01. Адаптация в обществе "особого" ребёнка.
рабочая программа
Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyova
ПРОГРАММА ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 77
П. КАЗАЧЬИ ЛАГЕРИ ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
АДАПТАЦИЯ В ОБЩЕСТВЕ
«ОСОБОГО» РЕБЁНКА
ПРОГРАММА ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1-4 КЛАССЫ (36 ЧАСОВ)
АВТОР: ЧЕРНЫШЁВА ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА
Пояснительная записка
Адаптация – одно из ключевых понятий, употребляемых сегодня в психологии. Оно подразумевает психическое здоровье личности, то есть гармонию с самим собой и с окружающим миром. Точно так же, как о здоровом или о больном человеке, можно говорить о приспособленном к жизни или неприспособленном.
Среди детей, обучающихся в массовой школе, нет таких, которые были бы не способны к обучению, усвоению значительного объёма учебных знаний и навыков. Низкие школьные результаты, отсутствие достижений связаны со многими внешними и внутренними причинами, и важное место среди них занимает неумение детей опираться в учебной работе на особенности и возможности своей психики, а также неготовность взрослых помочь им в осознании и применении этих возможностей.
Отдельного подхода и внимания требуют «особые» дети, то есть дети, с нарушениями развития, вызванные микросоциальными и средовыми причинами, неблагоприятными формами семейного воспитания, социальной и эмоциональной депривацией.
Приоритетной задачей в образовании таких детей является задача их социальной адаптации.
Социальная адаптация личности представляет собой единство трёх социально-психологических механизмов: когнитивного, включающего все психические процессы, связанные с познанием; эмоционального, включающего различные эмоциональные состояния и моральные чувства; практического (поведенческого), осуществляющего связь адаптации с социальной практикой (А.П.Растигеев).
Для того, чтобы достичь положительных результатов в работе с детьми, имеющими особенности развития, комбинируются различные методы, техники и приёмы, как традиционные, так и нетрадиционные.
Целями занятий с детьми по данной программе являются:
- психолого-педагогическая помощь детям в социальной адаптации;
- превентивная работа с детьми по развитию качеств и стратегий поведения, позволяющих выйти из трудной жизненной ситуации;
- преодоление у детей чувства беспомощности, неуверенности в себе, неверия в свои силы; способности добиваться поставленной цели.
Задачи программы:
- сформировать личностно-конструктивные модели поведения в сложных жизненных ситуациях;
- расширить мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми, то есть адаптироваться в социуме;
- укрепить веру детей в свои силы, в свои возможности, свою способность преодолеть возникающие трудности.
По данной программе можно вести занятия как с детьми, имеющими особенности интеллектуального развития, так и с учащимися начальных классов общеобразовательной школы.
Занятия могут вести учитель начальных классов, педагог-психолог, педагог дополнительного образования.
Учащиеся имеют право на свободное посещение занятий как в группе, так и индивидуально. Педагог вправе рекомендовать родителям обучающихся посещение занятий в полном объёме программы или отдельные её разделы.
Для эффективности реализации программы необходимы:
- наличие педагогического образования специалистов, работающих по программе;
- УМК «Все цвета, кроме чёрного» пособие М.М. Безруких для учителей начальных классов;
Рабочие тетради «Учусь понимать себя», «Учусь понимать других», «Учусь общаться» М.М. Безруких;
Сборник Е.А. Набойкиной «Сказки и игры с «особым» ребёнком»;
- кабинет начальной школы или кабинет психологического сопровождения с техническим оборудованием (проектор, телевизор, компьютер);
- доступ в Интернет;
- обеспеченность занятий цветной бумагой и картоном, красками, цветными карандашами, пластилином, детскими игрушками, раскрасками, альбомами для рисования.
Программа реализуется на протяжении учёбы детей в начальной школе. Занятия по программе позволяют оказать помощь ученикам в формировании личностно-конструктивных моделей поведения в сложных жизненных ситуациях, дают возможность расширять мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми, то есть адаптироваться в социуме, укреплять веру в свои силы, в свои возможности, а так же способность преодолевать возникающие трудности.
