Что бы ребёнок успешно учился
статья (4 класс) на тему

Галкина Тамара Николаевна

Дети должны не только хорошо учиться, но и с лёгкостью преодолевать трудности, с наименьшими затратами физических и психических сил постигать школьные науки. В этой статье и раскрываются способы помощи детям в преодолении трудностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtoby_rebyonok_uspeshno_uchilsya.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Отдавая своего ребёнка в школу, каждый родитель рассчитывает на то, что его ребёнок будет успешно учиться, не доставляя особых хлопот, т. к. обучением займётся квалифицированный педагог. Но для первоклассника учебная деятельность является совершенно новым видом деятельности и он сплошь и рядом допускает промахи немыслимые с нашей точки зрения. Главная задача, стоящая перед взрослыми научить детей учиться, но вправе ли мы говорить об этом, когда ребёнок уже проучился какое-то время? Да! ведь даже в старших классах не все дети умеют это делать, а учитель может об этом даже не догадываться, т. к. ребёнок не вызывает беспокойства, вешнее благополучен, учится относительно неплохо, а вот каким трудом это достигается ,знает только он сам. Учитель оценивает лишь продукт деятельности, а процесс его получения он не всегда видит, хоть он и объясняет приёмы правильной работы, но  не знает применяются ли они при выполнении домашних заданий.  Совсем в ином положении находятся родители, наблюдающие за процессом приготовления уроков, поэтому они могут вовремя оказать помощь, при возникновении трудностей. Помощь учителя и родителей не заменяют друг друга, а лишь дополняют, т.к. она разная. Насколько рационально работает школьник над уроками ,могут видеть только внимательные родители. ( Пример с написанием букв .Первая получается хорошо,а дальше всё хуже и хуже из-за того, что смотрит на образец только , когда пишет первую букву, а затем на предыдущую ,написанную самим.) внимательное отношение родителей помогут выяснить причину неудач.

Оказывается, в учёбе есть такой парадокс: ученик учится, но не умеет учиться. Неумение учиться принадлежит к скрытым феноменам, а судить о них можно только по косвенным признакам. По каким же?  

_ Весьма характерно появление жалоб на то, что не сумел ответить на вопрос учителя, хотя накануне всё выучил по учебнику, что по какому-то предмету, сколько ни учи, всё равно никогда не ответить, что не понял вопроса учителя, и, наконец, жалобы на неопределённые трудности, которые нельзя описать.

Родители часто воспринимают эти жалобы, как желание оправдать свои неуспехи.

_Другим характерным признаком, говорящем о том, что у ребёнка возникли трудности, является хроническая нехватка времени на приготовление уроков.

Попробуем теперь выяснить причину, почему возникает неумение учиться, которое приводит к полной или частичной неспособности приобретать знания, проявляясь в больших затратах труда и времени. Для этого придётся остановиться на некоторых понятиях современной педагогической психологии.

 Учебная деятельность - это не только получение знаний, ведь знания могут быть получены и во время игры, и в практической, и трудовой деятельности и даже во время отдыха , но здесь знания являются побочным продуктом. Только когда приобретение знаний становится основным, а не побочным результатом усилий, можно говорить об учебной деятельности.

Продукт учебной деятельности недоступен вешнему наблюдению и может быть получен как побочный продукт другой деятельности. Возникает парадокс: человек посещает школу и не умеет учиться. Понятно, что это не означает, что ребёнок вообще не усваивает знаний, предусмотренных программой, но приобретает он их ценой тяжёлого нерационально построенного труда, когда не остаётся времени ни на что другое, или усваивает знания с большими пробелами.

Самое бессмысленное прибегать в этих случаях к наказаниям, ругать, лишать прогулок, увеличивать время занятий. Здесь дело не в том, что ребёнок не хочет, а не может учиться, он сам страдает от этого, не понимает в чём тут дело.  Ведь никакое наказание не заставит человека делать то, что он не умеет.

Задача состоит в том, чтобы правильно сформировать учебную деятельность школьника, если она ещё не сложилась, или перестроить её, если она сформировалась с грубыми дефектами.

  Из каких же элементов состоит учебная деятельность?

-Во- первых, это учебная задача- задача научиться чему-то чего мы не знали до сих пор.

- Во- вторых, учебные действия – мало поставить задачу, нужно правильно организовать свою деятельность для её выполнения.

-В- третьих, это контроль и самооценка: без них человек не знает ,усвоено им или нет то, что подлежит усвоению.

Научить выделять учебную задачу и отличать её от выполнения конкретного задания – вот с чего надо начинать формирование учебной деятельности в 1-м классе. Например: вычислить ,сколько будет 8+4, 9+6, 7+8 и т.д., а учебная задача научиться складывать с переходом через десяток. Вставить пропущенные буквы, а уч. задача – научиться правописанию безударных в корне слова. Бывает, что при решении задач ребёнок выделяет не математическую, а сюжетную линию задачи, это сигнал, что ребёнку немедленно требуется помощь.( разделить 13 листов бумаги поровну на 12 человек. А я 1 себе возьму). Или с трудом даётся устный счёт. Ребёнок, который понимает учебную задачу ,пытается считать в уме, выполняя операции во внутреннем плане, а школьник, который не выделяет уч. задачу, выполняет только конкретное задание, считает на пальцах, счётах, палочках и т. д. правильные ответы он получает раньше всех, его хвалят, он доволен. Всё это кончается крахом. Сложность примеров возрастает, а пальцев не хватает, на палочках считать долго, а ребята овладели навыком устного счёта ,и ушли далеко.

Умение за конкретным заданием видеть учебную задачу – надо привить школьнику как можно раньше. Без этого его учебная деятельность не будет успешной, развивается интеллектуальная пассивность, которую взрослые принимают за тупость и неспособность к обучению. Ребята переживают, но объяснить ничего не могут.

ЧТО СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ЕСЛИ СЫН ИЛИ ДОЧЬ НЕ УМЕЮТ ВЫДЕЛЯТЬ УЧЕБНУЮ ЗАДАЧУ?

Приём состоит в использовании ретроспективы, т.е. возвращении назад. Детям трудно выделить уч. задачу на новом материале, однако, материал освоен, он легко отмечает, что он уже умеет, чего не знал раньше.8+5 больше 10, а раньше 5+4 меньше10 . почему все числа были меньше 10? Не умели считать. Значит чему мы научились? Счету с переходом через десяток.

   Сопоставление заданий разного типа на усвоение одного и того же правила. Вставить пропущенные буквы, выбрать из вариантов ответа, самому придумать пример и т.д., а уч. задача одна и та же.

     Беседа со школьником. «Что делали на уроке?»- «Писали, считали»- это он рассказывает о конкретном действии, а надо спросить: «Чему учились сегодня?».

     Вопросы учебника ,так или иначе касаются уч. задачи.

Эти приёмы действенны, если вы вовремя заметили неумение выделять уч. задачу. А если вы столкнулись с интеллектуальной пассивностью, то прежде всего надо ликвидировать отставание в знаниях. Для этого можно использовать обучение в игровой ситуации. Но это способ подтянуть отстающего ребёнка. Но не способ выделять уч. задачу.

                                 ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ:

1-я заключается в том, что родители считают, что никакой помощи не надо, т.к. все заботы, касающиеся учёбы, возьмёт на себя квалифицированный педагог.

2-я заключается в игнорировании проявлений, говорящих о неумении выделять учебную задачу, в расценивании их не более чем забавные курьёзы.

3-я – не дав себе труда разобраться в причинах неуспешности, приписывают проблемы в учёбе злой воле ребёнка( ленится, не хочет быть внимательным, не желает думать) и становятся на путь наказания. Но ведь даже под угрозой наказания ни один человек не сможет сделать то, чего не умеет. А ребёнка наказаниями недолго вогнать в состояние панического страха, в этом состоянии он лишается возможности спокойно думать и работать. Нужно помнить, что это беда, а не вина ребёнка.

4-я – нередко родители идут на поводу у ребёнка, фактически выполняя задания за него. Усаживаясь рядом с ребёнком с благой целью- контролировать процесс приготовления уроков и разъяснять то, что будет непонятно, в ответ на имитацию полного непонимания школьником задания, постепенно в процессе объяснения шаг за шагом фактически заставляет выполнить всю работу за себя, и ему остаётся лишь записать ответ. В результате школьник напрочь отучается делать какое-либо умственное усилие. Школьник, который понимает учебную задачу ,не станет «выжимать» из родителей готовое решение. А родители принимают всё за чистую монету, т. к. не знакомы с таким нарушением учебной деятельности, как умение выделять уч. задачу.

                        Задача №2- умение выделять в изучаемом материале ПРЕДМЕТ УСВОЕНИЯ. Научить видеть предмет усвоения в материале не так просто и наблюдать его можно даже в старших классах и может проявляться по отношению к одной теме или предмету. Определить это неумение можно по следующим признакам: зная литературное произведение, школьник не может дать характеристику главному герою, ему всё понятно, что говорят одноклассники, но непонятно почему изложение материала сводится именно  этих моментов, именно в такой последовательности,  на вопрос учителя, не понимая его, отвечает: «не знаю», а затем, слушая ответ товарища убеждается, что всё знает. Убеждая учителя спросить его снова, на второй вопрос тоже не может дать ответ.

Если школьник утверждает, что он всё знает, но не понял про что надо отвечать, если он хорошо знает материал, как он изложен в учебнике, но затрудняется ответить , если вопрос поставлен не в том порядке, или для ответа нужно воспроизвести материал выборочно, если после ответа другого ученика утверждает, что всё это знал- не надо торопиться относить это за счёт лжи или наивных попыток выкрутиться из неприятного положения. Следует помнить, что речь идёт скорее всего о неумении выделять в уч. материале предмет усвоения.

             Как помочь?  Прежде всего, убедиться в том, что дело именно в неумении выделять предмет усвоения. Может, ребёнок просто отвлёкся, прослушал вопрос, волновался или боялся наказания родителей. Необходимо убедиться, что ребёнок действительно знал урок. Взрослый не должен сам выделять предмет усвоения, а должен показать способ как это сделать. В каждом конкретном случае это действие специфично. Грамматические явления легко выделяются с помощью словоизменений, художественная сторона языка с помощью замены слов, имеющихся в тексте, другими, близкими по значению. Иногда нужное действие подскажут вопросы, которые задаёт ребёнок, иногда упражнения и контрольные задания, которые можно найти в учебных пособиях.

