Развитие универсальных учебных действий младших школьников
методическая разработка на тему
Концепция модернизации российского образования предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», для чего необходима целенаправленная работа с детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению. Наиболее эффективным средством развития способностей и интересов учащихся являются олимпиады, викторины и конкурсы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_uud_mladshih_shkolnikov.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая поддержка школьников с целью предоставления им широких возможностей для самореализации в различных видах деятельности (в соответствии с планом по реализации президентской инициативы «Наша новая школа»).
Концепция модернизации российского образования предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», для чего необходима целенаправленная работа с детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению. Наиболее эффективным средством развития способностей и интересов учащихся являются олимпиады, викторины и конкурсы.
Главным результатом участия в различных олимпиадах и конкурсах является формирование у учащихся устойчивого познавательного интереса ради самого процесса познания, закрепление отношения к познанию как к форме получения интеллектуального удовольствия; развитие ключевых компетентностей обучающихся.
Основной задачей учителей начальных классов является максимальное раскрытие способностей детей и формирование уверенности в своих силах. Большинство детей имеют потенциал умственного развития - наша задача его развить.
Что необходимо делать педагогу для того, чтобы процесс становления и проявления индивидуальности ребенка протекал успешно? Этот процесс должен включать в себя следующие составляющие:
- умение увидеть в каждом ученике индивидуальность, задатки и способности к определенному виду деятельности.
- глубокое изучение личности ребенка (диагностика, наблюдение, связь с родителями).
- организация личностно-ориентированного обучения на основе индивидуальных особенностей учащихся.
- организация работы по развитию универсальных учебных действий обучающихся.
Я считаю, что для успешности младшего школьника в познавательной деятельности мне, как учителю, необходимо заниматься общим развитием ребенка. Я делаю акцент на следующих составляющих:
- Обогащение словарного запаса и развитие коммуникативно-речевых умений. Считаю, что речь – основной инструмент развития ребенка, основа его успешного обучения и реализации всех задатков.
Данную задачу я решаю через реализацию программы «Образ защитника Отечества на страницах книг детских писателей». Основные формы работы, способствующие достижению результата – читательские конференции, диспуты по прочитанным произведениям. Ребята класса активно участвуют в форумах на странице класса в Дневнике ру; пишут отзывы и делятся своими впечатлениями о прочитанном.
Моими учениками освоены правила ведения дискуссии, культура ведения спора, различные формы отзывов, интервью и пр. Развитие любознательности и высокой познавательной активности.
Эта задача решается как через уроки (на которых в системе применяется проблематизация материала, активизация мыслительной деятельности), так и через организацию внеурочной деятельности. Здесь большую роль играет вовлечение детей в дистанционное движение. Считаю, что если ребенок приобретет опыт участия в дистанционных олимпиадах, то это – одна из составляющих успеха на олимпиадах реальных.
Во-первых, стремление померяться своими силами, проверить знания, умения и навыки в соревновании, возможность узнать что-то новое придают деятельности учащихся осознанно мотивированный характер.
Во-вторых, широкий спектр дистанционных олимпиад позволяет реализовать различные запросы и склонности детей (различная тематика, различный уровень сложности, уровень творчества). Нашим классом на данный момент установлено сотрудничество с 10-тью дистанционными центрами России. В течение года дети приняли участие в 17-ти олимпиадах, многие неоднократно.
В третьих, ряд дистанционных центров работает в режиме дистанционной школы, что позволяет не только развивать любознательность ребенка, но и продвигаться по уровням освоения (от первой ступени «Мои первые успехи», к последней – «Полная победа»). Мои ученики, с успехом преодолевшие все ступени математической школы «Сократ», стали победителями городской олимпиады по математике (2-3 места из 48-ми участников).
- Познавательные универсальные учебные действия: установление причинно- следственных связей, анализ ситуаций, умение рассуждать и делать выводы, умение интегрировать и синтезировать информацию, умение прогнозировать, строить гипотезы, развитие быстроты мышления.
Данная задача также решается не только через уроки, но и через внеурочную деятельность: ведение курсов «Мир логики», «Юным умникам и умницам»,
А также развитию познавательных универсальных учебных действий способствуют компетентностно -ориентированные работы по анализу текста. Это новое для меня направление, им я занимаюсь 2-й год, но вижу реальные результаты в развитии познавательной компетентности детей.
- Регулятивные универсальные учебные действия: терпимость к критике, склонность к самоанализу, настойчивость в достижении цели, уверенность в своих силах.
Эта задача во многом решается через ведение курса «Я – кадет», так как тренинги личностного роста и формирование культуры поведения входит в его содержание.
А также важным средством развития личностных универсальных учебных действий является социальное проектирование. Незамысловатая тема «Театр для малышей» помогла мне решить несколько важнейших задач: не только позволила реализовать творческие задатки, но и научила культуре выступления, терпению и настойчивости (через репетиции), умению договариваться, принимать решения, отвечать за дело группы, оказывать помощь товарищу.
слайд
Дневник ру отзывы детей в форуме «Конференция юный исследователь»
Реализация вышеперечисленных задач в течение 4-х лет позволила мне добиться ряда результатов:
100% учащихся моего класса участвуют в дистанционных олимпиадах и конкурсах. 68% ребят являются победителями и лауреатами дистанционных олимпиад. В этом учебном году мы неплохо выступили на городских олимпиадах по математике, русскому языку и окружающему миру. 2 победителя и три призера.
И главное – у детей сформирована высокая познавательная активность, желание проявлять свои способности, что должно стать основой успешности в основной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс «Исследовательская деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников»
От обычного занятия он отличается тем, что все участники работают над одной и той же темой. Автор предлагает педагогам самим сделать открытие, а именно работая в группах пройти путь научного познания ...
Внеурочная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младшего школьника
Что такое УУД, внеурочная деятельность,коммуникативные,регулятивные УУД....
Исследовательская деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников
Трансляция опыта педагогической деятельности по развитию универсальных учебных действий посредством организации исследовательской деятельности....
Исследовательская деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников
Трансляция опыта педагогической деятельности по развитию универсальных учебных действий посредством организации исследовательской деятельности....
Портфолио как средство развития универсальных учебных действий младшего школьника в рамках реализации стандартов второго поколения.
С 1 сентября 2011 года все общеобразовательные учреждения РФ начали работать по новому Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.Новый стандарт...
Опыт работы МО начальных классов по теме РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Как сформировать УУД? Может лекцию ребенку прочитать или домой задать, или может, пусть этим родители занимаются? В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологи...
Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер
Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...