Методы работы по снижению уровня агрессии.
статья по теме

Лохтякова Наталья Михайловна

Статья по психологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_raboty_po_snizheniyu_urovnya_agressii.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Методы работы по снижению уровня агрессии

        Агрессия – одно из наиболее ярких проявлений эмоций, характерных для всех возрастных групп, включая детей. Важнейшими факторами формирования агрессивных действий детей являются культурный контекст, родители и сам ребенок.

Помешать возникновению агрессивности невозможно, но преодолеть ее можно. Очень хороший метод – беседы об агрессивности, о конкретных случаях. Когда ребенок имеет возможность говорить о своих чувствах, когда он находит там правильные слова, ему удается удержать над ними власть. А         главное, он видит: никто его за эти чувства не осуждает. Чувства – это часть его самого. Когда мы осуждаем чувства человека, мы осуждаем самую глубокую его суть, такое даже взрослому выдержать не под силу. Спокойное обсуждение: «Как ты себя сегодня чувствуешь?» - лучшее средство для определения аффектов. Самое лучшее время – утреннее, так сказать, «ввод в действие» своего рода барометра по замеру настроения школьников. Так школьники делятся на тех, кто чувствует себя хорошо, и на тех, кто испытывает тревогу. Такая «легитимация» чувства сама по себе способствует смягчению агрессивной энергии, которую дети, может быть, приносят дому. Давать чувствам названия – своего рода часть «психотерапевтической» работы. Это педагогический аспект зрелости: состояние агрессивности характеризуется как плохое настроение. Затем можно попробовать немного с теми, кто сегодня не очень настроен. Предложите детям нарисовать картину гнева – коллективно или индивидуально. А потом разыграйте ритуал уничтожения этого плохого настроения: закопайте буквально или символически рисунки, а на месте «захоронения» устройте танцы. Связав таким образом, агрессивную энергию, учитель освобождает себя от большей части конфликтов, которые могли бы дополнительно возникнуть в классе в ходе дня.

Педагогический смысл таких мероприятий заключается в развитии способностей детей к обсуждению собственных чувств и свойств собственного характера, в то время как так называемая «мирная» педагогика направлена на вытеснение агрессивных чувств. Такая педагогика запрещает игры, связанные с конкуренцией. В ее представлениях дети должны быть исключительно кооперативными, мирными и покладистыми. Но самое замечательное – это когда в игре можно победить больших и сильных, это помогает переработке страхов и воспитывает силу личности. Игры следует варьировать, чтобы у всех была возможность проявить свои способности. А для этого надо подмечать таланты детей.

Независимо от причин агрессивного поведения ребенка существует общая стратегия окружающих по отношению к нему.

Важнейшим  условием эффективной социализации и предупреждения становления агрессивных форм поведения является развитие мотивации привязанности, посредством которой ребенок вызывать интерес, внимание и одобрение окружающих, и в первую очередь – родителей.

Игнорирование актов агрессивного поведения как способ предупреждения и «снятия» агрессии вызывает сомнение и даже настораживает. Обыденный психолого – педагогический опыт, практика психологического консультирования и некоторые специальные исследования показывают, что игнорирование актов подростковой агрессии чревато опасными последствиями и может вести к дальнейшее эскалации агрессивного поведения, превращая его в привычную форму поведения личности. Очевидно, это связано с тем, что если родителями проигнорированы акты агрессии маленького ребенка, то в силу замкнутости его круга общения на семью, оно действительно останется не подкрепленным. Если же родители игнорируют акты агрессии подростка, то оно не обязательно остается неподкрепленным, так как круг общения подростка уже не ограничивается семьей – подкрепление может быть найдено на стороне. В том числе например, и в виде одобрения сверстниками агрессии против «неправильных (несправедливых родителей) действий родителей». А, кроме, того, в силу выраженной в подростковом возрасте тенденции, поведенческой особенности – пробовать социальные нормы и правила «на прочность» и через это определять границы допустимого в своем поведении, - отсутствие реакции взрослых на акты агрессивного поведения уже само по себе может стать позитивным подкреплением агрессии.

Активное наказание также рассматривается в качестве способа торможения и коррекции агрессивного поведения. Однако заторможенные таким способом агрессивные реакции не обязательно исчезнут вовсе и могут проявится в ситуациях, где угроза наказания слабее.

Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к школьнику. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию ученика.

Профилактика и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:

  • Выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;
  • Современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференциального подхода в выборе воспитательно-профилаткических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.

Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении школьников, с учетом которых должна строится и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Ранее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное развитие ребенка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.

Таким образом, для профилактики поведения необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.

Большую возможность также имеют навыки совместной работы, поэтому этому следует выделять особое внимание, в частности в рамках школы. Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности у детей и подростков принадлежит семье, родителям. Однако велико значение и педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Работа учителя по снижению уровня агрессивности у учащихся"

В данной статье  описаны варианты коррекционных игр и упражнений, способствующих снижению агрессивности у младших школьников....

Снижение уровня межличностной напряженности в педагогическом процессе в ГПД.

Эта статья поможет избежать конфликты, которые возникают у детей в процессе общения....

Арт – педагогическая методика как средство снижения уровня агрессивности младших школьников

В школе остро стоит вопрос о дисциплине учащихся. В данной работе я расматриваю как с помощью арт-педагогикой методики снизить  уровень агрессивности младших школьников....

Психокоррекционная программа, направленная на снижение уровня страхов у младших школьников

Предлагаемая программа является частью совместной комплексной программы по эмоционально-волевому воспитанию младших школьников, помогает сохранить и улучшить их психологическое здоровье.Данная програм...

ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ.

Слово «агрессия» в повседневном обиходе часто содержит негативный оттенок:злиться нехорошо, надо быть послушными, удобными для окружающих.Уступи, отойди, промолчи, сдержись.Мы перестаем ощ...

Психокоррекционное сказко-терапевтическое занятие на снижение уровня страха у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Методическая разработка сценария занятия со школьниками с использованием методов и приемов сказкотерапии.Тема: Психокоррекционное занятие, направленное на снижение уровня страхов у младших школьников....

Родительское собрание на тему: "Агрессия в поведении ребенка. Методы работы с детской агрессией"

Приложение №3. к Программе по работе с родителями. Родительское собрание на тему: Агрессия в поведении ребенка. Методы работы с детской агрессией. (4 класс). Форма проведения: круглый стол....