Консультации психолога
консультация по теме

Кредина Елена Валерьевна

Одним из видов оказания психологической помощи  в образовательном учреждении являются конультаци педагога-психолога. Данный консультативный материал будет полезен для родителей и педагогов,  которые занимаются воспитанием детей-дошкольников и младших школьников. В консультациях даются рекомендации по работе с детьми, имеющими определенные проблемы индивидуального развития и проблемы личностного характера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                      Консультация психолога

                                     для педагогов и родителей

Проблема:

                    Младший школьный возраст. Детские страхи.

          Детские страхи – весьма распространенное неблагополучие в воспитании ребенка. Проявления детских страхов очень разнообразны. Некоторым детям свойственны ночные кошмары, когда ребенок просыпается с плачем и зовет мать, требует, чтобы взрослые спали вместе с ним. Другие отказываются оставаться одни в комнате, боятся темноты, опасаются выходить на лестницу без родителей. Иногда возникают страхи за родителей, дети тревожатся, что с их мамой или папой что-нибудь случится. Кто-то отказывается кататься с горки, преодолевать препятствия, плавать в бассейне, кто-то убегает от приближающейся собаки, не остается один, не идет к врачу…

         Причины детских страхов также разнообразны. Их появление прямо зависит от жизненного опыта ребенка, степени развития самостоятельности, воображения, эмоциональной чувствительности, склонности к беспокойству, тревожности, робости, неуверенности. Чаще всего страхи порождаются болью, инстинктом самосохранения. Большинство из них обусловлено возрастными особенностями развития и носят временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают без следа.

         Однако наряду с такими страхами существуют другие – устойчивые невротические страхи. Это страхи, с которыми не может справиться ни ребенок, ни взрослый. Они служат сигналом неблагополучия, говорят о нервной и физической ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, незнании ими психологических и возрастных особенностей, о наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье. Они болезненно заострены или сохраняются длительное время, искажая личность ребенка, отрицательно влияя на развитие его эмоционально-волевой сферы и мышления. Это тот случай, когда ребенок нуждается в помощи психолога или психоневролога.

                                        Рекомендации родителям:

       Если ваш ребенок чего-либо боится, не высмеивайте его и никому не позволяйте это делать, иначе он научится скрывать свои страхи или маскировать их, хотя они по-прежнему будут мешать ему жить нормально. Необходимо, чтобы у ребенка было меньше поводов пугаться: чем меньше он будет бояться, тем скорее обретет уверенность в собственных силах.

      Необходимо следить за тем, что ребенок смотрит по телевизору и в какие игры играет на компьютере, особенно перед сном. Ведь он может слышать и видеть слишком многое, не предназначенное для него. Нередко родителям стоит объяснить ребенку значение сказанного или увиденного, чтобы предотвратить появление неоправданных страхов. То, как ребенок воспринимает, к примеру, фильм, может существенно отличаться от восприятия взрослых. Лучше смотреть телевизионные программы вместе и обсудить с ним впечатления от увиденного. Нужно помнить, что ребенок не должен смотреть все телепередачи подряд. Ограничения должны вводиться безоговорочно, и следует твердо придерживаться принятого решения.



Предварительный просмотр:

                                         Консультация психолога

          Проблемы леворукости. Что делать, если ребенок – левша?

     Есть дети, которые никак не могут освоить алфавит, не справляются со шнурками, задевают за все углы, постоянно роняют ложку, отвечают невпопад. Причиной этого может быть левшество.

    Проблема леворукости остается одной из самых серьезных проблем в педагогике и психологии.  Долгое время считалось, что леворуких детей необходимо переучивать, но в результате у детей развивались невротические реакции, возникали неврозы.

    Что такое леворукость?  Это не прихоть ребенка. Это не привычка, не болезнь, это один из вариантов нормального развития организма, который часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга ребенка. Так распорядилась природа, а природу ломать нельзя, нельзя вмешиваться в сложную деятельность мозга.  

    Кроме генетической леворукости, существует ещё патологическая. Если генетическая леворукость передается по наследству, то патологическая может возникать в результате «минимальной мозговой дисфункции», возникающей либо в процессе внутриутробного развития, либо при рождении. Высокая частота левшества наблюдается среди больных эпилепсией, олигофренией, шизофренией, задержкой в развитии.

   У детей ведущая рука формируется в основном к 4 годам. Почти каждый десятый мальчик и реже девочка предпочитают пользоваться левой рукой. Если ребенок одинаково владеет правой и левой рукой, он считается «обоеруким», или амбидекстром (обе руки работают как правая рука). Особенности психики у таких детей могут быть такими же, как у леворуких, но они легко привыкают писать правой рукой и не страдают от стресса.

