В вашей семье растёт пятиклассник
план-конспект урока (4 класс) по теме

Елена Владимировна Nиколаева

Выступление классного руководителя на родительском собрании по проблеме адаптации будущих пятиклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_vashey_seme_rastyot_pyatiklassnik.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

В вашей семье растёт пятиклассник…

    Заканчивается начальная школа скоро прозвенит выпускной звонок, и ребята будут отдыхать на летних каникулах. Кто-то поедет к бабушке, кто-то отправится в летний лагерь, кому-то посчастливится отдохнуть на море. А для вас наступает время важной работы – ведь в сентябре ваши дети в первый раз войдут в незнакомый кабинет и с тревогой будут вглядываться в лицо нового классного руководителя.

Вам казалось, что основные трудности привыкания к школе позади, что закончились эти бесконечные строчки палочек и крючочков. Ваш ребёнок, наконец, перестал забывать класть дневник в портфель, научился хорошо читать, и вы облегчённо вздыхаете. Не обольщайтесь, время отдыха наступит ещё не скоро.

В обществе очень активно обсуждается проблема поступления в первый класс, ребят готовят к школе ещё в детском саду.

А вот о поступлении в основную школу говорится мало, хотя это тоже очень важный переходный период в жизни ученика. И здесь, как никогда, нужна как помощь педагога, так и помощь родителей.

Вы готовы помочь своему ребёнку? Если да, то давайте вместе попытаемся разобраться в том, как сделать переход ребёнка из начальной школы в основную лёгким и естественным.

Школьные проблемы и трудности.

  1. В начальной школе ребёнок обучался несколько лет в одном коллективе, у одной, ведущей большинство предметов учительницы, в одном кабинете. Эти неизменные условия создавали необходимый психологический комфорт. В 5 классе количество предметов увеличивается до 10-12, но самое главное – учителей будет почти столько. И у каждого свои требования. Причём все уроки будут вестись в разных кабинетах.
  2. Очень часто в 5 классе меняется состав коллектива: некоторые дети уходят, на их место приходят новые. Это создаёт стресс для ребёнка, ведь приходится заново строить отношения со сверстниками.
  3. Для вас, наверное, не секрет, что каждый ученик в начальной школе имеет статус «сильного», «среднего» или «слабого», сколько бы ни говорилось о непедагогичности такой позиции. Но это данность, и с этим фактом связана оценка ребёнком самого себя. В основной же школе каждый учитель воспринимает ребёнка по-своему. Часто бывает так, что ребёнок – одарённый математик, но вот русский язы ему не даётся. Понятно, что учителю математики легко работать с таким учеником, в то время как учитель русского языка за голову хватается. Разная оценка и соответственно разное отношение учителей создают ещё большую неопределённость для ребёнка.
  4. Учителя основной школы часто не делают различий между пятиклассниками и, допустим, десятиклассниками, предъявляя ко всем одинаковые требования. Это не всегда результат психологической неграмотности, просто иногда за время перемены (10 минут) невозможно полностью перестроить свой стиль ведения урока. Такое удаётся только опытным учителям.

Даже психологически благополучный выпускник начальной школы, успешно справляющийся с обучением в школе, умеющий общаться со сверстниками и учителями, вряд ли будет чувствовать себя комфортно, придя в 5 класс. Об этом свидетельствует тот факт, что в первой четверти пятого класса четвертные оценки по основным предметам оказываются на балл ниже выпускных. Что уж говорить об учениках, у которых были проблемы в начальной школе!

Поэтому обратите внимание, если ваш ребёнок:

  1. В письменных работах пропускает буквы;
  2. Не умеет применять правила, хотя знает их формулировки;
  3. С трудом решает задачи по математике;
  4. Плохо владеет умением пересказа текста;
  5. Невнимателен и рассеян;
  6. Неусидчив;
  7. С трудом понимает объяснения учителя;
  8. Не умеет самостоятельно работать;
  9. Постоянно что-то где-то забывает;
  10. С трудом ориентируется в пространстве (в том числе и в собственной тетради);
  11. Испытывает страх перед уроками, учителем, контрольной работой;
  12. Часто меняет приятелей, ни с кем подолгу не дружит;
  13. Одинок;

           То, скорее всего, эти проблемы сыграют свою роль в возникновении так называемой школьной дезадаптации.

Школьная дезадаптация – результат нарушения приспособления (адаптации) ребёнка  к тем или иным условиям школьной среды.

Выделяют несколько видов дезадаптации, к которым приводят нерешённые школьные проблемы.

  1. Интеллектуальная – нарушение или отставание в развитии мышления ребёнка.
  2. Поведенческая – несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
  3. Коммуникативная – затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
  4. Соматическая – отклонения в здоровье ребёнка.
  5. Эмоциональная – эмоциональные трудности, тревоги и переживания по поводу проблем в школе.

К сожалению, большое количество пятиклассников страдают от школьной дезадаптации. Такие разные проблемы, причина одна – ребята не справились с изменением ситуации в классе.

Признаками возникшей дезадаптации могут быть:

  1. Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка;
  2. Его нежелание делиться своими впечатлениями о проведённом дне;
  3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы;
  4. Нежелание выполнять домашние задания;
  5. Негативные характеристики в адрес школы, учителя, одноклассников4
  6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой;
  7. Беспокойный сон;
  8. Трудности утреннего пробуждения, вялость;
  9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Серьёзные психологические проблемы школьника могут отражаться в следующем:

  1. Депрессии, резко сниженном фоне настроения;
  2. Ярко выраженной раздражительности;
  3. Уходе в себя, избегании контактов с людьми, неприятии проявляемого к нему чувства любви;
  4. Тревожном, неуверенном, заискивающем общении со взрослыми;
  5. Нарушении общепринятых правил поведения;
  6. Грубости, агрессивности;
  7. Постоянных конфликтах со сверстниками;
  8. Одиночестве, отсутствии друзей;
  9. Неугомонности, неумении сосредоточиться;
  10. Тревоге, эмоциональном напряжении.

Если вы обнаружили у своего ребёнка признаки возможной дезадаптации, пора познакомиться со школьным психологом. Ведь без его помощи вам, скорее всего, не обойтись.

Чего ожидают от вашего ребёнка в 5 классе?

Физическое здоровье.

Пятиклассник должен уметь приспособиться к возрастающей учебной нагрузке без вреда здоровью и работать в едином темпе со всем классом на протяжении урока. Особое внимание обратите на развитие тонких движений, особенно руки (тонкой моторики).

Предполагается, что ваш ребёнок способен к различным видам ручного труда, он умеет пользоваться многими инструментами. Почерк его ровен, понятен, работы в тетради оформляются аккуратно.

Чем вы можете помочь ребёнку:

  1. Для физического совершенствования и развития тонкой моторики можно посоветовать следующие занятия и упражнения:

- черчение геометрических фигур с использованием линейки, циркуля;

- работу с ножницами – вырезание мелких деталей;

- различные виды изобразительной деятельности;

- конструирование, работа с мозаикой;

- одновременное рисование одного и того же рисунка правой и левой руками4

- освоение ремёсел (можно записать в различные кружки).

Развитию общей физической культуры способствуют:

  1. Посещение спортивных и танцевальных секций;
  2. Длительное пребывание на свежем воздухе;
  3. Игры «Испорченный телефон жестов», «Дракон кусает свой хвост», «Молекулы» и т.д.

 Психическое и психологическое здоровье.

Основными факторами сохранения психического и психологического здоровья школьника являются:

- здоровая нервная система;

- спокойная и доброжелательная обстановка в семье, создание условий для полноценного развития ребёнка;

- психологически комфортный микроклимат в школе, классе.

Отметьте в поведении ребёнка следующие невротические симптомы:

  1. Заикание, речь с запинками;
  2. Чрезмерная замкнутость, уход в себя;
  3. Неорганизованная речь (говорит беспорядочно);
  4. Частое моргание, тики;
  5. Бесцельные, навязчивые движения руками;
  6. Энурез;
  7. Трудности с координацией тела, необычная ходьба;
  8. Навязчивые действия (грызёт ногти, ручку, высовывает язык и т.д.);
  9. Так называемые психосоматические заболевания – бронхиальная астма, экзема, аллергии, боли неустановленной этиологии, гастрит и т.д.
  10. Все вышеперечисленные особенности нуждаются в коррекции у специалиста-невропатолога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первоклассник - новый этап в жизни вашего ребенка... и вашей семьи

Ваш ребенок поступил в первый класс. Поздравляем! Но это будет непростой год, постараться придется всей семье. Ведь в самом начале обучения, пока первоклассник привыкает к школьным требованиям, ...

Родительское собрание в 1 классе. Тема: «ПЕРВОКЛАССНИК - НОВЫЙ ЭТАП В ЖИЗНИ ВАШЕГО РЕБЕНКА И ВАШЕЙ СЕМЬИ».

Родительское собрание о психологической адаптации первоклассника к обучению в школе...

Первоклассник - новый этап в жизни вашего ребенка… и вашей семьи

Данная статья предназначена для родителей первоклассников...

Первоклассник - новый этап в жизни вашего ребенка… и вашей семьи.

Сценарий родительского собрания в первом классе + памятка родителям первоклассника...

Родительское собрание " Первоклассник – новый этап в жизни вашего ребёнка и вашей семьи"

Данный материал будет полезен для родителей первоклассников. В презентации подробно описаны все этапы адаптации, трудности,возникающие в период адаптации к школе, а также даны рекомендации родителям п...