Внеурочное психологическое мероприятие для начальных классов "Добро. Милосердие. Благотворить."
классный час (1, 2, 3 класс) на тему

Пужанская Мария Федоровна

Разработанные мною психологические занятия для начальных классов позволяют познакомить обучающихся с такими понятиями, как "добро", "милосердие", "благотворить", убедить детей в пользе "добрых поступков" по отношению к окружающим, способствуют формированию добрых и милосердных отношений в детском коллективе и в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobrota_2.docx55.8 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия для начальных классов.

«Добро. Милосердие. Благотворить».

Классный час (внеурочное мероприятие)

Педагог- психолог Пужанская М.Ф.

На мероприятии учащиеся знакомятся с нравственными понятиями «милосердие», «добро», убеждаются в пользе «добрых поступков» по отношению к окружающим; воспитательное мероприятие способствует формированию добрых и милосердных отношений в детском коллективе и в семье.

Цели:

- знакомство с нравственными понятиями «милосердие», «добро», «благотворить»;

- формирование у учащихся потребности в доброжелательном отношении к окружающим, развитие навыков проявления сострадания и сочувствия;

- воспитание доброты и милосердия;

- создание благоприятных условий для атмосферы доброты, сострадания и взаимопомощи в коллективе класса.

Оформление:   пословицы, «шкатулка добрых советов и добрых дел», раскраски

Ход занятия.

- Здравствуйте, ребята! Предлагаю вам, прежде чем мы начнем наше занятие, поднять друг другу настроение и пожелать доброго дня!

Дети жмут друг другу руки и желают доброго дня…

А теперь давайте разомнем наши мозги, для того, чтобы хорошо поработать на нашем занятии.

Вопросы:

  • Назовите 6-й месяц года?
  • Каков порядковый номер месяца, заканчивающийся на “Й”?
  • Назовите 4-ю букву алфавита?
  • Женщина, у которой есть внуки?
  • Домик для собаки?
  • В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?
  • Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл каждый?
  • Гриб в горошек?

Сегодня мы с вами собрались, чтобы познакомиться с очень важными словами – и первое из них-  «милосердие»  

- Что же означает это слово?

Милосердие - это одно из самых красивых слов на свете. Оно образовано из двух слов: «милое» и «сердце»  

-Ребята, а как по- другому можно назвать «милое сердце»? (красивое, тёплое, ласковое, доброе)

- Правильно, милое сердце – это сердце, которое любит, жалеет и помогает. Человека, у которого по-настоящему милое сердце, мы называем милосердным.

Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой, надо отложить свои дела, забыть  обо всём кроме того, что ты должен помочь. Милосердный человек никогда не пройдёт мимо нуждающегося в помощи. Он всегда приходит на помощь в трудную минуту. Милосердие – это доброжелательное и заботливое отношение к людям.

Милосердие- это сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, мягкосердечность. Словарь.

- Итак,  какого человека можно назвать милосердным? (ответы детей). Молодцы, запомнили.

Ребята, сейчас я вам предлагаю послушать басню замечательного писателя Льва Николаевича Толстого. Лев Николаевич Толстой (портрет писателя на экране) – это известный писатель, который написал много умных и полезных  произведений для самых маленьких читателей и слушателей – для вас. Сегодня мы познакомимся с одной из его басен. А называется басня …

«СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК»

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него падало изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые  будете, чтобы вас из этой лоханки кормить. Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним»

- Как относились муж и жена к старому человеку?

- За что они обижали дедушку?

- Можно ли назвать родителей мальчика милосердными людьми?

- Они исправили свою ошибку?

- А кто им в этом помог?

К людям старшего возраста нужно относиться уважительно, бережно. Они прожили долгую жизнь, накопили большой опыт, многое знают и умеют. Прислушивайтесь к их советам, выполняйте просьбы, старайтесь помогать, чем можете. Сколько радости ваш труд принесет родным! Они поймут, что вы думаете и заботитесь о них.

Вы, конечно, знаете, что о младших сестрах и братьях тоже нужно заботиться, помогать маме и папе их растить.

 

Расскажите, какие вы домашние дела выполняете? Говорят дети…..

Давайте поиграем. Сороконожки….

Второе слово, которое мы рассмотрим- добро.

Добро – все, что честно и полезно, все, чего требует от нас долг человека. Словарь.

Упражнение микрофон (нужно завершить мнение)

- Добро - это ... (способность поступаться собственными интересами ради блага других ...)

- Добро ассоциируется с ... (жизнью, доброжелательностью, состраданием и заботливостью к слабым, больным)

- Добрый человек похож на ... (на ясное солнышко, мамочку, весенний цветок ...)

- Добро творится без ... (расчета, и т.д...)

Добрым быть совсем-совсем непросто,

 Не зависит доброта от роста,

 Не зависит доброта от цвета.

 Доброта- не пряник, не конфета…

Упражнение «Продолжи предложение»

1 ряд- Какому доброму поступку будет рада ваша мама? Начинайте предложение со слов: «Моя мама будет рада, если я…»

2 ряд- «Моя  младшая сестрёнка (братишка) будет рада (или рад), если я…»

3 ряд- « Учитель  будет рад, если я…»

Стать добрым волшебником

Ну-ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить

Желанье другого –

Одно удовольствие,

Честное слово!

На клумбе цветок,

Его листья повисли.

Грустит он…О чем?

Угадал его мысли? 

Он хочет напиться.

Эй, дождик, полей!

И дождик спустился из лейки твоей.

А что же сестренка

Скучает в сторонке?

Волшебное что-нибудь

Сделай сестренке

И ты обернулся

Ретивым конем –

Галопом сестренка

Помчится на нем!

 

Хоть мама

Еще не вернулась с работы,

Не трудно узнать

Ее думы, заботы.

“Вернусь,

Хорошо бы пошить, почитать…

Да надо с уборкой возиться опять”.

 

И ты совершаешь великое чудо –

Пол засверкал,

Засияла посуда!

И ахнула мама,

Вернувшись домой:

 – Да это, как в сказке,

Волшебник ты мой!

Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо.

Психологическая зарядка…

Дорогие ребята, предлагаю вам выполнить определенные движения, если вы согласны с данными высказываниями:

=Если у вас время от времени возникают “приступы непослушания” - похлопайте в ладоши.

=Если вас чаще хвалят, чем ругают и наказывают - дотроньтесь до кончика носа.

=Если вы считаете себя хорошим ребенком - постучите кулачком в грудь.

=Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание со своим другом - моргните правым глазом.

=Бывает ли  у вас так: вы хулиганите,  кто-то вас наказывает, а кто-то защищает – то топните ногой.

--Если вы ученики 4-го класса- почешите себе левое ухо.

=Если вы считаете, что в жизни главное - пример взрослых - улыбнитесь.

-Если вы добрый человек- почешите левое ухо соседу по парте,

=Если вы  любите родителей, учителей и друзей - погладьте себя по голове.

Мозговой штурм «Интервью».

-Давайте  подумаем и скажем, чего никогда не делает добрый человек. Начинаем такими словами:

- Добрый человек никогда не ....

- Подумайте и скажите, с чем можно сравнить доброту? На что она похожа? Может быть на солнышко или радугу? Хорошо, давайте подумаем вместе…и раскрасим маленькие раскраски...

Рисуют дети…

-  Мудрый и добрый русский народ придумал полезные советы в виде пословиц.   Такие советы нужны всем нам для того, чтобы мы были   добрыми.

  • Добро творить - себя веселить.
  • Добро и во сне хорошо.
  • Делать добро спеши.

 - А сейчас приглашаю на «Эстафету добрых дел» (решение ситуативных задач-сценок).

Задачи:

1.  Один из дежурных заболел. Девочка берётся за уборку одна. Ей нужно поднять стулья, подмести, принести воду, вытереть пыль и вымыть пол.

Ваши действия?

2.  Девочку из 2 класса толкнул старшеклассник. Она стукнулась о стену и больно ударила руку. Девочка присела около стены и заплакала. Вы идёте мимо и видите плачущую девочку. Ваши действия?

3.  Какое время года сейчас? (ответ) Зимой бывает скользко. Вы идёте по улице. Перед вами идёт бабушка и вдруг она падает. Ваши действия?

Ребята, добрый человек не только делает добрые дела, он  использует в своей речи добрые слова. Как по-другому называются добрые слова? (ответы). Правильно, вежливые, «волшебные». Говорят дети.

Для того чтобы стать вежливым, вы должны как можно чаще пользоваться “волшебными” словами, от которых становиться радостнее, теплее, светлее на сердце у других людей. В слове заключена великая сила.

Давайте повторим вежливые добрые слова.

– Назовите  слова, которыми можно выразить благодарность. (Спасибо, благодарю)

– Слова, которыми можно поприветствовать. (Здравствуй, привет, как я рад тебя видеть)

– Слова, которыми можно попросить прощение. (Прости, пожалуйста, извини)

– Слова, с помощью которых можно обратиться с просьбой. (Пожалуйста, будьте добры)

Ах, как нам добрые слова нужны.

Не раз мы в этом убеждались сами.

А может не слова — дела важны?

Дела — делами, а слова — словами.

Психолог. Ребята, помогите мне, пожалуйста, прочитать стихотворение, автор пропустил некоторые слова, громко говорите их!

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого (спасибо).

Зеленеет старый пень,

Когда услышит (добрый день).

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим (прости, пожалуйста).

И во Франции, и в Дании  на прощанье говорят (до свидания).

Физминутка. «Мы танцуем танец дружбы»…

Упражнение «Шкатулка добрых дел и добрых советов»

- Ребята, сейчас я вам покажу шкатулку.  Это шкатулка непростая. В ней с давних времён хранятся добрые дела. Давайте откроем шкатулку и узнаем, какие добрые дела для нас сохранили предыдущие поколения. (ребята выходят по-очереди к доске и зачитывают карточки)

- помогать всем людям.  - любить только себя.- беречь природу.

- защищать малышей.- всегда говорить «спасибо» за заботу.

- всегда говорить только правду.- всегда слушаться взрослых.

-       Если ты пришёл к знакомым - не здоровайся ни с кем.

Слов « пожалуйста», спасибо», никому не говори.

Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.

-       Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

-       Девчонок надо никогда нигде не замечать

И не давать проходу им нигде и никогда,

Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла.

Что случилось? Все ли здесь дела добрые? (нет) Да, шкатулка добрых дел засорилась делами совсем немилосердными. Ребята, давайте поможем шкатулке - уберем из неё недобрые дела. А добрые советы примем и будем по ним жить. Обещаете?( ответы)

- Молодцы! Вы совершили ещё одно доброе дело. Шкатулка спасена. Теперь она сможет познакомить других мальчиков и девочек с добрыми делами и советами, т.е. милосердными.

Третье слово, которое мы сегодня обсудим Благотворить.

Благотворить- значит делать добро, помогать бедным, инвалидам, беженцам, старым людям.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬ- Тот, кто занимается благотворительностью, безвозмездно, на пользу общества.

Вывод.

Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире и с собой и с окружающими его людьми. Если мы будем внимательны к любому человеку, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявлением доброты.

- С какими новыми словами вы сегодня познакомились? (ответы детей). 

- Что они означают? (ответы детей).

- Кому может понадобиться ваша помощь? (ответы детей)

А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

Помните:

Добрые слова – корни.

Добрые мысли – цветы.

Добрые дела – плоды.

Добрые сердца - сады.

Теперь я подарю вам  раскраски и желаю вам быть добрыми!

Классный час (внеурочное мероприятие) «Добро»

Педагог- психолог Пужанская М.Ф.

На мероприятии учащиеся знакомятся с нравственными понятиями «доброта» и «добрые дела», убеждаются в пользе «добрых поступков» по отношению к окружающим; воспитательное мероприятие способствует формированию добрых и милосердных отношений в детском коллективе и в семье.

Цели:

- знакомство с нравственными понятиями «доброта» и «добрые дела»;

- формирование у учащихся потребности в доброжелательном отношении к  окружающим, развитие навыков проявления сострадания и сочувствия;

- воспитание доброты;

- создание благоприятных условий для атмосферы доброты, сострадания и взаимопомощи в коллективе класса.

Оформление: презентация, на доске определение «добро», вежливые слова

Методические приемы: дидактическая игра, активизирующая игра, беседа, опрос, работа в группах, анализ, классификация, обобщение, сравнение, техники невербального общения.

Ход занятия:

Упражнение «Приветствие».

Дети, возьмитесь  за руки, улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу доброго дня.

Объявление темы и задач занятия.

Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти
Вновь и вновь.

Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец...Доброта

- Сегодня мы с вами будем говорить о доброте, выясним ее значение в жизни человека.

Как вы думаете, а какие качества необходимы человеку для жизни в обществе?

Ответы детей.

Вы назвали много таких качеств и одно из них – доброта!

Человек начинается с детства. Именно в детстве начинает расти в человеке добро. Взойдет оно лишь через годы, и тогда будет видно, взошёл ли посев добра или же сорняки его заглушили. Будет видно, какой человек вошёл в жизнь и стал членом общества.  (С. Михалков)

 Добрым быть совсем-совсем непросто,

 Не зависит доброта от роста,

 Не зависит доброта от цвета.

 Доброта- не пряник, не конфета…

Ребята, а как вы думаете трудно быть добрым? Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце). Что нужно делать?

Говорят дети.

Ребята, нам прислали письмо, но я не могу его прочитать, помогите мне, пожалуйста.

- Гиедоро никиуче! Ляюпоздрав сав с чаломна янд! Южела мав  шиххоро ейдруз, личныхот ценоко. Шав гурд Знакай.

 (Дорогие ученики! Поздравляю вас с началом дня! Желаю вам хороших друзей, отличных оценок. Ваш друг Знайка).

Письмо пришло на странном неизученном языке!!! Срочно объявляется конкурс переводчиков. Кто может перевести это письмо, кто смелый? Молодцы! Справились с таким трудным заданием!

Давайте поиграем. Пожужжите как пчелы, помычите как телята, покрякайте  как утята, погогочите как гусята, поблейте как ягнята (детеныши барана), пищите как мышата, пошипите как змеи. Вот вы какие молодцы! У нас получился самый веселый зоопарк!

А теперь, ребята, послушайте стих:

Солнышко ясное встало.

- Доброе утро! – сказало.

- Доброе утро! –

Кричу я прохожим,

Веселым прохожим, на утро похожим…

Но если проснешься, а дождик в окно

Стучит да стучит

И без солнца темно?

Доброе утро,

Друзья, все равно.

Придумано мудро:

- Доброе утро!

                                      — Добрый день! — тебе сказали,

                                      — Добрый день! — ответил ты.

                                            Как две ниточки связали

                                           Теплоты и доброты.

                                          Нам желают «Доброго пути!»

                                     — Будет легче ехать и идти.

                                     — Здравствуйте! — ты скажешь человеку,

                                     — Здравствуйте! — он скажет нам в ответ.

                                        И, наверно, не пойдёт в аптеку,

                                         И здоровым будет много лет.

                                         За что мы говорим «спасибо»?

                                         За всё, что делают для нас.

                                           И мы припомнить не смогли бы,

                                           Кому сказали, сколько раз.

                                          Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?

                                          Повторяем его поминутно,

                                          Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

                                          Нам становится неуютно.

                                          Слова чудеснейшие эти

                                           Услышать каждый очень рад,

                                          Добреют взрослые и дети

                                          И улыбнуться вам спешат.

