Психологическое занятие-знакомство с первоклассниками «Здравствуй, одноклассник»
методическая разработка (1 класс) на тему

Соколова (Поличева) Людмила Сергеевна

Психологическое занятие-знакомство с первоклассниками «Здравствуй, одноклассник»

 

Аннотация

Данное занятие направлено на первичную адаптацию учащихся первого класса к новому коллективу. Это занятие закладывает начальную ступень формирования сплоченного классного коллектива посредством поиска общих интересов учащихся, формирования понимания ими значения слова «дружба».

Автор: педагог – психолог МБОУ МПЛ Поличева Людмила Сергеевна, магистрант Ульяновского государственного педагогического университета, кафедра педагогики и психологии, направление «Психология образования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_policheva.docx32.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Многопрофильный лицей города Димитровграда

Ульяновской области»

Работа на конкурс методических разработок педагогов-психологов

«Психологическое занятие-знакомство с первоклассниками «Здравствуй, одноклассник!»

Автор: педагог – психолог МБОУ МПЛ Л.С. Поличева

СОДЕРЖАНИЕ

Отзыв о проведенном психологическом занятии

Аннотация

3

Пояснительная записка

Перечень ресурсов, необходимых для проведения занятия

Технологическая карта психологического ..

Программа тренинга..

Способы оценки результатов программы..

Содержание программы психологического ..

Сведения о практической апробации психологического..

Список используемой литературы

Ссылки на интернет – ресурсы; ссылки на электронный фотоотчет проведенного тренинга

Психологическое занятие-знакомство с первоклассниками «Здравствуй, одноклассник»

Аннотация

Данное занятие направлено на первичную адаптацию учащихся первого класса к новому коллективу. Это занятие закладывает начальную ступень формирования сплоченного классного коллектива посредством поиска общих интересов учащихся, формирования понимания ими значения слова «дружба».

Автор: педагог – психолог МБОУ МПЛ Поличева Людмила Сергеевна, магистрант Ульяновского государственного педагогического университета, кафедра педагогики и психологии, направление «Психология образования»

«В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы;

исключить из жизни дружбу —

все равно, что лишить мир солнечного света»

Цицерон

Пояснительная записка

Психологическое занятие-знакомство предназначено для первичной адаптации учащихся к новому классному коллективу, выработки у них чувства общности, принадлежности к коллективу. Также поиска новых знакомств, взаимосвязей внутри коллектива.

Целью психологического занятия-знакомства является содействие в формировании сплоченного классного коллектива.

Задачи, направленные на:

  • Развитие навыков самопрезентации;
  • Снятие эмоционального напряжения;
  • Формирование сплоченности коллектива;
  • Предупреждению конфликтного поведения детей.

Психологическое занятие рассчитано на 40 мин (1 урок).

Ключевая идея занятия заключается в возможности самовыражения детей в течение занятия. Для того, чтобы у учащихся была возможности показать себя такими, какие они есть, рассказать о своих интересах и своей личности.

При организации психологического занятия предполагается применение следующих упражнений:

- обсуждение;

- идентификация;

- групповая рефлексия;

- индивидуальная рефлексия;

- метод самостоятельного конструирования высказываний;

Перечень ресурсов, необходимых для проведения тренинга

Наименование

Количество

1

Интерактивная доска

1

2

Проектор

1

3

Доска

1

4

Аудитория для тренинга

1

5

Стимульный материал

2

6

Канцелярские принадлежности

Цветные карандаши, фламастеры

Технологическая карта

психологического занятия-знакомства «Здравствуй, одноклассник!»

Наименование структурного элемента карты

Содержание

1

Название

«Здравствуй, одноклассник!»

2

Цель

содействие социальной адаптации, предупреждение конфликтного поведения детей, формирование сплоченности коллектива

3

Задачи

Развитие навыков самопрезентации;

Снятие эмоционального напряжения;

Формирование сплоченности коллектива;

Предупреждению конфликтного поведения детей

4

Участники

Учащиеся-перволассники (25 человек)

5

Время проведения занятия

1 урок, 40 минут

6

Программа тренинга

Таблица ниже

Способы оценки результатов занятия

Оценивание результатов занятия  будет проводиться в форме  экспертного заключения наблюдателя заполнение схемы анализа занятия.

Схема анализа

 психологического занятия-знакомства «Здравствуй, одноклассник!»

