ОБОБЩЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
методическая разработка на тему
Представлен опыт применения метода функционального биоуправления (ФБУ) в работе с детьми. Данный метод позволяет реализовать патогенетический подход к коррекции различных нарушений, когда лечение направлено не на следствие, а на причину возникновения нарушений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rudakova_i.a.docx | 21.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение передового педагогического опыта
Применение «БОС-ТЕХНОЛОГИЙ»
в психокоррекционной работе с детьми
Педагога-психолога
I квалификационной категории
ТОГАОУ ЦПМСС «Возрождение»
Рудаковой И.А.
2014 год
Высокие стрессовые и эмоциональные нагрузки не проходят для здоровья человека бесследно, в частности наблюдается значительное увеличение распространенности психосоматических и нервно-психических нарушений. Поэтому так важны профилактические мероприятия, которые вырабатывают навыки адаптации и умение сохранять свои силы и внутренние ресурсы.
На базе ТОГОАОУ ЦПМСС «Возрождение» осуществляется реализация программы «Комфорт-ЛОГО» научно-производственной фирмы «Амалтея» г. Санкт-Петербург.
Универсальность в сочетании с индивидуальным подходом к каждому пациенту позволяет использовать программу :
- в целях коррекции в таких сферах, как медицина, логопедия, психология, дефектология.
- в целях повышения адаптивных возможностей – в педагогике, при психологическом сопровождении развития детей.
Применение программы НПФ «Амалтея» позволяет сформировать:
- Психологическую компоненту – нормализация психоэмоционального состояния детей, восстановление адаптационных ресурсов организма, умение противостоять стрессу, коррекцию поведения (гиперактивность, дефицит внимания), улучшение концентрации внимания, памяти.
- Логопедическую компоненту – нарушение темпа и ритма речи; нарушение артикуляционных, голосовых и дыхательных судорог (заикание, логоневроз); развитие речевого дыхания, артикуляции, голосообразования, речи и речевого поведения.
- Медицинскую компоненту - оздоровление группы часто и длительно болеющих детей.
При реализации метода функционального биоуправления (ФБУ) происходит регистрация физиологических параметров организма при помощи специальной аппаратуры) и преобразование их в компьютере в сигналы обратной связи. Таким образом, тренирующийся человек имеет редкую возможность в режиме on-line увидеть сигналы, соответствующие состоянию функций его организма, а кроме того, в режиме реального времени отследить, какие изменения происходят в процессе выработки навыка саморегуляции.
Использование объективных данных позволяет избежать субъективных оценок успешности действий обучающего в тренинге и обеспечивает его высокую эффективность.
Следует отметить преимущества метода ФБУ перед традиционными методами коррекции:
- Техническая и физиологическая безопасность, обеспечивается тем, что поток информации направлен от человека к прибору и в ходе снятия сигнала никакого физического воздействия на человека не оказывается. Работа по изменению параметров организма происходит только в рамках индивидуальной физиологической нормы, что обеспечивает безопасность работы и учёт индивидуальных особенностей.
- Немедикаментозность, неинвазивность. Метод позволяет использовать те внутренние механизмы адаптации организма, которые в условиях жизни оказываются подавленными или нарушенными. Их восстановление позволяет снизить энергетические затраты организма при повышении качества функционирования всех функциональных систем, то есть оптимизировать состояние.
- Полифункциональность, комплексность. Организм, являясь целостной системой, реагирует изменениями всех своих проявлений. Таким образом, речь идёт не об обучении изменению только одного параметра, а о тренинге целостных состояний.
- Объективность. Использование объективных данных в ходе работы позволяет преодолеть определённую инертность или инфантильность пациента, превращает его в активного участника обучения.
- «Точность» направленности воздействия. Метод ФБУ позволяет реализовать патогенетический подход к коррекции различных нарушений, когда лечение направлено не на следствие, а на причину возникновения нарушений.
- Краткосрочность обучения (в среднем 8 занятий). За счет включения пациента в систему ФБУ, когда малейшие изменения состояния немедленно преобразуются в сигналы обратной связи, быстро формируется точный навык управления состоянием.
- Долговременность действия. Так как способы изменения состояния имеют значительную моторную составляющую, то навык закрепляется на уровне памяти тела, что и обеспечивает его длительное хранения в памяти. Корме того, в ходе формирования навыка обучается и сама нервная система, которая стремится самопроизвольно поддерживать наиболее благоприятный режим функционирования организма.
Отличие обучения в процессе биоуправления от когнитивного обучения состоит в том, что основной задачей является обучение ребёнка необходимому изменению физиологического состояния, а отличием от схемы оперантного обуславливается – является выраженное влияние психической компоненты. Через приобретение навыков саморегуляции формируются новые связи, восстанавливаются скрытые, но генетически детерминированные механизмы управления физиологическими функциями. При этом улучшается восприятие и понимание внутренних взаимосвязей физиологических и психических процессов.
Особенностью данной программы является удачное сочетание широких возможностей метода биоуправления и реализация индивидуального похода при работе с каждым пациентом.
Одним из предназначений программы является выработка дыхания, которое называется диафрагмально-релаксационным. В данной программе это называется сеанс Кардио.
Постановка и закрепление такого типа дыхания благоприятно сказывается на физиологическом и психическом состоянии человека, оказывает оздоровительное воздействие на все функциональные системы организма.
Весь курс по формированию, коррекции, оптимизации, развитию и тренингу дыхания, артикуляции, голосообразования, речевого дыхания, речи, речевого поведения и психоэмоционального состояния с применением АС-РСА включает в себя четыре последовательных и взаимосвязанных между собой этапа работы.
I этап: Диагностический этап (1-2 занятия)
II этап: Формирование нового устойчивого навыка диафрагмального дыхания с удлиненным, плавным выдохом по РСА (7-8 занятий)
III этап: Формирование нового динамического стереотипа речевого диафрагмального дыхания, речи и речевого поведения оп показателю РСА (10-12 занятий).
IV этап: Заключительный этап (3-4 занятия).
Применение данной программы в психолого -педагогичекой практике обеспечило улучшение, нормализацию и сохранение здоровья детей:
- развитие высших психических функций (мышления, памяти, восприятия, воспроизведения) и волевых качеств;
- гиперактивность и дефицит внимания;
- наличие высокого психоэмоционального напряжения, связанного с общением (в том числе в эмоционально значимых и конфликтных ситуациях);
- наличие речевой тревоги и страхов общения
Сеанс-Лого данной программы обеспечил коррекцию речевых расстройств: расстройства фонации; нарушения темпа речи; речевой тревоги; логоневрозов; алалии; дизартрии и дислалии; ринолалии ; заикания.
После применения данной программы мы отмечаем восстановление физиологических показателей здоровья детей и общее оздоровление организма: снижение процента пропусков по болезни.
Таким образом, эффективность применения «БОС-технологий» основывается на использовании универсальных естественных механизмов адаптации человека. В ходе работы активизируются, уточняются и восстанавливаются внутренние ресурсы организма, происходит обучение произвольному поддержанию оптимального состояния, формируются устойчивые навыки саморегуляции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
.Модуль обобщения передового педагогического опыта учителя начальных классов СОШМ18 «имени 28 Армии»
1.ТЕМАОПЫТА.Формирование успешности обучения учащихся средствами современных педагогических технологий.2.ТЕОРИТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА.Слова Б.Т. Лихачёва: «Педагогические технологии - совокупность психоло...
Представление передового педагогического опыта на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе - ведущий аспект педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС НОО"
На современном этапе здоровье и жизнь человека приобретают особое значение. ВАжнейшей задачей цивилизованного общества является сохранение и укрепление здоровья каждого гражданина страны. Как никогда ...
Методика изучения и обобщения передового педагогического опыта
В данной презентации подробно описана система работы по изучению ППО, методика обобщения и распространения ППО, а также дана подробная схема описания ППО по модульной технологии....
Распространение передового педагогического опыта на тему: «Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время»
Распространение передового педагогического опыта на тему: "Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время"...
Обобщение передового педагогического опыта на тему: "Ученический коллектив, методика его создания и развития"
Благоприятные межличностные отношения школьников положительно влияют не только на их психическое состояние, успеваемость, познавательную деятельность, физическую активность, но и сплочённость класса в...
Обобщение передового педагогического опыта по теме: " Здоровьесберегающие технологии на уроках в условиях реализации ФГОС"
Понятие "Здоровьесберегающая" относится к качественной характеристике любой образовательной технологии....
Обобщение передового педагогического опыта на тему: "«Формирование современной цифровой образовательной среды в рамках реализации национального проекта "Образование" в творческих объединениях естественнонаучной направленности МБУ ДО «Центр дополнительног"
laquo;Формирование современной цифровой образовательной среды в рамках реализации национального проекта "Образование" в творческих объединениях естественнонаучной направленно...