Школьная дезадаптация
консультация на тему
Проблема школьной адаптации детей младшего возраста: рекумендации учителю, воспитателю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnaya_dezadaptptsiya.docx | 21.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа
для детей, нуждающихся в длительном лечении,
«Окружная санаторно – лесная школа»
«Причины школьной дезадаптации»
Руководитель МО: Н.В.Брайлян
Салехард – 2011 г.
Всё более актуальной становится задача охраны здоровья обучающихся, создание адаптивного образования для детей с трудностями в обучении, профилактики возникновения школьной тревожности и адаптации. В настоящее время увеличилось число тревожных и дезадаптированных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Педагог не всегда может подвергнуть оперативной коррекции неблагоприятную ситуацию в жизненном мире ребёнка, если причинный фактор находится вне стен школы. Но существует немало случаев, когда причинный фактор дезадаптации находится именно в школе. Это так называемая школьная дезадаптация. Простой пример – приход ребёнка в новую школу или в новый класс, когда он находится в позиции новичка, которому ещё предстоит бороться за определённый социальный статус в новой для себя группе со сложившейся иерархией лидеров и звёзд. Таким образом, даже отсутствие выраженного конфликта с одноклассниками может тем не менее не означать отсутствия внутреннего конфликта, внутреннего повышенного напряжения. Успешное вхождение в коллектив является залогом успеваемости ребёнка; дружеская обстановка в классе часто помогает избавиться от ряда комплексов.
Школьная дезадаптация проявляется в нарушениях успеваемости, поведения и межличностных взаимодействиях. Уже в начальных классах выявляются дети с подобными проблемами и несвоевременное распознание их природы приводят не только к хроническому отставанию в усвоении школьных знаний, к снижению учебной мотивации, но и к различным формам отклоняющего поведения. Выделяют следующие симптомы, как критерии дезадаптации: чрезмерная подвижность, упрямство, чувство собственной неполноценности, неспособность сосредоточиться на работе, неуверенность, частые эмоциональные расстройства, лживость, заметная уединённость, обгрызание ногтей, говорение с самим собой.
Можно выделить факторы риска развития дезадаптации, способные при определённых условиях стать причинами школьной неуспеваемости. Среди факторов можно назвать:
- социально-педагогическая запущенность;
- соматическая ослабленность ребёнка;
- нарушение формирования отдельных психических функций и познавательных процессов;
- эмоциональные расстройства.
Существуют неблагоприятные факторы, влияющие на адаптацию ребёнка к школе. Они имеют следующую последовательность: неправильные методы воспитания в семье, функциональная неготовность к обучению в школе, неудовлетворённость в общении со взрослыми, неадекватное осознание своего положения в группе сверстников, конфликтная ситуация в семье из-за алкоголизма, отрицательный стиль отношения к детям педагога, неполная семья.
В тех случаях, когда важнейшие потребности ребёнка не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие, состояние дезадаптации. Оно проявляется в ожидании постоянного неуспеха в школе, в нежелании посещать её. Таким образом, школьная дезадаптация - это образование неадекватных механизмов приспособления ребёнка к школе в форме нарушений учёбы и поведения, конфликтных отношений, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.
Выделяют следующие подгруппы детей, у которых по-разному протекает процесс адаптации:
- «Норма». На основании психологической диагностики наблюдений, характеристик, в неё можно включить детей, которые:
- не испытывают сложностей в обучении и хорошо справляются с учебной нагрузкой;
- успешно взаимодействуют как с преподавателем, так и со сверстниками, т.е. не имеют проблем в сфере межличностных отношений;
- не проявляют асоциальных форм поведения;
Процесс школьной адаптации у детей этой подгруппы в целом проходит достаточно успешно. У них высокая мотивация и высокая познавательная активность.
- «Группа риска» (возможно возникновение школьной дезадаптации). Дети обычно плохо справляются с школьной нагрузкой, не проявляют видимых признаков нарушений социального поведения. Вместе с тем возрастает уровень тревожности и напряжённости. Важным сигналом о начинающемся неблагополучии может служить неадекватный показатель самооценки при высоком уровне школьной мотивации, возможны нарушения в сфере межличностных отношений. Если при этом увеличивается число заболеваний, это свидетельствует о том, что организм начинает реагировать на возникновение сложностей в школьной жизни из-за снижения защитных реакций.
- «Неустойчивая школьная дезадаптация». Дети этой подгруппы отличаются тем, что не могут успешно справляться с учебной нагрузкой, нарушен процесс социализации, наблюдаются существенные изменения психосоматического здоровья.
- «Устойчивая школьная дезадаптация». Помимо признаков школьной неуспешности эти дети имеют ещё один важный характерный признак – асоциальное поведение: грубость, хулиганские выходки, демонстративное поведение, агрессию.
Дети, отличающиеся неудовлетворительным поведением, чаще других попадают в поле зрения педагогов, так как являются помехой для реализации чисто учебных задач. Тогда как дети, поведение которых не влияет деструктивным образом на дисциплину и порядок, тоже могут испытывать значимые личные затруднения.
Школьная дезадаптация тревожных детей возможна без нарушений учёбы и дисциплины. Такие дети отличаются особой чувствительностью, мнительностью и впечатлительностью; характеризуются низкой самооценкой, в связи с чем у них возникает
ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказаться от той деятельности, в которой испытывают затруднения. Повышенная тревожность мешает ребёнку общаться, т.е. взаимодействовать в системе ребёнок – ребёнок; ребёнок –взрослый, поэтому даются четкие рекомендации педагогам по работе с такими детьми:
- Поручение, которое дается ребёнку, должно соответствовать его возможностям. Предлагая выполнить слишком сложные, непосильные задания, вы заранее обрекаете ребёнка на неуспех, а следовательно, на снижение самооценки, на неудовлетворённость собой.
- Необходимо повышать самооценку тревожного ребёнка, для чего любая деятельность должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успех. Оптимистические прогнозы не дают повода считать себя безнадёжным.
- Желательно не ставить тревожного ребёнка в ситуации соревнования, публичного выступления. Не рекомендуется давать задания типа «кто первый». Ситуация публичного выступления является стрессовой.
- Детская тревожность часто вызывается неизвестностью. Поэтому, предлагая ребёнку задание, необходимо подробно выстраивать пути его выполнения, составить план: что мы делаем сейчас, что потом и т.д.
Проведение коррекционной работы по преодолению дизадаптации предполагает:
- диагностику полученной информации о ребёнке;
- выявление ресурсов самого ребёнка;
- составление коррекционной программы;
- оценку зоны ближайшего развития.
Работа по профилактике и преодолению тревожности и дезадаптаци у детей младшего школьного возраста должна носить не узко функциональный, а общий, личностно - ориентированный характер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями дошкольников в период подготовки детей к школе: профилактика школьной дезадаптации
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Многочисленные “можно”, “нельзя”, “надо”, “положено”, “прав...
Понятие школьной дезаптации. Уровни и формы школьной дезадаптации.
Описание основных уровней и форм школьной дезедаптации....
Психолого-логопедическое сопровождение родителей детей с нарушениями в речи, как один из способов профилактики школьной дезадаптации первоклассников.
О совместной работе психолога и логопеда с родителями первоклассников....
школьная дезадаптация
«школьная дезадаптация» "Школьная дезадаптация" - это нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройств...
ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ И ФАКТОРЫ РИСКА ЕЁ ПОЯВЛЕНИЯ
Каждый педагог начальных классов сталкивался с проблемой обеспечения благополучной школьной адаптации своих учеников. От того, насколько хорошо педагог умеет решать проблемы адаптационного перио...
Школьная дезадаптация. Причины, пути коррекции
Младший школьный возраст - Адаптация к школе ...
Школьная дезадаптация
Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников...