Люби свой край и воспевай!
методическая разработка (4 класс) на тему

Мингалева Светлана Владимировна

Зажечь искорку любви у детей младшего школьного возраста к жизни коми народа в разное историческое время, развивать интерес к природе родного края, коми национальной культуре средствами музейной педагогики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyubi_svoy_kray_i_vospkvay.docx37.42 КБ

Предварительный просмотр:

Мингалева Светлана Владимировна

учитель начальных классов

МОУ «НОШ № 23»

Ухтинский район, пгт Ярега

2011 год

Люби свой край  и воспевай.

«Нет на земле ни одного избранного народа,

как нет ни одного неполноценного.

Все они без исключения равны между собой.

Всем им мать – земля предоставила равное

право жить, трудиться, растить детей».      

З.Я. Немшилова

Каждая национальная культура − это форма самовыражения народа. В ней проявляются особенности национального характера, миросозерцания, менталитета. Любая культура уникальна и проходит свой, неповторимый путь развития. Это в полной мере относится и к коми национальной культуре.

Формирование представлений детей младшего школьного возраста о коми народной культуре через музейную педагогику является актуальным, так как в коми культуре отражаются и исторически сохраняются присущие коми народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок  младшего школьного возраста получает первые представления о культуре коми народа, зарождается любовь  к малой Родине.

Музейная педагогика способна дополнить и обогатить любую вербальную информацию учителя, сделать сам процесс образования предметным, наглядным и осязаемым Классификация методов, выстроенная по их определенному признаку, помогает лучше развить представления о предметах быта и визуальное мышление у детей 7-10 лет. Занятия позволяют закрепить полученные знания через их использование в других видах деятельности: игровой, изобразительной, трудовой.

ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Зажечь искорку любви у детей младшего школьного возраста к жизни коми народа в разное историческое время, развивать интерес к природе родного края, коми национальной культуре средствами музейной педагогики.

Предлагаю вашему вниманию мультимедийное занятие «Люби свой край  и воспевай» из разработанного мною методического пособия. К занятию прилагается полноэкранная слайдовая презентация, созданная в программе Microsoft Office PowerPoint, (презентация). Каждый пользователь может «разбить» презентацию на свои временные отрезки, а также поменять слайды местами. Звук и текстовое оформление дополнить по своему усмотрению.

        Кажущееся большое количество лекционного материала к занятию тоже представлено неспроста. занятие (или его часть) можно использовать в курсе другой изучаемой темы. Необязательно использовать всю информацию полностью – все надо делать взвешенно, исходя из возможностей и способностей ученической аудитории.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: знакомство с культурой коми  народа

        ЗАДАЧИ:

        Познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя зна комство с поселениями, жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, нацио нальными блюдами.

(Слайд 1-5). Республика  Коми  -  суверенное  государство   в   составе   Российской Федерации. Столица - город Сыктывкар. Коми - древний народ, живущий в основной  массе в современной  Республике Коми, а также в Северно-3ападной Сибири и на Кольском полуострове.

КОМИ - (самоназв.), коми морт («коми человек»), коми войтыр («коми народ»), зыряне (ycтapелое русское название.). Численность в Российской Федерации 336,3 тыс., коренное население. Письменность на основе русского алфавита. Большая часть верующих коми - православные, есть старообрядцы.         Непосредственные предки коми - этно-территориальные группы (племена) перми вычегодской сформировались в 10-14 вв. на основе местных охотничье-рыболовецких племён в результате активного взаимодействия с пермскими (древнекоми) переселенческими группами с территории верхнего Прикамья. В формировании коми приняли участие многие соседние народы (вепсы, древние марийцы, предки обских угров, восточные славяне и др.). Культура перми вычегодской представляла собой результат взаимодействия и слияния различных культур. Хозяйство было комплексным: охота, рыболовство, скотоводство и подсечноогневое земледелие. Под влиянием западных соседей сельско-хозяйственные отрасли получили дальнейшее развитие, с 12 в. распространилось пашенное земледелие. Археологические памятники перми вычегодской известны по средней и нижней Вычегде, в бассейнах рек Вымь, Вашка, Луза. Этноним «пермь» впервые упоминается в вводной части наиболее раннего из дошедших до нас древне-русских летописных сводов - «Повести временных лет» (начало 12 в.). Этимологизируется из прибалтийско-финского термина pera-maa («задняя земля», Заволочье)

В конце 14 в. коми были христианизированы. Миссионер Стефан Пермский (около 1345-96 гг.) начал просветительскую деятельность среди коми в 1379 г. В 1383 г. он стал 1-м епископом новой Пермской епархии с центром в селе Усть-Вымь. Он на оригинальной графической основе составил коми алфавит и перевел на древний коми язык ряд церковных текстов. Широкого распространения созданная Стефаном Пермским письменность не получила и впоследствии была почти полностью утрачена. В дошедших до нас памятниках древнепермской письменности содержится в общей сложности около 225 слов связного текста.

После присоединения Великого Новгорода к Москве (1478 г.) земли перми вычегодской вошли в состав Русского государства, была произведена перепись вычегодско-вымских земель (1481 г.) и назначены «государевы дани» (1485 г.) В 16-17 вв. происходило изменение границ расселения коми. Заселяются верховья рек Мезени и Вычегды, коми появляются в бассейне реки Ижма, на верхней и нижней Печоре. Происходит сложение большинства основных этнографических групп коми (вымичей, сысольцев, прилузцев, удорцев). В 17-18 вв. в результате дальнейшего расселения коми формируются этнографические группы верхневычегодцев, ижемцев и печорцев. Оформляется восточная граница этнической территории коми вдоль Уральского хребта. Идет активный процесс формирования коми как этноса. Расширение этнической территории на Севере продолжалось вплоть до конца 19 в., но четкой этнической границы не сложилось. Северные коми (ижемские оленеводы) стали частично обитать совместно с ненцами на одной территории. Культурно-историческая специфика этнографических групп коми складывалась преимущественно под влиянием природно-географических факторов, определенную роль играли этнокультурные контакты с соседними народами. Основными занятиями у южных групп (прилузцев, сысольцев) были земледелие и животноводство, у более северных групп удорцев, верхневычегодцев и печорцев существенное значение имели также рыболовство и охота, а у ижемцев - присваивающие промыслы и оленеводство уже доминировали над сельским хозяйством.

(Слайд 6-17). Герб Республики Коми был принят 6 июня 1994 года. Он представляет собой исполненное по мотивам пермского звериного стиля изображение золотой хищной птицы, помещенной на красном геральдическом щите; на груди птицы — лик женщины в обрамлении шести лосиных голов.

Флаг РК представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из расположенных горизонтально трех полос в последовательности сверху вниз: синего, зеленого и белого цветов шириной в одну треть ширины флага каждая. Цветовое решение флага отражает специфические географические особенности и богатства природы Республики Коми. Синий цвет символизирует небесное начало, величие и бескрайность северных просторов. Зеленая полоса - символ надежды и изобилия - является условным обозначением необъятных таежных массивов коми пармы - основного богатства и среды жизнедеятельности коми народа. Белая полоса флага, воплотившая белизну и чистоту снега, девственность, простоту и суровую красоту северной природы, означает принадлежность территории Республики Коми к Северу, северное положение. В другой трактовке белый цвет - символ равенства проживающих в республике народов и единства их культур .

Гимн РК. Является символом демократического правового государства, сохранения традиций национальной культуры, единства ее многонационального народа. Мелодия гимна создана на основе песни Виктора Савина «Варыш поз» (Соколиное гнездо) в обработке М. Герцмана.

   6 января 2010 года Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев внёс на рассмотрение Государственного Совета Республики Коми кандидатуру Вячеслава Михайловича Гайзера для наделения его полномочиями Главы Республики Коми. 15 января 2010 года утвержден Государственным Советом на должность Главы Республики Коми. Вступил в должность 15 января 2010 года.

На территории Республики находится 10 городов: Сыктывкар, Воркута, Вуктыл, Инта, Печора, Сосногорск, Усинск, Ухта, Микунь, Емва. У каждого города свой герб.  

На территории Коми края много рек, озёр, болот (слайд 15). Крупнейшие реки – Печора (длина 1809 км), Вычегда (1130 км), Сысола (487 км), Вымь (499 км), Мезень ( 966 км).

