Cеминар "Профилактика эмоционального выгорания"
методическая разработка по теме

профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов, формирование  навыков самопознания и саморазвития личности в целом, преодоление психологических барьеров; создание группового доверия и принятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_profilaktika_emotsionalnogo_vygoraniya.docx33.53 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое занятие с элементами тренинга

«Профилактика синдрома эмоционального выгорания».

Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов, формирование  навыков самопознания и саморазвития личности в целом, преодоление психологических барьеров; создание группового доверия и принятия.

Форма проведения: психологическое занятие с элементами тренинга.

Оборудование: грецкие орехи, листы бумаги, фломастеры, легкая музыка, презентация «Рецепт удачного дня»

Упражнение «Грецкий орех».

Материал: мешочек с грецкими орехами по числу участников.

Ведущий высыпает орехи в центр круга и просит каждого взять себе один орех. Некоторое время участники внимательно рассматривают свой орех, изучая его структуру, особенности строения, стараются запомнить все его индивидуальные черточки. Затем орехи складываются обратно в мешочек, перемешиваются и снова высыпаются в центр круга. Задача каждого – найти свой орех.

Как правило, «свой» орешек узнается с первого взгляда. После того, как все орехи «нашли» своих владельцев, педагог приступает к обсуждению. Интересно узнать, кто как свой орех запоминал, какой стратегией пользовался, чтобы потом его найти (запоминал его особенности или просто ждал, пока все орехи разберут, а в конце останется нужный. На первый взгляд кажется, что все орехи очень похожи, но если присмотреться повнимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности», своя красота и привлекательность. Нужно ее только почувствовать и понять.

- В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорание. В отечественной литературе понятие «профессиональное выгорание» появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже четверть века (Maslach, Yackson, Jones, Freidenberger и др.).

Явление выгорания проявляется в виде целого ряда симптомов, которые образуют так называемый синдром профессионального выгорания.

Что это за синдром и почему он возникает?

В процессе выполнения любой работы людям свойственно испытывать физические и нервно-психические нагрузки. Их величина может быть различной в разных видах деятельности. При небольших нагрузках, действующих постоянно, либо значительных разовых нагрузках бессознательно включаются естественные механизмы регуляции, и организм справляется с последствиями этих нагрузок сам, без сознательного участия человека.

Например, после тяжелой умственной или физической работы человек может проспать больше, чем обычно, и встать отдохнувшим. При этом он сознательно не планирует этот длительный сон, просто, как говорят, «организм потребовал». В других случаях, когда нагрузки значительны и действуют продолжительное время, бывает важно сознательно использовать различные приемы и способы, помогающие организму восстановиться.

Как установлено многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных ученых, работа педагогов, специалистов различных социальных служб с людьми связана с большими нервно-психическими нагрузками.

Действительно, условия работы этих специалистов далеко не комфортные. Здесь имеются в виду не только физиологические факторы, связанные с условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты и т.д. Речь идет прежде всего о психологических и организационных трудностях: необходимость быть все время «в форме», невозможность выбора учащихся или клиентов, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и т.д.

При такой работе день за днем уровень напряженности может накапливаться. Возможными проявлениями напряженности являются: возбуждение, повышенная раздражительность, беспокойство, мышечное напряжение, зажимы в различных частях тела, учащение дыхания, сердцебиения, повышенная утомляемость. Хотя могут быть и другие индивидуальные ее проявления.

При достижении определенного уровня напряженности организм начинает пытаться защитить себя. Это проявляется в неосознаваемом или осознаваемом желании как бы уменьшить или формализовать время взаимодействия с учащимися, клиентами.

 В настоящее время установлено, что синдрому профессионального выгорания наиболее подвержены специалисты, вынужденные по роду своей деятельности осуществлять многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми (работники социальной сферы — педагоги, психологи, врачи, юристы и работники органов полиции, менеджеры и руководители различных уровней и др.).

Но у педагогов, которые работают с детьми, этот синдром обычно развивается медленнее.

Существует три основные стадии синдрома.

Первая стадия — на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение трех–пяти лет.

На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (школьников, дошкольников, больных, клиентов), «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с полоборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Время формирования данной стадии в среднем от пяти до пятнадцати лет.

Третья стадия — собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет.

За рубежом описаны различные методы и способы предотвращения указанного синдрома. Опыт работы автора показывает, что эффективным средством профилактики напряженности, предотвращения «симптома профессионального выгорания» является использование способов саморегуляции и восстановления себя. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей профессиональной деятельности.

Конечно, природа человека такова, что он стремится к комфорту, к устранению неприятных ощущений, не задумываясь об этом, не зная, какими научными словами это называется. Это — естественные способы регуляции, которые включаются сами собой, спонтанно, помимо сознания человека, поэтому иногда их еще называют неосознаваемыми.

Упражнение «Поднимаем настроение»

- Подумайте, что помогает вам поднять настроение, переключиться?

- Составьте перечень этих способов. На выполнение этого задания у вас три минуты. (звучит легкая музыка)

Обсуждение результатов.

- Поделитесь с нами вашими способами поднятия настроения.