Осуществляя работу по программе в классе компенсирующего обучения, планируется переход учеников в обычный класс общеобразовательного учреждения в период окончания начальной школы.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПО ПРОГРАММЕ «АДАПТАЦИЯ В ОБЩЕСТВЕ «ОСОБОГО» РЕБЁНКА»
№ п/п | Темы и разделы | К-во часов |
Раздел первый. Учусь понимать себя. | ||
1. | Твоё настроение. | 2 |
2. | Твои чувства. | 2 |
3. | Как исправить настроение. | 2 |
Раздел второй. Учусь понимать других. | ||
4. | Как научиться разговаривать с людьми. | 2 |
5. | Как научиться преодолевать трудности. | 2 |
6. | Как понять друг друга без слов. | 2 |
7. | Умеешь ли ты дружить. | 2 |
Раздел третий. Учусь общаться. | ||
8. | Кто твой друг. | 2 |
9. | Как научиться жить дружно. Как помириться после ссоры. | 2 |
10. | Как сказать «нет» и отстоять своё мнение. | 2 |
Раздел четвёртый. Что мне поможет избежать трудную ситуацию. | ||
11. | Значение послушания. Наличие и особенности своего послушания. | 2 |
12. | Осторожность и безопасность. Осторожность в повседневной жизни. Качества, препятствующие осторожности. | 3 |
13. | Понятие терпения. Значение терпения в жизни человека. Тренировка терпения. | 3 |
Раздел пятый. Сказки и игры с «особым» ребёнком. | ||
14. | Коррекционно-развивающие игры. | 4 |
15. | Сказкотерапевтические занятия. | 3 |
16. | Итогово-диагностическое занятие. | 1 |
ВСЕГО | 36 |
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ
РАЗДЕЛ 1. УЧУСЬ ПОНИМАТЬ СЕБЯ.
Цели и задачи:
- помочь детям узнать себя, понять свои чувства, настроение, научиться рассказывать о себе другим;
- развивать навыки оценки своего настроения, научить понимать причины плохого и хорошего настроения, показать элементарные приёмы, помогающие снимать напряжение, регулировать настроение;
- дать представление о чувствах человека;
- научить анализировать свои чувства, развивать умение анализировать чувства других людей или литературных героев;
- дать представление о способах изменения настроения;
- прививать навыки регуляции своего эмоционального состояния, развивать познавательный интерес к своему здоровью.
Занятие №1. Твоё настроение.
- Проблемное задание: внешние признаки, по которым можно определить настроение (выражение лица, голос, походка и т. д.)
- Анализ настроения литературных героев (Маугли, Герды и т.д.); как меняется настроение главной героини сказки Ш. Перро «Золушка» в зависимости от происходящих событий.
- Заполнение таблицы настроения.
- Игра «Послушай меня».
Занятие № 2. Твои чувства.
- Диалог героев (обсуждают, что такое чувства и почему в одной и той же ситуации у разных людей возникают разные чувства).
- Ролевые игры (с помощью кукол разыгрываются ситуации, описанные в тексте).
- Упражнения на расслабление «Пушистый котёнок» и «Сочный арбуз».
Занятие №3. Как исправить настроение.
- Продолжение сказки о превращении Грусти-Тоски в радость-Веселье (как выбрать способ исправления своего плохого настроения).
- Творческая работа: придумать продолжение сказки и нарисовать её героев.
- «Ярмарка интересных дел» (увлечения детей и их родителей; что может быть собрано своими руками).
- Задание «Краеведческий музей» (углубление представлений о многообразии окружающего мира; ориентирование в мире увлечений, определение круга своих интересов).
- Проблемное задание: как можно исправить плохое настроение.
РАЗДЕЛ 2. УЧУСЬ ПОНИМАТЬ ДРУГИХ.
Цели и задачи:
- научить детей разговаривать с людьми;
- помочь ребёнку понять, отчего возникают трудности при общении с людьми и научить преодолевать их;
- сформировать представление о значении мимики и жестов в общении;
- научить детей дорожить друзьями и дружескими отношениями со всеми одноклассниками.
