Программа "От эмоций к развитию"
рабочая программа (1 класс) по теме
ПРОГРАММА
по коррекции личностной сферы и психических процессов у детей младшего школьного возраста
классов коррекционно – развивающего обучения.
«От эмоций к развитию»
Начало обучения в школе - один из наиболее значимых моментов в жизни человека. Дети обычно долго ждут этого события, ждут одновременно с радостью и волнением.
Как помочь ребенку найти правильную дорогу в школе? Обычно взрослые сосредоточивают свои усилия только на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. Забывая, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но и чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему надо прежде всего в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителем. Помогать в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремления к преодолению школьных трудностей. И тогда ребенок в школе будет познавать не только внешний мир, но и самого себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коррекция личностной сферы и психических процессов | 64.34 КБ |
ot_emotsiy_k_razvitiyu.docx | 64.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Грецингер Нелли Георгиевна, КГУ «Средняя школа № 17» акимата города Рудного, педагог – психолог I категории, Казахстан, Кустанайская область, город Рудный.
ПРОГРАММА
по коррекции личностной сферы и психических процессов у детей младшего школьного возраста классов коррекционно – развивающего обучения.
«От эмоций к развитию»
Пояснительная записка
Работая в системе образования, мы сталкиваемся с проблемой роста количества школьников с трудностями в обучении. По данным различных исследований затруднения в обучении, по тем или иным причинам, испытывают до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы. У детей наблюдается низкий уровень внимания, памяти, мышления, слабое развитие мелкой моторики пальцев рук.
У большинства детей слабая нервная система. Нестабильность эмоциональной сферы выражается в нерешительности, конфликтности, двигательной расторможенности, снижении уровня умственной активности, страхах, в неумении выражать свои чувства.
Начало обучения в школе - один из наиболее значимых моментов в жизни человека. Дети обычно долго ждут этого события, ждут одновременно с радостью и волнением.
Как помочь ребенку найти правильную дорогу в школе? Обычно взрослые сосредоточивают свои усилия только на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. Забывая, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но и чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему надо прежде всего в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителем. Помогать в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремления к преодолению школьных трудностей. И тогда ребенок в школе будет познавать не только внешний мир, но и самого себя.
И в этой гармонии его школьный путь будет непременно успешным и радостным.
ПРОГРАММА
по коррекции личностной сферы и психических процессов у детей младшего школьного возраста классов коррекционно – развивающего обучения.
«От эмоций к развитию»
Цель программы:
Формирование у учащихся потенциала, необходимого для успешного развития интеллектуальных способностей, эмоционально-волевой, личностной сфер, который позволит в будущем эффективно осуществлять и планировать деятельность по принятию решений и самостоятельному обучению.
Задачи программы:
- Развитие познавательных процессов и психологических предпосылок овладения учебной деятельностью;
- Формирование психологических новообразований младшего школьного возраста;
- Обучение осознанию и адекватному выражению различных эмоции, и распознаванию эмоциональных реакций других людей;
- Создание условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка.
Прогнозируемый результат:
Обогащение знаниями об окружающем мире ребенка с задержкой психического развития, обеспечение эмоционального благополучия, создание предпосылок для раскрытия внутренних резервов психического и личностного развития в целях дальнейшего психолого – педагогического сопровождения.
Программа состоит из следующих этапов:
I этап – диагностический минимум для формирования коррекционных групп – классов.
II этап – коррекционно – развивающие занятия педагога – психолога.
III этап – динамическое наблюдение за развитием интеллектуальной сферы и происходящих изменений в психике ребенка.
IV этап – продолжение коррекционно – развивающих интегрированных занятий.
V этап – итоговая диагностика с целью уточнения дальнейшего образовательного маршрута.
VI этап – дальнейшее психолого – педагогическое сопровождение детей в учебно – воспитательной процессе.
Основные условия реализации программы:
1. Ранняя диагностика и коррекция отклонения в развитии.
2. Комплексное воздействие на ребенка со стороны всех, кто взаимодействует с ним (педагогов, специалистов, родителей).
3. Преподнесение материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, его диагноза.
4. Опора на актуальные потребности ребенка.
5. Создание опыта успешной деятельности, обеспечение роста достижений ребенка.
6. Организация специальной коррекционной педагогической среды.
Численность группы. Класс – группа учащихся, имеющих задержку психического развития – до 12 человек.
Периодичность занятий. Наиболее эффективным является проведение занятий 2 раза в неделю, продолжительностью не более 30 минут.
Тематический план занятий педагога – психолога
«От эмоций к развитию»
для учащихся начальных классов КРО
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Мои мысли, желания, возможности. | 2 |
2 | Школа – это трудный и радостный путь к знаниям. Оригами – творчество из бумаги. | 2 |
3 | Введение в мир чувств. Изготовление поделки «стаканчик для крика». | 2 |
4 | Какие чувства живут в природе. Изготовление поделок «домашние животные». | 2 |
5 | Вредные чувства: обида, злость, хитрость. Изготовление поделок «Дикие животные». | 2 |
6 | Полезные чувства: радость, любовь, забота. Изготовление поделки «Голубь мира». | 2 |
7 | Учимся любить. Изготовление поделки «Валентинка». | 2 |
8 | Трудное чувство «дружба». Групповое панно «Мы и наш мир» | 2 |
9 | Я имею право чувствовать и выражать свои чувства. | 2 |
10 | Изготовление поделки «Золотая рыбка» | 1 |
11 | Итоговое занятие: Я – хозяин своих чувств. Выставка поделок. | 1 |
И того: | 20 |
1 этап - подготовительный (диагностическая часть).
1. Выявление преобладающих каналов восприятия учебного содержания обучающихся.
Среди индивидуальных особенностей младших школьников особое место принадлежит восприятию. Восприятие – это форма целостного отражения предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Именно восприятие больше всего связано с преобразованием информации, поступающей из внешней среды. В результате этого формируются психические образы, которые в дальнейшем оперируют внимание, память, представление, воображение, мышление и эмоции.
Психологами выявлено, что младшие школьники в основном кинестетики, а наименее развитой в этом возрасте является визуальная система. Также мало среди младших школьников и тех, у кого хорошо развиты одновременно две репрезентативные системы.
Для определения основных репрезентативных систем используют вербальные (словесные) ключи доступа, т.е. слова, которые использует человек в процессе общения.
Предлагаем школьному психологу и учителям начальных классов провести диагностику особенностей восприятия обучающимися информации.
Визуальный вид восприятия - зрительное восприятие. Воспринимая визуально, ребенок акцентирует внимание на таких особенностях окружающей действительности, как форма, размер, объём, цвет предметов. В его речи преобладают такие слова, как: "видите ", "это выглядело…».
Информация, воспринимаемая на слух, доступна благодаря аудиальному каналу восприятия. В момент превалирования аудиального типа восприятия ребенок обращает внимание на характер звуков, особенности речи, голоса собеседников. Слова – сигналы: «послушайте», «и слышать не хочу»…
Кинестетический канал восприятия (От "кинес” – "движение”, по-гречески) «ответственен» за анализ эмоционального фона, информации, поступающей от тактильных, обонятельных рецепторов.
В связи с этим нами используются тестовые методики, которые позволят вводить и выводить информацию тремя различными способами: визуальным, аудиальным и кинестетическим.
Визуальный способ
Ученикам визуально (только глядя на специальную карточку) предлагается запомнить в течение 15 секунд ряд, состоящий из 15 знаков (букв и цифр).
Инструкция: запомнить данный ряд, как бы фотографируя его взглядом, в полной тишине и расслабленной позе (без звуков и движений). При воспроизведении вспоминать этот ряд, представляя его в виде фотографии на “внутреннем экране”.
Проверка (вывод информации): показать в любой последовательности запомненные знаки в специальной таблице (без звуков и лишних движений).
Пример карточки:
П5НЦ2Л9ЖВ7ЧТ1КФ |
Пример таблицы:
А Б В Г Д Е Ё Ж З
И Й К Л М Н О П Р
С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ
Ъ Ы Ь Э Ю Я
1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
Аудиальный способ
Ученикам предлагается аудиально (прослушать с закрытыми глазами и без движений) в течение 15 секунд ещё один ряд из 15-ти символов.
Инструкция: прислушиваться при запоминании к характеристикам голоса (тембру, тону, звонкости, громкости и т.д.), сообщающего информацию. При этом говорящему необходимо произносить ряд знаков чётко и внятно, с частотой один знак в секунду. При воспроизведении вспоминать голос диктовавшего, как бы прослушивая его запись с аудиопленки.
Проверка: произнести вслух (с закрытыми глазами и без движений), запомненные знаки в любой последовательности.
Кинестетический способ
Ученикам палочкой (можно пальцем, обратной стороной карандаша и т.д.) записывают на спине очередной ряд из 15 знаков с интервалом одна секунда.
Инструкция: предварительно желательно потренироваться с произвольными знаками для увеличения эффективности понимания, подобрав оптимальную для испытуемого силу нажима и размер символа. При запоминании (с закрытыми глазами и в тишине) важно обращать внимание на ощущения в области спины (глубину, площадь, степень нажима и пр.). При воспроизведении вспоминать только ощущения от движения карандаша по спине.
Проверка: записать на бумаге в любой последовательности все запомненные знаки (с закрытыми глазами и в тишине).
При составлении символьных последовательностей нельзя использовать знаки: З, О, Ч, так как они имеют буквенно-цифровые аналоги, а также избегать общепринятых сокращений (ПТУ, КГБ и пр.).
В младших классах указанные тесты проводятся индивидуально. Перед началом опыта ученикам дается инструкция, обеспечивающая получение более объективных результатов, то есть разъяснить, что тесты направлены только на исследование индивидуального способа работы с информацией, а не на общий объём памяти, выявление развитости ума, интеллекта и пр.
Каждому участнику выдается все нужное для проведения теста оборудование: карточки, бумага, ручки и пр.
Цель: определение способов организации учебно-воспитательного процесса, на основе индивидуальных особенностей восприятия обучающимися информации.
Инструкция: укажите процент для каждого способа восприятия.
№ | Фамилия, имя учащегося | Особенности восприятия информации обучающимися | ||
визуал | аудиал | кинестет | ||
Итого |
2. Методика изучения памяти
Предлагается простая методика для определения типа памяти младших школьников.
Материал для изучения: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках. Первый ряд читает учитель с интервалом в 4-5 секунд между словами (слуховое запоминание). После 10 секундного перерыва ученик записывает слова и отдыхает 10 минут. Второй – он читает молча один раз (зрительное запоминание) и затем записывает запомнившиеся слова. Через 10 минут воспринимается третий ряд: учитель читает слова, а ученик шепотом повторяет их и «записывает» пальцем в воздухе (моторно-слуховое запоминание). Затем запомнившиеся слова этого ряда записываются на листке бумаги. С перерывом в 10 минут воспринимаются слова четвертого ряда. На этот раз учитель читает слова, ученик одновременно следит зрительно по карточке и шепотом повторяет каждое слово. Далее слова записываются по памяти (зрительно-слухо-моторное запоминание).
Список слов для опыта
Слуховое запоминание | Зрительное запоминание | Моторно-слуховое | Зрительно-слухо моторное- |
Лист Ваза Море Дом Банк Гроза Книга Лес, мяч Шкаф | Свеча Ночи Бревно Вода Глаз Год Река Заря, гриб Чашка | Сено Шутка Слива Гусь Ягода Парта Жук Ветер Мед, заяц | Луна Капля Белка Поле Марка Сыр Труба Пол Торт, спица |
Изучение памяти
№ | Фамилия, имя учащегося | Проявление типов памяти | |||
Слуховое запоминание | Зрительное запоминание | Моторно-слуховое | Зрительно-слухо моторное | ||
1 | |||||
Всего |
3. Методика распределения внимания
Методика, разработанная С.Л. Рубинштейном
Ученику дается инструкция: считать вслух от 1 до 31, но он не должен называть числа, включающие троку или заканчивающиеся цифрой на три. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». Например: «один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь» и т. д.
Образец правильного счета: 1,2, -,4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, -,14, 15, 16, 17, 18,19,20,21,22, -,24,25, 26,27,28,29,-. Черточка замещает числа, которые нельзя произносить)
Подсчитываются ошибки: Максимум –12, минимум –0.
Хорошее распределение внимания: от 0 до 4 ошибок.
Среднее ……………………………….от 4 до 7 ошибок
Ниже среднего………………………..от 7 до 10 ошибок
Плохое ………………………………...от 10 до 13 ошибок
Распределение внимания
№ | Фамилия, имя учащегося | Распределение внимания | |||
Хорошее | Среднее | Ниже среднего | Плохое | ||
1 | |||||
Всего |
3. Определение уровня интеллектуального развития
(Вариант методики «Четвертый лишний»)
Методика предназначена для диагностики умения, выделять на этой основе обобщения, подводя выделенную группу предметов под родовое понятие (владение анализом и синтезом, умение классифицировать предметы). Выявляется также способность ученика логически обосновывать правильность сделанного обобщения. Методика хорошо выявляет отставание в умственном развитии.
Опыт проводится индивидуально. Необходимый материал – наборы карточек с названиями предметов: три из этих предметов могут быть объединены в одну группу по существенному признаку, присущему каждому из них, а четвертый необходимо отбросить, как не входящий в данную группу. В процессе опыта карточки предъявляются в указанном ниже порядке с учетом трудности обобщения:
1 Сапоги. ботинки. шнурки. валенки
2 Лампа. Фонарь. Солнце. Свеча.
3 Француз. Итальянец. Вегетарианец. Испанец.
4 Мама. Бабушка. сестра. соседка
5 Стол. Стул. Пол. Кровать.
6 Сладкий. Горький. Горячий. Кислый.
7 Корова. Баран. Лошадь. тигр.
8 Токарь. Писарь. Букварь. Пекарь.
9 Дождь. Град. Снег. Шум.
10 Нос. Уши. Очки. Глаза.
Перед началом эксперимента дается инструкция:
«Вот список из четырех предметов. Назови их (таким образом, проверяется, знакомы ли все эти предметы ученику) Три из них между собой сходны, им можно дать одно название, а четвертый предмет не подходит к ним. Ты должен назвать предмет, который не подходит (или который надо исключить), и сказать, как можно назвать остальные три».
Далее эта карточка разбирается вместе с педагогом-психологом, дается название трем обобщаемым предметам (обувь) и объясняется, почему надо исключить четвертый предмет (шнурки).
Следующее задание ученик выполняет уже самостоятельно, начиная также с названия предметов, изображенных на карточке. Рассуждения ученика заносятся в протокол.