Добрый человек не только делает добрые дела, он  использует в своей речи добрые слова. Как по-другому называются добрые слова? (ответы). Правильно, вежливые, «волшебные». Говорят дети.

 - Волшебные слова мы вспомнили. А как вы думаете – от чего зависит их сила?

 (ответы детей)

- Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными.

Для того чтобы стать вежливым, вы должны как можно чаще пользоваться “волшебными” словами, от которых становиться радостнее, теплее, светлее на сердце у других людей. В слове заключена великая сила.

Давайте повторим вежливые добрые слова.

– Назовите  слова, которыми можно выразить благодарность. (Спасибо, благодарю)

– Слова, которыми можно поприветствовать. (Здравствуй, привет, как я рад тебя видеть)

– Слова, которыми можно попросить прощение. (Прости, пожалуйста, извини)

– Слова, с помощью которых можно обратиться с просьбой. (Пожалуйста, будьте добры)                          Ах, как нам добрые слова нужны.

                                 Не раз мы в этом убеждались сами.

                                 А может не слова — дела важны?

                                 Дела — делами, а слова — словами.

Послушайте сказку.

Как-то раз встретились добро и зло. Добро выглядело цветущим, улыбалось, его лицо светилось радостью. Зло было изможденным, худым, лицо было серого цвета, щеки ввалились, волосы торчали седыми космами. Зло спросило Добро: «Послушай, как тебе удается так хорошо выглядеть, ведь мы с тобой ровесники?» Добро ответило: «Когда делаешь добрые дела, то они к тебе возвращаются в виде хорошей энергии, поэтому я не знаю усталости и всегда в хорошем настроении. Делай тоже добрые дела людям!» Зло в ответ возразило: «Каждый занимается своим делом. Если мы все будем совершать только добрые поступки, тогда никто не поймёт разницы между злом и добром. Но я всё же постараюсь поменьше творить бед и несчастий, а то я в последнее время что-то совсем плохо себя чувствую. Вот возьму и отменю войну на Востоке». Добро воскликнуло: «Вот и хорошо! Сколько людей останутся целы и невредимы, сколько детей смогут радоваться и веселиться! Давай с тобой дружить!» Но Зло печально улыбнулось, покачало головой: «Нет, нам с тобой дружить нельзя, ведь мы с тобой полные противоположности». На этом они расстались. 

Вот так и люди: те, кто совершает добрые дела, помогают другим людям - они всегда бодры, веселы, всегда в тонусе, а кто творит нехорошие поступки, пакостит, строит козни - тот постоянно всем недоволен, часто болеет и брюзжит. Старайтесь всем делать добро!

Ребята, а вы знаете сказки? А мультфильмы? Сейчас мы с вами поиграем в игру «Добрый – злой».

На экране будут появляться по-очереди сказочные и мультипликационные герои. Если герой добрый, вы должны радостно хлопать в ладоши, а если злой – топайте ногами. Готовы? Начали?

На экране проектора по-очереди появляются изображения известных сказочных героев:  Золушка,  волк из «Ну, погоди», Баба Яга,  Мальвина, Крокодил Гена,         Красная Шапочка,  доктор Айболит, Кот Леопольд.

Игра «Похлопайте в ладоши те, кто….»

Похлопайте в ладоши те, кто учится во 2 «Г»!

Почешите себе затылок те, кто помогает маме!

Поднимите большой палец правой руки те, кто умеет заправлять свою кровать!

Пожмите руку соседу те, кто любит бегать!

Топните ногой те, кто умывается по утрам!

Подмигните правым глазом те, кто моет руки перед едой!

Подпрыгните те, кто любит свою бабушку.

Помашите мне рукой те, кто умеет вовремя просыпаться по утрам.

Погладьте себя по голове просто так, просто потому,что вы есть!

Минутка доброты.

- Слушая вас, я поняла, какие вы добрые, и недаром говорят, что добро живет в каждом человеке. Сейчас на отпечатках своих ножек нарисованных на листках бумаги вы напишете добрые дела, которые сделали кому-то. Так мы образуем тропу доброты.

 Итог.

- Сегодня вы протоптали тропу доброты, желаю вам, детки, чтобы эта тропа превратилась в широкий путь, которым вы будете идти уверенно, даря всем радость и любовь.

Внеклассное занятие в начальной школе по теме: «Урок добра»

Педагог- психолог Пужанская М.Ф.

Цель: дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела; развивать самооценку учащихся.

Методические приемы: дидактическая игра, активизирующая игра, беседа, опрос, работа в группах, анализ, классификация, обобщение, сравнение, техники невербального общения.

Оборудование: рисунки учащихся, мультимедийная установка для показа презентации, раскраски, пословицы, изображение солнца на доске.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Ребята, добрый день! Начинаем наше занятие. Но прежде, давайте поприветствуем  друг друга. Повернитесь к соседу и поздоровайтесь; улыбнитесь и с хорошим настроением присаживайтесь. Все ли готовы? Нам сегодня понадобятся: хорошее настроение, внимание, память, смелость. Вы готовы? Тогда начнём.

Давайте разомнем и потренируем наши мозги:

А. Каждый в условленном месте стоит И называется строй ... (алфавит)
Б. Учат писать «тонким перышком в тетрадь» (буквы)
В. Математическое действие, происходящее с карманными деньгами, когда вы покупаете булочку в школьном буфете (вычитание)
Г. Модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде (глобус)
Д. На ней можно писать мелом (доска)
Е. Официальное название отметки, которая стоит «колом» (единица)
Ж. Досье с отметками каждого ученика (журнал)
З. На кружке математики мы решаем логические (задачи)
И. В споре рождается (истина)
К. Лучшее время в жизни учеников и учителей (каникулы)
Л. Традиционное построение учащихся для подведения итогов года (линейка)
М. Белый камешек растаял, на доске следы оставил (мел)
Н. Если вдруг получили «двойку», как вы идёте домой, повесив что? (нос)
О. Новый год для учеников, в какое время года начинается (осенью)
П. Куда мамы и папы клали учебники? (в портфель)
Р. На стене висит, сколько и каких уроков говорит (расписание)
С. Место в школе, где можно прыгать, бегать и скакать (спортзал)
Т. Минус в русском языке (тире)
У. Можно приготовить, да нельзя съесть (уроки)
Ф. Школьный предмет, продолжающийся летом (физкультура)
Х. Ученик, который нарушает дисциплину в школе (хулиган)
Ц. Их называют арабскими (цифры)
Ч. Туда макали гусиное перо (чернильница)
Ш. Куда принимают неграмотных (в школу)
Щ. Меньший брат, а на урок нельзя привести (щенок)
Э. Испытание проходит каждый ученик, оканчивая школу (экзамен)
Ю. Пользователь компьютера (юзер)
Я. Он на всех жалуется (ябеда)

Сейчас я прочитаю короткое стихотворение, и вы поймете, о чем мы с вами будем сегодня говорить.

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей

Но зло творится без труда

Добро творить трудней.

Рождает зверя зверь

Рождает птица птицу

От доброго — добро

От злого — зло родится.

Добро, коль не было б оно мало

Гораздо лучше, чем большое зло.

  1. Основная часть.

Ребята, как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла?   В одну корзину   мы будем класть “зло” (таблички- зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь). Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы  в корзине  с “добром” было карточек больше. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и  положим их в корзину с “добром”.

Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки- в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

Какое вы чувство испытали, делая добро? (Дети отвечают).

Во внутреннем мире человека доброта - это солнце.

                                              Виктор Мари Гюго - французский писатель и поэт

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.

                                                                            Толстой Л. Н.- русский писатель

Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.      

                                                                                                 Марк Твен- писатель

Послушайте, пожалуйста, стихотворение:

В доме добрыми делами занята,

 Тихо ходит доброта

 Утро доброе у нас

 Добрый день и добрый час

 Добрый вечер,

 Ночь добра

 Было доброе вчера

 И откуда спросишь ты

В доме столько доброты.

Доброта нужна всем людям,

 Пусть побольше добрых будет.

 Говорят не зря при встрече:

 «Добрый день» и «Добрый вечер».

 И не зря ведь есть у нас

 Пожелание «В добрый час».

 Доброта — она от века

 Украшенье человека…

Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение?

Ребята, как вы думаете трудно быть добрым? Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце)

А вы можете отнести себя к добрым людям? Почему? Ответы детей.

Добрые люди совершают добрые поступки.  Пословица гласит: «Не одежда красит человека, а его добрые дела».

А теперь, дорогие ребята, подумайте и скажите, какие добрые дела, поступки вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе.

Ответы детей.

                                     Помогать родителям по дому.

                                     Участвовать в школьных мероприятиях.

                                     Говорить добрые слова окружающим.

                                     Помогать старым и больным.

                                     Помогать товарищу в учебе.

Давайте на солнечных лучиках напишем самые разные хорошие дела и поступки и посмотрите, сколько тепла и света дадут лучики этого солнышка.

Прикрепляем лучики на доску.

Молодцы.

Физминутка.

Сейчас давайте поиграем в игру «Наоборот».

Я говорю какое-либо действие. А вы- действие- наоборот:

                  Мы грустим? (веселимся)

                  Мы ссоримся? (дружим)

                  Мы ленимся? (трудимся)

                  Мы жадничаем? (делимся)

                  Мы плачем? (смеемся)

                  Мы обзываемся (делаем комплименты)

Сейчас мы с вами обсудим следующие ситуации :

1 группа: “Задача не на сложение, а на уважение”.

По улице шли двое прохожих. Одному было 62 года, другому – 10 лет. У первого было в руках 5 предметов: портфель, 3 книжки и 1 большой свёрток. Одна из книг упала.

- У Вас упала книжка! – закричал мальчик, догоняя прохожего.

- Разве? – удивился тот.

- Конечно, - объяснил мальчик. У Вас же было 3 книги, плюс один портфель, плюс один пакет – итого пять вещей, а теперь осталось четыре.

- Я вижу, ты хорошо знаешь сложение и вычитание, - сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книжку. – Однако есть правила, которые ты ещё не усвоил. (Обсуждение ситуации)

Какие же правила не усвоил мальчик? Как он должен был поступить? (Ответы детей)

2 группа: “Горький апельсин”.

Маша сидела на лавочке и весело поглядывала вокруг, держа в руках что-то похожее издалека на маленькую дыньку. Она кусочками отщипывала кожуру и бросала на землю.

– Что это у тебя? – спросил подбежавший Илья.

– Разве не видишь? – буркнула Маша.

– Мандарин! – обрадовался Илья. – Мне папа тоже покупал. Я и тебя угощал...

– А вот и не отгадал.

– А что же?

– А-пель-син! – и розовая долька исчезла во рту.

– А мне дашь попробовать?

– Да он невкусный, горький и кислый.

– Да ничего, дай хоть долечку.

– Говорю тебе – он поганый, – и соскочила с лавочки.

И в этот самый момент апельсин выскользнул у нее из рук и упал. Девочка ойкнула и заплакала.

– Что же ты плачешь? Он же поганый!

(Обсуждение ситуации)

Права ли Маша? Что она забыла? Что сделала не так? Что бы вы сделали на ее месте? (Ответы детей)

3 группа: “День рождения”.

Собираясь на день рождения к своей однокласснице Яне, ребята приготовили подарки. Наташа вышила салфетку, Славик взял книгу сказок, а Юра – цветы. Пришли ребята. Яна открывает дверь, встречает их.

– Здравствуй, Яна, поздравляем тебя, желаем тебе...

– Стойте! Немедленно снимите обувь, у нас лакированный паркет. А где подарки?Друзья протянули ей подарки. Говорить не хотелось.

– Тоже мне, подарки! Да сказок у меня целая полка. А салфеток – двадцать штук, и не самодельных, а китайских. Ну ладно, проходите. Только ничего не трогайте, к стенам не притрагивайтесь – еще запачкаете.Ребята оглянулись и пошли назад к двери.

– Подождите! Куда же вы?Но ребята ушли, не дослушав ее.

(Обсуждение ситуации)

Физминутка- «Веселые восьмерки»

Я предлагаю вам посмотреть на слайды. Вот какой слайд видите, надо сказать как название сказки и что делали сказочные герои.

Сказка «Теремок» (звери дружные, приглашали жить вместе)

Сказка «Три медведя» (Маша сломала стульчик, съела кашу)

Сказка «Гуси – лебеди» (Маше с братцем помогали печка, речка, яблонька)

Сказка «Волк и семеро козлят» (волк хитрый, обманул козлят)

Сказка «Кот, дрозд и петух» (друзья выручали Петушка)

Сказка «Петушок и бобовое зернышко» (курочка помогала петушку)

И другие сказки……..

Послушайте одну притчу.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?

- Как вы думаете, что ответил мудрец? (Ответы детей)

И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: “Все в твоих руках”.

Как вы думаете, какая же бабочка была в руках: живая или мёртвая? Почему? Ответы детей.

- Действительно, все в ваших руках, какие совершать поступки, а какие нет.

Клятва

Клянемся вежливыми быть.

Всегда спасибо говорить.

Добрый день и до свидания,

Нет в мире лучше звания.

Клянемся добрыми мы быть,

А лень и грубость позабыть.

Учится этикету, науку помнить эту.

Клянемся добрыми мы быть.

Подведем итог.

Добрый человек - это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек любит природу и бережет ее. Добрый человек любит птиц и зверей, помогает выжить им в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.

Наш урок-Добра подходит к концу. Но это не значит, что на этом занятии мы закончим делать добрые дела. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде, вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Спешите делать добро.  Ведь делать добро- это здорово!

Я желаю вам, прославится именно хорошими делами.

Литература:

  1. Уколова М. Необыкновенное путешествие обыкновенного мальчика в страну Психику. Газета “Школьный психолог”, №14/2008 г.
  2. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Начальная школа. – М., 2009 г.
  3. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. Книга для учащихся. М., 1988.
  4. Детская энциклопедия: / Сост. Л.Н.Рукувчук. Спб.,1996.
  5. Пословицы, поговорки и крылатые выражения: Словарик школьника / Сост. Н.А.Родная. – Спб: Издательский дом Литера, 2003
  6. Побединсая Л.А. Классный час играючи. М.,2003.
  7. Тематические классные часы в начальной школе. / Сост.О.В.Павлова. Волгоград, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя психологической разгрузки в начальной школе

Мне бы хотелось поделиться с вами опытом проведения Недели психологической разгрузки для обучающихся начальной школы под названием  «Разноцветная неделя».  Идею провести  такую Неделю я...

внеклассное психологическое мероприятие «Мы и закон»

авторское внеклассное психологическое мероприятие для 3-4 классов на тему правонарушения и закон...

Психологическое мероприятие к Международному дню защиты детей

Разработанное мной праздничное мероприятие позоляет дать обучающимся знания о Международном дне защиты детей....

Разработка внеурочного мероприятия в начальной школе «Добру путь откроет сердце»

Разработка  внеурочного мероприятияв начальной школе «Добру путь откроет сердце»...

Сценарий внеурочного мероприятия в начальной школе "День матери"

В данной работе представлен сценарий празника, посвященного "Дню матери". Работа рассчитана на учащихся начального звена. Ведущий (учитель) проводит конкурсную программу для мам учащихся. Де...

Мероприятие "Дорога добра и милосердия"

Материал можно использовать как внеклассное мероприятие, а так же на уроках ОРКСэ....