- Что вы сможете использовать сознательно, когда чувствуете напряженность и усталость?  

Упражнение «Художники»

Материалы: фломастеры разных цветов, листы бумаги с разными линиями (незаконченные рисунки), легкая музыка.

- Представьте, что вы все известные художники. И именно поэтому вас пригласили принять участие в весьма престижной выставке, на которой вам нужно представить одну картину.

На этих листочках нарисованы незаконченные фигуры. Если вы добавите к ним дополнительные линии, у вас получатся интересные предметы или сюжетные картинки. На выполнение этого задания отводится 10 минут. Постарайтесь придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи. Придумайте интересное название.

Обсуждение результатов.

- Кто хочет рассказать, что у него получилось?

- Испытывали ли трудности в процессе рисования, если да, то какие?

- Можно ли использовать рисование для снятия эмоционального напряжения?

Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Своевременная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством, предотвращающим накопление остаточных явлений перенапряжения, способствующим полноте восстановления сил, нормализующим эмоциональный фон деятельности, а также усиливающим мобилизацию ресурсов организма.

Опрос, результаты исследования, опыт работы позволяют выделить следующие естественные приемы регуляции организма:

  • смех, улыбка, юмор;
  • размышления о хорошем, приятном;
  •  различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
  •  наблюдение за пейзажем за окном;
  •  рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;
  •  мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
  •  «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
  •  вдыхание свежего воздуха;
  •  чтение стихов;
  •  высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление.

Поэтому важно:

  • разобраться, какими естественными механизмами снятия напряжения и разрядки, повышения тонуса вы владеете;
  •  осознать их;
  • перейти от спонтанного применения естественных способов регуляции к сознательному в целях управления своим состоянием;
  • освоить способы саморегуляции, или самовоздействия.
  • Все это и составляет суть саморегуляции.

Таким образом, саморегуляция может осуществляться с помощью четырех основных средств, используемых по отдельности или в различных сочетаниях.

В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:

  • эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
  • эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);
  • эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

Вспомним известную притчу про двух лягушек.

Две лягушки забрались в погреб и попали в горшок со сметаной. Положение было безнадежным, и одна из лягушек не стала тратить силы, и пошла на дно. Другая же барахталась и вскоре ощутила что-то твердое: это она сама сбила из жидкой сметаны твердое масло. Оперлась она лапками на твердый масляный ком и выпрыгнула из горшка. Не падай духом. Из каждой ситуации можно найти выход если пытаться его найти.

Эфирные масла обладают способностью гармонизировать психоэмоциональное состояние человека.

Вселяет оптимизм: апельсин, мелисса, тысячелистник.

Поднимает настроение: герань, кориандр,  лимонная трава, мандарин, мелисса, розовое дерево.

Выводит из депрессии: базилик, гвоздика, герань, жасмин, иссоп, лимон, мандарин, нероли, тимьян,  шалфей.

Возвращает интерес к жизни: лимон, майоран, розмарин.

Устраняет комплексы: базилик, герань, мирра, можжевельник, ромашка.

Комплекс неполноценности: герань, ромашка.

Помогает преодолеть робость: чабрец.

Помогает добиться успехов в познании, творчестве: бергамот, лимон, сандал.

Оживляет, гармонизирует энергетику семьи: ваниль, ладан.

Удачливость личности: вербена, корица, майоран, мелисса, туя, лимонник.

Обаяние личности: горький апельсин, иссоп, нероли, роза, лимонник.

Адаптация к новым условиям: лимон.

Помогает преодолеть трудности: дудник, майоран, можжевельник, пачули, перец черный, ромашка, туя, фенхель.

Развивает цельность натуры: имбирь, можжевельник, мускатный орех.

Освобождает от чувства вины: сосна.

Подавление страхов: бессмертник, иланг-иланг, майоран, мирра, сандал, фенхель, шалфей.

Устранение лени, апатии: бергамот, гвоздика, иланг-иланг, имбирь,  кориандр, лайм, можжевельник, мускат, нероли, сосна, шалфей, эстрагон.

Умственное переутомление: анис, амирис, корица, лаванда,  лайм, мята, петрушка, перец душистый, тимьян, тмин.

Снимает стресс и нервное напряжение: бархатцы, бензоин, бергамот,  иланг-иланг, кедр, мелисса, морковь, нероли, петрушка, роза.

Бодрящий эффект: береза, грейпфрут, жасмин, имбирь, кардамон, лайм, мирра,  чайное дерево.

Уверенность в себе: жасмин, роза.

Успокаивает, уравновешивает нервную систему: лаванда, ладан, майоран, розовое дерево, сельдерей, фиалка.

Снотворное, расслабляющее: лавр благородный, липа, ромашка.

Ясность ума: бархатцы, бергамот, иссоп,  лимон, майоран, можжевельник, морковь,  пачули, эвкалипт.

Наполняет энергией, воодушевляет: жасмин, мускатный орех.

Активизирует умственную деятельность: розмарин.

Снимает тревогу, беспокойство: ромашка, сандал.

Упадок сил: сосна.

