ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ДОУ И ОУ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.
методическая разработка по логопедии на тему
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ДОУ И ОУ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka_malgina_itog.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ДОУ И ОУ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ»
Актуальность:
По данным статистики в нашей стране ежегодно увеличивается количество детей, психофизиологически не готовых к началу школьного обучения. При этом важно отметить растущее из года в год расхождение между возрастными показателями актуального состояния ребенка и имеющимися сегодня социально-психологическими требованиями, предъявляемыми к нему в школе.
У большинства первоклассников наблюдается недостаточное развитие сенсомоторного восприятия, крупной и мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, слухового восприятия и фонематического слуха.
Такие дети в начальной школе обязательно нуждаются в коррекционной помощи специалистов: дефектологов, психологов, логопедов, так как проблемы, возникающие в начале обучения, неизбежно приводят к различным трудностям усвоения школьной программы в более старших классах.
При этом у них чаще всего появляются эмоциональные и личностные нарушения, которые у каждого ребенка, поступившего в школу, зависят от состояния психологического комфорта в семье, от слкладывающихся отношений с учителем, от внутреннего ощущения комфортности и защищенности, от умения понимать и правильно выполнять задания учителя.
Анализ причин развития данной проблемы говорит о необходимости оказывать таким детям значимую коррекционную помощь в старшем дошкольном возрасте когда имеется временной период для успешной компенсации имеющихся у детей недостатков, когда формы проявления этих недостатков более мягкие, а коррекционно- развивающие мероприятия более эффективны.
Системный подход к профилактике школьной неуспешности позволит учителю и родителям с первых дней пребывания ребенка в школе выявить сильные стороны его подготовки, увидеть проблемные зоны и наметить пути коррекционно-развивающего воздействия, создающего индивидуальные условия для дальнейшего успешного обучения.
Адресат: воспитанники подготовительных групп ГБДОУ, их родители и лица, их заменяющие, воспитатели подготовительных групп ГБОУ, учителя начальных классов ГБОУ Московского района
Цель: Профилактика недостатков в готовности детей к школьному обучению на основе системного подхода, при котором каждый ребенок получает адресную помощь и поддержку в рамках четко спланированной системы
Задачи:
1. Выявление имеющихся у старших дошкольников особенностей развития, препятствующих их успешному обучению в школе.
2. Разъяснение родителям сильных и слабых сторон готовности их детей к школьному обучению и системному усвоению учебного материала.
3. Оказание методической помощи специалистам дошкольных учреждений с целью создания наиболее эффективной реабилитационной системы, максимально приближенной к образовательным потребностям каждого ребенка.
4. Формирование единой базы данных, позволяющей определить потребность и объем коррекционной и развивающей помощи специалистов Центра детям старшего дошкольного возраста.
Участники взаимодействия: ГБОУ ЦПМСС, ГБДОУ И ГБОУ Московского района
Критерии оценки:
- соответствие возрастным психологическим нормативным требованиям;
- соответствие уровня речевого развития нормативным требованиям;
- соответствие уровня развития нервной саморегуляции дошкольника возрастным требованиям.
Методы сбора информации:
- обследование учащихся;
- анкетирование родителей;
- наблюдение;
- собеседование с воспитателями;
- родительское собрание;
- педагогический консилиум.
Этапы:
I этап – подготовительный:
- Подготовка и проведение обучающего семинара для педагогов ГБДОУ района
- Разработка бланков для обследования детей ГБДОУ района
- Разработка опросника для родителей
II этап – диагностический:
- Проведение психолого-педагогического обследования в ГБДОУ района (подготовительная группа)
- Проведение опроса родителей старших дошкольников
IIIэтап – аналитический:
- Обработка данных обследования детей ГБДОУ и опроса родителей
- Проведение педагогического консилиума в ГБДОУ по результатам обследования
IVэтап – коррекционно-развивающий:
- Отбор детей нуждающихся в индивидуальной коррекции и проведение занятий с ними
- Формирование групп для родителей и проведение занятий с ними в «родительском клубе»
V этап – итоговый:
- Повторное обследование детей, входящих в «группу риска», для оценки их уровня психологического развития и уровня их адаптации к школе;
- Проведение педагогического консилиума в ГБОУ, принимающих детей «группы риска» на обучение.
Даная система в работе с детьми старшего дошкольного возраста района позволит организовать динамическое наблюдение за психологическим развитием детей, которые нуждаются в психолого-педагогической помощи, уменьшить риск их школьной дезадаптации, а также послужит основой для дальнейшего прогноза потребностей детей района в разно-подготовительных учреждениях и образовательных программах.
Диагностические методики
1. Йирасек Я. Диагностика школьной зрелости//Диагностика психического развития. Прага : Авиценум,1978.
2. Романова Е.С. Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М .:Дидакт,1992.
3. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. – М.:NS Магистр, 1994.
4. Тесты школьной зрелости Керна А. 1963. и Йирасек Я.1978.
Список литературы для педагогов
1. Бернштейн Н.А. о построении движений – М.: Медгис, 1947.
2. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев, А.И. Младший школьник: помоги ему учится. – СПб.: РГПУ им.Герцена, 2000.
3. Готовность ребенка к школе: Методико-психологические критерии/ Под ред. А.В. Гордиец-Ростов н/Д:Феникс,2006.
4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе – М.,1993.
5. Екжанова Е.А. Диагностико-прогностический скрининг в первых классах общеобразовательной школы. – М.: Дейтон,1997.
6. Йирасек Я. Диагностика школьной зрелости//Диагностика психического развития. Прага : Авиценум,1978.
7. Тесты школьной зрелости Керна А. 1963. и Йирасек Я.1978.
8. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга. – М.: Педагогика,1973.
9. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей.- СПб.,1995.
10. Романова Е.С. Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М .:Дидакт,1992.
11. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. – М.:NS Магистр, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями дошкольников в период подготовки детей к школе: профилактика школьной дезадаптации
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Многочисленные “можно”, “нельзя”, “надо”, “положено”, “прав...
Психолого-логопедическое сопровождение родителей детей с нарушениями в речи, как один из способов профилактики школьной дезадаптации первоклассников.
О совместной работе психолога и логопеда с родителями первоклассников....
Программа профилактики школьной дезадаптации "Трудности первоклассника"
Тема школьной дезадаптации приобретает в настоящее время все большую актуальность. Атмосфера современного школьного обучения складывается из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузо...
Конспект развивающего занятия на тему «Радуга эмоций» (из программы коррекционно-развивающих занятий для первоклассников «Уроки психологического развития» по профилактике школьной дезадаптации).
Коррекционно-развивающее занятие посвящено теме эмоций и рассчитано на возраст 5-7 лет. В целом занятие направлено на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. На занятии дети зн...
Профилактика школьной дезадаптации первоклассников
В связи с введением ФГОС ООО в начальном звене воникает потребность разработки и реализации психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы. С целью предотвращения явления...
Организация совместной деятельности учителя- логопеда, педагога- психолога, и учителя начальных классов по профилактике школьной дезадаптации ребенка с речевым недоразвитием
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент для ребенка. Практический опыт психологического и логопедического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подгото...
Профилактика школьной дезадаптации первоклассников
В статье описываются результаты исследования адаптации учащихся первых классов и определяются факторы, влияющие на процесс школьной адаптации. Даются рекомендации педагогам и родителям по взаимодейств...