Исследовательская работа "Адаптация пятиклассников"
материал (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 1" пгт. Троицко-Печорск
Исследовательская работа на тему:
"Адаптация пятиклассников"
Автор:
Саскевич Ульяна,
обучающаяся 4 "б" класса
МБОУ СОШ №1
пгт. Троицко-Печорск
Руководитель:
Бутюто Елена Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1
пгт. Троицко-Печорск
2014 год
пгт. Троицко-Печорск
Содержание
1. Введение:
1.1. Актуальность темы............................................................................ 2 стр.
1.2. Цель и задачи работы........................................................................ 2 стр.
1.3. Объект и предмет исследования....................................................... 2 стр.
1.4. Гипотеза............................................................................................... 2 стр.
1.5. Методы исследования....................................................................... 2 стр.
2. Основное содержание работы
2.1.Теоретическая часть .......... ............................................................... 3 стр.
2.2 Практическая часть .......................................................................... 4 стр.
3. Заключение............................................................................................. 5 стр.
4. Список источников................................................................................ 7 стр.
5. Приложение........................................................................................... 7 стр.
-1-
1. Введение.
1.1 Актуальность темы.
Переход в 5-й класс - важный сложный период в жизни детей. Ежегодно, завершая свое обучение в начальных классах, перед выпускниками встает вопрос: как сложится наша школьная жизнь в 5 классе, насколько трудным или легким будет обучение, какими будут наши взаимоотношения с учителями и обучающимися старших классах.
И теперь я, завершая обучение в начальных классах, понимаю, что эти изменения обязательно произойдут. Для того, чтобы понять, что ждет моих сверстников и как быть готовым к новым переменам, я выбрала эту тему для исследовательской работы. Надеюсь, она поможет моим сверстникам.
1.2 Цель работы:
Изучить изменения в жизни пятиклассников и найти пути преодоления трудностей
1.3 Задачи:
- Изучить информацию по адаптации пятиклассников
- Провести опрос и анкетирование среди обучающихся 4 и 5 классов.
- Сравнить полученные результаты опроса с имеющейся информацией.
- Сделать выводы по проделанной работе.
1.4.Объект исследования: обучающиеся 5 класса Предмет исследования: изменения, происходящие в жизни пятиклассников
1.5 Гипотеза.
Предположим, что при переходе в 5-й класс в жизни обучающихся происходят перемены, но никаких трудностей при этом не возникает.
1.6 Методы исследования. В ходе исследования были проведены опрос среди одноклассников и анкетирование среди обучающихся 5 класса, подбиралась и обрабатывалась
- 2 -
литература ( подборка и обработка информационных источников)
2. Основное содержание работы.
2.1. Теоретическая часть.
Переход из начального в среднее звено школы является трудным периодом в жизни каждого школьника. Большинство учителей могут отметить, что начало 5-го класса - сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. По мнению психологов, этот период характеризуется внутренними и внешними изменениями в жизни пятиклассника.
1.Внешние изменения в жизни пятиклассников.
Дети переходят от одного основного учителя к учителям-предметникам, появляется необходимость переходить из одного кабинета в другой, запоминать разное расписание. У пятиклассников вырастает темп работы на уроке, увеличивается время выполнения домашних заданий, ему необходимо выполнять новые требования к оформлению работ. К школьнику педагогами предъявляются разные требования, ему необходимо на каждом уроке приспосабливаться к разным стилям преподавания учителя. На место первой учительницы приходит новый классный руководитель, при этом некоторые дети испытывают чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы.
2. Внутренние изменения в жизни пятиклассников.
В то же время переход из начальной школы в среднюю связан с психологическими изменениями. Смена ощущения себя уже старшего в начальной школе на опять самого маленького в средней. Вместе с тем пятиклассники стоят на пороге подросткового возраста. Это переходный период жизни человека от детства к юности. В это время складываются все более доверительные отношения со сверстниками и постепенно общение занимает одно из главных мест в жизни пятиклассника. У многих в этот
- 3 -
период появляется тревожность. Она связана со страхом, что школьник не сможет оправдать ожидания родителей, одноклассников, новых учителей.
Все это является сложным испытанием для школьника. Поэтому в этот период называемый адаптацией - период приспособления, привыкание школьников к новым, изменившимся условиям существования, дети могут стать более тревожными, робкими или, наоборот, очень шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, ухудшиться память, иногда нарушается сон, аппетит. Снижается интерес к учению, падает успеваемость, нарушаются взаимоотношения со сверстниками.
Как показывают исследования такие проявления испытывают 70-80% школьников. У большинства детей они протекают в единичных случаях и исчезают через 4-5 недель после начала учебы. Но есть дети, у которых такие проявления присутствуют 2-3 месяца и даже больше. Именно им так необходима помощь психологов, учителей.
2.2. Практическая часть.
Имея теперь некоторое представление по исследуемой теме, я решила узнать о том, насколько сложным был период адаптации для пятиклассников нашей школы. Сначала я провела опрос среди своих одноклассников. И сделала первые выводы. Ребята имеют некоторое представление о том, что при переходе в пятый класс их ждут перемены. А именно будут новые предметы, учителя, поменяется классный руководитель. Домашнюю работу придется выполнять дольше. Своего класса, считают дети, у нас не будет. Учителя нас будут считать уже большими, но оценивать они будут строже. Больше половины опрошенных ребят ждут этих изменений и считают, что готовы к ним. Пятиклассникам я предложила ответить на вопросы анкеты. Ребята отмечают, что стали старше, умнее, самостоятельнее. Действительно,
-4-
появились новые предметы, новые учителя. Некоторые отмечают как показатель своего взросления, а кто-то как непривычным в школьной жизни - переходы из кабинета в кабинет. Сложным для ребят стало большое количество новых учителей, их имена, требования предъявляемые ими, новые предметы. Трудности у некоторых ребят вызвало выполнение домашнего задания. Двое ребят в этом году трудными указали взаимоотношения с одноклассниками. Меньше половины из числа опрошенных ребят отметили, что в сложный для них период адаптации им помогали взрослые: учителя, родные. По высказываниям детей период привыкания к новым условиям обучения был недолгим.
