Программа психологического сопровождения ФГОС НОО в начальной школе на 2012 – 2016 уч.г.
рабочая программа на тему

 Солодкая Инна Борисовна

Программа психологического сопровождения ФГОС НОО в начальной школе на 2012-2016 уч.г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_fgos_2012-2016.doc276 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Рассмотрено                             «Согласовано»                                  «Утверждаю»

на заседании МО                     зам. директора по УВР                      Директор  школы

протокол №_____                   _________ С.С.Демакова              __________Е.Р. Тимофеева  

«____»________20__г.           «____»__________20__г.                      «___»_______20___г.

                                                           

 Программа психологического сопровождения

 ФГОС НОО  в начальной школе

на 2012 – 2016 гг.

                      Разработала: Солодкая И.Б.,

                                 педагог-психолог МБОУ СОШ №4

г. Покачи

 2012

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

 Программа психолого-педагогического сопровождения   ФГОС  НОО в начальной школе 2012-2016 г.г.

Основания разработки Программы

1. Федеральные государственные стандарты начальной школы нового поколения (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373).

2. Федеральный закон «Об образовании» с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, вступивших в силу с 1 января 2005 года

3.Рекомендации МО РФ об организации деятельности муниципальной методической службы в условиях модернизации образования.

4. Приоритетный национальный проект «Образование»

5.Приказ МО РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного

стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 г. № 1897

6.Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2010 г. № 1507-р об утверждении плана действий по модернизации образования на 2011-2015 г.г.

7. Муниципальная целевая программа «Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (2011-2015 г.г.)

Разработчик программы

Солодкая И.Б., педагог-психолог МБОУ СОШ №4

Объект психолого-педагогического сопровождения

Обучающиеся начальной школы, педагогический коллектив

Цель и задачи Программы

Цель: создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности учащихся и их успешного освоения основной образовательной программы начального общего образования в условиях введения ФГОС НОО

Задачи:

  • Разработка  критериев  и методов  оценивания  сформированности  метапредметных и личностных компетенций учащихся начальной школы;
  • Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
  • Формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
  • Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.
  • создание психолого-педагогических условий, способствующих повышению уровня профессиональной мотивации и компетентности педагогов в условиях введения ФГОС НОО

Сроки и этапы реализации Программы

2012-2016г.г.

I- этап (2012-2013 уч.год):

– оценка исходного уровня сформированности универсальных учебных действий у детей при поступлении в школу;

– первичная адаптация детей к школе, обеспечение    условий успешной преемственности формирования УУД;

– психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации.

      II- этап (2013-2014 уч.год)

   – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в  освоении универсальных учебных действий.

      III этап  (2014-2015  г.г.)

     -контроль  динамики результативности реализации         программы формирования универсальных учебных действий;

     -коррекционная и развивающая работа с обучающимися, имеющими  трудности в  освоении универсальных учебных действий.

     IV этап (2015-2016 уч. год)

     – итоговый мониторинг результатов освоения обучающимися основной образовательной программы

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

  1. Реализация программы психолого-педагогического сопровождения  введения ФГОС НОО  в МБОУ СОШ№4
  2. Психологизация учебно-воспитательного процесса в свете требований ФГОС НОО;
  3. Улучшение качества психолого-педагогической поддержки педагогов в условиях введения ФГОС НОО

 

Механизм экспертизы Программы

Итоговый мониторинг интеллектуального и личностного развития обучающихся по окончании начальной школы, готовности к обучению в средней школе.


Пояснительная записка.

           Данная программа написана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства  образования  и  науки  Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009г., с изменениями и дополнениями утвержденными приказом Министерства  образования  и  науки  Российской Федерации №507 от 18 мая 2015г.

           Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

           Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит учителю осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

           Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания национальной системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций должны стать основным предметом деятельности школьного педагога-психолога.

           В связи с этим должна быть модернизирована система управления школой: важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.

           Работа педагога-психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.

            Цель психологического сопровождения: сохранение психического здоровья учащихся в условиях введения ФГОС НОО; создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности учащихся и их успешного освоения основной образовательной программы начального общего образования.

В условиях введения ФГОС НОО педагог-психолог решает следующие задачи:

  • принимает  участие в разработке основной образовательной программы и активно участвует в её реализации;
  • разрабатывает  критерии  и методы  оценивания  сформированности  метапредметных и личностных компетенций учащихся начальной школы;
  • проводит психологическое проектирование, экспертизу и мониторинг условий и результатов образовательной деятельности;
  • участвует в диагностике сформированности универсальных учебных действий, достижения планируемых личностных и метапредметных результатов обучения;
  • прогнозирует социальные риски образовательного  процесса,  проводит профилактическую работу;
  • оказывает качественную психолого-педагогическую и социальную помощь всем участникам образовательного процесса;
  • ведет психологическое просвещение педагогов и родителей в вопросах формирования метапредметных и личностных компетенций.
  • взаимодействует с участниками образовательного процесса для выстраивания  индивидуальных образовательных траектории детей и образовательной, развивающей траектории образовательного учреждения.
  •  дает оценку комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для детей

Общая характеристика программы психологического сопровождения

ФГОС НОО

Психолого-педагогические условия реализации ООП НОО в соответствии с п. 28 ФГОС НОО должны:

1. Обеспечивать преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования с учетом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый. 

Программа преемственности подразделяется на последовательные  этапы: предварительный, основной, заключительный – каждый из которых предусматривает решение определенных задач: подготовка детей к обучению в школе, адаптация к системному обучению и переходу в среднее звено, последующая социализация и обучение с использованием возрастных принципов развития. Направления работы предусматривают мониторинг психологического, интеллектуального и эмоционального здоровья обучающихся с целью сохранения и повышения достижений учащихся в личностном развитии, а также определения индивидуальной психолого-педагогической помощи детям, испытывающим разного вида трудности.

2. Формировать и развивать психолого-педагогическую компетентность участников образовательного процесса.

Деятельность педагога-психолога, направленная на повышение психологической культуры педагога через просветительские мероприятия, должна содействовать развитию толерантности и способов саморегуляции, развитию навыков конструктивного общения и эффективного управления образовательным процессом, умению разрешать проблемные ситуации. На основе психологического анализа профессиональной деятельности педагогов психолог консультирует по вопросам дальнейшего совершенствования дидактики обучения в соответствии с ФГОС.

3. Обеспечивать вариативность направлений и форм, а также диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.

Диверсификация уровней психолого-педагогического сопровождения подразумевает осуществление психологического сопровождения на четырех уровнях: уровне всего образовательного учреждения, класса, малой группы и на индивидуальном уровне.

           К основным видам деятельности  педагога-психолога (консультирование, диагностика, просвещение, профилактика, коррекционная работа, развивающая работа) добавляется экспертная деятельность: экспертиза образовательных программ, уроков, профессиональной деятельности учителя, психологической безопасности образовательной среды и др.

Основные направления деятельности школьной психологической службы

            1.Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. 

           2. Диагностика индивидуальная и групповая (скрининг) -  выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения. 

           3. Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для развития личности,  способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению. 

           4. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

       5. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация работы, прежде всего, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики. 

       6.Психологическое просвещение и образование  детей и взрослых - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. 

          7.Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения).

Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.

Обязательные составляющие, которым уделяется внимание при организации психологического сопровождения ФГОС НОО:

     1.Методологические и содержательные основы сформулированных в Стандарте требований к программе духовно-нравственного развития и воспитания (на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Фундаментального ядра содержания общего образования)

     2.Ценностно-нравственное и системообразующее значение образования в социо-культурной модернизации общества, удовлетворение актуальных потребностей личности и общества

     3.Системно-деятельностный подход (воспитание и развитие качеств личности, отвечающей тенденциям современной жизни; стратегия проектирования и конструирования, определяющая пути достижения желаемого результата; ориентация на результаты, где развитие личности происходит на основе усвоения универсальных учебных действий; решающая роль содержания и способов организации деятельности, направленной на личностное, социальное, познавательное развитие; учет индивидуальных особенностей и разнообразие видов деятельности и форм общения для достижения воспитательных результатов)

    4. Обеспечение преемственности на всех ступенях

    5.Развитие  индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития обучающихся, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Концепция образования дополняет традиционное содержание и обеспечивает преемственность образовательного процесса, что  обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.

Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

 Личностные, метапредметные и предметные результаты реализации программы психологического сопровождения ФГОС НОО

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  1. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  2. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  3. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  4. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  5. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  6. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  7. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  8. формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически-ориентированной, рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
  9. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  10. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  8. смысловое чтение;
  9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  1. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  2. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
  3. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Содержание  программы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС НОО на каждом этапе реализации

     2012-2013 учебный год

     1 класс

  I этап – (1 класс) первичная адаптация детей к школе. В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается:

  1. Проведение психологической диагностики УДД в рамках изучения процесса адаптации первоклассников.
  2. Проведение индивидуальных консультаций  с педагогами по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу.
  3. Включение психолога в  методическую  работу педагогов, направленную на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленными  в ходе диагностики и наблюдения за детьми в  первые недели обучения.
  4. Организация психолого-педагогической поддержки школьников. Система групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений.
  5. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.
  6. Психолого–педагогического консилиума по результатам диагностики, основной целью которого является выработка и реализация подхода к комплектованию классов, динамика личностного развития педагогов, показателем которой является положительное самоопределение, мотивационная готовность к реализации нового ФГОС в 1 классе.

II этап – (1-2 классы) Психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации и детьми «группы риска».

Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1-го класса и целого года 2-го класса и предполагает следующее:

  1. Проведение  индивидуальной психолого-педагогической диагностики в отношении школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий.
  2. Организация подгрупповой психокоррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении.
  3. Организация групповой развивающей работы с учащимися по развитию УУД.
  4. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.
  5. Просвещение и консультирование педагога по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. 
  6. Участие психолога в методической работе педагогов с целью оптимизации учебного процесса, стиля педагогического общения.

III этап (3 класс) – промежуточная диагностика и корректировка дальнейшей работы.  Данный этап предполагает следующее:

  1. Проведение промежуточной  групповой диагностики во 2 четверти  3 класса (изучение личностных,  коммуникативных, познавательных УДД).
  2. Аналитическая деятельность по анализу результативности внедрения ФГОС.
  3. Психолого-педагогическая работа:
  4.  Развивающие групповые занятия.
  5. Просветительская работа с педагогами и родителями.
  6. Индивидуальная консультативная работа  со всеми участникам образовательного процесса

        IV  этап  - (4 класс) итоговая диагностика, подготовка учащихся  к переходу в 5 класс, осмысление результатов проведенной работы в начальной школе

  1.   Проведение  диагностики психолого-педагогического статуса учащихся, выявление детей испытывающих трудности в учебной деятельности и межличностном взаимодействии.
  2.  Организация групповой психолого-педагогической работы со школьниками, направленной на профилактику возможных трудностей  в 5 классе.   
  3.  Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики, по вопросам обучения и воспитания детей.
  4.  Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся
  5.  Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной  работы в начальной школе.

                         Ожидаемые результаты:

  1. Наличие  системы психолого-педагогического сопровождения внедрения ФГОС в начальной школе через разработку  эффективных механизмов совместной деятельности участников  учебно-воспитательного процесса  школы.
  2. Наличие системы  оценивания УУД с учетом возрастных особенностей учащихся.
  3. Мониторинг отслеживания сформированности УУД и динамики психологического развития учащихся.
  4. Информированность всех субъектов образовательного процесса о психолого-педагогических аспектах формирования УУД.
  5. Сформированность положительного отношения к школе и навыков коммуникативной культуры у большинства выпускников начальной школы через развивающие занятия.
  6. Наличие системы коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих проблемы в психологическом развитии и обучении.

Содержание работы по основным направлениям.

             Организационно - методическое направление.

Данное направление включает следующие виды деятельности:

  1. Анализ документации, методических рекомендаций, психолого-педагогической  литературы по требованиям внедрения ФГОС в начальной школе.
  2. Обсуждение возможных путей реализации ФГОС в конкретном образовательном учреждении (МБОУ СОШ № 4).
  3. Участие в ШМО начальной школы по разработке инструментария оценки УДД.
  4. Совместный анализ мониторинга УДД в начальной школе.
  5. Участие в оформлении документации классов по результатам осуществления ФГОС.
  6. Совместный  анализ  процесса и результатов формирования УУД у школьников.

Диагностическое направление  (реестр психодиагностических методик) диагностики уровня сформированности УУД у обучающихся  в начальной школе)

Таблица 1

КЛАСС    

УУД        

1

2

3

4

Стартовая

Итоговая

Личностные

«Беседа о школе» (модифицирован-ная методика Т.А. Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина),

Тест «Лесенка»

Опросник  Н. Г.Лускановой "Оценка уровня школьной мотивации»

 

Анкета Л.М.Ковалевой «Психологи-ческий анализ особенностей адаптации первоклассников к школе»

Опросник мотивации  

Н.Г. Лукановой

Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицирован-ная задача Ж.Пиаже) 

Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха.

Анкета Т.И. Юферевой, «Три оценки» (методика А.И.Липкиной,

Задание на выявление уровня моральной децентрации  (Ж.Пиаже)

Методика «Самооценка Дембо – Рубинштейна»

Опросник мотивации  

Н.Г. Лукановой

Рефлексивная самооценка учебной деятельности.

Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э.Туриелю в модификации Е.А.Корчагиной и О.А.Карабановой)

 

Регулятивные

Методика «Тест простых поручений»

 Методика «Кодирование»

 

«Корректурная проба»

Проба на внимание (П.Я.Гальперин и С.Л. Кабельницкая)

Познавательные

Проба на определение количества слов в предложении

(С.Н.Карпова)

«Исключение лишнего» (тест А. Отиса – Р. Леннона)

 Методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников»   (Э.Ф.Замбацявичене).

 Методика

 Методика «Вербальная фантазия»

 

Методика для определения уровня умственного развития младших школьников Э. Ф. Замбацявичене. 

 

Коммуникативные

Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

 «Узор под диктовку» (Цукерман и др., 1992).

  «Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж.Пиаже; Флейвелл)

Задание «Дорога к дому»

Методика «Кто прав?»

(модифицированная методика Цукерман Г.А.),

Социометрия

Адаптация

Цвето-рисуночный тест

«Домики»

Проективная методика

«Школа зверей»

Школьная тревожность методика Филлипса

Восьмицветный тест М. Люшера (модификация Вольнефера)

Организационно - методическое направление.

Данное направление включает следующие виды деятельности:

  • Анализ документации, методических рекомендаций, психолого-педагогической  литературы по требованиям внедрения ФГОС в начальной школе.
  • Участие в ШМО начальной школы по разработке инструментария оценки УДД.
  • Совместный анализ мониторинга УДД в начальной школе.
  • Участие в оформлении документации классов по результатам осуществления ФГОС.
  • Совместный  анализ  процесса и результатов формирования УУД у школьников.

Профилактическое направление

            Просвещение педагогов:

  • Семинары-практикумы: «Психологические особенности первоклассников»;  «Трудности адаптационного периода первоклассников»; «Школьная тревожность»; «Детская агрессивность»;   «Профилактика конфликтов в школьной среде»;
  • Участие в психолого-педагогических консилиумах по результатам диагностик с разработкой рекомендаций по сопровождению детей и в первую очередь тех школьников, которые испытывают школьные трудности.

            Просвещение родителей:

            Данное направление включает разные формы работы с родителями:

  • Общешкольные и классные, родительские собрания, тренинги, семинары на темы:  «Ваш ребенок первоклассник»; «Психологические трудности адаптации первоклассников к школьному обучению», «Как научить ребёнка учиться. Помощь родителей», «Как помочь ребёнку подружиться», «Как на самом деле любить ребёнка», «Четвероклассники – выпускники начальной школы».
  • Памятки, буклеты, печатные рекомендации на стенде,  информация на сайте школы.

            Консультативное направление

  • Индивидуальные консультации с родителями и педагогами по проблемам адаптации
  • Групповые консультации для ШМО начальной школы «Проблемы внедрения ФГОС и пути их решения»
  • Индивидуальные консультации для учителей по результатам индивидуальной психологической диагностики учащихся. Оформление индивидуальных карт развития учащихся
  • Индивидуальные консультации для родителей по вопросам воспитания и развития (по запросам)
  • Консультирование педагогов по результатам итоговой диагностики развития УУД учащихся начальной школы
  • Индивидуальные консультации учащихся (по запросу)

Коррекционно – развивающее направление

 Достижение этой цели может быть достигнуто в процессе реализации следующих задач:

  • Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
  • Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
  • Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.

Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников. Также необходимый элемент всех занятий – психотехники, направленные на развитие групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского коллектива.

  • Структура группового занятия со школьниками.
  • Ритуалы приветствия – прощания сплочение детей, создание атмосферы группового доверия и принятия.
  • Разминка – средство воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Может проводиться в начале занятия, между отдельными упражнениями. Определенные разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.
  • Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного развивающего комплекса (развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы). Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и др. Упражнения должны располагаться от простого к сложному (с учетом фактора утомления детей).
  • Рефлексия занятия – оценка занятия в 2-х аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).

При проведении занятий используются методы:

  • психолого-педагогические игры;
  • развивающие упражнения;
  • диагностические методы (мониторинг уровня личностно-мотивационного развития, эмоционального состояния ученика);
  • рисуночные методы.

Примерная тематика коррекционно-развивающих курсов для обучающихся начального звена

Название курса

Класс

Форма организации

Цель курса

1.

«Здравствуй, школа!"

1 класс

Развивающие адаптационные занятия с классом

Помощь детям в адаптации к школе

2.

 «Я – первоклассник»

1 классы

Индивидуально-ориентированные занятия

Коррекция психологических проблем

3.

 «Шаги к успешности »

1 классы

 Групповые коррекционно-развивающие занятия

Развитие и формирование метапредметных УУД у учащихся 

4.

 «Тропинка к своему Я»

2 класс

Групповые коррекционно-развивающие

Помочь  школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти свое место в школьной жизни.

6.

«Развивай-ка»  

3 классы

Групповые развивающие занятия

Развитие творческих способностей учащихся

7.

«Учимся учиться» 

4 классы

 Групповые коррекционно-развивающие занятия

Развитие и коррекция познавательных процессов младших  

8.

Основы проектной и исследовательской деятельности

4 класс

Развивающие занятия

Формирование первоначальных исследовательских умений учащихся

План

психологгического сопровождения ФГОС в 1-4 классах

МАОУ СОШ №4

Сроки

Содержание работы

Объект

Название программ, методов, темы

Сентябрь

Диагностика развития УУД (первичная)

1-2 классы

Диагностики, направленные на определение уровня развития УУД

Консультирование родителей по вопросам адаптации первоклассников

Родители 1-х классов

Консультирование педагогов  по результатам диагностики

Педагоги 1-2х классов

Коррекционно-развивающие занятия

1-2 класс

 «Здравствуй, школа!» (1 кл).

«Тропинка к своему Я» (2 кл.)

 

Октябрь

Диагностика развития УУД (первичная)

1 классы

Диагностики, направленные на определение уровня развития УУД

Диагностика адаптации учащихся 1-х  классов.

1 классы

1. Методика «Домики» (Орехова)

2. Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся Э. М. Александровская, Ст. Громбах(модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот)

Консультирование педагогов  по результатам диагностики

Педагоги 1-х классов

Консультирование родителей по вопросам адаптации первоклассников

Родители 1-х классов

 Коррекционно-развивающие занятия

1-2 класс

««Здравствуй, школа!» (1 кл).

«Тропинка к своему Я» (2 кл.)

Ноябрь

Индивидуальная работа с учащимися, требующими особого внимания

1-4 класс

Выявление одаренных детей

2-4 класс

Методика «Палитра интересов» (Савинов)

 Коррекционно-развивающие занятия

1-2 класс

 «Шаги к успешности» (1 кл.),

«Тропинка к своему Я» (2 кл.)

Декабрь

  Диагностика  учащихся 3-х  классов.

 3 класс

Анкета Т.И. Юферевой, «Три оценки» (методика А.И.Липкиной,

Задание на выявление уровня моральной децентрации  (Ж.Пиаже;

 «Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж.Пиаже; Флейвелл).

 Коррекционно-развивающие занятия

1-3 класс

 «Шаги к успешности» (1 кл.),

«Тропинка к своему Я» (2 кл.)

«Развивай-ка» (3 кл.)

Январь

 Диагностика  учащихся 4-х  классов.

4 класс

Методика «Самооценка Дембо – Рубинштейна»;

Опросник мотивации  

Н.Г. Лукановой

 Коррекционно-развивающие занятия

1-4 класс

 «Шаги к успешности» (1 кл.),

«Тропинка к своему Я» (2 кл.)

«Развивай-ка» (3 кл.)

«Учимся учиться»

Февраль

Диагностика  учащихся 4-х  классов.

4 классы

Рефлексивная самооценка учебной деятельности;

Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э.Туриелю в модификации Е.А.Корчагиной и О.А.Карабановой)

Консультирование родителей по вопросам адаптации первоклассников

Родители 4-х классов

Март

 Коррекционно-развивающие занятия

1-4 класс

 «Шаги к успешности» (1 кл.),

«Тропинка к своему Я» (2 кл.)

«Развивай-ка» (3 кл.)

«Учимся учиться» (4 кл.)

Консультирование педагогов  по результатам диагностики

Педагоги 4-х классов

Апрель-май

Диагностика развития УУД (итоговая)

1 классы

Диагностики, направленные на определение уровня развития УУД

Консультирование родителей  по результатам диагностики

Родители  1-х классов

 Коррекционно-развивающие занятия

1-4 класс

 «Шаги к успешности» (1 кл.),

«Тропинка к своему Я» (2 кл.)

«Развивай-ка» (3 кл.)

«Учимся учиться» (4 кл.)

Консультирование педагогов  по результатам диагностики

Педагоги 1-х классов

Список литературы

  1. Белопольская Н.Л. Азбука настроений. Эмоционально-коммуникативная игра для детей 4-10 лет. – М.: Когито-центр, 2008.
  2. Вачков И.В., Аржакаева Т.А., Попова А.Х. Психологическая азбука. Рабочая тетрадь. 2 класс. – М.: Генезис, 2012.
  3. Глазунов Д.А.Психология Развивающие занятия 1 класс, М 2008
  4. Жаркова Е. Н. Развитие коммуникативной деятельности учителя начальных классов в системе повышения квалификации // Автореф. на соиск. научн. степ. канд. пед. наук. Барнаул, 1998.
  5. Зак А.З. Как определить уровень мышления школьника. М., 1982.
  6. Занков Л.В. Развитие и обучение. – М.: Педагогика, 1962.
  7. Захарова А.В. Психологичя формирования самооценки. Минск, 1993.
  8. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Изд-во "Логос", 2002.
  9. Зинченко В.П. Психологическая педагогика. – Самара: изд-во СГПУ, 1998.
  10. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова). – М.: Гардарики, 2002.
  11. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба, М,2008
  12. Особенности личностного и профессиального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях Под ред Л.М.Митиной М.2010
  13. Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»,Под ред В.В.Рубцова,М.2010
  14. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 4 класс/ сост. Е.В. Языканова.- 4-е изд.,стереотип.- М.: издательство « Экзамен»,2012.-126 с.( Серия « Учебно-методический комплекс»)
  15. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия.М,2010



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя психологической разгрузки в начальной школе

Мне бы хотелось поделиться с вами опытом проведения Недели психологической разгрузки для обучающихся начальной школы под названием  «Разноцветная неделя».  Идею провести  такую Неделю я...

Рабочая программа по математике 1 класс "Школа России" 2012 год.

Материал включает пояснительную записку и тематическое планирование. Составлен в соответствии с Положением о рабочей программе и авторской программы "Школа России"....

Анализ работы ШМО учителей начальной школы за 2012 - 2013 год.

Подробный анализ работы школьного методического объединения учителей школы первой ступени за 2012 - 2013 учебный год и план работы 2013 - 2014 год....

Анализ работы МО учителей начальной школы за 2012- 2013 учебный год

Анализ работы методического объединения учителей начальной школы за 2012-2013 учебный год...

Отчёт о работе методического объединения классных руководителей начальной школы за 2012-2013 учебный год

Отчёт содержит в себе подробный анализ работы методического объединения классных руководителей начальной школы за 2012-2013 учебный год....