Форма протокола:
Название карточки (обобщающее слово), а также вопросы и возражения учителя. | Исключаемый предмет | Объяснения ученика |
4. Определение уровня интеллектуального развития
№ | Фамилия, имя учащегося | Высший уровень (1-2 ошибки) | Средний уровень (3-4 ошибки) | Низкий уровень (свыше 5 ошибок) |
1 |
| |||
Итого |
II этап – коррекционно – развивающие упражнения для занятий
педагога – психолога.
1. Игра: «Имя и движение»
Цель:
- помочь детям в невербальной форме выразить свои чувства, связанные с собственными именами;
- развить интерес друг к другу.
Время: 5 минут
Техника проведения: дети сидят по кругу, и каждый по очереди называет своё имя и выполняет какое-то движение руками, ногами, все телом, приветствуя группу, а все остальные повторяют имя и движение.
Инструкция: Сядьте в один большой общий круг. Сейчас каждый из вас будет произносить свое имя, и при этом делать какое-нибудь движение руками, ногами, всем телом, тем самым приветствуя группу. Мы все хором говорим имя ребенка, и повторяет движение, сделанное им. Затем эстафету принимает ребенок, стоящий слева. И так все по кругу назовут свое имя и сделают какое-то движение. Я начну первая.
Анализ упражнения:
- Чьи движения тебе понравились больше других?
- Какие чувства у вас вызывают ваши имена?
2. Игра: «Хорошее настроение»
Цель:
- создания хорошего настроения;
- расширение словарного запаса.
Время: 3 мин.
Техника проведения: Дети сидят в кругу, психолог предлагает всем, по очереди, улыбнутся соседу справа посмотреть в глаза и сказать доброе слово на букву «Л». Игра заканчивается, когда очередь дошла до психолога.
Инструкция: Мы с вами будем создавать «Азбуку хороших слов» и начнем с того, что сейчас каждый по очереди улыбнется соседу справа, посмотрит в глаза и скажет хорошее слово на букву «Л».
Анализ:
- Значение, каких слов было не понятно?
- Какие слова понравились и запомнились?
- Почему необходимо смотреть человеку в глаза?
- Правильно ли говорится в пословице: «Любовь начинается с глаз»?
- Какие чувства у вас сейчас?
3. Игра: «Разные чувства»
Цель: расширить круг понимаемых эмоций.
Время: 3 мин.
Техника проведения: Детям предлагается внимательно слушать и при помощи выразительных движений под музыку «иллюстрировать» стихотворение «Бывают чувства разные».
Материал: магнитофон, аудиозаписи.
Инструкция: сейчас я буду читать стихотворение «Бывают чувства разные», а вы внимательно слушаете и при помощи выразительных движений под музыку «проиллюстрируйте» стихотворение.
Бывают чувства разные:
Прекрасные, опасные,
Сердечные, забавные,
Сердитые и славные,
Веселые, печальные,
Игральные, молчальные.
Попробуй улыбнуться,
Как клоун на манеже,
И робко потянуться,
Как маленький подснежник.
Попробуй рассердиться,
Как злющая оса.
Попробуй удивиться,
Взглянув на небеса
Анализ:
- Какие чувства у вас сейчас?
- Какое настроение?
- Когда люди смеются?
- Когда люди радуются?
4. Игра: «Хорошие известия».
Цель: - создание комфортных условий для работы в группе
Время: 4 мин.
Техника проведения: Детям предлагается поделиться с группой хорошими известиями, причем, держа в руках мяч, когда он закончит говорить, то передаёт эстафету известей соседу слева. Игра заканчивается, когда мяч окажется у психолога.
Материал: мяч.
Инструкция: «Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал нам сейчас о чем-нибудь приятном, что случилось с ним вчера или на прошедшей неделе. Я сейчас одному из вас дам мяч, и пока он будет делиться с нами хорошими новостями, мяч находится у него в руках. Когда закончит говорить, передаст эстафету хороших известей вместе с мячом соседу слева. Игра закончится, когда мяч окажется у меня».
Анализ:
- Какое настроение?
- Какое чувство вы сейчас испытываете?
2 этап – основной
5. Упражнение «Подбери картинки».
Цель: развитие умения классифицировать и обобщать.
Время: 10 минут.
Техника проведения: психолог предлагает 20 предметных картинок, которые необходимо поделить на некоторые группы.
роза | кольцо | пирожное | кукла |
пион | браслет | конфета | машинка |
мак | бусы | мороженое | пирамидка |
ромашка | диадема | торт | кубики |
одуванчик | заколка для волос | шоколад | конструктор |
Материал: 20 предметных картинок.
Инструкция: перед вами выложены картинки с различными изображениями. Вам необходимо поделить их на группы. Какие группы можно выделить? А теперь поделитесь на 4 группы. Сейчас я буду присваивать каждому из вас определенное слово: любовь, начинается, с, глаз. Каждое слово объединяет группу детей любовь (изображение украшений) начинается (изображение сладостей) с (изображение игрушек) глаз (изображение цветов). А теперь возьмите картинки, соответствующие своей группе и назовите хором одним словом.
Анализ:
- Когда дарят цветы?
- Какое настроение?
- Какие еще могут быть подарки?
6. Упражнение: «Валентинка»
Цель: развитие креативности, мелкой моторики, приучать детей к точным движениям пальцев под контролем сознания; улучшать способность следовать устным инструкциям.
Время: 10 минут.
Техника проведения: психолог рассказывает о празднике – 14 февраля, затем предлагает пошагово изготовить поделку «Сердце».
Материал: квадратный лист бумаги, художественные средства.
Инструкция: Приближается праздник – 14 февраля - День Святого Валентина, международный день влюбленных и любящих. День Поздравлений и Признаний. Сегодня мы будем готовить письма в форме сердечек, которые называются Валентинки. Для этого увлекательного и полезного занятия, пришедшего из Японии, потребуется только бумага, внимание и терпение. Но прежде, чем мы изготовим Валентинку, мы должны написать письмо другу. Что можно написать в открытке? (дети пишут под руководством психолога). Молодцы! А теперь все это оформим в Валентинку.
Внимательно следите за инструкцией, и чтобы поделка хорошо держала форму, необходимо проводите пальцем по сгибу бумаги.
Складывание сердечка (дефектолог тоже складывает сердце и проговаривает каждый этап работы):
- совместить нижний край листа с верхним и прогладить сгиб;
- правый и левый верхние углы сложить к середине;
- перевернуть фигуру;
- сложить стороны к середине (базовая форма двери);
- сложить угол и основание пополам;
- вогнуть верхние уголки вовнутрь сердечка;
- работа готова.
Оформление работы (под аудиозапись с медленной музыкой и легендой о празднике)
Подарки должны быть аккуратными, красиво оформленными, поэтому займемся украшением нашей работы (разукрашивание работы).
Анализ:
- Какое настроение?
- Какое у вас чувство?
- Нравятся вам ваши работы? Чем?
3 этап – завершающий (психологическая часть)
7. Упражнение «Дерево Любви»
Цель:
- снятие психоэмоционального напряжения
- подведение итога занятия.
Время:5 мин.
Техника проведения: детям предлагается сидя по кругу и держа в руках Валентинки, поделиться впечатлениями о прошедшем занятии, и сказать пожелание группе. После того, как ребенок расскажет, он вешает свою «Валентинку» на дерево Любви. Игра заканчивается, когда все Валентинки окажутся на дереве. Психолог подводит позитивный итог занятия.
Материал: Валентинки, дерево Любви.
