Выступление на спец. семинаре "Психокоррекция общения и поведения у/о младших школьников"
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Коррекционная педагогика. Доклад на спец.семинаре "Психокоррекция общения и поведения умственно отсталых младших школьников" Использование арттерапии и куклотерапии как основных приемов работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад на спецсеминаре
Тема: «ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ОБЩЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ
УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Выполнила: учитель начальных классов А.С.Тихолоз
Одной из основных задач специальной (коррекционной) школы VIII вида (для умственно отсталых детей) является социальная адаптация ее выпускников. Успешность подготовки к самостоятельной жизни в обществе зависит не только от приобретения определенных знаний по общеобразовательным предметам
и профессионально-трудовой деятельности, но и от уровня сформированности навыков общения и умения налаживать отношения с окружающими.
Исходя из положения Л. С. Выготского о наличии общих закономерностей нормального и аномального развития, формирование навыков общения с окружающими людьми у умственно отсталых школьников протекает по тем же законам, которые определяют развитие нормально развивающегося
ребенка. Нарушения интеллекта, особенности поведения и развития умственно отсталого ребенка определяют качественное своеобразие протекания этого процесса и необходимость его специальной организации. Процесс свободного общения умственно отсталых первоклассников протекает в социально упорядоченных формах. В силу структуры основного дефекта при реализации потребности в выполнении социальных норм возникают конфликты. В результате недостаточной сформированности основных компонентов игровой деятельности и навыков делового общения конфликты учащихся первых классов максимальным обострением отношений с выражением как вербальной, так и физической агрессии. Использование элементов арттерапии и куклотерапии в коррекции и развития общения у умственно отсталых первоклассников в отечественной практической психологии включает в себя диагностико-коррекционное, диагностико-воспитательное (или развивающее) направление работы. Перед началом коррекционной работы проведение диагностической работы как индивидуально с каждым ребенком, так и со всей группой. Работа по формированию навыков общения состоит из трех этапов.
Первый этап представляет собой диагностику особенностей общения умственно отсталых младших школьников – наблюдение за детьми, беседы с ними, с родителями и учителями. Обследование проводится с помощью таких методик психодиагностики, как методика изучения коммуникативных навыков, методика одномоментных срезов структуры групп Т. А. Репиной (1978), методика-тест фильм Рене Жиля (1959), рисуночные пробы≪Нарисуй человека≫ (Ю. С. Савенко, 1970),≪Рисунок семьи≫ (А. И. Захаров, 1977), ≪Дом, дерево, человек≫ (Дж. Бук, 1948) и др.
Недоразвитие смысловой стороны речи и вербально-логических форм мышления у умственно отсталых детей затрудняют диагностику нарушений общения у изучаемой категории детей в диагностическом интервью, поэтому именно рисунок и рисуночные пробы позволяют сделать первичное заключение о сформированности межличностных отношений ребенка при исследовании. Качественный анализ изобразительной деятельности детей выявляет особенности общения ребенка с членами семьи и другими окружающими людьми, восприятия им личности другого человека, характер проявления в общении таких качеств, как повышенная тревожность, агрессивность, конфликтность, доступность и открытость в общении, уровень социализации личности. Психокоррекция нарушений общения, выявленных_с помощью рисуночных проб, включает в себя широкое применение рисунка. Выполнение совместного проекта требует определенного согласования действий в диаде, совместного целеполагания и планирования работы. Изобразительная деятельность должна служить эффективным средством формирования общения у детей с интеллектуальной недостаточностью.
На втором этапе проводится отбор детей и комплектование тренинговых групп с учетом специфики выявленных нарушений общения для последующей коррекционно-развивающей работы.
На третьем этапе осуществляется непосредственное формирование, развитие и коррекция коммуникативных навыков и умений с использованием игровых ситуаций, сюжетно-ролевой игры, элементов куклотерапии и арттерапии.
Куклотерапия – это частный раздел арттерапии (терапии искусством), основным приемом которого является использование идентификации и обособления как основных механизмов развития личности. Идентифицируя себя определенным образом, ребенок в условной ситуации проецирует свой внутренний мир и испытывает реальные чувства, диагностируемые, направляемые и корректируемые психологом.
Куклотерапия, эффективна для диагностики и коррекции личности ребенка с отклонениями в поведении и выравнивания детско-родительских отношений. Работа осуществляется в форме психологического театрализованного действия с применением кукол, масок и театральной ширмы. При этом в действии участвуют определенные кукольные персонажи, изображающие реальных людей из социума ребенка (в том числе и его самого) как непосредственно, так и опосредованно – по ассоциации из мира животных и сказочных персонажей. Соответствующие этюды проигрываются детьми совместно с родителями, что позволяет психологам диагностировать особенности детско-родительских отношений для более эффективной последующей коррекции. Родители же в процессе индивидуально-групповых тематических занятий с психологом посвященных психологическим основам воспитания, по-новому осознают противоречия между внутренним миром ребенка и его внешними поведенческими проявлениями.
В процессе куклотерапии проективная диагностика внутренней позиции ребенка по отношению к различным областям его жизнедеятельности (в частности, по отношению к социуму и к самому себе) в основном осуществляется в ходе театрализованного действия, спонтанно придуманного ребенком или предложенного психологом. Главной задачей является выявление той психологической особенности ребенка, которая в той или иной жизненной ситуации приводит к его невротизации.
Ребенку предлагается стать актером, режиссером и постановщиком заранее разработанных психологических театрализованных этюдов. Психокоррекционная работа осуществляется в два этапа.
Первый этап посвящен этюдам и длится восемь недель. На этом этапе большое внимание уделяется работе дома, где ребята вместе с родителями репетируют сценки, которые им задаются. Хотя работа проводится в группе, дети уже со второго занятия получают индивидуальные задания, то есть занимаются по индивидуальной программе. Работая с куклой, ребенок говорит от имени куклы и не боится быть уличенным в своих пороках.
Все занятия проходят вместе с родителями, и родители не просто присутствуют, но и самым активным образом включаются в происходящее. Они вместе с ребенком показывают этюды за ширмой.
В этюдах, где главная роль принадлежит ребенку, начинается не устранение, не искоренение недостатков, а возвышение их уровня. В этюдах, где главная роль принадлежит сказочному герою, его поведение отражает реальную внешнюю и внутреннюю позицию ребенка в рассматриваемой жизненной ситуации. А ребенок, в этих этюдах, выступает как хозяин сказочного героя. И он ему помогает найти положительную модель поведения и избавиться от своего недостатка.
Обоих персонажей играет сам ребенок, опосредованно осуществляя работу над собой под психологическим сопровождением. Таким образом, ведется психологическая работа с субличностями, а также коррекция отклонений в поведении ребенка.
Помимо проигрывания этюдов детьми, сами психологи разыгрывают мини-спектакли о мальчиках и девочках с положительными и отрицательными моделями поведения по определенным ведущим темам: лень, страх, застенчивость, обидчивость, агрессивность, грубость и т.д.
Этим самым происходит детский тренинг сензитивности, общения, личностного роста с интенсивным обучением эффективным моделям поведения, в различных жизненных ситуациях.
Второй этап работы - это психологический спектакль. Детям дается роль в соответствии с его характером и усугубление, окарикатуривание типажа в пьесе ведет к освобождению от природной невротической типажности.
Некоторые ребята получают сразу несколько ролей, и, напротив, бывает, что одна роль распределяется между двумя, тремя, а то и четырьмя "артистами". Родители тоже принимают участие в спектакле. Вершиной пройденного пути для детей является представление, на которое дети приглашают родных, друзей и знакомых.
Опыт целенаправленной работы, по мнению авторов, показал, что двух и даже одного этапа достаточно, чтобы оказать коррекционное и воспитательное воздействие на детей с отклонениями в поведении для нормализации их общения со сверстниками, родителями и другими взрослыми.
Выбор куклотерапии и арттерапии в качестве основных методических приемов при формировании, развитии и коррекции общения у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью обусловлен рядом следующих причин.
Будучи естественным привлекательным раздражителем для ребенка, кукла является удобным для взрослого средством привлечения внимания ребенка и опосредованного коррекционно-развивающего воздействия на него в условиях максимального психологического комфорта. Совместное исследование Ю. С. Шевченко, В. П. Добридень и А. Н. Белоноговой (1995) позволило выделить основные преимущества данного метода в психокоррекционной работе с детьми:
• возможность получения диагностической информации;
• возможность использования куклотерапии в качестве адаптированного варианта психодрамы (катарсическое очищение через отреагирование подсознательных импульсов и аффективных переживаний в виде разыгрываемых драматических сцен);
• десенсибилизация логофобической реакции на публичное выступление и возможность логопедической коррекции;
• воспитательные возможности куклотерапии, способствующие формированию и развитию творческих потребностей детей;
• педагогический и дефектологический аспекты предусматривают возможность развития образного мышления, внимания, воображения, памяти, переключаемости, тонкой моторики, чувство ритма, координации движений и т. д.;
• суггестивные возможности куклотерапии обусловлены использованием куклы в качестве объекта, через которое осуществляется косвенное внушение.
Рисунок в качестве средства психокоррекциионного воздействия может быть использован:
• в диагностических целях. Содержание и стиль художественных работ дает психологу большое количество диагностической информации. Кроме того рисунки относительно долговечны, и пациент не может отрицать факт их существования;
• для сублимации негативных эмоций и агрессивных чувств. Работа над рисунком или картиной помогает человеку разрядить аффективное напряжение, дать выход негативным эмоциям;
• для установления контакта между психологом и ребенком. Совместное участие над художественным проектом способствует возникновению эмпатии и взаимного приятия;
• для развития художественных способностей и повышения самооценки, так как побочным продуктом арттерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития;
• для развития ощущений и зрительного восприятия.
В работе М. Н. Шабановой указывается, что в дошкольном и младшем школьном возрасте дети с удовольствием рисуют, лепят, вырезают. Именно в этом возрасте проявляется «небывалая сила и яркость детского творчества». Ребенка данного возраста интересует не столько результат, сколько сам процесс работы. Привлекательность рисунка для детей служит еще одним аргументом в пользу выбора метода арттерапии в психокоррекционной работе. Универсальность рисунка как средства психолого-педагогического воздействия на личность ребенка с интеллектуальной недостаточностью заключается в наличии возможности использовать его как в диагностике нарушений общения поведения, так и для психологической коррекции этих нарушений.
Кроме того использование изобразительного искусства помогает налаживать отношения между участниками группы и разрешать конфликты, возникающие в ходе ее работы. А. И. Копытин, описывая опыт использования арттерапии в работе с умственно отсталыми детьми, отмечает, что при глубокой степени умственной отсталости при применении арттерапии возникают определенные сложности, связанные с недостаточным пониманием условий групповой работы, поэтому предпочтение отдается несложным видам деятельности с более ограниченным, чем в работе с нормальными детьми, набором тем и упражнений.
Таким образом, предлагаемая методика предусматривает проведение специальных психологических занятий в виде групповых занятий с использованием элементов куклотерапии и арттерапии.
Специфика тренинга состоит в следующем:
1. Количество участников группы не превышает 6 человек.
2.Группа составляется из умственно отсталых детей, в группы тренинга коммуникативных навыков не рекомендуется включать лиц со сниженным интеллектом.
3. Использование методов и приемов, разработанных в рамках различных направлений арттерапевтического подхода.
Тренинговые группы составляются из детей, имеющих сходные проблемы в общении. Во время занятий групп используются упражнения, направленные на мышечную релаксацию (для снятия внутреннего напряжения), психотехнические игры, моделирование различных ситуаций. На занятиях создается специфическая игровая атмосфера, позволяющая спроецировать реальный социальный опыт детей в воображаемую игровую ситуацию, что расширяет социальные возможности умственно отсталых младших школьников и способствует усвоению приемлемых форм общения. Необходимо использование в работе психолога помощи и поддержки учителей художественного труда и рисования, руководителя кружка кукольного театра,воспитателей.
Коррекционно-развивающая работа по формированию, развитию общения и коррекции поведения у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью предусматривает блочную систему проведения занятий.
1. Формирование социальной перцепции.
2. Формирование совместной деятельности.
3. Коррекция эмоционального состояния.
4. Развитие речевого общения.
5. Снятие конфликтности и психологическая коррекция агрессивности.
Каждый блок состоит из трех этапов: ориентировочного, формирующего и закрепляющего. На ориентировочном этапе происходит знакомство детей друг с другом и устанавливается определенная групповая динамика. На формирующем этапе осуществляется формирование ранее недоступных детям навыков общения и коррекция существующих недостатков, развитие их коммуникативной компетентности. На третьем этапе происходит закрепление полученных навыков. Каждый блок коррекционно-развивающей и формирующей работы может быть проведен как в комплексе с остальными блоками, так изолированно.
Авторами предложены занятия на каждый блок: 1-на развитие речевого общения с использованием кукол,2-игра пиктограмма на формирование навыка распознавания эмоционального состояния человека по мимике.3-«Формирование совместной деятельности».4-Занятие реконструктивного этапа блока «Коррекция конфликтного поведения».
Вывод Таким образом, арттерапия и куклотерапия как методы коррекционного воздействия имеют широкие психокоррекционные возможности и применение в специальной психологии вполне оправдано имеющимся опытом психокоррекционной работы в отечественной и зарубежной психологии. Использование психокоррекционных возможностей арттерапии и куклотерапии способствует оптимизации процесса формирования общения у умственно отсталых младших школьников.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Направления работы 1. Диагностико-коррекционная 2. Диагностико-воспитательная (развивающая)
Этапы формирования навыков общения I этап Диагностика II этап Отбор и комплектование тренинговых групп III этап Формирование, развитие и коррекция коммуникативных навыков
КУКЛОТЕРАПИЯ
Этапы психокоррекционной работы I этап Разучивание этюдов II этап Психологический спектакль
Преимущества куклотерапии Диагностическая информация Адаптированный вариант психодрамы Десенсибилизация логофобий Воспитательный аспект
Педагогический и дефектологический аспекты Суггестивные возможности Преимущества куклотерапии
АРТТЕРАПИЯ Пуантилизм
Преимущества арттерапии Диагностика Сублимация негативных эмоций и агрессивных чувств Установление контакта Педагогический и дефектологический аспекты
Специфика тренинга 1. Количество участников 6 человек 2. Состав – обучающиеся с умственной отсталостью 3. Методы и приемы арттерапевтического подхода
Блоки проведения занятий 1. Формирование социальной перцепции. 2. Формирование совместной деятельности. 3. Коррекция эмоционального состояния. 4. Развитие речевого общения . 5. Коррекция агрессивности
Этапы блока I Ориентировочный II Формирующий III Закрепляющий
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Предварительный просмотр:
СЛОВАРЬ
Арт-терапия — метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое.
Пилотажное исследование — пробное исследование, предшествующее основному и предпринимаемое в целях проверки качества подготовки основного исследования.
Перцепция социальная (от лат. perceptio — восприятие и socialis — общественный) — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.).
Социальная компетентность – это умение выстраивать свое поведение с учетом ожиданий и представлений других людей.
Диада социальная
Группа из двух человек. Столкновение лицом к лицу двух человек – явление типичное, хотя некоторые рассматривают продолжительные социальные взаимодействия, как, например, такие, которые происходят при общении по телефону, как формирование социальных диад.
Пуантилизм - рисование с помощью точек разного цвета.
Субли́чность (англ. subpersonality) — психологический термин. Обозначает элементы человеческого поведения, воспринимаемые сознанием как нечто отдельное от себя, а также внутренний образ,привязанный к этим элементам.
Логофобический мутизм (шифр 300.2) всегда элективен (избирателен), появляется он на высоте страха речи (логофобии), бывает по-разному выражен, большей частью сочетается с логофобическим заиканием, вызывается подострой или хронической травматизацией.