  1. Состав участников занятия и время проведения__________________________________________________________________________________________________
  2. План занятия (проводимые упражнения)
    ____________________________________________________________________________________________________________
  3. Наиболее удачные упражнения ________________________________________________________________________________________________
  4. Неудавшиеся упражнения ________________________________________________________________________________________________
  5. Особенности поведения участников__________________________________________________________________________________________________
  6. Интересный случай на занятии_____________________________________________________________________________________________________
  7. Ошибки, которые следует учесть______________________________________________________________________________________________________
  8. Важные достижения, методические находки_____________________________________________________________________________________________________

Сценарий психологического занятия-знакоства

«Здравствуй, одноклассник!»

Этап занятия

Время

Задачи, решаемые на каждом этапе

Методы и психотехники

Вопросы для обсуждения, комментарии

1

Приветствие

3 минут

Эмоциональная поддержка, адаптация к коллективу

Метод концентрации присутствия

Приветствие психолога, объяснение правил работы на занятии, знакомство с участниками

2

«Я и мои интересы»

15 минут

Самопрезентация, расширение возможностей принятия себя таким, какой есть, сплочение коллектива

Идентификация, снятие эмоционального напряжения

Эмоциональная поддержка. Поощрять, поддерживать, инициировать.

3

Просмотр презентации о дружбе

5 минут

Развитие навыков активного слушания

Предупреждение конфликтного поведения  

Что такое «дружба»? Кто такой настоящий друг?

3

«Настоящий друг …»

5 минут

Эмоциональная поддержка, сплочение коллектива

Идентификация

Эмоциональная поддержка. Поощрять, поддерживать, инициировать.

4

«Дом нашего класса»

8 минут

Навыки самопрезентации, предупреждение конфликтного поведения, снятие эмоционального напряжения

Индивидуальная рефлексия

Что для Вас дружба? Как бы Вы ее изобразили?

5

Завершение занятия. Рефлексия

5 минуты

Навыки активного слушания, формирование собственного мнения

Групповая рефлексия

Мнение о занятии

Содержание

 психологического занятия-знакомства «Здравствуй, одноклассник!»

  1. Приветствие

Приветствие психолога всех учащихся в классе, рассказ о предстоящем занятии и объяснение правил занятия.

Знакомство психолога с учащимися.

  1. Упражнение «Я и мои интересы»

Каждый учащийся встает, представляется и рассказывает о своем увлечении или интересах «Меня зовут ..., я люблю/занимаюсь …». А остальные учащиеся выслушав его оценивают для себя нравится или нет им такое увлечение или интересы (если нравится – они хлопают в ладоши 1 раз, если не нравится – топают 1 раз).

  1. Просмотр презентации о дружбе

  1. Упражнение «Настоящий друг …»

Учащиеся встают у своих парт и слушают высказывание о дружбе «Настоящий друг …», затем, если они согласны с этим высказыванием, то поднимают руку вверх, если не согласны – приседают. Сначала психолог задает им пару высказываний, чтобы направить размышления учащихся в нужное русло, затем учащиеся сами по очереди составляют высказывания.

  1. Упражнение «Дом нашего класса»

Учащимся демонстрируется плакат с нарисованным сказочным домиком с большим количеством окон. Психолог представляет этот домик учащимся, как домик их класса, который очень хочет, чтобы в нем жили дружные ребята, которые все делают вместе и помогают друг другу. Каждому ребенку раздается вырезанное окошко, которое ему предлагается разрисовать. Изобразить в нем символ дружбы, как он себе его представляет. Каждый из детей кратко рассказывает о том, что нарисовал в своем окне. Затем своим окна учащиеся приклеивают сами на дом класса.

  1. Завершение занятия. Рефлексия

Предоставление возможности ребятам высказаться о том, какие упражнения им понравились, а какие нет. Что было интересного. Обмен мнениями.

Сведения о практической апробации психологического занятия

1

2

3

1

База апробации тренинга

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Многопрофильный лицей города Димитровград Ульяновской области»

2

Срок апробации

02.09.2015-4.09.2015

3

Количество участников

25 человек (один класс)

Список используемой литературы

1. Вачков Н.В. «Окна в мир тренинга». – СПб. – 2004 г.

Ссылки на интернет – ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа будущего первоклассника. "Здравствуй, школа!"

Это занятие поможет будущим первоклассникам быстрее адаптироваться к обучению в школе....

Праздник для первоклассников «Здравствуй, школа!».

Подобные мероприятия на первом этапе школьной жизни помогают первоклассникам более быстро и безболезненно адаптироваться к школе....

Конспект занятия "Знакомство с первоклассниками"

Занятие "Знакомство с первоклассниками" проводится в начале сентября....

Классный час на тему «Мы первоклассники, мы одноклассники»

Здравствуйте, дорогие ребята! Какие вы сегодня красивые, счастливые, нарядные! Сегодня настоящий праздник! Ребята, этот день для вас очень важный: вы пришли учиться в школу. Школа станет для вас в...