(Слайд 18 -21)  Знаете, почему Русь называли деревянной? (Ответы детей.) Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда. Традиционным строительным материалом у коми служило дерево. Основные типы поселений: деревня и село, расположенные в основном по берегам рек, не имеющие укреплений и окружённые сельскохозяйственными угодьями. Традиционное жилище — наземная, прямоугольная по форме, срубная из сосновых брёвен постройка на высоком подклете. Жилая часть — из двух изб (зимней и летней), соединённых сенями, составляет единое целое с хозяйственным двором. Двухъярусный скотный двор: внизу хлев (карта), вверху поветь (стын). Характерная черта жилища — односкатность крыши, крытой тёсом. Для южных районов характерны одноэтажные жилища, у северных коми в конце XIX века распространились двухэтажные многокомнатные дома. Из украшений жилища распространена резьба, ею украшают фронтоны, полотенца, подзоры и причелины крыши. Окна украшают наличниками с глухой, пропильной, ажурной резьбой. Орнамент — геометрический. На охлупне (князевое бревно) — резные фигурки коней и птиц, в виде птиц — курицы (крюки) водосточного желоба. У северных коми на охлупне часто укрепляли оленьи рога.

 (Слайд 22) Внутренняя планировка жилища севернорусского типа: печь (пач) располагалась в углу у двери устьем (пачвом) к фасадной стене. Над входной дверью (oдзoс) устраивались полати (пoлать).По диагонали от печи находился передний угол (енув пельoс).

 В старину, темными зимними вечерами, собирались люди в большой избе. Здесь они пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки, прибаутки. Вообщем, рабо тали: пряли, вышивали, плели лапти, корзины. Такие вечера назывались посиделками. А сколько народных умельцев было на Руси! Из обыкновенного полена могли, например, вырезать вот такую шкатулку (показывает), в которой хранились мел кие предметы, украшения. Или могли сделать вот такую вещь. Угадайте, что это? Это деревянный ткацкий станок. На нем долгими зимними вечерами женщины ткали разно цветные половики для того, чтобы в избе было уютно и тепло ходить по полу, чтобы меньше скрипели половицы.

(Слайд 23-24) У коми с древнейших времен было распространено богатое и многообразное по формам народное прикладное искусство. Оно было тесно связано с хозяйственной жизнью народа, его бытовым укладом и традиционным мировоззрением. Крестьяне, охотники и рыболовы коми в прошлом, живя натуральным хозяйством, почти всю бытовую обстановку создавали своими руками, следуя в этом уже установившимся в народе практическим и эстетическим требованиям. Вместе с тем в этом процессе проявлялись и индивидуальные творческие способности каждого мастера. Поэтому народное искусство едино по своему содержанию и стилистическим особенностям и в то же время оно богато, разнообразно и по существу неповторимо.

Народное искусство воплощает в себе практическую целесообразность, добротность материала, гармоничность, красоту форм и красок. Его формы совершенствуются в веках и поэтому имеют большую жизнеспособность.

Искусство коми до сих пор мало изучалось, о нем мы судим по сохранившимся в народе и живущим в наше время видам искусства. Наиболее распространенными видами его являются художественная обработка дерева и бересты, узорное тканье и вязанье, обработка меха.         В крае, изобилующем лесом, с давних времен развивалась обработка дерева. Большое место отводилось деревянному зодчеству и декорированию жилых и хозяйственных построек.

      Разнообразной и красивой была резная деревянная утварь и посуда. Приспособления для ткачества, вальки, рубели, ножи-«трепала», дощечки и ножи для тканья поясов, веретена, пивные жбаны, различного вида шкатулки украшались нарезной и трехгранно-выемчатой резьбой. Резной орнамент деревянных изделий преимущественно геометрический, состоит из ромбов, косых крестов, зигзагов, розеток. Встречаются, однако, мотивы птиц и растительные мотивы. Чрезвычайно распространен солярный мотив

Сосуды для жидкостей, в частности, ковши, черпаки, ложки выдалбливались из березового капа, и имели красивую обтекаемую форму, а также резные ручки.

     Среди резных изделий коми особое место занимают утки-солонки. В прошлом они играли обрядовую роль: отец невесты дарил ей такую утку в самый важный момент ее жизни - в день свадьбы. Поэтому понятно внимание мастера к созданию этих предметов. Они отличаются разнообразием форм, художественной завершенностью образов.

      Наряду с обработкой дерева и березового капа чрезвычайно развитым в прошлом да в значительной степени и в настоящее время является обработка бересты. Широко распространены туеса - герметически закрывающиеся сосуды для жидкостей, шкатулки, различного вида коробки, сумки. Они украшались тиснением, прорезными узорами по верхнему слою, с подкладыванием цветных тканей или фольги под него. Реже применялась раскраска.

     Широко бытовали и продолжают бытовать плетеные изделия из корня, ивовой лозы, бересты и луба. Большая часть этих вещей имеет красивые пропорции и форму.

