Школьная дезадаптация первоклассников
статья (1 класс) на тему

Нестерова Наталья Викторовна

Первый класс школы – один из наиболее существенных и критических периодов в жизни детей. На ребёнка влияет целый комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, ограниченность двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных, обязанностей.

Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnaya_dezadaptatsiya_i_svyazannye_s_ney.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Школьная дезадаптация и связанные с ней

 трудности в обучении

Первый класс школы – один из наиболее существенных и критических периодов в жизни детей. На ребёнка влияет целый комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, ограниченность двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных, обязанностей.

Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.

  Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д. Очень важна поддержка родных - мамы, папы, бабушек и дедушек.

 •Первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе - учение, а не экскурсии на природу и не наблюдение за хомячками в живом уголке.

•Первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.

•Первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру (легко завязывает шнурки, застегивает пуговицы), уверенно ориентируется в школьном здании (может купить булочку в столовой, сходить в туалет), при необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых.

• У него появились друзья-одноклассники, и вы знаете их имена.

• Ему нравится его учительница и большинство учителей, ведущих дополнительные предметы  в классе.

•На вопрос: "А может быть, лучше вернуться в детский сад?" он решительно отвечает: "Нет!"

Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.

Какие же причины школьной дезадаптации?

  • «внутренние» причины (недостаточный уровень интеллектуального развития, социальная незрелость ребёнка, неумение обращаться с окружающими, неудовлетворительное состояние здоровья и т.п.)
  • «внешние» причины (то есть проблемы учителя): несоответствующие возможностям ребёнка содержание обучения и методика преподавания, сама личность учителя, стиль его отношений с детьми и родителями и т.п.

Чаще всего эти факторы существуют взаимосвязано, вытекают один из другого, а в целом приводят к вполне определённым трудностям в обучении.

  • Специфические, имеющие в основе те или иные нарушения развития моторики, зрительно-моторных координаций, зрительного и пространственного восприятия, речевого развития и т.п.
  • Неспецифические, вызванные общей ослабленностью организма, низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, низким темпом деятельности.

Трудности в письме характеризуются неустойчивым почерком. Неровные штрихи, различная высота и протяжённость графических элементов, большие растянутые, разно наклонные буквы.

Чтение: пропуск слов, букв (невнимательное чтение), угадывание, возвратные движения глаз («спотыкающийся» ритм), быстрый темп чтения, но плохое понимание, медленный темп чтения.

Математика: цифры неровные, растянутые, фрагментарное восприятие заданий, трудности в переключении с одной операции на другую в процессе деятельности и т.д.

        Социальная незрелость порождает проблемы во взаимоотношениях с учителем, одноклассниками, в формировании универсальных учебных действий, правил поведения. Всё это ведёт к неуспеваемости, которая в свою очередь, усугубляет имеющееся неблагополучие.

        Для своевременного выявления детей со школьной дезадоптацией учителю необходимо провести психологический анализ особенностей адаптации первоклассников в школе по опроснику Л.М. Ковалёвой с целью систематизации своего представления о ребёнке, начинающем учиться в школе.

Опросник для учителя

  1. Родители совершенно устранились от воспитания, почти не бывают в школе.
  2. При поступлении в школу ребёнок не владел элементарными учебными навыками.
  3. Не знает многое из того, что известно большинству детей его возраста (дни недели, времена года, сказки и т.п.)
  4. Плохо развиты мелкие мышцы рук (трудности в письме, неравномерные буквы и т.п.)
  5. Пишет правой рукой, но со слов родителей является переученным левшой.
  6. Пишет левой рукой.
  7. Бесцельно двигает руками.
  8. Часто моргает.
  9. Сосёт палец или ручку.
  10. Иногда заикается
  11. Грызёт ногти.
  12. У ребёнка хрупкое телосложение, маленький рост.
  13. Ребёнок явно «домашний», нуждается в доброжелательной атмосфере, любит, когда его гладят, обнимают.
  14. Очень любит играть, играет даже на уроках.
  15. Такое впечатление, что он младше других детей, хотя по возрасту им ровесник.
  16. Речь инфантильная, напоминает речь 4-5-летнего ребёнка.
  17. Чрезмерно беспокоен на уроках.
  18. Быстро примиряется с неудачами.
  19. Любит шумные, подвижные игры на переменах.
  20. Не может долго сосредоточиться на одном задании, всегда старается сделать побыстрее, не заботясь о качестве.
  21. После интересной игры, физкультурной паузы его невозможно настроить на серьёзную работу.
  22. Долго переживает неудачи.
  23. При неожиданном вопросе учителя часто теряется, если дать время на обдумывание, может ответить хорошо.
  24. Очень долго выполняет любое задание.
  25. Дома работает лучше, чем в классе (разница очень существенная, больше, чем у других детей).
  26. Очень долго перестраивается с одной деятельности на другую.
  27. Часто не может повторить за учителем самый простой материал, при этом демонстрирует отличную память, когда речь идёт об интересующих его вещах. (например, знает марки машин, но не может повторить самое простое правило).
  28. Требует к себе постоянного внимания со стороны учителя. Почти всё делает только после персонального обращения: «Вася, пиши!» и т.п.
  29. Допускает много ошибок при списывании.
  30. Чтобы отвлечь его от задания, достаточно малейшей причины: скрипнула дверь, что-то упало и т.д.
  31. Приносит в школу игрушки и играет на уроках.
  32. Никогда ничего не сделает сверх положенного минимума: не стремится узнать что-то, рассказать.
  33. Родители жалуются, что с трудом усаживают его за дополнительные задания.
  34. Такое впечатление, что на уроках ему плохо, оживает только на переменах.
  35. Не любит никаких усилий, если что-то не получается, бросает, ищет каких-то оправданий: рука болит и т.п.
  36. Не совсем здоровый вид (бледный, худенький).
  37. К концу урока работает хуже, часто отвлекается, сидит с отсутствующим видом.
  38. Если что-то не получается, раздражается, плачет.
  39. Плохо работает в условиях ограниченного времени. Если его торопить, может совсем бросить работу.
  40. Часто жалуется на усталость, головную боль.
  41. Почти никогда не отвечает правильно, если вопрос требует сообразительности.
  42. Ответы становятся лучше, если есть опора на какие-то внешние объекты (считает пальцы и т.п.).
  43. После объяснения учителя не может выполнить аналогичное задание.
  44. Затрудняется применять ранее усвоенные понятия, навыки при объяснении учителем нового материала.
  45. Часто отвечает не по существу, не может выделить главное.
  46. Такое впечатление, что ему трудно понять объяснение, так как основные навыки, понятия у него не сформированы.

                                   Бланк ответов.

1

Родительское отношение

2

3    4

Негативное отношение к школе

5        6  

Леворукость

7       8        9

10    11

Невротические симптомы

12     13     14

15    16

Инфантилизм

17     18     19

20    21

Чрезмерная расторможенность

22     23

24    25    26

Инертность нервной системы

27

28    29    30

Недостаточность произвольность психических функций

31     32     33

34    35

Низкая мотивация учебной деятельности

36

37   38    39   40

Астенический синдром

41     42

43   44   45    46

Нарушение интеллектуальной деятельности

Учитель на бланке ответов вычёркивает номера, в которых описаны фрагменты поведения, характерные для конкретного  ребёнка. Бланк разделён вертикальной линией. Если номер вычеркнутого фрагмента находится слева от линии, при обработке зачисляется 1 балл, если справа – 2 балла.  Максимально возможная сумма баллов – 70. Подсчитав, какую сумму набрал ребёнок, можно определить его коэффициент дезадаптации:

                                                     n

                                        к = 10 * 100, где n – количество баллов, набранных ребёнком.

  • показатель до 14 % является нормальным, не даёт возможность говорить о каком-либо неблагополучии.
  • от 15% до 30% – средняя степень дезадаптации.
  • от 30% и выше – серьёзная степень.
  • свыше 40%, это дети, как правило, нуждаются в консультации психоневролога.

Раннее выявление дезадаптации позволяет помочь ребёнку  адаптироваться к школьной жизни и предотвращает дальнейшую неуспеваемость школьника.

 Литература :

  1. Корнеева Е.Н. Ох уж эти первоклашки!.. Ярославль. «Академия развития» 2000 год.
  2. Алла Баркан. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребёнка. Москва. «Аст-Пресс» 2000 год.
  3. Зайцева В. 7 лет - не только начало школьной жизни. Москва. «Первое сентября» 2008 год.
  4. Аммосов, В. В. Развитие коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста как средство социализации / В. В. Амосов // Новые исследования в психологии. 2009. - № 2.
  5. Безруких, М. М. Ребенок идет в школу : Знаете ли вы своего ученика? Проблемы психол. адаптации : пособие для студентов пединститутов, пед. училищ и колледжей и родителей / М. М. Безруких, С. П. Ефимова. М. : Академия, 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профилактики школьной дезадаптации "Трудности первоклассника"

Тема школьной дезадаптации приобретает в настоящее время все большую актуальность. Атмосфера современного школьного обучения складывается из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузо...

Конспект развивающего занятия на тему «Радуга эмоций» (из программы коррекционно-развивающих занятий для первоклассников «Уроки психологического развития» по профилактике школьной дезадаптации).

Коррекционно-развивающее занятие посвящено теме эмоций и рассчитано на возраст 5-7 лет. В целом занятие направлено на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. На занятии дети зн...

Профилактика школьной дезадаптации первоклассников

В связи с введением ФГОС ООО в начальном звене  воникает потребность разработки и реализации психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы.  С целью предотвращения явления...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ДОУ И ОУ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.

ОРГАНИЗАЦИЯ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  МЕЖДУ  ДОУ И ОУ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ....

Профилактика школьной дезадаптации первоклассников

В статье описываются результаты исследования адаптации учащихся первых классов и определяются факторы, влияющие на процесс школьной адаптации. Даются рекомендации педагогам и родителям по взаимодейств...