Рабочая программа учителя-логопеда 1кл с заключением ФНР (сигматизм)
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему
Подготовила Учитель-логопед Монгуш А.А. Программа разработана на основе общеобразовательных учреждений: Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению Фонетико-фонематического недоразвиия у Детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_po_svist_1kl.docx | 44.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на оказание помощи учащимся начальных классов с нарушениями устной речи в освоении ими общеобразовательных программ по родному русскому языку и составлена с учётом рекомендаций и методических разработок логопедов-практиков А.В. Ястребовой, Г.Г. Ефименковой, Р.И.Лалаевой, а также в соответствии с рядом разделов программ предметной области филология в начальной школе (система учебников «Школа-России»).
Рабочая программа составлена с учётом инструктивного письма «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 г. №2.и Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основе которых разработана данная программа:
- Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.№ 1015"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК-452/07 от 11.03.16
- Приказы Министерства образования и науки РФ № 1598 и 1599 от 19 декабря 2014 г. Об утвержении ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Устав школы
Цель курса: коррекция нарушений устной и письменной речи, помощь в успешном освоении программы по русскому языку и чтению обучающимся 1- 4 классов.
Общая характеристика учебного курса
Данный курс способствует формированию у учащихся предпосылок, лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и готовит к применению их в учебной деятельности. «Коррекция нарушений устной и письменной речи» – курс, подводящий учащихся к осознанию цели и ситуации речевого общения, адекватному восприятию звучащей и письменной речи, пониманию информации разной модальности, содержащейся в предъявляемом тексте, а также передачи его содержания по вопросам и самостоятельно. В свою очередь содержание курса «Коррекция нарушений устной и письменной речи» является базой для усвоения общих языковых и речевых закономерностей в начальной и основной школе, представляет собой значимое звено в системе непрерывного изучения родного языка. Специфика курса заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с русским языком и литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Место курса. С учащимися, зачисленными на логопедические занятия, проводятся групповые (не более 3-5 человек) и индивидуальные занятия. Периодичность логопедических занятий 2-3 раза в неделю, в зависимости от речевого нарушения. Продолжительность группового занятия 35 - 40 минут (1 класс первое полугодие и второе полугодие соответственно), 40 минут (2- 4-й класс), 15-20мин продолжительность индивидуального занятия. Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи, комплектование групп - схожестью нарушений речевого развития, уровня психического развития, возрастным критерием.
Содержание учебного курса
Содержание работы по данной рабочей программе тесно связано с содержанием школьной программы по русскому языку и чтению. Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Этапы коррекционного обучения, темы логопедических занятий или количество часов для повторения, могут быть изменены, если это необходимо для данной группы учащихся.
Перед началом логопедической работы организуется проведение обследования. При обследовании выявляется какой из компонентов языковой системы нарушен. Для диагностики, уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля), построения системы индивидуальной коррекционной работы, комплектования подгрупп, отслеживания динамики речевого развития ребёнка с нарушением зрения используется тестовая методика диагностики устной и письменной речи Фотековой Т.А. и Ахутиной Т.В. с балльно-уровневой системой оценки. Результаты обследования отражаются в речевой карте. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа. Логопедическая работа должна начинаться как можно раньше, быть чётко спланирована и организована, должна носить не только коррекционный, но и предупреждающий вторичные дефекты характер.
Логопедическая диагностика учащихся.
Обследование артикуляционного аппарата и звуковой стороны речи.
Обследование фонематического слуха.
Обследование лексического строя речи.
Обследование грамматического строя.
Обследование процесса письма и чтения.
Коррекционная работа
Подготовительный этап
Цель: развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникативной готовности к обучению.
Основной эта Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях:
1)На фонетическом уровне;
2)На лексико - грамматическом уровне;
3)На синтаксическом уровне.
- Коррекционная работа на фонетическом уровне:
- коррекция дефектов произношения;
- формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.
- Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:
Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.
- Коррекционная работа на синтаксическом уровне:
Уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами коррекционной работы являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами коррекционной работы в начальной школе являются: овладение начальными представлениями нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Планируемые результаты
По окончании 1 класса обучающиеся должны уметь:
- различать звуки на слух и в произношении, анализировать слова по звуковому составу;
- определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
- различать гласные и согласные, глухие и звонкие согласные, свистящие, шипящие и аффрикаты, гласные ударные и безударные;
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.
