"Основы практический психологии"
статья на тему
Предварительный просмотр:
Основы практической психологии
Целью воспитания является душевное здоровье воспитанников и их человеческое счастье. Что такое психическое здоровье и в чем заключается счастье? Есть психические качества, которые одинаково являются нормой, как для детей, так и для взрослых. Для взрослых – как актуальные требования, а для ребенка – как идеал:
1.Альтруистическая жизненная установка (я для людей, а не люди для меня.) такая установка делает людей счастливыми. Но что есть счастье? Счастье – это состояние удовольствия от жизни жизненный комфорт (тот, кто живет для других стремится быть здоровым, бодрым чтобы иметь возможность приносить людям радость пользу, а живущие же для себя не заботятся об этом. Альтруист - имеет в жизни постоянное занятие цель, которая не иссякает, так как люди вокруг есть всегда, живущие же для себя все время разочаровываются. Альтруист мало думает о себе и потому мало страдает ( мы страдаем только за себя) сочувствие другому чувство много приятнее. Для эгоиста малейшая царапина – трагедия, так как он «центр», а альтруист же, как правило, не думает и о смерти. Альтруистам свойственна жизнерадостность и ровное настроение. Эгоистам – припадки отчаяния печаль непостоянство. Отсюда вывод: самые несчастные люди это – эгоисты. Умение переносить трудности лишения и страдания духовные и физические – стойкость. (Закаленный человек прекрасно спит на голом полу а неженка не может спать и на пуховой перине.) ум – любознательность активность. Глупость вопреки общепринятому мнению является не врожденным качеством, а следствием педагогической запущенности, т. е воспитательных ошибок. Так что глупость можно определить как неразвитый ум и пассивность. Смелость решительность сила воли. Общительность интерес к людям уважение к ним соблюдение этических норм. Общаться любит тот, кто умеет общаться – общительность это продукт воспитания. Общителен не тот, кто болтлив а тот кто интересуется тем что думают, другие люди и стремятся сами поделиться с ними своими мыслями. Стремление к созиданию развитию фантазии воображения любовь к творчеству. Любовь к свободе стремление быть независимым. Все перечисленные качества являются результатом воспитания. По классификации характера – экстраверт – прекрасный исполнитель (преданные люди жена если то она одна.)
Интроверт – мыслитель ориентация на идею не в состоянии понять ход реальных вещей заботливые о людях чувства их спрятаны – функция чувства ведущего-это душа общества – чрезмерный энтузиазм(мужчины женственны)
Нестандартность
Функция ощущения - абсолютного приспособленца. Они не любят интуитивных ни экстравертов и интровертов у них функция подавленности, очень много таких людей программистов. У них подавлены ощущения – они видят, чувствуют новые направления.
Ориентация
1.рыночная – уметь себя подать (думать о себе как о товаре) чем чревата для нашего поколения- не можем не умеем приспособиться для мужчин важен статус- виновны воспитатели и родители.
О тревожности
Перенести – нервно психические заболевания по 3 направлениям.
1- Агрессия
2- «умственная лень»(не хочет ни чего признавать)
3- Уход в фантазии(уход в я)- они живут в нереальном мире, уход от реальности. тревожность- состояние не корректной угрозы.
Причины:1не ладится дело со сверстниками и взрослыми.
2конфликт со школой.
Что нужно: а) доброжелательность педагогов,
б) интерес к занятию.
в) взаимопомощь учащихся и педагогов.
г) умение выдать ответ (на ушко педагогу стеснительность.
д) отсутствие страха.
3)дурное влияние сверстников можно уменьшить, если самим родителям действовать по совести. (Если мы живем не по совести, то и ребенок будет жить так.)
4)верить в способности детей верить в них и внушать им самим.(хочешь жить и жажду жизни наслаждения? – справился с интересным делом и получи удовлетворения!) давать больше самостоятельности(не отдаляться от него – не упускать из вида, следя» боковым зрением».
Трудный возраст.
Встают серьезные воспитательные проблемы тогда когда дети вступают в подростковый возраст. Это сложный период развития – своего «Я», «Не притесняйте мою личность» особо, когда дело идет о помощи по дому. Выход все тот же – развитие в детях ответственности самостоятельности умение понимать других людей и утверждать свое «Я» Прежде всего в глазах этих людей.
Воспитание трудолюбия – трудная вещь, но в наше время одно из актуальных, если ее упустишь в детстве, то потом пожинаешь плоды. Если ребенок говорит о своей матери что она плохая – не покупает ему машину. Мальчик говорит правду, что мать его плохая потому что у хорошей матери ребенок так говорить не будет. Трудовое воспитание это прежде всего и нравственное воспитание. Нравственность не преподается ,она формируется в процессе человеческой жизни.
Средством воспитания для педагогов может выступать все, что нас окружает кроме нас самих. Суть детской дисциплины заключается не в подавлении шалостей, а в их преобразовании. Не надо требовать от детей того чего мы не смогли внушить им. Надо видеть себя в детях чтобы помочь им стать взрослыми надо принимать их как повторение своего детства чтобы совершенствоваться самому надо жить жизнью детей чтобы быть гуманным педагогом. Пусть педагог всегда спешит к детям ,скучает о них радуется встрече с ними тогда и дети будут спешить в школу и от всего сердца радоваться каждой встрече с педагогом. Воспитанию нет начала и конца его невидно. Способствовать взрослению ребенка в соответствии с его развивающими силами значит делать детство детей радостным увлекательным и эмоционально насыщенным. А если наоборот замедлять это движение к взрослению путем предоставления ребенку полной свободы с той мнимой логикой что нельзя отнимать у него детство, значит лишить его истинного чувства переживания радости детства. Детей надо любить всем сердцем и проявлять эту любовь. Каждый школьный день каждое занятие должен быть осмыслен педагогом.
Авторитарность
Авторитарная система является распространенной. В авторитарной системе можно выделить две системы: жесткая и мягкая. В жесткой добиваются с помощью физической силы крика и прямого давления.
В мягкой – косвенными методам и (средствами авторитета )- одна из распространенных ошибок авторитарности состоит в том что положительные плоды воспитания авторитетных педагогов они видят в том что у них на занятиях дети ведут себя хорошо. Но на занятиях слабого (новичка) педагога эти дети ведут себя отвратительно, зачастую просто издеваются над педагогом,т.е эти дети (которые являются объектом воспитания «авторитетного педагога) приучаются подчиняться сильному над слабым. В этом и состоит главный итог воспитания основанного на авторитете. И так: мягкая авторитарная система это и есть подавление с помощью интеллекта духовной силы ,силы воли и т.п. но суть одна и таже.(драки в «авторитарных» классах между детьми происходят в 30 раз чаще чем в «демократических» - в авторитарных классах дети раздражительны эгоистичны дети расколоты на группировки враждебные эти классы отличаются «грязным» отношением мальчиков к девочкам. И главная ( задача) особенность авторитарной системы в том что не педагог существует для учеников а наоборот ученик для педагога. Демократическая система – является единственной, которая учит детей не быть орудием в руках других людей, а осознавать свои нужды силы и способности свободно определять свое поведение это и есть не условие, а результат воспитания.
Демократическая система воспитания является единственно подлинно научной системой воспитания, полагая, что ни какое средство воспитания не может быть хорошим или плохим. Нельзя делать ни того что хочется педагогу ни того что хочется ребенку а нужно делать только что нужно для счастья и духовного здоровья ребенка. «Кнут и пряник» являются несовершенным второстепенным средством воспитания. Главным орудием воспитания являются человеческие отношения условия жизни человека. То есть орудия которые не находятся непосредственно в руках педагога. Педагогическая позиция воспитателя скрыта в этом случае от воспитанника он не знает, что от него хочет педагог «лучше всего вообще не знает, что его воспитывают»
Индивидуальный подход.
(одним из наиболее частых педагогических просчетов, которые допускают добрые любящие родители, являющие недостаточное внимание к индивидуальности ребенка к его склонностям качеству темпераменту жизненной направленности. Общаться с детьми надо по разным воспитательным критериям то есть с учетом их индивидуальности – значит хорошо знать детей интересоваться их характерными особенностями уметь вжиться в их обстановку ситуацию ставить себя на их место. Но чтобы уметь сопереживать и понимать необходимо, учиться много, знать. Сколько левшей до сих пор силком переучиваются (без учета индивидуальной мозговой доминанты) сколько талантливых и темпераментных детей насильно заставляют не шалить а вялых заторможенных детей наоборот «мучают» взбадривающими методами»считая этих детей глупыми и ленивыми а это больные дети. Есть дети ласковые – это отнюдь не результат воспитания. Некоторые дети боязливы, печальны, сильно привязаны к родителям они нуждаются всего-навсего в ласке и заботе. А есть пробивные дети любящие соперничать и к познанию тайн. Все это нормально. Потребность в еде тоже очень индивидуальна как и потребность во сне. Много просчетов в воспитании совершается когда навязывается все это. Есть смешные и серьезные дети. Поэтому необходимо учитывать индивидуальность уважать личность целенаправленно развивать в детях хорошие качества одаренность умение внимательно слушать ребенка.
Дисциплина.
В области воспитания детей дисциплина это тренировка ума и характера ребенка чтобы он стал самостоятельным умеющим владеть собой достойным членом общества. Что включает в себя дисциплина: пример взрослых моделирование ситуаций словесные письменные инструкции письменные просьбы обучение обеспечение возможности ребенку учиться самому и набираться жизненного опыта умение отдыхать…. И все это под разумным благожелательным руководством взрослых. Наказание сюда тоже входит, причем наиболее отрицательный и примитивный. Дисциплины легче добиться, когда ребенок чувствует, что его искренне любят и глубоко принимают его таким, какой он есть. Тогда ребенок мирится с руководящей ролью взрослых без враждебности.
Семь правил для всех родов наказания.
1.наказание не должно вредить здоровью ни физическому, ни психическому.
2.если есть сомнение наказывать или не наказывать – не наказывайте! даже если уже поняли ,что слишком мягкие доверчивые нерешительны. Никакой «профилактики» никаких наказаний «на всякий случай»
3.за один раз одно наказание. Наказание не за счет награды. Даже если проступков совершено множество наказание может быть суровым но только одно за все сразу а не поодиночке за каждый. салат из наказаний – блюдо не для детской души.
Предупреждение: что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды. Никогда!!! не отнимайте подаренные вами или кем то другим. можно отменять только наказания.
4.срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое не дают стать другим.
5.дети не должны бояться наказания. Они должны знать, что в определенных случаях наказания неотвратимо. И не наказаний они должны бояться не гнева, а вашего огорчения. Если отношения с детьми нормальны то ваше огорчение будет для них большим наказанием.(если не будет слишком частым)
6.без унижения ,что бы то не было какая бы вина не была наказание должно восприниматься ребенком как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение его человеческого достоинства.
7.наказан – прощен - инцидент исчерпан, страничка перевернута, как ни в чем не бывало, а о старом ни слова!
Каждодневно ребенок должен видеть и постигать азбуку доброты в семье и ближайшем окружении, это и взаимопомощь доброе заботливое отношение.
10 заповедей для родителей:
Дети из неблагополучной семьи (семьи алкоголиков помощь им)
IКАНАЛ – ВЕРБОЛИЗАЦИЯ (писать и прочитывать)
IIКАНАЛ – СНЯТИЕ НАПРЯЖЕНИЯ (творчество энергетические действия спорт)
Помощь сверх ответственным детям :
1. Помогать стабилизироваться в жизни между работой и игрой.
2. Делать это тактично. Настаивать, чтобы они не приносили себя в жертву не портили свои собственные интересы.
3. Помогать научить брать на себя посильные обязанности.
4. Помогать расслабляться ни чего не делать (не должен угождать всем)
5. Убедить что он ценен не, потому что он особенный замечательный….
6. Развивать в ребенке психологическую гибкость побуждая спонтанность действий так как он должен принять трудное решение(не оставлять их один на один)
Помощь потерянному ребенку
1-необходимо дать почувствовать ребенку что он занимает свое место в группе(часто они обижены другими детьми)эти дети ощущают ущербность человека.
2- если уже вошел в группу поощрять, но не принуждать.
3-Хвалить эа сделанные дела демонстрировать это перед другими детьми.
4-помочь ему найти напарника, где они могут сотрудничать на деловом уровне.
Как помочь клоуну (талисман семьи)
Уделять больше внимания (если поверит педагогу – снимет маску)
Не упускать случая подчеркнуть адекватное положение своих чувств.
Старшим детям предложить вести дневник.
Как помочь «козлу отпущения»
Рассматривать его поведение ни как угрозу, а как крик о помощи.
Проанализировать их чувства к себе.
Отмечать путь от большого не успеха к меньшему не успеху пока он приедет к «0»
Авансировать прежде времени его дела похваливая.
Чаще говорить я верю в тебя, и поднимать планку на столько, сколько это удается.
Общение с детьми вести на уважительной ноте (уровне) не притворяться а как взрослые со взрослыми.
Ни когда, ни кого не ставить в пример этого делать нельзя! Показывать примеры самокритики и не ставить на педъестал.
Поставить лидером там, где он может достигнуть успехов (то, что он может по силам)
Помогать другим детям понимать чувства этого человека, но не принуждать.
Что касается трудных девочек.
Как правило, они из семей алкоголиков у них не уважение к своему телу от родителей они отторгнуты, так как ребенок лучше чувствует себя в одиночестве их родители заняты. В ссоре родителей мать рассказывает, что она переживает (чтобы с родителями не случилось, не говорить ни кому не делиться)
Сделать все, чтобы не было отторжения от семьи (мать должна верить своему чаду)
Поднимать образ матери в глазах ребенка («все лучшее начинается к любви к матери» - Цицерон.)
Как работать с родителями?
ПЕРЕСТАТЬ ПРИТВОРЯТСЯ ПЕРЕД РЕБЕНКОМ,(не скрывать сведений о родителях) дать понять что вы все знаете(в излечении от пьянки 12 шагов вперед призывать мать вернуть –материнский долг) хороший тренинг :15 мин на плечо руку и глаза в глаза садиться за стол переговоров тихо спокойно не перебивая друг друга на детей это действует благотворно. Параллельно с лечением отца, психиатр работает с женой (созависимость это эмоциональное психическое поведенческое состояние возникающее в результате того что человек длительное время угнетался воздействию угнетающих правил которые препятствовали открытому выражению чувств.
Созависимые - это дети взрослые алкоголиков
Те, кто находятся в зависимости с ними.
Родители детей с поведенческими проблемами.
Тех, кто находится в тесных взаимоотношениях безответственных людей. Для того чтобы понять для чего мы полезны – отстранять собственное –« Я».Научиться принимать действительность.
ДОБРОТА+СВОБОДА+ИСТИНА
Что есть женственность и мужественность.
В наше время есть тенденция – к 13 годам девочки стают более мужественными а мальчики наоборот у них снижается мужественность большая часть девочек с тяжелым характером утеряны женские черты и уважение к своему телу – результат рост разводов беспорядочная жизнь не уважение мужчин – не считаются с ними. Сокращение рождаемости отмирание материнских чувств.
Бескомпрометивное чувство.
Увеличение женских правонарушений. Причина: женщина воин она организатор. Девочки воспитываются педагогикой (родители кому еще удается воспитать девочку – как девушку за нее переживают «как она будет жить в этой жизни?) и им действительно трудно.
Мальчики не умеют брать на себя обязанности они приспособленцы им очень хорошо, что все делают за них (чтобы человек состоялся он должен брать на себя ответственность.) если неряха мама – девочка будет такой же ,но бывает и от обратного.
Инфантильные мужчины. Синдром Питеронена)
( необходимо взывать к ответственности)
7 характерных черт:
1. Эмоциональная заторможенность (жалость к себе неадекватность реакций)
2. 2.свойство откладывать все на потом (тянут до последней минуты)
3. 3.социальная беспомощность (легко попадают под влияние, скорее проявляют внимание к посторонним, чем к близким)
4. Страусинная политика (от проблем стараются уйти, незамечать свои ошибки признавать не хочет)
5. Зависимость долгая от матери двойственное чувство к ней, то раздражителен, то чувство вины, то вспышки ненависти, то вспышки нежности, но в душе он ее не любит. В детстве они били на жалость.
6. Зависимость от отца (не интересующийся ребенком или от случая к случаю.
7. сексуальная зависимость (ставит себя героем, хотя может и девственен, вот тут и проблемы болячки….)
СИНДРОМЫ:
Чувство безответственности (воспитывать чувства ответственности- нужна большая воля)
Тревожность, хронические страхи (из за неблагополучных отношений между родителями – чаще всего страдают мальчики.)
Одиночество и отчуждение(15 16 лет – готовы на все ради общения.) ощущение не нужности в своей семье, укор о куске хлеба а если богаты в бизнесе то деньги а деньги делают все! Он думает, что женщину можно купить, а есть и такие отцы и сами учат этому.
Нарушение полового поведения (у нормального все девочки доступны а особенно ныне) а у этих детей затруднение они сексуально озабочены боязливы за все. в любовных отношениях он очень не гибкий. Нет тепла.
Нарцизизм – самовлюбленный в себя и мужской шовинизм) замыкается в себе. Проявляется в 20 лет корни в раннем детстве.
ЧТО ДЕЛАТЬ:
Родителям проанализировать особо отцу и начинать с себя. Отцу посмотреть нет ли в нем склонности саможалости умеет ли он выражать свои чувства.
Что делать матери:
Не проявляет ли излишней заботливости? Не мирится ли она с мужем шовинизмом ,(где об нее вытирают ноги не жалеет ли она их больше чем себя.
Набраться смелости и требовать ответ от.
ПОСТАВИТЬ ПРОГРАММУ №1 – САМОУВАЖЕНИЕ К СЕБЕ. И ВОСПИТЫВАТЬ В РЕБЕНКЕ:
Уважение к родителям (фундаментально)
Управлять не придираясь (Снять раздражение)
Не давать проникнуться потребительскими потребностями. Учит ждать
Равновесие между любовью и дисциплиной
ПРАВИЛА, КОТОРЫЕ НЕ ПОДЛЕЖАТ ОБСУЖДЕНИЮ
ПОЧЕМУ ТЫ ВРЕШЬ? – ОТВЕЧАТЬ РЕБЕНКУ, ЧТОБЫ ТЫ БЫЛ СЧАСТЛИВ.
Наказывать быстро редко - иначе привыкают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая психология для младших школьников
Презентация содержит материал из опыта работы по преподаванию курса Е.Николаевой "Я в мире других"....
Деятельность практического психолога образования
Психологическая служба образования, или школьная психология, существует во многих странах, охватывая всю систему обучения и воспитания ребенка с дошкольного возраста до окончания школы, и имеет ...
Внедрение инновационных компьютерных технологий в практическую деятельность психолога образовательного учреждения
Описание возможности использования информационных технологий для более эффективной деятельности психолога в образовательном учреждении...
Фронтальное интегрированное занятие учителя-логопеда и практического психолога по теме:«Дом, в котором я живу…» ( конспект + презентация)
Презентация по ссылке: http://1drv.ms/1D89zzG...
"Сделай дорогу счастливее". Практическое пособие для психологов,педагогов и родителей.
"Сделай дорогу счастливее". Практическое пособие для психологов,педагогов и родителей.КАЖДЫЙ ИЗ НАС СИЯЕТ ПО-СВОЕМУ…»(Психологические характеристики педагогических типов) Удачи Вам, сельски...
Образовательная программа дополнительного образования взрослых (для родителей (законных представителей)несовершеннолетних детей) «Основы детской психологии и педагогики».
Образовательная программа дополнительного образования взрослых (для родителей (законных представителей)несовершеннолетних детей)«Основы детской психологии и педагогики»....
методические рекомендации по изучению дисциплины "Основы возрастной психологии"
Раскрытие содержания понятия "развитие".Рассматривается его общефилософское понимание, а также конкретизация в рамках психологической науки.Раскрытие понятия "возраст", его виды и ...