Занятие № 1. Как научиться разговаривать с людьми.
- Игры-тренинги (на основе реальных жизненных ситуаций).
- Соревнование (придумывание и разыгрывание вариантов приветствия, прощания, извинения и т. п.).
- Проблемное задание (найти ошибки и сделать подсказки в предложенных ситуациях).
- Анализ поведения литературных героев (С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев», русская народная сказка «Морозко» и т.д.).
- Игра «Испуганный ёжик».
Занятие № 2. Как научиться преодолевать трудности.
- Тест (насколько свободно умеет вести себя ребёнок с другими детьми и со взрослыми).
- Игры «Аплодисменты», «Поддержка», «Просьба», «Поймай мяч», «Подарок», «Сделаем вместе», «Отказ».
- Обыгрывание ситуаций, предлагаемых детьми.
- Беседы по тематике ролевых игр.
- Диалог-рассказ (помощь родителей или старших братьев и сестёр).
Занятие № 3. Как понять друг друга без слов.
- Проблемное задание (определение настроения по мимике лица: грусть, удивление, печаль, радость…).
- Разыгрывание сюжетных сценок (тебе жарко, тебе холодно, ты хочешь спать и т. д.)
- Творческая работа «Весёлый и грустный клоун».
- Игра «Кто я?» (изобразить человека той профессии, которую укажет учитель).
- Игра «Какой я?» (изобразить без слов чувства и качества человека, которые называет учитель).
Занятие № 4. Умеешь ли ты дружить.
- Беседа о дружбе между одноклассниками.
- «10 законов дружбы» (иллюстрация каждого закона на примерах из жизни класса, а также литературных героев: Л. Пантелеева «Честное слово», А. Линдгрен «Малыш и Карлсон» и т. д.).
- Объяснение смысла пословиц и поговорок о дружбе.
- Рассказ о своём друге.
РАЗДЕЛ 3. УЧУСЬ ОБЩАТЬСЯ.
Цели и задачи:
- формировать навык общения, а также способность оценивать своё поведение, самостоятельно принимать решения, нести ответственность за свои поступки;
- объяснить, что дружеские отношения могут и должны иметь место не только между близкими друзьями, но и всеми одноклассниками;
- привить умение находить пути выхода из конфликтов, развивать представление о необходимости и важности примирения;
- научить отстаивать своё мнение и сопротивляться негативному влиянию со стороны взрослых и сверстников.
Занятие № 1. Как научиться жить дружно.
- Беседа ( умение общаться с разными людьми, почему возникает ссора, можно ли научиться жить дружно).
- Проблемное задание (указать причины, из-за которых чаще всего возникают ссоры).
- Обыгрывание ситуаций (как поступить, если тебе что-то не понравится во время игры).
- Анализ поведения литературных героев (Л. Кэрролл «Алиса в Зазеркалье»).
Занятие № 2. Как помириться после ссоры.
- Проблемная беседа (с кем сорятся чаще всего, на что обижаются, кто первым уступает и прощает и т. д.).
- Игра «Ссоримся и миримся».
- Анализ поступков литературных героев (ссора Беки Тэчер и Тома Сойера, разговор Малыша с мамой и т. д.).
- Пословицы; подбор примеров из школьной жизни, иллюстрирующих их.
Занятие № 3. Как сказать «нет» и отстоять своё мнение.
- Беседа о силе воли. Смелости и решительности.
- Проблемное задание «Скажи о себе».
- Игра «Да и нет – не говорите!»
- Анализ поступков литературных героев.
РАЗДЕЛ 4. ЧТО МНЕ ПОМОЖЕТ ИЗБЕЖАТЬ ТРУДНУЮ СИТУАЦИЮ.
Цели и задачи:
-помочь детям найти личную значимость послушания;
- определить актуальное окружение ребёнка, по отношению к которому это качество полезно проявлять;
- рассмотреть ситуации, в которых послушание чужим людям может иметь негативные последствия;
- изучить представления детей об осторожности и расширить, уточнить их; выделить положительные следствия осторожности;
- проанализировать ситуации, в которых особенно необходима осторожность;
- показать, как плохие мысли мешают осторожности и вредят человеку (мне просто решили запретить, мне стыдно перед другими людьми, я уже могу справиться сам и др.)
- пояснить понятие терпения и рассмотреть его проявления в жизни человека; сформировать понятие о терпении, как о необходимом жизненном качестве человека;
- проанализировать отдельные компоненты и проявления терпения в стандартных и трудных жизненных ситуациях;
- обсудить возможности развития терпения.
Занятие № 1. Значение послушания. Наличие и особенности своего послушания.
- Беседа (можете ли вы назвать себя послушным, что для этого нужно сделать, какие поступки делают детей непослушными).
- Анализ литературных героев (сказка «Царевна-лягушка», А.М. Горький «Воробьишко», сказка «Гуси-лебеди», «Снежная королева»).
- Игра «Не поймаешь, хитрый дядька».
- Соревнование между командами «похищенных» и «отпущенных».
- Разбор вариантов правильных ответов.
Занятие № 2. Осторожность в повседневной жизни. Качества, препятствующие осторожности.
- Конкурс (примеры, когда необходимо соблюдать осторожность).
- Жизненные ситуации; подробный анализ.
- Игра «Солнышко и грозовая туча».
- Отрывки из разных сказок и рассказов: «Колобок» (хвастовство, самонадеянность), «Ворона и Лисица» (падкость на лесть), «Сказка о потерянном времени» (несобранность, непослушание), «Красная шапочка» (доверчивость) и т.д.
- Проблемное задание (качества человека, которые могут помочь обратному превращению).
Занятие № 3. Понятие терпения. Значение терпения в жизни человека. Тренировка терпения. Ситуации, в которых терпеть нельзя.
- Беседа по рассказу К. Д. Ушинского «Умей обождать».
- Ситуации из жизненного опыта детей.
- Игра «Потерпи немного».
- Проектная (совместная) деятельность (деление на группы, задание группам, совместное создание «Инструкции»).
- Проблемное задание: разбор ситуаций, в которых ничего нельзя изменить, а можно их только перетерпеть.
- Беседа (составление списка ситуаций, в которых терпеть ни в коем случае нельзя).
РАЗДЕЛ 5. СКАЗКИ И ИГРЫ С «ОСОБЫМ» РЕБЁНКОМ.
Цели и задачи:
- посредством сказки и игры создавать условия социальной адаптации и развития ребёнка;
- учить перестройке эмоционального опыта (создание и разрядка напряжения, освобождение от страха, злости, грусти и др.);
- учить удовлетворять различные потребности: в общении, в активных действиях, в возможности узнавать новое, выражать своё отношение к тому, что является содержанием игры);
- осуществлять эмоционально-волевое развитие;
- формировать личность, обогащать внутреннее содержание ребёнка;
- развивать потребность преобразовывать действительность, усваивать нормы поведения;
- развивать интеллектуальные возможности ребёнка.
Занятие № 1. «Зимовье зверей».
- Ритуал «входа» в сказку.
- Рассказывание сказки «Зимовье зверей» М. Пришвина.
- Анализ сказки.
- Магнитный театр «Зимовье зверей».
- Пальчиковая гимнастика «Дружба».
- Психодинамическая медитация «Подсолнух».
- Резюмирование.
- Ритуал «выхода» из сказки. Игра «Волшебная дорожка».
Занятие № 2. «Муха-Цокотуха».
- Ритуал «входа» в сказку. Игра «Путешествие на корабле».
- Чтение сказки»Муха-Цокотуха» К. Чуковского.
- Анализ сказки.
- Драматизация сказки «Муха-Цокотуха».
- Игра «Воздушное настроение».
- Резюмирование.
- Ритуал «выхода» из сказки.
Занятие № 3. «Сказка о рыбках»
- Ритуал «входа» в сказку. Статическая медитация «Путешествие на облаке» (1 часть).
- Повторение.
- Групповой коллаж «Сказочный аквариум».
