая миндалину ). Животные (и люди) с этим синдромом перестают понимать, какие объекты являются пищей, какие – добычей, какие – половым партнером, и, вообще, каково их значение; исчезает страх, а также развивается гиперсексуальность.
Случай с Финеасом Гейджем, произошедший 13 сентября 1848 года. Железный инструмент, пробивший ему голову. « Больной очень импульсивен и нерешителен , хотя остался весьма упрямым, как и прежде... Стал очень груб , чего никогда не было раньше.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по психологии общения на тему "Коммуникативные компетенции".
Презентация на тему "Коммуникативные компетенции"...
Презентация по психологии общения на тему "Активное и пассивное слушание".
Активное и пассивное слушание...
Презентация по психологии общения на тему "Барьеры общения".
Барьеры общения....
Презентация по психологии общения на тему "Стили взаимодействия".
Стили взаимодействия....
Презентация по психологии общения на тему "Барьеры общения"
Классификация барьеров общения...
Презентация по психологии "Барьеры общения"
Презентация по психологии "Барьеры общения"...
Презентация "Позитивная психология"
Материал, посвящённый позитивной психотерапии Н.Пезешкиана....