Работа со слабоуспевающими детьми.
статья на тему
Причины неуспеваемости ребенка в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_so_slabouspevayushchimi_detmi.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа со слабоуспевающими детьми в начальной школе
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися. Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения.
Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения - цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года.
Отставание — это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рампой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнении требований.
Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные отставания она итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счете, неуспеваемость. Задача состоит в том, чтобы не допустить переплетения отдельных отставании устранить их. Это и есть предупреждение неуспеваемости.
Неуспеваемость школьников всегда есть следствие какой-то причины. Она не возникает сама по себе. Современная наука ( психология, физиология медицина) свидетельствует, что люди рождаются с большими возможностями для умственного развития, однако эти возможности исчерпываются далеко не полностью. Психологи считают, что человек использует 10 % своих природных данных, другие 40%. И в том и в другом случае очевидно, что задатков у человека больше чем он их реализует. Исключения составляют больные дети. Мы в школе часто встречаемся с детьми, которые доставляют много забот и требуют от коллектива больших усилий, а результаты незначительные.
При наличии потенциальных возможностей у всех детей мы в школах имеем детей неуспевающих, трудных. Почему? Прежде всего следует иметь ввиду что за последние годы в школу поступают дети (6-8 лет), развитие которых после рождения отягощено сложностями и сопутствующими заболеваниями. В числе этих причин можно назвать родовые травмы, кислородные голодания мозга, заболевания нервной системы. Преодоления этих заболеваний приводит в первые месяцы и годы жизни к задержке психического развития в силу которых ребенок поступал в школу будет иметь недостаточно сформированные психические функции например неустойчивость внимания ограниченный круг представлений, отставания в памяти и другие.
В работе с обучающимися можно выделить следующие причины неуспеваемости:
Внутренние по отношению к школьнику
* Недостатки биологического развития:
- дефекты органов чувств;
- соматическая ослобленность;
- особенности высшей нервной деятельности;
- психологические отклонения.
* Недостатки психического развития:
- слабое развитие интеллекта;
- слабое развитие воли;
- слабое развитие эмоциональной сферы личности;
- отсутствие познавательных интересов.
*Недостатки воспитанности личности
- недостатки в развитие моральных качеств личности;
- недостатки в отношениях личности с учителем, коллективом, семьей;
- недостатки в трудовом воспитании;
Внешние по отношению к школьнику
*Недостатки образовательного опыта личности:
- пробелы в знаниях;
- специальных умениях;
- пробелы в навыках учебного труда;
* Недостатки влияния школы:
- недостатки процесса обучения, учебных пособий;
- недостатки процесса воспитательных влияний со стороны учителей, коллективов, учащихся.
*Недостатки влияния вне школьной среды:
- недостатки влияния семьи;
- недостатки влияния сверстников;
- недостатки влияния культурно-производственного окружения.
Зная причины неуспеваемости, составлена программа по предупреждению неуспеваемости учащихся начальной школы.
Первым и важным звеном в работе является определение категории, к которой относится не успевающий ученик с целью вскрытия причин неуспеваемости.
| I категория | II категория | III категория | |||||
Глубокое и общее отставание | Частичная, но устойчивая неуспеваемость | Эпизодическая неуспеваемость | ||||||
причины |
|
|
| |||||
Алгоритм деятельности по предупреждению неуспеваемости
Вид рабт | Когда? | Зачем? | Что? | Как? | |
Работа на уроке | При выявлении стадии развития, на которой находится ученик | Для предотвращения отставания в умственном развитии для современного усвоения предмета. | Создание микроклимата в классе. Алгоритмизация действий. Предотвращение пробелов в знаниях, связанных с пропусками. Удержание интереса. Формирование мотивации к обучению. | Контрольная карта. Включить в работу (фронтальный опрос). Работа в группах. Подготовка консультаций. Уроки коррекции знаний. Опорные конспекты. Памятки по предметам. Карточки. Работа в парах | |
Внеурочная деятельность | При возникновении затруднений: 1. В изучении нового материала; | Для: 1. Предупреждения неуспеваемости; | Индивидуально-личностный подход в работе со слабоуспевающими учащимися. | Индивидуальные и групповые консультации; Оказание помощи по выполнению домашнего задания (карточки, инструкции, помощь сильных учеников; участие в предметных кружках, творческие задания. | |
Индивидуальные занятия | При отставании в учебе, пропусках занятий, не выполнении домашнего задания; | Формирование личности школьника; формирование мотивации. Интереса к учебе. Оказание профессионально-педагогической помощи родителям; установление единых требований к знаниям учащихся. | Индивидуально-личностный подход; создание культурной среды. Помощь родителям в коррекции успеваемости ребенка. Формирование и согласованность внутренних и внешних мотивов. | Вовлечение кружков КТД, для самоуправления; Проведение классных часов; создание предметно- пространственной среды школы, отвечающей воспитательным задачам. Педагогическое просвещение родителей. |
Программа деятельности учителя со слабоуспевающими учащимся и его родителями.
- Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.
- Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
- Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить ( количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5-7 учащихся).
- Комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем
- Учитель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль за ЗУН.
- Учитель-предметник должен определить время, за которое слабоуспевающий учащийся должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию.
- Учитель предметник обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более “2”)
- Учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия.
- При выполнении п.1.-.9 и отсутствии положительного результата учитель докладывает администрации школы о низкой успеваемости учащегося и о проделанной работе в следующей форме:
Ф.И. ученика | Причины неуспеваемости (учитель указывает самостоятельно выявленные причины) | Использованы виды опроса | Формы ликвидации пробелов. | Информация классному руководителю (дата) | Информация родителям (дата) | Результат работы |
Программа деятельности классного руководителя.
- Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости учащегося через индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к психологу, социальному педагогу (методы работы: анкетирование учащихся, родителей, собеседование), учитывая, что к возможным причинам можно отнести:
- пропуск уроков (по уважительной или неуважительной причине)
- недостаточная домашняя подготовка
- низкие способности
- нежелание учиться
- недостаточная работа на уроке
- необъективность выставления оценки на уроке
- большой объем домашнего задания
- высокий уровень сложности материала
- другие причины
- В случае, если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков, классный руководитель должен выяснить причины пропуска (уважительная, неуважительная)
- Уважительными причинами считаются:
а) болезнь, подтвержденная справкой врача или запиской от родителей на срок не более 3-х дней.
б) Мероприятия, подтвержденные справками, вызовами, приказом учреждения, проводящего данное мероприятие.
в) Освобождение от урока ученика в случае плохого самочувствия с предупреждением учителя-предметника или классного руководителя.
г) По семейным обстоятельствам (по заявлению на имя директора ОУ)
- Неуважительными причинами считаются:
а) Пропуски урока или уроков без соответствующих документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия учащегося.
- Классный руководитель должен немедленно проинформировать родителей о пропуске уроков через запись в дневнике (если случае единичный), через беседу с родителями (если пропуски неоднократные), через малый педсовет ( если прогулы систематические)
- В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего задания или недостаточной работы на уроке классный руководитель обязан провести профилактическую работу с родителями ученика, обращаясь за помощью к социальному педагогу или психологу в случае уклонения родителей от своих обязанностей.
- В случае выполнения п. 1-6 и отсутствии положительного результата классный руководитель сообщает о данном учащемся администрации школы с ходатайством о проведении малого педсовета.
Программа деятельности ученика
1. Ученик обязан выполнять домашнее задание, своевременно представлять учителю на проверку письменные задания.
2. Ученик обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий на уроке.
3 Ученик, пропустивший занятия (по уважительной или без уважительной причины) обязан самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения ученик может обратиться к учителю за консультацией.
Программа деятельности родителей.
1. Родители обязаны явиться в школу по требованию педагога или классного руководителя.
2. Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания учеником и его посещение ОУ
3. Родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем-предметником случае отсутствия ребенка на уроках по болезни или другим уважительным причинам .
4. Родители имеют право посещать уроки, по которым учащийся показывает низкий результат.
5. Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, психологу, социальному педагогу, администрации ОУ
6. В случае уклонения родителей от своих обязанностей оформляются материалы на ученика и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям.
Методические рекомендации для учителей по преодолению неуспеваемости.
1.Воспитывать у уч-ся личное осознание важности и необходимости продвижения вперед по пути расширения своих знаний, что является важным звеном в повышении эффективности обучения.
2.Разнообразить МО, СО, ФО уч-ся, направляя их на индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса, на активизацию мыслительной деятельности уч-ся с учетом соотнесённости каждого ученика к одной из 6-ти педагогических систем, одному из 5-ти уровней познания. Использовать в работе современные технологии обучения с выделением гуманно-личностных технологий.
3.Текущий контроль должен иметь всеохватывающий характер, своевременно высвечивающий отставания и пробелы в знаниях уч-ся и опирающийся на самопроверку и взаимопроверку уровня знаний.
4.Эффективности обучения, характер отношения ученика к учебной деятельности зависят от его активности жизненной позиции. Воспитывая её, необходимо учитывать обязательную взаимосвязь всех структурных звеньев образовательного процесса, оказывающих воздействие на личность уч-ся (см. схему); учитывать важность создания в процессе «ситуации успеха» для понимания учеником своих достоинств. Ученик, недостигший в школе успеха, становится неудачником. Поэтому жизнь ученика в школе: уроки, внеклассные мероприятия должны быть такими интересными, чтобы каждому ребенку захотелось принять участие в них, чтобы работа ученика была самостоятельной, творческой.
Расскажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Вовлеки меня, и я увлекусь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план работы со слабоуспевающими детьми
предлагаю свой план работы со слабоуспевающими детьми...
Работа со слабоуспевающими детьми
Актуальная проблема нашей школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.Для этого, впрочем, как всегда с учётом нашей профессии, необходимо ответить как минимум на три...
Программа работы со слабоуспевающими детьми
Рабочая программа педагога по работе со слабоуспевающими обучающимися....
Приёмы работы со слабоуспевающими детьми с применением здоровьесберегающих технологий.
Статья содержит рекомендации учителя-логопеда по применению здоровьесберегающих технологий в учебном процессе для улучшения усвоения материала слабоуспевающими учащимися по родному языку в образовател...
Приёмы работы со слабоуспевающими детьми с применением здоровьесберегающих технологий.
Статья содержит рекомендации учителя-логопеда по применению здоровьесберегающих технологий в учебном процессе для улучшения усвоения материала слабоуспевающими учащимися по родному языку в образовател...
Организация работы со слабоуспевающими детьми
В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения....