Статья "Игра как средство социализации младшего школьника"
статья (1 класс) на тему
Реформа общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей, всех ресурсов для повышения эффективности учебно - воспитательного процесса. К сожалению, под влиянием требований родителей и потребностей школы далеко не все педагогические ресурсы используются в сфере воспитания. К таким мало используемым средствам воспитания относится игра.
Статья опубликована в сборнике научных статей по материалам международной научно-практической конференции "Начальная школа сегодня: проблемы социализации", 23-24 апреля 2014 г. - Казань.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Кононенко С.Р.,
педагог-психолог первой квалификационной категории
МБОУ «Гимназия № 125» Советского района г. Казани
Социализация — это процесс получения ребёнком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Согласно Н. Д. Никандрову и С. Н. Гаврову, «социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает «правила игры», принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения» [4, 21]. Современная школа является одним из основных агентов социализации. Здесь социализация происходит в условиях образования и воспитания - целенаправленного, педагогически организованного процесса. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей, всех ресурсов для повышения эффективности учебно - воспитательного процесса. К сожалению, под влиянием требований родителей и потребностей школы далеко не все педагогические ресурсы используются в сфере воспитания. К таким мало используемым средствам воспитания относится игра.
Многие родители и педагоги считают, что современные дети не должны играть так, как играли они сами, потому что сейчас так много развлечений, компьютерных технологий. Конечно, в виртуальной игре дети тоже активны, но это другая активность: в заданных, запрограммированных обстоятельствах. В реальной игре дети сами создают свой мир и проигрывают то, что эмоционально переживают именно в данный момент, развивают важнейшие личностные качества и способности. Лишая детей настоящей игры, мы лишаем их самого главного источника жизненно важных сил и возможности выражать себя.
Сама система образования устроена так, что современные школьники заорганизованы — они постоянно находятся под контролем. Педагог должен строго выполнять программу и составлять план, в котором расписана каждая минута. Детей переводят с одного занятия на другое, у них не остается свободного времени, когда они могли бы что-то сделать сами. В результате для игры у детей не остается ни сил, ни времени, они лишены инициативы, возможности выбора, собственной активности. Когда все контролируется взрослыми, и нет ни личного пространства, ни личного времени, ребенок не может проявить себя, оставшись без привычной опеки. С этим впоследствии напрямую связаны типичные состояния современных детей, которые не знают, куда себя деть.
На сегодняшний день в педагогической практике игрой охвачены только дошкольники. В школах с младшими школьниками играют очень мало и то только в летних лагерях. Сложился традиционный стереотип: в лагере дети отдыхают и получают удовольствие, а школа - серьезное учреждение, где игра приемлема лишь в небольших паузах между учебными предметами.
Психологи относят игру к интрогенному поведению, т. е. поведению, определяемому внутренними факторами личности (потребностями, интересами), в отличие от экстрогенного поведения, определяемого внешней необходимостью. «Игра является генеральной формой поведения: все формы экстрогенного поведения могут составить содержание игры»[7, 348]. В связи с этим игру можно смело включать в любой вид деятельности.
Среди игр, особенно сильно влияющих на процессы социализации личности можно выделить ролевые игры. В ролевых играх обыгрываются и отрабатываются различные жизненные ситуации. Отрабатывая в игре свою личностную проблему, ребенок является в ней и основным актером. На первый взгляд подобная практика может показаться искусственной, однако, это не так. На самом деле большую часть жизни каждый из нас проводит, играя в соответствии с ситуацией множество самых разных социальных ролей. У ребенка все по - другому. «Франк говорит, что если ребенок играет в солдата, разбойника и лошадь, то это только потому, что в нем реально заключены и солдат, и лошадь, и разбойник»[3, 313]. В отличие от ребенка, взрослый в игре «переживает» уже использованные возможности жизни, а ребенок проигрывает, «примеряет» еще не использованные, не выбранные возможности. Это и делает игру сильным средством социализации ребенка.
Следует также помнить, что младшие школьники всегда ориентированы на учителя. Для поступающих в школу детей учитель - непререкаемый авторитет. Младшие школьники с удовольствием участвуют в игре, предложенной учителем. Главное, чтобы учитель постоянно подкреплял эту деятельность одобрительным оцениванием каждого ученика.
К.С. Станиславский писал: «Все, конечно знают наше актерское свойство: некрасивый хочет быть на сцене красавцем, низкий – высоким, неуклюжий – ловким. Люди всегда стремятся к тому, что им не дано, и актеры ищут на сцене того, чего они лишены в жизни» [5, 83]. Поступая в школу, ребенок обретает новый социальный статус, на первый план выходят взаимоотношения с одноклассниками. В идеале каждому хотелось, чтобы эти взаимоотношения носили равноправный характер. В реальности это не так. «В этом детском обществе возникают различные ранги. Первый в орфографии может быть последним в беге»[1, 69]. Организовывая сюжетно-ролевые игры педагог имеет возможность влиять на реальные взаимоотношения детей через игровые, путем продуманного распределения ролей между детьми. Изменяя позиции ролей в игровом сюжете, педагог может изменять и позиции детей во взаимоотношениях.
Игры являются эффективным средством воздействия на неконтактных детей. Эти дети часто неосознанно или осознано, но боятся вступать в общение. В процессе игры есть возможность снятия этого психологического барьера.
Приведем несколько примеров ролевых игр, которые можно использовать на уроках:
1. Рассказ по кругу.
2. Проигрывание известных сказок.
3. Защита фантастических проектов.
4.Сочинение сказок.
Все это занятия относятся к косвенным методам обучения и учащиеся даже не подозревают, что они их учат способам общения.
С начала обучения школьник попадает в жесткую полосу оценивания – за неумение читать, правильно сидеть, умение подчиняться требованию учителя и т.д. Если ребенок не в состоянии самостоятельно справиться с нарастающей по этому поводу тревожностью, это может привести к нарастающему негативному отношению к школе. Опытные педагоги используют кукол для снятия напряжения от ситуаций оценивания. Младшие школьники охотно продолжают играть в куклы, и в этом нет ничего странного. Сухомлинский В. А. писал: «Меня не смущало, что девочки и мальчики играли в куклы. Это не какое-то «ребячество». В куклах – одухотворенный образ того, кого дети стремятся, говоря словами французского писателя Сент-Экзюпери, приручить. Я внимательно следил за тем, какие духовные отношения складываются между детьми и их любимыми куклами»[6, 156]. Дети часто используют кукол в качестве неумелых учеников, которых нужно обучать. В такой игре роль ребенка становится не оцениваемая, а обучающая, помогающая другому. Этой методикой могут воспользоваться и родители слабоуспевающих учеников. Ребенок может обучать свои любимые игрушки тому, чему научился сам, не замечая, что сам дополнительно прочел страницу или две, но не за себя, а за любимого зайчика. Главное - во всем соблюдать чувство меры.
Важно понимать, что, создавая условия для игры, педагоги и родители заботятся не только о досуге детей, но и об их физическом, психическом и личностном развитии, а значит, об их будущем. Не играющие дети растут эмоционально и социально неполноценными. Они, как правило, не разборчивы в общении, лишены самостоятельности, безвольны. Прелесть же игры в том, что дети сами творят окружающий мир. По выражению Л.С. Выготского «в игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя»[2,74]. «В игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его реальным уровнем, его моралью»[8, 290].
Литература
1. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1968. С.69.
2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. – вопросы психологии, 1966, №6. С.74-75.
3. Выготский Л.С. Психология искусства. М.1968. С.314.
4. Гавров С. Н., Никандров Н. Д. Образование в процессе социализации личности. Вестник УРАО, 2008. № 5. С.21.
5. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М., 1962. С.83.
6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев 1968. С.156.
7. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.,1966. С.348.
8. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1979. С.290.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГОС НОО средствами системы учебников "Школа России": цели и задачи воспитания, социализации младших школьников.
В статье рассматриваются задачи формирования личностной, социальной, семейной культуры а так же три подхода к организации нравственного уклада школьной жизни....
Формирование толерантности на уроках и во внеклассной работе как средство успешной социализации младших школьников.
«Толерантные люди – песчинки, склеивающие наш мир, который каждый день трещит по швам.»...

Исследовательская деятельность как средство социализации младших школьников
Внеурочная деятельность является одним из средств социализации младших школьников, так как организация исследовательской работы способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных ...

«Проектная деятельность как средство социализации младших школьников в рамках ФГОС НОО».
Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «СОШ №25» Асейкиной Людмилы ВладимировныСодержание:1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершен¬ствования учебно-воспита...

Игра как средство социализации младшего школьника
Игра как средство социализации младшего школьника...

Игра, как средство социализации младших школьников с ОВЗ.
Игра, как средство социализации младших школьников с ОВЗ....

Доклад "Игра как средство социализации младших школьников"
Доклад можно использовать в своей работе учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня....
Комментарии
Спасибо за интересный
Спасибо за интересный материал! Я тоже в своей деятельности акцент делаю на социализацию детей, и Ваша статья помогает использовать новые приемы и формы работы в данном направлении.