Межзубный сигматизм
консультация по логопедии по теме
Памятка для кродителей, которые без помощи специалиста хотят сами помочь своему ребёнку убрать межзубный сигматизм
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_sigmatizm.docx | 76.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Что же такое сигматизм: Сигматизмом называются дефекты произношения свистящих с, з, ц; шипящих звуков ш, ж, ч, щ. Сигматизм является фонетическим нарушением. К нему относятся отсутствие и искажения звуков.
Виды сигматизма
Рассматриваемая группа нарушений делится на пять подгрупп:
- Межзубный сигматизм - язык занимает неправильную позицию между зубами.
- Губно-зубной - произношение производится при помощи губ и зубов.
- Боковой - струя воздуха выходит не через кончик языка, а по бокам.
- Призубный - язык прижимается к верхним зубам.
- Шипящий - язык перемещается из передней позиции назад, что и вызывает искажение звука.
- Носовой - язык напрягвется и отодвигается назад, прижимается около гортани, направляя струю воздуха вверх.
Названия видов говорят о месте расположения нарушенного произношения. Но несмотря на разнообразие нарушений, самым распространенным является межзубный сигматизм. При нем характеристики звука [с] искажаются (пропадает свист и слышится непонятный слабый шум) в силу положения языка между зубами. Если при правильном артикуляционном укладе воздух проходит через кончик языка по желобку, который образуется на спинке языка, то в искаженной позиции он отсутствует, способствуя появлению шумовых призвуков.
Коррекционная работа
Если у ребенка диагностировано речевое нарушение, при наличии всех результатов соответствующего обследования можно и нужно приступать к исправлению. Попутно устраняются все возможные патогенные факторы, выявленные на приеме у специалистов. Коррекция межзубного сигматизма проводится в три этапа:
- Подготовительный. Подразумевает формирование положительной мотивации, развитие навыка звукового анализа, подготовка мышц языка, челюстей и губ к постановке звуков.
- Формирование правильного артикуляторного уклада. Это постановка, автоматизация и дифференциация звука в слогах, словах разного слогового состава.
- Введение звуков в самостоятельную речь. Предполагает правильное произнесение звука во всех ситуациях общения.
При правильном подходе коррекция межзубного сигматизма свистящих исправляется в течении трех-пяти месяцев при коррекции 2-3-х звуков. Но она может длиться и от одного до двух лет, если требуется коррекция 6-10 звуков.
В случае, если межзубный сигматизм является сопутствующим недугом, то названная работа планируется в комплексе с коррекцией основного заболевания. Например, исправление звукопроизношения при дизартрии будет состоять из таких этапов:
- Подготовительный. Он проходит на фоне назначенного врачами лечения, физиотерапии, массажа и включает в себя подготовку речевого аппарата, развитие слуха, умения управлять голосом и дыханием, формирование словаря.
- Формирование произносительных навыков. Этап включает коррекцию нарушений речевого аппарата, звукопроизношения, голосового аппарата и дыхания, формирование навыков звукового анализа и синтеза, коммуникации.
Если нарушено произношение всех свистящих и шипящих звуков, то коррекция начинается с постановки [с] при межзубном сигматизме.
I этап. Начинать всегда нужно с артикуляционной гимнастики!!!
Упражнения для развития речевого аппарата предусматривают тренировку челюстей, губ и языка.
- «Улыбка-слоник»: улыбнуться с закрытым ртом как можно дальше оттянув уголки губ, а затем «собрать губы в трубочку» и показать, как слоник хоботом пьет воду. Все повторить сначала. Все упражнения выполняются по 10 раз в одном темпе (это очень важно). Можно использовать метроном на занятиях.
- «Месим тесто»: широкий расслабленный язык по всей длине массировать губами, произнося «пя-пя-пя», затем можно то же самое делать зубами - «та-та-та».
- «Блинчик»: губы в улыбке, широкий язык лежит на нижней губе «остывает на окошке». Важно следить за статикой, не допускать произвольных движений во время выполнения упражнения.
- «Заборчик»: губы растянуть в улыбке, верхние зубы совместить с нижними, выстроив ровный «заборчик». Важно научиться удерживать челюсти в таком положении хотя бы 10 секунд.
- «Котик сердится»: губы в улыбке, кончик языка упереть в нижние зубы и попеременно поднимать («котик выгнул спину дугой») и опускать («котик успокоился») спинку языка.
- «Качели»: исходное положение губ – улыбка, «язычок катается на качелях» Сначала широкий язык кончиком закрывает нижнюю губу, а затем верхнюю губу. Движение повторяется, сначала в медленном темпе, до десяти раз.
- «Чистим нижние зубы»: кончиком языка пройтись по зубам с внешней стороны, поместив язык в «кармашек» между щекой и зубами. Язык должен «почистить» все зубы нижней челюсти. Для укрепления боковых мышц языка можно сделать упражнение «чистим верхние зубы» (движения такие же, как и с нижними зубами). При шипящем межзубном сигматизме (чистим верхние зубки)
- «Трубочка»: поднять боковые части языка вверх, а спинку – опустить вниз. Получится желобок, через который длительно выдувается воздух.
II этап. Постановка звука
Способов вызвать у ребенка нужный артикуляционный уклад не так уж и много. Всего три: подражание - выполняется по показу логопеда; механический - уклад формируется при помощи логопедических зондов или предметов их замещающих (обычно ватные палочки); смешанный - соединение первых двух способов.
