РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Ефремова Е. В.

РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Ефремова Е.В., учитель начальных классов, школа №147 Авиастроительного района г.Казани.

Научный руководитель- к.п.н., доцент Калацкая Н.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_uud_u_mladshih_shkolnikov_2.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Ефремова Е.В., учитель начальных классов, школа №147 Авиастроительного района г.Казани.

Научный руководитель- к.п.н., доцент Калацкая Н.Н.

В связи с увеличением потока информации и объема знаний, произошла смена парадигмы «образование на всю жизнь» на образование «в течение всей жизни». В связи с этим процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения ЗУНов, но и как процесс развития личности, обретения нравственных, социальных, семейных и духовных ценностей. [3, с.17].

Из этого следует, что главной задачей, стоящей перед современной системой образования, является формирование универсальных учебных действий (УУД). Они должны обеспечить школьников умением учиться и способствовать формированию саморазвития и самосовершенствования.

Основные результаты обучения и воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должен обладать учащиеся, позволяет выделить системно-деятельностный подход. [3, с.17]. Системно- деятельностный подход, является фундаментом развития универсальных учебных действий (УУД), который основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина. Этот подход  раскрывает закономерности образовательного процесса, структуру учебной деятельности учащихся, а т.ж. психологические закономерности  развивающего образования.

Само понятие  «универсальные учебные действия» относится к общему содержанию образования и  является метапонятием. Оно связано, как с традиционным процессом обучения (знания, умения,  навыки), который отражает уровень информированности ученика, так и с компетентностным подходом (способность ученика эффективно использовать свой опыт и знания в различных сферах деятельности).

В широком значении "универсальные учебные действия – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта». В более узком (собственно психологическом значении) "универсальные учебные действия – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» [1, с.27].

Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. По мнению А. В. Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик». [3, с.60]. 

Универсальные учебные действия включают в себя четыре основных блока: личностные УУД (формирование внутренней позиции ученика, мотивация учебной деятельности, соблюдение моральных норм); регулятивные УУД (овладение учащимися различными типами учебных действий, умение составлять план действий, контролировать свои действия и умение  вносить коррективы); познавательные УУД (умение пользоваться символами и знаками, овладение широким спектром логических действий и операций, умение решать сложные задачи); коммуникативные УУД (умение сотрудничать с педагогом и сверстниками, умение выслушивать собеседника, вести диалог) [3].

Методикой формирования общеучебных умений, занимались такие ученые, как Д.В.Воровщиков, Д.В.Татьянченко, Г.К.Селевко и др. Д.Б.Элькониным, В.В.Давыдовым, Л.Е.Журовой, В.В.Репиным, Г.А.Цукерман, впервые была предложена программа, формирующая общеучебные умения и навыки учащихся [1]. Ю.К.Бабанский, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Н.А.Лошкарева, А.А.Люблинская, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий, говорили о важности развития и формирования у младших школьников общеучебных умений, т.к. именно в начальной школе начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение и желание учиться.

Таким образом, мы можем сказать, что освоение  учебных универсальных действий (УУД) способствуют формированию у учащихся способности самостоятельно организовывать процесс усвоения новых знаний, умений и компетентности, т.е. умений учиться. Формирование УУД должно проходить не стихийно, а планомерно с заранее заданными свойствами (осознанность, разумность, высокий уровень обобщения и готовность применения в различных предметных областях, критичность, освоенность), обеспечивает переход от осуществляемой совместной учебной деятельности ученика и педагога к деятельности самообразования и самовоспитания.

Список литературы

1.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.От действия к мысли [Текст]:пособие для учителя /под ред. А.Г.Асмолова.-3-е изд.-: Просвещение, 2011.-152с.

2.Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с особыми образовательными потребностями: коррекционно-развивающие занятия, упражнения/ авт.-сост. Т.В.Калабух, Е.В.Клеманова.-Волгоград: Учитель, 2015.-100с.

3.Технология развития универсальных учебных действий учащихся в урочной  и внеурочной деятельности: Учебно-методическое пособие/Под общ.ред.  С.С.Татарченковой – СПб.: КАРО, 2014.- 112с.-(Серия «Педагогический взгляд»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие универсальных учебных действий младших школьников

Концепция модернизации российского образования предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познаватель...

Мастер - класс «Исследовательская деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников»

От обычного занятия он отличается тем, что все участники работают над одной и той же темой. Автор предлагает педагогам самим сделать открытие, а именно работая в группах пройти путь научного познания ...

Внеурочная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младшего школьника

Что такое УУД, внеурочная деятельность,коммуникативные,регулятивные УУД....

Исследовательская деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников

Трансляция опыта педагогической деятельности по развитию универсальных учебных действий посредством организации исследовательской деятельности....

Исследовательская деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников

Трансляция опыта педагогической деятельности по развитию универсальных учебных действий посредством организации исследовательской деятельности....

Портфолио как средство развития универсальных учебных действий младшего школьника в рамках реализации стандартов второго поколения.

С 1  сентября 2011 года все общеобразовательные учреждения РФ начали работать по новому  Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.Новый стандарт...

Опыт работы МО начальных классов по теме РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Как сформировать УУД? Может лекцию ребенку прочитать или домой задать, или может, пусть этим родители занимаются? В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологи...