Презентация "Позитивная психология"
презентация к уроку на тему
Материал, посвящённый позитивной психотерапии Н.Пезешкиана.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация "Позитивная психология" | 942.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нассрат Пезешкиан – немецкий психиатр и психотерапевт, невролог иранского происхождения, профессор, основатель позитивной психотерапии.
Позитивная психотерапия , разрабатываемая Н. Пезешкианом с 1972 г.,представляет собой краткосрочную психотерапию. В ней прослеживается взаимосвязь системы "болезнь – культура - семья – воспитание и психотерапия". Позитивная терапия направлена на то, чтобы человек, используя свои внутренние ресурсы, смог решить свои проблемы, ставя перед собой новые цели. Позитивная психотерапия применяется при разрешении семейных проблем.
Позитивная психотерапия основывается на трех основных принципах – надежды, баланса и консультирования. В процессе консультирования выявляются и прорабатываются основные проблемы и внутренние конфликты клиента.
В работе используются: притчи, метафоры, истории, афоризмы, анекдоты. В настоящее время можно использовать в дополнении к этому методу метафорические карты в семейном консультировании.
Под воздействием внешних событий, например, смена места работы, смерть близких и других травмирующих факторов, формируется Актуальный конфликт . Базовый конфликт формируется в детстве клиента при взаимоотношении со своей семьей. Актуальный и базовый конфликты находятся в тесном взаимодействии. Н. Пезешкиан утверждал, что возникновение конфликтов у клиента связано с постоянно повторяющимися нормами поведения, которые он назвал актуальными способностями.
Доктор медицинских наук Н.Пезешкиан сформировал список из 24 актуальных способностей: любовь, сексуальность, уверенность, сомнение, терпение, надежда, аккуратность, чистоплотность, пунктуальность и т.д. В свою очередь актуальные способности автор метода позитивной психотерапии разделил на первичные и вторичные актуальные способности. В каждой группе по 12 актуальных способностей.
Для преодоления межличностных конфликтов он предложил пятиступенчатую терапию: 1. Наблюдение/ дистанцирование ; 2. Инвентаризация; 3. Ситуативная поддержка; 4. Вербализация; 5. Расширение системы целей.
Рассматриваются все факторы стрессов и конфликтов, которые проблематичны для клиента на данный момент времени. В случае необходимости для более полного понимания ситуации рассматриваются все значимые события, которые были у человека за последние пять-десять лет. Постоянный стресс зачастую приводит к депрессии. Идет анализ и проработка этих событий. 1.Наблюдение/ Д истанцирование
2. Инвентаризация. Речь идет о способе преодоления стресса и конфликта, которые клиент не может решить за последнее время. Чаще всего это проблемные детско-родительские отношения, партнерские отношения, взаимоотношения между начальником и подчиненным, отношения между коллегами по работе и т.д. На этом этапе с клиентом обсуждаются 4 формы переработки конфликтов. Выясняются формы реагирования на конфликтную ситуацию: прослеживается взаимосвязь между психологическими проблемами и физиологическим проявлением, анализируютразличные причины, которые привели к болезни, т.е. психосоматические проявления. На этом этапе исследуют удовлетворенность и степень реализации своих потребностей в сфере профессиональной деятельности, каким образом осуществляются межличностные отношения, какие планы строит клиент на будущее. Основной целью терапии становится выявление причины возникновения конфликтов и способы решения проблемы.
3. Ситуативная поддержка. Выясняется, каким образом клиент и его семья справлялась раньше с возникающими проблемами. Что способствовало разрешению конфликта. Какие внутренние или внешние ресурсы были использованы.
4. Вербализация Конкретизируются те конфликты, которые оставались невысказанными или неосознанными клиентом. Терапевт анализирует основной конфликт и совместно с клиентом вырабатывает новую стратегию поведения.
Определяются новые цели, жизненные планы на ближайшее будущее. Здесь вырабатываются новые способы поведения для улучшения своей жизни. Терапевт помогает клиенту сформулировать конкретные шаги для достижения своей цели. Это могут быть планы на день, месяц, год, 5 лет, 10 лет. Но это не значит, что эти планы нельзя будет в дальнейшем корректировать. Клиенту дается принцип формирования жизненных целей. Формируются новые варианты решения проблем клиента. Все пять ступеней находятся в постоянном взаимодействии. 5. Расширение системы целей.
В процессе терапии Н. Пезешкиан использовал Висбаденский опросник , состоящий из 85 вопросов и Дифферинциально-аналитический опросник (ДАО). В ДАО анализируются актуальные способности как самого клиента так и человека, с которым возник тот или иной конфликт. Это может быть партнер по браку или кто-то из членов семьи. Выявляются критичные актуальные способности, которые приводят к разногласию между партнерами, к конфликтной ситуации, проблеме клиента. Актуальные и базовые конфликты в свою очередь ведут к психосоматическим проявлениям.
Актуальные способности Пациент Партнер Спонтанные комментарии Пунктуальность Чистоплотность Аккуратность Послушание Вежливость Искренность/честность Верность Справедливость Трудолюбие/деятельность Бережливость Надежность/точность Любовь Терпение Доверие/надежда Контакты Секс/сексуальность Вера/религия Дифференциально-аналитический опросник (ДАО) — инструмент диагностики, разработанный на основе метода позитивном кросскультурнои психотерапии, помогающий выявить и устранить разбалансировку между первичными (эмоциональными, процессуальными) и вторичными (рациональными, результаториентированными ) способностями и установками человека. Цель : анализ актуальных способностей
Н. Пезешкиан разработал вопросники по каждой актуальной способности. И вопросы, связанные с анализом актуальных и базовых конфликтов. По Пезешкиану существует четыре реакции на конфликт: "бегство" в сферу "тело", "бегство" в сферу "деятельность или уход от деятельности", "бегство" в сферу "контакты или изоляция", "бегство" в сферу "фантазия".
Работа с метафорическими картами
«Если ты хочешь иметь то, что никогда не имел, тогда сделай то, чего никогда не делал» «Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт» « Психосоматика и позитивная психотерапия» «Тренинг разрешения конфликтов. Психотерапия повседневной жизни» «Тренинг семейных отношений» «Торговец и попугай: восточные истории и психотерапия» Рекомендуемая литература по позитивной психотерапии Пезешкиана Н.:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолог в школе и работа педагога-психолога с родителями детей школьного возраста.
1) Введение……………………………………….3 2) Какой психолог нужен школе…………&hell...
Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психоло...
Статья «Роль коррекционно-развивающей работы педагога-психолога в сохранении и укреплении психического здоровья учащихся», автор педагог-психолог Потапова Н. В.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПОТАПОВОЙ Н. В....
Внеклассное занятие (английский язык и психология) "Разноцветные игрушки", учитель английского языка Захарова Энже Марсельевна и педагог-психолог Антипова Анна Александровна
Данное внеклассное занятие является одним из многих занятий и интегрированных уроков, которые ежегодно проводятся как в рамках школьного педагогического марафона, так и для слушателей обла...
Реферат по психологии личности"Индивидуальная психология"
Индивидуальная психология – одно из направлений глубинной психологии, основанное на учении австрийского психолога А. Адлера. Исходит из концепции Адлера о наличии у индивида комплекса неполноценн...
Открытое занятие Халимон М.Н. «Использование элементов арт-терапии в работе психолога». Конкурс педагог-психолог Подмосковья.
Методика правополушарного рисования – это не только и не столько обучение изобразительному искусству. Это скорее психологический тренинг, позволяющий раскрепоститься, раскрыться, снять барь...
Работа педагогов-психологов по ФГОС. Деятельность педагога – психолога МБОУ «СОШ №3» Быковой В.Л. в соответствии с ФГОС.
Работа педагога -психолога в соответствии с ФГОС...