Во время постановки звука [с] при межзубном сигматизме можно спрятать кончик языка за нижние зубы, на середину языка положить ватную палочку (сделать желобок) и попросить ребенка сомкнуть зубы «заборчиком». В таком положении ребенок подает струю воздуха вперед и контролирует слухом, какой звук произносится, запоминает правильное звучание.
Повторять выдох следует 5-6 раз во избежание переутомления ребенка. После небольшого перерыва можно вернуться к постановке и закрепить результат. В дальнейшем приём проводится и с ватной палочкой и без неё под неустанным контролем слуха. Лучше всего проводить занятия по подражанию (взрослый показывает правильную артикуляцию языка) и перед зеркалом!!!- чем больше наглядных сравнений у ребенка на занятии, тем быстрее проходит коррекция.
Постановка заканчивается только тогда, когда ребенок произносит правильно звук в любом состоянии и сколько угодно раз. После этого коррекция межзубного сигматизма свистящих переходит на новый этап – автоматизацию.
III этап. Этапы введения звука в речь
Автоматизация любых звуков проходит примерно по одному плану, придерживаясь принципа «от простого к сложному».
Введение звуков в речь при межзубном сигматизме свистящих происходит следующим образом.
Автоматизация звука:
- в прямых слогах (например, –са, -со);
- в обратных слогах (–ас, -ос);
- в слогах интервокальной позиции (–аса, -осо);
- в слогах со стечением согласных (–стра, -арст);
- в начале слова (сын, сом);
- в конце слова (укус, пандус);
- в середине слова (оса, усы);
- в словах со стечением согласных (стройка, устье);
- в словах и предложениях (соус; синим сливовый стал сад);
- в пословицах и скороговорках;
- в словах сложной слоговой конструкции (налистники, соучастник).
Следует отметить, что роль родителей на данном этапе только возрастает. Для скорейшей автоматизации звука очень важно не ослаблять слуховой контроль ни на минуту, а это возможно осуществить только при поддержке значимых взрослых.
Коррекция звука проводится в темпе удобном для ребенка. На некоторые пункты может уйти до десяти занятий, а некоторые положения звука могут автоматизироваться за пару занятий.
Появления прогресса у детей-логопатов разных возрастов, без поддержки родителей, их контроля и стимуляции - достичь успеха ребенок не сможет.
Во время постановки звука [ш] при межзубном сигматизме можно спрятать кончик языка за верхние зубы, под кончик языка положить ватную палочку, губы сделать трубочкой (щёки при подаче воздуха не надувать) и ребенок подает струю воздуха вперед и контролирует слухом, какой звук произносится, запоминает правильное звучание. !!!Можно ребёнку убрать щёки своей рукой большим и указательным пальцами!!!
Повторять выдох следует 5-6 раз во избежание переутомления ребенка. После непродолжительного перерыва (смены вида деятельности) можно вернуться к постановке и закрепить результат. В дальнейшем прием проводится и с ватной палочкой и без неё под неустанным контролем слуха. Лучше всего проводить занятия по подражанию (показывет взрослый правильную артикуляцию языка) и перед зеркалом!!!- чем больше наглядных сравнений у ребенка на занятии, тем быстрее проходит коррекция.
Постановка заканчивается только тогда, когда ребенок произносит правильно звук в любом состоянии и сколько угодно раз. После этого коррекция межзубного сигматизма шипящих переходит на новый этап – автоматизацию, т.е. введение звуков в речь.
III этап. Этапы введения звука в речь
Автоматизация любых звуков проходит примерно по одному плану, придерживаясь принципа «от простого к сложному».
Введение звуков в речь при межзубном сигматизме шипящих
происходит следующим образом.
Автоматизация звука:
- в прямых слогах (например, –ша, -шо);
- в обратных слогах (–аш, -ош);
- в слогах интервокальной позиции (–аша, -ошо);
- в слогах со стечением согласных (–штра, -аршт);
- в начале слова (шум, шаг);
- в конце слова (мышь, ваш);
- в середине слова (мыши, уши);
- в словах со стечением согласных (кошка, ушко
- в словах и предложениях (мышь шумит в камышах, в шалаше малыши);
- в пословицах и скороговорках;
- в словах сложной слоговой конструкции (карандаши, шоколад, кашелот, мышеловка ).
УДАЧИ В ИСПРАВЛЕНИИ!
МЕЖЗУБНЫЙ СИГМАТИЗМ
«ИСПРАВЛЯЕМ МЕЖЗУБНЫЙ СИГМАТИЗМ ВМЕСТЕ»
Подготовила:
учитель- логопед
Тер-Григорян Ю. Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя-логопеда 1кл с заключением ФНР (сигматизм)
Подготовила Учитель-логопед Монгуш А.А. Программа разработана на основе общеобразовательных учреждений: Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению Фонетико-фонематическ...
Постановка звука С при межзубном и призубном сигматизме
Межзубный сигматизм – при произношении звука С кончик языка просовывается между передними зубами, придавая звуку оттенок шепелявости. Призубный сигматизм - при произношении звука С кончик ...
Сигматизм свистящих и шипящих звуков: нарушения и исправления данного дефекта.
Описание характера нарушения звуков - виды сигматизмов и соответственное исправление имеющихся дефектов произношения....
Сигматизм: причины, виды и методы коррекции
Сигматизм: причины, виды и методы коррекции...
Межзубный сигматизм: виды сигматизма и коррекция
Межзубный сигматизм: виды сигматизма и коррекция...
Сигматизм
Сигматизм...