Школьная тревожность
статья на тему

Даморатская Ирина Анатольевна

Школьная тревожность – это одна из типичных проблем, с которыми сталкиваются педагоги и психологи. Только целенаправленная и повседневная работа по профилактике и коррекции школьной тревожности у младших школьников с ОВЗ могут дать положительный результат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkolnaya_trevozhnost.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Школьная тревожность

Педагог-психолог

ГБОУ школы №432

Колпинского района Санкт-Петербурга

Даморатская Ирина Анатольевна

Школьная тревожность – это одна из типичных проблем, с которыми сталкиваются педагоги и психологи. Особое внимание она привлекает потому, что выступает одним из главных признаков школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия.

Данная проблема осложняется тем, что довольно часто в школе дети с выраженной тревожностью считаются наиболее «удобными для учителей и родителе: они всегда готовят уроки, стремятся выполнить все требования педагога, не нарушают правила поведения в школе. С другой стороны, учащиеся с повышенной тревожностью могут быть «неуправляемыми», «невнимательными».

Тревожность рассматривается как психическое свойство и определяется как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги.

Среди наиболее общих причин возникновения тревожности у детей дошкольного и школьного возраста можно перечислить:

  • внутриличностные конфликты, прежде всего, связанные с оценкой собственной успешности в различных сферах деятельности;
  • нарушения внутрисемейного или внутришкольного взаимодействия, а также взаимодействия со сверстниками;
  • соматические нарушения.

Чаще всего тревожность возникает тогда, когда ребенок находится в состоянии/ситуации конфликта, вызванного:

  • негативными требованиями, которые могут поставить его в униженное или зависимое положение;
  • неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;
  • противоречивыми требованиями, которые предъявляются к ребенку родителями или школой, сверстниками.

У дошкольников и младших школьников тревожность является результатом фрустрации потребности в надежности, защищенности со стороны ближайшего окружения. Таким образом, тревожность в этой возрастной группе представляет собой функцию нарушения отношений с близкими взрослыми.

Школьная тревожность – это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.

Младший школьный возраст традиционно считается «эмоционально насыщенным». Это связано с тем, что с поступлением в школу расширяется круг потенциально тревожных событий, прежде всего, за счет оценочных ситуаций, усугубленных фактором публичности (ответ у доски, контрольная работа и т.д.). С каждым годом спектр потенциальных причин школьной тревожности расширяется. К их числу можно отнести не только школьные неприятности (двойки, замечания, наказания), но и домашние неприятности (переживания родителей, наказания), боязнь физического насилия, неблагоприятное общение со сверстниками («дразнят», «смеются»).

Учителя и родители могут оказать ребенку существенную помощь в процессе школьной адаптации.

Важным фактором является организация щадящего режима, постоянная смена видов деятельности на уроке, проведение физкультминуток. Всё это позволит сделать более комфортной образовательную среду и снизить уровень тревожности младшего школьника и, в особенности, первоклассника.

В работе с учащимися важным является диагностический этап, на котором школьный психолог и педагог получают данные об уровне школьной адаптации, а также об уровне тревожности ребенка. По итогам данной диагностики планируется дальнейшая коррекционно – развивающая работа, которая может проводиться не только на индивидуальных или групповых занятиях с психологом, но и в классе.

Психолог может предложить несколько психогимнастических этюдов, которые, помимо функции физической разрядки, выполняют также функцию разрядки нервно-психического напряжения. Данные упражнения может использовать и учитель в классе.

Упражнение №1

«Скульптура»: в парах один «скульптор», другой «глина». «Скульптор» лепит из «глины» заданный учителем сюжет или объект.

Упражнение №2

«Мелки»: в парах один ребенок рисует рукой на спине другого какую-нибудь букву, фигуру; задача второго отгадать, что нарисовано.

Упражнение №3

«Маска»: учитель называет какого-нибудь сказочного или литературного персонажа, а дети мимически показывают, какое у него обычно бывает выражение лица; то же может быть с движениями, походкой.

Желательно подбирать такие упражнения, которые могут быть наполнены различным содержанием в зависимости от темы урока.

Только целенаправленная и повседневная работа по профилактике и коррекции школьной тревожности у младших школьников могут дать положительный результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние уровневой дифференциации обучения на школьную тревожность учащихся начальной школы

Что влияет на школьную тревожность? Чем и как учитель может помочь учащимся в усвоении знаний? Как организовать работу? Для учителей 1-4 классов....

Мониторинг уровня школьной тревожности учащихся ГПД

Цель:выявление страхов и тревоги школьников среднего звена в различных сферах общения и деятельности.Метод проведения мониторинга: методика неоконченных предложений....

Школьная тревожность

Советы родителям и педагогам...

школьная тревожность

Презинтация для родительского собрания по теме:"Школьная тревожность"...

Исследование школьной тревожности, школьной мотивации и видов страхов у детей.

Выявление уровня школьной тревожности в 3"Б" классе, школьной мотивации, страхов ....

Проблема: школьная тревожность. Особенности поведения тревожного ребенка

В связи с началом школьного обучения у ребенка может появиться школьная тревожность, которая может быть спровоцирована различными факторами. Важно, чтобы учитель умел выявить таких детей, мог понять п...