Психолого-педагогическое сопровождение на основе проектной деятельности.
проект на тему
Целью данной работы является привлечение внимания к вопросу психическое здоровье учащихся, индивидуализации образовательных маршрутов, созданию психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса. Раскрываются основные направления работы школьной психологической службы, а также представлен опыт работы конкретного учителя в данном направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologo.docx | 36.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Макогон Елена Валерьевна,
Муниципальное общеобразовательное
автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 22
Психолого-педагогическое сопровождение на основе проектной деятельности.
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся.
Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные, для разработаны основанные на научной психологии технологии их формирования и оценки. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания национальной системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций должны стать основным предметом деятельности школьного психолога.
В связи с этим должна быть модернизирована система управления школой: важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.
Целью психологического сопровождения является создание социально – психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения.
Основные направления деятельности школьной психологической службы:
- изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, обучащихся (определение проблемы, выбор метода исследования);
- формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза);
- разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований
Таблица 1
Связь с психологом | Какие психологические знания необходимы современному классному руководителю? |
Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:
| Психологическое просвещение – приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре. |
Таблица 2
Диагностика | Воспитательная работа на основе СРМ | Перспективы развития классного коллектива в рамках ФГОС |
Личностные универсальные учебные действия Для формирования личностных универсальных учебных действий использую следующие методики: «Ты и твоя школа» (опросник); «Степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью»; Методика изучения мотивов участия в деятельности(по Л.В. Байбородовой); Методика «Что во мне изменилось?»; «Направленность личности» (анкетирование). Познавательные универсальные учебные действия: «Заучивание 10 слов» (методика А. Р. Лурии); Уровень познания (по Якиманской); Диагностика особенностей словесно-логического мышления младших школьников(Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова). Регулятивные универсальные учебные действия: Само- и взаимоконтроль; диспут; рефлексивная самооценка учебной деятельности; Рефлексия – осознание учащимся содержания, последовательности и оснований действий (есть во всех УУД) Коммуникативные универсальные учебные действия. Работа ведется по следующим направлениям: 1.Медико-психолого-социальный модуль. Методики: Уровень воспитанности: задание на оценку усвоения нормы взаимоотношений; «Как ты чувствуешь себя в классе» (опросник); «Социометрия»; Шкала Фидлера (атмосфера в классе); Анкета для учащихся: Использование в деятельности учащихся ИКТ (опросник), 2.Валеологическй модуль: составление «Режима дня». 3.Образовательный модуль: работа с информацией. | Универсальные учебные действия (УУД) способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; Работ по технологии СРМ Г.К.Селевко, «Формирование основ этики» (1-4) Для младшего школьника характерно внимание к моральной оценке поступка, стремление быть хорошим в оценке окружающих. Цели проекта: 1.Помочь определить свою моральную позицию, почувствовать и постигнуть важность соблюдения этических правил 2.Сформировать на основе исторических и культурных традиций семьи, школы, города образовательную среду, способствующую формированию гармоничной личности, умеющей жить в коллективе. 3.Выявить и развить добрые наклонности детей живой практической деятельностью, воспитывать их внутренние качества, развивать их ум, сохранять и укреплять здоровье. 4.Развивать творческий потенциал личности младшего школьника. | Психопрофилактическая работа: обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей: 1.Разработка и осуществление развивающих программ для обучающихся с учетом задач каждого возрастного этапа. 2.Выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии. 3.Предупреждение возможных осложнений в связи с переходом обучающихся на следующую возрастную ступень. |
Психологическое сопровождение:
- Позволит повысить его эффективность участников образовательного процесса.
- Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей.
- Позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.
Список используемой литературы.
Сборник программ для 4-летней начальной школы (система Л.В.Занкова); изд-во «Учебная лит-ра»2005 г.
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. (Стандарты второго поколения). Под.ред.Кондакова А.М., Кузнецова А.А. М.: Просвещение, 2009.
- «Изучение эффективности воспитательной системы школы»,Байбородова Л.В., Степанов Е.Н.,Псков,1994 г.
- Т.Т. Богданова, Т.В.Корнилова «Диагностика познавательной сферы ребенка», М., «Роспедагенство»,1994 Г.
- Гаврилова Г.Ф. «Вначале было детство», (собрание диагностических методик для изучения личности младшего школьника),М.,1993 г.
- Л.М Фридман «Изучение процесса личностного развития ученика», (методические рекомендации для учителей и практических психологов ),М.,1995 г.
- Сластёнин, В.А. Общая педагогика. – М.: Владос, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого – педагогическая компетентность учителя, как основа успешной работы с одарёнными детьми.
По мере повышения требований к образовательному процессу, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, использования ресурсов интернет-технологий, создания обогащенной шко...
Презентация "Система развития психолого - педагогической компетентности и профилактики негативных последствийпедагогической деятельности (профессиональная деформация)
В процессе организации самопрофилактики профессиональной деформации важно выделить особый пласт - знание психологии учащихся, их способностей, личностных способностей, ценностей и интересов. Ругать мо...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности" 1 класс
Рабочая программа составлена для обучающихся 1-4 классов МКОУ «Причулымская СШ» на основе: ФГОС НОО; требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования...
Психолого-педагогические аспекты сопровождения школы будущего первоклассника «АБВГДейка»
Презентация по организации работы с будущими первоклассниками....
Статья: «Формы, организация и психолого-педагогические условия сопровождения в образовательных организациях».
В статье представлеы формы работы и психолого-педагогические условия сопровождения в школах....
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗА МЕРОПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Воспитательное мероприятие — это одна из организационных форм, широко используемых в воспитательной работе учреждения, проводимых во внеурочное время с определенной воспитательной целью. Воспита...
Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации « Первый раз - в первый класс».
Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации ...