Межзубный сигматизм
консультация по логопедии по теме

Тер-Григорян Юлия Николаевна

Памятка для кродителей, которые без помощи специалиста хотят сами помочь своему ребёнку убрать межзубный сигматизм

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_sigmatizm.docx76.22 КБ

Предварительный просмотр:

Что же такое сигматизм: Сигматизмом называются дефекты произношения свистящих с, з,  ц; шипящих звуков ш, ж, ч, щ. Сигматизм является фонетическим нарушением. К нему относятся отсутствие и искажения звуков.

Виды сигматизма

Рассматриваемая группа нарушений делится на пять подгрупп:

  1. Межзубный сигматизм - язык занимает неправильную позицию между зубами.
  2. Губно-зубной - произношение производится при помощи губ и зубов.
  3. Боковой - струя воздуха выходит не через кончик языка, а по бокам.
  4. Призубный - язык прижимается к верхним зубам.
  5. Шипящий - язык перемещается из передней позиции назад, что и вызывает искажение звука.
  6. Носовой - язык напрягвется и отодвигается назад, прижимается около гортани, направляя струю воздуха вверх.

Названия видов говорят о месте расположения нарушенного произношения. Но несмотря на разнообразие нарушений, самым распространенным является межзубный сигматизм. При нем характеристики звука [с] искажаются (пропадает свист и слышится непонятный слабый шум) в силу положения языка между зубами. Если при правильном артикуляционном укладе воздух проходит через кончик языка по желобку, который образуется на спинке языка, то в искаженной позиции он отсутствует, способствуя появлению шумовых призвуков.

Коррекционная работа

Если у ребенка диагностировано речевое нарушение, при наличии всех результатов соответствующего обследования можно и нужно приступать к исправлению. Попутно устраняются все возможные патогенные факторы, выявленные на приеме у специалистов. Коррекция межзубного сигматизма проводится в три этапа:

  1. Подготовительный. Подразумевает формирование положительной мотивации, развитие навыка звукового анализа, подготовка мышц языка, челюстей и губ к постановке звуков.
  2. Формирование правильного артикуляторного уклада. Это постановка, автоматизация и дифференциация звука в слогах, словах разного слогового состава.
  3. Введение звуков в самостоятельную речь. Предполагает правильное произнесение звука во всех ситуациях общения.

При правильном подходе коррекция межзубного сигматизма свистящих исправляется в течении трех-пяти месяцев при коррекции 2-3-х звуков. Но она может длиться и от одного до двух лет, если требуется коррекция 6-10 звуков.

В случае, если межзубный сигматизм является сопутствующим недугом, то названная работа планируется в комплексе с коррекцией основного заболевания. Например, исправление звукопроизношения при дизартрии будет состоять из таких этапов:

  • Подготовительный. Он проходит на фоне назначенного врачами лечения, физиотерапии, массажа и включает в себя подготовку речевого аппарата, развитие слуха, умения управлять голосом и дыханием, формирование словаря.
  • Формирование произносительных навыков. Этап включает коррекцию нарушений речевого аппарата, звукопроизношения, голосового аппарата и дыхания, формирование навыков звукового анализа и синтеза, коммуникации.

Если нарушено произношение всех свистящих и шипящих звуков, то коррекция начинается с постановки [с] при межзубном сигматизме.

I этап. Начинать всегда нужно с артикуляционной гимнастики!!!

Упражнения для развития речевого аппарата предусматривают тренировку челюстей, губ и языка.

  1. «Улыбка-слоник»: улыбнуться с закрытым ртом как можно дальше оттянув уголки губ, а затем «собрать губы в трубочку» и показать, как слоник хоботом пьет воду. Все повторить сначала. Все упражнения выполняются по 10 раз в одном темпе (это очень важно). Можно использовать метроном на занятиях.
  2. «Месим тесто»: широкий расслабленный язык по всей длине массировать губами, произнося «пя-пя-пя», затем можно то же самое делать зубами - «та-та-та».
  3. «Блинчик»: губы в улыбке, широкий язык лежит на нижней губе «остывает на окошке». Важно следить за статикой, не допускать произвольных движений во время выполнения упражнения.
  4. «Заборчик»: губы растянуть в улыбке, верхние зубы совместить с нижними, выстроив ровный «заборчик». Важно научиться удерживать челюсти в таком положении хотя бы 10 секунд.
  5. «Котик сердится»: губы в улыбке, кончик языка упереть в нижние зубы и попеременно поднимать («котик выгнул спину дугой») и опускать («котик успокоился») спинку языка.
  6. «Качели»: исходное положение губ – улыбка, «язычок катается на качелях» Сначала широкий язык кончиком закрывает нижнюю губу, а затем верхнюю губу. Движение повторяется, сначала в медленном темпе, до десяти раз.
  7. «Чистим нижние зубы»: кончиком языка пройтись по зубам с внешней стороны, поместив язык в «кармашек» между щекой и зубами. Язык должен «почистить» все зубы нижней челюсти. Для укрепления боковых мышц языка можно сделать упражнение «чистим верхние зубы» (движения такие же, как и с нижними зубами). При шипящем межзубном сигматизме (чистим верхние зубки)
  8. «Трубочка»: поднять боковые части языка вверх, а спинку – опустить вниз. Получится желобок, через который длительно выдувается воздух.

II этап. Постановка звука

Способов вызвать у ребенка нужный артикуляционный уклад не так уж и много. Всего три:    подражание - выполняется по показу логопеда;  механический - уклад формируется при помощи логопедических зондов или предметов их замещающих (обычно ватные палочки);  смешанный - соединение первых двух способов.

Во время постановки звука [с] при межзубном сигматизме можно спрятать кончик языка за нижние зубы, на середину языка положить ватную палочку (сделать желобок) и попросить ребенка сомкнуть зубы «заборчиком». В таком положении ребенок подает струю воздуха вперед и контролирует слухом, какой звук произносится, запоминает правильное звучание.

Повторять выдох следует 5-6 раз во избежание переутомления ребенка. После небольшого перерыва можно вернуться к постановке и закрепить результат. В дальнейшем приём проводится и с ватной палочкой и без неё под неустанным контролем слуха.  Лучше всего проводить занятия по подражанию (взрослый показывает правильную артикуляцию языка) и перед зеркалом!!!- чем больше наглядных сравнений у ребенка на занятии, тем быстрее проходит коррекция.

Постановка заканчивается только тогда, когда ребенок произносит правильно звук в любом состоянии и сколько угодно раз. После этого коррекция межзубного сигматизма свистящих переходит на новый этап – автоматизацию.

III этап. Этапы введения звука в речь

Автоматизация любых звуков проходит примерно по одному плану, придерживаясь принципа «от простого к сложному».

Введение звуков в речь при межзубном сигматизме свистящих происходит следующим образом.

Автоматизация звука:

  • в прямых слогах (например, –са, -со);
  • в обратных слогах (–ас, -ос);
  • в слогах интервокальной позиции (–аса, -осо);
  • в слогах со стечением согласных (–стра, -арст);
  • в начале слова (сын, сом);
  • в конце слова (укус, пандус);
  • в середине слова (оса, усы);
  • в словах со стечением согласных (стройка, устье);
  • в словах и предложениях (соус; синим сливовый стал сад);
  • в пословицах и скороговорках;
  • в словах сложной слоговой конструкции (налистники, соучастник).

Следует отметить, что роль родителей на данном этапе только возрастает. Для скорейшей автоматизации звука очень важно не ослаблять слуховой контроль ни на минуту, а это возможно осуществить только при поддержке значимых взрослых.

Коррекция звука проводится в темпе удобном для ребенка. На некоторые пункты может уйти до десяти занятий, а некоторые положения звука могут автоматизироваться за пару занятий.

Появления прогресса у детей-логопатов разных возрастов, без поддержки родителей, их контроля и стимуляции - достичь успеха ребенок не сможет.

Во время постановки звука [ш] при межзубном сигматизме можно спрятать кончик языка за верхние зубы, под кончик языка положить ватную палочку, губы сделать трубочкой (щёки при подаче воздуха не надувать) и ребенок подает струю воздуха вперед и контролирует слухом, какой звук произносится, запоминает правильное звучание. !!!Можно ребёнку убрать щёки своей рукой большим и указательным пальцами!!!

Повторять выдох следует 5-6 раз во избежание переутомления ребенка. После непродолжительного перерыва (смены вида деятельности) можно вернуться к постановке и закрепить результат. В дальнейшем прием проводится и с ватной палочкой и без неё под неустанным контролем слуха.  Лучше всего проводить занятия по подражанию (показывет взрослый правильную артикуляцию языка) и перед зеркалом!!!- чем больше наглядных сравнений у ребенка на занятии, тем быстрее проходит коррекция.

Постановка заканчивается только тогда, когда ребенок произносит правильно звук в любом состоянии и сколько угодно раз. После этого коррекция межзубного сигматизма шипящих переходит на новый этап – автоматизацию, т.е. введение звуков в речь.

III этап. Этапы введения звука в речь

Автоматизация любых звуков проходит примерно по одному плану, придерживаясь принципа «от простого к сложному».

Введение звуков в речь при межзубном сигматизме шипящих

происходит следующим образом.

Автоматизация звука:

  • в прямых слогах (например, –ша, -шо);
  • в обратных слогах (–аш, -ош);
  • в слогах интервокальной позиции (–аша, -ошо);
  • в слогах со стечением согласных (–штра, -аршт);
  • в начале слова (шум, шаг);
  • в конце слова (мышь, ваш);
  • в середине слова (мыши, уши);
  • в словах со стечением согласных (кошка, ушко
  • в словах и предложениях (мышь шумит в камышах, в шалаше малыши);
  • в пословицах и скороговорках;
  • в словах сложной слоговой конструкции (карандаши, шоколад, кашелот, мышеловка ).

УДАЧИ В ИСПРАВЛЕНИИ!

        МЕЖЗУБНЫЙ СИГМАТИЗМ

«ИСПРАВЛЯЕМ МЕЖЗУБНЫЙ СИГМАТИЗМ ВМЕСТЕ»

межзубный сигматизм

Подготовила:

 учитель- логопед

Тер-Григорян Ю. Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-логопеда 1кл с заключением ФНР (сигматизм)

Подготовила Учитель-логопед Монгуш А.А. Программа разработана на основе общеобразовательных учреждений: Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению Фонетико-фонематическ...

Постановка звука С при межзубном и призубном сигматизме

Межзубный сигматизм – при произношении звука С кончик языка просовывается между передними зубами, придавая звуку оттенок шепелявости. Призубный сигматизм -  при произношении звука С кончик ...

Сигматизм свистящих и шипящих звуков: нарушения и исправления данного дефекта.

Описание характера нарушения звуков - виды сигматизмов и соответственное исправление имеющихся дефектов произношения....

Сигматизм: причины, виды и методы коррекции

Сигматизм: причины, виды и методы коррекции...

Межзубный сигматизм: виды сигматизма и коррекция

Межзубный сигматизм: виды сигматизма и коррекция...

Сигматизм

Сигматизм...