Возрастные особенности школьника (консультация психолога)
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozrastnye_osobennosti_shkolnika_konsultatsiya_psihologa.docx | 43.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация психолога
Возрастные особенности школьника
(информация для родителей и педагогов)
Дошкольное детство
Это короткий промежуток в жизни человека, всего первые семь лет. Но именно в этот период происходит:
- отделение ребенка от взрослых, особенно мамы;
- превращение беспомощного младенца в относительно самостоятельную, активную личность.
Ведущая деятельность — игра, освоение норм поведения и деятельности людей, формирование навыков социализации.
Психологические особенности дошкольного возраста
Начало самоутверждения в окружающем мире
(3 - 4 года)
Возможные поведенческие реакции:
- непослушание;
- упрямство и капризы;
- негативизм;
- строптивость;
- «обзывание» взрослых;
- нарциссцизм — восхваление себя, любование собой («Ира красивая», «Саша умный»);
- первое активное проявление самостоятельности («Я сам», «Я знаю, как». «Я умею»);
- игры в одиночку (предметные, конструкторские, сюжетно-ролевые).
Активное формирование личности ребенка
(5 - 6 лет)
Очень важно, чтобы в данный период с помощью взрослых осуществлялись:
- гармонизация отношений со взрослыми, повышенная потребность в любви, нежности со стороны родителей, развитие чувства любви, привязанности к родителям, т.к. это критический возраст для формирования способности любить другого человека;
- развитие отношений с детьми, совместные игры с детьми (сюжетно-ролевые игры с правилами), формирование отношений лидерства и подчинения среди детей, игры-соревнования;
- развитие конструкторских игр, развитие практического мышления;
- развитие творчества, способностей рисования, музыкальных способностей (понимать музыку, петь, танцевать);
- развитие восприятия (усвоение перцептивных действий, усвоение перцептивных эталонов), внимания, памяти (от непроизвольных форм к произвольным формам);
- восприятие сказок (сказки как средство эмоционального информационного воздействия на личность ребенка, передачи жизненного и морального опыта людей);
- развитие воли, произвольности действий, умения управлять своим поведением, желаниями;
- активизация любознательности, активности в познании (в 4-5 лет практически все дети - «почемучки», что следует очень приветствовать, активно помогать узнавать окружающий мир);
- развитие воображения (от репродуктивных форм к творческому продуктивному воображению): выполняет познавательно-интеллектуальную функцию и аффективно-защитную функцию (защита от тяжелых переживаний через воображаемую ситуацию, избавление от собственных страхов и тревог));
- активизация изобразительной деятельности ребенка, детского творчества в рисунках (детское искусство носит экспрессионистский характер - ребенок изображает не то, что видит, а то, что переживает - свои чувства и эмоциональные состояния);
- яркое проявление связи между рисунком и личностью ребенка, уровнем его умственной одаренности (детский рисунок рассматривается как своеобразная детская речь, как средство осмысления и выражения переживаний и знаний ребенка);
- развитие диалогической речи с другими людьми (к 6 годам лексикон до 14 тысяч слов, полное овладение грамматическими нормами языка) и эгоцентрической речи (речи для самого себя «тихо сам с собою», сопровождает деятельность ребенка, помогает ему планировать действия в 4-5 лет), затем перерастает во внутреннюю речь;
- развитие понятий (в 3-5 лет слова - как ярлыки, заменяющие предметы или действия, к 6-7 годам слова обозначают существенные признаки предметов и конкретные понятия);
- развитие мышления на дооперациональном уровне, постепенный переход к операционному уровню (умение анализировать, синтезировать, абстрагироваться, выделять существенное в предметах и явлениях и др. ;
- адекватный интерес к половым органам, к рождению детей; фаллическая стадия психосексуального развития (в 3—4 года возможно проявление детского онанизма); формирование и преодоление Эдипова комплекса – привязанность девочки к отцу, а мальчика к маме, временное отторжение родителя своего пола - (в 5 - 6 лет: в этот период очень опасны разводы), формирование внутренней совести, цензора, моральных суждений;
- формирование инициативности, целеустремленности, активности, предприимчивости, самостоятельности либо, в случае негативного хода развития, формирование пассивности, чувства вины, склонности к подражанию образцам (и не всегда положительным).
