Статья о знакомстве с первоклассниками "Здравствуйте, это Я!"
статья (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
В. А. Корнеева,
учитель начальных классов
Здравствуйте, это «Я»
Первая встреча с шестилетними учениками - это волнующее событие и для детей и для учителя. На первом уроке я увидела, что пытливые детские глаза уст ремлены на меня и в каждом взгляде вопрос: «Какая же вы? Будет ли нам интерес но с вами?»
Вспоминаю свои первые раздумья: с чего качать устанавливать контакт с деть ми? Как добиваться взаимопонимания? Что нужно сделать, чтобы дети с желани ем шли в школу? Что я могу сделать, чтобы учиться было легко?
Особого внимания требует начальный период привыкания к новым условиям. С первого дня пребывания детей в школе решила внимательно наблюдать за их индивидуальными особенностями, выявить тех, кому мое внимание будет особен но важным.
Еще К.Д. Ушинскяй говорил: «Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно прежде всего узнать его во всех отношениях.»
Размышляя как лучше узнать детей, познакомиться с ними, решила, что каж дый ребенок заведет тетрадку и в ней будет записывать ответы на мои вопросы.
Узнавала детей, определяла, кому из них моя помощь нужна. Хочу привести лишь некоторые варианты вопросов и ответов.
На самой первой страничке ребенок обводит свою ручку и в каждом пальчике пишет какой он. как он сам думает. Страничка называется: «Это - я!».
Вот как писали о себе ребята: помощник, преданный, плохой, красивый, жад ный, некрасивая, счастливый, умный, грустный, смешная, плохая, тихая, глупыш ка, сложная, вредный, нормальный, задумчивая...
Ответы детей показали, что они оценивают себя глазами других. Их собствен ное «Я» еще скрыто от них. Это ставит перед учителем главную задачу; раскрыть ребенку его самого, обозначить его новый статус, начинать формировать образ «Я».
На второй страничке ребята отвечают на вопрос: «Больше всего я не люблю...» Вот их откровения. «Убирать за собой, когда балуются, если кричат, таблетки, хо¬лод, шум, брата, читать, свою вредную сестру, темноты, войну, когда меня обижа¬ют, плохо учиться, танцевать, опаздывать».
Вот, что дети писали на третьей страничке: «Больше всего я люблю.,.»: «маму, папу, бабушку, учителя, школу, уроки, праздники, столовую, читать, книги, свой дом, тепло, друзей, комнату страха, драться, шалить бегать, сам себя...»
Проанализировав ответы детей, обнаружила, что их интересы еще далеки от учебных. Они еще не осознают серьезности своего нового положения, не включа¬ют себя в систему межличностных отношений. Учебную деятельность не рассмат¬ривают как деятельность по научению учения. У многих ребят прослеживается повышенная тревожность, капризы. Все это сказывалось на нервно-психологичес¬ком состоянии детей.
Особую тревогу вызывали два ученика, которые не желали никому подчинять¬ся, хотели, чтобы их постоянно хвалили, конфликтовали с-детьми. После психологи¬ческого исследования, и с учетом сделанных в процессе обучения наблюдений, эти ребята были поставлены на индивидуальное сопровождение, т.к. процесс адапта¬ции этих летен происходил с отклонениями.
Мы регулярно анализировали поведение детей, которые состояли на индивиду¬альном сопровождении и старались помочь им адаптироваться к новой жизнен¬ной ситуации, к статусу ученика.
Наши игры-занятия в тетрадках продолжались. К нам прилетал волшебный Джин и предлагал исполнить три заветных желания. Ответы детей помогли мне еще луч¬ше узнать своих шестилеток. Одним хочется, чтобы с ними все дружили, чтобы учебная деятельность была успешной: «мечтаю хорошо учиться», «чтобы со мной асе в шкале дружили», «много знать, чтобы быть умным». Другие мечтают о мире, о благополучии в семье: «чтобы у всех было счастье», «чтобы у всех на Земле было здоровье», «чтобы мой папа жил с нами». Также ребята хотели бы «увидеть Деда Мороза», «младшего братика», «чтобы все друг друга любили». И еще на многие другие вопросы отвечали дети Ответы позволили на первый план выдвинуть задачу создания в классе обстановки доброжелательности, заботы, поддержки и одобрения.
Понимая, что общение шестилеток со взрослыми не ограничено только учите¬лем, постаралась раздвинуть образовательное пространство - познакомила детей с школьным психологом, с педагогами дополнительного образования, учитслями-предметииками. Вес вместе старались создать здоровый психологический климат, а позже сохранить его в общении шестилеток с учителями и учениками среднего и старшего звена.
Считаю, что нормальный психологический климат - залог1 успешного воспита ния сознательной дисциплины в классе, повышения интереса к знаниям на уроке и во вне урока.
Овладение счетом, письмом, чтением - большой труд для ребенка. Успех его обеспечивается желанием учиться — это и есть психологическая готовность к уче нию. Если дети учатся с охотой, без принуждения - значит учебная деятельность организована правильно.
Рука об руку учителя, психолога, логопед помогают нашим детям расти и раз виваться.
Главное достижение совместной работы - огромное желание детей приходил, в школу. Многим ребятам школа действительно стала родным домом.
Но не все было так просто. Так Андрей Н. испытывал трудности в овладении программой, а у Сергея И. возникали проблемы поведенческого характера. Чтобы эти ребята ни на минуту не оставались один на один со своими проблемами, они были поставлены на индивидуальное сопровождение. В результате долгой н кро потливой работы учителя в классе, педагогов дополнительного образования, пен-хологов, логопеда дети справились со своими проблемами. И в конце учебного года на мой вопрос «Что или кто тебе понравился в первом классе?» эти ребята ответи ли так: «Мне понравился наш класс, потому что у меня стало много друзей...», «... моя школа, потому что в ней я получаю знания, а они мне будут нужны».
Как мне кажется, достигнутый успех - это результат совместной работы всех участников психолого-педагогического сопровождения, для которых главной явля ется формула трех «со»: сочувствие, сопереживание и сострадание.
Такое отношение к ребятам находит отклик в детских сердцах. И это дает воз можность успешно решать задачи по развитию и формированию личности школь ника
22
23
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Знакомство с фразеологизмами в начальной школе и их актуализация в речевой практике младших школьников"
В фрагментах уроков, которые будут представлены, сделана попытка показать на практике, каким образом можно проводить данную работу, направленную на осознание фразеологизмов и актуализацию их в...
Статья "Знакомство с будущим превоклассником"
Эта статья должна помочь родителям при выборе образовательного маршрута будущего первоклассника....
Статья "ПервоЛого. Первое знакомство с компьютером".
Статья "ПервоЛого. Первое знакомство с компьютером"....
Статья "ПервоЛого. Первое знакомство с компьютером".
Статья о том, как обучить ребенка компьютерной грамотности с помощью среды Перволого....
Конспект открытого урока на тему: "Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы Знакомство с разными видами словарей, работа со словарями, чтение словарных статей".
На этом уроке русского языка обучающиеся познакомится с разными видами словарей : с толковым словарем, со словарями синонимов и антонимов, со словарем иностранных слов.Дети овладеют первичными н...
Научно- исследовательская статья на тему: "Методика знакомства со звуком и буквой на уроках Обучения грамоте в первом классе."
Научно- исследовательская статья на тему: "Методика знакомства со звуком и буквой на уроках Обучения грамоте в первом классе."...
ЗНАКОМСТВО С РУССКОЙ ИГРУШКОЙ статья
Обмен опытом работы в подготовотельном классе ДШИ по знакомству с народной игрушкой....