1. Конультация: "Ненормитивная лексика" , 2. Конкурсное мероприятие для детей : "Алло! Мы ищем таланты"
консультация (4 класс) на тему

Рудниченко Елена Николаевна

1. Познакомить подростков и педагогов с ненормативной лексикой, объяснить понятие запретные слова, мат, повысить уровень коммуникативного общения, прививать культуру общения у педагогов, и подростков, прививать доброжелательное отношение друг к  другу.

2. Привлечение детей к активному творчеству, отражающему богатство общечеловеческой, музыкальной культуры нашей Страны, формирование социально-активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность,   формирование художественного вкуса, приобщение их к современным формам музыкального искусства, через собственное творчество,   коррекция и развитие личностных качеств детей;   формирование коммуникативных умений, эстетического вкуса и       создание у них  мотивации к культурному "росту".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_pedagogov.docx29.96 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов, воспитателей

Тема: «Ненормативная лексика»

                        От гнилого сердца и гнилые слова                                                                                                                               (русская пословица)

Цель: познакомить воспитателей и педагогов с ненормативной лексикой.

Задачи: объяснить понятие запретные слова, мат, повысить уровень коммуникативного общения, прививать культуру общения у воспитателей и педагогов, прививать доброжелательное отношение друг к  другу.

Жизнь сейчас такова, что мат звучит практически везде, даже в местах, с которыми он несовместим, – в образовательных учреждениях, в семейном кругу, в общественных местах. И после очередного столкновения с этой чужеродной разрушительной энергией появилось желание систематизировать мысли, возникающие по этому поводу. Перед написанием статьи был произведен обзор литературы, посвященной данному вопросу. И оказалось, что многие люди осознают важность проблемы и необходимость внесения своего вклада в ее решение. К ним хотим присоединиться и мы. Приведенная ниже статья содержит мнения редакции сайта, переплетающиеся с созвучными мыслями, найденными в различных источниках. Во многом распространению мата способствовало не только отсутствие должного уровня культуры пользования им, но и официозный на него запрет. Запретный плод сладок, особенно для людей только входящих в общественную жизнь. Подросток, употребляя бранную лексику, как бы приобщается к кругу взрослых» людей, которым «по закону» разрешается выражаться намного свободней, нежели молодым. С другой стороны, мощный потенциал неприличных слов в семантике, свободное их варьирование, прекрасная словообразовательная разработанность позволяют некоторым людям, вообще не выходя из рамок мата, выразить все, что они пожелают.

Начнем с определения мата, данного в Википедии.

«Мат (матерщина, матерный язык, матерная ругань, матюки, (устаревшее) лая матерная) – наиболее грубая, обсценная разновидность ненормативной лексики в русском и в близких к нему языках.

Согласно Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации, публичное употребление мата может расцениваться как мелкое хулиганство (статья 20.1), наказываемое штрафом или административным арестом. Использование мата считается неприемлемым в приличном обществе и в литературе и обычно цензурируется в периодической печати, на телевидении, радио и в других СМИ. Несмотря на это, употребление мата традиционно очень широко распространено в устной речи у самых разных половозрастных групп общества. Встречается он также и в современной литературе (В. О. Пелевин, В. Г. Сорокин, М. И. Веллер, М. И. Волохов и др.) и песенном творчестве (С. В. Шнуров, З. Б. Май, Ю. Н. Клинских). Известны и более ранние случаи употребления, в том числе в виде «ребусов» с многоточиями, мата в литературе, в частности, в произведениях классических авторов: А. С. Пушкина, В. В. Маяковского и др. Тем не менее большей частью людей, говорящих на русском языке, мат не воспринимается как само собой разумеющееся в публичных местах; и когда, например, популярный певец Ф. Б. Киркоров употребил матерную брань на пресс-конференции, это вызвало как судебное разбирательство, так и негативную реакцию общественности».

Корни сквернословия – языческие заклинания, и на Руси они были еще до монголов. В древнерусских рукописях мат рассматривается как черта бесовского поведения. Произнося нецензурные слова, человек, даже если он делает это невольно, призывает темные силы и участвует в изуверском культе.

Матерщина выступает у славян в функции проклятья. Например, одно из матерных слов на букву «е», которое имеет славянское происхождение, переводится как «проклинать». Человек, произносящий его, тем самым проклинает себя и окружающих. Человек, который произносит матерные слова, автоматически призывает все самое грязное и больное на себя, своих детей и весь свой род. При этом матершинник  часто выражает удивление и сожаление по поводу серьезных проблем с органами прежде всего мочеполовой системы, онкологических и других заболеваний. Продолжая при этом сквернословить.

