Психологическое сопровождение учащихся начальной школы
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Психологическое сопровождение учащихся начальной школы
Младший школьный возраст – очень важный период в жизни ребёнка. Когда подросший малыш идёт в первый класс, для родителей это и радость, и тревога, и большие ожидания. Как сделать так, чтобы первые годы запомнились не обострившимися капризами, а ощущениями успеха?
Работу с родителями будущих первоклассников начинаю ещё в апреле. Знакомлю родителей с педагогическим и психологическим факторами готовности к обучению в школе. Вместе с коллективом педагогов начального звена и воспитателями детский садов стараемся, чтобы к наступлению школьного возраста ребёнок хотел идти в школу, хотел учиться, хотел, чтобы им гордились.
В начале учебного года каждый первоклассник проходит диагностику готовности к школьному обучению. Она проходит в два этапа – фронтальный и индивидуальный. С результатом знакомлю каждого родителя, педагога. И родители, и педагоги получают рекомендации по каждому ученику.
В дальнейшем фронтальная диагностика проводится на каждом этапе: это и диагностика мотивации обучения в 3-4 классах, это и диагностика эмоционального состояния на уроках, когда второклассники получают свои первые оценки, это и диагностика по запросу педагогов на определение социального статуса каждого ребёнка в классе. Результаты любой диагностики в доступной форме довожу до родителей, педагогов, детей (если в этом есть необходимость), после чего решаем, как помочь детям, у которых пока что-то не получается. По результатам строится и коррекционная работа.
Значимое место в моей работе занимает психопросвещение и психопрофилактика. Любую душевную боль легче предупредить, чем вылечить.
Самый удачный инструмент в моих руках при групповой работе – это новый курс, который я веду в 4 классах, курс ОРКСЭ (модуль – Основы светской этики). В курс включены такие темы, которые просто необходимо обговаривать, обыгрывать в школе: Дружба и порядочность, Терпение и труд, Добро и зло, Гордость и гордыня. В 4 классах я веду этот курс в рамках учебного расписания. 2 и 3 классам предлагаются занятия по авторским программам «Познай себя», «Интеллектуальный марафон», «Будь здоров, малыш».
Несколько слов о подготовке к итоговой аттестации. Психика человека долго приспосабливается к новому, к сложным ситуациям. Поэтому бессмысленно начинать подготовку к ОГЭ непосредственно перед ОГЭ. Мы начинаем это за 10 лет до ОГЭ. В психологической готовности выпускника к итоговой аттестации я выделила 3 компонента: познавательный, личностный и процессуальный. Необходимым знаниям и процессу заполнения бланков педагоги обучат замечательно. А к работе над личностным компонентом подключаюсь я. Свои групповые занятия я строю таким образом, чтобы дети учились самостоятельно понимать инструкцию, самостоятельно работать с материалом. Мы учимся и организованности – это поможет спланировать своё время, действия на экзамене, учимся выбирать индивидуальную стратегию решения задачи. И ключевая черта, помогающая спокойно работать на экзамене – это эмоциональная стабильность. Возможностей для её тренировки на групповых занятиях очень много. Любые конкурсные публичные выступления, защита мини-проектов, кажущаяся несправедливость при оценке тренирует умение держать эмоции в узде. Считаю, что благодаря такому подходу наши дети психологически готовы и к итоговой аттестации, и к решению практических проблем самостоятельно и , скорее всего, успешно. И как следствие системной работы: высокие результаты наших детей на муниципальных, республиканских, всероссийских и международных конкурсах.
Смысл деятельности педагога-психолога в том, чтобы помочь ребенку сохранить свою хрупкую душу, наполнить ее добром, уберечь от зла.
Есть такая притча. «Человек шел по берегу и вдруг увидел рыбака, который поднимал морские звезды с песка и бросал их в море.
- Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? – спросил человек, подходя ближе.
- Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут,- ответил рыбак, не прекращая своего занятия.
- Но это просто глупо! – закричал человек.- Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Рыбак поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
- Нет, мои попытки изменят очень много…пусть не для всех, а лишь для этой звезды»
Когда я вижу, что ребенок с моей помощью справился с трудной ситуацией, понимаю, что как педагог-психолог я состоялась.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое сопровождение учащихся начальной школы как фактор сохранения психологического здоровья
Отчет психолога...
Система работы учителя по теме "Диагностическое сопровождение учащихся начальной школы"
Основной педагогической идеей моего опыта является организация педагогического процесса, личностно значимого для каждого ученика обучающихся, как субъектов образовательного процесса через диагно...
Программа медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС
Программа медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС....
Программа медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС
Взаимодействие усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволяет обеспечить систему комплексного медико-психолого-педагогического сопровожд...
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы
Выступление на заседании педагогического совета учреждения...
Структура психологического мониторинга учащихся начальной школы МБОУ «Гимназия №5» г. Северобайкальск в условиях психолого-педагогического сопровождения.
Структура психологического мониторинга учащихся начальной школы МБОУ «Гимназия №5» г. Северобайкальскв условиях психолого-педагогического сопровождения...
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Главной целью психолого-педагогического сопровождения является предоставление возможности педагогу помочь каждому учащемуся быть успешным. Педагог должен сам владеть ситуацией в классе, сам определять...