Через интенсивное познавательное развитие ребенка формируются новообразования:
- возникновение первого цельного детского мировоззрения, попытка осмыслить закономерные отношения;
- возникновение первичных морально-этических понятий (что такое хорошо и что такое плохо);
- возникновение соподчинения мотивов (можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными, появление чувства долга по отношению к другим людям);
- возникновение произвольного поведения (появляется стремление управлять собой и своими поступками);
- возникновение личного сознания (начало самооценки, понимание, что не все может, осознание своего места в системе отношений со взрослыми, оценивание своих личных качеств — хороший, злой, добрый и т.п.);
Формируется готовность к школе
Она проявляется не в формальном овладении навыками счета, письма, чтения (чем часто восхищаются мамы маленьких детей), а как результат общего психического развития ребенка, комплексный показатель психической зрелости, умственного, эмоционального и социального развития ребенка:
- произвольность поведения - умение контролировать свою двигательную активность, действовать точно по указаниям взрослого, подчиняться правилам;
- учебная мотивация (желание учиться, а не играть, желание идти в школу и получать знания);
- эмоциональная устойчивость, частичный контроль эмоций;
- развитие достаточного уровня коммуникативных навыков, умение строить конструктивные взаимоотношения с окружающими;
- физиологическое развитие.
В интеллектуальной сфере:
- концентрация внимания;
- понимание на слух;
- наличие фонематического слуха;
- словарный запас, развитие речи;
- развитие наглядно-образного мышления, способностей к обобщению;
- развитие понятийного мышления;
- рациональный подход к действительности;
- логическое запоминание,
- зрительно-двигательная координация (способность к управлению движениями руки и
пальцев).
В личностной и социальной сфере:
- способность к сотрудничеству со сверстниками, к построению конструктивного общения с
окружающими;
- сформированность отношения к взрослому как к учителю;
- формирование определенного уровня самосознания, позволяющего проявлять критичность к
своим знаниям и действиям.
Младший школьный возраст
Ведущая деятельность — учебная.
Очень важно, что:
- с момента поступления ребенка в школу учеба начинает влиять на всю систему его
отношений с окружающим миром;
- будучи общественной по своему смыслу, содержанию и форме, она вместе с тем осуществляется сугубо индивидуально, а ее продукты есть продукты индивидуального усвоения;
- в процессе учебной деятельности ребенок осваивает знания и умения, выработанные человечеством;
- он приобретает умения подчинять свою работу массе обязательных для всех правил как общественно выработанной системе;
- подчинение правилам, в свою очередь, формирует у ребенка умение регулировать свое поведение, усваивая более эффективные формы произвольного управления им.
Психологические особенности младшего школьного возраста
В этот период происходит:
- перестройка познавательных процессов (формирование произвольности, продуктивности и
устойчивости-развитие произвольного внимания, восприятия, памяти, прежде всего
механической;
- развитие мышления (переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому и
рассуждающему мышлению на уровне конкретных понятий;
- развитие саморегуляции поведения, формирование силы воли;
- усвоение умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний;
- овладение навыками домашнего труда;
- расширение сферы общения, появление новых авторитетов (учитель), формирование
отношений в учебном коллективе;
- развивающие игры занимают второе место после учебы;
- формирование самооценки на основе оценивания учителями и достигнутых результатов в
учении, часто происходит снижение самооценки (если учеба начинается не очень хорошо);
- если ребенок легко вписывается в новую систему жизни, отношений, у него формируется
уверенность в себе, компетентность, а в случае затруднений в учебе, критичности учителей и
родителей, формируется неверие в свои силы, чувство неполноценности, фрустрированность
(нарастание внутреннего психического напряжения, связанного с неудачей, разочарованием),
потеря интереса к учению, школьные неврозы.
Через интенсивное развитие мыслительной деятельности ребенка формируются новообразования:
- формирование словесно-логического мышления на основе конкретных понятий;
- формирование способности выполнять действия в уме — умственный план действий;
- произвольность поведения (умение управлять своим состоянием, поступками);
- рефлексия (способность ребенка осознавать, что он делает, зачем и правильно ли делает);
- развитие способности целенаправленного восприятия, осмысленного произвольного запоминания.
Центром развития в этот период является мышление:
- восприятие и память становятся его производными (процессы запоминания и воспроизведения информации становятся мыслящими, а восприятие думающим), их дальнейшее развитие идет по пути интеллектуализации;
- активизация мышления позволяет включить в учебную деятельность младшего школьника такие частные виды деятельности, как письмо, чтение, работа на компьютере, изобразительная деятельность, начало конструкторско-композиционной деятельности.
Учащиеся все заметнее отличаются друг от друга не только разным уровнем подготовленности к усвоению учебных знаний, но и более устойчивыми индивидуальными особенностями, которые налагают свои требования на организацию учебного процесса.
Индивидуальные различия касаются и познавательной сферы людей:
- одни имеют зрительный тип памяти, другие — слуховой, третьи — зрительно-
двигательный и т.д.;
- у одних наглядно-образное мышление, а у других — абстрактно-логическое.
Это означает, что одним легче воспринимать материал с помощью зрения, другим — на слух; одним требуется конкретное представление материала, а другим - схематическое и т.д.
Пренебрежение индивидуальными особенностями учащихся при обучении ведет к возникновению у них различного рода трудностей, осложняет путь достижения поставленных целей.
Степень достижения поставленных целей отдельным учеником существенно зависит от того, насколько процесс усвоения строится с учетом всех указанных особенностей данного учащегося.
Подростковый возраст
(10-11 — 14-15 лет)
К концу начальной школы, школьник становится субъектом не только учебной деятельности, но и активного межличностного взаимодействия. Младший школьник становится подростком.
Это период:
- осознания собственной индивидуальности, открытия своего «Я»;
- появления жизненного плана, наброски пробных (дальних) перспектив;
- формирования установки на сознательное построение своей жизни;
- расширения жизненного мира личности, постоянное «врастание» в различные сферы
общественной жизни.
Процесс этот идет изнутри человека в открытый мир.
Доминантные (основные, главные) интересы подростков
(по Л.С. Выготскому):
- эгоцентрическая доминанта (интерес подростка к собственной личности);
- доминанта дали (установка подростка на обширные, большие масштабы («наполеоновские планы»), которые для него более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние);
- доминанта психологического усилия (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательного авторитета, протесте и других негативных проявлениях);
- доминанта романтики (стремление подростка к неизвестному, к рискованному, к приключениям, героизму).
Ведущая деятельность - общение со сверстниками в контексте собственной деятельности подростка.
В этот период проявляются:
- интенсивное половое созревание и развитие, физиологическая перестройка организма («гормональная буря»);
- неустойчивость эмоциональной сферы, всплески и неуправляемость эмоциями и настроением;
- утверждение своей самостоятельности и индивидуальности, возможность возникновения конфликтных отношений со взрослыми.
Психологические особенности подросткового возраста
- изменение системы ценностей: семья, школа, сверстники обретают новые значения и смыслы.
- освоение новых норм поведения и отношений с людьми на основе необходимости «завоевать» признание, расположение и уважение сверстников к себе;
- стремление принадлежать «своей» компании (поиски друга, того, кто может тебя понять);
- формирование самооценки, характера;
- возможно возникновение акцентуаций характера (выделение характерных индивидуальных черт, особенностей поведения, фиксирующихся в личности) и дезадаптивных форм поведения (негативизм, упрямство, уход из дома, бродяжничество, пропуски занятий в школе, так как все главное и самое интересное для подростка теперь происходит вне школы);
- ярко выраженная эмоциональность, резкость в суждениях (иногда до грубости).
- формирование собственных взглядов, протест против диктата взрослых, самостоятельный выбор референтной (значимой для подростка) группы;
- отсутствие подлинной самостоятельности, наличие повышенной внушаемости и конформизма по отношению к ровесникам;
- развитие логического мышления, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, к оперированию абстрактными понятиями;
- самоконтроль и планирование деятельности еще затруднено;
- склонность к риску, агрессивности как способам самоутверждения;
- появление сексуальных влечений и интересов; повышенной утомляемостью,
- формирование самосознания своего «Я»;
- избирательность в учении (математические, гуманитарные и др. дисциплины; любимый не любимый учитель);
- сензитивность для развития общих и специальных способностей (подходящее для данного возрастного периода);
- повышенная утомляемость, раздражительность, уход в себя, отгороженность от окружающих.
Личностные новообразования:
- появление чувства «взрослости»;
- формирование определенного уровня самосознания;
- формирование самоопределения;
- активизация процессов самооценивания и самоотношения (отношение к самому себе, принятие или непринятие).
Выделяют следующие типы самоотношения подростка.
- Самооценка ребенка является прямым воспроизводством оценки матери. Дети отмечают в себе прежде всего те качества, которые подчеркиваются родителями. Если внушается негативный образ и ребенок разделяет полностью эту точку зрения, у него формируется устойчивое негативное отношение к себе с преобладанием чувства неполноценности и самонепринятия. Для ребенка с узким диапазоном социальных контактов вне семьи родительские оценки становятся единственными внутренними самооценками в силу авторитетности и значимости родителей, тесной эмоциональной связи с ними. Неблагоприятность этой самооценки (пусть даже и в позитивном ее варианте) заключена в опасности фиксации крайней зависимости самоотношения от прямой оценки значимых Других, что препятствует выработке собственных внутренних критериев, обеспечивающих стабильность позитивного отношения к себе, несмотря на колебания уровня самооценки.
- Смешанная самооценка. Она заключает в себе противоречивые компоненты: один — это формирующийся у подростка образ своего «Я» в связи с успешным опытом социального взаимодействия, второй — отголосок родительского видения ребенка. Образ «Я» оказывается противоречивым. Тем не менее, ребенку удается в некоторой степени разрешить конфликт: успешность взаимодействия вне семьи позволяет ему испытывать необходимое чувство самоуважения, а принимая родительские требования, он сохраняет аутосимпатию (к себе) и чувство близости с родителями.
- Подросток воспроизводит точку зрения родителей на себя, по дает ей другую оценку. Упрямство не называют бесхарактерностью. Поскольку для подростка этого возраста по-прежнему важны одобрение и поддержка взрослых, то ради сохранения в себе чувства «Мы» им воспроизводится негативная оценка своего «упрямого» поведения. Но одновременно послушание означает отказ от автономности и утрату собственного «Я». Переживания этого внутриличностного конфликта как невозможности ответа требованиям родителей и сохранения значимости своего «Я» приводит к тому, что подросток оценивает себя как плохого, но сильного.
- Подросток ведет борьбу против мнений родителей, но при этом оценивает себя в рамках той же системы ценностей. В данном случае подросток воспроизводит в самооценке не реальную оценку родителей, а их идеализированные ожидания.
- Подросток воспроизводит в самооценке негативное мнение родителей о себе, но при этом подчеркивает, что таким он и хочет быть: «Хотите? Gолучите!». Это отвержение родительских требований приводит к очень напряженным отношениям в семье. Наступает полное взаимное непонимание, что ведет к отчуждению, разрыву отношений.
- Подросток не замечает негативной оценки родителей. Ожидаемая оценка значительно выше самооценки, хотя реальная родительская оценка является негативной. Игнорируя реальное эмоциональное отвержение со стороны родителей, ребенок трансформирует в самосознании родительское отношение так, как если бы он был любим и ценим.
Борьба за самоутверждение подростка проходит не только в семье, она начинает проявляться в некоторой степени и в школе (в снижении в глазах подростков авторитетности учителей; в появлении тенденций скрытого или открытого противодействия требованиям педагогов). От педагогов требуется терпение, профессиональный подход к проявлению особенностей самого сложного возрастного периода, гармоничное сочетание требовательности и чуткого понимания, авторитарности и демократичности в стиле общения. При этом важно помнить: подросток может быть объектом воспитания и обучения только в том случае, если педагог для него авторитетен. В ином случае, ожидается длительное и мучительное противостояние, в котором «выигрывает» ученик.
Подростковый кризис знаменует собой второе психологическое рождение ребенка. Подростком этот конфликт переживается как страх потери «Я», как дилемма: быть собой со своим особым и отдельным душевным миром и индивидуальными способностями или быть вместе с теми, кто дорог и ценим.
Другие виды деятельности подростков:
- общественно-организационная;
- спортивная;
- художественная;
- трудовая.
При выполнении этих видов общественно полезной деятельности у подростков возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе, становиться личностно значимым. Он учится строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, рефлексии собственного поведения, умению оценивать возможности своего «Я». Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях.
Отстаивая свою самостоятельность, подросток формирует и развивает на основе рефлексии (самоанализа, осмысления) свое самосознание, образ «Я», соотношение реального и идеального «Я».
Основные причины недовольства и беспокойства родителей и педагогов:
- Поведение ребенка дома или в школе - неуправляем, «не желает подчиняться школьным требованиям», «невозможно заставить за собой вымыть чашку», «делает все наперекор».
- Черты характера, расцениваемые как неприемлемые: «на первом месте удовольствие», «сын агрессивен».
- Снижение интереса к учебе подростков, их резкость, конфликтность, усиление агрессивности.
- Усиление роли друзей по сравнению с влиянием педагогов и родителей.
- Нарушения дисциплины, протест против запретов и нравоучений.
Если для младшего школьного возраста учебная деятельность является ведущей (вхождение в нее, принятие роли субъекта этой деятельности, формирование учебных мотивов, овладение ее предметным содержанием и структурой и т. д.), то для школьника среднего возраста (подростка) в качестве ведущей выступает общественно полезная деятельность в разнообразных формах, в русле которой и интимно-личное общение со сверстниками, и очень важное общение с представителями другого пола.
Важнейшие потребности подростка
(и чем старше подросток, тем активнее эти потребности выражаются):
- потребность в достойном положении в коллективе сверстников и семье;
- стремление обзавестись верным другом;
- стремление избежать изоляции как в классе, так и в малом коллективе;
- повышенный интерес к вопросу о «соотношении» сил в классе 9чтобы быть не хуже всех);
- стремление отмежеваться, отречься от всего подчеркнуто детского (хотя детские, незрелые поступки еще сохраняются);
- отсутствие авторитета возраста;
- отвращение к необоснованным запретам (следует использовать только веские аргументы);
- восприимчивость к промахам учителей (нельзя потерять свой авторитет);
- переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
- отсутствие адаптации к неудачам, к положению «худшего»;
- тенденция предаваться мечтаниям, боязнь осквернения мечты;
- требовательность к соответствию слова делу;
- увлечение современной музыкой, киноискусством и т.д.
- приобщение к молодежным субкультурам и течениям, слабый анализ содержания их деятельности.
Наряду с этим, для старшего подростка характерны:
- активизация осознания необходимости самостоятельного выбора дальнейшей программы образования, что предполагает сформированность достаточно устойчивых интересов и предпочтений, ориентацию в различных сферах труда и общественно полезной деятельности;
- стремление к утверждению своей позиции субъектной исключительности и индивидуальности, сильное желание чем-то выделиться. Это может усиливать познавательную мотивацию, если соотносится с самим содержанием учебной деятельности - ее предметом, средствами, способами решения учебных задач. Стремление к «исключительности» входит и в мотивацию достижения, особенно в составляющую «награды», «успеха».
Основные новообразования этого возраста:
1. Социальное сознание, перенесенное внутрь (самосознание, рефлексия).
Развитие рефлексии не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с которыми также становится возможным и более глубокое понимание других людей. Развитие самосознания как центрального новообразования подросткового возраста становится возможным и целиком зависит от культурного содержания окружающей среды (домашней, школьной, за пределами учебного заведения и дома).
2. Самоопределение.
Формируется к окончанию переходного периода. С субъективной точки зрения оно связано с осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблемы своего будущего. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии. Подросток начинает присматриваться к многообразию профессий. Осуществляя предварительный выбор, он оценивает различные виды деятельности с точки зрения своих интересов и склонностей, а также с точки зрения общественных ценностных ориентации.
Юношеский возраст
(15 — 17 лет)
Подросток как субъект учебной деятельности специфичен не только своей мотивацией, позицией, отношением, «Я-концепцией», но и местом в жизни на отрезке непрерывного, многоступенчатого образования. Он для себя решает, прогнозирует форму продолжения этого образования, в зависимости от этого ориентируясь либо на ценности учения, либо на ценности трудовой деятельности, общественной занятости, межличностного взаимодействия. При ориентации на учение подросток переходит в статус старшего школьника.
Юношеский возраст — этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными.
Старшеклассник (период ранней юности с 14—15 до 17 лет) вступает в новую социальную ситуацию развития сразу же при переходе из средней школы в старшие классы или в новые учебные заведения - гимназии, колледжи, училища. Эту ситуацию характеризуют не только новые коллективы, но и направленность на будущее: на выбор образа жизни, профессии, референтных (значимых) групп. Необходимость этого выбора диктуется самой жизненной ситуацией, инициируется родителями и направляется учебным заведением. Соответственно в этот период основное значение приобретает ценностно - ориентационная активность. Она связывается со стремлением к автономии, правом быть самим собой.
Отвечая самому себе на вопросы «Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?», молодой человек формирует:
- самосознание - целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценка своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания;
- собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную" ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему;
- стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердиться в своей самостоятельности и оригинальности, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т.п.