    У леворуких детей чаще бывают неврозы, так как в праворуком мире они испытывают правый стресс. Леворукие сталкиваются с тем, что окружающий мир рассчитан на праворуких людей.

    Если в семье леворукий ребенок, его не нужно переучивать, так как это может травмировать психику ребенка. Ребенку-левше необходимо помочь. Устройте его комнату с учетом его леворукости. Предупредите об этом воспитателя и учителя. При письме, рисовании, чтении свет должен падать с правой стороны. Ориентация парт в классе, положение классной доски не позволяет посадить леворукого ребенка лицом к классу, поэтому хорошо бы посадить его у окна, слева за партой. Там лучше освещение, и кроме того, он не будет мешать соседу работающему правой рукой. Следует обратить внимание на посадку леворукого ребенка, положение рук, туловища, головы при правонаклонном положении тетради и на положение книги при списывании и чтении. На уроках труда также необходимо продумать, где посадить такого ребенка, чтобы он не толкал локтем соседа. На уроках физкультуры в поле зрения учителя должно быть развитие координации как левой, так и правой руки.

     Так как у леворуких развито больше правое полушарие, то необходимо включать в учебный процесс те методы, которые активизируют это полушарие. Желательно включать в учебный процесс манипулирование с моделями и макетами. Можно использовать всякого рода схемы. При обучении леворуких больше ориентируются на чувственные ощущения (зрительные, осязательные и т.д.), а не на речь. Для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок, предмет, наглядное пособие. Работа в больших группах для леворуких детей затруднительна, поэтому им нужна индивидуальная работа. Они очень медлительны и быстрый темп для них является раздражителем.

    У леворуких детей часто возникает зеркальное отражение. Наиболее характерным проявлением зеркального отражения является зеркальное письмо, чтение, рисование, восприятие. Частота зеркального письма у леворуких составляет 85%. Снижение частоты проявления зеркального отражения и полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно у нормально развивающихся детей к 6 годам, у детей с патологической леворукостью после 10 лет.

      Если ваш ребенок предпочитает действовать левой рукой,  то ему стоит развивать и правую руку: лепить, вязать, играть на музыкальных инструментах, т.е. выполнять те операции, где требуется согласованное действие обеих рук.

    Помните, что леворукие дети очень ранимы, неординарны, чаще всего это творческие натуры, часто упрямые и одновременно очень тонко воспринимающие окружающий их мир.



Предварительный просмотр:

                                                  Консультация психолога

                                         для родителей и педагогов

          Проблема:

                    Младший школьный возраст. Медлительные дети.

          Рассматривая данную проблему, сразу хочется отметить, что медлительность у ребенка неправильно называть упрямством или непослушанием. Скорее всего, это особенности нервной системы, проявляющиеся в замедленном темпе деятельности. Как правило, медлительные дети справляются с поставленной задачей, но при достаточном количестве времени. Таких детей нельзя торопить, требовать от них быстрого выполнения, так как это ещё больше затормаживает их. Родителям необходимо предупредить воспитателя и учителя о проблеме, по возможности проконсультироваться у врача.

          Трудности у медлительного ребенка будут обязательно, ему будет сложнее выполнять задания на уроках, когда есть ограничения во времени, ему будет сложнее реагировать на изменяющуюся обстановку. А так же адаптируется  такой ребенок гораздо дольше, чем ребенок активный. Но у медлительных детей есть свои преимущества. Как правило, они выполняют задания более тщательно, старательно, вдумчиво.

          Конечно же, у каждого ребенка свои  особенности, поэтому каждому нужен свой индивидуальный темп урока или занятия. Для медлительных и малоподвижных детей нельзя создавать стрессовую ситуацию, когда они не в силах успеть за предлагаемым темпом. При напряжении и сильном утомлении у них могут возникнуть невротические состояния. Невротический срыв в трудной ситуации может произойти у любого ребенка. При повторении травмирующих ситуаций возможно невротическое развитие личности ребенка.

          Всем нам очень хочется успеха для наших детей. Мы болезненно реагируем на любую их неудачу, надеясь, что их минуют наши ошибки и просчеты. Но в наших силах дать им уверенность в себе.  Доверие, доброжелательность, своевременное поощрение – таким быть должно отношение к ребенку со стороны педагогов и родителей.



Предварительный просмотр:

                                           Консультация психолога

                                   для педагогов и родителей.

Проблема:

     

            Младший школьный возраст. Демонстративные дети.

            Демонстративным называют индивида (взрослого или ребенка), чье поведение направлено на привлечение к себе повышенного внимания со стороны окружающих. Необходимо отметить, что при неблагоприятном стечении обстоятельств загнанная внутрь, нереализованная демонстративность может приобрести патологический характер и перейти в психическое заболевание – клиническую истерию.

           Демонстративность как стабильное свойство личности формируется очень рано. Демонстративные дети уделяют повышенное внимание своей одежде, любят различные украшения (девочки – бантики, ленточки; мальчики – ремни, пряжки и т.д.). Чаще, чем другие, они смотрятся в зеркало, меряют одежду взрослых. Такие дети не терпят, чтобы в их присутствии уделяли столько же (или больше) внимания другому ребенку. В детском саду или школе они могут быть лидерами или активными озорниками, но всегда на виду. За всеми этими поведенческими проявлениями стоит чрезвычайно высокая потребность во внимании. Для демонстративного ребенка лучше, чтобы его отругали или даже наказали, чем не заметили.

          Особый вариант развития – негативистическая демонстративность, т.е. привлечение к себе внимания посредством сознательного нарушения требований взрослых. Такой ребенок делает все наоборот – если его просят не шуметь, он кричит и т.д. Обычно так ведут себя дети с эмоциональной депривацией (т.е. не получившие от своих родителей необходимого тепла, ласки, любви). Не надеясь обратить на себя внимание другими способами, они прибегают к безотказному средству – нарушению поведенческих правил. Этот вариант демонстративности наиболее неблагополучный.

                                           

                   Рекомендации:

           Первое, что должны помнить взрослые, общаясь с таким ребенком: не надо стремиться уничтожить демонстративность. В этом случае она может трансформироваться в негативистическую, а при неблагоприятном развитии событий может приобрести патологический характер, перейти в клиническую истерию. Однако не нужно впадать в другую крайность, постоянно восхищаясь ребенком, обращая излишнее внимание на его внешний вид, пять раз в день меняя ему одежду, каждый раз подчеркивая, как она ему идет, и т.п. Такой способ общения взрослых с ребенком может способствовать усилению демонстративности.

        Во-вторых, необходимо найти такую деятельность, которая способна насытить высокую потребность демонстративного ребенка во внимании. Это могут быть занятия театром, музыкой, изобразительной деятельностью и др. Родителям не следует опасаться, что при постоянном внимании к детским успехам демонстративность ребенка усилится. Наоборот, найдя естественный выход (деятельность, в которой демонстративность социально санкционирована), эта личностная особенность не будет препятствовать нормальному развитию.

        Третья рекомендация направлена на профилактику негативистической демонстративности. Взрослому следует общаться с ребенком в тот момент, когда он ведет себя хорошо, и игнорировать его в случае неблаговидного поведения. Не следует поддаваться на провокации детей (ребенок нарочно делает все, что ему запрещено, чтобы добиться реакции взрослого любой ценой). Необходимо помнить, что самое тяжелое наказание для ребенка – отказ от общения с ним.                                                                 



Предварительный просмотр:

                                      Консультация психолога.

                       Дошкольный и младший школьный возраст.

           Как должны поступать родители, если в поведении ребенка

           появились  отдельные невротические реакции?

      Родители порой могут встретиться с такими болезненными нарушениями у детей, как заикание, тики, энурез (недержание мочи).

      Если говорить о заикании, то испуги, на которые многие так любят ссылаться, не причина, а один из факторов выявления исходной или приобретенной нервной возбудимости, боязливости, беспокойства наряду со слабостью артикулярного (речевого) аппарата. Бывает, что заикание как общее нервное расстройство – следствие тяжелых родов, когда ребенок не смог из-за удушья сразу закричать, последующих осложнений на мозг при инфекционных заболеваниях, сотрясений и ушибов головного мозга. Определенное значение имеет недостаточная контактность, общительность, прежде всего у матерей, которая часто сочетается с внутренней возбудимостью, импульсивностью. Универсальным фактором развития заикания является несоответствие темпа словесных обращений родителей темпу мышления (внутренней речи) ребенка, а часто его темпераменту в целом. Например, быстрая в речи, стремительная в движениях и не способная ждать мать (с холерическим темпераментом) постоянно торопит ребенка, не обладающего этим темпераментом. Это вызывает общее нервное перенапряжение у ребенка, особенно если речь еще недостаточно отчетлива. Своими запинками, растягиваниями слов ребенок как бы возвращается в свой привычный, но уже поврежденный темп мышления и речи. Или медлительная от природы и неразговорчивая мать (с флегматическим темпераментом) непроизвольно ограничивает высокую речевую активность ребенка, не вступая лишний раз в контакт с ним. Тогда преобладают запинки в начале слов, на первых буквах. Ребенок быстро думает, но не может свободно выразить это словами. В рассмотренных ситуациях суть проблемы заключается в несоответствии обращений и требований психофизиологическим возможностям детей, и прежде всего их темпераменту.

