Умеем ли мы любить своего ребенка?
консультация (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Вахрушева Надежда Викторовна

Все родители, без исключения, любят своих детей. Почему же дети не всегда чувствуют эту любовь? Быть может, потому, что родители не умеют эту самую любовь правильно выразить? В ходе данного мероприятия родители увидят свои ошибки и научатся правильно выражать свои чувства к ребёнку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umeem_lubit_rebenka.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания

«Умеем ли мы любить своего ребенка»

Форма проведения: Лекция с применением информационно-коммуникационных технологий, предназначена для родителей учащихся младшего и среднего школьного возраста.

Цель: способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей.

Подготовительная работа:

  • Опрос учащихся
  • Подготовка памяток для родителей
  • Подготовка мультимедийной презентации
  • Заготовки пошаговых тестов для родителей

Ожидаемый результат: содействие созданию комфортных условий для ребенка в семье, развитие педагогического такта родителей при общении с ребенком.

ХОД СОБРАНИЯ

        

Как вы уже догадались, сегодня речь пойдет о любви. Говорят, любить человека означает его познать. Давайте же выясним, насколько хорошо мы знаем своих детей. Зачитываются анкеты детей (любимое блюдо, занятие, мультфильм, книга и т.п.), а родители должны узнать своего ребенка.

Поскольку тема нашего сегодняшнего разговора – любовь к детям, давайте прежде всего выясним каждый для себя – насколько же мы любим эти «цветы жизни».

Индивидуальный пошаговый тест «Любите ли вы детей?»

??? – Скажите, пожалуйста, а что значит, в вашем понимании, любить своего ребенка?

        

Кто-то говорит, что любить своего ребенка – значит заботиться о нем, интересоваться его жизнью, возить его отдыхать, покупать еду, вещи и многое другое. А в последнее время все чаще приходится слышать, что любить своего ребенка – это обязательно говорить ему: «Я тебя люблю».

        Готовясь к сегодняшнему собранию, мы провели анкетирование с целью выяснить, насколько часто дети слышат и чувствуют эти самые знаки любви со стороны собственных родителей результаты оказались следующими:

«Как вы догадываетесь, что родители вас любят?»

  • Покупают, что я прошу
  • Разрешают играть за компьютером
  • Не ругают
  • Хвалят
  • Целуют

Посмотрите, как ваш ребенок ответил на этот вопрос.

        Ответы ребят показывают, что большинству из них не хватает знаков любви. А ведь именно из уст своих родителей, близких ему людей, ребенок хочет слышать эти слова любви. Они питают все существование малыша, а потом и существование повзрослевших юноши и девушки. Родительскую любовь впоследствии они переносят на окружающих людей, повторяя вашу мимику, жесты, улыбку и смех… Ваши думы и мысли, надежды и чаяния.

        То, насколько приятным будет это общение с окружающими людьми, во многом зависит от того, насколько нужным ощущает себя ребёнок в своей семье, то есть на сколько его принимают.

        ??? – Что значит принимать ребенка «безусловно»?

        Это значит любить не потому, что он такой хороший или умный, а просто потому, что он есть. Ведь когда он родился, вы ничего от него не требовали и не ждали. Вы просто хотели, чтобы он был здоровенький и счастливый, улыбались ему, качали его, обращали на него внимание всякий раз, когда ему это было необходимо.

        А сейчас он подрос, и отношение к нему изменилось, иногда до такой степени, что трудно поверить, что для родителей он по-прежнему в радость

        Доказательством этого могут служить ответы ваших детей на вопрос: «Говорят ли вам родители о своей любви в тот момент, когда вы что-то делаете не так, как им того бы хотелось?»

        Мы видим, что только 4 детей ответили на этот вопрос положительно. А что же остальные? Остальные дети постепенно смирятся с мыслью, что любимы и приняты своими родителями лишь условно: тогда, когда они успешны, трудолюбивы и старательны.

        Не секрет, и я думаю, многие со мной согласятся, что наше отношение к детям часто зависит от того, в каком настроении мы пребываем. Когда все прекрасно (у нас день зарплаты, муж с утра сказал нам ласковые слова) – тогда и ребенку мы что-то прощаем, а что-то не замечаем вовсе. Но если начальник указал нам на наши недостатки в работе, а зарплата вся ушла в долги – вот тут-то мы и замечаем, что наш ребёнок «неряха», «растяпа» и еще кое-кто…

        

Психологи склонны считать, что в любом взрослом живет как минимум два животных.

Предлагаю вам тест «Звери в вольере». Перед вами два пустых вольера, в которых нужно посадить зверей или птицу. Что это будут за животные – решать вам. Главное – дать этим зверям характеристику в 3 прилагательных.

        Как же ребенок должен угадать какое именно животное проснется сегодня?

Самым лучшим советом могут стать слова Симона Соловейчика:

«Где не хватает терпения надо постараться вытерпеть, где нет понимания – постараться понять, и всегда я понимаю ребенка, всегда люблю».

        Предлагаю вам разыграть сценку, в которой возможно кто-то увидит себя или своего ребенка. Обратите внимание, как будет меняться смысл и тон произносимых мною слов.

- Прошу выйти одного желающего, который сыграет роль ребенка.

- Выберите, пожалуйста, среди присутствующих любого человека, в котором вы видите поддержку.

- Встаньте, пожалуйста, за спиной «моего ребенка», приложите руки к его спине и ни в коем случае не отпускайте его, что бы ни случилось.

Итак, давайте представим, что это моя маленькая дочь (сын), третьеклассница. Это очень подвижный, любознательный ребенок, задающий кучу вопросов, даже в тот момент, когда мы спешим в школу. Я беру тебя за руку, и мы побежали.

- Мама, а что там такое, посмотри! – говоришь ты.

- Некогда, смотри под ноги, вечно ты спотыкаешься! Что ты крутишь головой? Смотри на дорогу. Перестань глазеть по сторонам!

И в этот момент, как только я произношу подобную фразу, ребенок может воспринять ее  буквально – он закрывает глаза, как приказала мама (завязываю «ребенку» глаза).

Дальше мы спешим в школу. Забегаем в автобус, и я встречаю там свою подругу, начинаю с ней обсуждать прошедший день. Дочь внимательно слушает, а потом говорит:

- Мама, мама, ты слышала, как пропела птичка? А кто такая Светлана Ивановна?

- Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще, ты чего уши развесила, как не стыдно подслушивать! Закрой уши! (завязываю «ребенку» уши)

Мы выходим из автобуса, распрощавшись с подругой, бежим по дороге. При этом я постоянно поглядываю на часы, чтобы не опоздать.

- Мам, меня Машка ждет, я ей ластик пообещала принести, тот что…

- Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем. Да можешь ты в конце концов, помолчать! (завязываю «ребенку» рот)

Хватаю ребенка за руку, и мы двигаемся дальше.

Моя дочка уже молчит, но начинает поднимать на ходу какую-то веточку. Я бью ее по рукам и говорю:

- Что у тебя за привычка вечно все подбирать! Неужели ты не можешь без этого! Выброси, я тебе сказала! Убери руки! (завязываю ребенку руки)

Тут дочь начинает упираться и вредничать. И я в ужасе кричу на неё:

- ты где этому научилась? Что еще такое? Перестань топать ногами! Стой смирно! (завязываю ребенку ноги)

Я смотрю на часы, нервничаю, что мы не успеваем, и начинаю подгонять ребенка:

- Что ты тянешься, копуша? Делай шаг шире! Ты что, ходить разучилась? Иди быстрей! Дай руку! Не руки, а крюки – не писать нормально, ни держать ничего не умеют! Гляди на дорогу, не спотыкаясь, что ты такая слепая идешь! Да не молчи же ты, я с тобой разговариваю! Ты что, оглохла?

Ребенок, естественно, начинает плакать.

А я продолжаю пилить свою дочь за то, что она ничего не умеет делать, забыв о том, что сама же все ей запретила: смотреть, слышать, говорить, бегать, трогать, да еще и плакать нельзя, т.е. наложила запрет даже на чувства.

Ребенку это труднее всего перенести. Каждый имеет право чувствовать то, что он чувствует. Но родители часто способны отобрать это право.

А не кажется ли вам, что это сцену вы уже где-то видели? (развязываю ребенка)

Давайте спросим у «нашего ребенка», какие чувства он а испытывала?

О чем думала?

Что являлось поддерживающим моментом, помогало вынести несправедливые слова «матери»?

Ощущала ли поддержку человека, стоящего сзади?

А что чувствовали Вы? (спрашиваю у человека, который стоял сзади)

Поблагодарите, пожалуйста, за оказанную помощь того, кто вас поддерживал.

Очень часто в жизни бывает, что такой поддержкой является совершенно посторонний человек и хорошо, если он оказывается рядом в нужный момент. А каково тому ребенку, у которого даже такой поддержки нет? Благодарю помощников, прошу занять место в зале.

«Вот в такое состояние мы вгоняем своих детей и при этом преследуем благородные цели воспитания. Ребенку невыносимо слышать такие слова от родных, он может замкнуться. Что тогда делать? Как себя вести? Что предпринять?»

5 правил для родителей!

Если вы видите своего ребенка в таком состоянии, первое – что вы можете и должны сделать – это обнять его, прижать к себе и держать возле себе ровно столько, сколько нужно ребенку. Когда ему будет достаточно, он сам отойдет. При этом вы ни в коем случае не похлопывайте его по спине и не поглаживайте, будто бы произошедшее – мелочи, что «до свадьбы заживет». Если это подросток, и он уже не дает себя обнять, то можно просто посидеть рядом, подержав его за руку. Говорят, что рука ребенка надо держать до тех пор, пока он её сам не отнимет.

Посмотрите какая цифра является у вас ответом на 3 вопрос в анкете ребенка.

Именно сколько раз в день вы прижимаете к себе вашего ребенка, прикасаетесь к нему с нежностью и лаской. А вот известный семейный терапевт Вирджиния Сатир считает, что 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! Для того, чтобы ребенок развивался психически и интеллектуально – 12 раз в день! Ребенок должен знать, что родители его всегда поймут и примут, что бы с ним не случилось. Это питает его эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает должных знаков, то появляются отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания. Оказывается, детям, да и вообще любому взрослому необходимы объятия для того, чтобы почувствовать свою нужность.

Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день. Время для ночного отдыха каждому требуется сугубо индивидуально. Показатель один – чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители. Попробуйте вспомнить, какими словами вы будите своего ребенка. (ответы родителей). А теперь посмотрите, какие слова утром слышат от вас ваши дети: ответы на вопрос №4.

И потому правило 2 – будите ребенка только ласковыми словами.

Правило 3 – Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога – прекрасная возможность для совместного общения, ненавязчивых советов (если только глаз, уши, руки, ноги ребенка не перевязаны шарфиками).

Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать нейтральные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?».

Правило 4 – Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.

Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни. Постарайтесь при этом хотя бы однажды заглянуть в его глаза и вы там увидите столько, чего не передает тысячей слов!

Правило 5. Ребенок должен чувствовать что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

Если вы постараетесь соблюдать все 5 правил, тогда любовь к своему ребенку вы сможете получить отличную оценку – 5!

Психологами доказано, что потребность в любви – одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение – условие нормального развития ребенка.

Почему вы проснулись, слепленные солнцем?

Почему за окном серебрилась роса?

Почему её капельки как зеркала отражали повсюду вашу улыбку?

Почему вы проснулись с предвкушением счастья?

Потому, что настало утро нового дня.

Дня волшебных общений с вашим ребенком,

Постижения непостижимой поэзии.

Вы проснулись с факиром, всемогущим факиром.

И ведь это не грезы, а это реальность,

Потому что Вам, будничным и прозаичным,

Удалось сотворить это чудо.

Удалось сотворить. Что творил только раньше Бог.

Вы земные, создали божественное…

Лучезарного, солнечного малыша.

А потому – наслаждайтесь общением с этим Чудом. Берегите его и колдуйте над ним! Совершенствуйтесь сами, идя рядом с ним. Дайте руку ему, свою крепкую руку. Его нежные пальчики вложите в ладонь и ведите по жизни, её лабиринтам, словно – гид, который осилил уже этот путь. Будьте другом его, станьте Верой, Надеждой… А с любовью к вам он сам пришел в этот мир. (раздаются памятки родителям)

А чтобы все у вас получилось, примите, пожалуйста памятки, которые в трудные воспитательные моменты, надеюсь, помогут вашим детям чувствовать себя нужными и любимыми.

Если наш разговор не оставил вас равнодушными, пожалуйста, поделитесь своими мыслями:

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра по станциям "Знай и люби свой город"

Вопросы и задания для проведения игры по станциям....

Люби свой край и воспевай!

Зажечь искорку любви у детей младшего школьного возраста к жизни коми народа в разное историческое время, развивать интерес к природе родного края, коми национальной культуре средствами музейной педаг...

Сценарий классного часа "Знай и люби свой край"

Воспитание любви и уважения к родному краю это одна из важных сторон  воспитательной деятельности классного руководителя....

Как правильно любить своего ребёнка

Презентация к лекции  для родителей "Как правильно любить своего ребёнка"...

Игра по станциям "Знай и люби свой город"

Презентация содержит  занимательный материал по истории нашего города...

Умеете ли вы любить своего ребёнка

Родительское собрание по теме "Умеете ли вы любить своего ребёнка" Представленна анкета по этой теме...