"Сделай дорогу счастливее". Практическое пособие для психологов,педагогов и родителей.
методическая разработка по зож на тему
"Сделай дорогу счастливее". Практическое пособие для психологов,педагогов и родителей.КАЖДЫЙ ИЗ НАС СИЯЕТ ПО-СВОЕМУ…»
(Психологические характеристики педагогических типов)
| Удачи Вам, сельские и городские, Уважаемые учителя! Добрые, злые и никакие Капитаны на мостике корабля. Удачи Вам, дебютанты и асы. Удачи! Особенно по утрам, Когда Вы входите в школьные классы, Одни – как в клетку, другие – как в храм. Р.Рождественский
|
| Создай самого себя, А затем воздействуй на других тем, что ты есть. Гумбольдт |
В каждом педагогическом коллективе есть учителя, свободные от догм и стереотипов, способные к профессиональному и личностному росту. Именно они помогают своим воспитанникам преодолеть отчуждение от школы, благодаря им дети идут на уроки с радостью.
Что же мешает остальным учителям стать для своих учеников друзьями без фамильярности и «авторитетами» без подавления личности ученика, получать удовлетворение от работы в школе?
Есть разные стили учительского поведения, так сказать, разные «пьедесталы», на которые взбирается педагог, чтобы спрятать от учеников свою личность. Для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, вполне применима классификация воспитателей, автором которой является Т.В. Лаврентьева.
Карабас-Барабас. Этот педагог требует беспрекословного послушания детей. Такое общение в большей степени похоже на дрессировку, на выучку маленьких оловянных солдатиков. Основой всего воспитания является страх и подчинение воле взрослого, подавляющего естественную активность дошкольников. Поведение ребёнка, посещающего группу с таким Карабасом-Барабасом, похоже на пружину: постоянное давление сжимает её, при малейшем ослаблении пружина с огромной силой вырывается вверх, и её траектория становится малопредсказуемой, а сила – разрушительной.
Активность детей, освобождённых на некоторое время от давления такого воспитателя (например, на занятиях у других специалистов), направляется на выплеск накопившейся энергии, другими словами, дети не обращают внимания на слова взрослого, пока не устанут. Они быстро привыкают к сильным стимулам (окрику) и перестают реагировать на спокойный голос.
В случае необходимости (открытое занятие, диагностическое обследование) дети в группе Карабаса-Барабаса могут показывать достаточно высокий уровень овладения какими-либо знаниями и умениями, но лишь в условиях искусственно созданного спектакля, так как знания и умения выдрессированы, усвоены автоматически. Стоит немного изменить условия игры, заменить картинки, задать вопрос иначе, и дети уже не смогут воспроизвести усвоенное.
Самым печальным последствием такого воспитания является выработка у детей двойной позиции, манипулятивных способностей. Уже дошкольник способен понять, что ложь помогает избежать неприятностей, а лесть - добиться одобрения. И все это является следствием использования диктата и дисциплины как основных мер воздействия.
Мальвина. Такой педагог чётко знает, что правильно, а что нет, что нужно, а что бесполезно. Действия Мальвины укладываются в чёткий и единственно правильный стереотип. Она умна, но может действовать только так и никак иначе, потому что считает такие действия единственно правильными. Такой подход эффективен в воспитании у детей культурно-гигиенических навыков, предполагающих выработку четко последовательных действий (сначала откручиваем кран, потом уж намыливаем руки, а не наоборот). Что же касается повседневного общения, естественно возникающих конфликтов, – здесь Мальвина действует просто: непонятное ей автоматически становится неправильным. Как следствие – отсутствие у детей инициативности, самостоятельности, любознательности и эмоциональности.
Красная Шапочка. Эмоциональна, непоследовательна, взбалмошна, криклива и непрагматична. Вызывает у детей симпатию, основанную на схожести. В своих действиях импульсивна, не продумывает последствия хотя бы на полшага. Такая инфантильность приводит к плохой дисциплине и непослушанию у детей, к развитию неорганизованности, неумению предвидеть последствия своего поведения.
Спящая красавица. Безразлична и к детям, и к окружающему миру, «присутствуя, отсутствует». Дети предоставлены сами себе. Её общение с ними носит абсолютно формальный характер, деятельность детей никак не регулируется. Малыши не могут занять себя, у них отсутствует потребность в новых ощущениях. Следствие – дети становятся такими же безразличными к окружающему либо расторможенными, основное и любимое занятие – баловство.
Наседка. Наилучший вариант воспитательской позиции для ясельной группы. Заботлива, внимательна, тревожна, повсюду видит опасность, по поводу и без повода «кудахчет», ни на минуту не оставляя детей без внимания и неусыпного контроля. Всё расскажет, все покажет, разжует и в рот положит. В итоге у детей пропадает необходимость и потребность «махать крыльями» самостоятельно. Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, тревожность, лень – вот последствия такой воспитательской позиции.
Снежная королева. Эгоцентрична, самовлюблённа, создаёт видимость высокого профессионализма. Не терпит критики в свой адрес. Демонстративна, любит повелевать, покрасоваться. На публике работает вдохновенно и блестяще, но в обычных ситуациях относится к делу поверхностно, спустя рукава, к детям относится равнодушно, холодно. Как следствие – эмоциональная бесчувственность, жестокость, безынициативность у её воспитанников.
Мери Поппинс. Разносторонне развитая, эрудированная, тактичная. Знает потребности детей, закономерности их развития. В общении естественна и эмоциональна, гибко сменяет позиции в различных ситуациях. Обучение детей проводит настолько естественно, что они этого не замечают, используя игру, проблемные ситуации в повседневной жизни. Главное – любит детей!
Американский психотерапевт, исследователь семейных отношений Вирджиния Сатир предложила типологию стилей родительского воспитания, которую мы сочли возможным перенести на учителей школы. Вот эти типы:
Учитель – Начальник.
Его «пьедестал» – власть. От учеников он требует, прежде всего, послушания. Такой педагог похож на тирана, который постоянно подчеркивает свою силу, все на свете знает и считает себя образцом добродетели. Он всех обвиняет и держит в страхе. Это «опытный» учитель, который хорошо знает скрытые пороки и тайные страхи своих учеников (да и своих коллег тоже). Он умело использует эти знания для поддержания своего авторитета, чувствует себя облеченным властью и поэтому особенно «принципиален». Он считает, что учитель должен дать ответ на любой вопрос и по любому поводу иметь свою единственно «правильную» точку зрения. Результаты такого стиля учительского поведения – конфликты, обиды, «бунт» учеников, отсутствие искренности во взаимоотношениях педагога с детьми.
Учитель – Компьютер.
Его «пьедестал» – компетентность. Он требует от учеников знаний, информации, фактов. Это – вещатель с каменным лицом, произносящий прописные истины, похожий на робота. Он считает, что не только в обучении, но и в воспитании главное – компетентность. Если ею кто-то и обладает, то это он сам. Его речь богата безличными предложениями (Все знают, что…», «Хорошо известно, что...», «Говорят…», «Есть мнение...»), а местоимений первого лица практически не содержит. Это «закрытый», «холодный» учитель.
Результат такого стиля учительского поведения – снижение уверенности у учеников, отсутствие у них положительных эмоций на уроках (особенно страдает самоуважение тех ребят, которые встречают затруднения в овладении данным учебным предметом) и снижение мотивации к занятиям, даже отвращение, несмотря на то, что учитель все делает «ради своего предмета».
Учитель – Мученик.
Его «пьедестал» – бесконфликтность. От учеников этот учитель ожидает послушания. Он хочет только служить другим, идет на большие жертвы ради пустяков и всегда выступает с позиции миротворца. Больше всего такой педагог боится конфликтов. Он испытывает постоянное чувство вины и взваливает на себя чужую работу. По сути, он все время избегает душевного напряжения, сопутствующего конфликтам. Его позиция пагубна для детей: одних учеников она провоцирует на манипуляцию учителем, у других формирует страх возникновения проблем.
Учитель – Приятель.
Его «пьедестал» – популярность. От учеников он требует хорошего к себе отношения. Это снисходительный товарищ, всегда и во всем готовый простить (независимо от возможных последствий). Такой учитель ведет себя беззаботно и, по сути, равнодушно по отношению к ученикам и их проблемам. Результат подобного стиля учительского поведения – отсутствие у детей чувства ответственности.
Учитель – Штамповщик.
Вероятно, это самый распространенный тип учителя. Он любит детей, но из-за отсутствия творческого начала действует под давлением сложившихся стереотипов, шаблонов, устаревших требований, работает по готовым рецептам, одинаково со всеми классами и со всеми детьми. Учиться у такого педагога неинтересно, скучно, а уровень знаний у учащихся бывает невысокий.
Все это – разновидности позиций «на пьедестале». Возможно, что в поведении конкретного учителя они смешаны, и в одних ситуациях он ведет себя как начальник, а в других – как компьютер или мученик. Вспомните конкретные примеры проявлений описанных ситуаций. Что Вы сами чувствуете, забираясь иногда на пьедестал?
Учитель – самоактуализатор (без пьедестала).
Теперь обратимся к иной позиции – партнерской. Партнерская позиция для учителя означает отсутствие вообще какого-либо пьедестала. Учителя-партнеры ощущают себя лидерами-вдохновителями, а не авторитарными руководителями. Свою задачу они видят в том, чтобы научить детей оставаться людьми в любой жизненной ситуации. Они готовы сообщать своим ученикам негативные оценки так же, как и позитивные, они готовы огорчаться, гневаться, расстраиваться так же, как и веселиться, и радоваться. Их поведение не расходится со словами.
Все мы всего лишь люди. Никто не превращается в воспитателя автоматически в тот момент, когда получает диплом педагогического института. Умение выбирать соответствующую ситуацию и время, чтобы поговорить с учениками тогда, когда они готовы выслушать учителя, приходит после многих ошибок и разочарований. Учителя, реализующие партнерскую позицию, принимают изменения как неотъемлемую часть бытия и стараются творчески использовать их в своей жизни.
Принципы профессиональной деятельности учителя –самоактуализатора.
– Я хочу, чтобы школа стала для детей вторым домом, и я постараюсь все сделать для этого.
– Я хочу, чтобы меня любили, поэтому буду жить по принципу: относись к детям так, как бы хотел, чтоб они относились к тебе.
– Я не всезнайка, поэтому я и не буду стремиться казаться им.
– Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства, поэтому я позволю детям учить себя.
– Мне нужно, чтобы ученики меня поняли и приняли, поэтому я буду стараться понимать и принимать детей.
– Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле, поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.
– Я – человек и склонен ошибаться, поэтому я буду терпелив к ошибкам детей.
– Почти всему, что я знаю, я научился на собственном опыте, поэтому я позволю детям приобрести собственный опыт.
– Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя, поэтому я буду признавать и подтверждать чувство самостоятельности у ребенка.
– Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарование и стрессы ребенка исчезли, поэтому я буду стараться смягчить удар.
– Я чувствую страх, когда я беззащитен, поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребенка с добротой, лаской и нежностью.
И, чтобы это у меня получилось, я не забуду:
– входить в класс с улыбкой;
– при встрече заглянуть каждому ребенку в глаза, узнать его настроение и поддержать, если ему плохо;
– быть выдержанным, терпеливым, уравновешенным, внимательным;
– вовремя ободрить, поддержать, быть рядом с ребенком в трудной ситуации;
– не принижать и не завышать планку трудности;
– постараться вселять в ребенка веру в себя;
– радоваться маленьким успехам своих учеников, сопереживать их неудачам;
– извиниться, если не прав, быть терпеливым к ошибкам детей;
– не выделять любимчиков, в каждом можно найти предначертанное ему;
– корректировать поведение слишком самонадеянных, иначе их будут избегать; слишком скромных – их не будут уважать; слишком болтливых – на них не будут обращать внимание; слишком молчаливых – с ними не будут считаться; слишком суровых – с ними трудно общаться; слишком добрых – их растопчут;
– жить с детьми полной жизнью: радоваться и огорчаться вместе с ними, увлекаться и удивляться, шутить и наставлять, быть нетерпимым ко лжи и насилию, справедливым, упорным, правдивым;
– нести детям добрую энергию.
Мои принципы общения с родителями.
– Помнить, что их дети – самое дорогое в жизни. Быть умным и тактичным. Постараться не обидеть и не унизить их достоинство.
– Каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной. Каждое собрание – вооружать их новыми знаниями в области педагогики и психологии.
– Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов.
Любой педагог в разных ситуациях может проявлять и снисхождение, и уступчивость, и отстранённость, но с течением времени в силу развития или неразвития механизмов принятия и терпения та или иная форма поведения может закрепляться. В зависимости от того, какая форма закрепляется, можно выделить типы педагогов с терпимым, толерантным или нетерпимым отношением.
Коротко опишем каждый тип педагога, используя схему:
педагогическое кредо; лозунг, которым пользуется педагог; позиция, занимаемая по отношению к ребёнку; способы общения; преобладающая форма отношений; тактика поведения.
Предлагаемая психологическая характеристика педагогических типов не преследует цели обидеть педагогов или злорадно указать на их недочеты, она необходима, прежде всего, для понимания причин появления недостатков в работе и для предостережения педагогов от грубых воспитательных ошибок.
Педагоги с преобладанием пренебрежения как формы выражения нетерпимого отношения к детям («Диктатор»).
Педагогическое кредо: «Я поставлю вас на место!»
Лозунг, которым руководствуется взрослый: «Вы ответите мне за всё!»
Позиция, занимаемая по отношению к ребенку, – «сверху», контролирующая, принуждающая, это преследующий «родитель».
Способы общения: запрет, требование, манипулирование, угроза, наказание, оскорбление.
Преобладающая форма отношений: пренебрежительное отношение к ребёнку, презрение, неприязнь, вплоть до ненависти.
Тактика поведения: диктат.
Педагоги с преобладанием отстранённости как формы выражения нетерпимого отношения к детям («Снежная Королева»).
Педагогическое кредо: «Оставьте меня в покое!»
Лозунг, которым пользуется педагог: «Это вы сами в состоянии сделать!»
Позиция, занимаемая по отношению к ребёнку, – безучастный, холодный, отстранённый «взрослый», «на равных», но не вместе.
Способы общения: холодная наблюдательность, раздражённое неприятие, различные виды манипулирования.
Преобладающая форма отношений: отстранённость, безучастность, игнорирование.
Тактика поведения: сосуществование рядом, но не вместе; уход от проблем.
Педагоги с преобладанием импульсивности как формы выражения нетерпимого отношения к детям («Боец»).
Педагогическое кредо: «Я вылеплю из вас людей!»
Лозунг, которым пользуется педагог: «Делай, как я!»
Позиция, занимаемая по отношению к ребёнку, – «снизу», эмоционально неустойчивый «подросток», стремящийся всем показать, что он «взрослый».
Способы общения: наставление, запрет, требование, наказание, манипулирование.
Преобладающая форма отношений: неприятие с эмоциональным реагированием, стремление изменить поведение ребёнка, скорректировать его личность.
Тактика поведения: диктат.
Педагоги с преобладанием высокомерия как формы выражения нетерпимого отношения к детям («Сноб»).
Педагогическое кредо: «Ох, уж эти детки!»
Лозунг, которым пользуется педагог: «И когда только вы вырастете!»
Позиция, занимаемая по отношению к ребёнку, – «сверху», позиция надменного, кичливого «родителя».
Способы общения: нотация, морализирование, наставление, разъяснение, назидание.
Преобладающая форма отношений: высокомерие, надменность, кичливость.
Тактика поведения: контроль, опека.
Педагоги с преобладанием терпеливости как формы выражения чрезмерно толерантного отношения к детям («Стоик»).
Педагогическое кредо: «Все можно пережить! Терпи, сколько выдержишь!»
Лозунг, которым пользуется педагог: «Всё получится, нужно только немного подождать!»
Позиция, занимаемая по отношению к ребёнку, – «рядом, но не вместе».
Способы общения: диалог, поддержка, манипулирование.
Преобладающая форма отношений: терпеливость, выдержка, самообладание, самоконтроль.
Тактика поведения: сосуществование рядом.
Педагоги с преобладанием беспомощности как формы выражения неоправданного толерантного отношения к детям («Золушка»).
Педагогическое кредо: «Я готов всё вытерпеть, лишь бы вам было хорошо».
Лозунг, которым пользуется педагог: «Ну что я могу для тебя сделать?»
Позиция, занимаемая по отношению к ребёнку, – «снизу», приспособление.
Способы общения: приноравливание к детям;
Преобладающая форма отношений: беспомощность.
Тактика поведения: невмешательство.
Педагоги с преобладанием снисхождения как формы выражения терпимого отношения к детям («Черепаха Тортилла»).
Педагогическое кредо: «Это дети, и этим всё сказано!»
Лозунг, которым пользуется педагог: «У вас всё получится со временем!»
Позиция, занимаемая по отношению к ребёнку, – «сверху», позиция покровительствующего «родителя».
Способы общения: наставление, нотация, разъяснение, морализирование, убеждение.
Преобладающая форма отношений: снисходительность, покровительственное отношение.
Тактика поведения: опека, забота, умеренный контроль.
Педагоги с преобладанием уступчивости как формы выражения терпимого отношения к детям («Альтруист»).
Педагогическое кредо: «Я так вас люблю, что готов всё принять, лишь бы вам было хорошо!»
Лозунг, которым пользуется педагог: «Всё дано от природы, я мало, что могу сделать!»
Позиция, занимаемая по отношению к ребёнку, – «снизу», приспособление.