Очевидно, спектр полезных свойств очень широк. И этим успешно пользуются продвинутые фирмы. Специальные букеты запахов намеренно создаются в крупных супермаркетах для «возбуждения аппетита» покупателей, в офисах для стимулирования сговорчивости партнеров, на рабочих местах для увеличения работоспособности. Например, на предприятиях в Японии специально распыляют ароматы лимона и цветов.

Лимон, кстати, повышает умственную работоспособность на 10-20% и нейтрализует вредные излучения. Так что, если вы работаете за компьютером, аромат лимона вам просто необходим. А если предстоит экзамен или поход к дантисту, окружите себя ароматом  жасмина или розы – это снимет стресс, придаст вам сил и уверенности.

Многие растительные запахи по своей химической структуре близки к веществам, которые вырабатывает и организм человека для включения различных эмоциональных механизмов. «Пульт управления» этими механизмами находится в лимбической системе, одной из самых эволюционно древних структур головного мозга, отвечающей за самые глубинные желания и сильные эмоции. Так почему бы этим не воспользоваться.

 «О ВКУСНОЙ ЖИЗНИ»

Всем давно известно, что наша мозговая деятельность напрямую зависит от пищи, которую мы употребляем. Нам хотелось бы немного рассказать, что необходимо есть, чтобы…

…сконцентрировать внимание

Креветки   деликатес для мозга: снабжает его важнейшими жирными кислотами, которые не дадут вашему вниманию ослабнуть. Достаточно 100 грамм в день. Но обратите внимание: солить их следует только после кулинарной обработки (варки или жаренья).

Репчатый лук помогает при умственном переутомлении или психической усталости. Способствует разжижению крови, улучшает снабжение мозга кислородом. Доза: минимум половина луковицы ежедневно.

Орехи особенно хороши, если вам предстоит умственный «марафон» (доклад, конференция, концерт) или долгая поездка за рулем. Укрепляют нервную систему, стимулируют деятельность мозга.

…достичь творческого озарения

Инжир освобождает голову для новых идей. Содержащееся в нем вещество по химическому составу близко к аспирину, эфирные масла разжижают кровь, мозг лучше снабжается кислородом. Лучший «корм» для журналистов и других творческих профессий.

Тмин может спровоцировать рождение гениальных идей. Эфирные масла, содержащиеся в нем, стимулируют всю нервную систему. Тот, кто нуждается в творческой активности мозга, должен пить чай из тмина: две чайные ложки измельченных семян на чашку.

...успешно грызть гранит науки

Капуста снимает нервозность, так как снижает активность щитовидной железы.

Лимон освежает мысли и облегчает восприятие информации за счет ударной дозы витамина С. Перед занятиями иностранным языком неплохо «принять на грудь» стаканчик лимонного сока.

Черника способствует кровообращению мозга. Лучше всего есть свежие ягоды или варенье.

…улучшить память

Морковь особенно облегчает заучивание чего-либо наизусть за счет того, что стимулирует обмен веществ в мозгу.

Ананас — любимый фрукт театральных и музыкальных звезд. Тот, кому необходимо удерживать в памяти большой объем текста или нотных знаков, нуждается в витамине С, который в достаточном количестве содержится в этом фрукте. Кроме того, в ананасах очень мало калорий (в 100 г всего 56). Достаточно выпивать 1 стакан ананасового сока в день.

Авакадо — источник энергии для кратковременной памяти (например, при составлении планов, списков покупок и т.д.) за счет высокого содержания жирных кислот. Достаточно половины плода.

На положительные и отрицательные эмоции тоже можно повлиять при помощи пищи. Поэтому следующие наши советы для тех, кто хочет поддержать хорошее настроение.

Паприка — чем острее, тем лучше. Ароматические вещества способствуют выделению «гормона счастья» — эндорфина.

Бананы содержат серотонин — вещество, необходимое мозгу, чтобы тот просигнализировал: «Вы счастливы».

Клубника очень вкусна, и к тому же она быстро нейтрализует отрицательные эмоции. Доза: минимум 150 грамм.

Презентация «Рецепт удачного дня».

Рефлексия прошедшего занятия.

Обратная связь: впечатления, приобретенный опыт и его актуальность, предложения…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоциональное выгорание педагога

В статье раскрывается сущность понятия "эмоциональное выгорание", рассматриваются причины возникновения синдрома, предлагаются некоторые способы профилактики и коррекции....

Профилактика эмоционального выгорания сельского учителя

«Эмоциональное выгорание» свидетельствует об эмоциональной перегруженности учителей, что сопровождается высоким риском заболеваний, кроме того, выгорание сказывается на эффективности профессиона...

Психологическое здоровье педагога. Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие эффективной профессиональной деятельности

Что включает в себя понятие "психологическое здоровье". Профилактика эмоционального выгорания....

Как избежать встречи с эмоциональным выгоранием

Памятка для учителей и воспитателей...

Психологический тренинг для педагогов по формированию навыков снятия эффекта эмоционального выгорания

Цель тренинга:Познакомить участников с понятиями, которые характеризуют эмоциональное истощение;Отработать умение и навыки психологической саморегуляции и трансформации отрицательных переживаний...