Программа групповой работы "Уроки психологического развития" для 1-3 классов
рабочая программа (1, 2, 3 класс) на тему
Актуальность проблемы. Основываясь на современных теоретико-психологических представлениях о когнитивных репрезентативных структурах как носителях умственного развития, конечную цель школьного образования можно представить следующим образом: формирование учащихся как высокоразвитой открытой когнитивно-личностной системы, способной к саморазвитию, самоорганизации и самоопределению. Средством же ее развития выступает усвоение знаний об обобщенных способах и формах интеллектуальной деятельности, являющихся, таким образом, залогом дальнейшего развития и самостоятельного приобретения в будущем новых знаний.
В связи с этим комплексная психолого-педагогическая задача школьного обучения состоит в том, чтобы не только обеспечить усвоение совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и сформировать у учащихся представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных умственных действий, что, в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания. Это и есть, с одной стороны, механизм умственного развития, а с другой стороны - это путь формирования психологической основы обучения, обладающей внутренним потенциалом развития, который позволит в будущем осуществляться не только саморазвитию и саморегуляции личности, но и эффективному самостоятельному приобретению знаний. Обобщенные знания о выполнении интеллектуальных операций формируются в работе с реальным конкретным содержанием, отвечающим не только требованиям школьного обучения на данной ступени, но и актуальным потребностям самих учащихся.
В последнее время учителя начальных классов отмечают увеличение числа детей с трудностями в обучении, обусловленными в первую очередь недостаточным уровнем их когнитивно - личностного развития. Поэтому оказание действенной психологической помощи учащимся на начальном этапе обучения в настоящее время становится особенно актуальной задачей.
Новизна. Характеризуя данную программу, следует отметить ее существенное отличие от работ, выполненных в рамках когнитивного обучения. Последние придают значение развитию самих когнитивных процедур, при этом отстраняются от самого знания и становятся таким образом «бессодержательными»: предлагается учить учиться, по при обучении чему-нибудь, уча что-нибудь (Когнитивное обучение, 1997). С когнитивным обучением связан такой важный вопрос: могут ли спонтанно быть использованы когнитивные умения, формируемые в специально организованном процессе, в реальных ситуациях школьной практики по отношению к учебному материалу, отличающемуся от того, который послужил основой обучения? Сторонники когнитивного подхода отвечают на него отрицательно, во всяком случае ограничивая те условия, при которых этот перенос может быть осуществлен, тем самым делая весь процесс когнитивного обучения весьма мало полезным. В развивающей программе «Уроки психологического развития» одинаково важное значение придается формированию самих когнитивных умений и тем знаниям, которые с их помощью приобретаются, так как эффективное развитие когнитивной сферы возможно только как «сплав» взаимосвязанных и одновременно протекающих разноуровневых процессов анализа и синтеза при усвоении содержательного знаниевого материала.
Именно поэтому когнитивные умения, сформированные на конкретном содержательном материале в рамках данной развивающей программы и представляющие собой по сути психологическую основу обучения, достаточно эффективно применяются учащимися по отношению к различному учебному материалу, обобщенным показателем чего является повышение среднего балла школьной успеваемости.
Обучение школьников различным когнитивным умениям на основе всестороннего развития системы аналитико - синтетических процессов позволяет не только развивать интеллектуальный потенциал учащихся, но и заложить основу логико-аналитического отношения к действительности как составляющую общей направленности деятельности и поведения человека, т.е. его мировоззрения.
Цель программы - целенаправленное и всестороннее когнитивное развитие младших школьников, формирование предпосылок овладения учебной деятельностью.
Задачи:
· развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения);
· формирование психологических предпосылок овладенияучебной деятельностью, т.е. таких психологических качеств и умений, без которых успешно учебная деятельность осуществляться не может (умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах;
· умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);
· формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (внутреннего плана действия, т.е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами;
· произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами - восприятием, вниманием, научиться произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче;
· рефлексии, т.е. умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Уроки психологического развития 1-3 класс | 51.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ГИМНАЗИЯ № 1576»
127299, г. Москва, ул. Большая Академическая, д. 22-А
«УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель ГБОУ Гимназия № 1576
______________ И.Г.Маевская
« ___» __________ 2015г.
ПРОГРАММА ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
С ОБУЧАЮЩИМИСЯСЯ 1- 3 КЛАССОВ
«УРОКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
Автор - Н.П. Локалова
120 уроков психологического развития младших школьников {Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.
Педагог-психолог – О. Ю. Андронова
«СОГЛАСОВАНО»
_________________________________
______________ _____________
Москва
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность проблемы. Основываясь на современных теоретико-психологических представлениях о когнитивных репрезентативных структурах как носителях умственного развития, конечную цель школьного образования можно представить следующим образом: формирование учащихся как высокоразвитой открытой когнитивно-личностной системы, способной к саморазвитию, самоорганизации и самоопределению. Средством же ее развития выступает усвоение знаний об обобщенных способах и формах интеллектуальной деятельности, являющихся, таким образом, залогом дальнейшего развития и самостоятельного приобретения в будущем новых знаний.
В связи с этим комплексная психолого-педагогическая задача школьного обучения состоит в том, чтобы не только обеспечить усвоение совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и сформировать у учащихся представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных умственных действий, что, в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания. Это и есть, с одной стороны, механизм умственного развития, а с другой стороны - это путь формирования психологической основы обучения, обладающей внутренним потенциалом развития, который позволит в будущем осуществляться не только саморазвитию и саморегуляции личности, но и эффективному самостоятельному приобретению знаний. Обобщенные знания о выполнении интеллектуальных операций формируются в работе с реальным конкретным содержанием, отвечающим не только требованиям школьного обучения на данной ступени, но и актуальным потребностям самих учащихся.
В последнее время учителя начальных классов отмечают увеличение числа детей с трудностями в обучении, обусловленными в первую очередь недостаточным уровнем их когнитивно - личностного развития. Поэтому оказание действенной психологической помощи учащимся на начальном этапе обучения в настоящее время становится особенно актуальной задачей.
Новизна. Характеризуя данную программу, следует отметить ее существенное отличие от работ, выполненных в рамках когнитивного обучения. Последние придают значение развитию самих когнитивных процедур, при этом отстраняются от самого знания и становятся таким образом «бессодержательными»: предлагается учить учиться, по при обучении чему-нибудь, уча что-нибудь (Когнитивное обучение, 1997). С когнитивным обучением связан такой важный вопрос: могут ли спонтанно быть использованы когнитивные умения, формируемые в специально организованном процессе, в реальных ситуациях школьной практики по отношению к учебному материалу, отличающемуся от того, который послужил основой обучения? Сторонники когнитивного подхода отвечают на него отрицательно, во всяком случае ограничивая те условия, при которых этот перенос может быть осуществлен, тем самым делая весь процесс когнитивного обучения весьма мало полезным. В развивающей программе «Уроки психологического развития» одинаково важное значение придается формированию самих когнитивных умений и тем знаниям, которые с их помощью приобретаются, так как эффективное развитие когнитивной сферы возможно только как «сплав» взаимосвязанных и одновременно протекающих разноуровневых процессов анализа и синтеза при усвоении содержательного знаниевого материала.
Именно поэтому когнитивные умения, сформированные на конкретном содержательном материале в рамках данной развивающей программы и представляющие собой по сути психологическую основу обучения, достаточно эффективно применяются учащимися по отношению к различному учебному материалу, обобщенным показателем чего является повышение среднего балла школьной успеваемости.
Обучение школьников различным когнитивным умениям на основе всестороннего развития системы аналитико - синтетических процессов позволяет не только развивать интеллектуальный потенциал учащихся, но и заложить основу логико-аналитического отношения к действительности как составляющую общей направленности деятельности и поведения человека, т.е. его мировоззрения.
Цель программы - целенаправленное и всестороннее когнитивное развитие младших школьников, формирование предпосылок овладения учебной деятельностью.
Задачи:
- развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения);
- формирование психологических предпосылок овладенияучебной деятельностью, т.е. таких психологических качеств и умений, без которых успешно учебная деятельность осуществляться не может (умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах;
- умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);
- формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (внутреннего плана действия, т.е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами;
- произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами - восприятием, вниманием, научиться произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче;
- рефлексии, т.е. умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки).
Краткая характеристика развивающей программы
«Уроки психологического развития»
Применительно к развитию детской психики четко сформулировано положение, состоящее в том, что естественный ход развития познавательной деятельности детей начинается с глобально-диффузного отражения действительности и постепенно переходит ко все более расчлененным и дифференцированным ее формам (Я.А. Коменский, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, Н.И. Чуприкова, Н.Н. Поддьяков). Эффективное преодоление глобальности и недифференцированности детской психики рассматривается как фактор психического и, в частности, умственного развития детей. Способом же расчленения их чувственных впечатлений выступает всестороннее развитие процессов анализа, под которым мы понимаем выделение в объекте различных сторон, свойств, связей и отношений, и соответствующих им форм синтеза.
Изучая психологические причины трудностей младших школьников при усвоении учебного материала по русскому языку, чтению и математике, выяснилось, что около 70% трудностей по этим предметам обусловлено недостатками в развитии различных видов и форм процесса анализа и синтеза (Н.П. Локалова, 1997, 2001). Поскольку в усвоении знаний процессы анализа и синтеза играют ведущую роль (С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская, 1959, 2003), их целенаправленное развитие позволит устранить значительное число трудностей в обучении и существенно повысить в связи с этим качество процесса усвоения знаний.
Внутренняя логика программы построена на реализации принципа системной дифференциации, определяющего ведущий механизм психического развития (Н.И. Чуприкова, 1997, 2003). Целью развивающей работы является формирование у учащихся психологических когнитивно-личностных структур путем целенаправленного и всестороннего развития системы текущих процессов анализа и синтеза, которая создает основу для самостоятельной систематизации и структурирования приобретаемых школьниками учебных знаний. Это принципиально отличается от часто имеющего место при традиционном школьном обучении «интеллектуального натаскивания», при котором формируемые когнитивные умения имеют конкретный характер и могут поэтому применяться лишь в достаточно ограниченных условиях. Такой подход позволяет перейти от старой парадигмы школьного обучения - «усвоение ЗУН (знаний, умений и навыков)» к новой парадигме - «когнитивно-личностное развитие средствами ОЗУН (обобщенных знаний, умений и навыков)».
Складывающиеся в результате целенаправленного развития системы процессов анализа и синтеза на основе принципа системной дифференциации когнитивно - личностные структуры обладают внутренним потенциалом развития, так как: 1) имеют разноуровневую и иерархическую организацию, что позволяет репрезентировать в них знания от конкретных до обобщенно-абстрактных (Н.И. Чуприкова, 2003); 2) формирование обобщенных знаний о способах интеллектуальных действий стимулирует потребность в их использовании для получения новых конкретных впечатлений, фактов, знаний. Полученные же конкретные сведения активизируют процесс их обобщения, который в свою очередь порождает потребность в новых конкретных впечатлениях. Приобретаемые на уроках психологического развития конкретные знания об интеллектуальных действиях, вариативные по форме и содержанию, но инвариантные по основным выделяемым анализом свойствам и отношениям объектов, должны привести по мере их отработки в течение ряда занятий к обобщению и закреплению в когнитивных структурах. Это обеспечивает возрастание их дифференцированности и усложнение организации, т.е. развитие.
Содержание психологического развития младших школьников
Основная задача психологического развития первоклассников состоит в развитии сенсорно-перцептивной сферы, наглядно-образного мышления, формировании предпосылок овладения учебной деятельностью.
Во 2 классе представляется важным дальнейшее развитие наглядно-образного мышления и начало формирования словесно-логического мышления, а также внутреннего плана действия как одного из новообразований этого периода развития.
Основной упор в психологическом развитии третье и четвероклассников делается на формировании у них словесно-логического понятийного мышления, развитии произвольности (прежде всего помехоустойчивости в интеллектуальной и двигательной сферах), внутреннего плана действия.
«Стержнем» развивающей программы и одним из важных конкретных ее результатов является всестороннее развитие разных форм и видов мыслительного анализа и синтеза. Целенаправленному и планомерному развитию подлежат как чувственные, так и логические их формы.
Процессы анализа и синтеза пронизывают всю познавательную деятельность учащихся. Основное направление здесь состоит в формировании умения вычленять отдельные признаки объектов, оперировать ими и интерпретировать их. Так, задачей развития сенсорной сферы является обогащение чувственного опыта учащихся путем дифференцирования с разной степенью тонкости ощущений одной и той же модальности и одного и того же вида, сравнения их в том или ином отношении, включение ощущений в построение системы словесно-логических умозаключений
Главная задача, решаемая в процессе развития восприятия, — научить школьников не только выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность
При развитии внимания значение придается как формированию его устойчивости, так и распределению внимания, т.е. умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Такое умение также основывается на расчлененном, дифференцированном отражении различных параметров и условий деятельности.
Основным направлением в развитии памяти школьников является формирование у них опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных знаков.
Важное значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. Путь от глобального, целостного к дифференцированному, конкретному реализуется в последовательности заданий: начиная с заданий, в которых требуется оперирование объектами, сильно отличающимися, и где, следовательно, осуществляется достаточно грубый их анализ, и переходя к заданиям с оперированием объектами, отличающимися одним - двумя признаками и, следовательно, требующими тонкого анализирования. Таким образом, постепенно закладываются основы абстрактного мышления у младших школьников.
Реализация закона дифференциации осуществляется и по отношению к другим направлениям психологического развития младших школьников - формированию предпосылок овладения учебной деятельностью и психологических новообразований данного возрастного периода.
Аналогично осуществляется развитие психологических новообразований младшего школьного возраста, например, внутреннего плана действия. Первые задания направлены на развитие умения расчлененно воспринимать, понимать и выполнять словесные указания взрослого, затем умения оперировать объектами или их частями во внутреннем плане, но со зрительной опорой, а затем переходят к заданиям, требующим умения оперировать объектами во внутреннем плане без зрительной опоры.
Точно так же, основываясь на законе дифференциации и всесторонне развивая на различном содержании процессы анализа и синтеза, осуществляется формирование и других важных для учебной деятельности психологических качеств (пространственных представлений, умения подчинять свои действия заданной системе требований, произвольности и др.).
Оценка эффективности программы
Для оценки эффективности уроков психологического развития можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает психолог учащимся при выполнении заданий: чем помощь меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты уроков;
- результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности данных уроков может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.).
Структура уроков психологического развития
По своей структуре урок делится на вводную часть, основную и заключительную.
Задачей вводной части является создание у обучающихся определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Этот эмоциональный настрой, постоянно создаваемый на уроках психологического развития, постепенно должен закрепиться и переноситься на другие школьные уроки. В качестве приема создания положительного эмоционального фона может выступить просьба улыбнуться друг другу и сказать добрые слова. Эти слова несут положительную энергию, помогают создавать атмосферу доверия, тепла, дружелюбия и хорошего настроения.
Важным моментом вводной части является выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности. Стимулирующее воздействие физических упражнений на психическую деятельность известно давно. Имеется много данных об улучшении показателей различных психических процессов под влиянием физических упражнений: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы. Тем самым обеспечивается более высокий уровень работоспособности, который не может не влиять положительно на успешность учебной деятельности. Для каждого урока подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном уроке.
Задания для основной части урока подбирались с учетом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур и с точки зрения удобства для коллективной работы в классе. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий.
Задача заключительной части урока состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопрос, чем же они занимались и чему научились на данном уроке.
Учебно-тематический план занятий
«Уроки психологического развития» в 1 классе
№№ уроков | Развиваемые психологические процессы | Методики и задания |
1 | Словесные обозначения предметов. Слуховые ощущения. | «Назови предметы» «Послушай тишину» «Узнай по звуку» |
2 | Внимание (сосредоточенность). Зрительные ощущения. | «Выполни команду» «Какого цвета» |
3 | Артикуляция. Пространственные представления. | «Произнеси число» «Раскрась правильно» |
4 | Фонетико-фонематическое восприятие. Пространственные представления. Понятийное мышление. | «Найди ошибку» «Определи фигуру» «Назови одним словом» |
5 | Выполнение словесных поручений. Самоконтроль. Слуховые ощущения. Слуховое восприятие. | «Учись слушать и выполнять» «Учитель – ученик, ученик – учитель» «Послушай звуки» «Назови и проверь постукиванием» |
6 | Внимание (объём). Память (непосредственная вербальная). Пространственные представления. | «Кто точнее нарисует?» «Магнитофон» «Переверни рисунок» |
7 | Внимание (сосредоточенность). Память (непосредственная вербальная). | «Слушай звуки улицы» «Угадай, кто говорит» «У кого ряд длиннее» |
8 | Память (двигательная). Пространственные представления. Понятийное мышление. | «Телеграфисты» «Куда указывают стрелки» «Подбери картинку» |
9 | Анализ образца. Память (непосредственная зрительная). Внимание (устойчивость). | «Найди одинаковые» «Где ошибся Буратино?» «Одинаковы ли бусы?» «Найти образец» «Найди картинку» «Перепутанные улицы» |
10 | Образное мышление. Зрительно-двигательная координация. Память (непосредственная зрительная). | «Цветная сказка» «Штриховка» «Запомни точно» |
11 | Память (непосредственная зрительная). Пространственные представления. Понятийное мышление. | «Нарисуй по памяти» «Выполни правильно» «Вордбол» |
12 | Пространственные представления. Выполнение словесных поручений. Зрительные ощущения. | «Где этот домик?» «Чей узор лучше?» «Цветовая угадайка» |
13 | Анализ образца. Внимание (переключение). | «Раскрась правильно» «Расставь слова» «Зашифруй слова» «Зашифруй цифры» |
14 | Зрительное восприятие формы. Мышление (абстрагирование). Память (непосредственная зрительная). | «Путаница» «Найди одинаковые» «Запомни и найди» «Запомни и нарисуй» |
15 | Зрительный анализ. Словесный синтез. Понятийное мышление. | «Кто наблюдательнее» «Магнитофон» «Назови одним словом» «Конкретизация понятий» «Вордбол» |
16 | Внимание (устойчивость). Зрительный анализ. Внимание (переключение). | «Крестики точки» «Пишущая машинка» «Сгруппируй буквы» «Синхронный счёт» |
17 | Пространственные представления. Мышление (анализ). Зрительно-двигательная координация. | «Цветной ксилофон» «Найди отличия» «Дорисуй недостающие детали» «Проведи, не касаясь» «Спящий дракон» |
18 | Внимание (в условиях коллективной деятельности). Зрительное восприятие. Мышление (абстрагирование). | «Делаем вместе» «Найди фото» «Покажи одинаковые» |
Всего: 18 часов |
Учебно-тематический план занятий
«Уроки психологического развития» во 2 классе
№№ уроков | Развиваемые психологические процессы | Методики и задания |
1 | Внимание (распределение) Память слуховая Мышление наглядно-образное | «Подсчитай правильно» «Повтори цифры» «Найди путь» |
2 | Пространственные представления Мышление наглядно-образное | «Куда ускакал зайчик?» «Полянки» |
3 | Произвольность Пространственные представления Память зрительная | «Летает – не летает» «Выполняй правильно» «Запомни и нарисуй» |
4 | Мышление (установление закономерностей) Память вербальная | «Найди фигуры» «Слова, начинающиеся с одной буквы» |
5 | Пространственные представления Память логическая Психомоторика | «Выше, слева, правее, снизу» «Соседнее, через одно» «Объедини слова» «Сделаем бусы» |
6 | Мышление наглядно-образное Внимание (устойчивость) Мышление (синтез) | «Полянки» «Назови по порядку» «Что здесь изображено?» |
7 | Мышление (установление закономерностей) Мышление (анализ) Психомоторика | «Найди фигуры» «Раздели на части» «Кто точнее?» |
8 | Восприятие зрительное Мышление (анализ) Восприятие (зрительное) | «Назови буквы» «Какой? Какая? Какие?» «Загалочные контуры» |
9 | Внимание (распределение) Память опосредованная | «Вычёркивай буквы и слушай» «Сколько знаков?» «Подбери картинку» |
10 | Мышление (анализ и синтез) Память зрительная Внимание | «Отгадай слова» «Нарисуй по памяти» «Запретный номер» |
11 | Произвольность Мышление (нахождение общих признаков) Психомоторика | «Графический диктант» «Поиск общего» «Попади в свой кружок» |
12 | Пространственные представления Мышление наглядно-образное Мышление (гибкость) | «Найди пирамиду» «Нарисуй кресло» «Полянки» «Заселение дома» |
13 | Мышление (установление закономерностей) Память зрительная Мышление (анализ) | «Найди фигуры» «Точно такие» «Раскрашивание фигур» «Заполни рисунок» |
14 | Пространственные представления Память слуховая Память зрительная | «Шарики в трубочке» «Подбери заплатку» «Повтори и добавь» «Найди образец» |
15 | Мышление (выделение существенного) Мышление (анализ) Ощущения зрительные | «Выбери главное» «Найди подходящий треугольник» «Цветовая угадайка» |
16 | Мышление (анализ и синтез) Пространственные представления Воображение | «Отгадай слова» «Диктант пространственных действий» «Волшебный лес» |
17 | Память опосредованная Мышление (установление закономерностей) Ощущения мышечные | «Подбери картинку» «Найди фигуры» «Рукопожатие» |
18 | Внимание (распределение) Мышление (абстрагирование) Пространственные представления | «Вычёркивай буквы и слушай» «Посмотри вокруг» «Где находится чайник?» |
Всего: 18 часов |
Учебно-тематический план занятий
«Уроки психологического развития» в 3 классе
№№ уроков | Развиваемые психологические процессы | Методики и задания |
1 | Память опосредованная Мышление логическое Произвольность движений | «Запомни фигуры» «Логический квадрат» «Обводи точно» |
2 | Мышление (обобщение) Память опосредованная Мышление (установление закономерностей) | «Четвертый лишний» «Письмо инопланетянина» «Найди девятый» |
3 | Внутренний план действий Мышление (установление закономерностей) Внимание (устойчивость) | «Поверни квадрат» «Найди девятый» «Пишущая машинка» |
4 | Мышление (ассоциативное) Мышление (обобщение) Воображение | «Свяжи слова» «Найди четвёртый лишний» «Закончи рисунок» |
5 | Внутренний план действий произвольность движений | «Муха» «Бери осторожно» |
6 | Память зрительная Мышление вербально-смысловое Пространственные представления | «Запомни сочетания фигур» «Раздели на группы» «Фигуры и значки» |
7 | Мышление (словесно-логическое) Внутренний план действий Произвольность движений (помехоустойчивость) | «Выбери главное» «Совмести фигуры» «Знай свой темп» |
8 | Мышление (аналогии) Внутренний план действий Произвольность движений | «Назови четвёртое слово» «Муха» «Запретное движение» |
9 | Мышление (сравнение) Произвольность (помехоустойчивость интеллектуальных процессов) Воображение | «Одинаковое, разное» «Не путай цвета» «Что это?» |
10 | Память (опосредованная вербальная) Мышление (установление закономерностей) | «Объедини по смыслу» «Найди фигуру» |
11 | Пространственные представления Мышление вербально-смысловое Память (непосредственная зрительная) | «Учись уменьшать и увеличивать» «Объедини пословицы» «Запомни и нарисуй» |
12 | Внутренний план действий Мышление (сравнение) | «Поверни квадрат» «Найди одинаковые» |
13 | Мышление (логическое) Внимание (устойчивость) Чувство времени | «Логический квадрат» «Назови по порядку» «Дружный хлопок» |
14 | Мышление (синтез) Внимание (переключение) | «Составь слова» «Отыщи числа» |
15 | Воображение пространственные представления Мышление (абстрактно-логическое) | «Волшебники» «Где какая полоска?» «Говорим по-марсиански» |
16 | Мышление (логическое) Произвольность (помехоустойчивость интеллектуальных процессов) | «Поезд» «Не путай цвета» |
17 | Мышление (установление закономерностей) Мышление (сравнение) Внутренний план действий | «Найди девятый» «Найди одинаковые» «Архитектор» |
18 | Внутренний план действий Чувство времени Память опосредованная | «Совмести фигуры» «За одну минуту» «Письмо инопланетянина |
Всего: 18 часов |
Библиографический список
1. 1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Издательство «ACT», 2003.
2. Айзенн Х„ Эванс Д. Проверьте способности вашего ребенка / Пер. с англ. Л.К. Клгокина. М.: ООО Издательство «ACT», 1998.
3. Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно-раз-вивающие упражнения для учащихся 3-5 классов. М., 1993.
4. Афонькин C. Ю.. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи для развития логического мышления. СПб.: Издательский дом «Литера», 2002.
5. Бабаева Т.Н. У школьного порога. М., 1993.
6. Батова А.С. Графический диктант // Начальная школа, 2003, № 9.
7. Безруких М.М., Ефимова CJJ., Князева М.Г. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться. М., 1993.
8. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. М., АПН РСФСР, 1959.
9. Боровик O-S. Развитие воображения. Методические рекомендации. М.: ООО «ЦГЛ «РОН», 2000.
10. Венгер Л.А., Венгер АЛ. Домашняя школа мышления. М., 1985.
11. Винокурова Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей, Серия «Магия интеллекта*. М., 1995.
12. Гельфан ЕМ. Игры и упражнения для маленьких и больших. М., 1961.
13. Гилъбух Ю.З. Темперамент и познавательные способности школьников. Киев, 1993.
14. Гин СЛ. Мир логики: методическое пособие для учителя начальной школы. М.: «Вита-Пресс», 2003.
15. Гордиенко Н„ Гордиенко С. Переменка // Начальная школа, Приложение к «Первое сентября». 2004, № 7.
16. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Отв. ред. В.И. Слободчиков. Томск, 1992.
17. Деннисон П., Деннисон Г, Гимнастика для развития умственных способностей «Брейн джим». М., 1992.
18. Диагностика готовности детей к обучению в школе. Методические рекомендации. Пермь, 1992.
19. Дусавицкий AM. Дважды два - икс. (Развитие мышления в начальной школе). М., 1985.
20. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопросы психологии, 1990, № 6.
21. Зак А.З. Занимательные игры для развития интеллекта у детей 5-12 лет. М., 1994.
22. Зак А.З. Поиск девятого. Игра на поиск закономерностей для детей 6-10 лет. М., 1993.
23. Зак А.З. Просвет и другие интеллектуальные игры для детей 6-10 лет. М., 1993.
24. Зак A3. Познавать играя: развитие познавательных способностей у детей 5-12 лет. М., 1992.
25. Ильин AM., Ильина Л.П. Букварь XXI века. СПб., 1992.
26. Кеэс П. Тест школьной зрелости. Обнинск, 1992.
27. Кикоин ЕЛ. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания. Методические рекомендации для учителя начальных классов.
М., 1993.
28. Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы / Отв. ред. Т. Галкина, Э. Лоарер. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997.
29. Латохина Л.И. Хатха-йога для детей: Книга для учащихся и родителей. М., 1993.
30. Леонтьев АА., Педагогика здравого смысла // «Школа 2000...». Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы. Вып. 1. М.: «Баллас», 1997.
31.Локалова НЛ. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: при-чины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. Изд. 2-е. М.: *Ось-89», 1997; изд. 3-е, перераб., доп. М.: «Ось-89», 2001.
32. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I – IV классов). Ч.1. Книга для учителя. Ч.2. Материалы к урокам. Изд. 4-ое, стер. М.: Ось-89, 2008
33. Матюгин И.Ю. Тактильная память. М., 1991.
34. Мелик-Пашаев АА., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М., 1987.
35. Менчинская НА. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / Под ред. Е.Д. Божович. М.: Изд-во «Ин-т ирактич. психологии»; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998.
36. Методические рекомендации по развитию психомоторных качеств у студентов на занятиях по физическому воспитанию / Сост. В.П. Озеров. Кишинев, 1986.
37. Минский ЕМ. Игры и развлечения в группе продленного дня. Пособие для учителя. М., 1985.
38. Монтессори - материал. Ч. 1. Школа для малышей. М., 1992.
39.Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи: Игровые задания. М.: Издательство «Первое сентября», 2004.
40. Поддъяков НЛ. Закономерности психического развития ребенка. Краснодар: Ун-т «МЭГУ - Краснодар», 1997.
41. Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками: Книга для учителя / Отв. ред. И.В. Дубровина. М. --Тула, 1993.
42. Решетникова ИЛ. Час занимательного русского языка // Начальная школа, 2002, № 43.. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: *Питер», 2003.
44. Соболевский Р.Ф. Логические и математические игры. Минск, 1977.
45. Субботина JIJO. Развитие воображения детей. Ярославль: «Академия развития», 1997
46. Сычева ГЛ. Изложения. 2-4 класс. Ростов-на-Дону: БАРО-ПРЕСС, 2004.
47. Тарасун В.В. Тесты учебных способностей для 1 класса. Киев, 1992.
48. Тесты для фиксации уровня развития познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления) / Сост. С.И. Волкова. М., 1993.
49. Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети 7-10 лет. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.
50. Худенко ЕД., Мельникова Т.С., Шаховская СЛ. Как научить ребенка думать и говорить? (Упражнения по развитию памяти, внимания, мышления, речи, техники чтения). М., 1993.
51. Чего на свете не бывает? / Под ред. О.М. Дьяченко и Е.Л. Агаевой. М., 1991.
52. Чейни Дж. Готовность к школе. Как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе. М., 1992.
53. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. К обоснованию системно-структурного подхода. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.
54. Чуприкова Н. И.. Психология умственного развития: принцип дифференциации. М.: «Столетие», 1997.
55. Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию. Сборник игр-коррекций. М., 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа групповых коррекционно-развивающих занятий для детей начальной школы, обучающихся по программе VIII вида 2 вариант.
Данная программа предлагает систему игровых занятий для комплексного психического развития умственно отсталых школьников. Основной целью коррекционно-развивающей программы является развитие («доведени...
Рабочая программа индивидуально - групповых занятий по математике для 4 класса
Данная программа индивидуально - групповых занятий по математике предназначена для учащихся 4 класса общеобразовательной школы.Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального ...
Занимательная математика Рабочая программа групповых занятий для 4 класса
Занимательная математика Рабочая программа групповых занятий для 4 класса...
Рабочая программа по индивидуально-групповым консультациям «Изучаем, повторяем, мыслим». (математика) Класс: 4 «Б» Ф.И.О. педагога: Матюшенкова А.В.
В связи с тем, что сегодня существует множество образовательных программ, поэтому необходимо ставить вопрос об организации и проверке домашней работы на одну из главенствующих позиций в методике препо...
Программа групповой диагностики для 4 х классов
Используемая в программе методика диагностики структуры интеллектуального развития школьников разработана на основе многоцелевого критериально-ориентированного группового интеллектуального теста (ГИК)...
Групповые развивающие занятия с учащимися 1 классов по повышению психологической адаптации «Тропинка к своему Я»
Занятие разработано и адаптировано для детей с особыми образовательными потребностями с нарушением слуха....
Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения детей с ОВЗ «Психологическая коррекция» 1-4 класс
Цель коррекционно-развивающей программы: формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуальной...