Исследовательская работа "Адаптация пятиклассников"
материал (4 класс) по теме

Бутюто Елена Александровна

работа на НПК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_pyatiklassnikov_rabota.docx28.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение            "Средняя общеобразовательная школа № 1"                                                                      пгт. Троицко-Печорск

Исследовательская работа на тему:

"Адаптация пятиклассников"

 

                                                                                                          Автор:                                                                                                                                                                                                                    

                                                                                                 Саскевич  Ульяна,                                                                                                        

                                                                                        обучающаяся 4  "б" класса                                                                                                  

                                                                                                 МБОУ СОШ №1                                                                                                                

                                                                                              пгт. Троицко-Печорск

                                                                                     

                                                                                                  Руководитель:

                                                                                 Бутюто Елена Александровна,

                                                                                    учитель начальных классов        

                                                                                               МБОУ СОШ №1

                                                                                           пгт. Троицко-Печорск

 

 2014 год

пгт. Троицко-Печорск

Содержание

1. Введение:

1.1. Актуальность темы............................................................................ 2  стр.

1.2. Цель и задачи работы........................................................................  2 стр.

1.3. Объект и предмет исследования....................................................... 2 стр.

1.4. Гипотеза............................................................................................... 2  стр.

1.5. Методы исследования.......................................................................  2 стр.

2. Основное содержание работы

2.1.Теоретическая часть  .......... ...............................................................  3 стр.

2.2   Практическая часть ..........................................................................  4 стр.

3. Заключение............................................................................................. 5  стр.

4. Список источников................................................................................ 7  стр.

5.  Приложение........................................................................................... 7 стр.

-1-

1. Введение.

1.1 Актуальность темы.

  Переход в 5-й класс - важный  сложный период в жизни детей.  Ежегодно, завершая свое  обучение  в  начальных классах, перед выпускниками  встает вопрос: как сложится наша школьная жизнь в 5 классе, насколько трудным или легким будет обучение, какими будут наши взаимоотношения с учителями и обучающимися старших классах.

   И теперь я,  завершая обучение в начальных классах, понимаю, что эти изменения обязательно произойдут. Для того, чтобы понять, что ждет моих сверстников и как быть готовым к новым переменам, я выбрала эту тему для исследовательской работы. Надеюсь, она поможет моим сверстникам.

1.2 Цель работы:

 Изучить изменения в жизни пятиклассников и найти пути преодоления трудностей

 1.3 Задачи:

  1. Изучить информацию по адаптации пятиклассников
  2. Провести опрос и анкетирование среди обучающихся 4 и 5 классов.
  3. Сравнить полученные результаты опроса с  имеющейся информацией.
  4. Сделать  выводы  по  проделанной работе.

1.4.Объект исследования: обучающиеся 5 класса                                              Предмет исследования: изменения, происходящие в жизни пятиклассников

1.5 Гипотеза.

   Предположим, что  при переходе в 5-й класс в жизни обучающихся происходят перемены, но никаких трудностей при этом не возникает.  

1.6  Методы исследования.                                                                                                 В  ходе  исследования  были  проведены  опрос  среди  одноклассников  и     анкетирование  среди обучающихся  5 класса,  подбиралась и обрабатывалась

- 2 -

  литература  ( подборка и обработка информационных источников)

2.  Основное содержание работы.

2.1. Теоретическая часть.

Переход из начального в среднее звено школы является трудным периодом в жизни каждого школьника. Большинство учителей  могут  отметить, что начало 5-го класса - сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. По мнению психологов,  этот период характеризуется внутренними и внешними изменениями в жизни пятиклассника.

1.Внешние изменения в жизни пятиклассников.  

  Дети переходят от одного основного учителя к учителям-предметникам, появляется необходимость переходить из одного кабинета в другой, запоминать разное расписание. У пятиклассников вырастает темп работы на уроке, увеличивается время выполнения домашних заданий, ему необходимо выполнять новые требования к оформлению работ.  К школьнику педагогами предъявляются разные  требования,   ему необходимо на каждом уроке приспосабливаться к разным стилям  преподавания учителя. На место первой учительницы приходит новый классный руководитель, при этом некоторые дети испытывают чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы.  

2. Внутренние изменения в жизни пятиклассников.

В то же время переход из начальной школы в среднюю связан с психологическими изменениями. Смена ощущения себя уже старшего в начальной школе на  опять самого маленького  в средней. Вместе с тем пятиклассники стоят на пороге подросткового возраста.   Это переходный период жизни  человека от  детства  к юности. В это время складываются все более доверительные отношения со сверстниками и  постепенно общение занимает одно из главных мест в жизни пятиклассника.  У многих в этот

- 3 -

период появляется тревожность. Она связана со страхом, что  школьник  не сможет  оправдать ожидания  родителей, одноклассников, новых учителей.  

 Все это является  сложным испытанием для  школьника.  Поэтому в этот  период называемый адаптацией - период приспособления, привыкание школьников к новым, изменившимся условиям существования,  дети могут стать более тревожными, робкими или, наоборот, очень шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, ухудшиться память, иногда нарушается сон, аппетит. Снижается интерес  к учению, падает успеваемость, нарушаются взаимоотношения со сверстниками.  

  Как показывают исследования такие проявления испытывают 70-80% школьников. У большинства детей они протекают  в единичных случаях и исчезают через 4-5 недель после начала учебы. Но есть дети, у которых такие проявления присутствуют 2-3 месяца и даже больше. Именно им так необходима помощь психологов, учителей.

2.2. Практическая часть.

Имея теперь некоторое  представление по исследуемой теме, я решила  узнать о том, насколько сложным был период адаптации для пятиклассников нашей школы. Сначала я провела опрос  среди своих одноклассников. И сделала первые выводы. Ребята имеют некоторое представление о том, что при переходе в пятый класс их ждут перемены. А именно будут новые предметы, учителя, поменяется классный руководитель. Домашнюю работу придется выполнять дольше. Своего класса, считают дети, у нас не будет. Учителя нас будут считать уже большими, но оценивать они будут строже. Больше половины опрошенных ребят ждут этих изменений и считают, что готовы к ним.                                                                                                                                      Пятиклассникам я предложила ответить на вопросы анкеты. Ребята отмечают, что стали старше, умнее, самостоятельнее. Действительно,

-4-

появились новые предметы, новые учителя. Некоторые отмечают как показатель своего взросления, а кто-то как непривычным в школьной жизни - переходы из кабинета в кабинет. Сложным  для ребят  стало большое количество новых учителей, их имена, требования предъявляемые ими, новые предметы.  Трудности у некоторых ребят вызвало выполнение домашнего задания. Двое ребят  в этом году трудными указали взаимоотношения с одноклассниками. Меньше половины из числа опрошенных ребят отметили, что в сложный для них период адаптации им помогали взрослые: учителя, родные. По высказываниям детей период привыкания к новым условиям обучения  был недолгим.

3.  Заключение.

    Как мы видим из опроса, высказывания ребят подтверждают мнение о сложности периода перехода школьников из начального  в среднее звено школы, требующий помощи от учителей и родителей. Выдвинутая мною гипотеза  не подтвердилась.      

Исследуя эту тему  и основываясь на  литературу, я подготовила некоторые рекомендации для более успешного прохождения периода адаптации пятиклассников.  Предлагаю их вашему вниманию.

Рекомендации для родителей.

1. Принимайте своего ребенка, таким какой он есть, со всеми его достоинствами и  недостатками- это первое условие школьного успеха пятиклассника;

2. Помогите запомнить ребенку имена, отчества и фамилии его новых учителей;

3.  Не отказывайте ребенку в помощи при подготовке домашнего задания, если он попросит. Вместе с тем  предоставьте  ребёнку самостоятельность в

-5-

учебе и домашних делах;

4. Позаботьтесь о том, чтобы у вашего ребенка были друзья, предоставьте возможность общения ребят после школы;

5. Обязательно  проявляйте интерес к школьной жизни вашего ребенка, его друзьям.  Общайтесь на разные темы со своим ребёнком в конце дня;

6.  Обеспечьте своему ребенку  соблюдение  для его возраста режима дня;

7.  Не допускайте  физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников);

8.  Учитывайте темперамента ребёнка в период адаптации к школьному обучению;

9.  Чаще хвалите ребенка, радуйтесь его достижениям.

Рекомендации  для сверстников.

1.  Необходимо уметь общаться с одноклассниками, поддерживать с ними отношения, уважать их;

2.  Иметь свое мнение и формировать его с учетом других;

3.  Обязательно следуй режиму  дня. Определи время для учебы и время на общение с друзьями. Распорядок дня держи на самоконтроле, при необходимости обращайся за помощью к взрослым;

4. Старайся учиться, стремиться овладевать новыми знаниями (активно работай на уроке, научись работать со словарями и справочниками)

Целью нашего исследования стало изучение изменений в жизни пятиклассников и поиск путей преодоления трудностей. В процессе исследования задачи, поставленные нами, были решены, а значит цель                  

-6-

достигнута.                                                                                                                           Для осуществления цели и решения задач нашего исследования мы изучили литературу по данной теме,  провели опрос среди одноклассников,   организовали  анкетирование среди учащихся  школы,  сопоставили ответы обучающихся с  имеющейся информацией, сделали выводы и разработали рекомендации для родителей и обучающихся 4 классов.

4. Список источников.

Толковый словарь русского языка под ред. С.И.Ожегова

Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой

http://www.myshared.ru/

http://zlatschool45.ucoz.ru/

http://mbou-naurskaya-sosh-3.webnode.com/

http://school490.ucoz.ru/

5. Приложение №1.

                                     Анкета для обучающихся 5 классов.

1.  Какие изменения произошли в твоей школьной  жизни при переходе в 5-й класс?

__________________________________________________________________

2. Для тебя было что-то не привычным?

__________________________________________________________________

3. Что было для вас самым сложным  (много новых учителей, их требования, другие предметы,  взаимоотношения с одноклассниками, родителями, сложность в выполнении домашнего задания и другое)?

__________________________________________________________________

4. Ты долго привыкал к новому месту учебы?

__________________________________________________________________

5. Может из взрослых кто-то помог тебе привыкнуть к новому месту учебы?

__________________________________________________________________

-7-

6.  Что бы ты посоветовал сделать учителям и своим родителям, чтобы  учиться в 5 классе было легче?

__________________________________________________________________

7. Что ты посоветуешь сегодняшним 4-классникам?

__________________________________________________________________

- 8 -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей будущих пятиклассников

Как помочь своему ребёнку не потеряться среди массы новых предметов и новых  учителей при переходе во вторую ступень обучения? Какие факторы влияют на успешность обучения в 5 классе? На эти и другие в...

Рекомендации родителям будущих пятиклассников.

Проблемы адаптации волнуют прежде всего родителей. но они со своими проблемами идут к учителю. Здесь можно найти выходы из трудных ситуаций....

Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников и пятиклассников

Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников и пятиклассниковОбсуждение по теме тут https://psi-school.ru/plan-raboty-pedagoga-psixologa-po-adaptacii-pervoklassnikov-...

В вашей семье растёт пятиклассник

Выступление классного руководителя на родительском собрании по проблеме адаптации будущих пятиклассников...

Родительское собрание, 4 класс.Тема:" Ваш ребенок – пятиклассник. Трудности адаптации пятиклассников в школе."

Цель: психологическое просвещение родителей по вопросу адаптации ребенка в среднем звене....

Игра – квест для пятиклассников: «Мы пятиклассники, мы лучше всех!».

Игра - квест для пятиклассников, которая проводится с учащимися в конце адаптационного периода, по выбору педагога - психолога (конец ноября, декабрь). Мероприятие направлено на создание игровой ситуа...