Вот мы и в третьем!
книга (3 класс) по теме

Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. Ребенок пытается оценивать причины своих достижений и неудач, выбирать способы предотвращения последних, то есть развивает познавательную рефлексию. Возможно существенное снижение творческих способностей, стремления фантазировать за счет появления навыков действовать по образцу, следовать инструкции. Между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, т.е. мышление, оперирующее понятиями. Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass.docx184.73 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

Предисловие        

Глава 1. Психология развития        

Глава 2. Физиология развития        

Глава 3. Насмешки в школе и как с этим бороться        

Глава 4. Коллективная деятельность в классе        

Глава 5. Успехи и неудачи детей в процессе школьного обучения        

Глава 6. Проблемы детей с индивидуальными особенностями в начале переходного возраста        

Глава 7. Рекомендации родителям, чьи дети стоят на пороге переходного возраста        


Предисловие

         Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. Ребенок пытается оценивать причины своих достижений и неудач, выбирать способы предотвращения последних, то есть развивает познавательную рефлексию. Возможно существенное снижение творческих способностей, стремления фантазировать за счет появления навыков действовать по образцу, следовать инструкции.

         В этом возрасте у ребенка по-прежнему присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для него значит то же, что и быть хорошим и любимым. Поэтому у некоторых детей происходит снижение самооценки, например, ребенок думает о себе так: «Я плохой, потому что не так пишу или читаю». Эта тенденция может закрепиться, если ребенок считает, будто родителей огорчают его неудачи. Он перестает верить в свои возможности. В наиболее сложном варианте он уже не стремится быть успешным, начинает лениться, думая о себе так: «Я не могу быть хорошим, поэтому и незачем стараться». У некоторых детей закрепляются социальные страхи: сделать что-то не так, допустить ошибку. Это приводит к снижению качества контрольных работ, трудностям в выполнении творческих заданий.

         Между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, т.е. мышление, оперирующее понятиями. Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти. Однако их концентрация может снижаться к концу дня, недели, учебной четверти, после длительных заболеваний.

         Продолжает активно развиваться воля ребенка. Он пытается сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Учится преодолевать трудности, не пасовать перед ними. Ребенок становится более критичным по отношению к педагогу, может сформулировать, что ему в учителе нравится, а что не по душе. Появляется способность хорошо дифференцировать личностные качества сверстников. Ребенок может обосновать причины выбора друга или нежелание дружить. У некоторых детей наблюдается сильное стремление к лидерству, острое переживание при невозможности его реализовать. Интенсивно развивается способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. В этот период сотрудничества может наблюдаться тенденция к образованию группировок, некоторой враждебности между их лидерами. Ребенок хорошо осознает свою роль в семье, оценивает отношения между родителями . Глубоко страдает, если они его не удовлетворяют. Появляется желание больше свободы. Излишне сильная опека угнетает. Начинают осознаваться ценностные представления о жизни.


Глава 1. Психология развития

         В этом возрастном периоде продолжается освоение учебной деятельности. Ребенок учится оценивать причины своих достижений и неудач, способы предотвращения последних, то есть развивает познавательную рефлексию.

         Возможно существенное снижение творческих способностей, стремления фантазировать за счет появления умения действовать по образцу, следовать инструкции.

         Присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для ребенка означает «быть хорошим и любимым». Поэтому у некоторых детей происходит снижение самооценки, например ребенок может думать о себе так: «Я плохой, потому что я плохо пишу (читаю)». Эта тенденция может закрепиться, если ребенок считает, что родителей очень огорчают его неуспехи. Ребенок перестает верить в свои возможности. В наиболее сложном варианте ребенок перестает хотеть быть успешным, начинает лениться, думая о себе так: «Я не могу быть хорошим, поэтому не буду хотеть быть хорошим, чтобы не огорчаться».

         У некоторых детей закрепляются социальные страхи — сделать что-то не так, неправильно, допустить ошибку, что приводит с снижению качества контрольных работ, трудностям выполнения творческих заданий.

         Включение в учебную деятельность игр, соревнований может существенно повысить ее эффективность.

         Ребенок лучше запомнит, когда не только услышит информацию, но и увидит ее наглядное отображение.

         Продолжает активно развиваться воля ребенка. Он учится сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Учится преодолевать трудности, не пасовать перед ними.

         Развиваются произвольные внимание и память. Но устойчивость внимания может снижаться к концу дня, недели, учебной четверти, после длительного заболевания.

         Ребенок становится критичнее к педагогу, может сформулировать то, что нравится в нем и что не нравится.

         Появляется способность хорошо дифференцировать личностные качества сверстников. Ребенок может обосновать причины выбора друга или свое нежелание дружить.

         У некоторых может наблюдаться сильное стремление к лидерству, острое переживание при невозможности его реализации.

         Интенсивно развивается способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. В период освоения сотрудничества может наблюдаться тенденция к образованию группировок, некоторой враждебности между их лидерами.

         Ребенок хорошо осознает свою роль в семье, отношения между родителями. Глубоко страдает, если они его не удовлетворяют. Появляется желание иметь больше свободы. Излишне сильная опека начинает его угнетать.


Глава 2. Физиология развития

         Это достаточно ровный гармоничный период (по сравнению с подростковым). Продолжается плавный рост: средний рост - 106 см.; средний вес в шесть лет - 20,5 кг. Вариации роста зависят от наследственности, от питания, от средовых влияний и половых различий.

         До девяти лет девочки легче, чем мальчики. Общий рост - созревание скелета, которое может сопровождаться болями. В скелете много хрящевых тканей, необходимо заботиться об осанке - поза. Ребёнок не должен долго сидеть в одной позе.

         Идёт рост объёма мышц, в связи с этим увеличивается мышечная сила, быстрее развиваются крупные мышцы, с мелкой моторикой - хуже, т. к. мышцы рук быстрее устают. Нельзя перегружать детей письменными заданиями.

         Сердечно - сосудистая система - сердце растёт, сосуды увеличиваются в диаметре, что позволяет быть ребёнку достаточно выносливым.

         К восьми годам мозг ребёнка - 90% величины мозга взрослого. Развиваются лобные доли, связанные с аналитико-синтетической деятельностью. Асимметрия мозга проявляется наиболее ярко.

         Процессы возбуждения и торможения достигают гармонии. Торможение развивается. Позволяет высиживать три - четыре урока в школе плюс домашнее задание.

         Идёт активная смена молочных зубов, около двадцати молочных зубов выпадают. Постоянные зубы иногда кажутся слишком крупными для лица ребёнка.

         Это возраст развития двигательных навыков.

         Младший школьный возраст является сенситивным для:

  • формирования мотива учения;
  • формирования устойчивых познавательных потребностей;
  • развития продуктивных приёмов и навыков учебной работы - умение учиться;
  • раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
  • развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
  • становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
  • усвоения социальных норм и нравственного развития;
  • развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.

         Если ребёнку удаётся решить эти задачи меньше проблем на следующей стадии.


Глава 3. Насмешки в школе и как с этим бороться

Шаг первый

Рикошет для задиры

Прежде всего объясните ребенку, почему его травят. Ведь не потому, что он носит очки, его одежда недостаточно модная или телефон не так крут. Нет, таким образом неформальный лидер класса/школы показывает, кто в «доме хозяин». (И речь идет не только о мальчиках. Борьба за власть разворачивается и среди девчонок.) С этой целью новеньких изо всех сил пытаются запугать и принизить, чтобы распространить на них собственную власть.

Отсюда первая и главная рекомендация: ни при каких обстоятельствах не поддаваться на провокацию! Вспомните фильм «Чучело» Ролана Быкова, где героиня Кристины Орбакайте говорит: «Если тебя гонят, все равно ни за что нельзя бежать». Это очень верно.

Как ни сложно подростку, на обзывательства, злые шутки или агрессию со стороны одноклассников нужно отвечать спокойно и достойно! А чтобы он это спокойствие мог сохранить, отрепетируйте с ним дома, как отвечать на насмешки. Разберем типичные ситуации.

1 «Это ты, Петрова, сдала нас завучу, когда мы решили прогулять физкультуру!» - новенькую беспочвенно обвиняют в каком-то «преступлении».

Что делать? Твердо отрицать и заниматься своими делами дальше, не давая вовлечь себя в спор. Фраза-рикошет, о которую будут разбиваться такие обвинения: «Это не я. И я не отвечаю за то, что не делала».

2 «Марья Петровна, это новенький предложил прогулять урок и спрятал журнал!» - новичка выставляют виноватым перед учителем. Педагог, скорее всего, попадется на провокацию и начнет несправедливо обвинять нового ученика в том, что он не делал.

Что делать? Попытки объясниться - «Это не я, это Жеребкин предложил» - приведут к обострению конфликта. Лучше просто промолчать и дождаться, пока ситуация не разрешится сама собой.

3 «Эй, ты, очкарик! Ты всегда так тупишь?» - ребенка обзывают, разговаривают с ним грубо.

