Календарно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС
календарно-тематическое планирование на тему
Календарно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tem._plan.docx | 66.87 КБ |
Предварительный просмотр:
данном этапе, мы считаем оказание помощи для конструктивного взаимодействия между всеми участниками процесса образования.
Но учащиеся уже могут сознательно управлять своим поведением, подчиняться необходимым требованиям – развивается произвольность. Поддержка мотивации идет через развитие любознательности. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, - регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.
В младшем школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии. Формируется социальная компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, мы видим, что новые образовательные результаты психологичны и требуют овладение способами организации процесса усвоения ребенком учебных действий и личностных результатов. Именно поэтому так важно включение педагога-психолога в процесс проектирования и реализации мероприятий, связанных с переходом на новые стандарты.
Основная идея программы состоит в разработке ориентиров по оказанию психологической помощи учащимся по усвоению основной общеобразовательной программы и адаптации к школьному обучении.
Цель: организация психологической и социальной помощи участникам педагогического процесса в рамках освоении основной общеобразовательной программы, начального общего образования.
Задачи:
- Создать условия для сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся.
- Формировать у учащихся ценности здоровья и безопасного образа жизни.
- Организовать дифференциацию, индивидуализацию обучения.
- Создать условия для выявления и поддержки детей с высокими учебными способностями.
- Создать условия для выявления и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Формировать коммуникативные навыки обучающихся в разновозрастной среде и среде сверстников.
Условия реализации:
I этап – Организационный. Диагностическое обследование (сентябрь).
- Изучение пакета нормативных документов.
- Подбор инструментария и проведение диагностического обследования по выявлению учащихся испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации. Диагностическое направление.
Направление определяется ориентацией педагога-психолога на углубленное психологическое изучение ребенка на протяжении всего периода обучения в школе (1 – 4 класс). Выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений и выявление трудностей в освоении основной общеобразовательной программы, своем развитии и социальной адаптации. Диагностическое обследование проводится индивидуально с ребенком, группой учащихся, индивидуально с родителями (законными представителями), педагогами.
В диагностическом направлении педагог-психолог решает следующие конкретные задачи:
- Изучение психологических и возрастных особенностей, выявление учащихся с высокими учебными способностями, трудностей влияющих на освоение основной общеобразовательной программы, своем развитии и социальной адаптации.
- Корректировка и подбор диагностического инструментария для обследования учащихся.
II этап – Основной
- Основные направления по предоставлению помощи обучающимся испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации.
- Создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся;
- Формирование у учащихся ценности здоровья и безопасного образа жизни;
- Организация дифференциации и индивидуализацию обучения;
- Создание условий для выявления и поддержки детей с высокими учебными способностями;
- Создание условий для выявления и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Формирование коммуникативных навыков обучающихся в разновозрастной среде и среде сверстников;
- Создание условий по оказанию помощи учащимся в профориентации.
Помощь учащимся, воспитанникам, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ дошкольного и начального общего образования, своем развитии и социальной адаптации, предоставляется в следующей формах:
- Коррекционно-развивающие занятия с учащимися, воспитанниками;
- Социально-адаптационные занятия с учащимися, воспитанниками;
- Психолого-педагогическое консультирование обучающихся их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
- Участие в коллективных мероприятиях.
Коррекционно-развивающие занятия с учащимися, воспитанниками
Задачи данного направления включают:
- Составление программ коррекционных и профилактических мероприятий для обучающихся испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ дошкольного, начального общего образования, своем развитии и социальной адаптации, и родителей (законных представителей), направленных на гармонизацию внутрисемейных отношений;
- Динамическое наблюдение за эффективностью проводимых мероприятий;
- Предоставление помощи учащимся, воспитанникам, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ дошкольного, начального общего образования, своем развитии и социальной адаптации;
- Предоставление помощи родителям (законным представителям) осуществляется через консультирование и по программе «Использование психологических техник для формирования у родителей коммуникативных компетенций в общении с ребенком».
- Психолого-педагогическое консультирование учащихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и педагогических работников по выявленным проблемам
Предполагает индивидуально-ориентированный подход педагога-психолога к личности ребенка. Е.В. Сидоренко в своих работах отмечает следующие способы вербального взаимодействия взрослого с ребенком, которые приводят к построению демократических отношений с детьми:
- Констатирующие описания;
- Воспроизведение действий и слов ребенка;
- Воодушевляющие высказывания;
- Честные открытые ответы.
Задачи определяются ориентацией педагога-психолога на обеспечение соответствия развития ребенка возрастным нормативам, помощь родителям в индивидуализации обучения и воспитания детей, развитии их способностей, склонностей, становлении личности.
В психолого-педагогическом консультировании педагог-психолог решает следующие конкретные задачи:
- Внимательно слушать ребенка. Взрослые, которые внимательно слушают ребенка, показывают ему, что к его мнению прислушиваются и его ценят, укрепляют уважение ребенка к самому себе;
- Избегать и не допускать таких действий и слов, которые могут оскорбить ребенка или вызвать у него гнев;
- Проявлять мысли и чувства без агрессивности;
- Оказывает родителям необходимую практическую помощь в семейном воспитании через формирование у них навыков коммуникации и управления поведением детей;
- Оказывать практическую педагогам помощь в психолого-педагогическом консультировании через формирование у учащихся навыков самоконтроля, самодисциплины, коммуникации и управления поведением детей.
Психолого-педагогическое консультирование родителей (законных представителей), педагогов:
Модель группового психолого-педагогического консультирования родителей позволяет внести большую объективность во взаимоотношениях участников группы со своими собственными детьми.
Основные методы – индивидуальная и групповая работа: индивидуальная консультация, групповая дискуссия, работа в подгруппах, ролевые игры – родитель и ребенок.
В ОУ постоянно проводиться цикл мероприятий и встреч в целях формирования коммуникативных компетенций родителей (законных представителей) и педагогов в общении с ребенком, направленных на гармонизацию внутрисемейных отношений, социальную адаптацию и оказание помощи учащимися и воспитанникам по преодолению трудностей в освоении общеобразовательных программ.
Среди наиболее популярных форм сотрудничества, используемых в психолого-педагогическом консультировании с педагогами и родителями (законными представителями) в ОУ проводятся:
- Встречи родителей (законных представителей) и педагогов в форме «круглого стола»; дискуссионные встречи для всех участников образовательного процесса; конференция, вечер вопросов и ответов, педагогическая «гостиная»;
- Психологическая страничка на сайте школы: «Советы психолога»;
- Проведение мероприятий по обмену опыта семейного воспитания: семейные традиции, загадки как одно из средств воспитания ребенка; разработка рекомендаций родителям (законным представителям) и педагогам;
- Участие педагога-психолога в коллективных мероприятиях:
- Участие в заседаниях городского методического сообщества психологов;
- Прохождение курсов повышения квалификации;
- Участие в ТПМПК (территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия);
- Психолого-педагогическом консилиуме (ППк) в ОУ;
- Участие в школьных мероприятиях: совете профилактике, административные совещания по принятию каких-либо решений, требующих психологического разъяснения ситуации, родительских собраниях, совещаниях департамента образования и молодежной политике;
- Участие в научно-практических семинарах, конференциях.
III этап – Рефлексивно-обобщающий. Заключительный:
3.1. Организационно-методическая работа:
Анализ состояния психолого-педагогической помощи учащимся испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ дошкольного и начального общего образования, своем развитии и социальной адаптации
Анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, разработки коррекционно-развивающих и профилактических программ.
3.2. Реализация программы:
Использование психологических техник для преодоления трудностей в освоение основной общеобразовательной программы, коммуникативных навыков обучающихся в разновозрастной среде и среде сверстников. Усвоение способов вербального взаимодействия взрослого с ребенком, которые приводят к построению демократических отношений с учащимися.
3.3. Ожидаемые результаты:
Начальное общее образование
Основным объектом оценки результатов служит сформированность у учащегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
• способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
• умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
• умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
• способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
• умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Основные мероприятия по реализации программы
№ п/п | Формы психолого-педагогической помощи | Планируемые мероприятия | Сроки | |||
Направления психолого-педагогической помощи | Обучающимся | Педагогическим работникам | Родителям (законным представителям) | |||
1 | Диагностическое обследование | 1.Организация и проведение диагностического обследования: 2.Подбор инструментария и проведение диагностического обследования по выявлению учащихся испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации. 3.Изучение психологических и возрастных особенностей, выявление учащихся с высокими учебными способностями, 4.Корректировка и подбор диагностического инструментария для обследования учащихся.
| 1.Определение психофизического развития и индивидуальных возможностей учащихся. 2.Отслеживание динамики и создание банка данных. | 1.Координация работы с педагогическим коллективом и узкими специалистами. | Заявление и согласие родителей (законных представителей) на оказание психолого-педагогической помощи учащимся | Сентябрь, апрель. Промежуточная диагностика: декабрь, январь |
Диверсификация психологического обследования: индивидуальная, групповая | Разработать рекомендации по выявленным проблемам учащихся | 1.Разработать рекомендации родителям по выявленным проблемам. 2.Рекомендации взаимодействие с педагогами с целью предотвращения трудностей в обучении и отклонений в поведении. | ||||
2 | Коррекционно-развивающие занятия с учащимися, воспитанниками | Сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся: | Организация и проведение профилактических занятий по психолого-педагогическому сопровождению учащихся испытывающих трудности в усвоении основной общеобразовательной программы в период адаптации к школьному обучению. Рабочая программа: «Программа профилактических занятий для учащихся испытывающих трудности в усвоении общеобразовательной программы и адаптации к школьному обучению». Диверсификация психологического сопровождения учащихся: индивидуальная и групповая. | Рекомендации: 1.Преодоление психологических трудностей, мешающих восприятию и выработке познавательного интереса у учащихся. 2.Снижение признаков дезадаптации: - ученик, получивший навыки понимания и выполнения программного материала в учебном процессе; | Рекомендации: 1.Формирование условий, способствующих саморазвитию и самовыражению ребенка. | В течение учебного года |
Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни (адресная помощь) | Организация и проведение профилактических индивидуальных занятий по психолого-педагогическому сопровождению учащихся с нарушениями эмоционально-волевой сферы с элементами сказкотерапии по индивидуальному плану. | Рекомендации: 1.Формирование позитивной «Я концепции»: повышение уверенности в собственных силах; 2.Коррекция поведенческих реакций, закрепление саногенных состояний. | 1.Рациональная организация режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности ученика. 2.Влияние позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения ребенком с компьютером, просмотра телепередач и т.д. | В течение учебного года | ||
Дифференциация индивидуализация обучения | 1.Создание комфортных условий и оказание психолого-педагогической помощи учащимся на уроке 2.Сохранение психологического климата в классе. 3.Организация психолого-педагогической помощи учащимся по индивидуальным план | Посещение уроков Рекомендации педагогу | Рекомендации родителям (законным представителям) | В течение года | ||
Формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников | Организация и проведение профилактических занятий по психолого-педагогическому сопровождению учащихся по формированию коммуникативных навыков и толерантности в социуме (дети попавшие в трудную жизненную ситуацию). Рабочая программа: «Программа занятий для учащихся испытывающих трудности в социальной адаптации» | Рекомендации педагогам по разрешению конфликтных ситуаций и конфликтов | Рекомендации родителям по разрешению конфликтных ситуаций и конфликтов. | В течение года | ||
Выявление и поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) | ||||||
Выявление и поддержка одаренных детей. | 1.Психолого-педагогическое сопровождение учащихся по «Программе развивающих занятий с учащимися высоких познавательных способностей» | Рекомендации: 1.Создание комфортных условий и поддержка детей с высокими учебными возможностями; 2.Сохранение интеллектуального и творческого потенциала учащихся 3.Сотруднечество между участниками образовательного процесса для эффективной работы с одаренными детьми. | Рекомендации: Создание комфортных условий и поддержка детей с высокими учебными возможностями; 2.Предотвращение отклонений в поведении, способствующие социализации учащегося. | |||
Профориентация | ||||||
3 | Консультирование родителей (законных представителей) по выявленным проблемам | Диверсификация психологической помощи: индивидуальная, групповая | 1.Устранение проблем или ослабление её воздействия на жизнедеятельность ребенка; 2.Устранение проблем, препятствующих жизнедеятельности и формирование позитивных взаимоотношений; 3.психолого-педагогическая помощь снятия эмоционального напряжения. | 1.Оптимизация взаимоотношений в системе «ребенок –взрослый»; 2.Повышение психологической грамотности и оказание своевременной помощи для успешного обучения детей. Методы работы: -групповая дискуссия, -работа в подгруппах, ролевые игры –взрослый и ребенок. | 1.Оптимизация взаимоотношений в системе «ребенок –взрослый»; 2.Повышение психологической грамотности родителей (законных представителей) учащихся 1-4-х классов в рамках ФГОС (групповые консультации) 2.Повышение психологической грамотности и оказание своевременной помощи в установлении доброжелательных отношений в семье | По запросу в течение года |
4 | Просвещение | Неделя психологии: «Психологические игры» | Семинар-практикум: Тема: «Возрастные особенности детей 7 лет и развитие восприятия, внимания, памяти, мышления для успешного обучения в школе» | Родительский всеобуч Программа «Использование психологических техник для формирования у родителей коммуникативных компетенций в общении с ребенком» | октябрь | |
Педагогическая гостиная: «Готовность детей 7 лет к школьному обучению» (возрастные особенности) | ноябрь | |||||
1.Семинар Тема: «Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивного ребенка в период обучения в начальной школе ». | декабрь | |||||
Семинар: «Обучение учащихся техникам конструктивного разрешения межличностных конфликтов». | Январь | |||||
Неделя психологии: «Психологическая викторина» | Педагогическая гостиная «Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в общественную жизнь школы» | Семинар «Профилактика жестокого обращения и психологического насилия в семье» | Март - апрель | |||
5 | Участие в коллективных мероприятиях | Участие в ТМППК, психолого-педагогическом консилиуме, совете профилактике, административные совещания по принятию каких-либо решений, требующих психологического разъяснения ситуации. | В течение учебного года | |||
6 | Организационно-методическая работа | Анализ и планирование деятельности | Май, август | |||
Посещение заседаний городского методического сообщества психологов. | В течение года по лану ГМСП | |||||
Участие в научно-практических семинарах, конференциях | В течение года | |||||
Курсы повышения квалификации | В течение года | |||||
Анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, разработки развивающих и профилактических программ | В течение года | |||||
Оформление кабинета | В течение года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое по русскому языку 3 класс ФГОС УМК "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку для 3 специального (коррекционного) класса VII вида разработана на основе авторской программы В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого (УМК «Школа России») «Русский язык», Фед...
Календарно-тематический план по физкультуре 4 класс (ФГОС)
Календарно-тематическое планирование по физической культуре для 4 класса (ФГОС) составлено на 105 часов в год при трехразовых занятиях в неделю на основе примерной программы, рекомендованной...
календарно тематический план для старшей группы по фгос
для старшей группы по фгос...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова
Каленарно тематическое планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....