Психология одаренности
статья на тему
Предварительный просмотр:
Психология одаренности.
Современное состояние общества характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности. В этой связи на первый план выходит проблема выявления и развития внутреннего потенциала личности человека, степени его одаренности начиная с самого раннего детства.
Традиционно в отечественной школьной практике уровень развития ребенка определяет психолог. С помощью специализированных, надежных тестовых методик он оценивает глубинные слои психики ребенка, часто недоступные визуальному наблюдателю. Но непосредственно развитием способностей детей занимается педагог. Именно его взгляду доступны некоторые внешние поведенческие признаки интеллектуальных и творческих способностей детей. Это обстоятельство говорит о том, что педагог также отслеживает изменения, происходящие в психическом развитии детей, с которыми работает.
Человеческое мышление, способность к творчеству – величайшие из даров природы. Даром этим природа отмечает каждого человека. Но также очевидна и мысль о том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше. Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.
Поэтому большинство ученых называют одаренностью генетически обусловленный компонент, который в значительной мере определяет как конечный итог (результат развития), так и темп развития. Среда, воспитание либо подавляют этот дар, либо помогают ему раскрыться. И подобно тому, как квалифицированный ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способно превратить дар в выдающийся талант. Эта простая и, казалось бы, очевидная мысль с большим трудом пробивала себе дорогу в отечественной педагогике и педагогической психологии. Многие в нашем отечестве не хотели и до сих пор не хотят «ждать милостей от природы»…
Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития.
Психологическим изучением детской одаренностью и разработкой психолого-педагогических вопросов обучения и воспитания незаурядных детей со сравнительно недавнего времени в нашей стране занимались очень мало. В соответствии с господствовавшей идеологией считалось, что у каждого ребенка можно «сформировать» любые нужные качества. В понятиях «задатки», «одаренность» усматривалось нечто идеалистическое, вредное. Сказывались предубеждения, обусловленные недооценкой индивидуально – природных предпосылок развития. Только с демократизацией нашего общества проблема различий между детьми по одаренности «вышла из тени» и вызывает большой интерес. Несомненны реальность и значимость этой проблемы.
Каких детей называют одаренными? Как происходит их дальнейшее развитие? Что можно сделать для их поддержки? В решении таких вопросов накоплен немалый опыт. С 1975 г. существует Всемирный совет по одаренным и талантливым детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию незаурядных детей, организует международные конференции. В теоретическом плане российская психология имеет свои серьезные накопления в области изучения способностей и одаренности. Такие ученые, как Б.М. Теплов и С.Л. Рубинштейн, многое пояснили в понимании именно индивидуальных различий по одаренности.
В последние годы Министерство образования Российской Федерации в рамках федеральной программы «Одаренные дети» активно поддерживает психологические исследования в данной области и данный опыт обучения и воспитания одаренных детей. В результате разработана, в частности «Рабочая концепция одаренности», которая позволит ориентироваться в современном подходе к одаренным детям.
Главная сложность в понимании проявления одаренности годы детства - переплетение в ребенке возрастных и особенно индивидуальных свойств. Так, необычный умственный подъем может быть чем-то временным, связанным только с определенной порой жизни. Самая существенная задача – увидеть, различить в признаках одаренности у детей и подростков то, что относится к свойствам возраста, т.е. является приходящим, и то более устойчивое, собственно индивидуальное, чему предстоит укорениться, развиться.
Следует учитывать некоторую относительность, условность выражения «одаренный ребенок». Оно не означает, что ранние признаки повышенных возможностей познавания, эмоциональной отзывчивости или творчества уже позволяют с уверенностью судить о будущем потенциале растущего человека. Каждому такому ребенку ( как и любому другому) предстоит свой путь к зрелости, в ходе которого многое может перемениться.
В качестве предваряющих замечаний следует сказать еще о том, что понятие «одаренность» очень близко понятие «способности». Остановимся немного на этом. Слово «способность» имеет в русском языке, по меньшей мере, два значения. По толковому словарю Д.Н. Ушакова: 1) природное дарование, 2) возможность, умение что-нибудь делать. Прилагательное «способный» обычно понимается в первом словарном значении (например, «способная ученица»). В таком случае этот термин и «одаренность» так тесно связаны, что не всегда их можно различить. Но существует и другое указанное выше значение слова «способность», когда оно может обозначать результат накопленного опыта и полностью сводиться к нему.