Что делать? Как и в первом случае, ответить фразой-рикошетом (ни в коем случае не уподобляясь обижающему) и продолжить заниматься своими делами. Фразы-рикошеты: «А я с вами разговариваю вежливо», «А я тебя буду называть по имени, хотя у тебя тоже есть прозвище». Задира не ожидает такой реакции и не сможет ничего противопоставить с ходу. Он возьмет тайм-аут для обдумывания нового шага. И в конце концов может его просто не совершить - ведь обижать интересно только того, кто обижается.

Главное - научить ребенка отвечать на агрессию спокойно.

Шаг второй

Ученик в авторитете

Чтобы не стать изгоем в классе, новичку нужно завоевать авторитет. И идти на поводу у лидеров-задир бессмысленно. В лучшем случае займешь в школьной иерархии ступень подпевал.

Как быть? Как ни скучно это звучит, учиться, учиться и еще раз учиться. Одноклассники не смогут проигнорировать отличника - рано или поздно к нему обратятся за помощью: подсказать правильное решение или попросят «вызваться» к доске и спасти класс от опроса.

Только предупредите подростка: помогать стоит только взамен на хорошее обращение! То есть «Эй ты, чудила, дай списать» обращением за помощью не считается.

Кстати, помимо хороших оценок, авторитет можно заработать и другими достижениями: в спорте, творчестве и т. п. Занимаясь в кружке или секции, ваш ребенок найдет себе там приятелей и друзей. Это поддержит его в понимании, что не так уж он плох, как пытаются представить школьные забияки.

Шаг третий

Поиск соратников

Поговорите с ребенком о положении его одноклассников в школьной иерархии. Там, помимо неформального лидера, который и устраивает травлю, и его подпевал, непременно будут мальчики и девочки, соблюдающие нейтралитет. Даже если они не приняли вашего ребенка с распростертыми объятиями, в бойкотах и пр. кампаниях «нейтральные» ученики участия не принимают. И нужно попытаться «задружиться» с ними или хотя бы просто начать общаться. Это, кстати, поможет новичку ненавязчиво распространить информацию о своих достоинствах. Стоит наладить отношения с одним из одноклассников, и бойкот можно считать провалившимся: дальше новенький начнет обрастать новыми связями.

Очень важно

Когда тревогу нужно бить немедленно

Не стоит рассчитывать на то, что ребенок сам разберется в своих проблемах, и пускать все на самотек в следующих случаях:

- у него то и дело появляются синяки и ссадины: «случайно зацепился», «поскользнулся и упал» и т.п.;

- начали пропадать вещи: «потерял» телефон, «случайно разбил» очки, «забыл в трамвае» сумку со сменкой, «уронил в грязь» спортивную форму;

- всегда прилежный ученик стал вдруг прогуливать школу.

Если такое происходит все чаще, возможно, подросток скрывает от вас, что над ним издеваются в школе (или по пути в нее).

Что делать? Вызовите сына/дочь на доверительный разговор либо попытайтесь аккуратно навести справки через учительницу, друзей ребенка по прошлой школе. В конце концов, чтобы понять, что с ним происходит, не оставляя следов, побывайте на страничке ребенка в социальных сетях. Только не давайте понять чаду, что читали его переписку! Если проблемы так глубоки, решить их без помощи специалиста непросто. Обратитесь к психологу (лучше - не к школьному). Наведайтесь к классному руководителю, завучу школы. Если предложенные ими меры не помогут, ради здоровья ребенка, может, имеет смысл сменить учебное заведение...


Глава 4. Коллективная деятельность в классе

         При организации коллективной работы необходимо вовлекать в процесс все стороны. Это позволяет лучше учитывать индивидуальные особенности детей, способствует развитию творческого мышления, помогает наиболее эффективно и качественно осуществлять работа. Коллективная работа - это такая форма организации учебно-образовательного процесса, которая позволяет целесообразно распределить обязанности и взаимоконтроль, это общение и коммуникабельность, это сотрудничество, которое обеспечивает активность учебного процесса и высокий уровень усвоения материала. Коллективная деятельность даёт мощный толчок, стимулирующий дальнейшее развитие детей во взаимном обогащении знаниями в своей группе. Коллективная деятельность даёт возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может и умеет делать в сотрудничестве. Этот процесс основан на самостоятельной мыслительной деятельности детей - благодаря сотрудничеству учителя и учеников, они успешно усваивают способы приобретения новых знаний, делают выводы, оценивают те или иные факты и явления. Ведь организация совместных действий, может быть успешно спланирована, дабы усовершенствовать процесс и разработку новых технологий и материалов, поставить адекватные учебные задачи и выбрать соответствующие эффективных методы и способы, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи...