Психотерапевтический смысл понятия Катарсис. заключается в эмоциональном потрясении, испытываемомчеловеком под воздействием вторичного переживания личных патогенных и (или) стрессогенных аффектов,послуживших источником психической травмы, и в последующем адекватном отреагировании, т. е.освобождении от болезнетворных симптомов. К. является как
целенаправленным процессоморганизованного лечебного воздействия, так и достигнутым состоянием очищения страдающего субъекта.
катарсис
(от греч. katharsis — очищение) — связанные с получением удовольствия, процесс и результат очищающегои облагораживающего воздействия на человека различных факторов, вызывающих соответствующиепереживания и аффекты.
Систематическая десенсибилизация
Разновидность терапии поведения, направленная на уменьшение чувства тревоги, испытываемоеечеловеком в присутствии пугающего объекта. В соответствии с процедурой, пациента сначала учатрасслабляться (см. Методики релаксации), а затем постепенно подвергают воздействию пугающсййситуации. Идея заключается в том. что релаксация подавляет троевогу, возникающую в присутствиипугающего объекта. Пациентт сначала мысленно представляет этот объект, а затем учится дейсствовать вреальных ситуациях, ранее вызывавших бесконтрольную тревогу.
возможность использования суггестивных средств психологического воздействия на неблагоприятные психические и функциональные состояния у учащихся в условиях педагогической деятельности в системе образовательных учреждений;
• разработана новая программа использования видеосуггестивного метода для саморегуляции неблагоприятных психических состояний, способствующая изменению мотивации у учащихся на учебную деятельность и обеспечивающая тем самым повышение их успеваемости;
• определен диапазон эффективности применения нового видеосуггестивного метода, основанного на сочетании элементов гетеросугге-стивности и аутогенной тренировки в саморегуляции неблагоприятных психических состояний у школьников, студентов и лиц, страдающих наркотической зависимостью.
Теоретическая значимость. Результаты исследования позволят осуществлять широкий подход к проблеме релаксации неблагоприятных психических и физических состояний у учащихся, возникающих в результате учебной деятельности; расширят научные представления об использовании суггестивных средств психологического воздействия для саморегуляции психических состояний с целью повышения успешной деятельности учащихся в процессе обучения; будут способствовать разработке вопроса, связанного с повышением теоретического уровня, обеспечивающего активное участие учащихся в учебной деятельности.
Сублимация – преобразование инстинктивных форм психики (энергии .... активизирующее организм для борьбы с источником негативных эмоций;.
Эмпатия (от греч. empatheia – сопереживание) — способность человека к параллельному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним.
Термин «эмпатия» введен в психологию Э.Титченером, обобщившим развивавшиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями вчувствования Э.Клиффорда и Т.Липпса.
Эмпатия также включает способность точно определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков, жестов и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация выступления на пед. совете "Реализация программы духовно-нравственного развития младших школьников"
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Частью...
Доклад выступления на спец.семинаре "Психокоррекция общения и поведения умственно отсталых младших школьников"
Коррекционная педагогика. Доклад на спец.семинаре "Психокоррекция общения и поведения умственно отсталых младших школьников" Использование арттерапии и куклотерапии как основных приемов ра...
Развитие умений диалогового общения, как части коммуникативной культуры младших школьников
Диалог - сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание....
«Зависимость поведения и успеваемости младших школьников от психологического климата в семье».
Методические рекомендации для родителей и учителей по воспитанию детей в условиях семьи, которые звучат достаточно свежо и своевременно (в соответствии с работами П.Ф. Лесгафта)....
Произвольность поведения и деятельности младшего школьника
Статья для уителей и родителей младших школьников...
Общение.Его роль в развитии младшего школьника
Родительский лекторий 1-4 класс...
Долгосрочный проект по теме: "Развитие культуры общения в системе межличностных отношений младших школьников "Я и другие Я"
Современные дети иначе стали относиться друг к другу: они не понимают и не учитывают особенности других, общение чаще всего носит поверхностный и грубый характер, можно увидеть проявление бескультурья...