При этом нужно иметь в виду, что с понятием «одаренность» связывают не только высокий уровень «способностей», но и некоторую внутреннюю установку, направленность развивающейся личности.
Талантливому ребенку часто приходится нелегко в жизни. Ведь многие из нас, не обладая, как правило, такими уникальными способностями считают, что рассказы о «чудо – ребенке» - фантазия тщеславных родителей и выдумки, падких на сенсацию журналистов. Кто не знает, что родители порой могут быть безжалостны к своему ребенку, пытаясь вылепить из него то, что не получилось из них самих. Стараясь развить физические и умственные способности ребенка, они дрессируют его почти так же, как и дрессировщик зверей в цирке. Хорошо известно, что Катарина Витт, ставшая чемпионкой в произвольном катании, Стеффи Граф, Майкл Чанг, Иван Иванишевич, не раз побеждавшие на теннисных кортах всех стран, добились блестящих успехов в спорте благодаря не только личному упорству и трудолюбию, но и постоянной поддержке родителей. Невольно задаешься вопросом: « А не стали бы и мы чемпионами, если бы начали тренироваться так же рано и так же упорно?»
Так что же такое талант? Результат развития врожденных способностей или продукт воспитания? Великому Канту принадлежат слова « Талант – это дар делать то, чему нельзя ни научить, ни научиться».Одаренные дети, быстро попадающие в разряд «гениев», должны – по крайней мере, значительно раньше других – делать то, чему можно и научить и научиться. Фактически по закону больших чисел талант у многих детей проявляется так же рано и поэтому так же неожиданно, как «неожиданно проявляется Петрушка в пантомиме». А иногда выдающиеся творческие способности граничат с гениальностью, особенно если они дают возможность определить свое время и постигнуть новые области познания и опыта.
Вундеркиндом считается ребенок, одаренность которого проявляется очень рано, в исключительных случаях уже через несколько месяцев после рождения, однако чаще всего в таком возрасте, когда нормальные дети только начинают ходить и говорить. Раннее проявление одаренности еще не означает, что перед вами будущий гений. Многие очень способные дети, по умственному развитию опережающие сверстников, постепенно утрачивают свои преимущества, «выравниваются» и в итоге через несколько лет уже не отличаются от детей своего возраста.
Следует различать такие понятия, как раннее проявление блестящих способностей, одаренность, талант и раннее проявление таланта. Дети с уникальными способностями рождаются не «раз в столетие», как принято считать, а чуть ли не каждый день. Кто ищет таланты, находит их повсюду. Хотя как раньше, так и теперь число талантливых детей довольно велико. Не все дети, обещавшие стать талантами, оправдали наши ожидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолог в школе и работа педагога-психолога с родителями детей школьного возраста.
1) Введение……………………………………….3 2) Какой психолог нужен школе…………&hell...
Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психоло...
психология одаренности
Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития?...
Тренинг эффективного взаимодействия родителей с одаренными детьми в системе работы школьного психолога
Тренинг эффективного взаимодействия родителей «группы риска» с детьми в системе работы школьного психологаРазработчик: педагог – психолог МБОУ «СОШ 31 им. А.П.Жданова», Долгова Полина Юрьевна...
Понятие "одаренность". Психологические особенности одаренных детей. Виды одаренности.
В статье раскрывается понятие "одаренность", рассматриваются особенности одаренных детей, выделены основные виды одаренности...
Роль психолога в организации работы с одаренными детьми
Психологическая диагностика, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическое просвещение, психологическое здоровье и психологическое сопровождение в работе с одаренными...
Реферат по дисциплине: «Психология» по теме: «Творческие способности и одаренность».
В ходе работы над темой реферата был проведён анализ психолого - педагогической и методической литературы, который позволил сделать вывод о сущности и содержании понятий "творчество", "...