Способы общения: уступчивость, сговорчивость, покладистость. Преобладающая форма отношений: уступчивость.
Тактика поведения: попустительство.
Педагоги с преобладанием сотрудничества как формы выражения оправданно терпимого отношения к детям («Миролюбец»).
Педагогическое кредо: исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития.
Лозунг, которым пользуется педагог: «У тебя все получится, в случае необходимости можешь рассчитывать на мою помощь!»
Позиция, занимаемая по отношению к ребёнку, – «рядом», позиция друга, помощника, наставника, когда это необходимо.
Способы общения: понимание, помощь, диалог, поддержка. Преобладающая форма отношений: сотрудничество. Тактика поведения: сотрудничество, ненавязчивое, естественное создание ситуаций, требующих от детей проявления активности. Это идеальный тип педагога во всех отношениях, он любит детей, с удовольствием с ними работает.
Система отношений с детьми основана на типологии терпимого, толерантного и нетерпимого отношения учителей (см. таблицу).
Объекты терпимости, толерантности, нетерпимости
Терпимость, толерантность | Объекты | Нетерпимость |
1. Объект воспринимается как «иное» | Ученики
Родители
Коллеги
Отдельный человек
Отдельное мнение
Идеология
Научная система
Вещь
Предмет | 1. Объект воспринимается как «чужое», «чуждое» |
2. Интерес к объекту, стремление понять его | 2. Отсутствие интереса к объекту, ограниченность сложившимися стереотипами | |
3. Дифференциация отношения к объекту: что-то принимается, что-то нет (понимание, эмоциональная устойчивость) | 3. Враждебное отношение к объекту (подозрительность, недоверие, возмущение, ненависть) | |
4. Стремление позитивно взаимодействовать, убеждать и быть убеждённым, принятие объекта как данности | 4. Избегание объекта, выражение враждебного отношения, агрессивные действия, стремление подчинять или подавить |
От нас, родителей, воспитателей, учителей, зависит то, какими вырастут наши дети, ученики.
Если ребенок окружен критицизмом,
Он учится обвинять.
Если ребенок видит враждебность,
Он учится драться.
Если над ребенком насмехаются,
Он учится быть робким.
Если ребенка постоянно стыдят,
Он учится чувствовать себя виноватым.
Если ребенок окружен терпимостью,
Он учится быть терпимым.
Если ребенка поддерживают,
Он учится уверенности.
Если ребенка хвалят,
Он учится ценить других.
Если с ребенком обходятся справедливо,
Он учится справедливости.
Если ребенок чувствует себя в безопасности,
Он учится верить.
Если ребенка ободряют,
Он учится нравиться самому себе.
Если ребенка принимают и обращаются
С ним дружелюбно,
Он учится находить любовь в этом мире.
Дорис Лоу Ноулт
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
19_str_sdelay_dor.sch_.docx | 1.72 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическое пособие по русскому языку
Данное пособие предназначено для развития у младших школьников умения делить слова на слоги, опираясь на правила слогоделения, сформулированные Р.И. Аванесовым. Пособие может быть исполь...
Практическое пособие по обучению грамоте, 1 класс "Построим пирамиду из звуков"
Материал составлен на основе практического пособия «Игровые технологии обучения в начальной школе: Е.В. Калмыкова....
С.И.Косолапов "О подготовке руки к работе" часть 1 (практическое пособие для учителей начальных классов)
С.И.Косолапов "О подготовке руки к работе" часть 1 (практическое пособие для учителей начальных классов...
С.И.Косолапов "О подготовке руки к работе" часть 2 (практическое пособие для учителей начальных классов)
С.И.Косолапов "О подготовке руки к работе" часть 2 (практическое пособие для учителей начальных классов...
С.И.Косолапов "О подготовке руки к работе" часть 3 (практическое пособие для учителей начальных классов)
С.И.Косолапов "О подготовке руки к работе" часть 3 (практическое пособие для учителей начальных классов)...
"Лучший способ воспитать хороших детей – это сделать их счастливыми" (О.Уайльд)
Уважаемые родители. В рамках наших родительских собраний вы часто просите дать совет, подобрать "ключ" к решению вопросов, связанных с воспитанием наших детей. Думаю, что предлагаемый ...
«Как сделать детей счастливыми»
Из конфет и пирожных, Из сластей всевозможных - Вот из этого сделаны девочки. Из колючек, ракушек, Из зеленых лягушек - Вот из этого сделаны мальчики. ...