Ведущая деятельность - учебно-профессиональная.
Психологические особенности юношеского возраста
- формируется самосознание - представление о себе самом, самооценивание своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств;
- происходит соотношение себя с идеалом, появляется желание и возможность самовоспитания;
- возрастает волевая регуляция, умение управлять своими желаниями, эмоциями;
- стремление приобрести профессию - основной мотив познавательной деятельности;
- возрастает концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, сформировалось абстрактно-логическое мышление;
- появляется умение самостоятельно разбираться в сложных жизненных вопросах;
- формируется собственное мировоззрение как целостная система взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии — увлечение псевдонаучными теориями, создание собственных теорий жизни, любви, политики, максимализм суждений;
- стремление к самоутверждению, независимости, оригинальности;
- пренебрежение к советам старших;
- критиканство, проявление недоверия;
- сухой рационализм, практицизм;
- стремление к самоуправлению, заново осмыслить все окружающее и происходящее в этом мире;
- происходит жизненное определение человека, приобретение определенной степени психологической зрелости;
- отсутствие подлинной самостоятельности, подверженность влиянию сверстников, повышенная внушаемость и конформизм по отношению к сверстникам;
- завершено половое созревание, формируется отношение к зарождающимся сексуальным желаниям;
- возникает первое чувство любви, дружбы;
- происходит существенная перестройка эмоциональной сферы;
- еще сохраняется недостаточное осознание последствий своих поступков.
Новообразование возраста:
- формируется способность строить жизненные планы и выбирать способы их реализации.
Для юношества свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления: разрабатывая свои теории, юноша ведет себя так, как если бы мир должен был подчиняться именно его теориям, а не теории действительности.
Стремления доказать свою независимость и самобытность сопровождаются типичными поведенческими реакциями: «пренебрежительное отношение» к советам старших, недоверие и критиканство по отношению к старшим поколениям, иногда даже открытое противодействие. Но в такой ситуации юноша вынужден опираться на моральную поддержку ровесников, и это приводит к типичной реакции «повышенной подверженности» (неосознанная внушаемость, сознательный конформизм) влиянию ровесников, которая обусловливает единообразие вкусов, стилей поведения, норм морали (молодежная мода, жаргон, субкультура).
Любовь и дружба, формирующиеся в этот период, накладывают серьезный отпечаток на всю последующую жизнь. Они могут остаться единственными на всю жизнь. В этом возрасте все согласны на совершение ошибок, только чтобы не лишать себя опыта формирования этих жизненных ценностей («Да, я допускаю в своей жизни ошибки, но это – мои ошибки, и я сам буду в них разбираться»).
В этот период старшеклассники начинают строить жизненные планы и сознательно задумываться над выбором профессии. Этот выбор диктуется не только ориентацией на жизненное требование призвания, на сферу деятельности, в которой человек может быть максимально полезен другим как врач, педагог, исследователь, но и конъюнктурой выгодой, практической ценностью данной профессии в конкретной ситуации общественного развития.
Человек выходит во взрослую жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрастные особенности развития универсальных коммуникативных учебных действий младших школьников.
В статье описываются возрастные особенности развития коммуникативных УУД....
Консультация для родителей "Возрастные особенности детей 5-6 лет" , "Телевизор и компьютер",
Возрастные особенности детей 5 - 6 лет...
Консультация для педагогов на тему « Возрастные особенности младшего школьника и младшего подростка»
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребёнок сохраняет много детстких качеств -легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детстку...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ " Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"
Познакомить родителей с особенностями развития детей 5-6 лет....
Консультация для родителей "Возрастные особенности детей раннего возраста от1,5 до 2 лет"
Консультация для родителей "Возрасные особенности детей раннего врзраста "от1,5 до 2 лет". В этом материале родители познакомятся с возрастными особенностями детей от 1,5 до 2 лет. Данная информаци...
Консультация для родителей Возрастные особенности 3-4 лет
Целевые ориентиры на год....
"Возрастные особенности школьников с интеллектуальными нарушениями (умеренная умственная отсталость)и их влияние на здоровье и поведение." (1-4 класс)
Мытье рук - занятие очевидное, но не все так просто.Итак, несколько вопросов про одно из самых регулярных занятий в нашей жизни. Когда следует мыть руки? После прихода с улицы, п...