Эмоциональное выгорание у учителей начальных классов.
статья по теме

Смирнова Елена Юрьевна

   ВВЕДЕНИЕ                                                                                              

 ГЛАВА  1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

 

1.1 Эмоциональное выгорание как объект психологического исследования.

1.2 Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального  «выгорания».

1.3 Стадии развития синдрома профессионального «выгорания».

Выводы

 

ГЛАВА  2.     ИССЛЕДОВАНИЕ  СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ  У УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

 2.1 Методы исследования.

2.2 База исследования.

2.3 Программа исследования.

2.4 Результаты статистического анализа данных эксперимента

Выводы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon emocionalnoe_vygoranie_u_uchiteley_nachalnyh_klassov.doc175.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №7»

Реферат на тему:

   Эмоциональное выгорание у учителей начальных классов.                               

Выполнила: учитель начальных классов

Смирнова Е.Ю.

Кашира 2012


Эмоциональное выгорание у учителей начальных классов.

СОДЕРЖАНИЕ

   ВВЕДЕНИЕ                                                                                              

 ГЛАВА  1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

1.1 Эмоциональное выгорание как объект психологического исследования.

1.2 Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального  «выгорания».

1.3 Стадии развития синдрома профессионального «выгорания».

Выводы

ГЛАВА  2.     ИССЛЕДОВАНИЕ  СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ  У УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

 2.1 Методы исследования.

2.2 База исследования.

2.3 Программа исследования.

2.4 Результаты статистического анализа данных эксперимента

Выводы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Изменения в экономической, политической, социальной и культурной сферах происходящие последние десятилетия в России, предъявляют все более высокие требования к педагогу, его интеллектуальному профессиональному уровню развитию способностей и дарований, а так же личностным особенностям специалиста. Вопросом, занимающим особое место, является проблема профессиональной деформации или проблема «эмоционального выгорания». Эмоциональному выгоранию более подвержены представители тех профессий, которые работают в системе «человек-человек» - врачи, педагоги, психологи, юристы, политики. Данное исследование посвящено учителям начальных классов. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут наступать его дисфункциональные следствия, когда выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности. Таким образом, изучение этих состояний представляется актуальной проблемой.

Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии. Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте. 

Цель исследования -  исследовать особенности синдрома эмоционального выгорания у учителей начальных классов.

Объект: Эмоциональное выгорание у учителей начальных классов.

Предмет: Особенности эмоционального выгорания у учителей начальных классов.

Для достижения цели и в процессе исследования решались следующие задачи:

1.        Проанализировать отечественную и зарубежную литературу по теме исследования.

2.        Провести диагностику эмоционального выгорания у педагогов.

3.        Выявить специфику  эмоционального выгорания у учителей начальных классов.

4.        На основе полученных результатов сделать выводы 

Методы исследования:

«Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко.

База исследования: 

        В исследовании участвуют 15 учителей начальных классов школ города Каширы Московской области

Научная новизна:

 В большинстве исследований констатируется факт эмоционального выгорания профессионалов. Мы в своем исследовании конкретизируем особенности синдрома эмоционального выгорания у учителей начальных классов.

Практическая значимость:

Практическая значимость работы состоит в том, что на основании результатов исследования могут быть разработаны рекомендации относительно профилактики синдрома эмоционального выгорания, составлены психокоррекционные программы для учителей начальных классов подверженных синдрому эмоционального выгорания в зависимости от стадии и выраженности симптомов.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

ГЛАВА  1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

  1. Эмоциональное выгорание как объект психологического исследования.

В течение последних трех десятилетий проблема исследования феномена профессионального «выгорания» встала особенно остро.

Актуальность этой проблемы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности работников «помогающих» профессий, так как данные профессии обладают огромной социальной важностью. Известно большое количество эмоциогенных факторов, как объективных, так и субъективных, которые оказывают негативное воздействие на труд работников «помогающих» профессий, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс. Также «помогающие» профессии являются профессиями альтруистического типа, что повышает вероятность возникновения профессионального выгорания.

Понятие «помогающие профессии». Профессию педагога, наряду с профессией врача, психолога, относят к числу так называемых «помогающих профессий», в которой деятельность специалиста реализуется через построение особых отношений с другими людьми, названных помогающими. «Помогающие» отношения, по утверждению К. Роджерса, это «отношения, в которых, по крайней мере, одна из сторон намеревается способствовать другой стороне в личностном росте, развитии, лучшей жизнедеятельности, формировании зрелости». Это определение охватывает широкий спектр отношений, способствующих развитию: родитель и ребенок, учитель и ученик, врач и пациент, психолог-консультант и клиент.

