Характеристика педагогической деятельности
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что изучает педагогическая психология!? Педагогическая психология изучает механизмы, закономерности овладения знаниями, умениями, навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах, закономерности формирования творческого активного мышления, определяет условия, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения, рассматривает вопросы взаимоотношений между педагогом и учащимися, взаимоотношения между учащимися.
Начнем с определения как таковой деятельности . Деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью. Любая деятельность характеризуется целью, реализацией цели и задач, контролем. .
Педагогическая деятельность – это профессиональная активность учителя, направленная на решение задач обучения, развития и воспитания ученика. Ясно, что от уровня и качества этой активности зависят и настроение, и состояние здоровья обучаемых, и даже судьба человека. Вот почему педагогическая деятельность постоянно находится в поле зрения общества и систематически подвергается анализу специалистов
Структура педагогической деятельности Как и любой вид деятельности, деятельность педагога имеет свою структуру (Зимняя И.А.).Она такова: Мотивация. Педагогические цели и задачи. Предмет педагогической деятельности. Педагогические средства и способы решения поставленных задач. Продукт и результат педагогической деятельности.
Структура педагогической деятельности включает три основных компонента: • целеполагание (выдвижение педагогической целей и постановка задач); • реализация цели и задач (выбор и применение средств и способов решения педагогических задач и достижения целей); • контроль (сличение полученного результата с выдвинутыми целями и задачами и определение эффективности осуществленной педагогической деятельности).
В силу полифункциональности педагогической деятельности выделяют такие ее виды: обучающая, воспитательная, организаторская, управленческая, консультативно-диагностическая, самообразовательная и др. Все виды педагогической деятельности связаны между собой, имеют общую для любой деятельности структуру и в то же время определенную специфику.
I уровень - (минимальный) репродуктивный; педагог может и умеет рассказать другим то, что знает сам; непродуктивный. II уровень - (низкий) адаптивный; педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории; малопродуктивный. III уровень - (средний) локально-моделирующий; педагог владеет стратегиями обучения учащихся знаниям, умениям, навыкам по отдельным разделам курса (т.е. умеет формулировать педагогическую цель, отдавать себе отчет в искомом результате и отбирать систему и последовательность включения учащихся в учебно-воспитательную деятельность; среднепродуктивный . IV уровень - (высокий) системно-моделирующий знания учащихся; педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, умений и навыков учащихся по своему предмету в целом; продуктивный. V уровень - (высший) системно-моделирующий деятельность и поведение учащихся; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии; высокопродуктивный. Выделяют пять уровней продуктивности педагогической деятельности:
Главное содержание педагогической деятельности - это общение с учащимися. В учебно-воспитательном процессе учитель является не только источником информации, организатором познавательной, художественно-творческой и других видов деятельности, но инициатором и руководителем общения. В новой парадигме субъект-субъектных педагогических отношений предметное содержательное общение осуществляется не только на фоне, но в процессе межличностного общения. Однако система межличностных взаимоотношений в учебном процессе до недавнего времени не считалась педагогически значимой.
Таким образом, предмет педагогической психологии – факты, механизмы и закономерности освоения социо-культурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.
Средствами педагогической деятельности являются: научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируется понятийно-терминологический аппарат учащихся; "носители" знаний - тексты учебников или знание, воспроизводимое учеником при наблюдении (на лабораторных, практических занятиях и т.п.), организованном учителем, за осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами предметной действительности; вспомогательные средства - технические, компьютерные, графические и др.
Способами передачи социального опыта в педагогической деятельности являются: объяснение; показ (иллюстрация); совместная работа; непосредственная практика обучающегося (лабораторная, полевая); тренинги и др.
Продукт педагогической деятельности - формируемый у ученика индивидуальный опыт во всей совокупности аксиологических , нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Продукт этой деятельности оценивается на экзамене, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий.
Результатом педагогической деятельности , как выполнения ее основной цели, являются развитие обучающегося: его личностное совершенствование; интеллектуальное совершенствование; становление его как личности, как субъекта учебной деятельности.
В заключении можно сделать вывод о том, что каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем отвечая за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем. Достойное выполнение профессионального педагогического долга требует от человека принятия ряда обязательств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общая характеристика учебной деятельности
Роль учебной деятельности в современном обществе...
Сравнительная характеристика видов деятельности учителя начальных классов на уроке в условиях внедрения новых ФГОС
презентация к выступлению на городском методическом объединении...
Общая характеристика учебной деятельности в младшем школьном возрасте
Учитель в статье раскрывает основные психологические связи общей характеристики учебной деятельности в младшем школьном возрасте...
Психолого - педагогическая характеристика учебной деятельности младших школьников
В работе описаны психологи - физиологические особенности младшего школьника и логически рскрыто понятие учебной деятельности в начальных классах....
Основные понятия и характеристика педагогического творчества.
ВЫСТУПЛЕННИЕ НА МО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ...
Характеристика педагогической деятельности
Заявка на участие в конкурсе лучших учителей ...
2019 Реферат «Общая характеристика педагогической профессии»
Профессия педагога - одна из древнейших в истории человечества. Однако определить точные сроки ее появления не представляется возможным.Содержание профессии педагога заключается в воспитании подрастаю...