- Чтение сказки «Подводный бал».
- Игра-драматизация по сказке «Подводный бал».
- Резюмирование.
- Ритуал «выхода» из сказки. Статическая медитация «Путешествие на облаке».
Занятие № 4. Разговор по телефону.
- Ритуал «входа» в сказку. Упражнение «Волшебный лепесток».
- Дидактическая игра «Разговор по телефону».
- Чтение сказок с последующим кратким обсуждением.
- Анализ сказок.
- Игра-драматизация по сказке.
- Упражнение «Ласковый дождик».
- Ритуал «выхода» из сказки. Упражнение «Волшебный лепесток».
Занятие № 5. Осень.
- Ритуал «входа» в сказку. Упражнение «Волшебные ворота».
- Рассказывание сказки «Ёжик».
- Изготовление листьев, наклеивание листьев и яблок на ветки дерева.
- Игра-драматизация по сказке «Ёжик».
- Психомедитация «Волшебный сон».
- Ритуал «выхода» из сказки «Волшебные ворота».
Занятие № 6-7.Путешествие паровозика.
- Ритуал «входа» в сказку. Релаксационное упражнение «Аленький цветочек».
- Рассказывание сказки «Путешествие паровозика».
- Коллаж «Вагончики к паровозику».
- Игра «Паровоз»-1.
- Психодинамическая медитация «Зверушки».
- Игра «Паровоз»-2.
- Упражнение «Орешки».
- Игра «На полянке» и психогимнастика «Бабочка».
- Психодинамическая медитация «Цветы».
- Игра «Змейка».
- Психогимнастика «Солнышко». Гимнастика для глаз.
- Рисование (коллаж) под музыку на тему «Море и солнце».
- Обсуждение занятия.
- Ритуал «выхода» из сказки. Релаксационное упражнение «Аленький цветочек».
Занятие № 8. Диагностика. Цветодиагностика эмоциональных состояний.
- Дневник настроений.
- Интерпретация результатов.
- Анализ полученных данных.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Набойкина Е. Л. Сказки и игры с «особым» ребёнком. Речь, Санкт-Петербург, 2006.
- Березин А. Ф. Березина Н. Н. Психологическая подготовка к трудным жизненным ситуациям. Ростов-на-Дону, 2006.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как помочь особому ребёнку. СПб.,1998.
- Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович. СПб., Речь, 2005.
- Хвойницкая В. Ч. Технология эмоционального воспитания школьников с интеллектуальной недостаточностью / Жур. Дефектология, 2004, № 1.
- Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1995.
- Тихомирова Л. Ф., Нижегородцева Н. В. Упражнения на каждый день: развитие вниманя и воображения дошкольников. Ярославль, 2002.
- Крюкова С. В., Слободяник Н. С. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.
- Черепанова Е. Психологический стресс: помоги себе и ребёнку. Книга для школьных психологов, родителей и учителей. М., 1997.
- психологическая и педагогическая помощь детям и подросткам / Под общ. ред. Ткаченко А. С. Брянск, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические особенности первоклассников. Адаптация к школе. Помощь родителей в адаптации.
Материал для родительского собрания по вопросам адаптациии в 1 классе....
Проблемы адаптации первоклассников на основе «Программы сопровождения и поддержки адаптации учащихся и их родителей к новым условиям жизнедеятельности «Дорога в загадочный город»
В статье представлен опыт воспитательной работы по сопровождению и поддержке адаптации первоклассников и их родителей в рамках школы полного дня на базе интеграции основного и дополни...
Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.
1 Виды адаптации.2Признаки плохой адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации
Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...
Родительское собрание Тема: «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями».
Цель: оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем....
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де
Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...
Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления
Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...
- Мне нравится (5)
Комментарии
Работала по программе в
Работала по программе в классе компенсирующего обучения несколько лет назад. Продолжаю использовать элементы программы в работе с детьми в начальной школе, особенно в период адаптации) Очень рекомендую книгу Е.Л. Набойкиной "Сказки и игры с "особым" ребёнком"
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii...