Коррекционно-развивающее занятие "Королевство внутреннего мира"
план-конспект занятия (2 класс) на тему
Экспериментальное исследование познавательной сферы, изучение особенностей речевого развития младших школьников (2 класса) с задержкой психического развития выявило:
- несформированность временных и пространственных понятий;
- низкий и ниже среднего уровень развития мыслительных операций, произвольного внимания, объема слухоречевой и зрительной памяти;
- бедный словарный запас;
- низкую познавательную активность.
Исходя из выявленных особенностей младших школьников с задержкой психического развития и анализа полученных результатов, мною была разработана коррекционно – развивающая программа групповой работы с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья «Развитие познавательных процессов». При планировании и разработке представленного коррекционно-развивающего занятия мною были учтены требования к результатам освоения коррекционно-развивающей области АООП НОО, а именно к метапредметным, личностным, предметным результатам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionno-razvivayushchee_zanyatie.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект коррекционно-развивающего занятия
1. Тема занятия: «Королевство внутреннего мира»
2. Тип занятия: изучение нового материала.
3. Вид занятия: путешествие.
4. Цель занятия: ознакомить детей с понятием «синквейн».
5. Задачи:
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
- познакомить детей с понятием «синквейн» и правилами составления «синквейна».
Направленные на решение личностных результатов обучения:
- способствовать формированию мотивации к учению;
- способствовать овладению навыками коммуникации.
Направленные на решение метапредметных результатов обучения:
- способствовать развитию мыслительных операций;
- способствовать обогащению активного словаря;
- учить адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
6. Адресат: обучающиеся второго класса, имеющие статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья», заключение территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.
7. Методы работы на занятии: словесные, наглядные и практические.
8. Форма работы: подгрупповая.
9. Длительность занятия: 30-40 минут.
10. Необходимое оборудование: персональный компьютер с клавиатурой, мышью, монитором, интерактивная доска.
11. Дидактический (раздаточный) материал: карточки-таблицы для развития зрительного внимания; компьютерная игра «Семицветик» для проведения глазодвигательной гимнастики, презентация «Оздоровительные упражнения», рабочие тетради.
Ход занятия.
I. Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.
Учитель: - Ребята, сегодня у нас необычный день, мы отправляемся в путешествие по королевству «внутреннего мира». Внутренний мир есть у каждого человека. Он помогает ему думать, запоминать, быть внимательным. А королеву внутреннего мира зовут «Познаника». Она познакомит нас со дворцами, которые находятся в её королевстве. Для нас будут организованы различные игры и задания, где мы сможем проявить себя и показать, что мы знаем и умеем.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Учитель: - Вот мы и пришли к большим воротам неизвестного нам замка!
1. Упражнения по и развитию внимания.
Учитель: - Наше первое задание!
а) Игра «Исправь ошибки» (развитие слухового внимания, активизация пассивного и активного словаря, осмысленный подбор слов).
Учитель: - Я буду читать двустишие, а вы внимательно слушать и мысленно рисовать картинку, может получиться что-то небывалое, необычное, найдите слово, которое нужно заменить и подберите правильное.
1)Пчёлка сок цветочный пьёт,
Из него готовят лёд (мёд).
2)Родник из - под камня весело бьёт,
Птичка на дереве гнёздышко пьёт (вьёт).
3) На поляне весной
Вырос зуб молодой (дуб).
4) Тает снег, течёт ручей,
На ветвях полно врачей (грачей).
5) Сели в ложку и ай-да,
Покатили вдоль пруда (лодку).
6) Я рубашку сшила шишке,
Я сошью ему штанишки (мишке).
7) Ехал дядя без жилета,
Заплатил он штраф за это (билета).
- Молодцы, ребята, вы были внимательными и всё правильно исправили!
- Вот и второе задание королевы.
б) Игра «Буквенное лото» (развитие зрительного внимания).
Учитель раздает детям карточки с заданием.
Учитель:- Перед вами карточки с таблицами, найдите в таблице слова, подчеркните и прочитайте их.
р | д | о | с | к | а | т | п |
к | п | а | р | т | а | п | ф |
ш | т | о | л | м | е | л | с |
у | т | е | т | р | а | д | ь |
о | р | р | у | ч | к | а | т |
ш | а | з | б | у | к | а | р |
Учитель: - Успешно выполнить эти задания королевы нам помогло внимание. Первый замок королевства называется «ВНИМАНИЕ».
Ребята, мы с вами очень потрудились, а теперь нам надо отдохнуть и подготовить наши глазки, ушки и ножки к продолжению нашего путешествия.
2. Выполнение оздоровительного упражнения (способствует здоровьесбережению школьника и положительному настрою на умственную деятельность).
Учитель:
-подготовьте ваши глазки (глазодвигательная гимнастика «Семицветик») (показ слайдов);
-подготовьте ваши ушки (помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину, в конце - растереть уши руками, выполняем с легко прикушенным языком);
-подготовьте ваши ручки (хлопаем с закрытыми глазами);
-подготовьте ваши ножки (топаем с открытым ртом).
-Ну, а теперь - в путь! Взяли рюкзачки (руки за спиной в замке, оздоровительное упражнение, помогает сформировать и сохранить правильную осанку), встали друг за другом и змейкой пойдём:
по воображаемой очень узкой тропинке (показ слайдов);
по мостику (хлопаем по коленям)( показ слайдов);
солнышко пригрело, и песок стал горячим (поднимаем колени) (показ слайдов);
нависли ветви, нужно низко нагнуться, чтобы пройти (наклоняемся) (показ слайдов);
на пути камни (прыгаем право - лево) (показ слайдов).
3. Упражнение на развитие мышления.
а) Упражнение «Аналогии»
Учитель: - Перед вами лежат карточки с заданиями. Дети выполняют предложенное задание.
Дождь - зонтик = мороз (холод, сани, зима, шуба)
День - ночь = зима (мороз, январь, снег, лето)
Лес - дерево = библиотека (город, здание, театр, книга)
Волк - пасть = птица (воздух, клюв, соловей, яйцо)
III. Постановка проблемы. Выявление места и причины затруднения.
Учитель: - Ребята, королева подготовила для нас очень сложное задание (открывает конверт с заданием). Вам нужно составить «синквейн».
Обучающиеся: - Мы такое слово не знаем. Нам надо узнать, что оно означает.
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Ребята предлагают различные варианты, как можно получить информацию о понятии «синквейн» и правилах составления, например, спросить у учителя, прочитать в словаре, найти информацию в Интернете.
V. Реализация построенного проекта.
Обучающийся 1: - Быстрее будет найти информацию в Интернете.
Один ребенок ищет информацию в Интернете, используя компьютер, найденная информация проектируется на интерактивную доску. Параллельно второй обучающийся фиксирует на доске правила составления «синквейна».
Учитель: - Ребята, вы нашли значение слова «синквейн? Что оно означает?
Обучающийся 1: - «Синквейн» - с французского языка переводится как «пять строк».
Учитель: - А еще вы смогли самостоятельно найти правила составления «синквейна».
Обучающийся 2: - Да, чтобы составить «синквейн», нам необходимо использовать следующие правила.
Первая строка - одно слово, существительное, ответ на вопрос – что?
Вторая строка - два слова, прилагательные, ответ на вопрос – какая? какой?
Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действие в рамках темы, ответ на вопрос – что делает? что делаешь? что делать?
Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме, ответ на вопрос – что получается, когда так делаешь? Какое отношение вызывают действия?
Пятая строка – слова, связанные с первым словом, отражающие понятие темы (это может быть одно слово), ответ на вопрос - что из этого всего получается?
Учитель: - Ребята, вы - молодцы! Вы смогли сами справиться с этим сложным заданием: найти значение понятия «синквейн» и правила его составления.
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Учитель: - А теперь давайте попробуем составить «синквейн» со словом «Весна».
Обучающийся 3:
1.Весна
2. Свежая, тёплая
3. Греет, расцветает, светит
4. Весна – моё любимое время года.
5. Время года
Обучающийся 4:
1.Весна
2.Красивая, цветущая
3.Цветет, теплеет, пригревает
4. Весной цветут подснежники.
5. Теплота.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учитель: - А сейчас вы попробуете самостоятельно составить «синквейн» со словом «подснежник», используя полученные вами знания (дети выполняют задание).
Учитель: - Ребята, а теперь проверим, правильно вы выполнили задание. Я буду называть номер правила, а вы проверяйте себя.
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
Учитель: - Ребята, а придумайте предложения со словами вашего «синквейна», используя слова первой и пятой строчек.
Дети придумывают предложения и их озвучивают.
Обучающийся 3: - Подснежники- первые цветы.
Обучающийся 5: - Весной в лесу мы собираем подснежники.
Учитель: - Молодцы! Потрудились хорошо. А знаете, что ваше мышление помогло выполнить вам задания. Открываем второй дворец – «МЫШЛЕНИЕ».
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Учитель: - Вот и подошло к концу наше путешествие по королевству внутреннего мира. О каких дворцах вы узнали, назовите их?
Обучающийся 5: - Дворцы «МЫШЛЕНИЕ», «ВНИМАНИЕ».
Учитель: - Ребята, а какое упражнение вам понравилось больше всего? Что у вас получилось лучше, а над каким упражнением нам надо еще поработать?
Обучающийся 6: - Самым сложным было задание «Исправь ошибки».
Обучающийся 1: - Мне понравилась игра «Буквенное лото».
Учитель: - Чтобы нам узнать, как мы с вами потрудились, королева передала зашифрованное письмо, его нужно прочесть.
1. Упражнение «Замените цифры буквами».
А-1, Г-2, И-3, Л-4, М-5, Н-6, О-7, Р-8, Т-9, Ч-10
7,9,4,3,10,6,7 (о т л и ч н о)
Обучающийся 4: - Получилось слово «отлично».
Учитель: - Молодцы, ребята! До свидания, до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка коррекционного- развивающего занятия " В мире много сказок"
Методическая разработка занятия по сказкам для детей с ограниченными возможностями здоровья. Игры, загадки, презентация....
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с агрессивным ребёнком младшего школьного возраста "Путешествие в мой внутренний мир"(с элементами арт- и сказкотерапии).
Сегодня мы вместе с вами отправимся в увлекательное и удивительное путешествие, где предстоит нам выполнить и пройти разные задания. Узнаем, как нам помогают наши положи...
Выступление для педагогического сообщества учителей-дефектологов "Использование коррекционно-развивающего оборудования на коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога"
В материале представлено выступление для сообщества учителей-дефектологов об использовании коррекционно-развивающего оборудования в коррекционно-развивающей работе с обучающимися педагога-психолога...
Открытое коррекционно-развивающее занятие «Эмоции в мире животных».
Развитие умения понимать себя и окружающих, снижение психического и эмоционального напряжения, формирование положительной самооценки, толерантного отношения к себе ...
Сборник коррекционно-развивающих заданий по окружающему миру для обучающихся 3 класса по разделу: «Чему учит экономика»
Сборник коррекционно-развивающих заданий по окружающему миру для обучающихся 3 класса по разделу: «Чему учит экономика».Сборник заданий представляет собой систематизированный и обработанны...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область) 1-4 класс
Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия:психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область)1...
Коррекционно-развивающее занятие «Приключение в мире сказок» для обучающихся 3-го класса с ОВЗ
Папка содержит подробный конспект занятия и все необходимые материалы для его проведения!...