Глава 5. Успехи и неудачи детей в процессе школьного обучения

         В современной школе вопрос о мотивации учения может быть назван центральным, хотя эта тема имела большое значение во все времена. Причем особую тревогу у учителей вызывают дети, испытывающие трудности в обучении.

         Встает вопрос, как же поддерживать у детей достаточно высокий уровень мотивации на протяжении всего школьного обучения?

         Так как мотивы формируются в процессе самой учебной деятельности, конечно, необходима целесообразная, разумная организация учебного процесса в целом, которая позволяет детям работать с наибольшей эффективностью и показывать себя с лучшей стороны, не испытывая при этом морального напряжения и дискомфорта.

         Известно, что человек охотно включается в какую-либо деятельность только тогда, когда это нужно ему, когда у него есть определенные мотивы для выполнения данной работы. А мотив отражает наличие некоторых потребностей, которые сможет удовлетворить эта деятельность.

         В душе ребенка одновременно присутствуют и борются различные, в том числе, противоречивые желания и потребности. И задача учителя заключается в том, чтобы вызвать и сохранить именно тот мотив, который приведет данного ученика к успеху в его познавательной деятельности. Для этого каждый учитель использует специальные средства и меры, в том числе, различные виды стимулирования, самым эффективным из которых является создание на уроке ситуации успеха для каждого ученика.

         Как известно, учебно-познавательная деятельность осуществляется в процессе взаимодействия, сотрудничества, содействия двух сторон – ученика и учителя. И успех как результат этого содействия проявляется лишь в том случае, когда имеют место “встречные усилия”, т.е. стремление к достижению успеха должно быть как у школьника, так и у педагога. Если нет этого совпадения, то успеха нет ни в деятельности ученика, ни в работе учителя.

         У человека есть два разных мотива, связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Первый – это собственно мотив достижения успеха. Второй – это мотив избегания неудач. И по поведению учащихся можно определить, какую именно позицию занимает тот или иной ученик.

         Учащиеся, мотивированные на достижение успеха, стремятся во что бы то ни стало добиваться лучших результатов, причем во всех видах своей деятельности. Они мобилизуют все свои ресурсы и внимание свое сосредоточивают на достижении поставленной цели. У них твердая вера в успех, его ожидание; они рассчитывают получить одобрение за эти свои действия; их работа вызывает у них положительные эмоции.

         Школьники, мотивированные на избегание неудач, не верят в собственные силы, боятся критики, не верят в возможность добиться успеха. Поэтому с учебной деятельностью у них обычно связаны отрицательные эмоции и переживания. Они не только не испытывают удовольствия от своей работы, но тяготятся ею, и в результате такая позиция приводит их к неудаче (неуспеху) не только в учебе, но подчас и в жизни.

         Если школьник первой группы неудачно решил задачу, то он не теряет интерес к этой задаче, он мобилизуется, и его интерес даже возрастает. А у второй группы интерес пропадает, такие ребята расстраиваются.

         Школьников, стоящих на позиции избегания неудач, привести к успеху довольно трудно, но возможно – медленно, шаг за шагом повышая их самооценку (разумеется, это должны делать и родители); создавая учебные ситуации, где школьник испытает пусть маленькую, но победу. Он почувствует себя увереннее, обнаружит в себе способность к правильному выполнению заданий; у него появится желание развивать себя, самосовершенствоваться.

         Но для этого, как уже говорилось, должен быть настроен на успех сам учитель. Так как неуверенный в своих возможностях учитель, не сможет создать эффективную ситуацию успеха, которая приведет школьника к действительно реальным достижениям.

         Конечно, хорошо было бы осуществить специальную психологическую подготовку (в виде тренинга) учителей-предметников и классных руководителей к овладению технологией создания ситуации успеха.

         Чтобы правильно применять способы стимулирования школьников, необходимо вначале провести диагностику с целью выявления причин, почему некоторые дети хотят учиться, а некоторые не хотят, что им мешает, что побудило бы у них интерес к учебе, т.е. явилось бы самым важным стимулом.

         Результаты опроса школьников показывают следующее.

Что мешает школьнику учиться ?

  1. Неумение учиться и преодолевать трудности в учебе.
    Если родители вовремя не привили детям соответствующие качества, а также к концу начальной школы учителю не удалось привить ребенку нужные умения и навыки, то очень трудно или даже практически невозможно добиться успехов в учении.
  2. Обширность школьного материала.
  3. Отвлекающие факторы – прогулки, компьютер, телевизор.
  4. Однообразие учебного процессе – некоторая монотонность урока, одни и те же методы и приемы учителя на каждом уроке; необходимость долгое время смирно сидеть и почти не говорить, что не умеют делать многие дети.
  5. Авторитарная позиция учителей и родителей, которую взрослые школьники воспринимают как несправедливую, что вызывает их протест и нежелание учиться.

Каковы же основные мотивы хорошей учебы или хотя бы учебы без “двоек”?

В среднем звене – это стремление порадовать родителей или боязнь их огорчить (в т.ч. страх перед наказанием), на втором месте – желание получить хорошие знания с расчетом на будущее.

В старшем звене – стать культурным и образованным человеком (многие хотят достичь этого без труда), еще часто встречается ответ “заставляют родители”.

         Итак, мы выяснили мотивы, наиболее значимые для детей, что побуждает и направляет их учебную деятельность (или бездеятельность у некоторых учеников).

         И все они – и успешные, и совсем неуспешные ученики ждут нашей помощи и понимания. Как мы им можем помочь? Как вызвать у них желание учиться?

         Значит, надо продолжить разговор о стимулах – т.е. внешних побудителях учебной деятельности школьников.

         Большинство учителей используют в своей работе всего от 2 до 6 стимулов – это оценка, запись благодарности или замечания в дневник, словесное поощрение или порицание; отдельные учителя используют групповую работу, назначают помощников-консультантов, устраивают выставки лучших работ. Есть учителя, которые применяют и менее распространенные стимулы – их достаточно много – около 40 или больше.

         Хочется отметить, что нельзя преувеличивать роль оценок. Оценки не могут заменить собой все остальные стимулы и всю работу учителя. Если урок скучный, объяснение слабое или непонятное, если учебный процесс организован неразумно, то в классе постоянно будет шум и беспорядок. Если же дети неимоверно перегружены, запуганы или задерганы, но нормализовать учение в этих случаях одними оценками невозможно.

         Хочется особо подчеркнуть необходимость соблюдения принципа деятельности, т.е. освоение учениками знаний умений и навыков должно происходить преимущественно в форме деятельности. Как говорил академик Александр Львович Минц, “напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не умеет плавать”.

         Ученик должен работать со своим знанием, чтобы оно стало инструментом, а не “залежами ненужного старья на задворках интеллекта”, как выразился другой автор.

         Также желательно соблюдать принцип свободы выбора, т.е. предоставлять ученику , где это возможно, право выбора задачи, темы и т.п., но обязательно уравновешивать это право ответственностью ученика за свой выбор. Тогда можно надеяться, что у него будет осознанное отношение к учебе.

         Способы стимулирования можно разделить на три группы, в соответствии с потребностями, которые они удовлетворяют.

I группа стимулов связана с общечеловеческими врожденными потребностями.

         Здесь учитель опирается на практические потребности учеников, на анализ жизненных ситуаций, а также на стремление любого человека к признанию его заслуг, к похвале, к успеху.

II группа стимулов связана с учетом возрастных потребностей учеников.

         Младшие школьники особенно любознательны, любят мечтать и играть, стремятся к приключениям. Подростки интересуются всем необычным и малоизвестным, любят испытывать свои возможности – кто сильнее, кто быстрее, кто больше знает. Они любят объединяться в группы и команды – так и надо сделать на некоторых уроках для совместного изучения материала и одновременно для удовлетворения их потребности в общении друг с другом.

III группа учитывает различные интересы мальчиков (к спорту, технике, военной проблематике) и девочек (к взаимоотношениям людей, моде, искусству, эстетике)

         Как уже говорилось, различных стимулов существует великое множество, и учитель может обогащать свой арсенал на один новый стимул хотя бы в 2–3 недели.

         Таким образом, если мы хотим видеть нормальных и благополучных детей (в смысле учебы, я не имею сейчас в виду их семейное и материальное положение), видеть даже счастливых детей – надо постараться обучать их в соответствии с действительными потребностями самих учеников и новыми реалиями нашего общества. В этом случае дети не будут оказывать такого сопротивления учебе, которое мы подчас встречаем в обычной массовой школе.

         Можно сказать, что эта идеальная картина какой-то идеальной школы – это верно, но ведь надо всегда стремиться к чему-то более высокому, чтобы получить возможный результат.

         И в этой идеальной школе, в которой грамотно согласуются содержание и формы обучения с интересами школьников, ученики САМИ будут стремиться узнать – а что же там дальше? Когда согласуются темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников – тогда они почувствуют свою успешность и САМИ захотят ее подкрепить. В этом волшебном слове САМ и заключается главный смысл.

         Ученик САМ стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть погаснет свет – он будет читать при свечах.

         В такой ситуации не нужно принуждения – каждый знает, что ему делать и делает, потому что хочет этого САМ.

         И каждый достигает состояния успеха – не только ученик, но и его учитель.


Глава 6. Проблемы детей с индивидуальными особенностями в начале переходного возраста

         Усвоение моральных норм и правил поведения. Моральное воспитание ребенка начинается задолго до школы. Но только здесь он встречается с такой четкой и развернутой системой моральных требований, соблюдение которых контролируется постоянно и целенаправленно. Младшим школьникам указывают весьма широкий свод норм и правил поведения, которыми они должны руководствоваться во взаимоотношениях с учителем и взрослыми в разных ситуациях, при общении с товарищами на уроках и переменах, во время пребывания в общественных местах и на улице. Дети семи-восьми лет психологически подготовлены к ясному пониманию смысла этих норм и правил и к их повседневному выполнению. Но нередко эта готовность своевременно не используется учителем и другими взрослыми. Формулируя требования к ребенку, порой долго "разжевывая" их, воспитатели не всегда последовательно и строго проверяют действительное выполнение своих указаний. У детей возникает ощущение того, что соблюдение норм и правил поведения во многом зависит от настроения взрослых, от складывающейся ситуации, от их собственных желаний. Появляется самый опасный враг нормального становления моральной сферы ребенка - представление о том, будто нормы и правила поведения имеют формальный характер и должны выполняться не из-за их внутренней необходимости, а под влиянием тех или иных внешних обстоятельств, в том числе боязни наказания.
Действительное и органическое усвоение детьми норм и правил поведения предполагает прежде всего наличие у учителя хорошо разработанной системы приемов и средств контроля за их выполнением. Четкая формулировка этих норм и правил, обязательное поощрение исполнительности и не менее обязательная и соответствующая реакция на нерадивость и разболтанность - важные условия воспитания дисциплинированности и организованности у младших школьников. Будучи сформированными у ребенка в этом возрасте, такие моральные качества становятся внутренним и органическим достоянием его личности.
Взаимоотношения младших школьников между собой и с учителем. В процессе совместной учебной деятельности у детей устанавливаются новые взаимоотношения. Через несколько недель, проведенных в школе, у большинства первоклассников исчезают робость и смущение от массы новых впечатлений. Они начинают внимательно присматриваться к поведению соседа по парте, устанавливают контакты с одноклассниками, которые симпатизируют им или обнаруживают сходство интересов. На первых этапах ориентации в новом коллективе у части детей проявляются в общем несвойственные им черты характера (у одних - чрезмерная застенчивость, у других - развязность). Но по мере установления взаимоотношений с другими детьми каждый школьник обнаруживает свои подлинные индивидуальные особенности.
        Характерная черта взаимоотношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов (дети сидят за одной партой, живут в одном доме, интересуются приключенческой литературой и т.п.). Сознание младших школьников еще не достигает того уровня, чтобы мнение сверстников служило критерием подлинной оценки самого себя. Конечно, дети девяти-десяти лет с большим интересом относятся к оценке, которую дают им одноклассники за ловкость, сообразительность, смелость, и остро переживают, если эта оценка расходится с желаемой. Но такие переживания кратковременны и, главное, их легко изменить оценкой со стороны взрослых или учителя. Мнение последнего является для младших школьников наиболее существенным и безапелляционным.

         Младшие школьники безоговорочно признают авторитет учителя. Они обращаются к нему по самым разным поводам - от случайных и мелких до самых глубоких и личностных. Дети откровенно делятся с учителем своими заботами, переживаниями, домашними событиями. В случае обиды младший школьник также обращается к учителю, и обидчик чаще всего воспринимает это как должное, поскольку учитель для всех выступает общим нравственным арбитром.

         Психологическое значение вступления ребенка в пионерскую организацию. В памяти школьников навсегда сохраняется день, когда их - до этого маленьких октябрят - принимали в ту организацию, о которой они давно мечтали, в организацию пионеров, носящих яркие галстуки, бодрыми колоннами проходящих по улицам города во главе с барабанщиком: принимали в организацию, где много интересных дел и занятий. На протяжении первых лет пребывания в школе все хорошее и плохое в жизни младших школьников мерилось возможностями их вступления в пионеры. Они хорошо усвоили: если ты хорошо учишься, если соблюдаешь требования и правила октябрятской группы, если тебе верят товарищи, - то тебя примут в пионеры. Вот почему такими яркими и радостными впечатлениями наполнено сознание ребенка в день вступления в пионерскую организацию. Он с гордостью переживает и свои новые обязанности и свои новые права. Так закладывается психологический фундамент подлинных устремлений ребенка, связанных с целями и интересами пионерского коллектива, а затем и всего общества.

         Вся организация жизни пионерского коллектива и взаимоотношений детей в нем должна строиться так, чтобы у ребенка не тускнели переживания первого дня получения пионерского галстука. Опыт показывает, что это становится возможным тогда, когда учитель, старший пионервожатый и совет дружины доверяют новым пионерам и составить план интересных мероприятий, и контролировать его выполнение. Пусть у ребят вначале что-то не ладится, пусть некоторые дети до поры до времени будут пассивно выполнять свои пионерские обязанности, - самое важное психологическое условие сохранения активности всех остальных детей в пионерских делах заключается в наличии и развитии у них чувства самостоятельности, личной ответственности за все состояние дел в их самодеятельной организации. Если и учитель и совет дружины поддержат и умело направят развитие данного чувства, то жизнь пионерской организации класса и школы будет не формальной, а наполненной внутренним смыслом для каждого ребенка.
Много общественно важных дел у пионеров: сбор металлолома и посадка саженцев, помощь престарелым и посильная поддержка детей угнетенных народов, товарищеская взаимопомощь в учении и дружеская взаимокритика. Все эти дела, выполняемые по заданию пионерского отряда с ощущением внутренней необходимости, выполняемые всем коллективом, выступают в психологической роли той реальной и доступной младшим школьникам общественно полезной деятельности, без которой невозможно сформировать основы коллективизма, чувство взаимоподдержки и взаимопомощи как важнейших качеств личности советского школьника.
Конечно, очень трудно организовать такой пионерский коллектив, который обладает собственной высокой активностью и самодеятельностью. Ни поучения, ни рассказы сами по себе здесь не помогут. Воспитатели могут опираться при этом лишь на горячее стремление детей к общественно полезной деятельности, на их увлеченность романтикой пионерских дел, на их желание так организовать все дела, чтобы они сами были и зачинщиками и ответчиками. Участие в пионерских, а затем в комсомольских делах создает самые глубокие предпосылки к формированию активной гражданственности человека.

         Эмоции младших школьников и их развитие. Усвоение новых норм и правил поведения существенно меняет особенности эмоций младших школьников. Как правило, у многих это происходит без отрицательных переживаний и положительно воспринимается самими детьми. Так, они радуются новой дружбе с одноклассниками, гордятся поручениями, которые им дала группа октябрят, начинают ответственно относиться к нормам поведения в школе.

         Как и другие психические процессы, в условиях учебной деятельности изменяется общий характер эмоций детей. Эта деятельность связана с системой строгих требований к совместным действиям, с сознательной дисциплиной, с произвольным вниманием и памятью. Все это влияет на эмоции детей. На протяжении младшего школьного возраста наблюдается усиление сдержанности и осознанности в проявлениях эмоций, повышение устойчивости эмоциональных состояний. Младшие школьники уже умеют управлять своими настроениями, а иногда даже маскировать их (в этом обнаруживается характерная черта возраста - формирование произвольности психических процессов). Младшие школьники более уравновешены, чем дошкольники, а также подростки. Им присущи длительные, устойчивые радостные и бодрые настроения. Вместе с тем у некоторых детей наблюдаются отрицательные аффективные состояния. Главная их причина - расхождение между уровнем притязаний и возможностями их удовлетворения. Если это расхождение длительно и ребенок не находит средств его преодоления или смягчения, то отрицательные переживания выливаются в злых и гневных высказываниях и поступках. Для предупреждения подобных эмоциональных срывов учитель должен хорошо знать индивидуальные особенности своих воспитанников.


Глава 7. Рекомендации родителям, чьи дети стоят на пороге переходного возраста

         В современных условиях трудными подростками называют тех детей, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому часто к трудным относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям.
Трудные ведут себя с напускной независимостью, открыто высказываются о своем нежелании учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям, авторитет сверстников завоевывается с помощью физической силы. Именно такие подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом одноклассников. В таких случаях подросток "уходит" из школы, он сближается с другими "отверженными". Грубость, цинизм, бесшабашность трудных зачастую являются маскировкой чувства собственной неполноценности, ущемленности, детскости.

         Одна из самых характерных особенностей трудных детей — психическая незрелость, отставание от возрастных норм. Повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения, слабость логического мышления характеризуют таких ребят. Они редко мучаются выбором, принимают собственные решения, часто поступают слишком по-детски, импульсивно. Мальчики часто вспыльчивы, возбудимы. Они легко вступают в драки, могут стать мстительными, злопамятными, проявить жестокость. Девочки склонны к позерству, не терпят равнодушия к себе, театральны. На самые мелкие обиды могут реагировать рыданиями, рвотой, онемением рук. Часто они жестоки и холодны в душе, но этого не показывают, их привязанности поверхностны.

         Одной из причин возникновения такого поведения могут быть психические заболевания и пограничные состояния. Этому способствуют перенесенные нейроинфекции, травмы головы, частые и тяжелые заболевания, ослабляющие организм. Сюда же можно включить алкогольную интоксикацию плода, которая может сказаться именно в переходном возрасте. В большинстве случаев медицинское обследование трудных детей замечает эти отклонения, а также начинающиеся хронические психические заболевания. Грани нормы и патологии не всегда легко различимы в подростковом возрасте. Поэтому даже опытному врачу приходится иногда несколько раз встречаться с подростком, прежде чем решить, имеет ли он дело с особенностями характера или с психическим заболеванием. Тем более не могут разобраться в этом сложном переплетении сами родители. Не гадайте, не ждите годами. Приходите к психоневрологу!
Очевидно, что в большинстве случаев диагноз ставится отрицательный. Значит, отклонения появились под влиянием семьи и окружающей микросреды, то есть недостаточном учете со стороны взрослых возрастных особенностей развития ребенка. Они не всегда справедливо оценивают возросшие способности и потребности ребенка и продолжают осуществлять устоявшиеся меры воздействия.

         Неблагоприятный климат в семье часто является причиной отклонений в поведении подростка в семье и отношения с родителями". Особо негативную роль играет отсутствие единства требований со стороны родителей и учителей. Ребенок не желает выполнять их требования, тем более что они бывают иногда полярными.

         Также причиной "отверженности" может служить хроническая неуспеваемость. Это порождает отвращение к учебе, стремление самоутвердиться другим способом. Ребята не способны устоять перед дурными примерами и в асоциальных компаниях легко адаптируются. Начинают курить, выпивать, употребляют наркотики, охотно включаются в авантюры.

Что же делать родителям?

• Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого поведения. Помните, что к вашему ребенку нужен индивидуальный подход.

• Усильте познавательный интерес. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.

• Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг.

• Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно.

• Позже отклонения происходят чаще, положительные качества перестают доминировать, но сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку.

• Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания.  В ребенка необходимо верить — это главное!

         Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха.

         Это величайший стимул к самосовершенствованию. Говорите с ребенком тактично, избегайте резких выражений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме «Третье склонение имён существительных» 4 класс.

Разработка открытого урока по теме «Третье склонение имён существительных» 4 класс. Программа «Школа России», русский язык - Рамзаева Т. Г. Тип урока: комбинированный. Метод обучения: проблемный....

КВН по русскому языку в третьем классе

Конкурс весёлых и находчивых знатоков русского языка проводится в конце учебного года. В конкурсе участвуют три команды (по 7 человек) из параллели третьих классов. КВН проводится в актовом зале. Поме...

Работа над сочинением в третьем классе. Примерный план и темы сочинений.

Размещен материал примерных тем сочинений , которые я провожу в третьем классе. Разработан примерный план каждого сочинения, а также помещены детские сочинения на эти темы....

Праздник окончания второго класса "Все порадуйтесь за нас, перешли мы в третий класс!"

Праздник проводится в конце мая.Посвящается подведению итогов и награждению обучающихся и их родителей....

Конспект урока английского языка "Animals" третий год обучения, УМК "Excellent".

Цель урока- обучение монодогической речи. План урока с заданиями, подвижными играми....

Внеклассное занятие :Мир фантазий. К. Булычёв «Тайна третьей планеты».

На внеклассных  занятиях  по чтению формируется культура чтения, которая сказывается на всем духовно-нравственном и эстетическом развитии личности младшего школьника. Она проявляется в...

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ: «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ТРЕХЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ. ТРЕТЬЕ РАТНОЕ ПОЛЕ РОССИИ» 3 класс

Урок, как и любой другой урок в системе Л.В. Занкова, прежде всего был нацелен на общее развитие школьников.Его эффективность доказывается  разными показателями: реализацией дидактических принцип...