Психологическое занятие-знакомство с первоклассниками «Здравствуй, одноклассник»
методическая разработка (1 класс) на тему
Психологическое занятие-знакомство с первоклассниками «Здравствуй, одноклассник»
Аннотация
Данное занятие направлено на первичную адаптацию учащихся первого класса к новому коллективу. Это занятие закладывает начальную ступень формирования сплоченного классного коллектива посредством поиска общих интересов учащихся, формирования понимания ими значения слова «дружба».
Автор: педагог – психолог МБОУ МПЛ Поличева Людмила Сергеевна, магистрант Ульяновского государственного педагогического университета, кафедра педагогики и психологии, направление «Психология образования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_policheva.docx | 32.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Многопрофильный лицей города Димитровграда
Ульяновской области»
Работа на конкурс методических разработок педагогов-психологов
«Психологическое занятие-знакомство с первоклассниками «Здравствуй, одноклассник!»
Автор: педагог – психолог МБОУ МПЛ Л.С. Поличева
СОДЕРЖАНИЕ
Отзыв о проведенном психологическом занятии | |
Аннотация | 3 |
Пояснительная записка | |
Перечень ресурсов, необходимых для проведения занятия | |
Технологическая карта психологического .. | |
Программа тренинга.. | |
Способы оценки результатов программы.. | |
Содержание программы психологического .. | |
Сведения о практической апробации психологического.. | |
Список используемой литературы | |
Ссылки на интернет – ресурсы; ссылки на электронный фотоотчет проведенного тренинга |
Психологическое занятие-знакомство с первоклассниками «Здравствуй, одноклассник»
Аннотация
Данное занятие направлено на первичную адаптацию учащихся первого класса к новому коллективу. Это занятие закладывает начальную ступень формирования сплоченного классного коллектива посредством поиска общих интересов учащихся, формирования понимания ими значения слова «дружба».
Автор: педагог – психолог МБОУ МПЛ Поличева Людмила Сергеевна, магистрант Ульяновского государственного педагогического университета, кафедра педагогики и психологии, направление «Психология образования»
«В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы;
исключить из жизни дружбу —
все равно, что лишить мир солнечного света»
Цицерон
Пояснительная записка
Психологическое занятие-знакомство предназначено для первичной адаптации учащихся к новому классному коллективу, выработки у них чувства общности, принадлежности к коллективу. Также поиска новых знакомств, взаимосвязей внутри коллектива.
Целью психологического занятия-знакомства является содействие в формировании сплоченного классного коллектива.
Задачи, направленные на:
- Развитие навыков самопрезентации;
- Снятие эмоционального напряжения;
- Формирование сплоченности коллектива;
- Предупреждению конфликтного поведения детей.
Психологическое занятие рассчитано на 40 мин (1 урок).
Ключевая идея занятия заключается в возможности самовыражения детей в течение занятия. Для того, чтобы у учащихся была возможности показать себя такими, какие они есть, рассказать о своих интересах и своей личности.
При организации психологического занятия предполагается применение следующих упражнений:
- обсуждение;
- идентификация;
- групповая рефлексия;
- индивидуальная рефлексия;
- метод самостоятельного конструирования высказываний;
Перечень ресурсов, необходимых для проведения тренинга
№ | Наименование | Количество |
1 | Интерактивная доска | 1 |
2 | Проектор | 1 |
3 | Доска | 1 |
4 | Аудитория для тренинга | 1 |
5 | Стимульный материал | 2 |
6 | Канцелярские принадлежности | Цветные карандаши, фламастеры |
Технологическая карта
психологического занятия-знакомства «Здравствуй, одноклассник!»
№ | Наименование структурного элемента карты | Содержание |
1 | Название | «Здравствуй, одноклассник!» |
2 | Цель | содействие социальной адаптации, предупреждение конфликтного поведения детей, формирование сплоченности коллектива |
3 | Задачи | Развитие навыков самопрезентации; Снятие эмоционального напряжения; Формирование сплоченности коллектива; Предупреждению конфликтного поведения детей |
4 | Участники | Учащиеся-перволассники (25 человек) |
5 | Время проведения занятия | 1 урок, 40 минут |
6 | Программа тренинга | Таблица ниже |
Способы оценки результатов занятия
Оценивание результатов занятия будет проводиться в форме экспертного заключения наблюдателя заполнение схемы анализа занятия.
Схема анализа
психологического занятия-знакомства «Здравствуй, одноклассник!»
- Состав участников занятия и время проведения__________________________________________________________________________________________________
- План занятия (проводимые упражнения)
____________________________________________________________________________________________________________ - Наиболее удачные упражнения ________________________________________________________________________________________________
- Неудавшиеся упражнения ________________________________________________________________________________________________
- Особенности поведения участников__________________________________________________________________________________________________
- Интересный случай на занятии_____________________________________________________________________________________________________
- Ошибки, которые следует учесть______________________________________________________________________________________________________
- Важные достижения, методические находки_____________________________________________________________________________________________________
Сценарий психологического занятия-знакоства
«Здравствуй, одноклассник!»
№ | Этап занятия | Время | Задачи, решаемые на каждом этапе | Методы и психотехники | Вопросы для обсуждения, комментарии |
1 | Приветствие | 3 минут | Эмоциональная поддержка, адаптация к коллективу | Метод концентрации присутствия | Приветствие психолога, объяснение правил работы на занятии, знакомство с участниками |
2 | «Я и мои интересы» | 15 минут | Самопрезентация, расширение возможностей принятия себя таким, какой есть, сплочение коллектива | Идентификация, снятие эмоционального напряжения | Эмоциональная поддержка. Поощрять, поддерживать, инициировать. |
3 | Просмотр презентации о дружбе | 5 минут | Развитие навыков активного слушания | Предупреждение конфликтного поведения | Что такое «дружба»? Кто такой настоящий друг? |
3 | «Настоящий друг …» | 5 минут | Эмоциональная поддержка, сплочение коллектива | Идентификация | Эмоциональная поддержка. Поощрять, поддерживать, инициировать. |
4 | «Дом нашего класса» | 8 минут | Навыки самопрезентации, предупреждение конфликтного поведения, снятие эмоционального напряжения | Индивидуальная рефлексия | Что для Вас дружба? Как бы Вы ее изобразили? |
5 | Завершение занятия. Рефлексия | 5 минуты | Навыки активного слушания, формирование собственного мнения | Групповая рефлексия | Мнение о занятии |
Содержание
психологического занятия-знакомства «Здравствуй, одноклассник!»
- Приветствие
Приветствие психолога всех учащихся в классе, рассказ о предстоящем занятии и объяснение правил занятия.
Знакомство психолога с учащимися.
- Упражнение «Я и мои интересы»
Каждый учащийся встает, представляется и рассказывает о своем увлечении или интересах «Меня зовут ..., я люблю/занимаюсь …». А остальные учащиеся выслушав его оценивают для себя нравится или нет им такое увлечение или интересы (если нравится – они хлопают в ладоши 1 раз, если не нравится – топают 1 раз).
- Просмотр презентации о дружбе
- Упражнение «Настоящий друг …»
Учащиеся встают у своих парт и слушают высказывание о дружбе «Настоящий друг …», затем, если они согласны с этим высказыванием, то поднимают руку вверх, если не согласны – приседают. Сначала психолог задает им пару высказываний, чтобы направить размышления учащихся в нужное русло, затем учащиеся сами по очереди составляют высказывания.
- Упражнение «Дом нашего класса»
Учащимся демонстрируется плакат с нарисованным сказочным домиком с большим количеством окон. Психолог представляет этот домик учащимся, как домик их класса, который очень хочет, чтобы в нем жили дружные ребята, которые все делают вместе и помогают друг другу. Каждому ребенку раздается вырезанное окошко, которое ему предлагается разрисовать. Изобразить в нем символ дружбы, как он себе его представляет. Каждый из детей кратко рассказывает о том, что нарисовал в своем окне. Затем своим окна учащиеся приклеивают сами на дом класса.
- Завершение занятия. Рефлексия
Предоставление возможности ребятам высказаться о том, какие упражнения им понравились, а какие нет. Что было интересного. Обмен мнениями.
Сведения о практической апробации психологического занятия
1 | 2 | 3 |
1 | База апробации тренинга | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Многопрофильный лицей города Димитровград Ульяновской области» |
2 | Срок апробации | 02.09.2015-4.09.2015 |
3 | Количество участников | 25 человек (один класс) |
Список используемой литературы
1. Вачков Н.В. «Окна в мир тренинга». – СПб. – 2004 г.
Ссылки на интернет – ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья о знакомстве с первоклассниками "Здравствуйте, это Я!"
Знакомство с первоклассниками...
Школа будущего первоклассника. "Здравствуй, школа!"
Это занятие поможет будущим первоклассникам быстрее адаптироваться к обучению в школе....
Праздник для первоклассников «Здравствуй, школа!».
Подобные мероприятия на первом этапе школьной жизни помогают первоклассникам более быстро и безболезненно адаптироваться к школе....
Конспект занятия "Знакомство с первоклассниками"
Занятие "Знакомство с первоклассниками" проводится в начале сентября....
занятие-знакомство с будущими первоклассниками (презентация)
подготовка к школе...
Классный час на тему «Мы первоклассники, мы одноклассники»
Здравствуйте, дорогие ребята! Какие вы сегодня красивые, счастливые, нарядные! Сегодня настоящий праздник! Ребята, этот день для вас очень важный: вы пришли учиться в школу. Школа станет для вас в...