Программа, на опережение конфликтного поведения для младших школьников
методическая разработка (1 класс) по теме

Данная программа, разработана на основе сюжетно-ролевой игры. Применяются перчаточные куклы или костюмы ввиде масок.

Жизнь человека складывается из трех основных этапов: детства, юности и «взрослости». Ребенок-школьник, несмотря на определенную предварительную психологическую и учебную подготовку, больший или меньший социальный опыт, попадает в новую общественную систему.

Обучение в школе принципиально отличается не только особой упорядоченностью, но и по-новому выстроенными отношениями со сверстниками и взрослыми, более высокими требованиями и оценками.

В школе актуализируется необходимость в следовании общим для всех правилам, в овладении определенными знаниями и понятиями.

Учителя начальных классов отмечают, что более конфликтно ведут себя дети, которые не справляется с учебной нагрузкой и ощущает свою неполноценность в сравнении с более успешными сверстниками. Согласно мнению педагогов, неуспевающие и неадекватные дети некритично стремятся к лидерству, реагируют негативизмом и агрессией на любые учебные затруднения, сопротивляются требованиям учителя либо отказываются от выполнения заданий, в которых могут обнаружить свою несостоятельность. В основе возникающих у них отрицательных эмоций скрывается конфликт между завышенными учебными притязаниями и неуверенностью в себе. Что приводит к снижению успеваемости и к ухудшению состояния здоровья.

Конфликтовать и ссориться могут абсолютно все дети, но наиболее агрессивно и несдержанно ведут себя те школьники, которые претендуют на определенную роль или статус среди сверстников. Для определенного круга школьников чрезвычайно важно главенствовать и быть в центре внимания. Их социальные притязания оказываются более завышенными и противоречащими реальной ситуации. Детей, которые оказываются в постоянном конфликте со сверстниками, Л.И. Божович назвала «аффективными». В своих исследованиях она выявила, что «аффективные» дети самыми разными путями стремятся компенсировать свое плохое положение, привлечь к себе внимание, завоевать симпатию и таким образом удовлетворить потребность в признании, повысить самооценку.

Чрезвычайно опасным фактором для формирования позитивных отношений в классе может являться группа «профессиональных заговорщиков», которые плетут вокруг себя паутину интриг и демонстрируют тщеславие и презрение к одноклассникам. С первого дня обучения в школе у большинства детей зарождаются устойчиво неприязненные отношения с манипуляторами и агрессорами, но, несмотря на это, они боятся открыто конфликтовать с этой немногочисленной, но хорошо организованной группой, поскольку быть избитым и униженным не желает быть не один нормальный ребенок. Также в младшей школе конфликты могут возникать вследствие неумения детей договариваться друг с другом и адекватно выражать свои мысли, чувства или эмоции, т.е. коммуникативной неуклюжести.

 Поэтому, программа направленная на опережение конфликтного поведения, даст результаты о снижение таких качеств у младшего школьника как, агрессия, гнев, демонстративность и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

В условиях внедрения Новых Федеральных Государственных Образовательных стандартов, одной из приоритетных задач школы становится воспитание самостоятельной и ответственной личности, со сформированной культурой здорового и безопасного образа жизни, умеющей взаимодействовать с другими людьми и готовой конструктивно разрешать возникающие конфликты. У школьника должны быть сформированы такие умения и компетенции, как уважение и принятие ценностей семьи и общества, готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьѐй и обществом, доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своѐ мнение.

Для этого в школе необходимо создать условия, при которых каждый ребѐнок имел возможность под руководством педагогов развивать в себе эти качества и в случае необходимости мог получить квалифицированную помощь. Особого внимания требуют школьники, которые в силу своих индивидуальных психологических и физиологических особенностей испытывают коммуникативные и личностные проблемы и нуждаются в индивидуальной поддержке. К ним относятся: агрессивные, тревожные, импульсивные, гиперактивные, дети с неврозами и расстройствами поведения и др

К другим неблагоприятным факторам, негативно влияющим на поведение подростков можно отнести следующие:

• агрессивность взрослого окружения;

• проявления экстремизма в обществе;

• увлечение деструктивными компьютерными играми и интернет-сайтами;

• агрессивные модели поведения в средствах массовой информации, доступные для просмотра, стимулирующие агрессивные импульсы;

• неблагополучие в семьях

Чтобы заниматься профилактикой конфликтов, необходимо иметь представление о том, как они возникают, развиваются и завершаются в школьных коллективах, каковы их особенности и причины.

Именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Профилактика конфликтов – это их предупреждение. Предупредить конфликт гораздо легче, чем конструктивно разрешить его. Профилактика конфликтов, несомненно, важна, она требует меньших затрат сил, средств и времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой конструктивно разрешенный конфликт. Деятельность по предупреждению конфликтов могут осуществлять сами ученики и учителя, руководители школ, школьные психологи, социальные педагоги.

Подводя итоги теоретического исследования по обоснованию необходимости работы по профилактике конфликтов в школе, можно сделать следующие выводы: специфика конфликтов между школьниками определяется возрастной психологией, поэтому необходимо проводить диагностические обследования для выявления тех или иных у младших школьников личностных особенностей и строить психо-социо-профилактическую работу, опираясь на результаты диагностики межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы – трудности в учебе, замкнутость, потеря мотивации, уход от жизненных реалий, как итог неуспешная личность.

Программа позволит:

1. создать такие условия деятельности и взаимодействие детей, которые минимизируют вероятность возникновения противоречий;

2. попытаться устранить у ребенка такие чувства как гнев и злость;

3. научить ребенка контролировать свою агрессию;

4. закреплять положительные коммуникативные модели поведения: устранить ругательства и драчливость ребенка;

5. пронаблюдать изменения в  конфликтности «до» и «после» коррекционно-развивающей работы.

Поэтому возникла необходимость создание коррекционно-развивающей программы, целью, является, научить ролевым сценариям поведения в конфликте.

Задачи  программы:

  1. Развивать умения анализировать свои поступки, находить причину;
  2. Формировать у детей младшего школьного возраста, понимание партнера по общению;
  3. Развивать способности творческого потенциала ребенка.
  4. Учить находить общее решение проблемы.
  5. Обучать младшего школьника способам доверительного общения;

Данная программа составлена на основе сюжетно-ролевой игры, с применением перчаточных кукол. Которые позволят нам, обыгрывать конфликтные ситуации. Для реализации данной программы, были приведены  ситуации из жизни младших школьников. Очень часто дети стараются решить конфликт так: толкнуть, обозвать, плюнуть, стукнуть, подразнить и др. За основу проведения занятий, были взяты герои из сказки «Лесная школа».

Поведение психолога, проводящего занятий по коррекционно-развивающей программе, должно служить образцом для подражания и способом усиления и подкрепления все положительных изменений в поведении ребенка.

Структура занятий:

1.Приветствие

2.Разминка

3.Основная часть (Чтение сказки педагогом) (Анализ сказки) (Придумываем свой конец сказки) (Игра (1.педагог показывает правильное поведение в ситуации, 2 дети показывают правильное поведение))

4. Релаксация

5.Итоги (чему научились?)

6.Домашнее задание (дети выполняют совместно с родителями)

7.Ритуал прощания (песни, танец)

Тематический план занятия:

№ занятия

Цель занятия

Краткое содержание занятия.

1

Научить находить причину конфликта и ее решения.

Знакомство с детьми, рассказ о правилах приветствия и прощания. Сказка. Анализ сказки. Обыгрывание сказки. Релаксация «Воздушные шарики» Подведение итогов и домашнее задания.

2

научить находить компромисс в ситуации.

Приветствие. Упражнение «Волшебные снежинки» Сказка. Обыгрывание сказки Релаксация «Облака» Итоги, д.з, ритуал прощания «Хлопки друг другу»

3

научить сотрудничать в конфликтной ситуации.

Приветствие. Упражнение «Львенок». Сказка. Обыгрывание сказки. Релаксация «Солнечный зайчик» Итоги, д.з, ритуал прощания «Ромашка»

4

научить сотрудничать и находить общее решение в конфликте.

Приветствие. Упражнение « Волшебные ладошки. Сказка. Обыгрывание сказки. .Релаксация «Зверята на поляне» Итоги, д.з., Ритуал прощания «Танец маленьких утят»

5

научить сотрудничать, принимать общее решение по решению проблемы

Приветствие. Упражнение «Скульптура». Сказка. Обыгрывание сказки. Релаксация «Добрый зверь». Итоги, д.з., Ритуал прощания «Яблоня»

6

научить уступать и решать проблему без конфликта

Приветствие. Упражнение « На белой поляне. Сказка. Обыгрывание сказки. Рефлексия «Волшебный водопад. Итоги. Д.з., Ритуал прощания «Шнурки»

Занятие №1. «Как у ежика забрал волчонок ручку»

Цель занятия: научить находить причину конфликта и ее решения.

  1. Приветствие: Здравствуйте ребята, сегодня мы встретились на первом нашем занятии, которое посвящено тому, что в нашей жизни, очень часто происходят различные разногласия. Мы будем учиться эти разногласия разрешать с помощью сказки. А вы любите сказки? (да) тогда начнем наше первое занятие. И на каждом занятии мы будем проводить ритуал приветствия и прощания по−особенному. Для вас приготовлен смайлик счастья. Давайте друг другу передадим этот смайлик и улыбнемся (можно повторить 2 раза).
  2. Разминка: Ребята, представьте себе, что один волшебник превратил вас в снежную бабу. У вас есть все – голова, руки, ноги, туловище. Ночью подул сильный ветер, и стала баба замерзать. Сначала у нее замерзла голова. (Напрягите, голову.) Затем плечи, туловище. Ветер дул все сильнее, хочет разрушить снежную бабу. Уперлась снежная баба своими ножками (напрячь). Не удалось ветру разрушить снежную бабу.

Улетел ветер. Наступило утро. Выглянуло доброе солнышко. Увидело оно замерзшую бабу и решило ее отогреть. Стало солнышко припекать и начала наша баба таять. Сначала растаяла голова (расслабляем голову), затем плечи, руки, туловище (склоняются вперед) а потом и ноги (сгибают в коленях и садятся). Растаяла снежная баба и вдруг превратилась в веселых зайчишек-ребятишек, которые прыгают и кричат солнышку: «Спасибо!»

  1. Основная часть: А сейчас ребята усаживайтесь поудобнее, я расскажу вам сказку «Как у ежика волчонок забрал ручку». Жил-был волчонок и ежик, учились они в одном классе. Ежик был всегда аккуратным, бережливым полагающимся на себя, старательным. А волчонок наоборот,реактивный, всегда хулиганил, дразнился, обижал слабых. И вот однажды, в один солнечный денек, ежик шел в школу, пел песенку, подпрыгивал и переворачивался. Зайдя в класс, в очень радостном настроении, первым делом он достал ручку, о которой он так долго мечтал, которую вчера купила мама. Зверята все увидели, и подбежали к ежу, чтоб рассмотреть ручку, а волчонок стоял в сторонке и говорил: «Подумаешь ручка».

Она была синего цвета, а на колпачке была машинка. Прозвенел звонок, начался урок. Ежик аккуратно положил ручку в пенал, чтоб не отвлекала на уроке, а волчонок выглядывая из соседней парты, пытался рассмотреть. Волчонок постоянно получал замечания на уроке из отвлечения на ручку. Прозвенел звонок, учитель отпустила всех на перемену. Ежик, закрыв пенал с красивой ручкой пошел на перемену играть с зверятами, а волчонок остался в классе. Вдруг волчонку все больше и больше захотелось рассмотреть ручку, потрогать, поиграть. Подошел к парте ежика и взял ручку из пенала. Неожиданно вернулся ежик, и увидел, что ручку держит волчонок. Ежик закричал: «Положи на место, без разрешения вещи трогать нельзя» А волчонок, дразнясь стал убегать от ежа, и вдруг на его пути оказался ботинок, о который он запнулся и упал, вместе с ним улетела ручка и раскололась на половинки. Ежик увидел и очень горько заплакал…

Ребята кто был главным героем сказки? Каким был ежик? Каким был волчонок? Бывают ли у вас такие моменты, когда товарищ берет без спроса вашу вещь? А можно ли так делать?

Придумайте конец сказки. (Ежик убежал из класса, а волчонок сел на свое место, как  ни в чем не бывало. Волчонок огорчился, подошел к ежику и извинился. Ежик успокоился, и сказал. Мама купит новую. Волчонок стал еще больше дразнить ежа, что он плачет)

А теперь ребята я вам предлагаю поиграть. Для вас приготовлены перчаточные куклы ежа и волчонка. Ваша рука будет ежом, а моя рука волчонком. Мы разберем, как бы вы  поступил волчонок в данной ситуации.

педагог (показывает правильное поведение в конфликте) − ребенок)и (ребенок(пытается повторить или придумать свой правильный вариант правильного поведения) − педагог).

4.Релаксация: А теперь после напряженной работы предлагаю вам расслабиться. Включаю тихую музыку. «Воздушные шарики» Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают, и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …(пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

5.Итоги занятия: Что узнали нового? Чему научились? Как вы будите поступать в данной ситуации.

6.Домашнее задание: Я предлагаю совместно с родителями, закончить сказку, которые выдам после всего занятия (сказка составляется подобная).

7.Ритуал прощания: В конце занятия, предлагаю вам встать в круг, положить на плечи руки, медленно покачиваясь  и спеть песню «Дружба крепкая»

Занятие №2 « Как волчонок мешал на уроке своему соседу»

Цель занятия: научить находить компромисс в ситуации.

  1. Приветствие: Здравствуйте ребята, сегодня мы встретились на очередном занятии по решению конфликтных ситуаций. Давайте  начнем и поприветствуем друг друга так, передавая привет пожатием руки по кругу.
  2. Разминка: Ребята, у нас в гостях волшебные снежинки. Давайте с ними поиграем. Мы берем каждый свою волшебную снежинку и помогаем ей подняться очень высоко над землей, дуем на снежинку вверх, в небо. Кто дольше продержит свою снежинку в воздухе? А сейчас давайте поиграем все вместе с одной снежинкой. Для этого встанем в тесный круг, обнимем друг друга и будем подувать вверх только одну снежинку. Приготовились? Начали!
  3. Основная часть: Сегодня вновь отправляемся в путешествия в мир сказки. Был обычный учебный день. На улице светило солнышко, приближалась весна. На уроках волчонок, который не любил заниматься в школе, быстро возбудимый, был не собран, отвлекался, смотрел в окно.

Стало ему скучно, и решил он из бумаги сделать комочки, и плеваться из ручки в соседа лисенка. Учитель заметила, и сделала замечания. Волчонок притих, но спустя некоторое время, начал вновь заниматься своим делом. Когда все было готово, он достал стержень из ручки и начал плеваться в лисенка, на соседней парте. Лисенок долго не отвлекался на его, старался слушать учителя, но вдруг волчонок плюнул в шею лисенка, и так сильно, что лисенок заплакал от боли…

Ребята кто был главным героем в этой сказки? Каким был лисенок? Каким был волчонок? Почему волчонок стал плеваться? А вы так делаете на уроке?

Придумайте конец сказки.(учитель заметил и наказал волчонка, лисенок встал и вышел из класса, лисенок не стал плакать, а попросил вежливо волчонка не мешать ему заниматься)

А теперь как и на прошлом занятии поиграем. Моя рука будет Лисенком, ваша рука волчонком. (Снова обыгрываются ситуации педагог –ребенок, потом наоборот).

  1. Релаксация: После напряженной работы вновь предлагаю вам расслабиться и выполним упражнение  «Облака»  Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.
  2. Итоги занятия: Что сегодня узнали нового? Чему научились? Как вы будите выходить из данной ситуации?
  3. Домашнее задание. Зарисовать сюжет сказки, который вам понравился больше всего.
  4. Ритуал прощания: Как и на предыдущем и на следующих занятиях, мы проведем попрощаемся особенно: Давайте похлопаем друг другу, сначала тихо, одним пальчиком о ладошку, теперь громче, двумя, теперь тремя, четырьмя и все вместе громко-громко.

Занятие №3 «Как Волчонок дергал за косички девочек-зайчат»

Цель: научить сотрудничать в конфликтной ситуации.

1.Приветствие. Здравствуйте ребята. У нас сегодня уже 3 занятие по разрешению конфликтных ситуаций. В начале занятия мы по особенному,  с вами поприветствуем друг друга. Сегодня в гостя прилетела звезда, с ласковыми слова, передавайте друг другу и говорите ласковые слова, повторять слова можно.

2.Разминка: В кругу передаем Львенка. По сигналу колокольчика тот, у кого окажется львенок, подпрыгивает и называет любое животное. Остальные ребята дарят ему аплодисменты.

3. Основная часть: Мы продолжаем путешествовать в мире сказок. Желаете сегодня послушать новую сказку? А поиграть героями сказки? Тогда начинаем. Школьные забавы у каждого из зверей разные, кто-то на перемене скачет на скакалке, кто-то играет в салки, кто-то  повторяет домашнее задания. Лишь одному волчонку скучно, не играть и не заниматься нет желания. И затеял волчонок девчонок-зайчат дразнить, которые прыгали в то время на скакалке в кругу. Девочки-зайчата выгнали его, но волчонок не стал отступать, и стал бегать по кругу, дергая девочек-зайчат за косички. Девочки – зайчата очень разозлились и как все вместе побегут за волчонком, а тот что есть силы от них.

Кто был главным героем этой сказки? Каким был волчонок? Какими были девочки-зайчатки? Кто был не прав? А бывают ли у вас такие случаи в школе?

Придумайте конец сказки (Девочки-зайчата догнали волка и стали его бить, девочки-зайчата не стали догонять, а пригласили волка к себе в игру, девочки-зайчата поймали волка, и стали говорить, что дергать за косички нельзя)

А теперь поиграем. Вначале моя рука будет девочкой зайчонком, а ваша рука дразнилкой-волчонком. Потом наоборот.

4. Релаксация. Побывав в такой сложной ситуации, давайте отдохнем «Солнечный зайчик» Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним (повторить2-3раза).

5. Итоги занятия: Что было интересно сегодня на занятии? Как можно выйти из этой ситуации? Чему научились?

6.Домашнее задание: Придумать сказку, как девочка-зайчишка задиралась к волчонку.

7.Ритуал прощания: Вот и подошло к концу наше занятие, но попрощаться мы с вами должны по особенному. Ребята, давайте себе на память сорвем себе ромашку на волшебной полянке в лесу, и каждый из вас закрасит один из лепестков ромашки. Возьмите тот карандаш, который вам больше всего сегодня хочется взять, и закрасьте им один из лепестков вашей ромашки.

Занятие №4 «Как волчонок ябедничал на ежонка и лисенка»

Цель занятия: научить взаимодействовать  и находить общее решение в конфликте.

  1. Приветствие: Здравствуйте ребята. Вы сегодня пришли такие красивые, добрые. Посмотрите, как на улице светит солнышко, пахнет весной. И хотелось бы, чтоб наше занятие прошло на одном дыхании. Вы готовы? (да). Тогда начнем. Вначале занятия, мы должны поприветствовать друг друга по−особенному: Я принесла сегодня сердечко, вы прижимаете его  к себе, и говорите добрые слова всем окружающим, затем передаете следующему.
  2. Разминка: Давайте представим, что наши ладошки стали волшебными. Встаньте в круг и повернитесь налево. Ладошки любят развлекаться так, чтобы было смешно. Она начинают похлопывать по всему телу соседа, нежно, мягко, и немножко щекотливо. Понравилось? Теперь повернемся в другую сторону, и похлопаем соседа справа.
  3. Основная часть: Мы с вами продолжаем путешествовать в мир  добрых сказок, где решим вместе с вами любую проблему. И так начинаем. В один из школьных деньков, лисенок и ежик сели за одну парту вместе. На каждом уроке, отвлекаясь от занятия, он что-то показывали друг-другу, то новую ручку, то новую игру на телефоне, то наклейки, которые были заслужены за труды на уроке. А волчонок в какой-то мере озлобленный, сидевший сзади их, постоянно пытался узнать, что они там делают. Но лисенок повернулся и сказал «Мы с ежиком друзья, а тебе совать нос нечего в наши дела» Волчонок рассердился и поднял руку, чтоб пожаловаться на ежонка и лисенка. Учитель сказала: «Ябедничать не хорошо» А лисенку и ежонку сделала замечания, и забрала все не нужные вещи до перемены. Прошел урок. Ежонок и лисенок, которые были настолько активные, вышли в коридор и  стали договариваться, как наказать волчонка, за то, что он наябедничал на уроке. Они стали его дразнить, показывать язык, корчить рожицы. А робкий − волчонок не выдержал, заплакал и побежал снова жаловаться учителю. Учитель позвала всех в класс, наказала, посадила за парты лисенка, ежонка и волчонка, для них перемена закончилась. Учитель стал объяснять, что дразниться плохо, и ябедничать тоже.  Прошли уроки, все стали собираться домой и в раздевалке, лисенок закричал ежонку: « А давай сейчас на улице поиграем в салки, а волчонка не возьмем» Волчонок снова побежал в класс, пожаловаться учителю, что ежонок и лисенок, не берут его в игру, а ему бы так хотелось с ними поиграть…..

Кто был главным героем сказки? Какими были ежонок и лисенок? Каким был волчонок? Что не понравилось волчонку? Как поступили ежонок и лисенок? Бывают ли у вас такие ситуации, когда кто-то не берет вас в игру, и вы бежите, ябедничаете? Продолжите конец сказки(Лисенок и ежонок играли одни, а волчонок так и ушел со слезами домой, Лисенок и ежонок позвали  волчонка играть вместе с ними. )

  1. Релаксация: А теперь после напряженной работы, нам следует отдохнуть. Закройте глаза.  Представьте вы сегодня маленькие зверьки. Улеглись  отдыхать на волшебной полянке и грелись на весеннем солнышке. Вы легли удобно, чтобы ничто не мешало их покою. Ветерок тихо шелестел старой сухой травой, щебетали на веточках птички. Но зверята прислушивались не к щебетанью птичек, а к тому, как они дышат, что они чувствуют, когда медленно и спокойно дышат. Вдохнули глубоко, медленно и спокойно, не торопясь; прислушались к своему дыханию, выдохнули весь воздух до конца медленно, прислушались к дыханию, вдохнули, выдохнули, еще раз… Солнышко пригревало их шерстку своими лучиками, а зверята продолжали прислушиваться к своему дыханию. Медленный и глубокий вдох…выдох…вдох…выдох. Хорошо отдохнули зверята на полянке, глубоко вздохнули, потянулись, повернулись на левый бочок. Снова глубоко вздохнули, потянулись, перевернулись на правый бочок, легли на спинку, открыли глазки, поморгали ими быстро-быстро. Потихоньку встали, и каждый пошел по своим весенним делам.
  2. Итог занятия: Чему сегодня научились? Что было для вас сложно? Как вы будите поступать в этой ситуации?
  3. Домашнее задание: Для вас приготовлена подобная сказка, придумайте конец сказки вместе с родителями.
  4. Ритуал прощания: Наше занятие подошло к концу, и попрощаться с вами, мы должны по особенному. Встаньте в круг,  и под музыку мы потанцуем, держась за ушко, за носик, за плечо и за колено. Звучит песня «Маленьких утят»

Занятие №5 « Как лисенок дразнил волчонка, что тот  не умеет читать»

Цель занятия: научить находить общее решение проблемы и решать ее вместе.

  1. Приветствие: Здравствуйте ребята. Сегодня у нас предпоследнее занятие по решению конфликтных ситуаций в вашей школьной жизни. Продолжая путешествовать по сказкам, в начале занятия мы должны поприветствовать друг друга по особенному. Передайте свою улыбку соседу справа  и пожмите ему руку (можно повторить  с соседом слева).
  2. Разминка: Чтоб занятие прошло отлично, мы с вами разомнемся. Вы сегодня скульпторы, и каждый из вас под разную музыку должен показать любую скульптуру. Она может быть грустной и веселой, злой и доброй, может полежать, а может посидеть. Начинаем(включаю 5 произведений на различные темы музыки)
  3. Основная часть: Не много отдохнувши, зарядившись энергией, мы приступаем к слушанию сказки. Вы готовы? (да) тогда начнем.

Пришло время, когда зверята «Лесной школы» закончили азбуку, и многие уже научились быстро читать особенно лисенок, который доверчивый, сентиментальный, но был в 1 классе второй год, лишь некоторым зверятам в классе, не удавалось читать быстро, но они старались. И вот с волчонком , который полагается только на себя, случилась такая беда. Учитель задал на дом, прочитать выразительно стихотворение «Как хорошо уметь читать» Волчонок вместе с мамой прочитывал не раз, даже мультики не смотрел, в приставку не играл, а все читали и читал. На следующий день, он отправился в школу с хорошим настроением, и про себя думал «Я обязательно сегодня прочту стихотворение, и покажу лисенку, что я читаю так же хорошо как и он». Начался урок. Учитель в начале спросила ребят, которые быстро читают, волчонок тянул руку, чтоб его обязательно спросили. А в это время лисенок сидел и подсмеивался «да ты же не умеешь читать как я.» Волчонка это еще больше рассердила, и все выше стал поднимать руку. Учитель наконец-то спросил его. «Читай!». Волчонок начал не спеша, выразительно читать, и вдруг слышит, как лисенок ему говорит «Неудачник, простофиля, не умеешь ты читать, как я» Волчонок так растерялся, что забыл буквы и перестал читать. А лисенок пуще − прежнего «Я же говорил, что читаю лучше»……

Кто в главных ролях в этой сказки? Каким на ваш взгляд был лисенок? Волчонок? Кто читал лучше? Бывают ли у вас такие ситуации в классе? Продолжите конец сказки(Лисенок на перемене, подошел к волчонку и извинился пред ним; волчонок стал дразнить, обзывать на лисенка; лисенок предложил волчонку почитать вместе это стихотворение)

А теперь давайте ребята, наши руки побудут волчонком и лисенком. В первый раз лисенком буду я, а вы волчонком, затем наоборот.

  1. Релаксация: Вы сейчас поработали очень хорошо, и чтоб закончить наше занятие, так же нужно отдохнуть. Лягте на пол, закройте глаза, и представьте, что вы какой-то одни добрый зверь. Легли зверята отдохнуть на лужайке. Солнышко светит все сильнее, ласково поглаживает зверят по лапкам своими лучиками. Подставили зверята под солнышко свой носик, вздохнули глубоко, слегка разжали губки. Летит жучок, собирается сесть на язычок ребяткам, крепко закрыли они свой ротик, задержали дыхание. Улетел жучок. Выдохнули зверята облегченно.(включаю музыку ветра, дождя и грома) Вдруг нагрянула гроза, ветер зашумел деревья закачались. Открывайте глаза и бегите с лужайки в свои домики.
  2. Итог занятия: Чему научились на этом занятии? Что показалось трудным? Как вы будите поступать теперь в такой ситуации?
  3. Домашнее задание: Нарисуйте сюжет. как лисенок читает книгу.
  4. Ритуал прощания: Вот и подошло к концу наше 5 занятие, но мы обязательно попрощаемся по особенному. Каждому из вас я приготовила  яблочки., закрасьте их яркими цветом, и прикрепите на дерево дружбы. Пока дети рисуют звучит  песня «Когда мои друзья со мной»

Занятие № 6 «Как волчонок старался быть везде первым»

Цель занятия: научить уступать и решать проблему без конфликта

1.Приветствие: Здравствуйте ребята, сегодня мы свами заканчиваем путешествие по сказкам «Лесная школа» Но грустить мы с вами не будем, а будем применять правильные решения в нашей жизни. И так начнем. Давайте вспомним, как мы друг друга приветствовали на нашем первом занятии? (передавали смайлики счастья) Я вам предлагаю, предавая смайлик, мы еще будем обниматься.

2. Разминка: Наше занятие должно пройти не в прок, а для получения знаний. А чтоб это получилось, мы сейчас с вами разомнемся. Я приготовила для вас большую белую ткань. Дети держатся за края простыни и, то поднимают простынь, то опускают, чтобы получались волны, на простыне лежат небольшие кусочки ваты, они должны быть очень легкими, чтобы могли подниматься в воздух). Ребята, у нас в руках ветер, он очень любит играть со снежинками. Поднимает ветер снежинки, дует все сильнее и сильнее, весело кружатся снежинки в воздухе и улетают в волшебный лес…А в волшебном лесу, на волшебной поляне светит маленькое волшебное солнышко. Оно ложится на ладошки всем, кто хочет подружиться с солнышком. Вытянули ладони, посмотрели на них, почувствовали в центре тепло от солнышка, все теплее, теплее ладошкам. Соединим все свои солнышки воедино, у нас получается одно большое солнце, А что мы еще увидим на волшебной полянке?...

3.Основная часть. Мы с вами сегодня отправляемся в путешествие  последней сказки. Я надеюсь, что вам она запомнится, так же ярко, как и остальные. И те правила разрешения конфликта, вы будите применять, не только в школе, на улице и дома, и учить маленьких ребят, как нужно поступить в данной ситуации. А сказка называется «Как волчонок старался быть везде первым» Наступила теплая весна и уроки в школе, стали короче. Все зверята после школы оставались поиграть на улице. « «Салки», «Ворона и воробьи», «Кто первый добежит до ..»Волчонок в классе всегда был первым, он был высокий, бегал быстрее всех. А вот ежик и лисенок, никогда не успевали за ним. И предложили зверята поиграть в эстафету поделившись на две команды. Волчонок закричал «Я буду первым, я быстрее всех бегаю» Зверята возмутились, но делать нечего, играть хочется, уступили волчонку место. Прошла эстафета, волчонок выполнял упражнения неуклюжа, команда волчонка проиграла. На следующий день, ежик вновь предложил поиграть в эстафету, и волчонок сбиваясь с ног закричал «Я буду первым», но зверята ему отказали, мы вчера и так проиграли. Волчонок рассердился и ударил лисенка…..

Кто был главным героем? Какими были зверята? Каким был волчонок? Почему команда волчонка проиграла? А вы тоже стараетесь быть везде первым? Как бы вы закончили рассказ? (Лисенок заплакал волчонок убежал; лисенок огорчился, все зверята подбежали и стали объяснять, что так делать нельзя, волк не ударил зайчонка, а зверята стали объяснять, что нужно уступать место первого.) А теперь давайте обыграем эту ситуацию своими руками. Я буду волчонком, а вы лисятами, а затем наоборот.

  1. Рефлексия: Вы поработали в напряженной работе, теперь следует немного отдохнуть.(включаю музыку воды, ручья, шум моря) Ребята, мы снова с вами на волшебной полянке. Легли поудобнее, закрыли глаза. Глубоко вдохнули волшебный чистый бодрящий воздух, еще… Сегодня мы идем с вами к волшебному водопаду. Вместо воды в нем падает вниз теплый, мягкий, белый свет как туман. Войдите в него, постойте под водопадом, почувствуйте, как этот мягкий теплый свет струится по вашей голове, плечам. Белый свет стекает с вашей спины, течет по груди, животу, по вашим рукам, попадает на ладошки, пальчики, спускается к вашим ногам. Удивительный водопад обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя расслаблено, спокойно, дышите легко, расслабляете и наполняетесь свежими силами. Поблагодарите этот водопад за то, что он дал вам сил, прибавил свежести. Потянитесь, вздохните глубоко и вернитесь назад на нашу полянку.
  2. Итог занятия: Что было интересно сегодня на занятии? Что было трудно? Как вы будите поступать теперь в этой ситуации?
  3. Домашнее задание: Нарисуйте сюжет занятия, который вам запомнился больше всего.
  4. Ритуал прощания: Ребята, сегодня мы с вами заканчиваем наши занятия, а чтобы вы друг другу могли сказать все теплые слова, возьмите разноцветные шнурки по количеству ребят в группе и один особый толстый шнурок для себя. Подойдите к каждому товарищу, скажите ему ласковые теплые слова на прощание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности конфликтного поведения в младшем школьном возрасте.

Стратегия, тактика и стиль поведения в конфликтной ситуации у учеников младших классов. Способы преодоления конфликтного поведения и состояния....

ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВдипломная работа...

Роль школы в формировании правильного поведения. Профилактика асоциального поведения у младших школьников.

Роль школы в формировании правильного поведения. Профилактика асоциального поведения у младших школьников....

статья "Понятие конфликта и конфликтной ситуации среди младших школьников"

Статья раскрывает основные аспекты понятий конфликта и конфликтных ситуаций среди младших школьников....

Стиль поведения, которого должен придерживаться взрослый, наблюдающий конфликтную ситуацию среди младших школьников

В статье даются рекомендации родителям по стилю поведения, которого должен придерживаться взрослый, наблюдающий конфликтную ситуацию среди младших школьников...

Программа психокоррекции агрессивного поведения у младших школьников

Агрессивные проявления у детей являются одной из наиболее острых проблем не только для работников сферы образования, но и для общества в целом. Рост детской преступности, увеличение числа детей, прояв...

Программа коррекции гиперактивного поведения у младших школьников

Программа коррекции гиперактивного поведения у младших школьников. Может быть полезна для педагогов и родителей....