Гендерное воспитание мальчиков и девочек в школе
статья по теме

Гендерное воспитание мальчиков и девочек в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernoe_vospitanie.docx18.09 КБ

Предварительный просмотр:

Современное семейное и школьное воспитание требует необходимого учета половых особенностей детей. К сожалению, в отечественной педагогике и психологии данному вопросу уделяется недостаточное внимание. Анализ теории и практики воспитания и обучения показал, что в условиях игнорирования закономерностей развития пола воспитание не достигает своих целей. И никакие новые педагогические технологии не способны улучшить результаты учебно-воспитательного процесса, если они опираются на бесполую педагогику.

Родителям и учителям необходимо учитывать следующие факторы, определяемые различиями половой психики:

Школьная адаптация у мальчиков хуже, чем у девочек.

К концу учебного года утомляемость у мальчиков восьми-десяти лет выражена больше, чем у девочек, и проявляется в отвлекаемости и расторможенности.

Интерес к решению трудных задач у мальчиков выше при материальном, а у девочек при эмоциональном поощрении успеха. Мальчики лучше справляются с работой в одиночку, а девочки - в смешанной по полу группе.

Влияние образовательного уровня семьи и помощи педагогов на девочек выше, чем на мальчиков.

Уровень притязаний у мальчиков выше, они более автономны и как бы запрограммированы не любить поощряемые взрослыми виды деятельности.

Мальчики на фрустрацию чаще реагируют уменьшением общения, а девочки - более жестким, направленным на достижение цели поведением.

Девочки привлекают внимание мальчиков громким смехом, подтруниванием. А у мальчиков внимание к девочкам выражается внешне агрессивно.

Мальчики более успешны в математических и зрительно-пространственных операциях, а у девочек выше языковые способности.

У мальчиков уровень невротизма выше, чем у девочек, но к IV классу эта разница стирается.

Мальчики любят активные игры среди сверстников, умеют найти в игре свое место, вызвать интерес к себе. Девочкам важны одобрение со стороны подружек, наличие красивой одежды, обладание красивыми игрушками, аксессуарами.

Особо ярко половые различия проявляются в возрасте половой гомогенизации — девять-десять лет. Возникает сильная потребность в кооперации с людьми своего пола. Происходит это на фоне первых гормональных сдвигов, предшествующих пубертатному периоду. В семье половая гомогенизация проявляется стремлением к тесному контакту с родителями своего пола.

В младшем школьном возрасте интересы детей резко поляризованы по половому признаку, как следствие разнополая дружба - редкое явление.

Анализ психолого-педагогической литературы и опыт экспериментальной работы в начальной школе позволили сформулировать следующие рекомендации к дифференцированному подходу в воспитании и обучении мальчиков и девочек:

Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное - по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж конечно, не так, как мы - взрослые.

Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина - девочек), ей (ему) мало пригодится собственный детский опыт, и сравнивать себя с детьми - неверно и бесполезно.

Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения задания.

Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.

Старайтесь, давая задания мальчикам в детском саду, школе и в быту, включать момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подвести ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.

С девочками, если им трудно, надо вместе до начала работы разобрать принцип выполнения задания. Вместе с тем девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых задач.

Никогда не ругайте ребенка за неспособность что-то понять или сделать, не используйте обидных слов, общаясь с ним при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и в каких-то областях он будет знать и уметь больше вас.

Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.

Не спешите высказывать свое негативное отношение к девочке — бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.

Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого, «эмоционального», полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого, «рационально-логического», полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.

Дети часто по-разному реагируют на похвалу. Мальчикам важна оценка их действий. Эмоционально значимой для них будет следующая оценка поступка: «Молодец, правильно (быстро, хорошо, отлично) сделал!» Девочкам важно отношение значимых людей (родителей, воспитателей, педагогов) к их поступку: «Умница, мне очень нравится то, что ты сделала!»

Поощряйте ролевые игры, соответствующие предстоящему статусу мужчины и женщины, так как это модель будущей жизни вашего ребенка.

Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Если же вы ругаете ребенка, рассмотрите его поступок, и не затрагивайте человеческих качеств       (не ты плохой, а плохо то, что ты сделал).

Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте его союзником, а не противником, не будьте сторонним наблюдателем.

При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотрите в будущее с оптимизмом.

Имейте в виду, что педагог, который ругает ребенка за то, что он чего-то не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного за то, что он болен.

Если у вас трудности в общении с ребенком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять в этом его. Возможно, вы относитесь к разным типам функциональной организации мозга, а значит, по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, т.е. дело не только в нем, но и в вас. Он не плохой, а просто другой.

Не забывайте, что ваша оценка поведения или результатов деятельности ребенка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в ребенке то хорошее, что не заметили вы.

Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. И если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь переносить свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.

Не обольщайтесь - вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте ребенка быть похожим на вас.

Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять природу его затруднений.

Не уличайте в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы.

Помните, что при поступлении ребенка в школу его цели и мотивы отличаются от целей и мотивов взрослого: ребенок еще не в состоянии ставить познавательные цели.

Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.

В заключение хочется сказать, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими ему (ей) особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья«ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

о роли индивидуального подхода в воспитании младших школьников...

Дифференцированный подход в воспитании мальчиков и девочек младшего школьного возраста

Современное семейное и школьное воспи­тание требует необходимого учета половых особенностей детей. К сожалению, в отече­ственной педагогике и психологии данному вопросу уделяется недостаточное внима­н...

Воспитание мальчиков и девочек

Сценарий родительского собрания.  Информирование   о принципах воспитания детей разного пола...

особенности воспитания мальчиков и девочек.

Сегодня активно обсуждаются возможности применения гендерного подхода для решения тео­ретических и практических задач педагогической науки, рассматриваются модели гендерного воспи­тания мальчи...