Программа "От эмоций к развитию"
рабочая программа (1 класс) по теме

Грецингер Нелли Георгиевна

ПРОГРАММА

по коррекции личностной сферы и психических процессов у детей младшего школьного возраста

классов коррекционно – развивающего обучения.

«От эмоций к развитию»

Начало обучения в школе  - один из наиболее значимых моментов в жизни человека. Дети обычно долго ждут этого события, ждут одновременно с радостью и волнением.

Как помочь ребенку найти правильную дорогу в школе? Обычно взрослые сосредоточивают свои усилия только на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. Забывая, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но и чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему надо прежде всего в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителем. Помогать в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремления к преодолению школьных трудностей. И тогда ребенок в школе будет познавать не только внешний мир, но и самого себя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Грецингер Нелли Георгиевна, КГУ «Средняя школа № 17» акимата города Рудного, педагог – психолог I категории, Казахстан, Кустанайская область, город Рудный.

ПРОГРАММА

по коррекции личностной сферы и психических процессов у детей младшего школьного возраста классов коррекционно – развивающего обучения.

«От эмоций к развитию»

Пояснительная записка

Работая в системе образования, мы сталкиваемся с проблемой роста количества школьников с трудностями в обучении. По данным различных исследований затруднения в обучении, по тем или иным причинам, испытывают до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы. У детей наблюдается низкий уровень внимания, памяти, мышления, слабое развитие мелкой моторики пальцев рук.

У большинства детей слабая нервная система. Нестабильность эмоциональной сферы выражается в нерешительности, конфликтности, двигательной расторможенности, снижении уровня умственной активности, страхах, в неумении выражать свои чувства.

Начало обучения в школе  - один из наиболее значимых моментов в жизни человека. Дети обычно долго ждут этого события, ждут одновременно с радостью и волнением.

Как помочь ребенку найти правильную дорогу в школе? Обычно взрослые сосредоточивают свои усилия только на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. Забывая, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но и чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему надо прежде всего в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителем. Помогать в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремления к преодолению школьных трудностей. И тогда ребенок в школе будет познавать не только внешний мир, но и самого себя.

И в этой гармонии его школьный путь будет непременно успешным и радостным.

ПРОГРАММА

по коррекции личностной сферы и психических процессов у детей младшего школьного возраста классов коррекционно – развивающего обучения.

«От эмоций к развитию»

Цель программы:

Формирование у учащихся потенциала, необходимого для успешного развития интеллектуальных способностей, эмоционально-волевой, личностной сфер, который позволит в будущем эффективно осуществлять и планировать деятельность по принятию решений и самостоятельному обучению.

Задачи программы: 

  • Развитие познавательных процессов и психологических предпосылок овладения учебной деятельностью;
  • Формирование психологических новообразований младшего школьного возраста;
  • Обучение осознанию и адекватному выражению различных эмоции, и распознаванию эмоциональных реакций других людей;
  • Создание условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка.

Прогнозируемый результат:

Обогащение знаниями об окружающем мире ребенка с задержкой психического развития, обеспечение эмоционального благополучия, создание предпосылок для раскрытия внутренних резервов психического и личностного развития в целях дальнейшего психолого – педагогического сопровождения.

Программа состоит из следующих этапов:

I этап – диагностический минимум для формирования коррекционных групп – классов.

II этап – коррекционно – развивающие занятия педагога – психолога.

III этап – динамическое наблюдение за развитием интеллектуальной сферы и происходящих изменений в психике ребенка.

IV этап – продолжение коррекционно – развивающих интегрированных занятий.

V этап – итоговая диагностика с целью уточнения дальнейшего образовательного маршрута.

VI этап – дальнейшее психолого – педагогическое сопровождение детей в учебно – воспитательной процессе.

Основные условия реализации программы:

1. Ранняя диагностика и коррекция  отклонения в развитии.
2. Комплексное воздействие на ребенка со стороны всех, кто взаимодействует с ним (педагогов, специалистов, родителей).
3. Преподнесение материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, его диагноза.
4. Опора на актуальные потребности ребенка.
5. Создание опыта успешной деятельности, обеспечение роста достижений ребенка.
6. Организация специальной коррекционной педагогической среды.

Численность группы. Класс – группа учащихся, имеющих задержку психического развития – до 12 человек.

Периодичность занятий. Наиболее эффективным является проведение занятий 2 раза в неделю, продолжительностью не более 30 минут.

Тематический план занятий педагога – психолога

«От эмоций к развитию»

для учащихся начальных классов КРО

Тема занятия

Количество

часов

1

Мои мысли, желания, возможности.

2

2

Школа – это трудный и радостный путь к знаниям.                               Оригами – творчество из бумаги.

2

3

Введение в мир чувств. Изготовление поделки «стаканчик для крика».

2

4

Какие чувства живут в природе.                                                      Изготовление поделок «домашние животные».

2

5

Вредные чувства: обида, злость, хитрость.                                          Изготовление поделок «Дикие животные».

2

6

Полезные чувства: радость, любовь, забота.                                    Изготовление поделки «Голубь мира».

2

7

Учимся любить.                                                                                 Изготовление поделки «Валентинка».

2

8

Трудное чувство «дружба».                                                                    Групповое панно «Мы и наш мир»

2

9

Я имею право чувствовать и выражать свои чувства.

2

10

Изготовление поделки «Золотая рыбка»

1

11

Итоговое занятие: Я – хозяин своих чувств. Выставка поделок.

1

И того:

20

1 этап - подготовительный (диагностическая часть).

1. Выявление преобладающих каналов восприятия учебного содержания обучающихся.

Среди индивидуальных особенностей младших школьников особое место принадлежит восприятию. Восприятие – это форма целостного отражения предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Именно восприятие больше всего связано с преобразованием информации, поступающей из внешней среды. В результате этого формируются психические образы, которые в дальнейшем оперируют внимание, память, представление, воображение, мышление и эмоции.

Психологами выявлено, что младшие школьники в основном кинестетики, а наименее развитой в этом возрасте является визуальная система. Также мало среди младших школьников и тех, у кого хорошо развиты одновременно две репрезентативные системы.

Для определения основных репрезентативных систем используют вербальные (словесные) ключи доступа, т.е. слова, которые использует человек в процессе общения.

Предлагаем школьному психологу и учителям начальных классов провести диагностику особенностей восприятия обучающимися информации.

Визуальный вид восприятия -  зрительное восприятие. Воспринимая  визуально, ребенок акцентирует внимание на таких особенностях окружающей действительности, как форма, размер, объём, цвет предметов. В его речи преобладают такие слова, как: "видите ", "это выглядело…».

Информация, воспринимаемая на слух, доступна благодаря аудиальному каналу восприятия. В момент превалирования аудиального типа восприятия ребенок обращает внимание на характер звуков, особенности речи, голоса собеседников. Слова – сигналы: «послушайте», «и слышать не хочу»…

Кинестетический канал восприятия (От "кинес” – "движение”, по-гречески) «ответственен» за анализ эмоционального фона, информации, поступающей от тактильных, обонятельных рецепторов.

В связи с этим нами используются тестовые методики, которые позволят вводить и выводить информацию тремя различными способами: визуальным, аудиальным и кинестетическим. 

Визуальный способ

Ученикам визуально (только глядя на специальную карточку) предлагается запомнить в течение 15 секунд ряд, состоящий из 15 знаков (букв и цифр).

Инструкция: запомнить данный ряд, как бы фотографируя его взглядом, в полной тишине и расслабленной позе (без звуков и движений). При воспроизведении вспоминать этот ряд, представляя его в виде фотографии на “внутреннем экране”.

Проверка (вывод информации): показать в любой последовательности запомненные знаки в специальной таблице (без звуков и лишних движений).

Пример карточки:

П5НЦ2Л9ЖВ7ЧТ1КФ

Пример таблицы:

А Б В Г Д Е Ё Ж З

И Й К Л М Н О П Р

С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ

Ъ Ы Ь Э Ю Я

1 2 3 4 5 6 7 8 9 0

Аудиальный способ

Ученикам предлагается аудиально (прослушать с закрытыми глазами и без движений) в течение 15 секунд ещё один ряд из 15-ти символов.

Инструкция: прислушиваться при запоминании к характеристикам голоса (тембру, тону, звонкости, громкости и т.д.), сообщающего информацию. При этом говорящему необходимо произносить ряд знаков чётко и внятно, с частотой один знак в секунду. При воспроизведении вспоминать голос диктовавшего, как бы прослушивая его запись с аудиопленки.

Проверка: произнести вслух (с закрытыми глазами и без движений), запомненные знаки в любой последовательности.

Кинестетический способ

Ученикам палочкой (можно пальцем, обратной стороной карандаша и т.д.) записывают на спине очередной ряд из 15 знаков с интервалом одна секунда.

Инструкция: предварительно желательно потренироваться с произвольными знаками для увеличения эффективности понимания, подобрав оптимальную для испытуемого силу нажима и размер символа. При запоминании (с закрытыми глазами и в тишине) важно обращать внимание на ощущения в области спины (глубину, площадь, степень нажима и пр.). При воспроизведении вспоминать только ощущения от движения карандаша по спине.

Проверка: записать на бумаге в любой последовательности все запомненные знаки (с закрытыми глазами и в тишине).

При составлении символьных последовательностей нельзя использовать знаки: З, О, Ч, так как они имеют буквенно-цифровые аналоги, а также избегать общепринятых сокращений (ПТУ, КГБ и пр.).

В младших классах указанные тесты проводятся    индивидуально. Перед началом опыта ученикам дается инструкция, обеспечивающая получение более объективных результатов, то есть разъяснить, что тесты направлены только на исследование индивидуального способа работы с информацией, а не на общий объём памяти, выявление развитости ума, интеллекта и пр.

Каждому участнику выдается все нужное для проведения теста оборудование: карточки, бумага, ручки и пр.

Цель: определение способов организации учебно-воспитательного процесса, на основе индивидуальных особенностей восприятия обучающимися информации.

Инструкция: укажите процент для каждого  способа восприятия.

Фамилия, имя учащегося

Особенности восприятия информации обучающимися

визуал

аудиал

кинестет

Итого

2. Методика изучения памяти

Предлагается простая методика  для  определения типа памяти  младших школьников.

Материал для  изучения: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках. Первый ряд читает учитель с интервалом в 4-5 секунд между словами (слуховое запоминание). После 10 секундного перерыва ученик записывает слова и отдыхает 10 минут. Второй – он  читает молча один раз (зрительное запоминание) и затем записывает запомнившиеся слова. Через 10 минут воспринимается третий ряд: учитель читает слова, а ученик шепотом повторяет их и «записывает» пальцем в воздухе (моторно-слуховое запоминание). Затем запомнившиеся слова этого ряда записываются на листке бумаги. С перерывом в 10 минут воспринимаются слова четвертого ряда. На этот раз учитель читает слова, ученик одновременно следит зрительно по карточке и шепотом повторяет  каждое слово. Далее слова записываются по памяти (зрительно-слухо-моторное запоминание).

Список слов для опыта        

Слуховое

запоминание

Зрительное

запоминание

Моторно-слуховое

Зрительно-слухо моторное-

Лист

Ваза

Море

Дом

Банк

Гроза

Книга

Лес, мяч

Шкаф

Свеча

Ночи

Бревно

Вода

Глаз

Год

Река

Заря, гриб

Чашка

Сено

Шутка

Слива

Гусь

Ягода

Парта

Жук

Ветер

Мед, заяц

Луна

Капля

Белка

Поле

Марка

Сыр

Труба

Пол

Торт, спица

Изучение памяти

Фамилия, имя учащегося

Проявление  типов памяти

Слуховое

запоминание

Зрительное

запоминание

Моторно-слуховое

Зрительно-слухо моторное

1

Всего

3. Методика распределения внимания

Методика,  разработанная С.Л. Рубинштейном

Ученику дается  инструкция: считать вслух от 1 до 31, но он не должен называть числа, включающие троку или заканчивающиеся цифрой на три. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». Например:  «один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь»  и т. д.

Образец правильного счета: 1,2, -,4, 5, 6, 7, 8, 9, 10,  11, 12, -,14, 15, 16, 17, 18,19,20,21,22, -,24,25, 26,27,28,29,-. Черточка замещает числа, которые нельзя произносить)

Подсчитываются ошибки:  Максимум –12, минимум –0.

Хорошее распределение внимания: от 0    до   4    ошибок.

Среднее ……………………………….от    4 до   7     ошибок

Ниже среднего………………………..от    7 до   10    ошибок

Плохое ………………………………...от    10 до  13   ошибок

Распределение  внимания

Фамилия, имя учащегося

Распределение внимания

Хорошее

Среднее

Ниже среднего

Плохое

1

Всего

3. Определение уровня интеллектуального развития

(Вариант методики  «Четвертый лишний»)

Методика    предназначена  для диагностики умения, выделять на этой основе обобщения, подводя выделенную группу предметов под родовое понятие  (владение  анализом и синтезом, умение классифицировать предметы).  Выявляется также способность  ученика логически обосновывать  правильность сделанного обобщения. Методика хорошо выявляет отставание в умственном развитии.  

Опыт проводится индивидуально. Необходимый материал – наборы карточек с названиями  предметов:  три из этих предметов  могут быть объединены в одну группу по существенному признаку, присущему каждому из них, а четвертый необходимо отбросить, как не входящий в данную группу. В процессе опыта карточки предъявляются в указанном ниже порядке с учетом трудности обобщения:

1   Сапоги. ботинки. шнурки. валенки

2   Лампа. Фонарь. Солнце. Свеча.

3   Француз. Итальянец. Вегетарианец. Испанец.

4   Мама. Бабушка. сестра. соседка

5   Стол. Стул. Пол. Кровать.

6   Сладкий. Горький. Горячий. Кислый.

7   Корова. Баран. Лошадь. тигр.

8   Токарь. Писарь. Букварь. Пекарь.

9   Дождь. Град. Снег. Шум.

10   Нос. Уши. Очки. Глаза.

Перед началом  эксперимента дается инструкция:

«Вот список из  четырех предметов. Назови их (таким образом, проверяется, знакомы ли все эти предметы ученику)  Три из них между собой сходны, им можно дать одно название, а четвертый предмет не подходит к ним. Ты должен назвать предмет, который не подходит (или который надо исключить), и сказать, как можно назвать остальные три». 

Далее эта карточка разбирается вместе с педагогом-психологом, дается название  трем обобщаемым предметам (обувь) и объясняется, почему надо исключить четвертый предмет  (шнурки).

Следующее задание ученик выполняет  уже самостоятельно, начиная также с названия предметов, изображенных на карточке. Рассуждения ученика заносятся в протокол.

Форма протокола:

Название карточки

(обобщающее слово),

а также вопросы и возражения учителя.

Исключаемый предмет

Объяснения ученика

4. Определение уровня интеллектуального развития

Фамилия, имя учащегося

Высший

 уровень

(1-2 ошибки)

Средний

уровень

(3-4 ошибки)

Низкий

 уровень

(свыше 5 ошибок)

1

   

Итого

II этап – коррекционно – развивающие упражнения для занятий

 педагога – психолога.

1. Игра: «Имя и движение»

Цель: 

  1. помочь детям в невербальной форме выразить свои чувства, связанные с собственными именами;
  2. развить интерес друг к другу.

Время: 5 минут

Техника проведения: дети сидят по кругу, и каждый по очереди называет своё имя и выполняет какое-то движение руками, ногами, все телом, приветствуя группу, а все остальные повторяют имя и движение.

Инструкция: Сядьте в один большой общий круг. Сейчас каждый из вас будет произносить свое имя, и при этом делать какое-нибудь движение руками, ногами, всем телом, тем самым приветствуя группу. Мы все хором говорим имя ребенка, и повторяет движение, сделанное им. Затем эстафету принимает ребенок, стоящий слева. И так все по кругу назовут свое имя и сделают какое-то движение. Я начну первая.

Анализ упражнения: 

  • Чьи движения тебе понравились больше других?
  • Какие чувства у вас вызывают ваши имена?

2. Игра: «Хорошее настроение»

Цель: 

- создания хорошего настроения;

- расширение словарного запаса.

Время: 3 мин.

Техника проведения: Дети сидят в кругу, психолог предлагает всем, по очереди, улыбнутся соседу справа посмотреть в глаза и сказать доброе слово на букву «Л». Игра заканчивается, когда очередь дошла до психолога.

Инструкция: Мы с вами будем создавать «Азбуку хороших слов» и начнем с того, что сейчас каждый по очереди улыбнется соседу справа, посмотрит в глаза и скажет хорошее слово на букву «Л».

Анализ:

- Значение, каких слов было не понятно?

- Какие слова понравились и запомнились?

- Почему необходимо смотреть человеку в глаза?

- Правильно ли говорится в пословице: «Любовь начинается с глаз»?

- Какие чувства у вас сейчас?

3. Игра: «Разные чувства»

Цель: расширить круг понимаемых эмоций.

Время: 3 мин.

Техника проведения: Детям предлагается внимательно слушать и при помощи выразительных движений под музыку «иллюстрировать» стихотворение «Бывают чувства разные».

Материал: магнитофон, аудиозаписи.

Инструкция: сейчас я буду читать стихотворение «Бывают чувства разные», а вы внимательно слушаете и при помощи выразительных движений под музыку «проиллюстрируйте» стихотворение.

Бывают чувства разные:
Прекрасные, опасные,
Сердечные, забавные,
Сердитые и славные,
Веселые, печальные,
Игральные, молчальные.

Попробуй улыбнуться,
Как клоун на манеже,
И робко потянуться,
Как маленький подснежник.
Попробуй рассердиться,
Как злющая оса.
Попробуй удивиться,
Взглянув на небеса

Анализ:

- Какие чувства у вас сейчас?
- Какое настроение?
- Когда люди смеются?
- Когда люди радуются?

4. Игра: «Хорошие известия».

Цель: - создание комфортных условий для работы в группе

Время: 4 мин.

Техника проведения: Детям предлагается поделиться с группой хорошими известиями, причем, держа в руках мяч, когда он закончит говорить, то передаёт эстафету известей соседу слева. Игра заканчивается, когда мяч окажется у психолога.

Материал: мяч.

Инструкция: «Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал нам сейчас о чем-нибудь приятном, что случилось с ним вчера или на прошедшей неделе. Я сейчас одному из вас дам мяч, и пока он будет делиться с нами хорошими новостями, мяч находится у него в руках. Когда закончит говорить, передаст эстафету хороших известей вместе с мячом соседу слева. Игра закончится, когда мяч окажется у меня».

Анализ:

- Какое настроение?

- Какое чувство вы сейчас испытываете?

2 этап – основной

5. Упражнение «Подбери картинки».

Цель: развитие умения классифицировать и обобщать.

Время: 10 минут.

Техника проведения: психолог предлагает 20 предметных картинок, которые необходимо поделить на некоторые группы.

роза

кольцо

пирожное

кукла

пион

браслет

конфета

машинка

мак

бусы

мороженое

пирамидка

ромашка

диадема

торт

кубики

одуванчик

заколка для волос

шоколад

конструктор

Материал: 20 предметных картинок.

Инструкция: перед вами выложены картинки с различными изображениями. Вам необходимо поделить их на группы. Какие группы можно выделить? А теперь поделитесь на 4 группы. Сейчас я буду присваивать каждому из вас определенное слово: любовь, начинается, с, глаз. Каждое слово объединяет группу детей любовь (изображение украшений) начинается (изображение сладостей) с (изображение игрушек) глаз (изображение цветов). А теперь возьмите картинки, соответствующие своей группе и назовите хором одним словом.

Анализ: 

  • Когда дарят цветы?
  • Какое настроение?
  • Какие еще могут быть подарки? 

6. Упражнение: «Валентинка»

Цель: развитие креативности, мелкой моторики, приучать детей к точным движениям пальцев под контролем сознания; улучшать способность следовать устным инструкциям.

Время: 10 минут.

Техника проведения: психолог рассказывает о празднике – 14 февраля, затем предлагает пошагово изготовить поделку «Сердце».

Материал: квадратный лист бумаги, художественные средства.

Инструкция: Приближается праздник – 14 февраля - День Святого Валентина, международный день влюбленных и любящих. День Поздравлений и Признаний. Сегодня мы будем готовить письма в форме сердечек, которые называются Валентинки. Для этого увлекательного и полезного занятия, пришедшего из Японии, потребуется только бумага, внимание и терпение. Но прежде, чем мы изготовим Валентинку, мы должны написать письмо другу. Что можно написать в открытке? (дети пишут под руководством психолога). Молодцы! А теперь все это оформим в Валентинку.

Внимательно следите за инструкцией, и чтобы поделка хорошо держала форму, необходимо проводите пальцем по сгибу бумаги.

Складывание сердечка (дефектолог тоже складывает сердце и проговаривает каждый этап работы):

- совместить нижний край листа с верхним и прогладить сгиб;
- правый и левый верхние углы сложить к середине;
- перевернуть фигуру;
- сложить стороны к середине (базовая форма двери);
- сложить угол и основание пополам;
- вогнуть верхние уголки вовнутрь сердечка;
- работа готова.

Оформление работы (под аудиозапись с медленной музыкой и легендой о празднике)

Подарки должны быть аккуратными, красиво оформленными, поэтому займемся украшением нашей работы (разукрашивание работы).

Анализ: 

- Какое настроение?

- Какое у вас чувство?

- Нравятся вам ваши работы? Чем?

3 этап – завершающий (психологическая часть)

7. Упражнение «Дерево Любви»

Цель: 

- снятие психоэмоционального напряжения
- подведение итога занятия.

Время:5 мин.

Техника проведения: детям предлагается сидя по кругу и держа в руках Валентинки, поделиться впечатлениями о прошедшем занятии, и сказать пожелание группе. После того, как ребенок расскажет, он вешает свою «Валентинку» на дерево Любви. Игра заканчивается, когда все Валентинки окажутся на дереве. Психолог подводит позитивный итог занятия.

Материал: Валентинки, дерево Любви.

Инструкция: Посмотрите на свои Валентинки. Какие они у вас красивые и аккуратные.

По легенде Валентинки вешают на Дерево Любви, которое у нас тоже есть. Но, прежде чем повесить свои Валентинки, я хочу, чтобы каждый рассказал нам, что узнал сегодня на занятии, что больше всего понравилось, что было трудно, а что давалось легко.

А сейчас повесьте Валентинки на наше Дерево Любви.

8. Домашнее задание.

Сделайте еще несколько Валентинок близким и поставьте их на стол рано утром 14 февраля, это будет сюрприз. Научите складывать сердечко маму.

Изготовление поделки «Валентинка».

Цели:

  • учить высказывать и обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения;
  • развивать способности работать руками, приучать детей к точным движениям пальцев рук под контролем сознания;
  • развивать умение детей выражать собственные положительные эмоции;
  • развитие коммуникативных умений, групповой сплоченности, сотрудничества.

Материалы: магнитофон, аудиозаписи, художественные средства, мяч, «Дерево Любви».

III этап – динамическое наблюдение за развитием интеллектуальной сферы и происходящих изменений в психике ребенка.

Учет достижений учащегося.

Фамилии, имя ____________________________________________________________________________

Учебный год 20 ___ - 20 ___  год, класс ______ «______» коррекционный

ФИО классного руководителя_______________________________________________________________ 

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

1. Коммуникативные умения.

2. Чтение.

Темп чтения(норма и ниже)

Ответ на вопрос по тексту

Пересказ(передача содержания текста)

3. Письмо.

Границы предложения

Составление предложений(деформированный текст)

Словарные слова

Орфограммы

4. Устная речь.

Ответ по теме

Составление рассказа

Правильно различать твёрдые и мягкие звуки

5. Математика.

Знание последовательности чисел от 0 до 100, от 0 до …

Умение читать и сравнивать числа

Умение выполнять «+», «-», «х», «:» в пределах 100

Умение составлять и решать простые задачи

Табличное умножение и деление

Составление и решение уравнений

Нахождение периметра и площади фигуры

6. Личное и социальное развитие.

Умение слушать и следовать указаниям

Умение завершать работу

Умение работать одному

Умение работать в группе

Умение использовать время

Проявление инициативы

Прилежность в работе

Аккуратность

Умение планировать

Умение играть с другими

Умение уважать права других

Умение уживаться в коллективе

Дисциплина, самоконтроль

Бережно обращаться со школьным имуществом

Выполнение домашней работы

                          - отлично;                           - хорошо;                      - удовлетворительно.

Оценка особенностей развития ребёнка.

Фамилия, имя _________________________________________________ возраст ________

        

Оценочная характеристика

отсутствует

средний

значимый

Баллы:

0

1

2

I. Внешний вид. Отношение родителей

1

Ребёнок неопрятен. Родители не уделяют внимания его внешнему виду.

2

Ребёнка забирает из школы один из родителей(родственников).

3

Родители мало общаются с учителями, не уделяют достаточно внимания образованию.

4

Родители не интересуются жизнью класса и потребностям ребёнка.

II. Поведение в классе.

 5

Не сразу воспринимает требования учителя(как бы отсутствует)

6

Не выполняет правила распорядка жизни класса и школы.

7

Неуверен, боязлив, плаксив, без видимых причин.

8

Двигательная и речевая расторможенность. Нуждается в контроле и многократном повторении требований взрослого.

III. Игра и общение с детьми и взрослыми.

9

Предпочитает играть в одиночестве

10

Конфликтует с детьми, часто дерётся, кричит.

11

Не умеет поддержать игру

12

Плачет. Очень ждёт родителей, мало контактен со взрослыми.

IV. Речевое развитие.

13

Речь невнятная. Имеются трудности звукопроизношения.

14

Словарный запас беден.

15

Речь грамматически неправильна.

16

Мало разговорчив. Имеет выраженные трудности при пересказе. Старается говорить односложно.

V. Социально – бытовые навыки и ориентировка в окружающем мире.

17

Недостаточен объём знаний об окружающем .

18

Путается в понятиях: «Дни недели», «Времена года», «Время суток» и т.п.

19

Недостаточно сформированы общие социально – бытовые навыки(неопрятно ест, небрежно одевается, «грязнуля»).

20

Не улавливает причинно – следственные отношения между явлениями окружающего мира(что из чего следует).

VI. Отношение к занятиям и их успешность.

21

Не способен контролировать свою деятельность. Нуждается в постоянном контроле педагога.

22

С трудом овладевает необходимым объёмом учебного материала.

23

Не усидчив, не доводит дело до конца.

24

Мешает педагогу и/или детям на занятиях

VII. Темповые характеристики деятельности.

25

Часто сонлив и вял в течении дня

26

Темп работы на занятиях неравномерен.

27

Работает медленно, невнимательно.

28

Темп работы быстрый, но работает хаотично и «бестолково».

VIII. Физическое развитие.

29

Недостаточно развит физически

30

Быстро устаёт, истощается, становится вялым или, наоборот расторможенным.

31

Не посещает школу из за болезни(часто болеющий ребёнок). Болеет более 7 раз за год.

32

Плохо ест. Беспокойно спит или трудно засыпает.

IX. Мотрное развитие.

33

Плохо развита мелкая моторика рук.

34

Нарушена общая координация. Неуклюжий.

35

Медлителен в движениях

36

Предпочитает работать левой рукой(или иногда работает левой рукой).

Общее количество баллов по каждому столбцу:

Общий балл:

        

V этап – итоговая диагностика с целью уточнения дальнейшего образовательного маршрута.

Экспериментальная беседа по выявлению

«Внутренней позиции школьника»

  1. Ты хочешь идти в школу?
  2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?
  3. Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду7 Почему?
  4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?
  5. Ты сам (сама) просишь, чтобы тебе почитали книжку?
  6. Какие у тебя книжки любимые?
  7. Почему ты хочешь идти в школу?
  8. Стараешься ли ты выполнить работу, которая у тебя не получается, или бросаешь её?
  9. Тебе нравятся школьные принадлежности?
  10. Если тебе разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями, а в школу ходить не разрешат, понравится ли это тебе? Почему?
  11. В игре в школу что бы тебе хотелось: чтобы длиннее был урок или перемена? Почему?



Предварительный просмотр:

Грецингер Нелли Георгиевна, КГУ «Средняя школа № 17» акимата города Рудного, педагог – психолог I категории, Казахстан, Кустанайская область, город Рудный.

ПРОГРАММА

по коррекции личностной сферы и психических процессов у детей младшего школьного возраста классов коррекционно – развивающего обучения.

«От эмоций к развитию»

Пояснительная записка

Работая в системе образования, мы сталкиваемся с проблемой роста количества школьников с трудностями в обучении. По данным различных исследований затруднения в обучении, по тем или иным причинам, испытывают до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы. У детей наблюдается низкий уровень внимания, памяти, мышления, слабое развитие мелкой моторики пальцев рук.

У большинства детей слабая нервная система. Нестабильность эмоциональной сферы выражается в нерешительности, конфликтности, двигательной расторможенности, снижении уровня умственной активности, страхах, в неумении выражать свои чувства.

Начало обучения в школе  - один из наиболее значимых моментов в жизни человека. Дети обычно долго ждут этого события, ждут одновременно с радостью и волнением.

Как помочь ребенку найти правильную дорогу в школе? Обычно взрослые сосредоточивают свои усилия только на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. Забывая, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но и чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему надо прежде всего в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителем. Помогать в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремления к преодолению школьных трудностей. И тогда ребенок в школе будет познавать не только внешний мир, но и самого себя.

И в этой гармонии его школьный путь будет непременно успешным и радостным.

ПРОГРАММА

по коррекции личностной сферы и психических процессов у детей младшего школьного возраста классов коррекционно – развивающего обучения.

«От эмоций к развитию»

Цель программы:

Формирование у учащихся потенциала, необходимого для успешного развития интеллектуальных способностей, эмоционально-волевой, личностной сфер, который позволит в будущем эффективно осуществлять и планировать деятельность по принятию решений и самостоятельному обучению.

Задачи программы: 

  • Развитие познавательных процессов и психологических предпосылок овладения учебной деятельностью;
  • Формирование психологических новообразований младшего школьного возраста;
  • Обучение осознанию и адекватному выражению различных эмоции, и распознаванию эмоциональных реакций других людей;
  • Создание условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка.

Прогнозируемый результат:

Обогащение знаниями об окружающем мире ребенка с задержкой психического развития, обеспечение эмоционального благополучия, создание предпосылок для раскрытия внутренних резервов психического и личностного развития в целях дальнейшего психолого – педагогического сопровождения.

Программа состоит из следующих этапов:

I этап – диагностический минимум для формирования коррекционных групп – классов.

II этап – коррекционно – развивающие занятия педагога – психолога.

III этап – динамическое наблюдение за развитием интеллектуальной сферы и происходящих изменений в психике ребенка.

IV этап – продолжение коррекционно – развивающих интегрированных занятий.

V этап – итоговая диагностика с целью уточнения дальнейшего образовательного маршрута.

VI этап – дальнейшее психолого – педагогическое сопровождение детей в учебно – воспитательной процессе.

Основные условия реализации программы:

1. Ранняя диагностика и коррекция  отклонения в развитии.
2. Комплексное воздействие на ребенка со стороны всех, кто взаимодействует с ним (педагогов, специалистов, родителей).
3. Преподнесение материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, его диагноза.
4. Опора на актуальные потребности ребенка.
5. Создание опыта успешной деятельности, обеспечение роста достижений ребенка.
6. Организация специальной коррекционной педагогической среды.

Численность группы. Класс – группа учащихся, имеющих задержку психического развития – до 12 человек.

Периодичность занятий. Наиболее эффективным является проведение занятий 2 раза в неделю, продолжительностью не более 30 минут.

Тематический план занятий педагога – психолога

«От эмоций к развитию»

для учащихся начальных классов КРО

Тема занятия

Количество

часов

1

Мои мысли, желания, возможности.

2

2

Школа – это трудный и радостный путь к знаниям.                               Оригами – творчество из бумаги.

2

3

Введение в мир чувств. Изготовление поделки «стаканчик для крика».

2

4

Какие чувства живут в природе.                                                      Изготовление поделок «домашние животные».

2

5

Вредные чувства: обида, злость, хитрость.                                          Изготовление поделок «Дикие животные».

2

6

Полезные чувства: радость, любовь, забота.                                    Изготовление поделки «Голубь мира».

2

7

Учимся любить.                                                                                 Изготовление поделки «Валентинка».

2

8

Трудное чувство «дружба».                                                                    Групповое панно «Мы и наш мир»

2

9

Я имею право чувствовать и выражать свои чувства.

2

10

Изготовление поделки «Золотая рыбка»

1

11

Итоговое занятие: Я – хозяин своих чувств. Выставка поделок.

1

И того:

20

1 этап - подготовительный (диагностическая часть).

1. Выявление преобладающих каналов восприятия учебного содержания обучающихся.

Среди индивидуальных особенностей младших школьников особое место принадлежит восприятию. Восприятие – это форма целостного отражения предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Именно восприятие больше всего связано с преобразованием информации, поступающей из внешней среды. В результате этого формируются психические образы, которые в дальнейшем оперируют внимание, память, представление, воображение, мышление и эмоции.

Психологами выявлено, что младшие школьники в основном кинестетики, а наименее развитой в этом возрасте является визуальная система. Также мало среди младших школьников и тех, у кого хорошо развиты одновременно две репрезентативные системы.

Для определения основных репрезентативных систем используют вербальные (словесные) ключи доступа, т.е. слова, которые использует человек в процессе общения.

Предлагаем школьному психологу и учителям начальных классов провести диагностику особенностей восприятия обучающимися информации.

Визуальный вид восприятия -  зрительное восприятие. Воспринимая  визуально, ребенок акцентирует внимание на таких особенностях окружающей действительности, как форма, размер, объём, цвет предметов. В его речи преобладают такие слова, как: "видите ", "это выглядело…».

Информация, воспринимаемая на слух, доступна благодаря аудиальному каналу восприятия. В момент превалирования аудиального типа восприятия ребенок обращает внимание на характер звуков, особенности речи, голоса собеседников. Слова – сигналы: «послушайте», «и слышать не хочу»…

Кинестетический канал восприятия (От "кинес” – "движение”, по-гречески) «ответственен» за анализ эмоционального фона, информации, поступающей от тактильных, обонятельных рецепторов.

В связи с этим нами используются тестовые методики, которые позволят вводить и выводить информацию тремя различными способами: визуальным, аудиальным и кинестетическим. 

Визуальный способ

Ученикам визуально (только глядя на специальную карточку) предлагается запомнить в течение 15 секунд ряд, состоящий из 15 знаков (букв и цифр).

Инструкция: запомнить данный ряд, как бы фотографируя его взглядом, в полной тишине и расслабленной позе (без звуков и движений). При воспроизведении вспоминать этот ряд, представляя его в виде фотографии на “внутреннем экране”.

Проверка (вывод информации): показать в любой последовательности запомненные знаки в специальной таблице (без звуков и лишних движений).

Пример карточки:

П5НЦ2Л9ЖВ7ЧТ1КФ

Пример таблицы:

А Б В Г Д Е Ё Ж З

И Й К Л М Н О П Р

С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ

Ъ Ы Ь Э Ю Я

1 2 3 4 5 6 7 8 9 0

Аудиальный способ

Ученикам предлагается аудиально (прослушать с закрытыми глазами и без движений) в течение 15 секунд ещё один ряд из 15-ти символов.

Инструкция: прислушиваться при запоминании к характеристикам голоса (тембру, тону, звонкости, громкости и т.д.), сообщающего информацию. При этом говорящему необходимо произносить ряд знаков чётко и внятно, с частотой один знак в секунду. При воспроизведении вспоминать голос диктовавшего, как бы прослушивая его запись с аудиопленки.

Проверка: произнести вслух (с закрытыми глазами и без движений), запомненные знаки в любой последовательности.

Кинестетический способ

Ученикам палочкой (можно пальцем, обратной стороной карандаша и т.д.) записывают на спине очередной ряд из 15 знаков с интервалом одна секунда.

Инструкция: предварительно желательно потренироваться с произвольными знаками для увеличения эффективности понимания, подобрав оптимальную для испытуемого силу нажима и размер символа. При запоминании (с закрытыми глазами и в тишине) важно обращать внимание на ощущения в области спины (глубину, площадь, степень нажима и пр.). При воспроизведении вспоминать только ощущения от движения карандаша по спине.

Проверка: записать на бумаге в любой последовательности все запомненные знаки (с закрытыми глазами и в тишине).

При составлении символьных последовательностей нельзя использовать знаки: З, О, Ч, так как они имеют буквенно-цифровые аналоги, а также избегать общепринятых сокращений (ПТУ, КГБ и пр.).

В младших классах указанные тесты проводятся    индивидуально. Перед началом опыта ученикам дается инструкция, обеспечивающая получение более объективных результатов, то есть разъяснить, что тесты направлены только на исследование индивидуального способа работы с информацией, а не на общий объём памяти, выявление развитости ума, интеллекта и пр.

Каждому участнику выдается все нужное для проведения теста оборудование: карточки, бумага, ручки и пр.

Цель: определение способов организации учебно-воспитательного процесса, на основе индивидуальных особенностей восприятия обучающимися информации.

Инструкция: укажите процент для каждого  способа восприятия.

Фамилия, имя учащегося

Особенности восприятия информации обучающимися

визуал

аудиал

кинестет

Итого

2. Методика изучения памяти

Предлагается простая методика  для  определения типа памяти  младших школьников.

Материал для  изучения: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках. Первый ряд читает учитель с интервалом в 4-5 секунд между словами (слуховое запоминание). После 10 секундного перерыва ученик записывает слова и отдыхает 10 минут. Второй – он  читает молча один раз (зрительное запоминание) и затем записывает запомнившиеся слова. Через 10 минут воспринимается третий ряд: учитель читает слова, а ученик шепотом повторяет их и «записывает» пальцем в воздухе (моторно-слуховое запоминание). Затем запомнившиеся слова этого ряда записываются на листке бумаги. С перерывом в 10 минут воспринимаются слова четвертого ряда. На этот раз учитель читает слова, ученик одновременно следит зрительно по карточке и шепотом повторяет  каждое слово. Далее слова записываются по памяти (зрительно-слухо-моторное запоминание).

Список слов для опыта        

Слуховое

запоминание

Зрительное

запоминание

Моторно-слуховое

Зрительно-слухо моторное-

Лист

Ваза

Море

Дом

Банк

Гроза

Книга

Лес, мяч

Шкаф

Свеча

Ночи

Бревно

Вода

Глаз

Год

Река

Заря, гриб

Чашка

Сено

Шутка

Слива

Гусь

Ягода

Парта

Жук

Ветер

Мед, заяц

Луна

Капля

Белка

Поле

Марка

Сыр

Труба

Пол

Торт, спица

Изучение памяти

Фамилия, имя учащегося

Проявление  типов памяти

Слуховое

запоминание

Зрительное

запоминание

Моторно-слуховое

Зрительно-слухо моторное

1

Всего

3. Методика распределения внимания

Методика,  разработанная С.Л. Рубинштейном

Ученику дается  инструкция: считать вслух от 1 до 31, но он не должен называть числа, включающие троку или заканчивающиеся цифрой на три. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». Например:  «один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь»  и т. д.

Образец правильного счета: 1,2, -,4, 5, 6, 7, 8, 9, 10,  11, 12, -,14, 15, 16, 17, 18,19,20,21,22, -,24,25, 26,27,28,29,-. Черточка замещает числа, которые нельзя произносить)

Подсчитываются ошибки:  Максимум –12, минимум –0.

Хорошее распределение внимания: от 0    до   4    ошибок.

Среднее ……………………………….от    4 до   7     ошибок

Ниже среднего………………………..от    7 до   10    ошибок

Плохое ………………………………...от    10 до  13   ошибок

Распределение  внимания

Фамилия, имя учащегося

Распределение внимания

Хорошее

Среднее

Ниже среднего

Плохое

1

Всего

3. Определение уровня интеллектуального развития

(Вариант методики  «Четвертый лишний»)

Методика    предназначена  для диагностики умения, выделять на этой основе обобщения, подводя выделенную группу предметов под родовое понятие  (владение  анализом и синтезом, умение классифицировать предметы).  Выявляется также способность  ученика логически обосновывать  правильность сделанного обобщения. Методика хорошо выявляет отставание в умственном развитии.  

Опыт проводится индивидуально. Необходимый материал – наборы карточек с названиями  предметов:  три из этих предметов  могут быть объединены в одну группу по существенному признаку, присущему каждому из них, а четвертый необходимо отбросить, как не входящий в данную группу. В процессе опыта карточки предъявляются в указанном ниже порядке с учетом трудности обобщения:

1   Сапоги. ботинки. шнурки. валенки

2   Лампа. Фонарь. Солнце. Свеча.

3   Француз. Итальянец. Вегетарианец. Испанец.

4   Мама. Бабушка. сестра. соседка

5   Стол. Стул. Пол. Кровать.

6   Сладкий. Горький. Горячий. Кислый.

7   Корова. Баран. Лошадь. тигр.

8   Токарь. Писарь. Букварь. Пекарь.

9   Дождь. Град. Снег. Шум.

10   Нос. Уши. Очки. Глаза.

Перед началом  эксперимента дается инструкция:

«Вот список из  четырех предметов. Назови их (таким образом, проверяется, знакомы ли все эти предметы ученику)  Три из них между собой сходны, им можно дать одно название, а четвертый предмет не подходит к ним. Ты должен назвать предмет, который не подходит (или который надо исключить), и сказать, как можно назвать остальные три». 

Далее эта карточка разбирается вместе с педагогом-психологом, дается название  трем обобщаемым предметам (обувь) и объясняется, почему надо исключить четвертый предмет  (шнурки).

Следующее задание ученик выполняет  уже самостоятельно, начиная также с названия предметов, изображенных на карточке. Рассуждения ученика заносятся в протокол.

Форма протокола:

Название карточки

(обобщающее слово),

а также вопросы и возражения учителя.

Исключаемый предмет

Объяснения ученика

4. Определение уровня интеллектуального развития

Фамилия, имя учащегося

Высший

 уровень

(1-2 ошибки)

Средний

уровень

(3-4 ошибки)

Низкий

 уровень

(свыше 5 ошибок)

1

   

Итого

II этап – коррекционно – развивающие упражнения для занятий

 педагога – психолога.

1. Игра: «Имя и движение»

Цель: 

  1. помочь детям в невербальной форме выразить свои чувства, связанные с собственными именами;
  2. развить интерес друг к другу.

Время: 5 минут

Техника проведения: дети сидят по кругу, и каждый по очереди называет своё имя и выполняет какое-то движение руками, ногами, все телом, приветствуя группу, а все остальные повторяют имя и движение.

Инструкция: Сядьте в один большой общий круг. Сейчас каждый из вас будет произносить свое имя, и при этом делать какое-нибудь движение руками, ногами, всем телом, тем самым приветствуя группу. Мы все хором говорим имя ребенка, и повторяет движение, сделанное им. Затем эстафету принимает ребенок, стоящий слева. И так все по кругу назовут свое имя и сделают какое-то движение. Я начну первая.

Анализ упражнения: 

  • Чьи движения тебе понравились больше других?
  • Какие чувства у вас вызывают ваши имена?

2. Игра: «Хорошее настроение»

Цель: 

- создания хорошего настроения;

- расширение словарного запаса.

Время: 3 мин.

Техника проведения: Дети сидят в кругу, психолог предлагает всем, по очереди, улыбнутся соседу справа посмотреть в глаза и сказать доброе слово на букву «Л». Игра заканчивается, когда очередь дошла до психолога.

Инструкция: Мы с вами будем создавать «Азбуку хороших слов» и начнем с того, что сейчас каждый по очереди улыбнется соседу справа, посмотрит в глаза и скажет хорошее слово на букву «Л».

Анализ:

- Значение, каких слов было не понятно?

- Какие слова понравились и запомнились?

- Почему необходимо смотреть человеку в глаза?

- Правильно ли говорится в пословице: «Любовь начинается с глаз»?

- Какие чувства у вас сейчас?

3. Игра: «Разные чувства»

Цель: расширить круг понимаемых эмоций.

Время: 3 мин.

Техника проведения: Детям предлагается внимательно слушать и при помощи выразительных движений под музыку «иллюстрировать» стихотворение «Бывают чувства разные».

Материал: магнитофон, аудиозаписи.

Инструкция: сейчас я буду читать стихотворение «Бывают чувства разные», а вы внимательно слушаете и при помощи выразительных движений под музыку «проиллюстрируйте» стихотворение.

Бывают чувства разные:
Прекрасные, опасные,
Сердечные, забавные,
Сердитые и славные,
Веселые, печальные,
Игральные, молчальные.

Попробуй улыбнуться,
Как клоун на манеже,
И робко потянуться,
Как маленький подснежник.
Попробуй рассердиться,
Как злющая оса.
Попробуй удивиться,
Взглянув на небеса

Анализ:

- Какие чувства у вас сейчас?
- Какое настроение?
- Когда люди смеются?
- Когда люди радуются?

4. Игра: «Хорошие известия».

Цель: - создание комфортных условий для работы в группе

Время: 4 мин.

Техника проведения: Детям предлагается поделиться с группой хорошими известиями, причем, держа в руках мяч, когда он закончит говорить, то передаёт эстафету известей соседу слева. Игра заканчивается, когда мяч окажется у психолога.

Материал: мяч.

Инструкция: «Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал нам сейчас о чем-нибудь приятном, что случилось с ним вчера или на прошедшей неделе. Я сейчас одному из вас дам мяч, и пока он будет делиться с нами хорошими новостями, мяч находится у него в руках. Когда закончит говорить, передаст эстафету хороших известей вместе с мячом соседу слева. Игра закончится, когда мяч окажется у меня».

Анализ:

- Какое настроение?

- Какое чувство вы сейчас испытываете?

2 этап – основной

5. Упражнение «Подбери картинки».

Цель: развитие умения классифицировать и обобщать.

Время: 10 минут.

Техника проведения: психолог предлагает 20 предметных картинок, которые необходимо поделить на некоторые группы.

роза

кольцо

пирожное

кукла

пион

браслет

конфета

машинка

мак

бусы

мороженое

пирамидка

ромашка

диадема

торт

кубики

одуванчик

заколка для волос

шоколад

конструктор

Материал: 20 предметных картинок.

Инструкция: перед вами выложены картинки с различными изображениями. Вам необходимо поделить их на группы. Какие группы можно выделить? А теперь поделитесь на 4 группы. Сейчас я буду присваивать каждому из вас определенное слово: любовь, начинается, с, глаз. Каждое слово объединяет группу детей любовь (изображение украшений) начинается (изображение сладостей) с (изображение игрушек) глаз (изображение цветов). А теперь возьмите картинки, соответствующие своей группе и назовите хором одним словом.

Анализ: 

  • Когда дарят цветы?
  • Какое настроение?
  • Какие еще могут быть подарки? 

6. Упражнение: «Валентинка»

Цель: развитие креативности, мелкой моторики, приучать детей к точным движениям пальцев под контролем сознания; улучшать способность следовать устным инструкциям.

Время: 10 минут.

Техника проведения: психолог рассказывает о празднике – 14 февраля, затем предлагает пошагово изготовить поделку «Сердце».

Материал: квадратный лист бумаги, художественные средства.

Инструкция: Приближается праздник – 14 февраля - День Святого Валентина, международный день влюбленных и любящих. День Поздравлений и Признаний. Сегодня мы будем готовить письма в форме сердечек, которые называются Валентинки. Для этого увлекательного и полезного занятия, пришедшего из Японии, потребуется только бумага, внимание и терпение. Но прежде, чем мы изготовим Валентинку, мы должны написать письмо другу. Что можно написать в открытке? (дети пишут под руководством психолога). Молодцы! А теперь все это оформим в Валентинку.

Внимательно следите за инструкцией, и чтобы поделка хорошо держала форму, необходимо проводите пальцем по сгибу бумаги.

Складывание сердечка (дефектолог тоже складывает сердце и проговаривает каждый этап работы):

- совместить нижний край листа с верхним и прогладить сгиб;
- правый и левый верхние углы сложить к середине;
- перевернуть фигуру;
- сложить стороны к середине (базовая форма двери);
- сложить угол и основание пополам;
- вогнуть верхние уголки вовнутрь сердечка;
- работа готова.

Оформление работы (под аудиозапись с медленной музыкой и легендой о празднике)

Подарки должны быть аккуратными, красиво оформленными, поэтому займемся украшением нашей работы (разукрашивание работы).

Анализ: 

- Какое настроение?

- Какое у вас чувство?

- Нравятся вам ваши работы? Чем?

3 этап – завершающий (психологическая часть)

7. Упражнение «Дерево Любви»

Цель: 

- снятие психоэмоционального напряжения
- подведение итога занятия.

Время:5 мин.

Техника проведения: детям предлагается сидя по кругу и держа в руках Валентинки, поделиться впечатлениями о прошедшем занятии, и сказать пожелание группе. После того, как ребенок расскажет, он вешает свою «Валентинку» на дерево Любви. Игра заканчивается, когда все Валентинки окажутся на дереве. Психолог подводит позитивный итог занятия.

Материал: Валентинки, дерево Любви.

Инструкция: Посмотрите на свои Валентинки. Какие они у вас красивые и аккуратные.

По легенде Валентинки вешают на Дерево Любви, которое у нас тоже есть. Но, прежде чем повесить свои Валентинки, я хочу, чтобы каждый рассказал нам, что узнал сегодня на занятии, что больше всего понравилось, что было трудно, а что давалось легко.

А сейчас повесьте Валентинки на наше Дерево Любви.

8. Домашнее задание.

Сделайте еще несколько Валентинок близким и поставьте их на стол рано утром 14 февраля, это будет сюрприз. Научите складывать сердечко маму.

Изготовление поделки «Валентинка».

Цели:

  • учить высказывать и обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения;
  • развивать способности работать руками, приучать детей к точным движениям пальцев рук под контролем сознания;
  • развивать умение детей выражать собственные положительные эмоции;
  • развитие коммуникативных умений, групповой сплоченности, сотрудничества.

Материалы: магнитофон, аудиозаписи, художественные средства, мяч, «Дерево Любви».

III этап – динамическое наблюдение за развитием интеллектуальной сферы и происходящих изменений в психике ребенка.

Учет достижений учащегося.

Фамилии, имя ____________________________________________________________________________

Учебный год 20 ___ - 20 ___  год, класс ______ «______» коррекционный

ФИО классного руководителя_______________________________________________________________ 

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

1. Коммуникативные умения.

2. Чтение.

Темп чтения(норма и ниже)

Ответ на вопрос по тексту

Пересказ(передача содержания текста)

3. Письмо.

Границы предложения

Составление предложений(деформированный текст)

Словарные слова

Орфограммы

4. Устная речь.

Ответ по теме

Составление рассказа

Правильно различать твёрдые и мягкие звуки

5. Математика.

Знание последовательности чисел от 0 до 100, от 0 до …

Умение читать и сравнивать числа

Умение выполнять «+», «-», «х», «:» в пределах 100

Умение составлять и решать простые задачи

Табличное умножение и деление

Составление и решение уравнений

Нахождение периметра и площади фигуры

6. Личное и социальное развитие.

Умение слушать и следовать указаниям

Умение завершать работу

Умение работать одному

Умение работать в группе

Умение использовать время

Проявление инициативы

Прилежность в работе

Аккуратность

Умение планировать

Умение играть с другими

Умение уважать права других

Умение уживаться в коллективе

Дисциплина, самоконтроль

Бережно обращаться со школьным имуществом

Выполнение домашней работы

                          - отлично;                           - хорошо;                      - удовлетворительно.

Оценка особенностей развития ребёнка.

Фамилия, имя _________________________________________________ возраст ________

        

Оценочная характеристика

отсутствует

средний

значимый

Баллы:

0

1

2

I. Внешний вид. Отношение родителей

1

Ребёнок неопрятен. Родители не уделяют внимания его внешнему виду.

2

Ребёнка забирает из школы один из родителей(родственников).

3

Родители мало общаются с учителями, не уделяют достаточно внимания образованию.

4

Родители не интересуются жизнью класса и потребностям ребёнка.

II. Поведение в классе.

 5

Не сразу воспринимает требования учителя(как бы отсутствует)

6

Не выполняет правила распорядка жизни класса и школы.

7

Неуверен, боязлив, плаксив, без видимых причин.

8

Двигательная и речевая расторможенность. Нуждается в контроле и многократном повторении требований взрослого.

III. Игра и общение с детьми и взрослыми.

9

Предпочитает играть в одиночестве

10

Конфликтует с детьми, часто дерётся, кричит.

11

Не умеет поддержать игру

12

Плачет. Очень ждёт родителей, мало контактен со взрослыми.

IV. Речевое развитие.

13

Речь невнятная. Имеются трудности звукопроизношения.

14

Словарный запас беден.

15

Речь грамматически неправильна.

16

Мало разговорчив. Имеет выраженные трудности при пересказе. Старается говорить односложно.

V. Социально – бытовые навыки и ориентировка в окружающем мире.

17

Недостаточен объём знаний об окружающем .

18

Путается в понятиях: «Дни недели», «Времена года», «Время суток» и т.п.

19

Недостаточно сформированы общие социально – бытовые навыки(неопрятно ест, небрежно одевается, «грязнуля»).

20

Не улавливает причинно – следственные отношения между явлениями окружающего мира(что из чего следует).

VI. Отношение к занятиям и их успешность.

21

Не способен контролировать свою деятельность. Нуждается в постоянном контроле педагога.

22

С трудом овладевает необходимым объёмом учебного материала.

23

Не усидчив, не доводит дело до конца.

24

Мешает педагогу и/или детям на занятиях

VII. Темповые характеристики деятельности.

25

Часто сонлив и вял в течении дня

26

Темп работы на занятиях неравномерен.

27

Работает медленно, невнимательно.

28

Темп работы быстрый, но работает хаотично и «бестолково».

VIII. Физическое развитие.

29

Недостаточно развит физически

30

Быстро устаёт, истощается, становится вялым или, наоборот расторможенным.

31

Не посещает школу из за болезни(часто болеющий ребёнок). Болеет более 7 раз за год.

32

Плохо ест. Беспокойно спит или трудно засыпает.

IX. Мотрное развитие.

33

Плохо развита мелкая моторика рук.

34

Нарушена общая координация. Неуклюжий.

35

Медлителен в движениях

36

Предпочитает работать левой рукой(или иногда работает левой рукой).

Общее количество баллов по каждому столбцу:

Общий балл:

        

V этап – итоговая диагностика с целью уточнения дальнейшего образовательного маршрута.

Экспериментальная беседа по выявлению

«Внутренней позиции школьника»

  1. Ты хочешь идти в школу?
  2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?
  3. Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду7 Почему?
  4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?
  5. Ты сам (сама) просишь, чтобы тебе почитали книжку?
  6. Какие у тебя книжки любимые?
  7. Почему ты хочешь идти в школу?
  8. Стараешься ли ты выполнить работу, которая у тебя не получается, или бросаешь её?
  9. Тебе нравятся школьные принадлежности?
  10. Если тебе разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями, а в школу ходить не разрешат, понравится ли это тебе? Почему?
  11. В игре в школу что бы тебе хотелось: чтобы длиннее был урок или перемена? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие положительных эмоций ребёнка и ритуалы

Рекомендации по развитию положительных эмоций вашего ребёнка. Ритуалы, которые нравятся детям....

Презентация к родительскому собранию на тему "Развитие положительных эмоций у школьников"

Презентация к собранию, которое проводилось с родителями второклассников....

Развитие эмоций у детей младшего школьного возраста

Каждому человеку нужно научиться выражать свои эмоции и чувства и правильно понимать собеседника. Неспособность ребенка правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватност...

Развитие эмоций у детей с нарушением слуха

Чем обусловлено своеобразие эмоционального развития детей с нарушением слуха. Последствия эмоциональной дефицитарности....

Методическая разработка родительского собрания «Значение в жизни ребенка развития положительных эмоций»

Данная разработка  родительского собрания предназначена для родителей учеников 1-4 классы. Главная задача - совместно с родителями обсудить проблему значения положительных эмоций в жизни ребенка,...

Конспект развивающего занятия на тему «Радуга эмоций» (из программы коррекционно-развивающих занятий для первоклассников «Уроки психологического развития» по профилактике школьной дезадаптации).

Коррекционно-развивающее занятие посвящено теме эмоций и рассчитано на возраст 5-7 лет. В целом занятие направлено на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. На занятии дети зн...

Программа по развитию эмоционально-волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в интеллектуальном развитии «Мир эмоций».

            Младший школьный возраст является периодом фактического складывания психологических механизмов личности. Ребенок приобретает черты большей индивидуальн...