Трудности адаптации первокласников к школе
консультация (1 класс) на тему

Галицына Людмила Валентиновна
  • Физиологические  трудности  адаптации  первоклассников  к школе.
  • Психологические  трудности   адаптации   первоклассников  к школе.
  • Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адап­тации к школьному обучению.
  • Родительский практикум по проблеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trudnosti_adaptatsii_detey_k_shkole.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Трудности адаптации первоклассников в школе»

Выполнила: Галицына Людмила Валентиновна

Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 74

               г.о. Самара

2014 г.

Трудности адаптации первоклассников к школе.

Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом ... как если бы от этого зависела Ваша жизнь.

Л. Кьюби

Основные вопросы для обсуждения:

  • Физиологические  трудности  адаптации  первоклассников  к школе.
  • Психологические  трудности   адаптации   первоклассников  к школе.
  • Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.
  • Родительский практикум по проблеме.

 

Актуальность: Нет сомнений, что данная тема очень актуальна и затрагивает каждого ребёнка и его семью. В жизни каждого человека наступает новый этап, когда он становится учеником и вступает в ещё непознанный мир, в котором господствуют свои правила и обязанности. Все люди разные, и поэтому кому-то будет сложно адаптироваться в новом мире, а кому-то наоборот легко.  (слайд № 3)

Проблема: Для многих детей поступление в школу может стать трудным испытанием. Хотя бы с одной из следующих проблем сталкивается каждый ребёнок: режимные трудности; коммуникативные трудности; проблема взаимоотношения с учителем; проблемы связанные с изменением семейной обстановки. (слайд № 4)

Специалисты в области возрастной психологии считают, что о готовности ребёнка к школе следует судить по таким характеристикам, которые отражают особенности его психики в целом и являются новообразованиями, возникшими в его игровой деятельности, но подготовившими переход к учебной. (слайд № 5)

 Множество дошколят с нетерпением ожидают дня, когда они впервые переступят порог школы. Проходят дни, и у части школьников эмоциональная приподнятость исчезает. Они столкнулись с первыми трудностями. У них не все получается. Они разочарованы. И это естественно. Начало школьного обучения приходится на кризис 7лет. Иногда этот возраст называют периодом «смены молочных зубов», «вытягиванием роста». Родители отмечают, что не то чтобы ребенок становится непослушным, скорее, он становится непонятным и все это совпадает с началом школьного обучения. Что же происходит? Ребенок теряет наивность, непосредственность, простодушие, и его поведение по контрасту представляется неестественным для тех, кто знал его раньше. В какой-то степени это верно. Утратив одни формы поведения, ребенок еще не освоил новые. У беззаботного прежде малыша появляются непривычные обязанности: в школе он не волен распоряжаться своим временем, должен подчиняться правилам дисциплины, которые не всегда кажутся ему разумными. Почему нужно сидеть смирно целый урок? Почему нельзя шуметь, кричать, бегать? После динамичных, эмоциональных игр дошкольника новая жизнь кажется утомительной и не всегда интересной. Школьная дисциплина требует большого напряжения, первокласснику трудно управлять своими чувствами и желаниями.

Резко меняется и характер деятельности. Раньше основной была игра. А в ней результат - не самое главное. Прежде всего, волнует и захватывает сам процесс игры. В учебе же на первый план все больше выдвигается результат, его оценка. Поэтому возникает кризис и в ценностных ориентациях ребенка, а за ним и первые неожиданности и разочарования. И не только у детей, но и у родителей тоже.

Краеугольный вопрос: как добиться, чтобы адаптация ребёнка в школе прошла безболезненно и быстро? Сегодня мы и поговорим о трудностях адаптационного периода.

  • При поступлении в школу каждый ребёнок должен иметь базовую психологическую подготовку по следующим компонентам:
  • Интеллектуальная готовность;
  • Личностная готовность;
  • Социально-психологическая готовность;
  • Физическая готовность.  (слайд № 6)

Согласно этим критериям различают три уровня адаптации к школе:

  • Высокий уровень;
  • Средний уровень;
  • Низкий уровень. (слайд № 7)
  1. При высоком уровне адаптации первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; глубоко и полно овладевает программным материалом; учебный материал усваивает легко; решает усложнённые задачи, прилежен; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе; выполняет поручения без внешнего контроля.
  2. При среднем уровне первоклассник положительно относится к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, усваивает основное содержание учебных программ, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий и поручений; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным.
  3. При низком уровне адаптации первоклассник отрицательно относится к школе; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно; сохраняет работоспособность и внимание при удлинённых паузах для отдыха; общественные поручения выполняет под контролем. (слайд № 8)

Психологические исследования проводились в первых классах МОУ  СОШ №74

Всего участвовало:  94 человека.  (слайд № 9)

                                                               (слайд № 10)

 

Выводы:

  • Согласно результатам исследований можно сказать, что подавляющее большинство первоклассников (92%) хорошо адаптированы к школе. Это спокойные дети, активно работающие на уроке, выполняющие основные требования учителя, общительные, дружелюбные по отношению к учителю и одноклассникам. (слайд № 11)

  • Дети, которые попали в зону неполной адаптации (8%) имеют некоторую ограниченность в сфере общения, недостаточную активность как на уроке, так и на перемене.  (слайд № 12)

         «Физиологические условия адаптации ребенка к школе»  (слайд № 13)

Специалисты должны обратить внимание родителей на:

  • Изменение режима дня ребенка в сравнении с детским садом, увеличение физической нагрузки.
  • Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности ребенка между выполнением уроков.
  • Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение правил освещения рабочего места.
  • Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.
  • Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей.
  • Организация правильного питания ребенка.
  • Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д.
  • Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка, как главных качеств сохранения собственного здоровья.

«Психологические условия адаптации ребенка к школе».

  • Создание благоприятного психологического климата в отношении ребенка со стороны всех членов семьи.
  • Роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).
  • Первое условие школьного успеха — самоценность ребенка для его родителей.
  • Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.
  • Неформальное общение со своим ребенком после пройденного школьного дня.
  • Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения с ними после школы.
  • Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
  • Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
  • Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют к ней интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие, сарказм и жестокость.
  • Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
  • Поощрение ребенка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.

Взаимоотношение с ребёнком в семье.

    Шкала общения родителей с ребенком.  (слайд № 14)

Климат семьи — индикатор того, как все-таки в доме живется ребенку, что чувствует он, находясь рядом с родителями, унижен ли или парит в небесах. Все это подскажет им шкала общения с ребенком.

Методы воспитания, вызывающие у ребенка

положительные эмоции

отрицательные эмоции

Сколько раз Вы сегодня ребенка (ребенку, ребенком)

хвалили

упрекали

поощряли

подавляли

одобряли

унижали

целовали

обвиняли

обнимали

осуждали

ласкали

отвергали

симпатизировали

одергивали

сопереживали

позорили

улыбались

читали нотации

восхищались

лишали чего-то

необходимого

делали приятные

шлепали, пороли

сюрпризы

делали подарки

ставили в угол

По этой шкале приблизительно можно понять состояние малыша на данный момент и в данное время, узнать, как обращаются дома с ребенком, какие эмоции преобладают в процессе общения с малышом.

Правила, которые помогут ребёнку в общении. (Слайд № 15)

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку, и, с их помощью, готовить ребенка к взрослой жизни.

  • Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
  • Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться.
  • Не дерись без причины.
  • Зовут играть - иди, не зовут - спроси разрешения играть вместе, это нестыдно.
  • Играй честно, не подводи своих товарищей.
  • Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
  • Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
  • Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
  • Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
  • Старайся быть аккуратным.
  • Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
  • Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты - неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Фразы для общения с ребёнком.

Не рекомендуемые фразы для общения: (Слайд № 16)

  • -Я тысячу раз говорил тебе, что…
  • -Сколько раз надо повторять…
  • -О чём ты только думаешь…
  • -Неужели тебе трудно запомнить, что…
  • -Ты становишься…
  • -Ты такой же как,…
  • -Отстань, некогда мне…
  • -Почему Лена(Настя, Вася и т.д.) такая, а ты - нет…

Рекомендуемые фразы для общения: (Слайд № 17)

  • -Ты у меня умный, красивый (и т.д.).
  • -Как хорошо, что  у меня есть ты.
  • -Ты у меня молодец.
  • -Я тебя очень люблю.
  • -Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому.
  • -Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
  • -Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.

Несколько советов психолога «Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки». (Слайд № 18, 19)

  • - Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш голос.
  • - Не торопитесь. Умение рассчитать время – Ваша задача. Если вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет.
  • Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!», «Чтобы сегодня не было отметок!». Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов.
  • - Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня.
  • - Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит – не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам.
  • - Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.
  • - После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребёнку необходимо 2 часа отдыха. Занятия вечерами бесполезны.
  • -Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий – 10 минут перерыв.
  • -Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребёнку работать самому. Если нужна Ваша помощь – наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы.
  • -В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то..».
  • -Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребёнку.
  • -Выбирайте единую тактику общения с ребёнком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу педтактики решайте без него.
  • -Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.

  • -Учтите, что даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Всё это успокоит ребёнка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.

Советы (слоганы) для родителей. (Слайды № 20-28)

Резюме:

« Каждый ребенок обладает  неотъемлемым правом ощутить тепло заботливых

рук, стать равноправным членом общества, иметь возможность свободно проявлять свои чувства и          воплощать в жизнь собственные творческие идеи»

Сэм Ким

Список литературы:

  1. Корнеева Е.Н. ох уж эти первоклашки!.. Ярославль. «Академия развития» 2000год.
  2. Алла Баркан. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребёнка. Москва. «Аст-Пресс» 2000 год.
  3. Алоева М.А. лучшие родительские собрания в начальной школе. Ростон-на-Дону. Феникс 2007 год.
  4. Зайцева В. 7 лет - не только начало школьной жизни. Москва. «Первое сентября» 2008 год.
  5. Истратова О. Н.  Справочник психолога начальной школы / О. Н. Истратова,                     Т. В. Эксакусто. – Изд. 4-е – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 442,

    [1] с.: ил. - (Справочник).

  1. Нижегородцева Н. В., Игадриков В. Д.   Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.: ил. – (Подготовка детей к школе).
  2. Талызина Н. Ф.  Педагогическая психология: Учеб. для студ. сред. пед. учеб.      заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003. – 288 с.
  3. Урунтаева Г. А.  Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр “Академия”, 1999. – 336 с.
  4.  Эльконин Д. Б.    Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Даниил Борисович Эльконин: Ред. – сост. Д. Б. Эльконин. – 2-е изд.,    стер. – М.: Издательский центр “Академия”, 2005. – 384 с.       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 1 классе на тему "Трудности адаптации первоклассников к школе"

Задачей родительского собрания является знакомство родителей с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе. ...

Трудности адаптации первоклассников к школе

Родительское собрание Трудности адаптации первоклассников к школе. Цель: объединение усилий школы и семьи по «снятию» адаптационных проблем ребенка - первоклассника. Задачи: Изучение механ...

"Трудности адаптации первоклассников в школе"

- создание благоприятного психологического климата в отношении ребёнка со стороны всех членов семьи;- роль самооценки ребёнка в адаптации к школе;- первое условие школьного успеха – самоценность ребён...

Трудности адаптации первоклассников к школе

Материал к родительскому собранию в 1 классе...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В 1 КЛАССЕ НА ТЕМУ "Трудности адаптации первоклассников к школе"

ПЛАН СЦЕНАРИЯ  РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ  В 1 КЛАССЕ НА ТЕМУ: «ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ», форма проведения - круглый стол....

"Адаптация первокласников к школе"

В статье раскрывается понятие термина "адаптация". Что такое физиологическая и социальная адаптация. Даются советы учителю,  как обучать первоклассника....