3. Заключение.
Как мы видим из опроса, высказывания ребят подтверждают мнение о сложности периода перехода школьников из начального в среднее звено школы, требующий помощи от учителей и родителей. Выдвинутая мною гипотеза не подтвердилась.
Исследуя эту тему и основываясь на литературу, я подготовила некоторые рекомендации для более успешного прохождения периода адаптации пятиклассников. Предлагаю их вашему вниманию.
Рекомендации для родителей.
1. Принимайте своего ребенка, таким какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками- это первое условие школьного успеха пятиклассника;
2. Помогите запомнить ребенку имена, отчества и фамилии его новых учителей;
3. Не отказывайте ребенку в помощи при подготовке домашнего задания, если он попросит. Вместе с тем предоставьте ребёнку самостоятельность в
-5-
учебе и домашних делах;
4. Позаботьтесь о том, чтобы у вашего ребенка были друзья, предоставьте возможность общения ребят после школы;
5. Обязательно проявляйте интерес к школьной жизни вашего ребенка, его друзьям. Общайтесь на разные темы со своим ребёнком в конце дня;
6. Обеспечьте своему ребенку соблюдение для его возраста режима дня;
7. Не допускайте физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников);
8. Учитывайте темперамента ребёнка в период адаптации к школьному обучению;
9. Чаще хвалите ребенка, радуйтесь его достижениям.
Рекомендации для сверстников.
1. Необходимо уметь общаться с одноклассниками, поддерживать с ними отношения, уважать их;
2. Иметь свое мнение и формировать его с учетом других;
3. Обязательно следуй режиму дня. Определи время для учебы и время на общение с друзьями. Распорядок дня держи на самоконтроле, при необходимости обращайся за помощью к взрослым;
4. Старайся учиться, стремиться овладевать новыми знаниями (активно работай на уроке, научись работать со словарями и справочниками)
Целью нашего исследования стало изучение изменений в жизни пятиклассников и поиск путей преодоления трудностей. В процессе исследования задачи, поставленные нами, были решены, а значит цель
-6-
достигнута. Для осуществления цели и решения задач нашего исследования мы изучили литературу по данной теме, провели опрос среди одноклассников, организовали анкетирование среди учащихся школы, сопоставили ответы обучающихся с имеющейся информацией, сделали выводы и разработали рекомендации для родителей и обучающихся 4 классов.
4. Список источников.
Толковый словарь русского языка под ред. С.И.Ожегова
Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой
http://www.myshared.ru/
http://zlatschool45.ucoz.ru/
http://mbou-naurskaya-sosh-3.webnode.com/
http://school490.ucoz.ru/
5. Приложение №1.
Анкета для обучающихся 5 классов.
1. Какие изменения произошли в твоей школьной жизни при переходе в 5-й класс?
__________________________________________________________________
2. Для тебя было что-то не привычным?
__________________________________________________________________
3. Что было для вас самым сложным (много новых учителей, их требования, другие предметы, взаимоотношения с одноклассниками, родителями, сложность в выполнении домашнего задания и другое)?
__________________________________________________________________
4. Ты долго привыкал к новому месту учебы?
__________________________________________________________________
5. Может из взрослых кто-то помог тебе привыкнуть к новому месту учебы?
__________________________________________________________________
-7-
6. Что бы ты посоветовал сделать учителям и своим родителям, чтобы учиться в 5 классе было легче?
__________________________________________________________________
7. Что ты посоветуешь сегодняшним 4-классникам?
__________________________________________________________________
- 8 -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей будущих пятиклассников
Как помочь своему ребёнку не потеряться среди массы новых предметов и новых учителей при переходе во вторую ступень обучения? Какие факторы влияют на успешность обучения в 5 классе? На эти и другие в...
Рекомендации родителям будущих пятиклассников.
Проблемы адаптации волнуют прежде всего родителей. но они со своими проблемами идут к учителю. Здесь можно найти выходы из трудных ситуаций....
Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников и пятиклассников
Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников и пятиклассниковОбсуждение по теме тут https://psi-school.ru/plan-raboty-pedagoga-psixologa-po-adaptacii-pervoklassnikov-...
В вашей семье растёт пятиклассник
Выступление классного руководителя на родительском собрании по проблеме адаптации будущих пятиклассников...
Родительское собрание, 4 класс.Тема:" Ваш ребенок – пятиклассник. Трудности адаптации пятиклассников в школе."
Цель: психологическое просвещение родителей по вопросу адаптации ребенка в среднем звене....
Игра – квест для пятиклассников: «Мы пятиклассники, мы лучше всех!».
Игра - квест для пятиклассников, которая проводится с учащимися в конце адаптационного периода, по выбору педагога - психолога (конец ноября, декабрь). Мероприятие направлено на создание игровой ситуа...
Родительское собрание по теме « Ваш ребенок – пятиклассник. Трудности адаптации пятиклассников в школе»
Родительское собрание 4 класс...