      Раскраска бытовых предметов применялась относительно редко. Многочисленные расписные прялки, веретена, ложки и куды (деревянные коробки для одежды), распространенные главным образом на севере Коми, расписывались усть-цилемскими и архангельскими мастерами. Существовала, однако, и самобытная роспись бытовых предметов на Вычегде.

- Весьма разнообразны пояса у коми, как по материалу, технике исполнения: тканые, плетеные на дощечках, на пальцах, спице и т.д., так и по орнаментации и расцветке. Большинство из них изготовлялись из разноцветных шерстяных ниток, иногда украшались бисером, блестками и т.д.

     Большого совершенства мастерицы коми достигли в узорном вязании. Чулки, варежки, перчатки обычно вязались из шерсти, с употреблением нескольких разноцветных нитей, с помощью которых вывязывались весьма сложные, многоярусные узоры. Вязаные изделия, значительно отличаясь разнообразием расцветок и орнамента, локализуются по районам.

    Вышивка, как вид украшения ткани, для коми менее характерна. Исключение составляет летский комплекс одежды, в который входит женский головной убор, сорока, вышитая сплошным швом. В расцветке вышивки доминирует вишне­вый цвет, в орнаменте присутствуют растительные и зооморфные мотивы.

(Слайд 25) Позднее среди других мужских промыслов коми развивалась также обработка металла: литье различного рода пряжек, блях для ремней, сбруи, которые производились из меди и бронзы. Многочисленные предметы быта: замки, дверные ручки, светцы, сечки и другое создавались местными кузнецами способом холодной ковки. Ювелирное дело почти отсутствовало. Исключение составляют «чусы» - женские серебряные серьги с подвесками из бус, производившиеся в вычегодских селах.

 Отгадайте  загадки.

-Кто в избе рогат? (Ухват.)

-Бычок рогат, в руках зажат, еду хватает, а сам голодает. (Ухват.)

-Черный конь скачет. (Кочерга.)

-Кривая собачка в печку глядит. (Кочерга.)

-Стоит толстячок, блестит бочок; шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар.)

-Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает. (Веник.)

 -Сорок братьев вместе живут, мусор метут. (Веник.)

-«Для кудрей и хохолков, целых 25 зубков,

И под каждым под зубком лягут волосы рядком»? (расческа.)

-Маленькая собачка не лает, не кусает, а в дом не пускает. (замок.)

-Сидят две галочки на одной палочке. (Ведра на коромысле)

-Посуда новая, да вся дырявая. (Сито.)

-Двенадцать деревянных коней одним поводом веду. (Грабли)

-Блестит, сверкает, по полю гуляет, всю траву срезает. (Коса)

-Кто берет сено тремя зубами? (Вилы)

(Слайд 26) В настоящее время сохраняются традиционные охота и рыболовство. Охотники продолжают добычу дичи и пушнины. Преобладает индивидуальный промысел с ружьем.

(Слайд 27) Традиционная одежда коми сходна с одеждой северо-русского населения, а у северных коми — также с ненецкой. Женская одежда отличалась разнообразием. Основу женского костюма составляли рубаха и сарафан различных типов. Поверх сарафана — короткие распашные кофты. Верхней женской рабочей одеждой являлись дубник или шабур, зимой — овчинная шуба. В качестве головного убора девушки носили обычно ленту — прямоугольный кусок парчи с пришитыми к нему разноцветными лентами. Свадебный головной убор — очелье без дна, на твёрдой основе, обтянутое красным сукном. После свадьбы коми женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в старости повязывали голову тёмным платком. Мужская одежда: холщовая рубаха навыпуск, подпоясанная ремнём, холщовые штаны, заправленные в шерстяные носки с навёрнутыми поверх онучами. Верхняя одежда: кафтан, зипун или сукман, зимой — шуба (пась). Мужские головные уборы: войлочный колпак или шапка из овчины. Мужская и женская обувь мало отличались: кожаные коты, бахилы или сапоги. Подпоясывались плетёными или вязаными поясами. Одежда (особенно вязаные изделия) украшалась традиционным геометрическим орнаментом.