        При появлении заикания нельзя фиксировать на нем внимание, поправлять речь, заставлять ребенка говорить  «по правилам». Это пока выше его сил. Не нужно спешить с обращением к логопеду, если достаточно отчетливо произносятся звуки. Искусственно задаваемый медленный темп речи может противоречить быстрому темпу мышления ребенка, если он холерик или даже сангвиник, что уже само по себе способно закрепить заикание на неопределенный срок. Главное, критически посмотреть на отношения в семье, собственную речь, привести ее в соответствие с темпом речи ребенка, устранить свою повышенную возбудимость, нетерпение, стремление контролировать каждый его шаг. Избегая чрезмерной интеллектуальной стимуляции, дать ему возможность спонтанно выражать свои мысли и эмоции, быть непосредственным в контактах. Следует также уделить внимание устранению страхов, если они беспокоят детей, препятствуют развитию общения, любознательности и активности. Необходимо активизировать игровую деятельность, в том числе проводить совместные игры, кукольные представления, драматизации историй, сочиненных и пересказанных детьми. «Таблеток от заикания» как таковых не существует. В случаях общей нервной ослабленности и остаточных нервных явлений медикаменты можно использовать, но обязательно под контролем врача. Выполняя данные рекомендации, вы создаете благоприятные условия для ослабления заикания по мере укрепления защитных сил организма ребенка.

       Тики – непроизвольные, помимо воли, подергивания определенных групп мышц, чаще всего лица (частые моргания, наморщивания лба, гримасы, закатывание глазного яблока) или шмыгания носом, издавание звуков, кашля, попискивания, равно как и подергивания головой, шеей, плечами. Все это не дурные привычки, а достаточно серьезное болезненное расстройство нервной системы с последующим переходом возбуждения на мышцы. Причины тиков столь же разнообразны, как и заикания. Чаще тики встречаются у подвижных детей с холерическим темпераментом, когда они не могут выразить свою активность. Здесь и чрезмерные ограничения подвижности со стороны строгих, принципиальных и требовательных родителей, когда один из них – холерик, а другой – флегматик, и многое другое. Как и при заикании, не нужно заставлять детей бороться с тиками, «брать себя в руки», так как тики не подчиняются длительному волевому сдерживанию и постоянный контроль движений, из-за которого как раз они и возникли, способен только фиксировать их.

        Энурез – ночное непроизвольное недержание мочи – чаще встречается у детей с флегматическим темпераментом, медлительных, неторопливых, «копуш», как говорят о них. Причина энурезов – прежде всего, чрезмерно интенсивная стимуляция ребенка со стороны родителей, без конца торопящих, подгоняющих и наказывающих за неисполнение их завышенных требований и ожиданий.  Об энурезе как болезненном состоянии можно говорить, если непроизвольное недержание мочи бывает чаще, чем раз в неделю после 4 лет. Кроме того, причиной может быть физическое состояние ребенка, и, прежде чем пытаться высаживать ребенка ночью на горшок, надо проанализировать его состояние. Последнее далеко не безразлично для общего психического состояния ребенка, особенно если эта процедура дается ему нелегко, и он сопротивляется. Часто случается так, что первопричиной энуреза является именно нарушенный, патологически глубокий сон как проявление нервной ослабленности (невропатии). Поэтому, прежде всего, нужно укреплять нервную систему детей, а затем постепенно уменьшится и сойдет на нет энурез.

        Заикание, тики, энурезы нередко сочетаются или дополняют друг друга. Причинами их возникновения являются:

- конституциональный фактор – предрасположение (нервность родителей и аналогичные  нарушения по родственным линиям);

- общая нервная ослабленность, а также слабость артикулярного аппарата при заикании, психомоторной сферы при тиках, нарушенного биоритма сна при энурезе;

- неравномерность развития – временное ускорение одних психических функций и задержка других;

- проблемы в эмоциональном развитии – от излишней интеллектуализации воспитания при тиках и заикании, недостатка тепла и ухода при энурезе;

- психический стресс, обусловленный несоответствием требований и ожиданий родителей темпераменту детей;

- отсутствие стабилизирующей функции отца в семье (недостаточное участие, отсутствие) или чрезмерная пунктуальность, педантизм и строгость с его стороны;

- болезненный, непроизвольный характер психомоторных расстройств и их связь с состоянием нервной системы в целом.