Инструкция: Посмотрите на свои Валентинки. Какие они у вас красивые и аккуратные.
По легенде Валентинки вешают на Дерево Любви, которое у нас тоже есть. Но, прежде чем повесить свои Валентинки, я хочу, чтобы каждый рассказал нам, что узнал сегодня на занятии, что больше всего понравилось, что было трудно, а что давалось легко.
А сейчас повесьте Валентинки на наше Дерево Любви.
8. Домашнее задание.
Сделайте еще несколько Валентинок близким и поставьте их на стол рано утром 14 февраля, это будет сюрприз. Научите складывать сердечко маму.
Изготовление поделки «Валентинка».
Цели:
- учить высказывать и обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения;
- развивать способности работать руками, приучать детей к точным движениям пальцев рук под контролем сознания;
- развивать умение детей выражать собственные положительные эмоции;
- развитие коммуникативных умений, групповой сплоченности, сотрудничества.
Материалы: магнитофон, аудиозаписи, художественные средства, мяч, «Дерево Любви».
III этап – динамическое наблюдение за развитием интеллектуальной сферы и происходящих изменений в психике ребенка.
Учет достижений учащегося.
Фамилии, имя ____________________________________________________________________________
Учебный год 20 ___ - 20 ___ год, класс ______ «______» коррекционный
ФИО классного руководителя_______________________________________________________________
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | |
1. Коммуникативные умения. | ||||
2. Чтение. | ||||
Темп чтения(норма и ниже) | ||||
Ответ на вопрос по тексту | ||||
Пересказ(передача содержания текста) | ||||
3. Письмо. | ||||
Границы предложения | ||||
Составление предложений(деформированный текст) | ||||
Словарные слова | ||||
Орфограммы | ||||
4. Устная речь. | ||||
Ответ по теме | ||||
Составление рассказа | ||||
Правильно различать твёрдые и мягкие звуки | ||||
5. Математика. | ||||
Знание последовательности чисел от 0 до 100, от 0 до … | ||||
Умение читать и сравнивать числа | ||||
Умение выполнять «+», «-», «х», «:» в пределах 100 | ||||
Умение составлять и решать простые задачи | ||||
Табличное умножение и деление | ||||
Составление и решение уравнений | ||||
Нахождение периметра и площади фигуры | ||||
6. Личное и социальное развитие. | ||||
Умение слушать и следовать указаниям | ||||
Умение завершать работу | ||||
Умение работать одному | ||||
Умение работать в группе | ||||
Умение использовать время | ||||
Проявление инициативы | ||||
Прилежность в работе | ||||
Аккуратность | ||||
Умение планировать | ||||
Умение играть с другими | ||||
Умение уважать права других | ||||
Умение уживаться в коллективе | ||||
Дисциплина, самоконтроль | ||||
Бережно обращаться со школьным имуществом | ||||
Выполнение домашней работы |
- отлично; - хорошо; - удовлетворительно.
Оценка особенностей развития ребёнка.
Фамилия, имя _________________________________________________ возраст ________
№ | Оценочная характеристика | отсутствует | средний | значимый |
Баллы: | 0 | 1 | 2 | |
I. Внешний вид. Отношение родителей | ||||
1 | Ребёнок неопрятен. Родители не уделяют внимания его внешнему виду. | |||
2 | Ребёнка забирает из школы один из родителей(родственников). | |||
3 | Родители мало общаются с учителями, не уделяют достаточно внимания образованию. | |||
4 | Родители не интересуются жизнью класса и потребностям ребёнка. | |||
II. Поведение в классе. | ||||
5 | Не сразу воспринимает требования учителя(как бы отсутствует) | |||
6 | Не выполняет правила распорядка жизни класса и школы. | |||
7 | Неуверен, боязлив, плаксив, без видимых причин. | |||
8 | Двигательная и речевая расторможенность. Нуждается в контроле и многократном повторении требований взрослого. | |||
III. Игра и общение с детьми и взрослыми. | ||||
9 | Предпочитает играть в одиночестве | |||
10 | Конфликтует с детьми, часто дерётся, кричит. | |||
11 | Не умеет поддержать игру | |||
12 | Плачет. Очень ждёт родителей, мало контактен со взрослыми. | |||
IV. Речевое развитие. | ||||
13 | Речь невнятная. Имеются трудности звукопроизношения. | |||
14 | Словарный запас беден. | |||
15 | Речь грамматически неправильна. | |||
16 | Мало разговорчив. Имеет выраженные трудности при пересказе. Старается говорить односложно. | |||
V. Социально – бытовые навыки и ориентировка в окружающем мире. | ||||
17 | Недостаточен объём знаний об окружающем . | |||
18 | Путается в понятиях: «Дни недели», «Времена года», «Время суток» и т.п. | |||
19 | Недостаточно сформированы общие социально – бытовые навыки(неопрятно ест, небрежно одевается, «грязнуля»). | |||
20 | Не улавливает причинно – следственные отношения между явлениями окружающего мира(что из чего следует). | |||
VI. Отношение к занятиям и их успешность. | ||||
21 | Не способен контролировать свою деятельность. Нуждается в постоянном контроле педагога. | |||
22 | С трудом овладевает необходимым объёмом учебного материала. | |||
23 | Не усидчив, не доводит дело до конца. | |||
24 | Мешает педагогу и/или детям на занятиях | |||
VII. Темповые характеристики деятельности. | ||||
25 | Часто сонлив и вял в течении дня | |||
26 | Темп работы на занятиях неравномерен. | |||
27 | Работает медленно, невнимательно. | |||
28 | Темп работы быстрый, но работает хаотично и «бестолково». | |||
VIII. Физическое развитие. | ||||
29 | Недостаточно развит физически | |||
30 | Быстро устаёт, истощается, становится вялым или, наоборот расторможенным. | |||
31 | Не посещает школу из за болезни(часто болеющий ребёнок). Болеет более 7 раз за год. | |||
32 | Плохо ест. Беспокойно спит или трудно засыпает. | |||
IX. Мотрное развитие. | ||||
33 | Плохо развита мелкая моторика рук. | |||
34 | Нарушена общая координация. Неуклюжий. | |||
35 | Медлителен в движениях | |||
36 | Предпочитает работать левой рукой(или иногда работает левой рукой). | |||
Общее количество баллов по каждому столбцу: | ||||
Общий балл: |
V этап – итоговая диагностика с целью уточнения дальнейшего образовательного маршрута.
Экспериментальная беседа по выявлению
«Внутренней позиции школьника»
- Ты хочешь идти в школу?
- Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?
- Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду7 Почему?
- Ты любишь, когда тебе читают книжки?
- Ты сам (сама) просишь, чтобы тебе почитали книжку?
- Какие у тебя книжки любимые?
- Почему ты хочешь идти в школу?
- Стараешься ли ты выполнить работу, которая у тебя не получается, или бросаешь её?
- Тебе нравятся школьные принадлежности?
- Если тебе разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями, а в школу ходить не разрешат, понравится ли это тебе? Почему?
- В игре в школу что бы тебе хотелось: чтобы длиннее был урок или перемена? Почему?
Предварительный просмотр:
Грецингер Нелли Георгиевна, КГУ «Средняя школа № 17» акимата города Рудного, педагог – психолог I категории, Казахстан, Кустанайская область, город Рудный.
ПРОГРАММА
по коррекции личностной сферы и психических процессов у детей младшего школьного возраста классов коррекционно – развивающего обучения.
«От эмоций к развитию»
Пояснительная записка
Работая в системе образования, мы сталкиваемся с проблемой роста количества школьников с трудностями в обучении. По данным различных исследований затруднения в обучении, по тем или иным причинам, испытывают до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы. У детей наблюдается низкий уровень внимания, памяти, мышления, слабое развитие мелкой моторики пальцев рук.
У большинства детей слабая нервная система. Нестабильность эмоциональной сферы выражается в нерешительности, конфликтности, двигательной расторможенности, снижении уровня умственной активности, страхах, в неумении выражать свои чувства.
Начало обучения в школе - один из наиболее значимых моментов в жизни человека. Дети обычно долго ждут этого события, ждут одновременно с радостью и волнением.
Как помочь ребенку найти правильную дорогу в школе? Обычно взрослые сосредоточивают свои усилия только на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. Забывая, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но и чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему надо прежде всего в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителем. Помогать в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремления к преодолению школьных трудностей. И тогда ребенок в школе будет познавать не только внешний мир, но и самого себя.
И в этой гармонии его школьный путь будет непременно успешным и радостным.
ПРОГРАММА
по коррекции личностной сферы и психических процессов у детей младшего школьного возраста классов коррекционно – развивающего обучения.
«От эмоций к развитию»
Цель программы:
Формирование у учащихся потенциала, необходимого для успешного развития интеллектуальных способностей, эмоционально-волевой, личностной сфер, который позволит в будущем эффективно осуществлять и планировать деятельность по принятию решений и самостоятельному обучению.
Задачи программы:
- Развитие познавательных процессов и психологических предпосылок овладения учебной деятельностью;
- Формирование психологических новообразований младшего школьного возраста;
- Обучение осознанию и адекватному выражению различных эмоции, и распознаванию эмоциональных реакций других людей;
- Создание условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка.
Прогнозируемый результат:
Обогащение знаниями об окружающем мире ребенка с задержкой психического развития, обеспечение эмоционального благополучия, создание предпосылок для раскрытия внутренних резервов психического и личностного развития в целях дальнейшего психолого – педагогического сопровождения.
Программа состоит из следующих этапов:
I этап – диагностический минимум для формирования коррекционных групп – классов.
II этап – коррекционно – развивающие занятия педагога – психолога.
III этап – динамическое наблюдение за развитием интеллектуальной сферы и происходящих изменений в психике ребенка.
IV этап – продолжение коррекционно – развивающих интегрированных занятий.
V этап – итоговая диагностика с целью уточнения дальнейшего образовательного маршрута.
VI этап – дальнейшее психолого – педагогическое сопровождение детей в учебно – воспитательной процессе.
Основные условия реализации программы:
1. Ранняя диагностика и коррекция отклонения в развитии.
2. Комплексное воздействие на ребенка со стороны всех, кто взаимодействует с ним (педагогов, специалистов, родителей).
3. Преподнесение материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, его диагноза.
4. Опора на актуальные потребности ребенка.
5. Создание опыта успешной деятельности, обеспечение роста достижений ребенка.
6. Организация специальной коррекционной педагогической среды.
Численность группы. Класс – группа учащихся, имеющих задержку психического развития – до 12 человек.
Периодичность занятий. Наиболее эффективным является проведение занятий 2 раза в неделю, продолжительностью не более 30 минут.
Тематический план занятий педагога – психолога
«От эмоций к развитию»
для учащихся начальных классов КРО
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Мои мысли, желания, возможности. | 2 |
2 | Школа – это трудный и радостный путь к знаниям. Оригами – творчество из бумаги. | 2 |
3 | Введение в мир чувств. Изготовление поделки «стаканчик для крика». | 2 |
4 | Какие чувства живут в природе. Изготовление поделок «домашние животные». | 2 |
5 | Вредные чувства: обида, злость, хитрость. Изготовление поделок «Дикие животные». | 2 |
6 | Полезные чувства: радость, любовь, забота. Изготовление поделки «Голубь мира». | 2 |
7 | Учимся любить. Изготовление поделки «Валентинка». | 2 |
8 | Трудное чувство «дружба». Групповое панно «Мы и наш мир» | 2 |
9 | Я имею право чувствовать и выражать свои чувства. | 2 |
10 | Изготовление поделки «Золотая рыбка» | 1 |
11 | Итоговое занятие: Я – хозяин своих чувств. Выставка поделок. | 1 |
И того: | 20 |
1 этап - подготовительный (диагностическая часть).
1. Выявление преобладающих каналов восприятия учебного содержания обучающихся.
Среди индивидуальных особенностей младших школьников особое место принадлежит восприятию. Восприятие – это форма целостного отражения предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Именно восприятие больше всего связано с преобразованием информации, поступающей из внешней среды. В результате этого формируются психические образы, которые в дальнейшем оперируют внимание, память, представление, воображение, мышление и эмоции.
Психологами выявлено, что младшие школьники в основном кинестетики, а наименее развитой в этом возрасте является визуальная система. Также мало среди младших школьников и тех, у кого хорошо развиты одновременно две репрезентативные системы.
Для определения основных репрезентативных систем используют вербальные (словесные) ключи доступа, т.е. слова, которые использует человек в процессе общения.
Предлагаем школьному психологу и учителям начальных классов провести диагностику особенностей восприятия обучающимися информации.
Визуальный вид восприятия - зрительное восприятие. Воспринимая визуально, ребенок акцентирует внимание на таких особенностях окружающей действительности, как форма, размер, объём, цвет предметов. В его речи преобладают такие слова, как: "видите ", "это выглядело…».
Информация, воспринимаемая на слух, доступна благодаря аудиальному каналу восприятия. В момент превалирования аудиального типа восприятия ребенок обращает внимание на характер звуков, особенности речи, голоса собеседников. Слова – сигналы: «послушайте», «и слышать не хочу»…
Кинестетический канал восприятия (От "кинес” – "движение”, по-гречески) «ответственен» за анализ эмоционального фона, информации, поступающей от тактильных, обонятельных рецепторов.
В связи с этим нами используются тестовые методики, которые позволят вводить и выводить информацию тремя различными способами: визуальным, аудиальным и кинестетическим.
Визуальный способ
Ученикам визуально (только глядя на специальную карточку) предлагается запомнить в течение 15 секунд ряд, состоящий из 15 знаков (букв и цифр).
Инструкция: запомнить данный ряд, как бы фотографируя его взглядом, в полной тишине и расслабленной позе (без звуков и движений). При воспроизведении вспоминать этот ряд, представляя его в виде фотографии на “внутреннем экране”.
Проверка (вывод информации): показать в любой последовательности запомненные знаки в специальной таблице (без звуков и лишних движений).
Пример карточки:
П5НЦ2Л9ЖВ7ЧТ1КФ |
Пример таблицы:
А Б В Г Д Е Ё Ж З
И Й К Л М Н О П Р
С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ
Ъ Ы Ь Э Ю Я
1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
Аудиальный способ
Ученикам предлагается аудиально (прослушать с закрытыми глазами и без движений) в течение 15 секунд ещё один ряд из 15-ти символов.
Инструкция: прислушиваться при запоминании к характеристикам голоса (тембру, тону, звонкости, громкости и т.д.), сообщающего информацию. При этом говорящему необходимо произносить ряд знаков чётко и внятно, с частотой один знак в секунду. При воспроизведении вспоминать голос диктовавшего, как бы прослушивая его запись с аудиопленки.
Проверка: произнести вслух (с закрытыми глазами и без движений), запомненные знаки в любой последовательности.
Кинестетический способ
Ученикам палочкой (можно пальцем, обратной стороной карандаша и т.д.) записывают на спине очередной ряд из 15 знаков с интервалом одна секунда.
Инструкция: предварительно желательно потренироваться с произвольными знаками для увеличения эффективности понимания, подобрав оптимальную для испытуемого силу нажима и размер символа. При запоминании (с закрытыми глазами и в тишине) важно обращать внимание на ощущения в области спины (глубину, площадь, степень нажима и пр.). При воспроизведении вспоминать только ощущения от движения карандаша по спине.
Проверка: записать на бумаге в любой последовательности все запомненные знаки (с закрытыми глазами и в тишине).
При составлении символьных последовательностей нельзя использовать знаки: З, О, Ч, так как они имеют буквенно-цифровые аналоги, а также избегать общепринятых сокращений (ПТУ, КГБ и пр.).
В младших классах указанные тесты проводятся индивидуально. Перед началом опыта ученикам дается инструкция, обеспечивающая получение более объективных результатов, то есть разъяснить, что тесты направлены только на исследование индивидуального способа работы с информацией, а не на общий объём памяти, выявление развитости ума, интеллекта и пр.
Каждому участнику выдается все нужное для проведения теста оборудование: карточки, бумага, ручки и пр.
Цель: определение способов организации учебно-воспитательного процесса, на основе индивидуальных особенностей восприятия обучающимися информации.
Инструкция: укажите процент для каждого способа восприятия.
№ | Фамилия, имя учащегося | Особенности восприятия информации обучающимися | ||
визуал | аудиал | кинестет | ||
Итого |
2. Методика изучения памяти
Предлагается простая методика для определения типа памяти младших школьников.
Материал для изучения: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках. Первый ряд читает учитель с интервалом в 4-5 секунд между словами (слуховое запоминание). После 10 секундного перерыва ученик записывает слова и отдыхает 10 минут. Второй – он читает молча один раз (зрительное запоминание) и затем записывает запомнившиеся слова. Через 10 минут воспринимается третий ряд: учитель читает слова, а ученик шепотом повторяет их и «записывает» пальцем в воздухе (моторно-слуховое запоминание). Затем запомнившиеся слова этого ряда записываются на листке бумаги. С перерывом в 10 минут воспринимаются слова четвертого ряда. На этот раз учитель читает слова, ученик одновременно следит зрительно по карточке и шепотом повторяет каждое слово. Далее слова записываются по памяти (зрительно-слухо-моторное запоминание).
Список слов для опыта
Слуховое запоминание | Зрительное запоминание | Моторно-слуховое | Зрительно-слухо моторное- |
Лист Ваза Море Дом Банк Гроза Книга Лес, мяч Шкаф | Свеча Ночи Бревно Вода Глаз Год Река Заря, гриб Чашка | Сено Шутка Слива Гусь Ягода Парта Жук Ветер Мед, заяц | Луна Капля Белка Поле Марка Сыр Труба Пол Торт, спица |
Изучение памяти
№ | Фамилия, имя учащегося | Проявление типов памяти | |||
Слуховое запоминание | Зрительное запоминание | Моторно-слуховое | Зрительно-слухо моторное | ||
1 | |||||
Всего |
3. Методика распределения внимания
Методика, разработанная С.Л. Рубинштейном
Ученику дается инструкция: считать вслух от 1 до 31, но он не должен называть числа, включающие троку или заканчивающиеся цифрой на три. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». Например: «один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь» и т. д.
Образец правильного счета: 1,2, -,4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, -,14, 15, 16, 17, 18,19,20,21,22, -,24,25, 26,27,28,29,-. Черточка замещает числа, которые нельзя произносить)
Подсчитываются ошибки: Максимум –12, минимум –0.
Хорошее распределение внимания: от 0 до 4 ошибок.
Среднее ……………………………….от 4 до 7 ошибок
Ниже среднего………………………..от 7 до 10 ошибок
Плохое ………………………………...от 10 до 13 ошибок
Распределение внимания
№ | Фамилия, имя учащегося | Распределение внимания | |||
Хорошее | Среднее | Ниже среднего | Плохое | ||
1 | |||||
Всего |
3. Определение уровня интеллектуального развития
(Вариант методики «Четвертый лишний»)
Методика предназначена для диагностики умения, выделять на этой основе обобщения, подводя выделенную группу предметов под родовое понятие (владение анализом и синтезом, умение классифицировать предметы). Выявляется также способность ученика логически обосновывать правильность сделанного обобщения. Методика хорошо выявляет отставание в умственном развитии.
Опыт проводится индивидуально. Необходимый материал – наборы карточек с названиями предметов: три из этих предметов могут быть объединены в одну группу по существенному признаку, присущему каждому из них, а четвертый необходимо отбросить, как не входящий в данную группу. В процессе опыта карточки предъявляются в указанном ниже порядке с учетом трудности обобщения:
1 Сапоги. ботинки. шнурки. валенки
2 Лампа. Фонарь. Солнце. Свеча.
3 Француз. Итальянец. Вегетарианец. Испанец.
4 Мама. Бабушка. сестра. соседка
5 Стол. Стул. Пол. Кровать.
6 Сладкий. Горький. Горячий. Кислый.
7 Корова. Баран. Лошадь. тигр.
8 Токарь. Писарь. Букварь. Пекарь.
9 Дождь. Град. Снег. Шум.
10 Нос. Уши. Очки. Глаза.
Перед началом эксперимента дается инструкция:
«Вот список из четырех предметов. Назови их (таким образом, проверяется, знакомы ли все эти предметы ученику) Три из них между собой сходны, им можно дать одно название, а четвертый предмет не подходит к ним. Ты должен назвать предмет, который не подходит (или который надо исключить), и сказать, как можно назвать остальные три».
Далее эта карточка разбирается вместе с педагогом-психологом, дается название трем обобщаемым предметам (обувь) и объясняется, почему надо исключить четвертый предмет (шнурки).
Следующее задание ученик выполняет уже самостоятельно, начиная также с названия предметов, изображенных на карточке. Рассуждения ученика заносятся в протокол.
Форма протокола:
Название карточки (обобщающее слово), а также вопросы и возражения учителя. | Исключаемый предмет | Объяснения ученика |
4. Определение уровня интеллектуального развития
№ | Фамилия, имя учащегося | Высший уровень (1-2 ошибки) | Средний уровень (3-4 ошибки) | Низкий уровень (свыше 5 ошибок) |
1 |
| |||
Итого |
II этап – коррекционно – развивающие упражнения для занятий
педагога – психолога.
1. Игра: «Имя и движение»
Цель:
- помочь детям в невербальной форме выразить свои чувства, связанные с собственными именами;
- развить интерес друг к другу.
Время: 5 минут
Техника проведения: дети сидят по кругу, и каждый по очереди называет своё имя и выполняет какое-то движение руками, ногами, все телом, приветствуя группу, а все остальные повторяют имя и движение.
Инструкция: Сядьте в один большой общий круг. Сейчас каждый из вас будет произносить свое имя, и при этом делать какое-нибудь движение руками, ногами, всем телом, тем самым приветствуя группу. Мы все хором говорим имя ребенка, и повторяет движение, сделанное им. Затем эстафету принимает ребенок, стоящий слева. И так все по кругу назовут свое имя и сделают какое-то движение. Я начну первая.
Анализ упражнения:
- Чьи движения тебе понравились больше других?
- Какие чувства у вас вызывают ваши имена?
2. Игра: «Хорошее настроение»
Цель:
- создания хорошего настроения;
- расширение словарного запаса.
Время: 3 мин.
Техника проведения: Дети сидят в кругу, психолог предлагает всем, по очереди, улыбнутся соседу справа посмотреть в глаза и сказать доброе слово на букву «Л». Игра заканчивается, когда очередь дошла до психолога.
Инструкция: Мы с вами будем создавать «Азбуку хороших слов» и начнем с того, что сейчас каждый по очереди улыбнется соседу справа, посмотрит в глаза и скажет хорошее слово на букву «Л».
Анализ:
- Значение, каких слов было не понятно?
- Какие слова понравились и запомнились?
- Почему необходимо смотреть человеку в глаза?
- Правильно ли говорится в пословице: «Любовь начинается с глаз»?
- Какие чувства у вас сейчас?
3. Игра: «Разные чувства»
Цель: расширить круг понимаемых эмоций.
Время: 3 мин.
Техника проведения: Детям предлагается внимательно слушать и при помощи выразительных движений под музыку «иллюстрировать» стихотворение «Бывают чувства разные».
Материал: магнитофон, аудиозаписи.
Инструкция: сейчас я буду читать стихотворение «Бывают чувства разные», а вы внимательно слушаете и при помощи выразительных движений под музыку «проиллюстрируйте» стихотворение.
Бывают чувства разные:
Прекрасные, опасные,
Сердечные, забавные,
Сердитые и славные,
Веселые, печальные,
Игральные, молчальные.
Попробуй улыбнуться,
Как клоун на манеже,
И робко потянуться,
Как маленький подснежник.
Попробуй рассердиться,
Как злющая оса.
Попробуй удивиться,
Взглянув на небеса
Анализ:
- Какие чувства у вас сейчас?
- Какое настроение?
- Когда люди смеются?
- Когда люди радуются?
4. Игра: «Хорошие известия».
Цель: - создание комфортных условий для работы в группе
Время: 4 мин.
Техника проведения: Детям предлагается поделиться с группой хорошими известиями, причем, держа в руках мяч, когда он закончит говорить, то передаёт эстафету известей соседу слева. Игра заканчивается, когда мяч окажется у психолога.
Материал: мяч.
Инструкция: «Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал нам сейчас о чем-нибудь приятном, что случилось с ним вчера или на прошедшей неделе. Я сейчас одному из вас дам мяч, и пока он будет делиться с нами хорошими новостями, мяч находится у него в руках. Когда закончит говорить, передаст эстафету хороших известей вместе с мячом соседу слева. Игра закончится, когда мяч окажется у меня».
Анализ:
- Какое настроение?
- Какое чувство вы сейчас испытываете?
2 этап – основной
5. Упражнение «Подбери картинки».
Цель: развитие умения классифицировать и обобщать.
Время: 10 минут.
Техника проведения: психолог предлагает 20 предметных картинок, которые необходимо поделить на некоторые группы.
роза | кольцо | пирожное | кукла |
пион | браслет | конфета | машинка |
мак | бусы | мороженое | пирамидка |
ромашка | диадема | торт | кубики |
одуванчик | заколка для волос | шоколад | конструктор |
Материал: 20 предметных картинок.
Инструкция: перед вами выложены картинки с различными изображениями. Вам необходимо поделить их на группы. Какие группы можно выделить? А теперь поделитесь на 4 группы. Сейчас я буду присваивать каждому из вас определенное слово: любовь, начинается, с, глаз. Каждое слово объединяет группу детей любовь (изображение украшений) начинается (изображение сладостей) с (изображение игрушек) глаз (изображение цветов). А теперь возьмите картинки, соответствующие своей группе и назовите хором одним словом.
Анализ:
- Когда дарят цветы?
- Какое настроение?
- Какие еще могут быть подарки?
6. Упражнение: «Валентинка»
Цель: развитие креативности, мелкой моторики, приучать детей к точным движениям пальцев под контролем сознания; улучшать способность следовать устным инструкциям.
Время: 10 минут.
Техника проведения: психолог рассказывает о празднике – 14 февраля, затем предлагает пошагово изготовить поделку «Сердце».
Материал: квадратный лист бумаги, художественные средства.
Инструкция: Приближается праздник – 14 февраля - День Святого Валентина, международный день влюбленных и любящих. День Поздравлений и Признаний. Сегодня мы будем готовить письма в форме сердечек, которые называются Валентинки. Для этого увлекательного и полезного занятия, пришедшего из Японии, потребуется только бумага, внимание и терпение. Но прежде, чем мы изготовим Валентинку, мы должны написать письмо другу. Что можно написать в открытке? (дети пишут под руководством психолога). Молодцы! А теперь все это оформим в Валентинку.
Внимательно следите за инструкцией, и чтобы поделка хорошо держала форму, необходимо проводите пальцем по сгибу бумаги.
Складывание сердечка (дефектолог тоже складывает сердце и проговаривает каждый этап работы):
- совместить нижний край листа с верхним и прогладить сгиб;
- правый и левый верхние углы сложить к середине;
- перевернуть фигуру;
- сложить стороны к середине (базовая форма двери);
- сложить угол и основание пополам;
- вогнуть верхние уголки вовнутрь сердечка;
- работа готова.
Оформление работы (под аудиозапись с медленной музыкой и легендой о празднике)
Подарки должны быть аккуратными, красиво оформленными, поэтому займемся украшением нашей работы (разукрашивание работы).
Анализ:
- Какое настроение?
- Какое у вас чувство?
- Нравятся вам ваши работы? Чем?
3 этап – завершающий (психологическая часть)
7. Упражнение «Дерево Любви»
Цель:
- снятие психоэмоционального напряжения
- подведение итога занятия.
Время:5 мин.
Техника проведения: детям предлагается сидя по кругу и держа в руках Валентинки, поделиться впечатлениями о прошедшем занятии, и сказать пожелание группе. После того, как ребенок расскажет, он вешает свою «Валентинку» на дерево Любви. Игра заканчивается, когда все Валентинки окажутся на дереве. Психолог подводит позитивный итог занятия.
Материал: Валентинки, дерево Любви.
Инструкция: Посмотрите на свои Валентинки. Какие они у вас красивые и аккуратные.
По легенде Валентинки вешают на Дерево Любви, которое у нас тоже есть. Но, прежде чем повесить свои Валентинки, я хочу, чтобы каждый рассказал нам, что узнал сегодня на занятии, что больше всего понравилось, что было трудно, а что давалось легко.
А сейчас повесьте Валентинки на наше Дерево Любви.
8. Домашнее задание.
Сделайте еще несколько Валентинок близким и поставьте их на стол рано утром 14 февраля, это будет сюрприз. Научите складывать сердечко маму.
Изготовление поделки «Валентинка».
Цели:
- учить высказывать и обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения;
- развивать способности работать руками, приучать детей к точным движениям пальцев рук под контролем сознания;
- развивать умение детей выражать собственные положительные эмоции;
- развитие коммуникативных умений, групповой сплоченности, сотрудничества.
Материалы: магнитофон, аудиозаписи, художественные средства, мяч, «Дерево Любви».
III этап – динамическое наблюдение за развитием интеллектуальной сферы и происходящих изменений в психике ребенка.
Учет достижений учащегося.
Фамилии, имя ____________________________________________________________________________
Учебный год 20 ___ - 20 ___ год, класс ______ «______» коррекционный
ФИО классного руководителя_______________________________________________________________
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | |
1. Коммуникативные умения. | ||||
2. Чтение. | ||||
Темп чтения(норма и ниже) | ||||
Ответ на вопрос по тексту | ||||
Пересказ(передача содержания текста) | ||||
3. Письмо. | ||||
Границы предложения | ||||
Составление предложений(деформированный текст) | ||||
Словарные слова | ||||
Орфограммы | ||||
4. Устная речь. | ||||
Ответ по теме | ||||
Составление рассказа | ||||
Правильно различать твёрдые и мягкие звуки | ||||
5. Математика. | ||||
Знание последовательности чисел от 0 до 100, от 0 до … | ||||
Умение читать и сравнивать числа | ||||
Умение выполнять «+», «-», «х», «:» в пределах 100 | ||||
Умение составлять и решать простые задачи | ||||
Табличное умножение и деление | ||||
Составление и решение уравнений | ||||
Нахождение периметра и площади фигуры | ||||
6. Личное и социальное развитие. | ||||
Умение слушать и следовать указаниям | ||||
Умение завершать работу | ||||
Умение работать одному | ||||
Умение работать в группе | ||||
Умение использовать время | ||||
Проявление инициативы | ||||
Прилежность в работе | ||||
Аккуратность | ||||
Умение планировать | ||||
Умение играть с другими | ||||
Умение уважать права других | ||||
Умение уживаться в коллективе | ||||
Дисциплина, самоконтроль | ||||
Бережно обращаться со школьным имуществом | ||||
Выполнение домашней работы |
- отлично; - хорошо; - удовлетворительно.
Оценка особенностей развития ребёнка.
Фамилия, имя _________________________________________________ возраст ________
№ | Оценочная характеристика | отсутствует | средний | значимый |
Баллы: | 0 | 1 | 2 | |
I. Внешний вид. Отношение родителей | ||||
1 | Ребёнок неопрятен. Родители не уделяют внимания его внешнему виду. | |||
2 | Ребёнка забирает из школы один из родителей(родственников). | |||
3 | Родители мало общаются с учителями, не уделяют достаточно внимания образованию. | |||
4 | Родители не интересуются жизнью класса и потребностям ребёнка. | |||
II. Поведение в классе. | ||||
5 | Не сразу воспринимает требования учителя(как бы отсутствует) | |||
6 | Не выполняет правила распорядка жизни класса и школы. | |||
7 | Неуверен, боязлив, плаксив, без видимых причин. | |||
8 | Двигательная и речевая расторможенность. Нуждается в контроле и многократном повторении требований взрослого. | |||
III. Игра и общение с детьми и взрослыми. | ||||
9 | Предпочитает играть в одиночестве | |||
10 | Конфликтует с детьми, часто дерётся, кричит. | |||
11 | Не умеет поддержать игру | |||
12 | Плачет. Очень ждёт родителей, мало контактен со взрослыми. | |||
IV. Речевое развитие. | ||||
13 | Речь невнятная. Имеются трудности звукопроизношения. | |||
14 | Словарный запас беден. | |||
15 | Речь грамматически неправильна. | |||
16 | Мало разговорчив. Имеет выраженные трудности при пересказе. Старается говорить односложно. | |||
V. Социально – бытовые навыки и ориентировка в окружающем мире. | ||||
17 | Недостаточен объём знаний об окружающем . | |||
18 | Путается в понятиях: «Дни недели», «Времена года», «Время суток» и т.п. | |||
19 | Недостаточно сформированы общие социально – бытовые навыки(неопрятно ест, небрежно одевается, «грязнуля»). | |||
20 | Не улавливает причинно – следственные отношения между явлениями окружающего мира(что из чего следует). | |||
VI. Отношение к занятиям и их успешность. | ||||
21 | Не способен контролировать свою деятельность. Нуждается в постоянном контроле педагога. | |||
22 | С трудом овладевает необходимым объёмом учебного материала. | |||
23 | Не усидчив, не доводит дело до конца. | |||
24 | Мешает педагогу и/или детям на занятиях | |||
VII. Темповые характеристики деятельности. | ||||
25 | Часто сонлив и вял в течении дня | |||
26 | Темп работы на занятиях неравномерен. | |||
27 | Работает медленно, невнимательно. | |||
28 | Темп работы быстрый, но работает хаотично и «бестолково». | |||
VIII. Физическое развитие. | ||||
29 | Недостаточно развит физически | |||
30 | Быстро устаёт, истощается, становится вялым или, наоборот расторможенным. | |||
31 | Не посещает школу из за болезни(часто болеющий ребёнок). Болеет более 7 раз за год. | |||
32 | Плохо ест. Беспокойно спит или трудно засыпает. | |||
IX. Мотрное развитие. | ||||
33 | Плохо развита мелкая моторика рук. | |||
34 | Нарушена общая координация. Неуклюжий. | |||
35 | Медлителен в движениях | |||
36 | Предпочитает работать левой рукой(или иногда работает левой рукой). | |||
Общее количество баллов по каждому столбцу: | ||||
Общий балл: |
V этап – итоговая диагностика с целью уточнения дальнейшего образовательного маршрута.
Экспериментальная беседа по выявлению
«Внутренней позиции школьника»
- Ты хочешь идти в школу?
- Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?
- Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду7 Почему?
- Ты любишь, когда тебе читают книжки?
- Ты сам (сама) просишь, чтобы тебе почитали книжку?
- Какие у тебя книжки любимые?
- Почему ты хочешь идти в школу?
- Стараешься ли ты выполнить работу, которая у тебя не получается, или бросаешь её?
- Тебе нравятся школьные принадлежности?
- Если тебе разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями, а в школу ходить не разрешат, понравится ли это тебе? Почему?
- В игре в школу что бы тебе хотелось: чтобы длиннее был урок или перемена? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие положительных эмоций ребёнка и ритуалы
Рекомендации по развитию положительных эмоций вашего ребёнка. Ритуалы, которые нравятся детям....
Презентация к родительскому собранию на тему "Развитие положительных эмоций у школьников"
Презентация к собранию, которое проводилось с родителями второклассников....
Развитие эмоций у детей младшего школьного возраста
Каждому человеку нужно научиться выражать свои эмоции и чувства и правильно понимать собеседника. Неспособность ребенка правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватност...
Развитие эмоций у детей с нарушением слуха
Чем обусловлено своеобразие эмоционального развития детей с нарушением слуха. Последствия эмоциональной дефицитарности....
Методическая разработка родительского собрания «Значение в жизни ребенка развития положительных эмоций»
Данная разработка родительского собрания предназначена для родителей учеников 1-4 классы. Главная задача - совместно с родителями обсудить проблему значения положительных эмоций в жизни ребенка,...
Конспект развивающего занятия на тему «Радуга эмоций» (из программы коррекционно-развивающих занятий для первоклассников «Уроки психологического развития» по профилактике школьной дезадаптации).
Коррекционно-развивающее занятие посвящено теме эмоций и рассчитано на возраст 5-7 лет. В целом занятие направлено на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. На занятии дети зн...
Программа по развитию эмоционально-волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в интеллектуальном развитии «Мир эмоций».
Младший школьный возраст является периодом фактического складывания психологических механизмов личности. Ребенок приобретает черты большей индивидуальн...