Программа внеурочной деятельности "Мой мир"
рабочая программа на тему
Программа направлена не только на формирование когнитивных знаний, но и на анализ и синтез полученного учебного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti.doc | 196 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЕВАСЮГАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Зам. директора по ВР Прощалыгина Т.Г. Директор школы Барышева Л.И. _________________________________ _______________________________ «______»__________________2013г. Приказ №__________
«___»_____________ 2013 г.
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МОЙ МИР»
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста
срок реализации 3 года
Составитель: Кононенко Н.Н.,
педагог-психолог.
Если человек хочет прийти к самому себе,
его путь лежит через мир.
Виктор Франкл
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной работы психологического развития младших школьников
занятия «Мой мир» для 1-3 классов, составлена на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта НОО второго поколения, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 06.10.2009, № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта НОО»;
- Закона РФ «Об образовании»;
Гуманизация школьного образования предполагает в первую очередь обращенность к личности ребенка, ее всестороннее развитие, создание благоприятных условий для раскрытия способностей учащихся.
В связи с этим комплексная психолого-педагогическая задача школьного обучения состоит в том, чтобы не только обеспечить усвоение совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и сформировать у учащихся представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных умственных действий, что, в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания.
В последнее время, среди учеников младших классов, возрастает число детей с трудностями в обучении, обусловленными в первую очередь недостаточным уровнем их когнитивно - личностного развития. Поэтому оказание действенной психологической помощи учащимся на начальном этапе обучения в настоящее время становится особенно актуальной задачей.
Особенностью данной программы является направленность не только на формирование когнитивных знаний, но и на анализ и синтез полученного учебного материала. Другой важной стороной психологического развития учащихся является закладывание эмоционально-личностного отношения к получаемым метазнаниям: стремление доказывать свою точку зрения, критически осмысливать свой ответ и мнения своих одноклассников, положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к учению в целом, формирование адекватной самооценки, что является необходимым для становления мировоззрения условием формирования направленности личности учащихся.
Данная программа психологического развития приводят к улучшению познавательной и когнитивно-личностной сферы учащихся .
Участники программы: дети младшего школьного возраста .
- Количество обучающихся в группе 15 человек.
- Занятия проходят 1 раз в неделю, длительность занятий 30 минут.
Цель программы: формирование личностных качеств как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом: в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.
Задачи:
- Развитие познавательных способностей.
- Развитие общеучебных умений и навыков.
- Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
- Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать.
- Формирование умения решать творческие задачи
- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
- Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)
Актуальность программы
Одним из основных препятствий для успешного обучения детей является низкий уровень их общего познавательно-личностного развития. Именно поэтому во внеурочной деятельности «Мой мир» последовательно и планомерно сформируется у учащихся психологическая основа обучения, повысится уровень их общего психологического, и в частности умственного, развития.
В ходе занятий у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки).
- Целеполагать (ставить и удерживать цели).
- Планировать (составлять план своей деятельности).
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное).
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи.
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Универсальные учебные действия.
Личностными результатами занятий «Мой мир» являются следующие умения:
- Оценивать поступки людей, уметь соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,
- Знания моральных норм;
- Развивать познавательные интересы;
- Ознакомить учащихся с внутренним миром личности, с нравственными ценностями
Средством достижения этих результатов служат: игры и задания, развивающие психологические процессы; развитие смыслообразования, развитие самопознания.
Метапредметными результатами занятий.
Регулятивные УУД:
- Определить и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
- Проговаривать последовательность действий на занятиях;
- Учиться высказывать свое предположение (версию);
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология психологического саморегулирования.
Познавательные УУД:
- Познание внутреннего мира личности через рассказы, игры;
- Умение находить ответы на вопросы;
- Делать выводы в результате совместной работы класса с учителем.
Средством формирования познавательных УУД служат логические, проблемные задания.
Коммуникативные УУД:
- Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- Слушать и понимать речь других;
- Договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения и следовать им;
- Учиться работать в паре, в группе (выполнять различные роли: лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем, интегрироваться в группу сверстников.
Занятия проводятся в следующих формах:
- Групповые формы работы.
- Индивидуальные формы работы.
- Познавательно – развлекательные.
Тематика занятий разнообразна. Программа рассчитана на 3 года обучения и
предназначена для младших школьников, занятия комбинированного типа, используются теоретические и практические ситуации.
Планируемые результаты
После окончания курса «Мой мир» учащиеся должны уметь: самостоятельно выполнять данное учителем задание; проявлять собственную активность в получение знаний; уметь контролировать собственные действия в ходе выполнения задания должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:
Личностные:
- внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе, чувство необходимости обучения, адекватное содержательное представление о школе и т.д.);
- самооценка (широта диапазона оценок, обобщение категорий оценок, представление в Я-концепции социальной роли ученика и т.д.);
- смыслообразование (сформированность познавательных, учебных мотивов, стремление к приобретению знаний).
Коммуникативные:
- ориентация на позицию других людей, отличную от собственных, уважение иной точки зрения;
- учет разных мнений и умение обосновать собственное;
- умение слушать собеседника;
- Потребность в общение со взрослыми и сверстниками
Регулятивные: целепологание; контроль; коррекция; оценка; саморегуляция
Познавательные:
- рефлексия способов и условия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- поиск и выделение необходимой информации;
- самостоятельный поиск и выделение познавательной цели;
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- синтез;
- установление причинно-следственных связей.
Объективными методами измерения эффективности программы служат диагностические опросные методы: методика изучения школьной мотивации учащихся Т. А. Нежновой, методика изучения уровня интеллекта. Прогрессивные матрицы Дж.Равена, методика изучения внимания тест Тулуз-Пьерона. Положительная динамика сдвигов показателей участников по какой-либо шкале тестов служит подтверждением эффективности программы.
Требования к учителю. Учителю, ведущему занятия необходимо обладать знаниями особенностей развития в младшем школьном возрасте, а также определенными личностными характеристиками: собственной креативностью, спонтанностью, высокими рефлексивными навыками, коммуникативными способностями, способностью оценить креативный продукт другого, владение технологиями создания творческих продуктов, а также умением владеть методами психологической работы.
Материально-техническое оснащение и оборудование. Занятия могут проходить как в специально оборудованном для тренингов классе, а также и в учебном классе после занятий. Кабинет должен быть оборудован стульями, какой-либо доской или стеной для возможности крепить продукты труда.
Для реализации программы необходимо следующее оборудование: магнитофон с устройством для прослушивания CD-дисков; принадлежности для рисования.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание | |||||
1 класс. Раздел 1 «Я+Я» | |||||||||
1. | Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись! | 2 | |||||||
2 | Мое любимое имя | 1 | |||||||
3 | Автопортрет | 1 | |||||||
4. | Мой внутренний мир | 1 | |||||||
5. | Мой любимый сказочный герой | 1 | |||||||
6. | Мой ласковый и нежный зверь | 1 | |||||||
7. | Дом, в котором я живу | 1 | |||||||
8. | Я знаю, я умею, я могу | 1 | |||||||
9. | Тест «Несуществующее животное». | 1 | |||||||
10. | Немного о том, как устроен человек | 1 | |||||||
Раздел 2. Я и мое окружение | |||||||||
1. | Мы так похожи | 1 | |||||||
2. | Мы такие разные | 1 | |||||||
3 | Мой класс | 1 | |||||||
4. | Язык жестов | 1 | |||||||
5. | Давайте жить дружно | 1 | |||||||
6. | Мальчики и девочки | 1 | |||||||
7. | Моя семья | 1 | |||||||
8. | Почему люди ссорятся | 1 | |||||||
9. | Деревья твоего двора | 1 | |||||||
10. | Птицы нашего двора | 1 | |||||||
Раздел 3. Я и мои эмоции. | |||||||||
1. | Радость | 1 | |||||||
2. | Удивление | 1 | |||||||
3. | Страх | 1 | |||||||
4. | Гнев | 1 | |||||||
5. | Горе | 1 | |||||||
6. | Мое поведение | 1 | |||||||
7. | Мое настроение | 1 | |||||||
8. | Наши эмоции | 1 | |||||||
9. | Ответственность и я | 1 | |||||||
10. | Как хорошо быть вместе! | 1 | |||||||
11. | Обобщение. Диагностика | 1 | |||||||
Всего: | 32 | ||||||||
2 класс. Раздел 1. Я+Я | |||||||||
1. | Автопортрет | 1 | |||||||
2. | Узнай себя | 1 | |||||||
3. | Линия времени. Мой день рождения | 1 | |||||||
4. | Я знаю, я могу | 1 | |||||||
5. | Мои желания | 1 | |||||||
6. | Волшебное зеркало | 1 | |||||||
7. | Добро и зло | 1 | |||||||
8. | Я нужен… | 1 | |||||||
9. | Груз привычек | 1 | |||||||
10 | Здоровье человека | 1 | |||||||
Раздел 2. Я и мое окружение | |||||||||
1. | Мои друзья | 1 | |||||||
3. | Мальчики и девочки | 1 | |||||||
4. | Одна команда | 1 | |||||||
5. | К нам гости пришли! | 1 | |||||||
6. | Рассказы, стихи о семье | 1 | |||||||
7 | Соседи жильцы | ||||||||
8. | У меня зазвонил телефон (Поговорим по телефону) | 1 | |||||||
9 | В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя) | 1 | |||||||
10. | Наша одежда и обувь. Русская народная одежда | 1 | |||||||
Раздел 3. Я и мои эмоции. | |||||||||
1. | Азбука настроения | 1 | |||||||
2. | Отгадай эмоцию | 1 | |||||||
3. | Язык жестов и движений | 1 | |||||||
4. | Давайте жить дружно | 1 | |||||||
5. | Эмоциональные состояния | 1 | |||||||
6. | Игры, этюды, упражнения | 1 | |||||||
7. | Мои умные помощники | 1 | |||||||
8. | Вежливость - основа воспитанности | 1 | |||||||
9. | Правда и ложь | 1 | |||||||
10 | Этические сказки. | 1 | |||||||
11. | Обобщение. Диагностика. | 2 | |||||||
Всего: | 32 | ||||||||
3 класс. Раздел 1. Я+Я | |||||||||
1 | Добрые дела. «Доброе дело два века живет» | 1 | |||||||
2 | Культурный человек: кто он такой? | 1 | |||||||
3 | Учитесь быть скромным | 1 | |||||||
4 | Это просто хвастунишки | 1 | |||||||
5 | Учись смело говорить правду | 1 | |||||||
6 | Что я люблю больше всего | 1 | |||||||
7 | Мои мысли | 1 | |||||||
8 | Мои привычки | 1 | |||||||
9 | Что я хочу узнать и чему хочу научиться | 1 | |||||||
10 | Я в будущем | 1 | |||||||
Раздел 2. Я и мое окружение | |||||||||
1 | Азбука общения | 1 | |||||||
2 | Гостям всегда рады | 1 | |||||||
3 | Если с другом вышел в путь | 1 | |||||||
4 | Это – ты, а это – я, а это – все мои друзья | 1 | |||||||
5 | Как дарить подарки? | 1 | |||||||
6 | Ищу друга | 1 | |||||||
7 | Услышь меня | 1 | |||||||
8 | Чем отличаются фантазии от лжи? | 1 | |||||||
9 | Терпенье и труд все перетрут | 1 | |||||||
10 | Волшебники добра | 1 | |||||||
Раздел 3. Я и мои эмоции. | |||||||||
1 | Волшебная палочка – это речь | 1 | |||||||
2 | Почему люди ссорятся? | 1 | |||||||
3 | Мои обиды | 1 | |||||||
4 | Цвет моего настроения | 1 | |||||||
5 | Груз привычек | 2 | |||||||
6 | Азбука добрых слов | 1 | |||||||
7 | Ярмарка достоинств | 2 | |||||||
8 | Узнай себя | 1 | |||||||
9 | Учимся слушать друг друга | 2 | |||||||
10 | Развитие психологических процессов | 1 | |||||||
11 | Страницы нашей истории | 1 | |||||||
11 | Обобщение .Диагностика | 2 | |||||||
Всего: | 32 |
Критерии оценки успешности развития социально – личностных качеств участников
Критерии | Усвоение представлений о себе, качествах личности и нравственных нормах поведения |
5 баллов | Способен оценить «кем я был» и «кем я стал»; мотив «я должен» преобладает над «я хочу». Умеет анализировать поступки свои и других детей, выполнение поручений, происходящие события. Соблюдает личную неприкосновенность других. Соблюдает правила поведения в обществе. |
4 балла | Знания не систематизированы. Не всегда может отстоять собственную позицию. Обладает чувством собственного достоинства. Развиты такие черты характера как трудолюбие, аккуратность, добросовестность, вежливость. Замечает, когда кто-то нуждается в помощи и оказывает ее. |
3 балла | «Я хочу» часто доминирует над «я должен». Знания элементарны. Объем знаний о правилах социального поведения не затрудняет общение и взаимодействие с другими людьми. Большая часть практических действий выполняется самостоятельно, но только эпизодически. Социальная адаптация затруднена. |
2 балла | Знания фрагментарны, на элементарном уровне, не соответствуют возрасту. Объем знаний недостаточен для общения и взаимодействия с другими людьми. Большая часть практических действий выполняется только со значимым взрослым. Социальная адаптация затруднена. |
Используемая и рекомендуемая литература.
- Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе.
- Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. /Е.А.Медведева, М.Ю.Левченко, Л.Н.Комисарова, Т.А.Добровольская. – М., 2001. – 284 с.
- Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арттерапии. – ЭКСМО-пресс, 2002. – 251 с.
- Бретт д. «Жила-была девочка» Психотерапевтические истории для детей.
- Волков И.П. Художественная студия в школе.
- Выготский Л.С. Психология искусства. /Под ред. М.Г.Ярошевского. – М.: Педагогика, 1987.
- Гештальттерапиятеория и практика. /М.Папушина М., 2001 – 320 с.
- Гнездилов А.И. Авторская сказкотерапия. Метод «Мандала». /Под ред. А.И.Копытина. - СПб: Речь, 2002. – 143 с.
- Кухранова И. Коррекционно-психологические упражнения и игры для детей с агрессивным поведением. //Воспитание школьников. №10, 2002. – С, 31-32.
- Лебедева Л.Д. Арт-терапевтические занятия. //Начальная школа. №5, 2001. – С. 29-34.
- Малютина И. Интерактивные игры. //Воспитание школьников. №1, 2005. – С. 53-54.
- Сергеева Н.Ю. Хотите понять ребенка7 «Читайте» его рисунки. //Классный руководитель № 6, 2003. – С. 132-138.
По данным критериям систематически осуществляется мониторинг, позволяющий отслеживать результаты успешности развития младших воспитанников. Данные мониторинга заносятся в карту (таблица 1).
Таблица -1
Карта результатов мониторинга успешности развития
социально-личностных качеств учащихся.
№ | ФИ | Компоненты достижений | |||||||||||
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Коммуникативные результаты | |||||||||||
самооцен ка | мотивация | планирование | оценка | умение договариваться | умение сотрудничать | ||||||||
н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...