Здесь уместно вспомнить известную сказку, относящуюся к европейскому фольклору. У девушки, говорившей доброжелательно и сердечно, из уст падали розы. А у девушки, говорившей грязно и грубо, изо рта выпрыгивали жабы и выползали змеи… Какой точный художественный образ.

Что такое «ругательное» слово, что такое «мат»? Есть мнение, что происхождение того или иного ругательства, его этимологическая составляющая не имеют большого значения. Эти слова традиционно считаются «самыми плохими». И когда человек решает их почему-либо употребить, то очевидно, что заставляет его так поступить или крайняя злоба, или яростное презрение к кому-то, или полное не владение собой. «Мистическая составляющая» нецензурной брани – это мистика злобы, кипящей в человеческом сердце, злобы, которая соединяет человека с разрушительными силами Вселенной, делает его рабом, в то время как любовь соединяет с Создателем.

В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости — с виду очень похожие на снежинки. Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту. Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком.

Доктор биологических наук, академик медико-технических наук П. Горяев опытным путем тоже  установил, что хромосомы белка содержат всю информацию, необходимую для формирования живого организма. В ходе многочисленных экспериментов он доказал, что генетический аппарат любого живого существа одинаково реагирует на внешние воздействия, вызывая изменения в генах. Как это происходит? Известно, что человек состоит более чем на 75% из воды. Произносимые человеком слова изменяют структуру воды, выстраивая ее молекулы в сложные цепочки, меняя их свойства, а следовательно, меняя генетический код наследственности. При регулярном отрицательном воздействии слов происходит видоизменение генов, которые влияют не только на самого человека, но и на его потомство .Видоизменение генов ускоряет старение организма, способствует развитию различных болезней и таким образом сокращает срок жизни. И наоборот, при воздействии позитивных слов и мыслей улучшается генетический код человека, задерживается старение организма и увеличивается срок жизни.

Другой ученый, доктор биологических наук И. И. Белявский, в течение многих лет занимался проблемой взаимосвязи между словом и сознанием человека. С математической точностью он доказал, что не только человек характеризуется определенным спектром энергии, но и каждое его слово несет энергетический заряд. И слово воздействует на гены, либо продлевая молодость и здоровье, либо приближая болезни и раннюю старость, значительно ухудшая общее качество жизни.

Таким образом еще раз было доказано, что в сквернословии таится огромная разрушительная сила. И если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от матерной речи, он бы никогда не произнес ее (хотя, пожалуй, некоторые уже перешагнули черту, за которой становится невозможным понимание причинно-следственно связи, совершение действий для своего же спасения…)

С матерными словами связано еще одно интересное наблюдение. В тех странах, в национальных языках которых отсутствуют ругательства, указывающие на детородные органы, не обнаружены заболевания Дауна и ДЦП, в то время как в России, например, эти заболевания встречаются нередко. Если человек при выбросе отрицательной энергии вспоминает половые органы, то это оказывает на них негативное влияние. Это явление изучает психосоматика (др.-греч. душа и тело) – направление в медицине (психосоматическая медицина) и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний. Поэтому матерщинники рано становятся импотентами или приобретают урологические заболевания. Сложность еще и в том, что необязательно браниться самому, достаточно нечаянно услышанной ругани, из-за чего страдают заболеваниями и люди, живущие в окружении матерщинников. Конечно, можно и нужно развивать в себе способность противостоять негативным ударам извне. Но даже если такая способность сформирована, сколько сил уходит на постоянную нейтрализацию «лингвистической бомбежки»…

Мат употребляют с целью выразить откровенное зло, проявляющееся как гнев и осквернение. Они и выполняют свое предназначение, уничтожая ум, здоровье как производящих матерщину, так и услышавших ее, даже просто случайных прохожих.

Историческая справка. У древних славян мат приравнивался к проклятию. Подобное его применение зафиксировано в славянской письменности. В болгарской хронике слово «изматерили» обозначало не «обругали», а просто «прокляли». На Руси до середины ХIХ века сквернословие не только не было распространено даже в деревнях, но долго являлось уголовно наказуемым. За нецензурную брань в общественном месте даже по Уголовному кодексу СССР полагалось 15 суток ареста. В современной России нецензурная брань в общественных местах влечет за собой административную ответственность – штраф или административный арест на срок до 15 суток, это предусмотрено статьей 20.1 Административного кодекса «Мелкое хулиганство».

Однако запреты никогда не решали и не решают серьезных внутренних проблем. Большинство людей признает, что нелитературные выражения унижают человека, но это же большинство тем не менее употребляет эти выражения. Трудно представить хозяйку, выливающую ведро помоев посреди комнаты, но сквернословие является теми же помоями. Детей наказывают за нехорошие слова, а взрослых никто не наказывает, и ребенок, слыша скверное слово, ухмыляется, чтобы потом повторить его. Так замыкается круг.

Когда встречаешь человека, использующего мат, поневоле задумываешься: а все ли у него в порядке с головой? Потому что так часто упоминать в разговорной речи половые органы и половой акт может только больной, сексуально озабоченный человек.

Часто можно услышать, что в мате ничего плохого нет, человек просто сбрасывает негативную энергию и язык не может обойтись без мата. Однако есть и другое мнение: сквернословие имеет прямое отношение к миру темных, низких энергий. В каком состоянии может находиться человек, если из него выливается подобный негатив.

Язык не просто отражает систему ценностей человека и общества (непотребная лексика, скажем, указывает на явную вульгаризацию таких ценностей), но и мощно воздействует на эту систему, подчиняет ее себе, определяет само мировоззрение человека, его поведение. В результате изменяются характер народа в целом, общественное сознание, ход исторических событий.

Матерщина основана прежде всего (хотя и не исключительно) на гнусно-оскорбительном употреблении слова «мать». Одно из самых высоких понятий для человека принижается до уровня цинично-вульгарного. Здесь уместно привести слова А. П. Чехова: «Сколько остроумия, злости и душевной нечистоты потрачено, чтобы придумать эти гадкие слова и фразы, имеющие целью оскорбить и осквернить человека во всем, что ему свято, дорого и любо».

Ущербность всегда агрессивна, и эта агрессивность проявляется прежде всего на уровне языка.

Мат – это «формат» неудачников, слабых, неуравновешенных людей, которые не способны найти свое место в жизни. Мат засоряет язык, разрушает его красоту и стройность, ведет к деградации личности.

Мат затрудняет общение. Матерящийся человек не способен донести свою мысль до собеседника в полном объеме и заполняет сквернословием пустоты, обусловленные собственным скудоумием.

Мат – демонстрация неуважения не только к собеседнику, но и к миру в целом, он подрывает доверие между людьми, выставляет того, кто ругается, в самом невыгодном свете. Да, есть социальные слои, где тот, кто не ругается, предстает как неполноценный член соответствующей группировки. Но мы говорим сейчас о мате не с позиций маргинальных кругов, а с позиций человеческих.

В медицинской практике есть случаи, когда люди с определенными видами паралича не могут сказать ни одного нормального слова, но без запинки произносят целые выражения, состоящие исключительно из мата. Это удивительное явление свидетельствует о том, что матерная речь формируется по совсем иным нервным цепочкам, не так, как обычная человеческая речь, что наводит на размышления…

Ученые, исследуя феномен мата, пришли к выводам, что от его использования страдает общее здоровье человека и снижается общее качество жизни. Они эмпирическим путем доказали, что произнесенное или услышанное матерное слово несет в себе энергетический заряд, который негативно воздействует на человека. Несколько лет исследователи вели наблюдение за двумя группами людей. В одну входили те, у кого в речи был только мат, а вторая группа наблюдаемых вообще не использовала грубых слов. Результаты говорят сами за себя: у людей, применявших мат, обострились хронические заболевания; у членов другой группы состояние организма было значительно лучше, а их биологический возраст оказался на несколько лет моложе их паспортного возраста.

Влияет мат прежде всего на мужскую потенцию и женственность. Мужчина, используя нецензурную лексику, провоцирует формирование бесплодия. Именно мужское бесплодие вызывает в настоящее время особую тревогу у специалистов. На мужской фактор приходится примерно 40% причин бесплодного брака, в последние десятилетия наблюдается необъяснимое с общепринятых медицинских позиций прогрессивное уменьшение числа сперматозоидов в эякуляте. Примерно 6-8% мужчин являются бесплодными. Около 40% приходится на долю женского бесплодия и 20% – на долю смешанного. Организм регулярно ругающейся женщины переходит на функционирование, во многом сходное с функционированием по мужскому типу. Ребенка, который постоянно слышит сквернословие, покидает чувство стыда, а это мостик к будущей деградации. Ругань заметно отражается на интеллекте. Дети существенно отстают в умственном развитии, этот факт научно доказан.

Специалисты называют различные функции употребления мата в речи. Основные функции следующие:

 • повышение эмоциональности речи;  

• разрядка психологического напряжения;

• оскорбление, унижение адресата речи;

• демонстрация раскованности, независимости говорящего;

• демонстрация пренебрежительного отношения к системе запретов;

• демонстрация принадлежности говорящего к «своим» ит.п.

Филолог и психолингвист В. И. Жельвис выделяет 27 функций обсценной, или инвективной, лексики (обсценная лексика (непечатная брань, нецензурные выражения, ненормативная лексика) – от лат. obscenus – непристойный, распутный, безнравственный). Отметим такие функции, как средство выражения так называемого профанного начала, средство понижения социального статуса адресата, «дуэльное» средство, выражение отношения двух к третьему как к «козлу отпущения», самоподбадривание, самоуничижение, представление себя «человеком без предрассудков», реализация «элитарности культурной позиции через ее отрицание», привлечение внимания окружающих, апотропаическая функция - «сбить с толку», передача оппонента во власть злых сил, (В. Зеленский,  «Словарь аналитической психологии»: апотропаический (аpotropaic) –  характеристика так называемого магического мышления, основанного на желании лишить силы воздействия другой объект или другого человека. Апотропаические действия характерны для интровертов, прибегающих к ним в целях психологической ориентации.).

Ощущение власти над «демоном сексуальности», демонстрация половой принадлежности говорящего, патологическое сквернословие, инвектива как бунт, как средство вербальной агрессии.

Возникает сомнение в качестве, например, самоподбадривания, осуществляемого с использованием мата. К чему может привести подобное самоподбадривание? Ответ очевиден.

Какую цель мы ставили при написании этой статьи? Одни не найдут в ней ничего нового, и это замечательно. А другие, пусть не все (мы не обольщаемся…), но хотя бы некоторые, может быть (у нас нет иллюзий…) увидят себя в новом ракурсе и заходят сделать первый шаг по направлению к сильной, чистой, здоровой личности в себе.

Возможно, кто-то из читателей помнит певицу Джоанну Стингрей. Она стала первым «человеком оттуда», который не пожелал знакомиться с русской экзотикой из окон валютной гостиницы, решительно шагнув в наш быт. Помните ее знаменитый клип «Не надо мусорить, да?» – в нем Джоанна решила пропагандировать в нашей стране здоровый образ жизни и экологическое сознание. Так вот, недавно в Интернете появилось интервью с ней, приводим его фрагмент:

«– Джоанна, как вы считаете, удается ли вам вашими видеоклипами внедрить в сознание людей необходимость быть людьми?

– То, что я делаю в моей жизни – я вегетарианка, не курю, не пью, – хорошо для меня. Я не могу, да и не хочу заставлять других поступать так же. Но с нашим миром многое не в порядке – грязная вода, грязный воздух. Если кто-то об этом не знает, он никогда об этом не задумается. Я хочу помочь людям немножко думать. Конечно, посмотрев мой клип, каждый может мусорить дальше…»

Так и мы – просто хотели напомнить тем, кто забыл: «Не надо мусорить, да?» Не надо мусорить грязными, темными, низкими словами. Давайте поможем себе и миру. Может быть, именно это имел в виду Владимир Маяковский:

«Слово ласковое –мастер дивных див.

 Слово –полководец человечьей силы»?

А иногда так красиво звучит тишина – спокойная, осознанная, доброжелательная.

Педагог-психолог: Рудниченко Е.Н.

Конкурсное  мероприятие для детей

Тема: «Алло, мы ищем таланты»

Цель: привлечение детей к активному творчеству, отражающему богатство общечеловеческой, музыкальной культуры нашей Страны.

Задачи: -формирование социально-активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность;

        - формирование художественного вкуса, приобщение их к современным формам музыкального искусства, через собственное творчество;

        -коррекция и развитие личностных качеств воспитанников;

        -формирование коммуникативных умений, эстетического вкуса

        -создание мотивации к культурному "росту".        

Ход мероприятия:

Ведущий 1: Раскрывайте шире двери! Заходите поскорее! Праздник детства ждёт вас тут! Всех друзей и всех вокруг! Что за чудо? Что за диво? С чего такой переполох? Здесь, наверное, подвох…

Ведущий 2: Эх, я рубаха новая, а голова садовая! Надо же соображать, пора наш праздник начинать. Добрый день, уважаемые гости, участники конкурса «Мы ищем таланты». В этот прекрасный день мы будем дарить вам хорошее настроение, а так же вести праздничную программу будем мы: Елена и Анастасия.

Ведущий 1: На мероприятиях подобного жанра всегда присутствует жюри (представляет жюри)

Ведущий 2: Первым на эту сцену мы приглашаем Обухова Дмитрия с песней « Солдаты».  Встречайте!

Ведущий 1: Настя, а давай поиграем с ребятами.

Ведущий 2: Ты что, Лена, знаешь, что там за сценой твориться? Ребята с нетерпением ждут своего выступления.

Ведущий 1: Ну, немножко…

Ведущий 2: Только быстро!

Ведущий 1: Ребята, я буду говорить вам первое слово из названия групп, а вы продолжайте. Договорились?

Руки ……. вверх

Отпетые………. мошенники

Дискотека…………. Авария

Ласковый……….май

Золотое…………кольцо

Чай………..вдвоём

Премьер…….министр

Башмаки….

Ведущий 2: Так это же не группа! За то это название танца, который нам исполнит Потапова Ирина! Встречайте!

Ведущий1: а куда это ты так внимательно смотришь?

Ведущий 2: Я пытаюсь прочитать название нашей следующей песни   (смотрят на доску)

Ведущий1: Ну и как успехи? Наши художники, кажется, что-то перепутали. Ребята помогите прочитать название следующей песни ( «ЫЗЁРЕБ» Зал прочитал). Ну конечно. Встречаем Мещеряков Георгий с песней «Берёзы» (из исполнения группы «Любэ»).                  

Исполнение песни.

Ведущий 2: А теперь мы приглашаем на сцену 3 ребят. Вам нужно исполнить знаменитые песни представленными вам звуками. (выдаются листочки с играми – перевёртышами).

        «От улыбки» (протопать)

        «В траве сидел кузнечик» (прохлопать)

        « Два весёлых гуся» (прохрюкать)

Прохлопали, протопали, прохрюкали.

Ведущий 1: Кажется, дождь начинается.

Ведущий 2: Какой дождь? Ты что? На дворе жара.

Ведущий 1: А как же хочется дождика, тёплого дождика, представь, лежишь на небе… облака  плывут …

Ведущий 2: Ну лето я тебе не обещаю, а вот название следующей песни, которую нам исполнит  Вавулин  Рома  «Дождь» ( из исполнения группы «Ласковый май» ) пожалуйста

Ведущий1: А сейчас гвоздь программы Гордынский Денис с песней «Лето» (из исполнения группы «Ласковый май), встречайте!

Ведущий 2: Вот и подходит к завершению наш праздник.

Ведущий1: Как, ведь ещё не все участники выступили! А какой номер подготовил нам следующий участник

Ведущий 2: Отел.

Ведущий 1: Что это за слово такое? Ребята, прочитайте название стихотворения наоборот. «Лето»! в исполнении Кривопишиной Виктории. Встречайте!

Ведущий 2: Вот и подошёл к логическому завершению наш праздник. Жюри подводит итоги. А пока жюри подводит итоги, для вас станцует Потапова Ирина с танцем из кинофильма  «Про Красную Шапочку», с песней «Если долго-долго».

Ведущий 1: А пока жюри продолжает подводить итоги, приглашаем на сцену Дениса с песней «Седая ночь» (из исполнения группы «Ласковый май»)

(Жюри объявляет победителя конкурса).

Ведущий 1: Спасибо вам за вашу смелость, за то, что вы пришли сюда. Желаем творческих успехов. Здоровья, счастья и добра.

Автор-составитель и руководитель: Рудниченко Е.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

алло! мы ищем таланты!

сценарий внеклассного мероприятия в летнем лагере...

Внеклассное мероприятие "Алло, мы ищем таланты"

Внеклассное мероприятие на тему "Алло, мы ищем таланты" для учитлей начальной школы...

Конкурс «Алло, мы ищем таланты!», в рамках мероприятия «Театр и дети».

Конкурс в начальной школе. Конкурс «Алло, мы ищем таланты!», в рамках мероприятия «Театр и дети»....

Сценарий праздника "Алло, мы ищем таланты!» в 4 классе

Задачи праздника:Выявить таланты детей в различных направлениях в художественной самодеятельности.Содействовать воспитанию творческой активности учащихся.Способствовать развитию творческих способносте...

Внеклассное мероприятие. " Алло, мы ищем таланты!"

Предлагаю внеклассное мероприятие " Алло, Мы ищем таланты"...

Рабочая программа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы "Алло, мы ищем таланты"

Уровень развития выявляемых интеллектуальных (интерес к окружающей действительности) и творческих способностей (активное использование воображения, фантазии и образного мышления), свободное взаимодейс...