Постановка звука С при межзубном и призубном сигматизме
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)
Межзубный сигматизм – при произношении звука С кончик языка просовывается между передними зубами, придавая звуку оттенок шепелявости.
Призубный сигматизм - при произношении звука С кончик языка упирается в зубы, преграждая свободный выход воздуха через межзубную щель, так что вместо С слышится притупленный звук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
postanovka_zvuka_s.docx | 188.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия
Тема: «Звук С» (Постановка звука С при межзубном и призубном сигматизме)
Учитель-логопед Белова Ирина Ивановна
КОУ Сургутская школа для обучающихся с ОВЗ
(Лексическая тема: «В осеннем лесу»)
Межзубный сигматизм – при произношении звука С кончик языка просовывается между передними зубами, придавая звуку оттенок шепелявости.
Призубный сигматизм - при произношении звука С кончик языка упирается в зубы, преграждая свободный выход воздуха через межзубную щель, так что вместо С слышится притупленный звук.
Цель: Постановка звука С, исправление межзубного (призубного) сигматизма.
Задачи:
- Научить ребенка правильно произносить звук С;
- Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
- Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;
- Развивать фонематический слух;
- Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.
- Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.
Оборудование: Картинка «Осенний лес», «Осенний ветерок», «Грибы», вырезанные из картона картинки грибов, на обратной стороне которых прикреплены артикуляционные упражнения на звук С, корзинка (настоящая или нарисованная); картинка артикуляционного уклада звука С, схема характеристики звука, мяч, картинки для проведения игры «Четвертый лишний» (Подберезовик, подосиновик, мухомор, лисичка
клюква, земляника, сыроежка, брусника, белый гриб, груздь, земляника, опята); раскраска для домашнего задания «Грибы» (мухомор, лисичка, волнушка, сморчок, белый гриб).
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Этапы занятия
Образовательная область | Вид деятельности | Содержание деятельности |
Речевое развитие | Речевая деятельность |
Логопед: Сегодня малыш, я приглашаю тебя в осенний лес. Ты знаешь, кто живет в лесу? (ответы ребенка). Логопед: Да, правильно, молодец! А еще там живет наш старый знакомый ОСЕННИЙ ВЕТЕРОК! В прошлый раз он приходил к нам в гости, а сегодня мы пойдем к нему. Согласен? (Да). |
Физическое развитие Речевое развитие | Двигательная деятельность Речевая деятельность |
Логопед: Мы идем по осеннему лесу и собираем грибы. Пальчиковая игра «Топ-топ-топ, 5 шагов» Топ-топ – пять шагов («шагать» пальчиками по столу). В туесочке пять грибов. (переплели пальцы обеих рук – сделали «туесочек», большие пальцы – ручка, показали 5 пальцев правой руки). Мухомор красный – Гриб опасный. А второй – лисичка, Рыжая косичка. Третий гриб – волнушка, Розовое ушко. А четвертый гриб – сморчок, Бородатый старичок. Пятый гриб – белый, Ешь его смело! (На каждое двустишие ребенок разгибает по одному пальчику, начиная с мизинца, на одной или на обеих руках). Логопед: Малыш, ты знаешь, какой гриб здесь был ядовитым, несъедобным? (Мухомор)
|
Физическое развитие | Двигательная деятельность |
Призубный сигматизм- даются упражнения для выработки длительной, направленной воздушной струи; положения широкого кончика языка за нижними резцами; вырабатывается умение удерживать губы в улыбке. Логопед: Малыш, давай вспомним, как дует ОСЕННИЙ ВЕТЕРОК? Упражнение для развития напора воздуха: 1. Набрав в легкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать) его через вытянутые вперед «трубочкой» губы. Контролировать выдыхаемую струю ладонью, бумажкой или ваткой: ощущается резко бьющая холодная струя воздуха, бумажка или ватка отклоняются в сторону. Повторять упражнение 3-5-7 раз. 2. Высунуть язык, чтобы он лежал на нижней губе. Вдоль языка до его середины положить круглую тонкую палочку (спичку) и надавить для образования канавки. Губы округлить, но не напрягать. Зубы разомкнуты. Вдохнув, с силой выдувать воздух, раздувая щеки. Контролировать поток воздуха ладонью, бумажкой или ваткой. Повторить упражнение 3-5-7 раз. Игры: «Заморозим пальчики» «Заморозим подбородок» «Заморозим шею» «Забьем шайбу (мяч) в ворота» (с ватными шариками) |
Физическое развитие | Двигательная деятельность |
Логопед: Вот тебе корзинка, давай будем собирать в нее грибы и ягоды. (ребенок выбирает картинки, которые ему больше нравятся, но перед тем как положить их себе в корзинку, он должен сделать артикуляционное упражнение, которое нарисовано на обратной стороне картинки). При межзубном произнесении звука С: проводятся упражнения для укрепления мышц кончика языка и передней части спинки языка; выработки направленной воздушной струи; отрабатывается звук [и], при котором положение языка близко к нормальной артикуляции звука [с]. Упражнение для губ: Растянуть губы в улыбку до предела и удержать их в напряженном положении некоторое время под счет. Зубы сомкнуть. Повторить упражнение 3-5-7 раз. |
Физическое развитие | Двигательная деятельность |
Логопед: Мы идем по лесу. Листья шуршат под ногами. И вдруг видим – бежит мышонок. Он тоже нас заметил и испугался. Игра «Пугливый мышонок». Изобразите мне пугливого мышонка. Вы должны сжаться в комочек, и изобразить на лице испуг. |
Физическое развитие, Речевое развитие | Двигательная деятельность Речевая деятельность |
Логопед: А как мышонок голос подает? (он пищит) Логопед: А давай будем пищать, как мышки: - Тихо пи-пи-пи - Громко пи-пи-пи С разным ударением: ПИ-пи-пи, пи-ПИ-пи, пи-пи-ПИ |
Речевое развитие, Познавательное развитие | Речевая деятельность Познавательная деятельность |
Логопед: Малыш, давай вспомним песенку ОСЕННЕГО ВЕТЕРКА! При межзубном и призубном сигматизме необходимо убрать кончик языка за нижние резцы, для чего можно прибегнуть к механической помощи: специальным зондом или концом шпателя легко нажать на кончик распластанного (а не комообразного!) языка, опустив его за нижние зубы. Механически придерживая язык в таком положении, предложить ребенку произнести изолированно звук С (сделать «Холодный ветерок», «Насос», «Песенку водички» - СССССССССССССС). Затем так же с механической помощью отрабатывается слог СА-СА-СА. (Межзубный сигматизм звука С часто требует длительной логопедической работы. При отсутствии контроля часто наблюдаются рецидивы). |
Речевое развитие | Речевая деятельность |
Логопед: Давай покажем ОСЕННЕМУ ВЕТЕРКУ, что мы знаем, как петь его песенку! (что мы знаем, как правильно произносить звук С). - Губы улыбаются - Зубы сближены («заборчиком») - язычок «горочкой», кончик языка касается нижних резцов; - воздушная струя холодная - горлышко не дрожит |
Речевое развитие | Речевая деятельность |
Характеризовать звук желательно лишь после того, как он уже получился. После этого можно сказать ребенку, что «ПЕСЕНКА ОСЕННЕГО ВЕТЕРКА» (песенка насоса, песенка водички) – это и есть звук С. Какой звук С? Звук С – согласный, твердый, глухой, обозначается синей фишкой.
|
Физическое развитие | Двигательная деятельность |
Дидактическая игра «Чего много в лесу?» (отработка использования ребенком Р.П. имен существительных) Логопед бросает ребенку мяч и спрашивает: «Чего много в лесу?», ребенок возвращает мяч и отвечает либо полным предложением, либо словосочетанием со словом МНОГО МНОГО ДЕРЕВЬЕВ МНОГО ЛИСТЬЕВ МНОГО ГРИБОВ МНОГО ЯГОД МНОГО ПТИЦ МНОГО ЗВЕРЕЙ и др. |
Познавательное развитие | Умственная деятельность, игровая деятельность |
Логопед: Я буду читать тебе стихотворение, а ты, как услышишь название какого-нибудь гриба, должен положить перед собой счетную палочку (или грибок, вырезанный из картона) Игра «Сосчитай грибы» Только я в кусты зашла – Подосиновик нашла. Две лисички, боровик, И зеленый моховик. Сколько я нашла грибов? У кого ответ готов? (пять) |
Познавательное развитие | Игровая деятельность Познавательная деятельность |
Логопед: ОСЕННИЙ ВЕТЕРОК хочет с нами поиграть. Он приготовил нам по 4 картинки, и просит нас ответить на вопрос: «Какая картинка тут лишняя?» Дидактическая игра «Четвертый лишний» Подберезовик, подосиновик, мухомор, лисичка Клюква, земляника, сыроежка, брусника Белый гриб, груздь, земляника, опята |
Речевое развитие | Речевая деятельность |
Малыш, нам пора возвращаться из осеннего леса в наш класс. К кому в гости мы сегодня ходили? Кого видели? Что делали? Чему учил нас ОСЕННИЙ ВЕТЕРОК? Ты научился петь песенку ОСЕННЕГО ВЕТЕРКА? Давай посмотрим, как у тебя это получается? ТЫ МОЛОДЕЦ! Завтра ветерок придет к нам еще раз. |
Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие | Речевая деятельность Изо-деятельность |
Раскрасить грибы из Пальчиковой игры «Топ-топ-топ – пять шагов», ядовитый гриб обвести в круг красным карандашом! (раскраска готовится заранее – мухомор, лисичка, волнушка, сморчок, белый гриб) |
Социально-коммуникативное развитие | Трудовая деятельность |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Постановка звуков з-с
В данном материале даётся непосредственно план индивидуальной работы по постановке звука....
Технологическая карта индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению 3 класс 2 отделение Тема: Постановка звука «Р»; автоматизация звука «Э» «Времена года. Зима», «В магазине».
выработка удлинённого выдоха;развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;развитие артикуляционной моторики;постановка звука «Р»;автоматизация звука «Э»...
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ КЛАСС ГУО ТЕМА: « ЗВУК [ Л ] ЭТАП : Постановка звука ( л)
логопедическое занятие по постановке звука (л)....
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ КЛАСС ГУО ТЕМА: « ЗВУК [ Л ] ЭТАП : Постановка звука ( л)
логопедическое занятие по постановке звука (л)....
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ КЛАСС ГУО ТЕМА: « ЗВУК [ Л ] ЭТАП : Постановка звука ( л)
логопедическое занятие по постановке звука (л)....
Тема: Постановка звука «Р»; автоматизация звука «Э» «Времена года. Зима», «В магазине».
Постановка звука [р]Автоматизация звука [Э]Восприятие текста на слух и ответы на вопросы...
Постановка звука Л. Автоматизация звука Л изолированно, в слогах, словах.
Конспект индивидуального занятия по теме: " Постановка звука Л"...