До начала XX века повсеместно у коми и коми-пермяков шили одежду преимущественно из тканей домашнего производства: холста (белого и цветного – «пестряди») и сукна. Холст (льняной и посконный) был значительно шире распространен у коми-пермяков и у коми, проживающих в южных районах (летские и вычегодские коми). На изготовление верхней одежды, помимо сукна, шли и полушерстяные ткани. Выделанные шкуры (коровьи, овечьи, оленьи), необработанные и дубденные, а так же ровдуга и мех домашних и диких животных использовали при изготовлении обуви, ремней, шапок, шуб и промысловой одежды. Верхнюю одежду и обувь из оленьего меха шили в основном жители северных районов, расположенных по Печоре и Ижме, на Удоре, в верховьях Мезени и Выми. В этих местах, наряду с меховой одеждой, была широко распространена одежда из привозных тканей, которые доставлялись из центральных районов России. Так, например, в большом количестве холст, сукна и парчу и готовую одежду на Печору привозили чердынскне купцы из Пермской и Вятской губерний, а в верховья Мезени, на Ижму и Удору ткани (пестрядь, сермяжные сукна, кумач, цветные шелка) доставляли из Архангельска, Пинеги и Великого Устюга.

(Слайд 28) Многообразная духовная культура коми ярко представлена в народном искусстве, фольклоре, народных верованиях и обрядах. Космогонии, мифы коми, отражающие ранние представления народа об окружающем мире и месте человека в нем (отделение неба от земли, сотворение земли, человека и животных братьями-демиургами Еном и Омолем и др.); эпич. сказания и легенды; сказки и песни; пословицы и поговорки; обрядовая, поэзия. В свадебных плачах и похоронных причитаниях раскрывается глубинный смысл и символика семейной обрядности коми. Трудовые импровизации и календарный фольклор освещают трудный быт северного земледельца и промысловика.

      Фольклор коми даёт представление об основных этических и моральных нормах народа, играет важную роль в воспитании детей и их социализации. Семейные и календарные обряды коми близки к северо-русской. В похоронно-поминальной обрядности находят отражение древние представления о множественности душ и рудименты развитого в прошлом культа предков. Наряду с христианскими отмечались такие традиционные календарные праздники, как проводы льда, чарла рок (праздник урожая, буквльно, каша серпа), отправка на промысловую охоту и др. Сохранялись дохристианские верования в леших (ворса), духов-хозяев, колдовство, гадания, заговоры, порчу (шева); существовали культы деревьев, промысловых животных, огня и др.

      В традиционной духовной культуре коми большое место занимал фольклор. Известны эпические поэмы и сказания о богатырях (Пере), героях (Йиркапе, Педоре Кироне) и знаменитых колдунах (Корт-Айке, Яг-Морте, Шипиче).

Вот и закончилось наше занятие . Я надеюсь, вы  многое узнали о своём крае. Всего доброго. Спасибо за внимание.

Использованные источники:  

1.Жеребцов И.Л. "Населенные пункты Республики Коми" (Историко- демографический справочник), Москва, 2001.

2. "Геральдика Земли Коми", Национальный музей РК, сост. Ананьина Э.А

3. "Связь времен", сост. Жеребцов И.Л., Курочкин М.И., Фонд "Покаяние", Сыктывкар, 2000.

4. СЫКТЫВКАРинфо  http://www.syktyvkar.komi.ru 

5. "Энциклопедия "Республика Коми", КНЦ УрО РАН, Сыктывкар, 1999.

6. "Республика Коми. Административно-территориальное деление", Президиум Верховного

Совета Республики Коми, Сыктывкар, 1992.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа "Знай и люби свой край"

Воспитание любви и уважения к родному краю это одна из важных сторон  воспитательной деятельности классного руководителя....

конспект урока окружающего мира "Знай и люби свой край" 4 класс

Данный конспект урока поможет учителю провести урок обобщения знаний по разделу. Использование различных форм работы позволяет развивать познавательную и творческую деятельность учащихся....

Знай и люби свой край.

познакомить учащихся с торчеством приморских авторов, произведениями русских писателей о приморском крае.Восполнить пробелы в знаниях детей о городах родного края.Познакомить учащихся с админист...

квн Знай и люби свой край Астраханский

Любовь к родному краю, знание его истории - основа на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества....

Интерактивный кроссворд "ЛЮБИШЬ СВОЙ КРАЙ - РАСТЕНИЯ УЗНАВАЙ!"

Данный ресурс используется на уроках  окружающего мира и во внеклассных занятиях  для обучающихся 1 класса  ...

«В ГОСТЯХ У ИГРУШКИ» Разработка занятий по программе внеурочной деятельности «Люби свой край»

«В ГОСТЯХ У ИГРУШКИ» Разработка занятий по программе внеурочной деятельности  «Люби свой край» (программа патриотического воспитания младших школьников)....