«Трудности адаптация первоклассников в школе»
консультация (1 класс) на тему
Родительское собрание "Трудности адаптации первоклассников в школе"
Цель: объединение усилий школы и семьи по “снятию” адаптационных проблем ребенка - первоклассника. Задачи: 1. Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе 2. Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnosti_adaptatsii_pervoklassnikov.docx | 28.72 КБ |
trudnosti_adaptatsii_pervoklassnikov_v_shkole.ppt | 365.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
Тема: «Трудности адаптация первоклассников в школе»
Цель: объединение усилий школы и семьи по “снятию” адаптационных проблем ребенка - первоклассника.
Задачи:
- Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе
- Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.
- Вступительное слово.
Школа.… Для всех она является важной вехой на жизненном пути. Порой мы с ностальгией вспоминаем свои школьные годы: как впервые сели за парту, свой первый, последний звонок, первые успехи и неудачи...
А теперь вы с трепетом ведете в первый класс своего ребенка. Наряду с чувством радости и гордости вам немного тревожно. И чувства эти вполне оправданы. Ведь первый класс - это значительные перемены в жизни малыша. Он вынужден проститься с привычным для него укладом жизни и порядком вещей и вступить в новый мир, в котором его ждут не только новые и увлекательные открытия, но и трудности.
Период адаптации к школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни ребенка, так как изменяется вся его жизнь: с этого момента все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. А это нелегкое испытание для еще не совсем сформировавшейся психической, физической и эмоциональной сферы ребенка.
С каким настроем начинают новый виток в своей жизни? Как произошла встреча ребенка со школой? Какие у них сложатся отношения? Понравится ли ему учиться? Во многом это все зависит от того как пройдет процесс адаптации первоклассника к школе.
- Основная часть
Адаптация первоклассников
- Что такое адаптация к школе и сколько она длится?
Адаптация – это перестройка организма, направленная на приспособление к новым условиям. Адаптация первоклассника к школе может длиться от двух до шести месяцев.
Адаптация ребенка к школе происходит не сразу. Не день и не неделю нужно для того, чтобы привыкнуть к школе по-настоящему. Это достаточно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.
- Физиологическая адаптация
Первые 2-3 недели обучения получили название "физиологической бури". В этот период дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют. Неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия. Период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением. Многие родители склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первокласcников. Тем не менее, некоторые дети худеют к концу 1-ой четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак переутомления). Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения.
- Академическая адаптация
Академическая адаптация характеризует степень соответствия поведения ребёнка нормам школьной жизни: принятие требований учителя и ритма учебной деятельности, овладение правилами поведения в классе, отношение к школе, достаточная познавательная активность на уроках и т.д.
- Социальная адаптация
Социальная адаптация отражает успешность вхождения ребёнка в новую социальную группу в виде принятия ребёнка одноклассниками, достаточного количества коммуникативных связей, умения решать межличностные проблемы и т.д.
- Личностная адаптация
Личностная адаптация характеризует уровень принятия ребёнком самого себя в новой социальной роли «Я – ученик»), и выражается в виде соответствующих самооценки и уровня притязаний в школьной сфере, стремления к самоизменению и др.
То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным. В период 6-7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. Интеллектуальное развитие ребенка, его развивающаяся способность к обобщению влекут за собой и обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности. Такое "приобретение" в 6-7 лет самым негативным образом влияет на развитие самооценки ребенка, уровня его притязаний.
Когда можно считать, что адаптация ребенка к школе проходит успешно?
Признаки успешной адаптации к школе.
- ребенок весел, спокоен;
- быстро находит приятелей среди одноклассников;
- хорошо отзывается об учителях и ровесниках;
- без напряжения выполняет задания;
- легко принимает правила школьной жизни;
- новый режим дня для него комфортен (не плачет по утрам, нормально засыпает вечером и т.д.);
- у ребенка нет страхов по поводу сверстников и учителей;
- он адекватно реагирует на замечания учителя.
Что должно насторожить родителей?
Признаки дезадаптации.
- усталый, утомлённый внешний вид ребёнка;
- нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне;
- стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы;
- нежелания выполнять задания;
- негативные характеристики в адрес школы, учителя, одноклассников;
- жалобы на те или иные события, связанные со школой;
- беспокойный сон;
- трудности утреннего пробуждения, вялость;
- постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Как помочь ребенку?
- В первые недели обучения первоклассника в школе важно помочь ребёнку поверить в себя, в свои силы и возможности.
- Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ваш ребёнок. Очень полезно ребенка просто послушать.
- Не критикуйте своего малыша, даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.
- Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму.
- Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Любое моральное стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребёнку почувствовать себя значимым в той или иной деятельности.
- Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребёнка — это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.
Успех адаптации в школе во многом зависит от родителей, а учителя и психологи вам обязательно помогут.
- Заключительная часть
Уважаемые родители, для выявления трудностей адаптации вашего ребёнка прошу вас заполнить анкету и отдать классным руководителям.
Для вас уважаемые родители я приготовила буклеты с советами, которые помогут вашему ребенку легко адаптироваться к обучению в 1 классе, а школа станет тем местом, где он будет воспринят таким, какой он есть со всеми своими чувствами, мыслями, знаниями, проблемами и большими и малыми событиями в школьной жизни.
Своё выступление хочу закончить такими словами:
Не ругайте ребят утром – солнце покажется им тусклым;
Не ругайте ребят днём – небо покажется им хмурым;
Не ругайте ребят на ночь – звёзды померкнут для них;
Не ругайте! Любите их, и они ответят всем взаимностью.
Тестирование родителей с целью коррекции в дальнейшей работе
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на перечисленные вопросы. Среди данных ответов подчеркните тот, который наиболее подходит Вашему ребёнку.
Фамилия, имя ребёнка _______________________________________
1. Охотно ли ребёнок идёт в школу:
неохотно; без особой охоты; охотно с радостью; ответить затрудняюсь.
2. Вполне ли приспособился к школьному режиму, принимает ли как должное школьный распорядок:
пока нет; не совсем; в основном да; безусловно да; затрудняюсь ответить.
3. Переживает ли свои учебные успехи и неудачи:
нет; скорее нет, чем да; скорее да, чем нет; безусловно да; ответить затрудняюсь.
4. Часто ли ребёнок делится с Вами школьными впечатлениями:
пока нет; делится иногда; делится всегда; довольно часто.
5. Каков преобладающий характер этих впечатлений:
преобладают отрицательные эмоциональные впечатления; впечатления разные, но отрицательных больше; в основном положительные.
6 . Нуждается ли ребёнок в Вашей помощи при выполнении заданий:
помощь нужна всегда; помогаем довольно часто; помогаем иногда; в помощи не нуждается; затрудняюсь ответить.
7. Как ребёнок преодолевает трудности в работе:
перед трудностями сразу пасует; обращается за помощью; трудности старается преодолеть сам, но может отступить; настойчив в преодолении трудностей; затрудняюсь ответить.
8 . Способен ли ребёнок сам проверить свою работу и найти ошибки:
сам этого сделать не может; иногда может; может, если побуждать к этому; как правило, может.
9. Часто ли ребёнок жалуется на товарищей по классу, обижается на них:
довольно часто; редко; практически не бывает; затрудняюсь ответить.
10. Справляется ли ребёнок с учебной нагрузкой без перенапряжения:
нет; скорее нет, чем да; скорее да, чем нет; безусловно да.
11. Способствует ли успешной адаптации Вашего ребёнка деятельность педагогов, работающих с классом:
нет; скорее нет, чем да; скорее да, чем нет; безусловно да; затрудняюсь ответить.
12. Каковы впечатления Вашего ребёнка о занятиях в школе дополнительного образования (внеклассных занятиях по интересам):
преобладают отрицательные впечатления; впечатления разные; преобладают положительные впечатления.
Опросник для родителей
Уважаемые родители, прочитайте внимательно утверждения, и в соответствующей графе поставьте +
№ | Показатели тревожности | Часто | Иногда | Никогда |
1. | Перед уходом в школу жалуется на плохое состояние |
|
|
|
2. | Считает себя плохим учеником |
|
|
|
3. | Боится, что не сможет правильно отвечать на вопросы учителя |
|
|
|
4. | Жалуется на плохое отношение одноклассников, учителя к себе |
|
|
|
5. | В школе неохотно расстается с родителями |
|
|
|
6. | Бывают ночные страхи со школьной тематикой |
|
|
|
7. | Избегает разговоров о школе |
|
|
|
8. | Открыто выражает страх перед школой |
|
|
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в 1 классе на тему "Трудности адаптации первоклассников к школе"
Задачей родительского собрания является знакомство родителей с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе. ...
Трудности адаптации первоклассников к школе
Родительское собрание Трудности адаптации первоклассников к школе. Цель: объединение усилий школы и семьи по «снятию» адаптационных проблем ребенка - первоклассника. Задачи: Изучение механ...
"Трудности адаптации первоклассников в школе"
- создание благоприятного психологического климата в отношении ребёнка со стороны всех членов семьи;- роль самооценки ребёнка в адаптации к школе;- первое условие школьного успеха – самоценность ребён...
Трудности адаптации первоклассников к школе
Материал к родительскому собранию в 1 классе...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В 1 КЛАССЕ НА ТЕМУ "Трудности адаптации первоклассников к школе"
ПЛАН СЦЕНАРИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В 1 КЛАССЕ НА ТЕМУ: «ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ», форма проведения - круглый стол....
Родительское собрание "Ваш ребёнок - первоклассник. Трудности адаптации первоклассников в школе"
Родительское собрание «Ваш ребёнок – первоклассник. Трудности адаптации первоклассников в школе» У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня н...