Уроки психологического развития в "Школе будущего первоклассника"
календарно-тематическое планирование по теме
Краткое описание уроков психологического развития в "Школе будущего первоклассника". Тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_psikhologicheskogo_razvitiya_podgotovka_k_shkole.doc | 626 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание уроков психологического развития
Определяя содержание уроков психологического развития , я основывалась, прежде всего, на: 1) анализе психологических причин трудностей, которые испытывают младшие школьники при усвоении учебного материала по основным школьным дисциплинам - русскому языку, чтению, математике; 2) необходимости целенаправленного формирования психологических новообразований дошкольного возраста; 3) необходимости формирования психологической готовности детей к обучению в школе.
Исходя из этого, содержанием этих уроков явилось развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения); формирование психологических предпосылок овладения умением анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность.
При развитии внимания значение придается как формированию его устойчивости, так и распределению внимания, т.е. умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Такое умение также основывается на расчлененном, дифференцированном отражении различных параметров и условий деятельности.
Основным направлением в развитии памяти школьников является формирование у них опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных знаков.
Важное значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций.
При развитии процессов воображения, являющегося важной составляющей уроков психологического развития, выполняются задания как на воссоздающее, так и на творческое воображение. Работа начинается с выполнения заданий, в которых разные заданные элементы включаются в разные системы связей, и заканчивается заданиями, в которых один и тот же заданный элемент должен быть включен также в разные системы связей.
Аналогично осуществляется развитие психологических новообразований дошкольного возраста, например, внутреннего плана действия. Первые задания направлены на развитие умения расчлененно воспринимать, понимать и выполнять словесные указания взрослого, затем умения оперировать объектами или их частями во внутреннем плане, но со зрительной опорой, а затем переходят к заданиям, требующим умения оперировать объектами во внутреннем плане без зрительной опоры.
Тренируем внимание и память
Внимание — это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе.
У дошкольника преобладает непроизвольное внимание: ребенок еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности.
К началу обучения в школе у ребенка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ребенку в этом помощь. Формирование произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности, волевых качеств, что предполагает тщательное выполнение любого задания — как интересного ребенку, так и неинтересного.
Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств: объема, концентрации, распределения и переключения, устойчивости.
Объем внимания определяется количеством однородных предметов, которые охватывает сознание ребенка.
Концентрация внимания — это интенсивность сосредоточения его на одном или нескольких объектах.
Распределение внимания заключается в возможности концентрирования не на одном, а на двух или большем числе различных объектов. Это дает возможность одновременно совершать несколько действий и следить за несколькими независимыми процессами, не теряя ни одного из них из поля своего внимания.
Переключение внимания означает возможность сознательного и осмысленного перемещения внимания с одного объекта на другой. Хорошая переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой. Противоположная ей рассеянность свидетельствует и о плохой переключаемости внимания, когда человек применяет к последующим действиям те способы, которые были использованы им в предыдущем действии.
Устойчивость внимания определяется длительностью времени, в течение которого сохраняется его концентрация. Она зависит от целого ряда условий: особенности задания, степени его трудности, понятности, интереса к нему ребенка и сформированности его волевых качеств. Особенно существенна роль волевого усилия в длительном поддержании внимания на определенном уровне, даже если содержание, на которое оно направлено, не представляет непосредственного интереса для ребенка и сохранение этого содержания в центре внимания сопряжено с определенными трудностями. Высокий уровень сформированности внимания у ребенка свидетельствует и о развитии у него самоконтроля.
Перечисленные свойства внимания развиваются в значительной степени независимо друг от друга: одно из них может быть достаточно развитым, другое — не столь совершенным.
На развитии внимания отчетливо сказывается роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых процессов. Понимание этого особенно важно в развитии и тренировке внимания: все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнения.
Память – один из важнейших психологических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Именно память сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Любая деятельность, которая будет осваиваться ребенком: чтение, письмо, занятия физической культурой, трудовая деятельность – основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти. Игры, упражнения и задания будут полезны для развития и формирования памяти: зрительной, слуховой, тактильной, вкусовой, обонятельной, а также помогут сделать процесс запоминания произвольным. Память зависит не только и не столько от признаков предметов, сколько от полноты восприятия. Для формирования представлений нужно не просто пассивно созерцать, необходимы активный анализ, установление связей между частями, компонентами ситуации, название объектов и их свойств в слове. Развитие произвольной памяти ребенка происходит тогда, когда взрослый побуждает ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, в продуктивной и речевой деятельности, при пересказе, заучивании, сочинении сказок, т.е. ставит цель: «Вспомни!». Развитию произвольной памяти способствует дидактическая игра.
Развиваем речь и мышление.
Мышление, в самом общем виде, представляет собой опосредованное отражение связей между объектами действительности, ведущее к получению новых знаний. Для мышления характерны следующие атрибуты:
- благодаря мышлению возможно получение знания, недоступного органам чувств;
- мышление есть процесс решения проблем;
- мышление- это опосредованное познание действительности, при котором используются разнообразные специальные способы и средства получения необходимых знаний;
- целостный процесс мышления характеризуется целенаправленностью и логичностью.
В соответствии с типом задач, которые решаются в процессе мыслительной деятельности, выделяют три основных вида мышления:
наглядно-действенное мышление—это процесс решения задач, в котором преобладают реальные, практические действия с материальными предметами;
наглядно-образное мышление — это решение задач, в котором на первое место выступают действия с образами;
логическое мышление — это решение задач, которое с начала и до конца осуществляется на основе готовых знаний , выраженных в понятиях, суждениях и умозаключениях.
Знание основ логики необходимо любому образованному человеку. Изучение логики делает ясным и четким мышление, развивает способность уточнять предмет мысли, быть внимательным, аккуратным, убедительным в суждениях, уметь отвлечься от конкретного содержания и сосредоточиться на структуре своей мысли. Тот, кто овладел навыками логического мышления, способен понятно и аргументированно рассуждать, быстро находить рациональное зерно, кратчайшие и правильные пути исправления ошибок, критически воспринимать информацию, оценивать доказательную силу высказываний. Это только некоторые из многих преимуществ, которые дает человеку изучение древнейшей философской науки-логики.
Отдельные приемы логического мышления дети начинают усваивать в детском саду (анализ и синтез, сравнение и различение, описание и характеристика). В школе с первых дней обучения дети используют знакомые логические приемы и операции на всех уроках, развивая, углубляя и систематизируя свои знания.
Речь теснейшим образом связана с мышлением. К моменту поступления в школу ребенок практически овладевает всеми сторонами родного языка: словарем, звуковым составом, грамматическим строем. Важнейшая функция речи - функция общения. Ребенок, общаясь со взрослыми и сверстниками, применяет ситуативную, контекстную, объяснительную формы речи. Наряду с функцией общения речь ребенка выполняет и планирующую функцию. Ее берет на себя внутренняя речь. В младшем школьном возрасте идет серьезная работа по освоению письменной речи. Чтобы добиться хороших результатов, нужно много трудиться. А чтобы этот труд не был в тягость ни взрослым, ни детям, надо обратить его в игру.
Использование двигательных методов на уроках психологического развития
Уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук. Сформированность тела влияет на уровень развития высших психических функций и речи. Именно двигательные методы должны лежать в основе развивающих и формирующих процессов. Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность таких психических функций, как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции и т.д. Развивающая и формирующая работа, основанная на двигательных методах, включает в себя:
- Дыхательные упражнения;
- Глазодвигательные упражнения;
- Телесные упражнения (движение тела и пальцев);
- Коммуникативные упражнения,
- Упражнения для релаксации.
Дыхательные упражнения.
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль, произвольность. Нарушения ритмов организма могут привести к нарушению психического развития ребенка. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением.
Приведу пример дыхательных упражнений, которые я использую на уроках психологического развития.
1. Исходная позиция- лежа на спине. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания). Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.
2. Исходная позиция — лежа на спине. Вдох, пауза, выдох, пауза. Ребенку предлагается вокализировать на выдохе, пропевая, отдельные звуки («А», «О», «У» и др.) и их сочетания.
3. Исходное положение — лежа на спине. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое. Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач.
Глазодвигательные упражнения.
Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Известно, что движения глаз активизируют процесс обучения.
При глазодвигательных упражнениях для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и др. В начале освоения этих упражнений ребенок следит за предметом, перемещаемым взрослым, а затем передвигает его самостоятельно, держа сначала в правой, затем в левой руке, а затем обеими руками вместе. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит «соскальзывание» взгляда, следует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.
Отработка движений глаз по линиям:
Движение тела и пальцев, или телесные упражнения.
При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. Происходит «чувствование» своего тела, что способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации.
1. «Велосипед». Ребенок имитирует ногами езду на велосипеде, касаясь при этом локтем противоположного колена; потом — другого колена; затем снова противоположного.
Отработка согласованных движений головы, туловища, глаз, языка, рук и ног.
Фиксированы позиции головы и туловища. Выполняются одновременные движения глаз, языка, рук и ног: вверх вниз, вправо, влево, сведение к центру (конвергенция глаз, сжатые челюсти, перекрест рук и перекрест ног).
Фиксированы глаза (взгляд прямо перед собой) и туловище. Выполняются одновременные движения головы, языка, рук и ног: вверх, вниз, вправо, влево, сведение к центру (голова прямо, сжатые челюсти, перекрест рук и перекрест ног).
Фиксированы туловище и язык — язык высовывается с напряжением вперед и удерживается в этом положении. Выполняются одновременные движения головы, глаз, рук и ног: вверх, вниз, вправо, влево, сведение к центру (голова прямо, конвергенция глаз, перекрест рук и перекрест ног).
2. «Кулак—ребро—ладонь». Ребенку показывают три положения руки, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет упражнение вместе с учителем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе.
3. Упражнения для развития мелкой моторики рук.
«Колечко». Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Еще один важный этап уроков психологического развития – разминка для пальчиков.
Упражнение «Кулачки». Сжимаем – разжимаем кулачки.
Упражнение «Замочек». Пальцы переплетены друг с другом, «встали – сели».
Упражнение «Катушка». Катаем ручку между ладонями.
Упражнение «Древние люди». С силой потираем ладони – «разжигаем огонь».
Упражнение «Водичка». Встряхиваем кисти рук.
Упражнение «Пальчики здороваются». Поочередно касаемся сначала большими пальцами обеих рук, затем указательными и т.д.
Коммуникативные упражнения.
Они бывают трех типов: индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений; парные упражнения способствуют «открытости» по отношению к партнеру, т. е. способности чувствовать, понимать и принимать его; групповые упражнения дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности.
1. Коммуникативное упражнение «Имя». Дети садятся в один большой круг. Первый произносит свое имя и делает какое-то движение руками, ногами, телом. Вся группа хором повторяет его имя и движение, сделанное им.
Затем инициатива передается соседу справа или слева.
2. Коммуникативное упражнение «Скала». Дети на полу (сидя, лежа) выстраивают «скалу», принимая различные позы, удерживаясь друг за друга. Условная линия на полу обозначает обрыв. По команде учителя «Замри!» альпинист должен пройти вдоль обрыва перед скалой и не «сорваться». Он может держаться за скалу, шагая по выступу. Все участники упражнения поочередно выступают в роли альпиниста.
Упражнения для релаксации (снятие напряжения).
Они проводятся как в начале занятия — с целью настройки, так и в конце — с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Они способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.
1. Релаксация «Ковер-самолет». Исходная позиция — лежа на спине. «Мы ложимся на волшебный ковер-самолет; он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают... Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера... Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей комнате (пауза)... Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся».
2. Релаксация «Огонь и лед». Упражнение включает попеременное напряжение и расслабление всего тела. Дети выполняют упражнение лежа. По команде «Огонь» дети начинают интенсивные движения всем телом Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. По команде «Лед» дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Учитель несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.
Готовим руку к письму.
Процесс письма психологически и физиологически очень сложен. Он включает в себя многокомпонентную структуру : зрительный и слуховой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно-двигательного образа каждого графического элемента, а также сложнейшие механизмы координации и регуляции движений. На уроках психологического развития я помогаю моим маленьким ученикам преодолеть все трудности, связанные с периодом обучения письму. Какой твердой и скованной становится рука ребенка, когда он берется за ручку. И сколько потребуется времени, чтобы поставить руку, подготовить ее к письму, сделать мягкой и гибкой. Поэтому мы много времени уделяем штриховке. Штрихуем карандашами. Это делает рисунки яркими, выразительными.