По окончании 2 класса обучающиеся должны уметь:
- различать предложение, словосочетание, слово;
-анализировать слова по звуковому составу;
-составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
подбирать группы родственных слов (несложные случаи); разбирать слово по составу (несложные случаи);
-писать под диктовку предложения и тексты;
-правильно читать вслух целыми словами;
-соблюдать паузы между предложениями, логическое ударение, необходимую интонацию;
-отвечать на вопросы по прочитанному;
-высказывать своё отношение к поступку героя, событию;
-пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.
-устно рассказывать на темы, близкие их интересам.
По окончании 3 класса обучающиеся должны уметь:
-производить звукобуквенный анализ и синтез слов;
-дифференцировать звуки по акустическому сходству;
-подбирать к слову родственные слова;
-владеть навыками словообразования и словоизменения;
-подбирать синонимы и антонимы к различным частям речи;
-дифференцировать предлоги и приставки;
-составлять распространенные предложения;
-определять тему рассказа, последовательность и связность предложений в тексте;
-составлять план связного высказывания.
По окончании 4 класса:
-должна быть создана основа для продуктивного усвоения правил правописания, связанных с полноценными представлениями о морфологическом составе слова
(безударные гласные, проверяемые ударением, приставки, сложные слова, изменение имён прилагательных по родам, числам, падежам в зависимости от существительных);
-учащиеся должны уметь характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
-учащиеся должны различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
-учащиеся должны находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс;
-учащиеся должны находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
-учащиеся должны соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
-учащиеся должны пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно,
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию,
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Реализация программы способствует выравниванию в соответствии с возрастными требованиями состояния развития речевой системы (устной и письменной), а также психофизических процессов у детей с нарушениями устной и письменной речи, что необходимо для их всестороннего гармоничного развития, достаточного восстановления коммуникативной функции языка и успеваемости в общеобразовательной школе.
Календарно-тематический план работы с группой
Учащихся (1 класс), имеющих фонетическое недоразвитие
речи (сигматизм свистящих и шипящих звуков)
Характеристика группы. Учащиеся данной группы имеют нарушения произношения свистящих и шипящих звуков, которые проявляются в межзубном, боковом звучании, вследствие чего речь нечеткая. Иногда встречаются в речи замены [с-ш]. У детей недостаточно сформированы предпосылки к спонтанному развитию навыка звукового анализа и синтеза слов, имеются трудности в дифференциации некоторых оппозиционных звуков.
Задачи:
1. Развитие артикуляционной моторики: учить принимать артикуляционные позиции, обеспечивающие правильный акустический эффект; развивать переключаемость артикуляционных укладов в зависимости от их сочетаемости с другими звуками.
2. Развитие звуковой стороны речи. Формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков.
3. Формирование фонематического восприятия. Учить детей отличать правильное звучание от искаженного, развивать способность к дифференциации оппозиционных звуков.
4. Совершенствовать самоконтроль за звучанием своей речи.
№ | Дата | Тема, содержание | Лексическая - тема | |
1 | 3 | 4 | ||
По плану | Фактически | |||
I ЭТАП (диагностика) | ||||
1 | 03.09 | Обследование звукопроизношения, состояния артикуляционного аппарата. Исследование фонематических процессов, состояния звукового анализа и синтеза слов |
II ЭТАП (подготовительный) | |||||
2-3 | 04.09 05.09 | Исследование лексико-грамматического строя речи, состояния связной речи | |||
4-5 | 17.09 18.09 | Развитие артикуляционного аппарата. | Осень. Ранняя и золотая осень | ||
6-7 | 24.09 25.09 | Дыхательные упражнения. Развитие слухового внимания | Деревья | ||
8-9 | 01.10 02.10 | Дифференциация речевых звуков и неречевых. Уточнение пространственно-временных представлений | Грибы | ||
III ЭТАП (коррекционный) | |||||
10 11 | 08.10 09.10 | Постановка звука [с,ц], Выработка правильной воздушной струи, автоматизация в прямых слогах | Домашние животные и птицы | ||
12 13 | 15.10 16.10 | Автоматизация звука [с,ц] в прямых и обратных слогах. Звук [с,ц] в начале слов | Детёныши домашних животных | ||
14 15 | 22.10 23.10 | Автоматизация звука [с,ц] в слогах и в середине слов | Составление рассказа по картине «Птичий двор» | ||
16 17 | 05.11 06.11 | Звук [с,ц] в середине и в конце слов | Перелётные птицы | ||
18 19 | 12.11 13.11 | Автоматизация произношения звука [с,ц] в словах и предложениях | Поздняя осень | ||
20 21 | 19.11 20.11 | Заучивание чистоговорок, скороговорок со звуком [с,ц] | Транспорт | ||
22 23 | 26.11 27.11 | Дифференциация звуков [с-ш] в слогах, словах | Рассказ по сюжетной картине «Осень» | ||
24 25 | 03.12 04.12 | Дифференциация звуков [с-ш] в словах и предложениях | Посуда, виды материал | ||
26 27 | 10.12 11.12 | Постановка звука [з], автоматизация в слогах | Мебель | ||
28 29 | 17.12 18.12 | Автоматизация звука [з] в прямых и обратных слогах. Звук [з] в начале слов | Рассказ на тему «Как я помогаю маме» | ||
30 31 | 24.12 25.12 | Автоматизация звука [з] в слогах и в середине слов. Дифференциация звуков [с-з] | Комнатные растения | ||
32 33 | 14.01 15.01 | Звук [з] в середине и в конце слов. Дифференциация звуков [с-з] | Дикие животные | ||
34 35 | 21.01 22.01 | Дифференциация звуков [с-з]. Закрепление произношения звука [з] в словах | Детёныши диких животных | ||
36 37 | 28.01 29.01 | Автоматизация произношения звука [з] в словах и предложениях | Хищные и травоядные животные | ||
38 39 | 04.02 05.02 | Заучивание чистоговорок, скороговорок со звуком [з] | Зима. Изменения в природе | ||
40 41 | 11.02 12.02 | Автоматизация звуков [с,з] в предложениях и текстах | Зимующие птицы | ||
42 43 | 18.02 19.02 | Постановка звука [ш], автоматизация в слогах | Рассказ по серии картин «Кормушка для птиц» | ||
44 45 | 25.02 26.02 | Автоматизация звука [ш] в прямых и обратных слогах. Звук [ш] в начале слов | Зимние забавы и развлечения | ||
46 47 | 04.03 05.03 | Автоматизация звука [ш] в слогах и в середине слов. Дифференциация звуков [с-ш] | Животные наших лесов | ||
48 49 | 11.03 12.03 | Звук [ш] в середине и в конце слов. Дифференциация звуков [с-ш] | Дикие и домашние животные. Повторение | ||
50 51 | 18.03 19.03 | Закрепление произношения звука [ш] в словах | Цирк | ||
52 53 | 01.04 02.04 | Автоматизация произношения звука [ш] в словах и предложениях | Театр | ||
54 55 | 08.04 09.04 | Заучивание чистоговорок, скороговорок со звуком [ш] | Бумага. Изготовление и применение | ||
56 57 | 15.04 16.04 | Постановка звука[ж] | Профессии | ||
58 | 22.04 23.04 | Автоматизация звука [ж]в слогах, словах | Профессии | ||
59 60 | 29.04 30.04 | Автоматизация звуков [ж] в предложениях и текстах. | Строительство | ||
61 | 06.05 07.05 | Дифференциация звуков [ш-ж] в слогах, словах | Почта | ||
62 | 13.05 | Дифференциация звуков [ш-ж] в словах и предложениях | Библиотека. Книги. Беседа о книгах | ||
63 | 14.05 | Дифференциация звуков [с,з-ш,ж] в словах и предложениях | Времена года | ||
64 | 20.05 | Тренировочные упражнения по различению звуков | Времена года. Повторение | ||
65 66 | 21.05 22.05 | Итоговая диагностикка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда с календарно-тематическим планированием на массовую школу...
рабочая программа учителя-логопеда
рабочая программа учителя-логопеда на классы скоу...
Рабочая программа учителя-логопеда по восполнению пробелов в развитии звуковой стороны речи в 1-х классах в общеобразовательной школе.
Программа составлена в соответствии с ФГОС НОО, Вариант 5.1 АООП НОО предназначен для обучающихся с ТНР и предусматривает получение образования, сопоставимого по ...
рабочая программа учителя-логопеда по сопровождению обучающихся с РАС
Рабочая программа учителя-логопеда по сопровождению обучающихся с РАС первого и подготовительного класса...
рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа развивающих логопедических занятий для младших школьников...
Рабочая программа учителя-логопеда для обучающихся со сложной структурой дефекта
Данная рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности, а также с де...
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ТМНР
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ТМНР разработана с учетом уровня речевого развития, коммуникативных навыков и состояния интеллекта....