      При создании благоприятных условий в семье, отсутствии конфликтов, соответствии воспитания реальным психофизиологическим возможностям детей, постепенном укреплении их нервной системы все отмеченные расстройства проходят или заметно уменьшаются к началу младшего школьного возраста.



Предварительный просмотр:

                      Консультация психолога для родителей

       Проблема:

                  Младший школьный возраст. Тревожат ли вас речевые

                                                  проблемы ребёнка?

Речевая коммуникация, если учесть все виды речи (говорение, слушание, письмо), является постоянным состоянием человека. Естественно, что нарушения речи приводят к перестройке личности. В некоторых случаях у детей с нарушениями речевого развития возникает чувство неполноценности.

На отношение ребёнка к своему речевому дефекту огромное влияние имеет отношение к нему со стороны родителей. И так, как они настраивают ребёнка по отношению к данному дефекту, какие установки ему дают, является основным формирующим компонентом отношения ребёнка к своему речевому дефекту.

Установка может быть попустительской: «Не обращай внимания, твой папа всю жизнь так говорит, и ничего страшного», «Много детей говорят значительно хуже, чем ты, а учатся на четвёрки и пятёрки», «Посмотри, сколько знаменитых людей не выговаривают какие-то звуки: певцы, писатели, телеведущие, и их дефект им не мешает».

Ребёнок внушаем, и очень скоро, при отсутствии насмешек со стороны других детей, он придёт к выводу, что его собственная речь нормальна, а небольшой дефект — это проявление индивидуальности.

Возможна другая установка: «Ты уже такой большой, а говоришь, словно тебе два года. Ты слышал, чтобы у нас в семье кто-нибудь так говорил? С такой речью тебя не возьмут в школу, с тобой не будут общаться дети. Над тобой все будут смеяться. Неужели так трудно произнести нормально, как все?!».

Комплекс неполноценности, внушаемый родителями, усилится ещё больше, если ребёнок слышит насмешки со стороны сверстников. Ребёнок может замкнуться или приобрести ещё один речевой дефект (например, заикание).

В начале обучения ребёнок с нарушениями речи очень неуверен в себе, отказывается от поручений, даже самых лёгких, остро переживает все критические этапы в обучении. Неуверенность в себе порой сочетается с болезненной чувствительностью, ослабляет волю ребёнка и стремление к преодолению дефекта.

Неполноценность речи и связанная с этим неуспешность в обучении приводят к ряду характерологических изменений и снижению самооценки ребёнка. При правильном подходе семьи к воспитанию ребёнка с проблемами в речевом развитии, правильном педагогическом воздействии можно избежать подобных проблем. Необходимо сформировать у ребёнка осознанное отношение к работе над речью, стремление преодолеть свой дефект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский эгоизм. Консультация психолога.

Людмила ПУТЛЯЕВА, психологВаш ребенок — эгоист?– Был такой чудный ребенок, а сейчас всех замучил. И откуда это в нем? – Ах! Да вся молодежь теперь такая – все только себе!Из разговора в автобус...

Агрессивность у детей. Консультация психолога.

Людмила ПУТЛЯЕВА, кандидат психологических наукПочему агрессивны наши дети?В росте агрессивности детей все чаще обвиняют кино, телевидение, компьютерные игры. Несомненно, их неблагородный вклад в наш...

Консультация "Особенности психологии дошкольников"

Особенности психологии дошкольников...

консультация на тему "Взаимосвязь в работе психолога и логопеда при коррекции письменной речи у учащихся младших классов"

Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, видимым и записываемым, поскольку процесс письма обеспечивается согласованной  работо...

Возрастные особенности школьника (консультация психолога)

Это короткий промежуток в жизни человека, всего первые семь лет. Но именно в этот период происходит: • отделение ребенка от взрослых, особенно мамы; • превращение беспомощного младенца в относ...

Девчонки и мальчишки....(консультация психолога)

Мальчишки и девчонки, а так же их родители… Рекомендации нейропсихофизиологов для руководителей образовательных учреждений, заместителей директоров, учителей, воспитателей и родителей ...

Консультация психолога для родителей на тему "Что делать если ребенок постоянно требует купить ему новую игрушку"

quot;Мама купи!" Как часто иной раз это слышат родители. Чтоже с этим делать? Советы психолога....