Необходимо пронаблюдать, как ребёнок учит уроки, заставить его раз- другой ответить выученный урок, попробовать поставить вопросы не по порядку, вразбивку, то в одной, то в другой форме. Если нужно, обратиться за советом к учителю.  Но главное, взрослый должен дать школьнику не готовый результат, а способ, с помощью которого он достигается.

Трудности усугубляются тем, что школьник сам не понимает в чём дело. Жалобы ученика расплывчаты, неопределённы, не логичны. Хорошо, если взрослый рассмотрит, что за этим кроются какие-то трудности, А не примет это за хитрость , выкручивание и решит встать на путь наказаний. Ребёнок не может поставить сам себе диагноз, а мы должны помнить, что есть такая болезнь

Но мало научиться выделять учебную задачу и предмет усвоения, нужно уметь выполнять, поставленную перед собой задачу.

  Рассмотрим наиболее часто встречающиеся трудности:

- дословное заучивание ( стихотворение, даты, формулы, правила и т. д.) необходимо на протяжении всего периода обучения. Но не всегда дословное обучение оправдано: выучив текст, ребёнок затрудняется его пересказать, ответить на вопросы, изложить кратко , своими словами. Стремление к буквальному заучиванию может стать препятствием к усвоению правильных приёмов учения.

  Возьмём простейший пример: заучивание стихотворения.

Даже первоклассник понимает, что ему нужно научиться заучивать наизусть. А как это сделать? Ребёнок уже ставит себе учебную задачу, а если такая мысль не появилась, ему нужно подсказать, а также надо помочь в выборе приёмов заучивания. Показать, что попытки самому воспроизвести текст дают лучший результат, чем многократное прочтение. Впервые перед ребёнком встаёт задача самоконтроля: выучил или нет. Надо показать, что однократное безошибочное повторение, не гарантия того, что и завтра сможешь повторить. Заучивание стихотворения благоприятная возможность для того, чтобы начать приучать ребёнка заниматься старательно, не отвлекаясь, приучать к затрате усилий и напряжению, связанному с учением, к усидчивости. Пусть во время заучивания ребёнок не делает долгих пауз, погладить кошку, посмотреть в окно и т.п. до тех пор пока не выучит. Всё это помогает выработать важное умение- отдавать предпочтение тому, что НАДО делать перед тем, что хочется. Но это не единственный приём , есть и другие эффективные методы, помогающие успешному обучению.  

     Чтобы разобраться в материале в процессе чтения нужно проводить АКТИВНУЮ МЫСЛИТЕЛЬНУЮ ОБРАБОТКУ прочитанного, тогда запоминание происходит как результат активной работы над материалом без специальных усилий, направленных на запоминание.

 Одним из приёмов активной обработки материала является ГРУППИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА. Например, из текста выбрать то, что касается внешности, характера героя и т. д.Начинать объединять в смысловую группу надо с хорошо сгруппированного текста. Задача «разбить текст на части» должна быть самостоятельной работой и не надо ставить цель «выучить». И лишь после успешного освоения группировки можно переносить её на приготовление уроков.  А если у ребёнка не получается? Тогда взрослый должен подсказать, какая общая мысль содержится в  объединяемых фразах. Потом ребёнок делает это сам. Так постепенно он приходит к умению делить текст на части. При этом надо следить, чтобы ребёнок делил тест на смысловые части, а не на равные по объёму куски. Смысловые части могут совсем не совпадать с вашими, не надо навязывать своего деления, важно, чтобы в группировке была логика, чтобы она была оправдана по смыслу.

 Следующим приёмом активной мыслительной обработки материала является закрепление выделенных частей  путём ПРИДУМЫВАНИЯ НАЗВАНИЙ для них. Нужно добиваться, чтобы название было обобщённым по отношению ко всей части, а не к нескольким или одному предложению. Подсказка уместна, если вы видите, что ребенок зашёл в тупик и своими силами из него выбраться не может. Нужно предложить несколько названий, чтобы ребёнок имел выбор, это ведь тоже активная мыслительная деятельность.

 Совокупность заглавий образует ПЛАН изучаемого материала. Иногда это вызывает у детей большие трудности, тут-то и должны прийти на помощь родители.

 Но ежедневно по всем предметам прибегать к группировке и озаглавливанию - дело трудоёмкое, потому можно прибегнуть к СМЫСЛОВЫМ ОПОРНЫМ ПУНКТАМ. Часто это слова, не являющиеся обобщающими, просто на них задержалось внимание при чтении больше других, а читающий сам дополняет их подразумевающимся смыслом, который понятен только ему, припомнив которые человек вспоминает всё содержание отрывка. У каждого человека эти слова могут быть разными.

Умение производить смысловую группировку и давать отрывкам названия подготавливает к использованию смысловых опорных пунктов. Следует разъяснить школьнику, что придумывать такие названия всегда полезно, когда хочешь выучить какой-то материал, хотя записывать их не обязательно. Постепенно ребёнок переводит этот вид деятельности во внутренний план. Как заглавия образуют план, так опорные пункты образуют опорную схему. Ясно, что схему удерживать гораздо легче, чем весь текст. Это гарантирует школьнику, что во время ответа он не упустит ничего существенного. За счет лёгкой ориентации в структурной схеме школьник получает возможность свободного владения материалом.  Его не смущают вопросы, заданные учителем, он всегда может перестроиться, продолжая с любого места.

