Школьная тревожность
статья на тему
Школьная тревожность – это одна из типичных проблем, с которыми сталкиваются педагоги и психологи. Только целенаправленная и повседневная работа по профилактике и коррекции школьной тревожности у младших школьников с ОВЗ могут дать положительный результат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnaya_trevozhnost.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьная тревожность
Педагог-психолог
ГБОУ школы №432
Колпинского района Санкт-Петербурга
Даморатская Ирина Анатольевна
Школьная тревожность – это одна из типичных проблем, с которыми сталкиваются педагоги и психологи. Особое внимание она привлекает потому, что выступает одним из главных признаков школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия.
Данная проблема осложняется тем, что довольно часто в школе дети с выраженной тревожностью считаются наиболее «удобными для учителей и родителе: они всегда готовят уроки, стремятся выполнить все требования педагога, не нарушают правила поведения в школе. С другой стороны, учащиеся с повышенной тревожностью могут быть «неуправляемыми», «невнимательными».
Тревожность рассматривается как психическое свойство и определяется как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги.
Среди наиболее общих причин возникновения тревожности у детей дошкольного и школьного возраста можно перечислить:
- внутриличностные конфликты, прежде всего, связанные с оценкой собственной успешности в различных сферах деятельности;
- нарушения внутрисемейного или внутришкольного взаимодействия, а также взаимодействия со сверстниками;
- соматические нарушения.
Чаще всего тревожность возникает тогда, когда ребенок находится в состоянии/ситуации конфликта, вызванного:
- негативными требованиями, которые могут поставить его в униженное или зависимое положение;
- неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;
- противоречивыми требованиями, которые предъявляются к ребенку родителями или школой, сверстниками.
У дошкольников и младших школьников тревожность является результатом фрустрации потребности в надежности, защищенности со стороны ближайшего окружения. Таким образом, тревожность в этой возрастной группе представляет собой функцию нарушения отношений с близкими взрослыми.
Школьная тревожность – это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.
Младший школьный возраст традиционно считается «эмоционально насыщенным». Это связано с тем, что с поступлением в школу расширяется круг потенциально тревожных событий, прежде всего, за счет оценочных ситуаций, усугубленных фактором публичности (ответ у доски, контрольная работа и т.д.). С каждым годом спектр потенциальных причин школьной тревожности расширяется. К их числу можно отнести не только школьные неприятности (двойки, замечания, наказания), но и домашние неприятности (переживания родителей, наказания), боязнь физического насилия, неблагоприятное общение со сверстниками («дразнят», «смеются»).
Учителя и родители могут оказать ребенку существенную помощь в процессе школьной адаптации.
Важным фактором является организация щадящего режима, постоянная смена видов деятельности на уроке, проведение физкультминуток. Всё это позволит сделать более комфортной образовательную среду и снизить уровень тревожности младшего школьника и, в особенности, первоклассника.
В работе с учащимися важным является диагностический этап, на котором школьный психолог и педагог получают данные об уровне школьной адаптации, а также об уровне тревожности ребенка. По итогам данной диагностики планируется дальнейшая коррекционно – развивающая работа, которая может проводиться не только на индивидуальных или групповых занятиях с психологом, но и в классе.
Психолог может предложить несколько психогимнастических этюдов, которые, помимо функции физической разрядки, выполняют также функцию разрядки нервно-психического напряжения. Данные упражнения может использовать и учитель в классе.
Упражнение №1
«Скульптура»: в парах один «скульптор», другой «глина». «Скульптор» лепит из «глины» заданный учителем сюжет или объект.
Упражнение №2
«Мелки»: в парах один ребенок рисует рукой на спине другого какую-нибудь букву, фигуру; задача второго отгадать, что нарисовано.
Упражнение №3
«Маска»: учитель называет какого-нибудь сказочного или литературного персонажа, а дети мимически показывают, какое у него обычно бывает выражение лица; то же может быть с движениями, походкой.
Желательно подбирать такие упражнения, которые могут быть наполнены различным содержанием в зависимости от темы урока.
Только целенаправленная и повседневная работа по профилактике и коррекции школьной тревожности у младших школьников могут дать положительный результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние уровневой дифференциации обучения на школьную тревожность учащихся начальной школы
Что влияет на школьную тревожность? Чем и как учитель может помочь учащимся в усвоении знаний? Как организовать работу? Для учителей 1-4 классов....
Мониторинг уровня школьной тревожности учащихся ГПД
Цель:выявление страхов и тревоги школьников среднего звена в различных сферах общения и деятельности.Метод проведения мониторинга: методика неоконченных предложений....
Школьная тревожность
Советы родителям и педагогам...
школьная тревожность
Презинтация для родительского собрания по теме:"Школьная тревожность"...
Исследование школьной тревожности, школьной мотивации и видов страхов у детей.
Выявление уровня школьной тревожности в 3"Б" классе, школьной мотивации, страхов ....
Проблема: школьная тревожность. Особенности поведения тревожного ребенка
В связи с началом школьного обучения у ребенка может появиться школьная тревожность, которая может быть спровоцирована различными факторами. Важно, чтобы учитель умел выявить таких детей, мог понять п...
Аналитическая справка по результатам диагностики уровня школьной тревожности в МБОУ «СОШ №3» среди младшего школьного возраста.
Определить уровень ситуативной и личностной тревожности обучающихся....