Штриховать можно фигурки зверей, сказочных героев, композиции из геометрических фигур. По сюжету рисунка можно сочинить сказку. Это сделает занятие штриховкой более интересным. Штриховка геометрических фигур развивает точность и глазомер, закрепляет понятия «справа», «слева», «вверх», «вниз». Еще один эффективный способ подготовки руки к письму – это рисование орнаментов. Рисовать нужно на бумаге в клетку сначала простым карандашом, затем цветным. Когда рука немного окрепнет, то рисунки становятся опрятнее и красивее. Тогда это приносит детям радость и удовлетворение.
Хорошее настроение — путь к успеху.
Ребенок дошкольного возраста и младший школьник обладают поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помочь ребенку реализовать свои возможности и не жалеть для этого времени. Оно многократно окупится. Ребенок переступит порог школы с уверенностью, что учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, соответственной будет и его успеваемость.
Чтобы наша работа была эффективной, я использую следующие советы:
- Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Ему должно быть весело учиться. Интерес — лучшая из мотиваций, он делает детей творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
- Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка, определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
- Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточно быстрого продвижения ребенка вперед или даже некоторого регресса.
- Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности. Если, например, ребенок не знает чисел в пределах 20, то давайте ему только задания с использованием чисел, которые он знает, или те упражнения, в которых вообще нет чисел.
- В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен — займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий постепенно, каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
6. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.
7. Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.
- Избегайте неодобрительных оценок, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах. Ваш ребенок должен знать, что вы его любите независимо от его успехов или неудач, уважаете его как личность.
А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувства юмора. Помните, что у вас есть прекрасная возможность подружиться с ребенком.
Содержание занятий в подготовительном классе.
№№ уроков | Развиваемые психологические процессы | Методики и задания |
Урок 1 | Словесные обозначения предметов | Назови предметы |
Слуховые ощущения | Послушай тишину. Узнай по звуку | |
Урок 2 | Внимание (сосредоточенность) | Выполни команду |
Зрительные ощущения | Какого цвета? Цветные полоски | |
Урок 3 | Артикуляция | Произнеси чисто |
Пространственные представления | Раскрась правильно | |
Урок 4 | Фонетико-фонематическое восприятие | Найди ошибку |
Пространственные представления | Определи фигуру | |
Понятийное мышление | Назови одним словом. Конкретизация понятий | |
Урок 5 | Выполнение словесных поручений | Учись слушать и выполнять |
Самоконтроль | Учитель-ученик, ученик-учитель | |
Слуховые ощущения | Послушай звуки | |
Слуховое восприятие | Назови и проверь постукиванием | |
Урок 6 | Внимание (объем) | Кто точнее нарисует? |
Осязательные ощущения | Шершавые дощечки | |
Урок 7 | Память (непосредственная вербальная) | Магнитофон |
Пространственные представления | Переверни рисунок. Что? Где? | |
Урок 8 | Внимание (сосредоточенность) | Слушай звуки улицы. Поиграем в «индейцев». Угадай, кто говорит |
Память (непосредственная вербальная) | У кого ряд длиннее? | |
Урок 9 | Память (двигательная) | Телеграфисты |
Пространственные представления | Куда указывают стрелки? | |
Понятийное мышление | Подбери картинки | |
Урок 10 | Анализ образца | Найди одинаковые. Где ошибся Буратино? Одинаковы ли бусы? Найди образец |
Память (непосредственная зрительная) | Найди картинку | |
Внимание (устойчивость) | Перепутанные линии | |
Образное мышление | Цветная сказка | |
Урок 11 | Зрительно-двигательные координации | Штриховка |
Память (непосредственная зрительная) | ||
Урок 12 | Память (непосредственная зрительная) | Нарисуй по памяти |
Пространственные представления | Выполни правильно | |
Понятийное мышление | Вордбол | |
Урок 13 | Пространственные представления | Где этот домик? |
Выполнение словесных поручений | Чей узор лучше? | |
Зрительные ощущения | Найди предметы одного цвета. Цветовая угадайка | |
Урок 14 | Анализ образца | Раскрась правильно |
Слуховые ощущения | Шумящие коробочки | |
Урок 15 | Осязательные ощущения | |
Внимание (переключение) | Расставь слова Зашифруй слова Зашифруй цифры | |
Точность движений (макродвижения) | Точные движения. Как звонки тарелки и ложки | |
Урок 16 | Анализ образца | Срисуй фигуры точно |
Зрительное восприятие формы | Путаница. Найди одинаковые. Назови фигуры | |
Осязательные ощущения | Тяжелые коробочки | |
Урок 17 | Мышление (абстрагирование) | Найди одинаковые |
Память (непосредственная зрительная) | Запомни и найди. Запомни и нарисуй | |
Урок 18 | Зрительный анализ | Кто наблюдательнее |
Словесный синтез | Магнитофон | |
Понятийное мышление | Назови одним словом. Конкретизация понятий. Вордбол | |
Урок 19 | Осязательные ощущения | Тяжелые коробочки |
Урок 20 | Внимание (устойчивость) | Крестики, точки. Пишущая машинка |
Зрительный анализ | Сгруппируй буквы | |
Урок 21 | Внимание (переключение) | Синхронный счет |
Пространственные представления | Цветной ксилофон. Живые цепочки | |
Урок 22 | Мышление (анализ) | Найди отличия. Дорисуй недостающие детали |
Урок 23 | Анализ образца | Нарисуй точно такие же Бусинки |
Зрительно-двигательные координации | Проведи, не касаясь. Спящий дракон | |
Мышление (гибкость) | Способы применения предмета | |
Урок 24 | Внимание (распределение) | Соблюдай правило |
Мышление (сравнение) | Сравнение слов. Учимся сравнивать | |
Урок 25 | Саморегуляция | Образец и правило |
Уроки 26-30 | Зрительное восприятие формы | Загадочные контуры |
Внимание (в условиях коллективной деятельности) | Делаем вместе | |
Зрительное восприятие | Найди фото | |
Анализ образца | Нарисуй так же | |
Мышление (абстрагирование) | Покажи одинаковые |
Пояснительная записка.
Сейчас уже никто не сомневается в том, что успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. Но дошкольную подготовку нельзя сводить только к обучению письму, чтению, начальным навыкам счета. Важен не столько объем знаний, полученный до школы, сколько готовность к сложному процессу обучения: умение слушать педагога, выполнять его указания, воспринимать задания и способы творческого его выполнения, развитие самоконтроля. Подготовительные занятия строятся таким образом, чтобы они вызывали у ребенка прежде всего усилие мысли. Но при этом следует помнить, чтобы эта работа была в радость малышу, не вызывала усталости, страха и нежелание учиться раньше, чем он придет в школу.
При групповом обучении предполагаются комплексные занятия 1 раз в неделю:
- Уроки психологического развития-25-30минут;
- Развитие речи и подготовка руки к письму-25 минут;
- Математика-25-30 минут.
Занятия проводятся с октября по май включительно.
М.Горький писал: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий мир прежде всего и легче всего в игре, игрой». Поэтому хотя занятия и строятся по четкому программному содержанию, основной формой обучения являются сюжетно-ролевые и дидактические игры. Они позволяют ставить перед ребенком учебную задачу не прямым образом, а путем творческого поиска, анализа, сравнения. Каждое новое занятие становится для ребенка его самостоятельным открытием.
Нельзя допускать формального использования материала. Надо стараться создать соответствующей теме занятия эмоциональный фон, помочь детям вжиться в события сказки, стать в ней действующим лицом. Тогда удается решить главную задачу подготовительных занятий: повысить эффективность обучения, развить познавательную активность детей. Ведь еще В.Сухомлинский писал: «Мышление начинается с удивления».
Математика.
№ | Тема занятия | Примечание |
1 | Счет предметов. Понятия «больше», «меньше» | Работа по инструкции |
2 | Понятия «один» и «много». Сравнение предметов. Число и цифра 1. | Большой, меленький |
3 | Сравнение предметов: длинный, короткий. Одинаковой длины, равные. Широкий, узкий. Высокий, низкий. Число и цифра 2. | |
4 | Принцип построения натурального ряда чисел. Знакомство с задачами. | Матем.знаки = -+ |
5 | Путешествие в страну часов. Кремлевские куранты. | Макет часов |
6 | Знаки сравнения .Знакомство с днями недели. | Работа по инструкции |
7 | Число и цифра 3. Понятия: «целое», «половина», «раньше», «позже», «завтра», «вчера», «сегодня» и др.Деление на 3 части. | Полоски бумаги |
8 | Решение задач. Понятия: «впереди», «позади», «внутри», «снаружи». Логическая игра: сравнение групп предметов. | |
9 | Геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг. Конструирование. | Картон |
10 | Число и цифра 4. Логические задачи. Шар, круг и овал. | Мяч, геом фигуры |
11 | Измерение веса, объема. Задачи на измерение. | Посуда, крупа, песок |
12 | Логические игры, поиск закономерностей.Решение задач на сравнение. | конструирование |
13 | Число и цифра 5. «Крылатые» выражения с числом 5. Понятия: 5 минут, без 5 минут. | Макет часов |
14 | Число и цифра 6. Решение задач и примеров. Составление задач по картинкам. | Иллюстративный материал к задачам |
15 | Линии прямые, кривые, ломаные.Многоугольники. Упражнения на развитие памяти. | Нагл.материал |
16 | Число и цифра 7. Поиск логических закономерностей. | |
17 | Работа с линейкой. Логические задачи.Времена года. Месяцы. | Линейка |
18 | Число и цифра 8. Составление задач по картинкам. Решение примеров и задач. | Илл. материал |
19 | Объемные геометрические фигуры: цилиндр, шар, куб,конус. Логические задачи. | Геом.фигуры |
20 | Число и цифра 9. Конструирование геометрических фигур с помощью палочек. | Сч. палочки |
21 | Число и цифра 0. Задачи на сообразительность. Логические игры. | |
22 | Число 10. Запись числа.Задачи и примеры. | |
23 | Решение задач. Часы. Понятия: «полночь», «полдень». | Макет часов |
24 | Геометрические фигуры: треугольник, квадрат, ромб, трапеция.Решение задач и примеров. | |
25 | Конструирование. Логические задачи. | Шаблоны |
26 | Время: часы, дни недели, месяцы. Задачи на определение времени. | |
27 | Счет в пределах 20. Решение задач и примеров. | |
28 | Математические знаки. Горизонтальные и вертикальные линии. Диагональ. | |
29 | Закрепление изученного. Решение задач. Составление задач по картинкам. | Илл. материал |
30 | Повторение изученного. |
Развитие речи и подготовка руки к письму.
№ | Тема занятия по развитию речи | Изучение звуков и букв. Виды штриховки |
1 | Вводное занятие. Для чего человеку нужна речь? | А. |
2 | Сравнение как средство выразительной характеристики предмета. Сравнения в основе загадок. Классификация: растения осенью, овощи, фрукты. | О. |
3 | Звуки речи. | У. |
4 | Времена года и месяцы. Описание осени по наблюдениям и картинке. Чистоговорка. | М. |
5 | Интонации в ролевом чтении. Различные формы приветствия. Развитие речевой памяти | С. |
6 | Слова, близкие по значению и противоположные.Упражнения на развитие логической памяти. Пересказ по кругу. | Х. |
7 | Обучение пересказу текста. Игры на развитие творческого мышления. | Р. |
8 | Сочинение сказки по опорным словам. | Ш. |
9 | Сравнения. Переносный смысл слов.Образные сравнения. Лексическая игра. | Ы. |
10 | Обращения. Умение обращаться в зависимости от ситуации.Правила поведения. Обращения в сказках А.С.Пушкина. | Л. |
11 | Времена года. Месяцы. Дни недели. Сутки. Рассказ по картинке. | Н. |
12 | Сочинение загадок. Развитие творческой активности. Описание предметов с помощью слов, обозначающих признаки предметов. | К. |
13 | Рифма. Игры Деда Буквоеда. | Т. |
14 | Круглый год. Поведение животных в различное время года. | И. |
15 | Сказки Н.Сладкова о временах года. | П. |
16 | Название детенышей домашних животных и птиц. Упражнения на развитие смысловой памяти. | З. |
17 | Лесные звери и их детеныши.Словарь: какой бывает лес (дубрава, бор, роща) | Г. |
18 | Сочинение сказок по опорным словам. Фонематическая игра. | В. |
19 | Как сделали книгу? Игра для развития устойчивости внимания. | Д. |
20 | Работа над выразительным чтением. Заучивание наизусть. | Б. |
21 | Классификация. Сюжетно-ролевая игра «Помогаем Папе Карло и Буратино переехать в новый дом». Конструирование восклицательных и вопросительных предложений. | Ж. |
22 | Классификация: разные типы вывесок и их назначение. Клички домашних животных. | Е. |
23 | Скороговорки. Беседа по художественным текстам о волке и зайце. | Я. |
24 | Лиственные и хвойные деревья. Перелетные и зимующие птицы. Игры на развитие логической памяти. | Ю |
25 | Головоломки. Ребусы. Игры Деда Буквоеда | Ё. |
26 | Профессии людей. Расширяем словарный запас. | Ч. |
27 | В мастерской поэта. Рифма. Классификация. | Э. |
28 | Обучение выразительному чтению. Громкость: тише-громче, темп: медленно-быстро, тон: весело, грустно, сердито. Жесты и мимика. | Ц. |
29 | «Каркушины» загадки. Слова женского и мужского рода. Игра «Кто лишний?». Пересказ сказки по опорным словам. | Ф. |
30 | Игры Деда Буквоеда. Литературная викторина. | Щ. |
Методическая литература
- Р.М.Хамидулина. Развитие речи. Изд-во: Экзамен,М., 2009
- Р.М.Хамидулина. Математика. Изд-во: Экзамен,М., 2009
- Н.С.Жукова. Букварь. Изд-во: Литур. Екатеринбург, 2004
- Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников// Изд-во «Ось-89»,2006
- Диагностика готовности детей к обучению в школе. Методические рекомендации. Пермь, 1992.
- Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопросы психологии, 1990, № 6
- Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Отв. ред. В.И. Слободчиков. Томск,1992.
- Бабаева Т.И. У школьного порога. М., 1993.
- Р.В.Овчарова. Практическая психология. М., 2001
- О.Н.Истратова. Справочник психолога начальной школы.Ростов, 2008
Рабочие тетради для детей:
- «Азбука в картинках»
- «Учимся считать»
- «Готовимся к письму»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по развитию речи будущих первоклассников
В программе даны пояснительная записка, цели и задачи, содержание работы, количество часов, календарно-тематическое планирование занятий с дошкольниками в "Школе раннего развития" при подготовке детей...
Программа по развитию речи будущих первоклассников
В программе даны пояснительная записка, цели и задачи, содержание работы, количество часов, календарно-тематическое планирование занятий с дошкольниками в "Школе раннего развития" при подготовке детей...
Развитие речи будущего первоклассника. Игры для развития лексики, грамматического строя речи, на внимание.
В работе по приемственности детский сад- школа всегда встаёт вопрос о подготовке будущих первоклассников к школьному обучению. Одной из проблемм как раз и является развитие речи детей. Доклад содержит...
Рекомендации психолога по развитию внимания будущих первоклассников
Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребёнка в школе.Лишь к началу обучения в школе у ребёнка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается ин...
Конспект развивающего занятия на тему «Радуга эмоций» (из программы коррекционно-развивающих занятий для первоклассников «Уроки психологического развития» по профилактике школьной дезадаптации).
Коррекционно-развивающее занятие посвящено теме эмоций и рассчитано на возраст 5-7 лет. В целом занятие направлено на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. На занятии дети зн...
На что следует обратить внимание в развитии речи будущего первоклассника
На что необходимо обратить внимание в речевом развитии будущего первоклассника...
Программа "Школа развития для будущих первоклассников"
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляет преемственность между дошкольным и начальным общим образованием....