Особенность деятельности работников «помогающих» профессий состоит прежде всего в том, что объектом и результатом труда является личность во всей целостности - включая физические, интеллектуальные, личностные и духовные качества. Таким образом, своеобразие «помогающих» профессий заключается в том, что сам субъект деятельности является первичным инструментом своей работы, и для построения помогающих отношений оказывается недостаточным использование только методических приемов.

«Помогающая» деятельность требует от профессионала личностной вовлеченности, открытости отношениям, умения сопереживать и сочувствовать, а также способности понимать интересы другого человека [2].

По мнению С.Л. Рубинштейна, умение «вживаться в чужую психику, даже перевоплощаться..., но не растворяться в ней» является одним из основных профессиональных умений специалиста сферы «человек -человек». В то же время он предупреждал начинающих педагогов, что общество и наука пока не обеспечивают условий для необходимого самообразования и самовоспитания учителя, поэтому в эмоционально развитии учитель должен продвигаться сам, чтобы выжить и не деградировать как личность [34, с. 146].

Феномен профессионального «выгорания» в наиболее общей форме рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающей вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. В связи с этим синдром «психического выгорания» (в зарубежной литературе он известен под термином «bumout») обозначается рядом авторов понятием «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации профессионала под влиянием профессиональных стрессов [29].

Первые работы по выгоранию появились в 70-е годы в США. Одним из

основоположников идеи выгорания является X. Фреденбергер, американский психиатр, работавший в альтернативной службе медицинской помощи. Он в 1974 году описал феномен, который наблюдал у себя и своих коллег (истощение, потеря мотиваций и ответственности) и назвал его запоминающейся метафорой — «выгорание». X. Фреденбергер, что профессиональное выгорание является истощением энергии у профессионалов в сфере социальной помощи, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей. Это, как он утверждает, сопровождается циничной установкой: «Зачем беспокоиться? Это не имеет никакого значения». Когда сотрудник выгорает по какой-либо причине, он становится неэффективным в своих целях и действиях [29]. Другой основоположник идеи выгорания, К. Маслач определяет синдром профессионального «выгорания» как «состояние физического, эмоционального и умственного истощения, отмеченного физическим истощением и хронической усталостью, чувства беспомощности и безнадежности, развитием отрицательной самооценки и негативного отношения к работе, жизни и другим людям». К. Маслач подчеркивает, что выгорание - это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а скорее «эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением» [29].

К. Маслач, СЕ. Джексон и В. Вилмар определяют синдром эмоционального «выгорания» как состояние физического, эмоционального и умственного истощеия. Он проявляется в профессиях социальной сферы и включает в себя три составляющие:

1)эмоционалъное истощение, связанное с чувством эмоционального опустошения и усталости, которое возникает при избыточной рабочей нагрузке, когда эмоциональные ресурсы человека оказываются исчерпанными, и он чувствует себя неспособным адекватно эмоционально реагировать;

2)деперсоналшация (тенденция развивать негативное отношение к

человеку) — отрицательное, циничное либо безразличное восприятии его, защита от подавляющих эмоциональных состояний путем обращения с учеником как с объектом;

3)редукция профессиональных достижений, проявляющаяся в переживании некомпетентности и неуспешности своей деятельности […].

В 10 пересмотре Международной классификации болезней синдром выгорания был описан под рубрикой Z.73.0 как «Выгорание — состояние полного истощения» [1]. Люди с синдромом «выгорания» обычно имеют сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции. Наблюдаются хроническая усталость, когнитивная дисфункция (нарушения памяти и внимания)._ нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями, личностные изменения. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ, суицид. Общими соматическими симптомами являются головная боль, гастроинтестинальные (диарея, синдром раздраженного желудка) и кардиоваскулярные (тахикардия, аритмия, гипертония) нарушения [1].

К. Чернисс определил синдром эмоционального «выгорания» как потерю мотивации в работе в ответ на чрезмерные обязательства, неудовлетворенность, реализующуюся в психологическом уходе  и эмоциональном истощении [29].

Синдром эмоционального «выгорания», по описанию Дж. Кори, С.Найсберг-Феннинг, С. Феннинг, Дж. Кейнан, А. Елизир выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще [ 21].

Одним из первых отечественных исследователей, который занялся проблемой «выгорания», является В.В. Бойко. Он пишет, что эмоциональное выгорание приобретается в жизнедеятельности человека. Этим «выгорание» отличается от различных форм эмоциональной ригидности, которая определяется органическими причинами —свойствами нервной системы, степенью подвижности эмоций, психосоматическими нарушениями [17, с.132]. Эмоциональное выгорание В.В. Бойко определяет как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на психотравмирующие воздействия. Для него «выгорание» представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения, отчасти функциональный стереотип, позволяющий человеку дозировать и экономно__расходовать энергетические ресурсы.

Само по себе «выгорание», таким образом, В.В. Бойко считает конструктивным, а дисфункциональными - его следствия, когда «выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Тогда же эмоциональное выгорание приводит  к профессиональной деформации личности [17, с. 140].

Синдром эмоционального «выгорания» (bum-out) представляет собой состояние эмоционального, психического, физического истощения, развивающегося как результат хронического неразрешенного стресса на рабочем месте. Развитие данного синдрома характерно для альтруистических профессий, где доминирует забота о людях (социальные работники, врачи, медицинские сестры, учителя и др.) [35, с. 3].

По мнению Н.В. Гришиной данный синдром рассматривается как стресс-реакция на продолжительные стрессы межличностных отношений [61,с.156]. Существует множество теорий развития синдрома эмоционального «выгорания». Ряд исследователей считает основными предпосылками наличие организационных проблем (слишком большая рабочая нагрузка, недостаточная возможность контролировать ситуацию, отсутствие организационной общности, недостаточное моральное и материальное вознаграждение, несправедливость, отсутствие значимости выполняемой работы) [29]. В то же время другие исследователи считают более важными личностные характеристики (низкая самооценка, высокий невротизм, тревожность и др.) [31].

В англоязычной литературе было опубликовано свыше тысячи статей по эмоциональному «сгоранию». Однако исследования носили главным образом описательный и эпизодический характер.

Трудности исследования синдрома до 1980-х годов связаны с неопределенностью и многокомпонентностью его описательных характеристик, а также с отсутствием соответствующего измерительного инструментария. В настоящее время исследователи выделяют около100 симптомов, так или иначе связанных с психическим «выгоранием» В большинстве случаев они носят описательный характер, не подтвержденный эмпирическими исследованиями.

Наиболее интенсивно синдром эмоционального «выгорания» (bumout) начал изучаться после публикации работ К. Маслач [31]. Издание в 1986 году опросника Maslach Bumout Inventory (MBI), позволившего стандартизировать проводимые исследования, привело к тому, что изучение проблемы выгорания приобрело на Западе практически массовый характер. В MBI синдром психического выгорания рассматривается как трехмерная конструкция, включающая в себя: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редуцирование личных достижений.

А. Харт предлагает следующую структуру «выгорания»: Синдром эмоционального «выгорания» включает в себя: деморализацию; деперсонализацию (обезличенное отношение к самому себе и окружающим); отстраненность (уход от проблем); дистанцирование (избегание социальных и личных контактов); пораженченческие настроения [31].

В модели немецких исследователей Н. Ензманн и К. Клейбер выделяются три вида истощения: деморализация, истощение и потеря мотивации [29]. Взаимовлияние факторов определяет динамику развития процесса «выгорания». Авторы динамической фазовой модели «bumout» - Р.Т. Голембиевский и Р.Ф. Голембиевский, выделяют три степени и восемь фаз «выгорания», отличающиеся взаимоотношением показателей по всем трем факторам (под значениями показателей понимается оценка баллов, набранных по субшкалам опросника MBI, относительно среднестатистических величин). Предложенная модель позволяет выделить среднюю степень «выгорания», при которой наблюдаются высокие показатели эмоционального истощения, и представляет собой переходный__уровень. До этой стадии «выгорания» эмоционально-энергетический запас противодействует нарастающей деперсонализации и редукции личных достижений [31].

Японские исследователи считают, что для определения выгорания  трехфакторной модели К. Маслач следует добавить четвертый фактор «Involvement» (зависимость, вовлеченность), который характеризуется головными болями, нарушением сна, раздражительностью и др., а также наличием химических зависимостей (алкоголизм, табакокурение).

Большинство специалистов признает необходимость учета именно трех составляющих для определения наличия и степени «выгорания». При этом вклад каждого из факторов различен (например, исключение фактора «персональные достижения» сближает синдром выгорания с депрессией).

По мнению Д.В. Дирендонка, В.Б. Шауфели, синдром профессонального «выгорания» включает в себя два фактора:

- эмоциональное истощение — аффективный фактор, относится к сфере жалоб на плохое физическое самочувствие, нервное напряжение;

- деперсонализация — установочный фактор, проявляется в изменении отношений к пациентам или к себе [29].

А. Пинес, Е. Аронсон рассмотривают синдром «выгорания» как одномерной конструкт, это явление рассматривается как состояние физического и психологического истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях [31]

А. Широм считает «выгорание» комбинацией физического, эмоционального и когнитивного истощения или утомления, при этом главным фактором является эмоциональное истощение. Дополнительные компоненты «bumout» являются следствием поведения (купирования стресса), ведущего к деперсонализации или собственно когнитивно- эмоционального выгорания, которое выражается в редуцировании персональных достижений [31]. В противоположность двум предыдущим_подходам, авторы одномерного подхода не ограничивают «выгорание» определенными группами специалистов.

  1. Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального  «выгорания». 

Установлено, что одним из факторов синдрома «выгорания» является продолжительность стрессовой ситуации, ее хронический характер.

На развитие хронического стресса у представителей коммуникативных профессий влияют:

- ограничение свободы действий и использования имеющегося потенциала;

- монотонность работы;

- высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы;

- неудовлетворенность социальным статусом. Профессиональное «выгорание» сотрудников может быть обусловлено структурно- организационными особенностями предприятия; характером самой деятельности; личностными особенностями работников, а также характером их межличностных взаимодействий.

В качестве основных характеристик синдрома «выгорания» отмечают:

- неадекватный уровень требований к специалисту;

- недостаточные индивидуальные адаптивные способности к этим требованиям (сниженные ресурсы личности);

- дефицит внешней поддержки;

- ситуационные ограничения, влияющие на профессиональную адаптацию;

- заниженность профессиональной самооценки;

- эмоциональное истощение, приводящее к снижению профессиональной продуктивности;

- деперсонализация (обезличенность и стремление формализовать

работу) [31].

Симптомы синдрома профессионального выгорания. К. Маслач рассматривала следующие симптомы «выгорания».

1. Уменьшение жизненной энергии. Для «выгоревшего» человека все труднее поддерживать прежний уровень трудоспособности.

2. Чувство неверного выбора профессии;

3. Редукция личных достижений и уменьшение удовлетворения от проделанной работы;

4. Ошушение беспомошности и неспособность видеть выход;

5. Цинизм и негативизм, касаюшийся самого себя, окружаюших, рабочей обстановки и мир в целом .

Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц выделяли следуюшие симптомы профессионального выгорания. Это утомление и истошение посл активной профессиональной деятельности, психосоматические проблемы типа колебаний артериального давления, головных болей, симптомов со стороны пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, бессонницы.

Другим характерными признаком, по мнению Г.С. Абрамовой и Ю.А. Юдчиц, является возникновение негативного отношения к пациентам (дегуманизация) и отрицательная настроенность к выполняемой деятельности. В последнем случае у врача исчезает тяга к совершенствованию в своей профессии, появляются тенденции к принятию готовых форм знания, действию по шаблону с сужением репертуара рабочих действий, ригидность мыслительных операций. Недостаток чувства профессионального мастерства приводит к недовольству собой и комплексу вины с тревожными состояниями, пессимистической настроенностью и депрессией, что часто проецируется вовне в виде агрессивных проявлений типа гнева и раздражительности по отношению к коллегам и пациентам [1, с.132].

  1. Стадии развития синдрома профессионального «выгорания».

Большинство исследователей акцентируют внимание на фазах синдрома эмоционального сгорания, которые рассматриваются с позиций стресса Г. Селье: в первой фазе напряжения доминируют симптомы переживания психотравмируюших ситуаций, неудовлетворенности собой, загнанности в клетку, тревоги и депрессии; во второй фазе сопротивления - симптомы неадекватного эмоционального реагирования, эмоционально-нравственной дезориентации, расширения сферы экономии эмоций, редукции профессиональных обязанностей; в третьей фазе истощения - симптомы эмоционального дефицита, эмоциональной отстраненности, психосоматических и психовегетативных нарушений.

Первая стадия - на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ), сбои в выполнении каких- либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервно- психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение трех-пяти лет.

На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (школьников, больных, клиентов), «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с пол-оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Время формирования данной стадии в среднем от пяти до пятнадцати лет.

Третья стадия - собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет.

Выводы.

На основании проведенного исследования теоретических источников о феномене профессионального выгорания можно сделать следующие выводы.

1. Анализ литературы также показал, что в настоящее время нет единого взгляда на структуру синдрома «bumout», но, несмотря на различия в подходах к его изучению, можно заключить, что данный синдром представляет собой эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением [29]. Последствия выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационных) изменениях личности. Большинство авторов склоняются к мнению, что синдром выгорания наиболее характерен для представителей коммуникативных профессий, то есть профессий системы «человек-человек».

2. Диапазон признаков и детерминант профессионального выгорания, а также негативных деструктивных проявлений личности разнообразен и широк. Существуют различные позиции исследователей, которые оказывают влияние на выбор тех или иных признаков, показателей профессионального выгорания. На формирование и развитие профессионального выгорания специалистов сферы «человек-человек» оказывают влияние многочисленные негативные факторы.

ГЛАВА  2.     ИССЛЕДОВАНИЕ  СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ  У УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

2.1 Методы исследования.

Для решения поставленных в данной работе задач нами была использована следующая методика: «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко.

 «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко. [9]

Данная методика выявляет как наличие «выгорания», так и степень «эмоционального выгорания», под которым автор понимал выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Методика состоит из опросного листа, включающего в себя 84 суждения. В. В. Бойко предлагает ряд утверждений, по каждому из которых необходимо высказать свое мнение. Если испытуемый соглашается с одним из них, ему надо поставить около соответствующего номера «да», если не согласен - «нет».

Автор выделяет три фазы - «напряжение», «резистенция», «истощение» - и 12 симптомов, характеризующих эти фазы: напряжение (переживание
психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, «загнанность в клетку», тревога и депрессия), резистенция (неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей), истощение (эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность (деперсонализация),
 психосоматические и психовегетативные нарушения).

Предложенная     методика     дает     подробную     картину     синдрома «эмоционального   выгорания».   Прежде   всего,   надо  обратить  внимание  на отдельно   взятые   симптомы.   Показатель   выраженности   каждого  симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

—        9 и менее баллов - несложившийся симптом.

»

  1. 10-15 баллов      - складывающийся симптом,
  2. 16 и более        -сложившийся.

Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания».

Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания». Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их больше всего.

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса - осмысление показателей фаз развития стресса - «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для данных фаз, неправомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые явления существенно различаются: здесь представлены реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

  1. 36 и менее баллов     - фаза не сформировалась;
  2. 37—60 баллов        - фаза в стадии формирования;
  3. 61 и более баллов    - сформировавшаяся фаза.

Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и. что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции.

2.3. База исследования.

В исследовании участвовали 15 учителей начальных классов школ города Каширы Московской области.

2.3. Программа исследования.

Тестирование проводилось в течении четырех месяцев небольшими группами и индивидуально. Групповое исследование проводилось в соответствии с инструкцией, указанной в методике (см. в приложении), стимульный материал зачитывался мной. Учитывая важное значение мотивации к участию в исследовании для получения достоверных результатов, мы заинтересовали респондентов тем, что :

а) участие в исследовании могло быть анонимным (в этом случае указывались только инициалы испытуемого);

б)  после обработки данных результаты были доведены до сведения участников исследования (желающим мы раздавали листочки с его результатами и проводили групповую консультацию по  их интерпретации).

Эти организационные мероприятия, на наш взгляд, позволили повысить достоверность полученных результатов.

2.4. Результаты статистического анализа данных эксперимента.

Рассмотрим    содержательную    характеристику    каждого    симптома (фактора):

человек, находящийся в обстановке повышенной ответственности, в условиях дестабилизирующей обстановки или негативной атмосферы общения, проявляет конкретные, обозначенные в первой фазе «напряжение», симптомы, указывающие на источник напряжения:

1)        симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств» указывает
на то, что человек осознает то, что конкретно вызывает в нем раздражение;

  1. симптом «неудовлетворенности собой» возникает, как следствие неспособности повлиять на те обстоятельства, которые вызывают в нем раздражение;
  2. симптом «загнанности в клетку» свидетельствует о том, что стресс

продолжает     развиваться:      происходит     усиление     мышления,     когда осуществляются безуспешные попытки преодолеть стресс, что приводит в состояние тупика с осознанием «людской непорядочности», «бюрократизма», «бестолковщины»;

4) симптом «депрессии и тревоги» говорит о максимальном энергетическом напряжении, приводящем к ощущениям ошибочности выбранной профессии, к чувству разочарования в себе и своих силах. Это крайнее проявление напряжения.

Таким образом, динамику первой фазы можно описать следующим образом. Работник начинает осознавать, что он не вписывается в рабочее пространство; он начинает фиксировать свое внимание на тех явлениях, которые становятся раздражителем для него. В процессе формирования этой привычки восприятия раздражающих факторов работник может попробовать начать влиять на ситуацию с целью коррекции своего состояния (если это активная личность) и в случаях постоянного поражения начнет раздражаться, пеняя поначалу на самого себя. Сформировав устойчивую привычку замечать раздражители и чувствуя неспособность изменить что-либо, работник углубляется в негативные состояния, начинает в вербальной форме резко оценивать внешнюю ситуацию, переходит на ступень «активного сопротивления и борьбы». Поражение в этой «борьбе» приводит к состояниям депрессии, когда под сомнение ставятся не только свои профессиональные качества, но и сам факт выбора профессии и факт необходимости оставаться на данном рабочем месте.

Но одновременно с этими процессами происходят внутренние поиски способов защиты своего человеческого достоинства методами переоценки происходящего, методами осмысления эффективности и как следствие самой необходимости личной активности в конкретных обстоятельствах.

Вторая фаза (резистенция) характеризуется тем, что человек уже пытается оградить себя от неприятного воздействия тех или иных факторов. Факт ценности биологического существования начинает выходить на первое место: человек постепенно начинает отходить от своих высоких и истинно Человеческих форм бытия. Вот как это происходит. Ко второй фазе относятся такие симптомы, как:

  1. неадекватное избирательное реагирование, когда наблюдается ограничение по принципу «хочу - не хочу», «есть настроение - нет настроения». Со стороны это воспринимается как черствость по отношению к субъекту общения, несмотря на то что сам работник считает такую форму общения вполне оправданной;
  2. эмоционально-нравственная дезориентация, в случае которой усугубляется неадекватность реагирования при наличии объяснений вроде «я не должен за всех волноваться»;

3)        расширение сферы экономии эмоций, распространяющееся уже на
родных и близких людей («я так устал на работе»);

4)        редукция (т.е. упрощение) профессиональных обязанностей,
проявляемая в желании сократить обязанности, в попытке их облегчить;
происходит уменьшение самого внимания по отношению к субъекту
взаимодействия; проявляется в так называемом «бескультурье».

Таким образом, в фазе резистенции проявляются негативные внутренние настроения, эмоциональные установки, определяющие не только отношение к работе, но и само качество труда и его продуктивность.

Оказавшись на этой ступени своего развития и не найдя способов разрешения внутренних конфликтов, прорвавшихся уже в сферу профессиональной деятельности, и не изменив кардинальным образом форму своей жизни, человек в итоге попадает в фазу истощения, когда сам организм начинает разворачивать программу по спасению своего психического здоровья в надежде, что позже наберет силы для восстановления. (Методы лечения в клинике неврозов на этом основываются: снять напряжение, чтобы начать лечить тело.) Это «перепрограммирование» становится возможным в результате неэффективного сопротивления. Невольно хочется отправить к строкам, рассказывающим о состоянии физического здоровья современных учителей  и  попросить задуматься и осмыслить их уже на ином уровне осведомленности.

Само истощение проявляется в конкретных симптомах:

1)        эмоциональный дефицит, когда работник не может помогать субъектам
его деятельности, и как следствие постепенно развивается раздражительность,
грубость, резкость; образно можно сравнить с хищником, которого накрыли
сети охотника: рычание становится ужасным. Метафорически назовем
«человек-зверь»;

2)        эмоциональная отстраненность, свидетельствующая о полном
исключении эмоций из сферы профессиональной деятельности; наблюдается
«механическое» реагирование без чувств и эмоций, постепенно приводящее к оцениванию ситуации как «наплевать мне на вас»; образная параллель с
улиткой, которая прячется в своем домике, дабы сохранить свое
существование. Снижение на уровень «человека-улитки»;

3)        личностная отстраненность и деперсонализация фиксирует факт
утраты интереса к объекту общения, который начал восприниматься как объект для механической манипуляции. На этом уровне «эмоциональное выгорание» затрагивает систему личностных ценностей, принципы; происходит развитие антигуманистического настроя «взять бы автомат и...». «Человек в предсмертной агонии»;

4)        психосоматические и психовегетативные нарушения завершают путь развития стресса, сопровождаемого этапами развития эмоционального
выгорания. Разрушения затрагивают физический уровень: энергия эмоций
перераспределяется между другими подсистемами человека, спасая его от
более страшных, психических изменений. Начало физической смерти человека в виде формирования букета болезней.

В таблице 6 хорошо видно все фазы (XI-Х4 - фаза «напряжения»; Х5-Х8 - фаза «резистенция»; Х9-Х12 - фаза «истощение») и факторы (XI-XI2) эмоционального выгорания.

Таблица 1

«Симптомы эмоционального выгорания»

Фаза

Фактор

Название переменной

1

2

3

Напряжение

XI

Переживание психотравмирующих обстоятельств


Х2

Неудовлетворенность собой


ХЗ

«Загнанность в клетку»


Х4

Тревога и депрессия

Резистенция

Х5

Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование


Х6

Эмоционально-нравственная дезориентация


Х7

Расширение аферы экономии эмоций


Х8

Редукция профессиональных обязанностей

Истощение

Х9

Эмоциональный дефицит


Х10

Эмоциональная отстраненность


XII

Личностная отстраненность (деперсонализация)


Х12

Психосоматические и психовегетативные нарушения

В Приложении …. представлены результаты «Методики диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко.

Данные распределения по фазам синдрома сгорания представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Распределение по фазам синдрома сгорания

Не сформирован

В стадии формирования

сформирован

Фаза 1

     33%

   65%

    2%

Фаза 2

42 чел.  

_____________

     30%

Фаза 3

   30%

   65%

         5%

Из таблицы видно, что фаза резистенции (вторая фаза) не сформирована у большинства респондентов. В стадии формирования находятся фаза 1 – «Напряжение»  и фаза 3 «Истощение» (по 65%).

Это говорит о том, что большинство респондентов в фазе «Напряжение»  попробуют влиять на  дестабилизирующую ситуацию с целью коррекции своего состояния (если это активная личность) и в случаях постоянного поражения начинают раздражаться, обвиняя поначалу на самого себя. Респонденты в формирующейся стадии «Истощение»  начинают испытывать эмоциональный дефицит, эмоциональную отстраненность, личную отстраненность и деперсонализацию, начинают проявляться психосоматические и психовегетативные нарушения.

Далее проанализируем распределение по факторам, представленное в таблице 3.

Таблица 3.

Распределение по факторам синдрома сгорания.

X1

X2

X3

X4

X5

X6

Не сложившийся симптом

    65%

87%

.   43%

.  17%

3%

  18%

Складывающийся симптом

   22%

13%

52%

43%

33%

15%

Сложившийся симптом

13%

0

5%

  40%

  64%

  70%

X7

X8

X9

X10

X11

X12

Не сложившийся симптом

  70%

 43%

31%

 52%

57%

70%

Складывающийся симптом

20%

33%.  

47%

24%

43%

 24%

Сложившийся симптом

10%

24%

22%

 24%

0

 6%

Из таблицы следует, что не сложились симптомы: переживание травмирующих событий (Х1); неудовлетворенность собой (Х2);  расширение сферы экономии эмоций (Х7); редукция профессиональных обязанностей (Х8); эмоциональная отстраненность (Х10);личная отстраненность (Х11); психосоматические нарушения (Х12).

Складывающиеся симптомы:

«загнанность в клетку» (Х3) – 47% - стресс продолжает развиваться, осуществляются безуспешные попытки преодолеть стресс; эти люди чувствуют себя скованными определенными рамками, это их тяготит, приходит осознание тупика ;

тревога и депрессия (Х4) – 43% - данные люди испытывают напряжение в форме переживания ситуативной и личностной тревоги, разочарования в профессии это начало сопротивления стрессовым ситуациям и начало формирования эмоциоанльной защиты;

эмоциональный дефицит (Х9) – ощущение неспособности помочь субъектам своей деятельности в эмоциональном плане, не в состоянии войти в их положение. Грубость, раздражительность, обиды – все это проявления симптома.

                     Уже сложившиеся симптомы:

Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (Х5) – 64% . Сформированность данного симптома говорит о том, что профессионал перестает улавливать разницу между двумя явлениями: экономным проявлением эмоций и неадекватным избирательным эмоциональным реагированием. Неадекватная «экономия» эмоций ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. При этом человеку кажется, что он поступает допустимым образом. Субъект общения фиксирует при этом иное – эмоциональную черствость, равнодушие и неуважение к личности.

Эмоционально-нравственная дезориентация (Х6) 70% -  для этих воспитателей их настроение и субъективные предпочтения влияют на выполнение профессиональных обязанностей. Учитель опирается только на собственное мнение при решении проблем подопечных, определяет «хороших» и «плохих», «достойных» и «недостойных».

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Абрамова Г.С, Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. - М.: Кафедра-М., 1998.-272 с.
  2.  Айзенк Г.Ю. Структура личности: Пер. с англ. - СПб.: Ювента; М.:КСП+, 1999.-464С.
  3.  Акиндинова И.А., Баканова А.А.. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика // Педагогические вести. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. - 2003. - № 25.- С. 25-28.
  4. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. В 2-х т.- т.2. М., Просвещение, 1980. - 280 с.
  5.  Ананьев Б.Г. и др. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. - М.: Просвещение, 1968. - 335 с.
  6. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 2001.— 376 с.
  7. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания // Вестник МГУ, серия 14. -1995. - № 1. - С. 54-55.
  8. Баранов А.А. Стресс - толерантность педагога: теория и практика. - М.: ACT; Ижевск: Изд-во УдГУ, 2002. - 422 с.
  9. Батаршев А.В.  Психодиагностика в управлении. – М.; 2005.
  10. Баранов А. А., Сагитова Д.Р. Синдром профессионального «выгорания» как показатель зависимости специалиста от его профессиональной деятельности // Зависимость, ответственность, доверие: Материалы науч.-практ. конф. - Ижевск: Изд-во УдГУ, 2004. - С. 54-57. (1/2)
  11.  Баринова А.А. Не сгорите на работе // Природа и человек (Свет). - 2003.-N3.-С. 36-38.
  12. Безносов СП. Теоретические основы изучения профессиональной деформации личности. СПб., 1995. -167 с.
  13.  Безюлева Г.В. Толерантность в педагогике. - М.: АПО, 2002. - 92 с.
  14.  Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Паука, 1988.—260 с.
  15.  Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитания / Р.Бёрнс; Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1986. - 422с.
  16.  Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. - 435 с.
  17.  Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других.- М.: Филинъ, 1996. - 256 с.
  18.  Бойко Е.И. Механизмы умственной деятельности (Динамические временные связи). - М.: Педагогика, 1976. - 248 с.
  19. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СП-б.: Питер,2001.
  20.  Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.. Изд-во Моск. Ун-та, 1976. -143 с.
  21.  Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. —СПб.: Питер, 2005. —336 с.
  22.  Водопьянова Н.Е., Серебрякова А.Б., Старченкова Е.С. Синдром «психического выгорания» в управленческой деятельности // Вести. С- Петерб.ун-та. Сер. 6. -1997. - Вып. 2 (№ 13) - С.48-52.
  23.  Гоголева А.В., Смурова Т.В. Особенности «эмоционального выгорания» учителей классов компенсирующего обучения// Психолого-педагогические условия сохранения здоровья учащихся. Материалы научно-практической конференции 22-24 октября 2002 /отв. ред. - Н.И. Леонов, С.Ф.Сироткин. -Ижевск: УдГУ, 2002. - С. 90-99.
  24.  Китаев-Смык Л.А. Стресс и психологическая экология / Природа. -1989.-№7.-С. 98-105.
  25.  Лешукова Е. А. Синдром сгорания. Заш;итные механизмы. Меры профилактики. Вестник РАТЭПП. -1995. - № 1. - С. 36-47.
  26.  Мерзлякова Д.Р. Синдром эмоционального «выгорания» как фактор, препятствующий развитию социального партнерства в образовательной системе // Социальные инициативы детское движение: Материалы междунар. науч.-практ. конф. / Отв. ред. Э.А. Мальцева, О.А. Фиофанова. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2005. - С. 131 -134.
  27.  Мерзлякова Д.Р. Социальные коммуникации и профессиональное «выгорание» // Коммуникативная природа человека: Материалы Росс, науч.-теор. конф. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2006. - С. 108-110.
  28.  Наенко Н.И. Психическая напряженность. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.-112 с.
  29.  Орел В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии. - Ярославль, 1999 . - С. 76-97.
  30.  Орел В.Е. Психологическое изучение влияния профессии на личность // Реферативный сборник избранных работ по грантам в области гуманитарных наук. - Екатеринбург, 1996. - С. 113-115.
  31.  Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал.- 2001.- Т.22.  - С. 90-101.
  32. Практическая психодиагностика /под ред. Райгородского Д.Я. – М.; 2000.
  33.  Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. М.,2002.
  34.  Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика,1973.-423 с.
  35. Салими В. «Выгорание» - это новый термин, а проблема... О деформации личности, работаюш;ей с персоналом// Служба кадров, 2001. - №8.-С. 70-74.
  36.  Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979. -123 с.
  37.  Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2002.-350 с.
  38.  Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. - 2002. - №7. - С. 3-9.
  39.  Словарь практического психолога / сост. СЮ. Головин. - Минск: Харвест, 1997. - 800 с.
  40. Столин В.В. Самосознание личности - М.: Изд-во МГУ, 1983. – 284 с.
  41.  Субботин СВ. Устойчивость к психическому стрессу как характеристика метаиндивидуальности учителя: Канд. дис. Пермь, 1992. - 152 с.
  42.  Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе /Пауч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. Наук СССР. - М.: Педагогика, 1989. - 208 с.
  43.  Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии 1994.-№6.-С57-64.
  44.  Шадриков В.Д. Способности человека. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. - С. 129-178.
  45. Шибутани Т. Социальная психология / Пер. с англ. - Ростов н/Д: Феникс, 1998.-344 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика эмоционального выгорания сельского учителя

«Эмоциональное выгорание» свидетельствует об эмоциональной перегруженности учителей, что сопровождается высоким риском заболеваний, кроме того, выгорание сказывается на эффективности профессиона...

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.Пушкино Учитель Сучкова Ольга Алексеевна Организация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.ПушкиноУчитель Сучкова Ольга АлексеевнаОрганизация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.От современного учителя требуется формир...

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.Пушкино Учитель Сучкова Ольга Алексеевна Организация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.ПушкиноУчитель Сучкова Ольга АлексеевнаОрганизация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.От современного учителя требуется формир...

Выступление на МО учителей начальных классов "Ключевые компетентности учителя начальных классов"

Ключевые компетентности педагогов начального образования в соответствии с ФГОС НОО. Виды компетентностей....

Эмоциональное выгорание у учителей начальных классов

В статье рассматриваются симптомы эмоционального выгорания и конструктивные методы борьбы с ним....

Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Основное предназначение портфолио в начальной  школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...

Проект на тему "Эмоциональное развитие учителя начальных классов"

Цель проектного заданияОпределить личностные качества, сочетание которых обеспечивает эмоциональную гибкость учителя, а так же возможность развития этих качеств в ходе психологического тренинга....