 По мере овладения этими умениями, школьнику всё чаще не надо будет заниматься этой работой. Уже в процессе чтения он увидит смысловые куски, какие-то слова осядут в памяти как опорные пункты. В конце- концов это приведёт к тому, что даже в процессе однократного чтения у школьника в уме складывается структурная опорная схема материала. Теперь нет необходимости читать несколько раз, достаточно перебрать в памяти пункты опорной схемы. Теперь производить специальную группировку нужно только в случае затруднений. Чтение, понимание и запоминание происходит одновременно в результате активной обработки материала. Необходимо заметить, что на первых порах, пока навык не сформировался, эффективность его бывает  невелика, задание занимает больше времени.  Но зато потом , освоенные приёмы окупят и время и усилия.

  Научить ребёнка правильно пользоваться ПОВТОРНЫМ  ЧТЕНИЕМ ,как приёмом заучивания, очень важно, особенно для трудного материала. Целью 1-го чтения будет самая общая ориентировка в материале. Это напряжённое чтение с целью ознакомиться с материалом, узнать, о чём будет идти речь, оценить степень сложности, отметить трудные для понимания и запоминания места. Цель запомнить или тщательно разобраться не  ставится. Иногда 1-е чтение заменяется беглым просмотром.

Цель вторичного чтения – более полно и глубоко уяснить материал. Происходит тщательная мыслительная работа, особенно в местах, вызывающих затруднения. Цель запомнить не ставится, но уже присутствует установка на запоминание.

Целью 3-го чтения является запоминание материала. Идёт работа по переводу  знакомой и понятной информации в хранилище памяти.  В ходе чтения преимущественное внимание уделяется узнаванию материала. Особенно полезным может быть приём ПРЕДВОСХИЩЕНИЯ, читая,  человек пытается припомнить , о чём речь пойдёт дальше. Лучше, когда удаётся предвосхищать смысловые куски.  Прочитав 1-2 фразы, человек вспоминает дальше весь абзац и может не читать до конца, т.е. возникают первые попытки сокращённого чтения.  Часто чтение сопровождается пересказом, каких- либо частей про себя, если необходимо, делая остановки в чтении. Одновременно, читающий прослеживает структурную схему материала, которую составил при предупреждающих чтениях, запоминает подробности, даты. Цель последнего чтения- контроль. Человек стремится выявить недочёты припоминания, установить, что выпало из существенного. Но лучше не ограничиваться простым чтением, лучше самому пересказать текст или восстановить в памяти структурную схему, а затем беглым просмотром убедиться в этом. Это схема, а в реальной жизни может быть и больше и меньше повторений. Иногда к повторному чтению возвращаемся, чтобы уяснить трудные фразы, логику материала, мысленно пробежать опорные пункты, иногда это вызвано ощущением перегрузки памяти, иногда отсутствием внимания или отсутствием установки на запоминание. ( читает, а сам слушает радио, а иногда, увлёкшись интересным материалом, читает без установок на запоминание). В таких случаях возвраты неизбежны.

        Какие же ошибки совершают школьники при повторном чтении?

1-я повторения ничем не отличаются друг от друга, никаких целей ученик себе не ставит, ожидая, что в процессе всё само запомнится. В начальной школе это связано с плохо техникой чтения, т. к. его сознание целиком сосредоточено на этой трудоёмкой работе, никакой другой умственной работы ребёнок выполнять не может.  Обязательно нужно подтянуть технику чтения, чтобы не осталась привычка механического чтения. Родители должны внимательно проследить не случилось ли такое с их ребёнком.

2-я ошибка- отсутствие самоконтроля. Неоднократно прочитав материал, школьник прекращает это занятие, когда у него появляется чувство, что урок выучил.  Чаще всего оно основывается на впечатлении «знакомости». В начальной школе иногда дети не делают разницы между чтениями, но пытаются себя контролировать. Иногда это оправдано, но нельзя задерживаться на этом этапе долго.  В старших классах требование контролировать себя путём воспроизведения не обязательно, т. к. у них развилось умение осуществлять самоконтроль в ходе работы над  материалом  и проводят его во внутреннем плане, про себя.

3-я ошибка- чтение без пауз для осмысления трудных частей текста, без повторного перечитывания. Это происходит , когда школьник намечает разные цели перед каждым прочтением, а осуществлять их не умеет. Поэтому нужно подробно объяснить приёмы работы.

4-я ошибка- пассивное чтение. Оно заключается в том, что школьник не прибегает к мысленному воспроизведению материала, ни в виде восстановления знакомых фраз, ни в виде предвосхищения последующего материала или восстановления в уме схемы его, ни в виде повторения про себя особо трудных частей текста.

Хорошим способом перейти от пассивного чтения к активному, является пересказ с подсматриванием. Вначале он будет делать это очень робко, затем чтение и воспроизведение начнут свёртываться, всё чаще идти в сокращенном виде, про себя.

Чтение «про себя» подходит для общего ознакомления, вслух с целью запоминания, шёпотом для закрепления и самоконтроля. Иногда дети легко выучивают материал за счёт хорошей памяти, но на одной памяти далеко не уедешь. Поэтому от внимания родителей зависит вовремя заметить, как работает ребёнок.

 Некоторые виды работ требуют БУКВАЛЬНОГО ЗАУЧИВАНИЯ: таблицы, схемы, даты, стихи. Для них, и только для них, неоднократное повторение является основным способом заучивания (механическое заучивание). Но даже в случае механического заучивания, можно использовать ряд приёмов, облегчающих запоминание, повышающих её эффективность, а иногда опереться на смысловое запоминание.

              Вот некоторые приёмы:

- чередовать пассивное повторение с активным (чтение с попытками воспроизведения)

-если материал объёмен, заучивать его по частям, но начинать всякое повторение с самого начала только после того, как отдельные части выучены, несколько раз повторить всё целиком. Там, где возникает сбой, повторить лишний раз.

-повторять не только подряд, но и в разбивку.

- повторять не только, когда делаешь уроки, но и в разных других ситуациях: по дороге в школу, во время умывания и т. д. даже если повторение будет выборочным, а не полным, значение его трудно переоценить. Оно развивает готовность памяти и не требует дополнительного времени.

-очень способствует запоминанию придумывание своих примеров.

-там, где это возможно использовать мнемические приёмы

А) Каждый охотник желает знать…..

Б)ассоциации М.О.Лермонтов родился в 1814г., а умер в 1841.

- использовать смысловые связи ( блик- по- немецки –взгляд), -представлять образ.

  Когда же начинать обучать приёмам активной умственной работы?

Желательно до того, как начнутся проблемы. К 5-6-му классу школьник должен владеть ими свободно, но если этого не произошло, то исправить положение можно и в 9-м классе.

      Когда же начинать?

- Пока чтение не стало беглым, пока оно вызывает у ребёнка трудности, вряд ли он сможет производить активную мыслительную деятельность с материалом.

- После того, как ребёнок научился выделять главную мысль, сделать вывод уже не будет проблемой.

- Пока он не научился  выделять учебную задачу, ему просто не понятно, ради чего всё это затевается.

    Очень важна и ОРГАНИЗАЦИЯ учебной работы.

К внешним условиям относятся правильный режим работы, оборудование места, порядок выполнения уроков на каждый день и всю неделю. К внутренним условиям относятся умение быстро включаться в работу, вести её не отвлекаясь, в хорошем темпе, привычка садиться за уроки вопреки желаниям погулять или заняться другим более приятным делом.

       На плечи родителей ложится:

-Выработка привычки к систематическому и неукоснительному выполнению уроков. Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть. Это необходимо дать понять школьнику с первых его шагов на поприще учёбы, чтобы не сформировать нежелание учиться.

                           Какими средствами это достигается?

Если мы приучаем ребёнка чистить зубы утром и вечером, то заставляем его делать это до тех пор, пока это не войдёт в привычку, и пока он не станет делать сам , без напоминаний. Так и с учёбой. Но, если в приведённом случае родители довольно настойчивы, то приготовление уроков может откладываться, сдвигаться порой на самый вечер, когда уже пора ложиться спать. Воспитывается второстепенное отношение к урокам, к учёбе. Выработка подхода  как к важному и серьёзному делу , должна сопровождаться уважительным отношением взрослых. Ни в коем случае не прерывать приготовление уроков просьбами типа «сходи за хлебом, вынеси мусор , посмотри интересную передачу и т. д.» правильно поступают те родители, которые дают понять, что уроки по своей важности находятся на самом высоком уровне.  Придание урокам предпочтительного статуса становятся эффективными при соблюдении 2- х условий:

1-е –ребёнок ещё в дошкольном возрасте должен усвоить, если родители заняты, то им нельзя мешать. Если ребёнок научен уважать занятия родителей, то для него особенно заметной становится перемена его собственного положения. Теперь и у него появилось дело, которому никто не должен мешать. Важность учёбы в его глазах вырастает необычайно.

2-е условие – привитие уважения к умственному труду. Работа родителей, взятая на дом , чтение газет, других материалов способствуют приданию учёбе высокого и важного статуса.

 - Занятия должны начинаться всегда в одно и тоже время.

Ребёнок сравнительно легко принимает изменения своего положения в связи с поступлением в школу, даже необходимость заниматься таким малопривлекательным делом, как приготовление уроков. Но почти всегда у него возникает чувство дискомфорта, приводящее к негативному отношению к учёбе, к занятиям, если сегодня его заставляют делать уроки сразу по приходу из школы, завтра после прогулки, а послезавтра поздним вечером.

 Самое сложное при занятии трудным или малоприятным делом оказывается начальный период, период включения в работу. Заставить себя приняться за неё, а затем заставить себя работать с полной отдачей не так просто даже для взрослого. Как часто мы начинаем тянуть время, якобы находя нужные дела, лишь бы отдалить момент начала неприятной работы. Приступив, наконец, испытываем раздражение и тратим силы на преодоление этого раздражения. Втягиваясь в работу, делаем далее её без принуждения и насилия над собой, иногда даже с интересом. ПОСТОЯНСТВО ВРЕМЕНИ, отводимого для занятий, способствует тому, что период включения максимально короток и более лёгок. У ребёнка возникает состояние особой предрасположенности к занятиям, к умственной работе. Вступает в действие выработанная установка. Не имея такой привычки, ребёнок старается оттянуть время, занятия превращаются в мучения. С каждым днём всё труднее преодолевать себя и у ребёнка появляется устойчивое отвращение к урокам, нежелание учиться.

 Необходимо, чтобы у ребёнка было ПОСТОЯННОЕ МЕСТО для выполнения уроков. Нужно выделить место, где лежат его книги, учебные принадлежности. У младшего школьника вырабатывается установка не только на время, но и на место работы. Достаточно сесть за привычный стол, как возникает желание приступить к работе.

 Очень важно приучить ребёнка работать, не отвлекаясь и в хорошем темпе. Для этого, прежде чем сесть за уроки, надо проверить, всё ли готово для занятий. (Заточен ли карандаш, найти линейку и т.д.) иначе процесс втягивания прерывается и приходится начинать с самой неприятной фазы- фазы принуждения самого себя. Тягостные воспоминания остаются и тем неприятнее садиться за уроки в следующий раз. Поэтому до начала занятий убрать всё лишнее, приготовить всё, что нужно для занятий,  должен быть чёткий порядок на столе: справа -учебники и тетради, слева- вспомогательные вещи.

Менее заметной для родителей является привычка ребят заниматься в полсилы. Они вроде и не отвлекаются, но их мысли текут лениво, прерываясь и снова возвращаясь на уже пройденное. В начальных классах это сказывается лишь на увеличении приготовления уроков, а ,когда в средней школе он тратит на приготовление уроков по5-6 часов и ни на что не остаётся времени, родители начинают беспокоиться. Дети же относятся к учёбе как к тяжёлой повинности, а отсюда и нежелание учиться. (можно ограничить время приготовления каждого предмета и установить контроль).

 Важным элементом учебной деятельности является КОНТРОЛЬ И САМООЦЕНКА. Говоря о контроле и самооценке, мы имеем в виду умение сознательно регулировать  процесс учения и достаточно правильно оценивать его результаты. Для учащихся 1-2-х классов это очень сложная задача. Если контроль с первого дня осуществляют взрослые, то ребёнок этому не научится никогда. Дети 1-го класса умеют контролировать внешнее поведение, но не умеют контролировать умственную деятельность. Причина в непонимании задач контроля и самооценки. ( мама проверила, одобрила, а получила «3», значит виновата мама или учитель). ( прочитал правило 5-6 раз. Считает, что выучил, не замечая, что пропустил слово и смысл изменился.) ( привёл свой пример во время объяснения учителя и считает, что всё понял). Ощущение понятости  смешивает  с эффектом усвоения. Забыл материал, когда вызвали, хотя казалось, что всё понятно. А после опроса всё вспомнил. Но непроизвольное припоминание не может служить показателем ,         насколько хорошо выучил урок. Кроме того, нужно довести до сознания ребёнка, что само по себе первоначальное понимание ещё не обеспечивает уверенного ответа. Парадокс – чем лучше объясняет учитель на уроке, тем меньше дети работают дома. Это вытекает из отожествления понимания с усвоением.

Понимание не гарантирует успешного воспроизведения.  Школьник, который не понимает этого и не пытается убедиться, запомнил ли он то, что учил, не понимает почему нет положительного результата, хотя добросовестно всё учил.  В результате снижается самооценка, всё чаще слышим: « Я не умею. Такой я тупой.»

Как же сформировать умение контроля и самооценки?

  1. нужно довести до сознания ребёнка одну истину: только повторяя урок самому себе, взрослым или товарищам можно убедиться, выучил ты урок или нет, т.е. показать контролирующую функцию повторения.
  2. 2.необходимо научить ребёнка сравнивать в процессе работы и по её окончании с каким-то образцом. Если это стихи, то с текстом учебника, если письмо- с прописями, образцом может служить хороший ответ одноклассника.

Учителя учат приёмам контроля: сверимся с ответом в учебнике, проверка по словарю, проверка арифметических действий и т.д., но на совести родителей лежит проверка использования этих приёмов ребенком во время приготовления домашних заданий. Оказывая помощь ребёнку, проверяя как выучил стихи, просматривая тетради, заставляя отвечать выученные уроки, собирая портфель, следят за тем, чтобы вовремя сел за уроки и выучил всё, что задано, родители должны помнить, что такая тотальная помощь нужна лишь на начальном этапе, а основная цель- постепенно научить  самого ребёнка всему этому. И начинать надо с первых дней обучения.

Со временем меняется объём и качество материала, соответственно меняются и приёмы контроля. Вначале пересказ материала был и способом заучивания, и  способом контроля. Постепенно пересказ вслух становится способом самоконтроля , и должен помогать ученику понять выучил он урок или нет, а что касается материала, то решающее значение имеют различные виды активной работы над ним.

Затем развёрнутый контроль начинает сокращаться, ученик проверяет прочность запоминания, воспроизводя только структурную опорную схему материала.  Если ученик мысленно представляет себе схему ответа, значит, он хорошо помнит содержание учебного материала. Полное повторение урока самому себе становится резервным приёмом, только когда возникают трудности.  В старших классах, ученики ,овладевшие приёмами работы, иногда совсем отказываются от контроля, как специального действия, завершающего работу над материалом. Теперь надо добиваться, чтобы оценка была устойчивой и объективной. В подростковом возрасте  глубокая неуверенность сочетается со своеобразным гонором, с непомерно высокой оценкой своих достижений. И если сегодня ученик оценил себя правильно, это не значит, что и завтра он сделает это объективно. Иногда невзначай брошенная фраза товарищем, похвала во время ответа, случайное везение или невезение формируют оценку  своего ответа.

Дети могут допускать промахи и ошибки, порой непредсказуемые, их надо заметить  помочь исправить, т.к., если на них не обращать внимания, то они могут укорениться, а для этого нужно быть просто внимательными и тогда у ребёнка не возникнет отвращение к учёбе.

 А ,если у ребёнка не сформирован навык учения, он потерял интерес к учёбе, сам же он не понимает в чём дело, да и родители считают его лодырем, постоянно ругают, наказывают, вместо того, чтобы научить учиться читают нотации о том, как важно учиться, как это необходимо, кроме неуспехов и отвращения к учёбе возникает непонимание с родителями, доходящем до серьёзных конфликтов, вплоть до ухода из дома.

 Но вот вы осознали свои ошибки и промахи, задумались и решили, что надо исправить ситуацию. Ребёнка нужно возвращать в семью. Общая линия поведения состоит в том,

Чтобы взрослым начать постепенно входить в  жизнь подростка.  Лучше начать с каких-либо общих дел, в которых одинаково заинтересованы и взрослые, и дети, но не с учёбы , которая долгое время была полем битвы. Это может быть поездка, экскурсия, поход и т.д. распределение обязанностей, подготовка к общему делу ставит отцов и детей в ситуацию сотрудничества и необходимости работы в обстановке взаимопонимания. Поле деятельности неограниченно: это может быть посещение музея с последующим изучением литературы по интересующей теме, ремонт аппаратуры, шитьё, шахматы, ремонт квартиры, домашние спектакли, совместный просмотр и обсуждение кинофильмов, прочитанных книг и т.д. Главное, чтобы выбранное дело, во-первых, вызвало интерес школьника, во – вторых, важно, чтобы взрослый владел в какой то мере избранной деятельностью, в- третьих, помнить, что такая деятельность имеет не столько практическое, сколько психологическое значение.  Поэтому нельзя отстранять ребят от работы: «я это сделаю сам, а ты посмотри». Учите и доверяйте выполнение работы. Регулярное проведение интересных дел, способствует сначала установлению простого общения и контакта, а затем углубленным отношениям доверия. Ребёнок постепенно начинает раскрываться, делиться со старшими тем, что его волнует, родители должны помнить, на этом этапе должны соблюдать предельную деликатность и осторожность.  Нельзя требовать от подростка доверия и откровенности, если он сам этого не хочет. Пусть частичное доверие своих забот и переживаний, скорее всего в сложной ситуации, приведёт его к вам.  Если вы будете требовать беспрекословного доверия, то это отбросит ваши отношения  на исходный уровень.

Постепенно входя в мир подростка, нужно понемногу втягивать его в мир взрослых, приучать жить заботами и радостями семьи.  Это не только постоянные мелкие поручения по дому, но и участие в обсуждении бюджета семьи.  Подобные обсуждения всей семьёй, если проводятся регулярно, предотвращают многие конфликты и трения.  Постепенное, очень неспешное расширение поручений по дому- линия, которой лучше следовать родителям. Не надо забывать, что целью в данном случае является не практический результат, а воспитательный (вернуть ребёнка в семью). Для этой цели нужно выбирать поручения, требующие совместных усилий.  Лучше начать с тех дел, к которым у ребёнка есть склонности, которые получаются лучше других, тогда быстрее удастся установить контакт.  Не нужно забывать похвалить, отметить, найти добрые слова в каждом случае, когда ребёнок это заслужил. Выполнение небольшого поручения- это шаг на пути преодоления привычки думать только о себе. Нормализация отношений в семье помогает достижению ещё одной цели – освоение взрослого стиля работы: сразу приниматься за дело, не тратя время на раскачку, работать концентрировано, не отвлекаясь, доводить начатое дело до конца. Все эти вещи должны быть сформированы в младшем возрасте, но если  этого не произошло, то лучше начать на материале, не связанном с учёбой.  Потом эти навыки перенесутся и на учёбу. Занятия спортом способствуют развитию этих качеств, они делают ребёнка собраннее, организованнее, учат ценить время.

  После того, как достигнуто доверия, можно начать разбираться в причинах возникшего нежелания учиться и соответственно принимать меры.  Разумеется, эти меры не должны  состоять из чтения нотаций. Стойкое нежелание учиться не возникает ни с того ни с сего. В основе его всегда лежат какие-то вполне конкретные причины. Их-то и надлежит выявить,  и потом вести с ними борьбу

 Основной причиной , в результате которой у детей появляется нежелание учиться, является наличие дефектов или несформированность учебной деятельности.  Другая причина – ошибки воспитательного характера, которые в конечном итоге ведут  к неумению делать то, что надо, а не то, что хочется. В ходе совместной деятельности постепенно начинают исправляться наиболее грубые воспитательные ошибки, а по мере формирования отношений доверия проясняются и причины отрицательного отношения ребёнка к учёбе, нежелание учиться.  Создание нужной атмосферы и работа, ради которой создавалась эта атмосфера , идут не друг за другом, а параллельно или , когда что-то  на какое-то время забегает вперёд или отстаёт.

      Какие же меры принимать дальше?

Если родители сами хорошо знают изучаемый материал или без труда могут его освоить, восстановить в памяти и есть доверие у ребёнка, то попытка осуществления контроля не вызовет конфликта и утрате доверия. Дети сами часто соглашаются на это, если видят в нём средство преодоления трудностей и неудач.  Высокая степень доверия родителям даже в старших классах помогает видеть в контроле родителей именно помощь, а не попытку ущемления его личности и достоинства.  Такой контроль возможен и в том случае, когда старшеклассник  видит в нём проявление дружбы и заинтересованности со стороны старших. В этом возрасте дети ценят дружбу со старшими, к сожалению, это чаще не родители.

 Сильный, властный характер родителей вырабатывает у ребёнка привычку подчиняться и в этом случае он примет контроль хоть и без особой радости и  надежды на что-то хорошее, просто зная, что сопротивление бесполезно.

В любом случае, перед родителями открывается возможность перейти на систему ежедневной проверки уроков или начать делать то, что не было сделано много лет назад.

Контроль должен осуществляться по процессу, а не по результату.  Чтобы избежать расхождения в оценке уровня исполнения ,и попытки переложить приготовление заданий на проверяющего, нужно поддерживать контакт со школой.

 Необходимо тактичное отношение к школьнику, чтобы  не рухнуло доверие, не возникла  настороженность, поэтому недопустимо проверку уроков  на уровне конфликтов, заканчивать их «разносом» , даже если на ваш взгляд, ребёнок отнёсся к этому недобросовестно. Помните, что у него нет привычки к системной работе, и то, что, по вашему, сделано плохо, на самом деле сделано на пределе сегодняшних возможностей школьника. Не удивляйтесь, если этот предел не по возрасту низок.  Не ожидайте немедленных успехов от ваших усилий. Чудес не бывает. Несколько лет назад вы упустили этот благоприятный момент, теперь придётся потрудиться ,куда больше. Будьте готовы к этому и не теряйте присутствия духа, не впадайте в уныние и не приходите в отчаяние, если не видите никакого прогресса. Психическое развитие редко проходит плавно, тут возможны и периоды долгого топтания на месте и неожиданные взлёты и падения. Помните, что никакое педагогическое воздействие, если оно не эпизодическое, не проходит бесследно. Рано или поздно ваши усилия принесут свои плоды.

Чтобы избежать конфликтов и потери доверия следует помнить о том , что:

  1. Помощь надо оказывать , если ребёнок просит об этом. Не навязывать её, не пытаться установить своё руководство. Инициатива должна исходить от ребёнка.
  2. Будьте внимательны и чутки, чтобы всегда прийти на помощь, даже , если ребёнок просит её косвенно. Ребята этого возраста, морально травмированные долгими  неудачами, могут быть очень ранимыми.

(Что-то у меня задача не получается. Сегодня такая трудная тема была.) Заявления как будто ничего тревожного не содержащие, на самом деле отчаянный крик о помощи, идущий от человека , который не в силах попросить её открыто и в то же время страстно надеется, что окружающие догадаются и предложат её сами.

  1. Создайте атмосферу доброжелательного отношения к просьбам о помощи в учёбе. Откладывайте любые дела ради этого.  Желание решить задачу, разобраться в материале у ребёнка может быть очень нестойким, поэтому помощь надо оказывать немедленно.
  2. Несмотря на то , что инициатива обращения за помощью чаще должна исходить от школьника, но и родители должны периодически предлагать свою помощь. Имеется в виду продолжительная, но ограниченная помощь. «Давай посидим несколько дней вместе, пока не разберёшься». «Хочешь я тебя потренирую». Но, если ребёнок не идёт на контакт, не надо это расценивать как оскорбление или обиду. Просто надо повторить попытку по другому поводу через некоторое время.  Пытаться превратить эти занятия в систематические будет ошибкой, т.к. для школьника это непривычно и трудно, может произойти срыв, и восстановить всё будет очень нелегко. Лучше, если утвердится практика периодического кратковременного сотрудничества.
  3. Не ожидайте немедленных результатов. Будьте готовы к тому, что возникший интерес к учёбе сменится стойким нежеланием учиться. Надо к этому относиться спокойно, не впадать в отчаяние, не спасать положение скандалами, наказаниями или нудными нотациями. Лучше дать понять ребёнку, что несмотря на случившееся , в него продолжают верить, что всё поправимо. Благожелательная поддержка любого успеха, выдержка и спокойствие в случае неизбежных срывов- вот правильная линия поведения родителей в это ситуации.

Чтобы  ребёнок

успешно учился


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Здоровый ребёнок — успешный ребёнок."

Внеурочная деятельность в начальной школе. "Здоровый ребёнок — успешный ребёнок."...

Здоровый ребёнок – успешный ребёнок

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок»

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства....

Программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок» Спортивно-оздоровительное направление

Основные направления реализации программы:  –    организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;– организация и проведение разнообразных мероп...