Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы у детей с РДА
материал на тему

Эффективные способы коррекции эмоционально-волевой сферы у обучающихся с ранним детским аутизмом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_i_korrektsiya_emotsionalnoy_sfery_u_detey_s_rda.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Способы психологической коррекции эмоциональной сферы у обучающихся с РДА.

Ранний детский аутизм – одно из сложнейших нарушений психического развития, при котором наблюдаются прежде всего расстройства процессов коммуникации, неадекватное поведение, трудности формирования эмоциональных контактов с внешним миром, окружающими людьми, и как результат, нарушение социальной адаптации. Таким детям присущи разнообразные страхи, неадекватность поведения, негативизм, агрессивность, уход от общения даже с близкими людьми, отсутствие интереса и понимания окружающего мира. Наблюдается выраженная эмоциональная незрелость ребенка («эмоциональный» возраст может быть значительно меньше реального биологического возраста), отсутствие адекватного эмоционального реагирования. И это происходит в связи с неумением различать эмоциональные состояния окружающих людей по их проявлениям: мимике, жестам, движениям.

К чему приводит непонимание того, что и как чувствуют другие люди, можно проиллюстрировать следующей цитатой из книги, написанной аутичным человеком: «Безопасность как важнейшую основу я могу находить только в вещах. Люди слишком оригинальны и непредсказуемы».

Необходимо отметить, что эмоциональное состояние ребенка с аутизмом непредсказуемо. Оно может выражаться в полярности его чувств: от любви и тесной симбиотической связи до внезапных проявлений агрессии или самоагрессии. Главное, создание спокойной, не травмирующей ребенка обстановки, которая помогает избежать отрицательных эмоциональных состояний.

Нужно быть очень осторожными и деликатными, общаясь с таким ребенком, вести постоянное, целенаправленное наблюдение за ним. Замечая и интерпретируя вслух каждое его слово и жест, мы помогаем расширить внутренний мир аутичного ребенка и подталкиваем к необходимости выражать свои мысли, чувства и эмоции словами. Залогом успеха является гибкость поведения взрослого, умение вовремя перестроить занятие, изменить деятельность, а анализ его поведения в повседневной жизни позволит выявить стимулы, на которые следует опираться в ходе коррекционной работы.

При работе с аутистами требуется учитывать некоторые важные моменты:

- переход от одной части занятия к другой должен быть быстрым, органичным, чтобы не допускать «ухода ребенка в себя»;

- практическое повторение упражнений: большая роль в работе с аутичными детьми отводится закреплению навыков путем неоднократных упражнений и систематически предъявляемых требований;

- при обучении ребенка нужно использовать схемы и модели;

- использовать любую реакцию в поведении ребенка, положительную или отрицательную, как материал для совместной деятельности, переводить негативные эмоции в позитивные;

- обязательное закрепление содержания занятий в повседневной жизни;

- все новое в жизнь ребенка вводить постепенно, дозировано.

Для того чтобы первоначально привлечь внимание ребенка с РДА и в то же время не напугать его, важно помнить пять правил (пять «НЕ»):

НЕ говорить громко.

НЕ делать резких движений.

НЕ смотреть пристально в глаза ребенку.

НЕ обращаться прямо к ребенку.

НЕ быть слишком активным и навязчивым.

Коррекционная помощь детям с ранним детским аутизмом требует терпения, изобретательности, систематичности, нешаблонного решения проблем. Вся коррекционно-развивающая работа с детьми с проявлениями аутизма строится на основе игры.

Для поднятия эмоционального тонуса важно организовывать игры с эмоционально яркими впечатлениями: музыкой, светом, водой, солнечными зайчиками, воздушными шарами, мыльными пузырями. Если предметы красивы, ярки, то и реакция живая, активная. Моменты сенсорной аутостимуляции, привычные для таких детей, усиливают в таких играх необходимый обучающий момент.

Коррекционная работа с детьми РДА по развитию эмоциональной сферы, в рамках моей деятельности, направлена на формирование поведения, на преодоление и предупреждение нежелательных поведенческих реакций ребенка и  коррекцию поведения, через организацию коммуникативного взаимодействия ребенка и взрослого.

В работе по развитию и коррекции эмоциональной сферы аутичных детей возможно использовать методы арт – терапии.

Современная арт-терапия направленная на коррекцию эмоциональной сферы у детей с РДА включает в себя следующие направления:

 изотерапия   музыкотерапия   сказкотерапия

 игровая терапия (игры-драмматизации, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игры-упражнения на эмоции и эмоциональный контакт).  

 психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика);

 имаготерапия — воздействие через образ, театрализацию, драматизацию.

Таким образом в заключении необходимо сказать, что  ребенок с РДА должен ориентироваться в совокупности эмоциональных признаков (экспрессивных и импрессивных) различных модальностей, а также соотносить их с причинами и последствиями возникновения. Поэтому доминирующая задача педагога - психолога при стабилизации эмоциональной сферы детей с РДА - научить распознавать эмоциональные состояния, понимать поведение людей, видеть мотивы поступков окружающих, обогатить эмоциональный опыт, адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование нетрадиционных методик и приёмов в урочной и внеурочной деятельности для коррекции эмоционально – волевой сферы детей с ОВЗ»

Из опыта работы воспитателей   Огоньковой А.С. и Антоновой Л.Ш., представленном на  практическом семинаре по использованию видов арт –терапии в  работе с детьми начальной...

Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы» для учащихся 1-5 классы

Пояснительная запискаОбщими чертами детей обучающихся в нашей школе являются тяжелый психофизический дефект и в большинстве случаев выраженные органические нарушения.Наблюдаются грубые нарушения всех ...

Рабочая программа по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы тип: коррекционно-развивающая для обучающихся 1-4 классов с ОВЗ

Одной из особенностей данных детей может являться низкий уровень развития эмоционально-волевой сферы. В данном случае, под эмоционально-волевой сферой понимается то, как ребенок умеет реагировать на р...

Особенности и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития в условиях образовательных учреждений.

Особенности и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития в условиях образовательных учреждений.Проблема детей с нарушениями развития в условиях образовательных учреждений, в пос...

Коррекция эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство социализации.

Формирование эмоционально волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитию эмоциональной сферы способствует семья, школа, ...